юди, заинтересовавшиеся буддизмом, нередко сталкиваются с проблемой выбора буддийской традиции и приемлемых для себя способов практики. Основоположник буддизма – Будда Готама – жил в Индии примерно 2600 лет назад. С момента просветления Будды его учение стало распространяться по соседним странам, а после его Париниббаны (великого ухода), Дхамма (учение) распространилась и за пределы Индии. Естественно, что на этом пути многие концепции, изложенные Буддой и его ближайшими учениками, исказились, либо были разбавлены новыми идеями. В течение столетий ошибки от неверного понимания и интерпретации продолжали накапливаться. Сам Будда Готама предвидел подобное развитие событий и предупреждал, что его учение будет искажаться со временем и приходить в упадок.
(Подробнее по этой теме)
Современный буддизм имеет целый ряд различных направлений. Как сориентироваться во всём этом многообразии? Нетрудно догадаться, что не стоит доверять методу, который возник относительно недавно и имеет маловразумительную историю происхождения. Куда больше доверия методу, существование которого можно проследить на протяжении тысячелетий.
Тхеравада – наиболее древнее из сохранившихся направлений, ведущее своё начало от Будды Готамы и событий Первого буддийского собора. Тхеравада в своих воззрениях опирается на Типитаку – Палийский Канон. Это самый древний и наиболее достоверный сборник учений Будды, дошедший до нашего времени.
(Подробнее по этой теме)
После выяснения ситуации с буддийскими направлениями, встаёт вопрос о том, что же делать дальше. Поскольку буддизм – это религия практики, то с чего именно следует начать эту практику? За ответом нужно обратиться к рекомендациям самого Будды. В качестве первого шага Будда предлагал применить на практике и проверить ту часть его учения, результаты которой видны уже здесь и сейчас, в этой жизни. Вкратце это можно выразить всего одной строфой из Дхаммапады (сборника кратких изречений Будды):
«Неделание зла, Достижение добра, Очищение своего ума – Вот учение просветлённых».
Разберём это краткое наставление чуть подробнее, начав с последней строки.
Очищение ума – вот учение Просветлённых
Будда говорил, что в нашем уме присутствуют загрязнения, и до определённой степени их может увидеть в себе любой человек. Это такие вредоносные качества как недоброжелательность, алчность, неведение и их многочисленные производные: злоба, гнев, раздражение, уныние, жадность, скупость, высокомерие, зависть, ревность и множество других. Все эти тенденции отравляют как нашу собственную жизнь, так и жизнь окружающих. Из-за наличия в умах людей загрязнений в мире происходят ссоры, конфликты, войны. Различные стрессы, страхи и фобии, вызванные гневом, завистью, ревностью, жадностью, отравляют наше существование и наполняют его страданием. Отчищая ум от загрязнений, мы можем на собственном опыте убедиться, уменьшает ли это наши страдания или нет, обретаем ли мы спокойствие и радость в жизни или не обретаем. Именно такой здравый подход может создать для нашей практики устойчивый базис.
Итак, буддийский путь – это практика очищения сознания. Но отчистить ум от загрязнений не так просто. Для плодотворной работы в этом направлении нужны соответствующие внешние условия, которые бы помогали, а не препятствовали практике. Для начала нужно сбавить темп нашей жизни, уменьшить накал жизненных страстей, чтобы добиться успокоения ума. Только спокойный, а не взбудораженный ум годится для буддийской практики. Само собой, что взаимная неприязнь и конфликты между людьми, возникающие из неблагих действий, также не будут способствовать успокоению ума. Именно для обеспечения условий для такого успокоения ума нам и требуется создать вокруг себя благожелательную и спокойную атмосферу. На этом этапе нам нужно попробовать отказаться от грубых слов и резких речей, а также от сплетен. Нужно стараться не причинять вреда другим. Возможно, это будет не так просто сделать из-за укоренившихся в нашем уме неблагих привычек в поведении. Но ни в коем случае не нужно считать, что исправить себя невозможно, что «я таким родился». Залог успеха на этом этапе – в планомерных и постоянно прикладываемых усилиях.
