Как стать буддистом в россии с чего начать
Как стать буддистом?
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Буддизм – это древнейшая мировая религия. Изучая и исповедуя её, люди учатся любить мир, в котором живут, становятся добрее и терпимее.
Многих буддийское учение привлекает именно своей миролюбивостью. В своих духовных исканиях люди отдают предпочтение этому религиозно-философскому течению, но не все из них знают, как стать буддистом.
Монахи советуют не торопиться с принятием такого решения. Они рекомендуют вначале вникнуть в основы учения, сравнить его направления. Здесь очень важен взвешенный подход к выбору своего дальнейшего пути, ведь буддизм – это, прежде всего, религия личного опыта.
В статье мы будем опираться на положения тибетского буддийского учения, так как именно оно распространено на российских просторах.
Приобщение к буддийским идеям
Итак, что нужно сделать, чтобы постулаты учения стали понятны?
Будущему послушнику следует осознать, что главное отличие выбранной им религии от других заключается в отсутствии понятия Бога, грехов, вечных божественных откровений и других привычных нам религиозных атрибутов.
В буддизме адепт – сам Спаситель, прежде всего, себя, а затем и других людей. Он же и Творец своей благой кармы.
Основные принципы буддизма можно понять, изучая их. Начать нужно с разбора характерной для буддийской литературы лексики.
Без понимания этих особых терминов не добиться глубины и точности восприятия специфических текстов. Существует много специальной литературы, призванной помочь начинающим буддистам. Это:
Авторы, от великих учителей древности до уважаемых современных буддийских лидеров, раскрывают историю появления учения, его базовые понятия. Они дают рекомендации для ежедневной медитации в домашних условиях и практического применения теоретических знаний в жизни.
Затем, конечно, нужно обратиться к истории жизни основателя буддийского учения – Будды Гаутамы. Это поможет проникнуть в суть религии.
Четыре благородные истины, поведанные им своим собратьям, составляют фундамент учения. Будда рассказал им о всеобъемлющем страдании, сопровождающем жизнь каждого землянина, и определил его причину: вечное «хочу», то есть, страстное желание.
Но была дана и надежда: ему можно положить конец. Сиддхартхой был указан и правильный путь, чтобы добиться этого. Информация о карме, её влиянии на перерождения, нирване помогут начинающему послушнику скорректировать своё поведение.
Выбор подходящего направления
Множество самодостаточных школ и направлений объединены общим названием буддизм. Суть у них общая, но некоторые моменты могут существенно различаться. В общем, все они принадлежат двум главным ветвям: тхераваде и махаяне. Махаяна, в свою очередь, подразделяется ещё на несколько течений.
Поэтому, ознакомившись с декларируемыми постулатами, следует выбрать школу, которая близка по духу. А ч тобы не запутаться в их большом количестве, можно отдать предпочтение той, которая имеет репутацию, выдержавшую проверку столетиями.
Развёрнутый анализ школ и направлений даёт известный востоковед и буддист Е.А. Торчинов в своём «Введении в буддологию». Выбор направления может зависеть также и от того, каким человеку видится дальнейший жизненный путь. Он может стремиться к нирване, и тогда следует выбирать тхераваду.
Если же начинающий буддист стремится не только спастись сам, но еще и помочь в этом другим, то вполне вероятно, что он захочет стать на путь бодхисаттвы. Тогда ему нужно будет сделать выбор из школ махаянского толка.
Принятие прибежища
Итак, выбор сделан. Что нужно, чтобы принять прибежище в трёх буддийских драгоценностях? Принятие
Принятие прибежища заранее, до попытки следовать рекомендациям Будды, является не очень обдуманным поступком. Послушнику лучше сделать это после того, как он на практике убедится в правдивости слов Шакьямуни, как тот и рекомендовал, и у него не останется сомнений в том, стоит ли становиться буддистом.
Для принятия прибежища потребуется встретиться с учителем – ламой. Побывав, например, на какой-то лекции или выступлении учителя, можно попросить его о личной встрече. После беседы с начинающим буддистом ламе станет понятно, насколько тот готов следовать учению Будды.