Если мы реализовали данный этап, то стоит двигаться дальше. Теперь можно направить усилия на созидание добра. Здесь нам нужно попробовать помогать другим людям. Сделать или подарить что-либо полезное для окружающих, не ожидая за это благодарности. Присматриваясь к своему внутреннему состоянию, мы сможем увидеть, что альтруистические действия дарят нам частичку счастья, радости и благополучия, в то время как часть страданий, окружающих нас, исчезла. Быть может, пройдёт несколько месяцев или даже год, прежде чем мы увидим, что эта практика приносит реальные видимые благотворные результаты, как для нас, так и для окружающих. Если мы добились успеха на этом этапе, то у нас появляется основание для следующего.
(Подробнее по этой теме)
Следующим шагом является обретение веры (доверия) Будде. Самый надёжный способ развития веры по отношению к Будде и его Учению лежит через реальные результаты нашей же личной практики. Чем дольше мы будем практиковать очищение ума, избегание зла и сотворение добра, чем больше будем изучать наставления Будды, тем чаще мы будем замечать, что «Будда в очередной раз был прав». Возможно, наступит момент, когда мы будем восхищены и поражены мудростью Будды во всей её полноте.
Только на этом этапе ученик готов полностью принять всю перспективу буддийского учения, не ограниченного материалистическими рамками одной жизни. Будда говорил о множественности жизней, через которые проходит живое существо, и о том, что наше следующее существование во многом зависит от наших же поступков в этой жизни. С помощью более глубокого изучения Дхаммы и более интенсивной практики можно создать условия для благоприятного следующего перерождения или даже целой серии перерождений. Если же этого не сделать, то существует вполне реальная возможность переродиться в неблагих уделах и мирах, где жизнь тяжела, наполнена страданиями и муками. Истинность этих утверждений не видна обычному человеку. И вот почему нам требуется принять это на веру, предварительно убедившись в глубине мудрости Будды и правдивости всех его наставлений.
(Подробнее по этой теме)
5. Становление буддистом
Когда мы на собственном опыте убедились в действенности описанных методов и готовы принять всю полноту учения Будды в качестве руководства к жизни, тогда нам стоит задуматься о том, чтобы стать буддистом формально. Чтобы это сделать, следует принять Прибежище у буддийского монаха традиции Тхеравады. Это хорошо укрепит нашу решимость не сходить с буддийского пути.
Многие принимают Прибежище до выполнения даже первых шагов, и нередко оказывается так, что их решение было не очень осмысленным. Поэтому лучше пройти официальную церемонию становления буддистом после того, как в течение некоторого времени вы уже придерживались рекомендаций, данных Буддой, и на опыте убедились в правильности его учения. Тогда этот опыт станет хорошей поддержкой для вашей дальнейшей практики.
В традиции Тхеравады вместе с принятием Прибежища практикующий принимает ещё и пять правил буддиста-мирянина, которые нужно стараться соблюдать в течение всей жизни. Таков минимальный набор требований к человеку, движущемуся по буддийскому пути. Он включает в себя отказ от:
1). убийства 2). воровства 3). прелюбодеяния 4). лжи 5). употребления алкоголя и наркотиков.
(Подробнее по этой теме)
Если наша практика окрепла, тогда стоит двигаться дальше. Здесь можно выделить четыре более-менее последовательных стадии практики:
– развитие нравственности – развитие щедрости – развитие медитации – развитие правильных воззрений
На данном этапе становится недостаточно лишь иногда воздерживаться от неблагих поступков и привносить в жизнь благие. Теперь, приняв вместе с Прибежищем пять обетов, мы должны стараться постоянно придерживаться этих правил. Если какое-либо из них нарушается, нужно отметить это и постараться исправиться в будущем. Если же пять правил освоены и стали достаточно лёгкими для осуществления, тогда можно усилить практику, принимая восемь обетов мирянина по лунным дням.
Вместе с этим следует продолжать и практику щедрости. Теперь мы знаем, что щедрость не просто делает других радостными и уменьшает нашу жадность, но и позволяет нам накапливать благие заслуги и влиять, таким образом, на события этой и следующих жизней. Самую щедрую поддержку нам следует оказывать буддийским монахам, нашим родителям и тем, кто крайне нуждается в помощи. Наибольший благой плод приносит даяние Сангхе – общине монахов.