Наиболее благоприятными днями принятия прибежища являются 8-й, 15-й и 30-й дни по лунному календарю. Желательно совершать самый важный шаг в своей жизни, следуя этой рекомендации.
Когда официальная церемония свершится, адепт даёт обет соблюдать пять принципов в повседневной жизни:
Это и есть начало формирования благой кармы и применение идеалов буддизма на практике. Послушник сам отвечает за свою жизнь, никто не накажет за грехи, но за каждой причиной будет следствие.
Самостоятельная вера
Некоторые люди, ознакомившись с информацией в интернете или других источниках, вдруг решают обратиться в буддийскую веру самостоятельно.
Чаще всего они начинают медитировать или выполнять какие-то другие практики. Однако если поверить в буддийские истины можно и должно самому, то стать участником буддийского сообщества можно только после принятия прибежища, как было упомянуто выше.
Начинающему буддисту важно, чтобы этот обет у него принял именно лама. При личной встрече и во время специальной процедуры он передаёт прибежище адепту. Только после этого практики послушника обретают должный смысл.
Если говорить про Ваджраяну, то ее медитативные техники очень мощны и могут быть небезопасны для неподготовленного человека. Поэтому их передача осуществляется тайным образом.
Те же, с которых предлагается начать новичку, обычно безопасны. Если строго следовать указаниям учителя и понимать, с чего начать, недобавляя от себя ничего лишнего и не пропуская главного, то и ошибки в них не допустишь.
Поэтому рекомендуется, чтобы на практику благословлял и руководил ею учитель, тот, который принял у новообращённого обет и объяснил правила школы, которую он представляет. Таким образом, самостоятельно на путь буддизма фактически не ступить.
Следование восьмеричным путём
Чтобы овладеть учением в полной мере, нужно детально изучить и вникнуть в восемь составляющих пути, ведущего к освобождению от страдания.
Особое внимание уделяется отправной точке – правильным воззрениям. Ко всем этапам восьмеричного пути следует неоднократно возвращаться, обогащая своё понимание знаниями, почерпнутыми у современных учителей или в древнем Палийском каноне.
Практики буддийского учения
Подготовительные практики в тибетском буддизме называются нёндро. Они делятся на обычные и особенные.
Во время обычной практики адепт размышляет о
Во время особенных практик все действия повторяют 111111 раз:
Практики можно делать и без формального вступления в ряды Сангхи, но эффект от них в этом случае будет не столь значительным.
Поиск единомышленников
Добавим ещё, что, как и в любом деле, в следовании Дхарме важны единомышленники. Случается, что у человека, который начинает с нуля, не получается справиться в одиночку с какими-то проблемами. Тут как нельзя кстати придётся живое общение с другими адептами, у которых, возможно, больше знаний и опыта.
Так как в России буддизм менее распространён, чем в восточных странах, то, скажем, в Москве найти таких людей будет сложнее. Но в помощь могут прийти форумы и группы в интернете, где можно попытаться выявить земляков с аналогичными религиозными взглядами.
Если задаться такой целью, то постепенно соберётся группа буддистов с общими интересами. С ними можно будет выполнять совместно практики и общаться на интересующие темы.
Свобода вероисповедания
Если вдруг случилось так, что человек «ошибся дверью», и эта религия не для него, всегда можно безболезненно уйти с этого пути. Он не будет преследоваться своей бывшей школой и не испытает других негативных последствий.
Заключение
Надеемся, что статья оказалась интересной и полезной для вас!
Делитесь ссылкой на пост в социальных сетях с друзьями, и присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи о буддизме на свою почту!
Всего доброго, друзья! До новых встреч!
Здравствуйте, Наталья и Анастасия!
Я Алексей Постоянное Озарение.
Рад встретить этот сайт — хорошо оформленный, с подробными статьями и уже довольно обширный.
Правда, понимание сути буддизма у вас пока смутное. Например:
> самостоятельно на путь буддизма фактически не ступить.
Это мнение может иметь смысл для практикующих Ваджраяну, поскольку тантрические практики бывает трудно делать правильно без опытного учителя.
Но, если говорить о пути буддизма в целом, то это путь открытия реальности, как она есть.
Вступить на этот путь может каждый, в любой момент.
Многие идут по нему, даже не зная, что это путь буддизма!
Или вы считаете, он заключается в чём-то другом?
> стать участником буддийского сообщества можно только после принятия прибежища
Один из самых знаменитых буддийских учителей, Хуэйнен пробудился без учителя, всего лишь услышав, как некий монах читает вслух «Алмазную сутру».
Стал ли он при этом участником буддийского сообщества?
Здравствуйте, Алексей Постоянное Озарение!
Спасибо Вам за позитивную оценку нашего сайта! Мы стараемся, чтобы нашим читателям было комфортно находиться на нем.
По поводу Вашего замечания — видимо, Вы не очень внимательно прочитали статью — в самом начале мы уточнили, что рассматриваем вопрос с точки зрения именно тибетского буддизма. Однако, если сложилась такая ситуация, то мы обязательно еще раз подчеркнем это в данном абзаце, чтобы в дальнейшем у читателей не было замешательства по этому поводу. Так что Вам в любом случае спасибо!
По поводу Вашего вопроса:
«Но, если говорить о пути буддизма в целом, то это путь открытия реальности, как она есть.
Вступить на этот путь может каждый, в любой момент.
Многие идут по нему, даже не зная, что это путь буддизма!
Или вы считаете, он заключается в чём-то другом?»
Мы согласны с Вами в том, что путь буддизма — это путь открытия реальности, как она есть. Однако открытие реальности, как она есть — не обязательно путь буддизма.
Открытие реальности возможно разными путями. И путь буддизма — один из них. Человек может идти и по пути, например, даосизма либо какого-то эзотерического учения, или может иметь собственный личный опыт открытия реальности, не привязанный ни к одному из путей.
Он может даже не знать про буддизм как таковой. Однако в таком случае все-таки нельзя сказать, что он идет путем буддизма. Путь буддизма предполагает ориентацию на Будду как на учителя и использование буддийских практик для своего продвижения. И в данной конкретной статье мы подразумевали именно это — осознанное следование буддийскому пути. Вы же, видимо, имеете в виду более общее понятие буддийского пути — как Пути пробуждения.
Благодарю за ответ!
Но и с точки зрения тибетского буддизма «вступление на путь» ещё не означает обязательных благословений Ламы.
Если воспользоваться толкованием Цонхапы, путь возможен на трёх основных этапах: (1) практика в погоне за мирским счастьем; (2) практика для собственного освобождения от неудовлетворённости; (3) практика ради всех существ.
Тогда «вступление на путь» можно понимать по-разному — в том числе, и когда ещё практикуют (например, буддийскую медитацию или садханы) ради мирского счастья.
Даже практики второго этапа, с отречением от мирских иллюзий, работают и без благословений телесно присутствующего Ламы.
Даже на третьем этапе, благословения можно получить через существ Самбхогакайи, как это было, например, с Цонхапой, который получал Учения от Манджушри и Атиши без посредничества учителей в обычных телах.
Поэтому идея, что «для вступления на путь нужен Лама», по-моему, не выдерживает проверки логикой и примерами.
Такой идеи могут придерживаться некоторые тибетские учителя, но было бы преувеличением сказать, что они воплощают позицию всего тибетского буддизма.
Второе: что такое буддийский путь — действительно, возможны разные толкования. Давайте посмотрим, какое полезнее и больше соответствует словам самого Будды?
«Путь пробуждения»? Или: «Путь буддизма предполагает ориентацию на Будду как на учителя и использование буддийских практик для своего продвижения»?
Что говорил об этом сам Будда?
Читаем «Махапариниббана сутту»:
> Отшельник Субхадда сказал Благословенному: «Почтенный Готама, аскеты и брахманы, возглавляющие большие общины учеников (…) – Пурана Кассапа, Маккхали Госала (…) – обладают ли они глубоким познанием, как утверждают, или же вовсе не достигли познания, или одни достигли, а другие нет?»