Медитация является важной частью буддийского пути. Будда отмечал, что достичь высшей цели буддийской практики – Ниббаны (полного уничтожения загрязнений ума) – можно только посредством глубокой медитации, основанной на правильных воззрениях, нравственности и щедрости. Дойти до этой цели нелегко. Скорее всего, для достижения Ниббаны потребуется не одна жизнь, но усилия, прикладываемые к развитию медитации, не пропадут напрасно. Любые накопленные заслуги, в число которых входит и практика медитации, так или иначе, дадут свои плоды – если не в этой жизни, то в следующих.
Развитие правильных воззрений
Если на первых этапах практики от нас требовалась лишь некоторая мудрость и вера, то теперь нам необходимо развивать Правильное Воззрение и исправлять неправильное, поскольку только правильные воззрения в комбинации с медитацией способны принести сверхмирскую мудрость, помогающую в достижении Ниббаны.
Лучшим средством для развития правильных воззрений и исправления неправильных являются наставления самого Будды Готамы, изложенные в суттах Палийского Канона, а также лекции и комментарии учителей Тхеравады. На этом этапе необходимо посвятить себя более глубокому изучению Дхаммы.
Для более комплексного взгляда на Дхамму необходимо понимать структуру сердцевины буддийского учения – Благородного Восьмеричного Пути, тщательно раскрыв и поняв для себя все его восемь факторов в подробностях и деталях. Очень важно обратить внимание на изучение самого первого фактора – Правильных Взглядов (Воззрений). Впоследствии, к каким бы лекциям современных учителей или же древним суттам Палийского Канона мы бы не приступили, мы всегда сможем уложить всю эту дополнительную информацию в рамки именно этого самого Восьмеричного Пути, соотнося те или иные учения с теми или иными его факторами.
(Подробнее по этой теме)
7. Друзья на пути и живое общение
К вышесказанному стоит добавить ещё несколько слов о важности живого общения с другими практикующими буддистами-мирянами. Нередко случается так, что буддисту-одиночке не хватает мотивации для преодоления всех помех на пути. Здесь очень сильно могут помочь советом и личным примером опытные буддисты, которые уже много лет изучают и практикуют Дхамму. В традиционных странах Тхеравады найти таких людей довольно просто, но в России и западных странах с этим может возникнуть проблема. Отчасти здесь помогут интернет-сообщества и форумы тхеравадинов, но, всё-таки, это не заменит живого общения, поэтому, если есть возможность, желательно собрать небольшую группу людей, разделяющих ваш интерес к Дхамме, с которыми можно было бы хотя бы изредка собираться для совместной практики и общения.
(Подробнее по этой теме)
Наиболее полно идея добрых друзей на пути воплощается в лице монахов и учителей, как наиболее подготовленных и опытных практиков. Новичку часто советуют «найти учителя» или «обратиться к учителю», который сможет дать сверхценный совет, чудесным образом решающий все проблемы. Такое мнение распространилось, во многом, благодаря влиянию тибетского и дальневосточного буддизма, а также индуизма, в которых очень высока роль гуру.
В традиции Тхеравады роль учителя также значима. Но, всё-таки, не стоит её переоценивать. Не рассчитывайте на то, что монах или учитель сделает всё за вас и волшебным образом ускорит вашу практику. Не рассчитывайте на то, что он скажет вам нечто такое, чего вы никогда не сможете узнать сами, или же что вам дадут «именно то наставление, которое предназначено специально для вас».
Чтобы получить от опытного учителя более-менее стоящий совет, нужно прожить рядом с ним бок о бок долгое время – возможно, несколько месяцев, а может быть даже и лет. Если же вы увидели монаха в первый, или пусть даже в пятый раз, не ждите, что он сможет дать исчерпывающий ответ на все ваши вопросы и проблемы. Скорее всего, вы услышите от него только лишь самые общие наставления. Поэтому не рассчитывайте сверх меры на результативность подобных встреч, а лучше прикладывайте усилия к самостоятельному продвижению в пути. Этот совет не отрицает значимости встреч с каким-либо опытным мастером, но, как правило, глубокие рекомендации, полученные от таких учителей, нужны только на весьма продвинутых уровнях практики, не освоив которые, вы, возможно, даже и не сумеете оценить качество рекомендаций.