> …Благословенный сказал: «Если в чьих-либо Дхамме и Винае не найден Благородный восьмеричный путь, тогда ты не найдешь там истинного саману четырёх ступеней. Но если в каких угодно Дхамме и Винае найден Благородный восьмеричный путь, тогда ты найдешь там истинного саману четырёх ступеней святости».
То есть, сам Будда считал, что путь, которому он учит — это не ориентация на него как учителя и использование его практик, а практика в соответствии с Восьмеричным путём, кто бы её ни излагал. Он говорит:
2.32. …У Татхагаты нет мысли, что это он должен вести общину монахов, или что община зависит от него…
2.33. …Ананда, будьте сами себе островом и прибежищем, не ища внешнего прибежища; со Дхармой как островом, Дхармой как прибежищем, не ища иного прибежища.
То есть, определять буддийский путь можно по формальному, внешнему признаку, разделяя на «буддийское» и «не буддийское».
Но такое различение не основано на функции — продвижения по Восьмеричному пути. Различение по внешним признакам не позволяет отделить суть от случайных деталей; детали буддизма от деталей национальной культуры и т.п.; практику от подражания.
Более того, пытаясь так отделить «не буддийское», мы уберём из своих возможностей всё, чего не нашли в каком-то известном нам наборе Учений. Мы скажем, что это «не буддийский путь», раз наш Учитель этого не давал.
По такому принципу, некоторые считают тибетский буддизм не настоящим буддизмом, и тогда нам придётся с этим согласиться, потому что в исходных Дхарме и Винайе Будды не было ничего похожего на многие практики Ваджраяны в их нынешнем виде.
Здравствуйте, Алексей Постоянное Озарение!
Есть разные способы, как можно идти по Пути, в том числе и в тибетском буддизме. Обязательное наличие Учителя в некоторых направлениях буддизма не отрицает и не является противопоставлением индивидуального пути в буддизме в других его направлениях. Поскольку мы ничего ничему не противопоставляем, то считаем, что и тема дискуссии по данному вопросу исчерпана.
> По такому принципу, некоторые считают тибетский буддизм не настоящим буддизмом, и тогда нам придётся с этим согласиться, потому что в исходных Дхарме и Винайе Будды не было ничего похожего на многие практики Ваджраяны в их нынешнем виде.
Возможно, исходя из описанных вами принципов, принятых в вашем рассуждении за исходные данные, некоторые и считают тибетский буддизм не настоящим. Однако это всего лишь одно из мнений, не влияющее на сам тибетский буддизм и его опыт, духовность. Как мы знаем, буддизм не статичен, он развивается веками, и в разных регионах, странах, его развитие было разным, адаптированным для восприятия людей, живущих в этих странах. Например, дзен-буддизм некоторые тоже не считают за буддизм, однако, очевидно, для японца он более подходящ, чем тибетский или тайский, да и людям определенного склада характера и мышления будет более полезен, нежели другим. Люди различаются между собой и по способу восприятия, личному опыту, поэтому одним лучше подходят одни способы продвижения по Пути, другим — другие. Здесь также нет никаких противопоставлений, а потому и нет темы для дискуссии.
Автору респект
Тем не менее, согласен с «постоянное озарение»: то, что стать последователем дхармы можно только при помощи ламы, это перебор. Общался с некоторыми заезжими «ламами», гастролирующими по странам снг как артисты, весьма сочувствую адептам, которые сделались их учениками. Может, не из дхармы, но в христивнской Библии по этому поводу хорошо сказано: «проклят человек, который надеется на человека и плоть [немощную] делает своею опорою…»
Амитабха! Действительно хороший сайт!
Как стать буддистом
Эта тема требует рассмотрения, потому что очень многие люди после прочтения буддийской литературы вдруг решают стать буддистами и сразу же начинают практиковать определенные медитации или ритуалы. Однако все не так просто. Чтобы поверить в истинность буддийской доктрины, человек, конечно, может и должен сделать это самостоятельно. Но чтобы считать себя полноценным буддистом, то есть членом сангхи, простого решения недостаточно. Для того чтобы войти в духовное сообщество, человек должен принять так называемые три драгоценности. Иначе это называется обет прибежища. Это то, что знакомит человека с буддизмом. Для новичков очень важно, чтобы этот обет сначала принял один из уполномоченных лам. Для этого необходимо лично встретиться с ламой и пройти церемонию принятия обета прибежища. Без этого посвящения большинство практик бессмысленны.
О буддийском пути
Особое внимание уделяется отправной точке: правильному воззрению. Все этапы Восьмеричного пути следует пересматривать неоднократно, обогащая собственное понимание знаниями, почерпнутыми у современных учителей или из древнего палийского канона. Если вами движут эгоистичные желания или стремления (не отчаивайтесь, что вы все еще такое злое и жалкое маленькое человеческое существо), такие как получение сиддхи от учителя, то процесс посвящения в буддизм (Дхарму) следует отложить до тех пор, пока вы не будете готовы к этому, но оставаясь чистым и простым в мыслях и стремлениях.
На алтаре дома
Основная буддийская практика должна быть направлена на развитие способности видеть ясно. Последнее означает полное и абсолютное пребывание в “здесь и сейчас”, освобождая свой разум от построения пространственных и временных отношений. Ум не должен находиться где-то в другом времени или думать о других местах. Она должна отражать текущую реальность – время и место, где человек находится в каждый данный момент. Когда эта способность развита, восприятие меняется, оно становится чистым. Это первый шаг к познанию природы состояния будды. Состояние “здесь и сейчас” – это медитация, ее внутреннее содержание. Поэтому буддист, пьет ли он чай, убирается в квартире или готовит еду, должен стремиться к медитации, развивая чувство “здесь и сейчас”. При личной встрече и в ходе специальной процедуры он дает прибежище новичку. Только тогда практика новичка становится осмысленной.
Ресурсы
Ваше понимание Дхаммы может также улучшиться благодаря: углубление понимания принципов учения, изучение сутт, знакомство с монахами и монахинями и их традициями Сангхи, развитие способности понимать, какие из многочисленных современных религиозных учений соответствуют учению Будды, и изучение техник медитации.
У буддистов нет специальных ритуалов посвящения, но их репутация выдержала испытание веками. Чтобы не запутаться в большом количестве школ, следует выбрать ту, которая имеет репутацию выдержавшей испытание веками.
У буддистов нет специальных ритуалов посвящения в буддизм и становления буддистом
Чтобы принять прибежище в Трех Благородных Личностях как истинный шаг к изменению своей жизни, существует ритуал принятия обетов прибежища. Это предполагает торжественное, искреннее произнесение формулы прибежища три раза:Существует множество самодостаточных школ и движений под общим названием буддизм. Суть их общая, но некоторые моменты могут существенно отличаться. В целом, все они относятся к двум основным ветвям: Тхеравада и Махаяна. Махаяна, в свою очередь, делится на несколько других ветвей. Вторая истина касается причины страданий. “И вот, о братья, благородная истина о начале страдания. Истинно! – Эта суть страдания лежит в похоти, которая осуждает перерождение, в той ненасытной похоти, которая влечет человека туда и сюда, к тому и этому, связанному с человеческими удовольствиями, в похоти страсти, в похоти будущей жизни, в похоти продления настоящей жизни. Такова, братья и сестры, благородная истина о начале страдания. “Вступая на путь тибетского буддизма, человек вступает на путь Махаяны, которая провозглашает для своих последователей не только практику личного освобождения и просветления, но и так называемый путь Бодхисаттвы. Последних называют просветленными людьми, которые, однако, обещают уйти в нирвану только тогда, когда все остальные существа будут освобождены. И их религиозные практики служат не только для себя, но и на благо всех живых существ. Чтобы начать практику, новообращенный буддист в традиции Махаяны принимает обет бодхисаттвы. Но через различные неправедные поступки человек нарушает его. Поэтому обет Бодхисаттвы должен периодически обновляться. Однако буддизм для начинающих может быть чрезвычайно сложным, а его требования запутанными. Например, монахи дают обеты, состоящие из нескольких сотен четко определенных правил. Но для неспециалистов более продуктивным будет другой подход.