Стоит также отметить ещё и тот факт, что даже старый, уважаемый монах или известный учитель, имеющий широкую известность, могут иметь неправильные воззрения или заблуждаться в некоторых вопросах, до тех пор, пока они не стали Архатами (полностью просветлёнными). Поэтому не стоит сразу всецело доверять всему, что говорит учитель. Если у вас возникают сомнения, лучше сравнить его слова с наставлениями самого Будды, которые дошли до наших дней в Палийском Каноне и помнить о том, что при расхождении между суттами и словами учителя, больший авторитет имеют слова Будды.
(Подробнее по этой теме)
Рекомендуемая литература к каждому из вышеперечисленных этапов (этот список материалов будет периодически обновляться и дополняться)
Буддизм – это древнейшая мировая религия. Изучая и исповедуя её, люди учатся любить мир, в котором живут, становятся добрее и терпимее.
Многих буддийское учение привлекает именно своей миролюбивостью. В своих духовных исканиях люди отдают предпочтение этому религиозно-философскому течению, но не все из них знают, как стать буддистом.
Монахи советуют не торопиться с принятием такого решения. Они рекомендуют вначале вникнуть в основы учения, сравнить его направления. Здесь очень важен взвешенный подход к выбору своего дальнейшего пути, ведь буддизм – это, прежде всего, религия личного опыта.
В статье мы будем опираться на положения тибетского буддийского учения, так как именно оно распространено на российских просторах.
Приобщение к буддийским идеям
Итак, что нужно сделать, чтобы постулаты учения стали понятны?
Будущему послушнику следует осознать, что главное отличие выбранной им религии от других заключается в отсутствии понятия Бога, грехов, вечных божественных откровений и других привычных нам религиозных атрибутов.
В буддизме адепт – сам Спаситель, прежде всего, себя, а затем и других людей. Он же и Творец своей благой кармы.
Основные принципы буддизма можно понять, изучая их. Начать нужно с разбора характерной для буддийской литературы лексики.
Без понимания этих особых терминов не добиться глубины и точности восприятия специфических текстов. Существует много специальной литературы, призванной помочь начинающим буддистам. Это:
Авторы, от великих учителей древности до уважаемых современных буддийских лидеров, раскрывают историю появления учения, его базовые понятия. Они дают рекомендации для ежедневной медитации в домашних условиях и практического применения теоретических знаний в жизни.
Затем, конечно, нужно обратиться к истории жизни основателя буддийского учения – Будды Гаутамы. Это поможет проникнуть в суть религии.
Четыре благородные истины, поведанные им своим собратьям, составляют фундамент учения. Будда рассказал им о всеобъемлющем страдании, сопровождающем жизнь каждого землянина, и определил его причину: вечное «хочу», то есть, страстное желание.
Но была дана и надежда: ему можно положить конец. Сиддхартхой был указан и правильный путь, чтобы добиться этого. Информация о карме, её влиянии на перерождения, нирване помогут начинающему послушнику скорректировать своё поведение.
Выбор подходящего направления
Множество самодостаточных школ и направлений объединены общим названием буддизм. Суть у них общая, но некоторые моменты могут существенно различаться. В общем, все они принадлежат двум главным ветвям: тхераваде и махаяне. Махаяна, в свою очередь, подразделяется ещё на несколько течений.
Поэтому, ознакомившись с декларируемыми постулатами, следует выбрать школу, которая близка по духу. А ч тобы не запутаться в их большом количестве, можно отдать предпочтение той, которая имеет репутацию, выдержавшую проверку столетиями.
Развёрнутый анализ школ и направлений даёт известный востоковед и буддист Е.А. Торчинов в своём «Введении в буддологию». Выбор направления может зависеть также и от того, каким человеку видится дальнейший жизненный путь. Он может стремиться к нирване, и тогда следует выбирать тхераваду.
Если же начинающий буддист стремится не только спастись сам, но еще и помочь в этом другим, то вполне вероятно, что он захочет стать на путь бодхисаттвы. Тогда ему нужно будет сделать выбор из школ махаянского толка.