Буддизм для начинающих. Что нужно знать начинающему практику? Христианство на 4-women.ru
В самом общем смысле буддистом может считать себя каждый, кто принимает Четыре Благородные Истины, переданные Буддой Шакьямуни, и принимает прибежище в Трех Драгоценностях – Будде, Дхарме и Сангхе.
Буддизм для начинающих Что нужно знать начинающему практику?
В конце XX и в начале XXI вв. восточные религии начали активную экспансию в страны Запада. Такие религии, как буддизм и индуизм, имеют в них чрезвычайный, невероятный успех. Этому есть множество причин — набившая оскомину культура потребления, навязываемая чуть ли не в качестве идеологии демократическими властями, ущербность и односторонность собственных религиозных традиций, тяга к экзотике, ну и, конечно же, стремление постичь сокровенные знания Востока, о которых ходят легенды. Эта статья имеет целью прояснить только один аспект всего этого контекста — азы религиозной практики новообращенного буддиста.
О пути буддиста
Буддизм объединяет в себе большое количество различных независимых школ и традиций. Но все они имеют одну общую основу — в качестве трех фундаментальных религиозных ценностей все буддисты признают Будду, Дхарму (то есть учение Будды) и Сангху (духовное сообщество буддистов). Это так называемые три прибежища. Смысл буддийской практики — достижение просветления, реализация природы Будды в человеке. Именно в свете этой цели и ради нее совершаются все ритуалы, читаются мантры, практикуются медитации и так далее. Однако буддизм многолик, и его различные деноминации подчас значительно отличаются друг от друга. Поэтому и в отношении начальной практики то, что требуется от адепта японского дзен, очень далеко от предлагаемого последователю тибетской гелугпы. Мы сосредоточимся главным образом на традициях тибетского буддизма, поскольку именно они наиболее широко представлены и распространены в нашей стране, являясь традиционными для трех регионов.
Самостоятельное принятие буддизма
Этой темы необходимо коснуться, потому что очень многие люди, начитавшись буддийской литературы, вдруг принимают решение стать буддистами и немедленно начинают практиковать те или иные медитации или ритуалы. Однако не все так просто. Уверовать в истинность буддийского учения человек, конечно же, может и должен самостоятельно. Но вот чтобы считать себя полноправным буддистом, то есть членом сангхи, простого решения недостаточно. Для того чтобы войти в духовное сообщество, требуется принять так называемые три драгоценности. Иначе это называется обетом прибежища. Он-то и вводит человека в буддизм. Для начинающих очень важно, чтобы в первый раз этот обет был принят кем-то из уполномоченных служителей-лам. Для этого требуется личная встреча с ламой и совершение церемонии принятия обета прибежища. Без посвящения в эту передачу прибежища большая часть практик не имеет смысла.
Чистое видение
Основная практика буддиста должна быть направлена на развитие навыка чистого видения. Последнее подразумевает, что человек должен тотально и всецело пребывать в «здесь и сейчас», освобождая свой ум от выстраивания пространственно-временных связей. Ум не должен оказываться где-то в другом времени или размышлять о других местах. В нем должна отражаться наличная действительность — то время и то место, где человек находится в текущий момент. Когда этот навык развивается, то меняется восприятие, оно становится чистым. Именно это первый шаг к раскрытию природы Будды. Состояние «здесь и сейчас» — это и есть медитация, ее внутреннее содержание. Таким образом, буддист, чем бы они ни занимался — питьем чая, уборкой квартиры или приготовлением еды, должен стремиться пребывать в медитации через развитие ощущения «здесь и сейчас».
Домашние медитации и ошибки
В тибетском буддизме очень много различных медитативных техник, и некоторые из них чрезвычайно сложны и даже опасны, а потому их передают тайно. Но практики буддизма для начинающих обычно являются безопасными и ошибиться в них практически невозможно, если не подходить, что называется, «творчески», то есть изменяя практику, привнося в нее новые элементы и устраняя прежние. К тому же в буддизме предполагается, что новообращенный занимается практикой под руководством и с благословения своего наставника, который преподавал ему три прибежища (то есть принимал в лоно буддизма и конкретной буддийской школы), а также инструкции по практике. Самостоятельно же принять буддизм без этой церемонии фактически нельзя.