Принятие прибежища
Итак, выбор сделан. Что нужно, чтобы принять прибежище в трёх буддийских драгоценностях? Принятие
Принятие прибежища заранее, до попытки следовать рекомендациям Будды, является не очень обдуманным поступком. Послушнику лучше сделать это после того, как он на практике убедится в правдивости слов Шакьямуни, как тот и рекомендовал, и у него не останется сомнений в том, стоит ли становиться буддистом.
Для принятия прибежища потребуется встретиться с учителем – ламой. Побывав, например, на какой-то лекции или выступлении учителя, можно попросить его о личной встрече. После беседы с начинающим буддистом ламе станет понятно, насколько тот готов следовать учению Будды.
Наиболее благоприятными днями принятия прибежища являются 8-й, 15-й и 30-й дни по лунному календарю. Желательно совершать самый важный шаг в своей жизни, следуя этой рекомендации.
Когда официальная церемония свершится, адепт даёт обет соблюдать пять принципов в повседневной жизни:
Это и есть начало формирования благой кармы и применение идеалов буддизма на практике. Послушник сам отвечает за свою жизнь, никто не накажет за грехи, но за каждой причиной будет следствие.
Самостоятельная вера
Некоторые люди, ознакомившись с информацией в интернете или других источниках, вдруг решают обратиться в буддийскую веру самостоятельно.
Чаще всего они начинают медитировать или выполнять какие-то другие практики. Однако если поверить в буддийские истины можно и должно самому, то стать участником буддийского сообщества можно только после принятия прибежища, как было упомянуто выше.
Начинающему буддисту важно, чтобы этот обет у него принял именно лама. При личной встрече и во время специальной процедуры он передаёт прибежище адепту. Только после этого практики послушника обретают должный смысл.
Если говорить про Ваджраяну, то ее медитативные техники очень мощны и могут быть небезопасны для неподготовленного человека. Поэтому их передача осуществляется тайным образом.
Те же, с которых предлагается начать новичку, обычно безопасны. Если строго следовать указаниям учителя и понимать, с чего начать, недобавляя от себя ничего лишнего и не пропуская главного, то и ошибки в них не допустишь.
Поэтому рекомендуется, чтобы на практику благословлял и руководил ею учитель, тот, который принял у новообращённого обет и объяснил правила школы, которую он представляет. Таким образом, самостоятельно на путь буддизма фактически не ступить.
Следование восьмеричным путём
Чтобы овладеть учением в полной мере, нужно детально изучить и вникнуть в восемь составляющих пути, ведущего к освобождению от страдания.
Особое внимание уделяется отправной точке – правильным воззрениям. Ко всем этапам восьмеричного пути следует неоднократно возвращаться, обогащая своё понимание знаниями, почерпнутыми у современных учителей или в древнем Палийском каноне.
Практики буддийского учения
Подготовительные практики в тибетском буддизме называются нёндро. Они делятся на обычные и особенные.
Во время обычной практики адепт размышляет о
Во время особенных практик все действия повторяют 111111 раз:
Практики можно делать и без формального вступления в ряды Сангхи, но эффект от них в этом случае будет не столь значительным.
Поиск единомышленников
Добавим ещё, что, как и в любом деле, в следовании Дхарме важны единомышленники. Случается, что у человека, который начинает с нуля, не получается справиться в одиночку с какими-то проблемами. Тут как нельзя кстати придётся живое общение с другими адептами, у которых, возможно, больше знаний и опыта.
Так как в России буддизм менее распространён, чем в восточных странах, то, скажем, в Москве найти таких людей будет сложнее. Но в помощь могут прийти форумы и группы в интернете, где можно попытаться выявить земляков с аналогичными религиозными взглядами.
Если задаться такой целью, то постепенно соберётся группа буддистов с общими интересами. С ними можно будет выполнять совместно практики и общаться на интересующие темы.
Свобода вероисповедания
Если вдруг случилось так, что человек «ошибся дверью», и эта религия не для него, всегда можно безболезненно уйти с этого пути. Он не будет преследоваться своей бывшей школой и не испытает других негативных последствий.
Заключение
Надеемся, что статья оказалась интересной и полезной для вас!
Делитесь ссылкой на пост в социальных сетях с друзьями, и присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи о буддизме на свою почту!
Всего доброго, друзья! До новых встреч!
Здравствуйте, Наталья и Анастасия!
Я Алексей Постоянное Озарение.
Рад встретить этот сайт — хорошо оформленный, с подробными статьями и уже довольно обширный.
Правда, понимание сути буддизма у вас пока смутное. Например:
> самостоятельно на путь буддизма фактически не ступить.
Это мнение может иметь смысл для практикующих Ваджраяну, поскольку тантрические практики бывает трудно делать правильно без опытного учителя.
Но, если говорить о пути буддизма в целом, то это путь открытия реальности, как она есть.
Вступить на этот путь может каждый, в любой момент.
Многие идут по нему, даже не зная, что это путь буддизма!
Или вы считаете, он заключается в чём-то другом?
> стать участником буддийского сообщества можно только после принятия прибежища
Один из самых знаменитых буддийских учителей, Хуэйнен пробудился без учителя, всего лишь услышав, как некий монах читает вслух «Алмазную сутру».
Стал ли он при этом участником буддийского сообщества?
Здравствуйте, Алексей Постоянное Озарение!
Спасибо Вам за позитивную оценку нашего сайта! Мы стараемся, чтобы нашим читателям было комфортно находиться на нем.
По поводу Вашего замечания — видимо, Вы не очень внимательно прочитали статью — в самом начале мы уточнили, что рассматриваем вопрос с точки зрения именно тибетского буддизма. Однако, если сложилась такая ситуация, то мы обязательно еще раз подчеркнем это в данном абзаце, чтобы в дальнейшем у читателей не было замешательства по этому поводу. Так что Вам в любом случае спасибо!
По поводу Вашего вопроса:
«Но, если говорить о пути буддизма в целом, то это путь открытия реальности, как она есть. Вступить на этот путь может каждый, в любой момент. Многие идут по нему, даже не зная, что это путь буддизма! Или вы считаете, он заключается в чём-то другом?»
Мы согласны с Вами в том, что путь буддизма — это путь открытия реальности, как она есть. Однако открытие реальности, как она есть — не обязательно путь буддизма.
Открытие реальности возможно разными путями. И путь буддизма — один из них. Человек может идти и по пути, например, даосизма либо какого-то эзотерического учения, или может иметь собственный личный опыт открытия реальности, не привязанный ни к одному из путей.
Он может даже не знать про буддизм как таковой. Однако в таком случае все-таки нельзя сказать, что он идет путем буддизма. Путь буддизма предполагает ориентацию на Будду как на учителя и использование буддийских практик для своего продвижения. И в данной конкретной статье мы подразумевали именно это — осознанное следование буддийскому пути. Вы же, видимо, имеете в виду более общее понятие буддийского пути — как Пути пробуждения.
Благодарю за ответ!
Но и с точки зрения тибетского буддизма «вступление на путь» ещё не означает обязательных благословений Ламы.
Если воспользоваться толкованием Цонхапы, путь возможен на трёх основных этапах: (1) практика в погоне за мирским счастьем; (2) практика для собственного освобождения от неудовлетворённости; (3) практика ради всех существ.
Тогда «вступление на путь» можно понимать по-разному — в том числе, и когда ещё практикуют (например, буддийскую медитацию или садханы) ради мирского счастья.
Даже практики второго этапа, с отречением от мирских иллюзий, работают и без благословений телесно присутствующего Ламы.
Даже на третьем этапе, благословения можно получить через существ Самбхогакайи, как это было, например, с Цонхапой, который получал Учения от Манджушри и Атиши без посредничества учителей в обычных телах.
Поэтому идея, что «для вступления на путь нужен Лама», по-моему, не выдерживает проверки логикой и примерами.
Такой идеи могут придерживаться некоторые тибетские учителя, но было бы преувеличением сказать, что они воплощают позицию всего тибетского буддизма.
Второе: что такое буддийский путь — действительно, возможны разные толкования. Давайте посмотрим, какое полезнее и больше соответствует словам самого Будды?
«Путь пробуждения»? Или: «Путь буддизма предполагает ориентацию на Будду как на учителя и использование буддийских практик для своего продвижения»?
Что говорил об этом сам Будда?
Читаем «Махапариниббана сутту»:
> Отшельник Субхадда сказал Благословенному: «Почтенный Готама, аскеты и брахманы, возглавляющие большие общины учеников (…) – Пурана Кассапа, Маккхали Госала (…) – обладают ли они глубоким познанием, как утверждают, или же вовсе не достигли познания, или одни достигли, а другие нет?»
> …Благословенный сказал: «Если в чьих-либо Дхамме и Винае не найден Благородный восьмеричный путь, тогда ты не найдешь там истинного саману четырёх ступеней. Но если в каких угодно Дхамме и Винае найден Благородный восьмеричный путь, тогда ты найдешь там истинного саману четырёх ступеней святости».
То есть, сам Будда считал, что путь, которому он учит — это не ориентация на него как учителя и использование его практик, а практика в соответствии с Восьмеричным путём, кто бы её ни излагал. Он говорит:
2.32. …У Татхагаты нет мысли, что это он должен вести общину монахов, или что община зависит от него…
2.33. …Ананда, будьте сами себе островом и прибежищем, не ища внешнего прибежища; со Дхармой как островом, Дхармой как прибежищем, не ища иного прибежища.
То есть, определять буддийский путь можно по формальному, внешнему признаку, разделяя на «буддийское» и «не буддийское».
Но такое различение не основано на функции — продвижения по Восьмеричному пути. Различение по внешним признакам не позволяет отделить суть от случайных деталей; детали буддизма от деталей национальной культуры и т.п.; практику от подражания.
Более того, пытаясь так отделить «не буддийское», мы уберём из своих возможностей всё, чего не нашли в каком-то известном нам наборе Учений. Мы скажем, что это «не буддийский путь», раз наш Учитель этого не давал.
По такому принципу, некоторые считают тибетский буддизм не настоящим буддизмом, и тогда нам придётся с этим согласиться, потому что в исходных Дхарме и Винайе Будды не было ничего похожего на многие практики Ваджраяны в их нынешнем виде.
Здравствуйте, Алексей Постоянное Озарение! Есть разные способы, как можно идти по Пути, в том числе и в тибетском буддизме. Обязательное наличие Учителя в некоторых направлениях буддизма не отрицает и не является противопоставлением индивидуального пути в буддизме в других его направлениях. Поскольку мы ничего ничему не противопоставляем, то считаем, что и тема дискуссии по данному вопросу исчерпана.
> По такому принципу, некоторые считают тибетский буддизм не настоящим буддизмом, и тогда нам придётся с этим согласиться, потому что в исходных Дхарме и Винайе Будды не было ничего похожего на многие практики Ваджраяны в их нынешнем виде.
Возможно, исходя из описанных вами принципов, принятых в вашем рассуждении за исходные данные, некоторые и считают тибетский буддизм не настоящим. Однако это всего лишь одно из мнений, не влияющее на сам тибетский буддизм и его опыт, духовность. Как мы знаем, буддизм не статичен, он развивается веками, и в разных регионах, странах, его развитие было разным, адаптированным для восприятия людей, живущих в этих странах. Например, дзен-буддизм некоторые тоже не считают за буддизм, однако, очевидно, для японца он более подходящ, чем тибетский или тайский, да и людям определенного склада характера и мышления будет более полезен, нежели другим. Люди различаются между собой и по способу восприятия, личному опыту, поэтому одним лучше подходят одни способы продвижения по Пути, другим — другие. Здесь также нет никаких противопоставлений, а потому и нет темы для дискуссии.
Автору респект
Тем не менее, согласен с «постоянное озарение»: то, что стать последователем дхармы можно только при помощи ламы, это перебор. Общался с некоторыми заезжими «ламами», гастролирующими по странам снг как артисты, весьма сочувствую адептам, которые сделались их учениками. Может, не из дхармы, но в христивнской Библии по этому поводу хорошо сказано: «проклят человек, который надеется на человека и плоть [немощную] делает своею опорою…»