О домашнем алтаре
Что касается обустройства домашнего святилища, то надо сказать, что это считается очень полезным делом. Однако в то же время оно не является необходимым. По своему назначению алтарь играет роль фокуса, который должен концентрировать внимание человека и организовывать его жилищное пространство таким образом, чтобы он помнил, что его важнейшая цель — просветление. Поэтому алтарные предметы должны стимулировать постоянную практику. Поэтому, если уж принято решение святилище создать, то его не нужно превращать в экспозицию, посвященную буддийскому искусству. Обычно достаточно поставить изображение Будды, изображение своего гуру и еще несколько особо важных скульптур или икон. Но лучше не выходить за рамки пяти. Помимо этого, на алтаре принято держать символы чистоты тела, речи и ума. Это значит, что кроме иконы или статуэтки Будды, на алтаре желательно иметь выдержки из священного буддийского писания (как вариант — «сутра сердца» или Ламрим) и так называемую ступу — символ чистоты ума Будды.
Обновление обетов
Вступая на путь тибетского буддизма, человек приобщается к махаяне, которая декларирует для своих последователей не только практику личного освобождения и просветления, но и так называемый путь Бодхисаттвы. Последними называются просветленные люди, которые, однако, дают обещание, что в нирвану они отправятся только тогда, когда будут освобождены все остальные существа. И их религиозная практика направлена не только на самих себя, но на благо всех живых существ. Для того чтобы начать практику, новообращенный буддист в традиции махаяны приносит обет Бодхисаттвы. Но через различные неправедные действия нарушает их. Поэтому обет Бодхисаттвы периодически нужно обновлять. Однако буддизм для начинающих бывает чрезвычайно сложен, а его требования запутаны. К примеру, монахи дают обеты, состоящие из нескольких сотен четко прописанных правил. Но для мирян более продуктивным станет другой подход.
Практиковать буддизм для начинающих лучше всего не в контексте свода заповедей, а в контексте правильной мотивации. Это означает, что в своей жизни и буддист должен стремиться принести максимальную пользу как можно большему числу существ. В таком свете нарушением обета будет любое действие, слово или мысль, которые будут направлены во вред кому-либо. Также нарушением обета станет сознательное исключение кого-либо (животного, врага или просто неприятного человека и т. д.) из поля сострадания. Когда обет бывает нарушен, его необходимо принять еще раз. Впрочем, этот обет регулярно обновляется. Например, в практике простираний, которую включает в себя буддизм. Для начинающих это может быть хоть 1 поклон или же 3, 7, 21, 108. К слову сказать, в некоторых школах полная практика включает в себя 108000 простираний.
Начальные практики
Начальные практики в буддизме называются нёндро. Во всех четырех школах тибетского буддизма они примерно одинаковые. Состоят они из четырех частей (хотя классификации бывают различные). В них входит 100000 простираний с принятием прибежища, начитка 100000 раз стослоговой мантры Ваджрасаттвы, 100000 подношений мандалы и 100000 повторений гуру-йоги. Этот порядок, в принципе, можно менять, но лучше следовать именно такой схеме. Кроме того, следует добавить, что эту практику можно выполнять и тем, кто не получил передачи обета прибежища, то есть формально не является буддистом. Однако, как утверждают буддийские учителя, пользы от нёндро в данном случае будет значительно меньше.
Буддизм для начинающих — книги
В заключение поговорим о том, что почитать тем, кто делает первый шаг в сторону буддизма. Для начала упомянем такую книгу, как «Буддизм для начинающих». Геше Джампа Тинлей — ее автор, доктор буддийской философии традиции гелуг, это очень уважаемый, заслуженный учитель Дхармы на территории СНГ. Его книжка посвящена основным, базовым вопросам, с которыми необходимо разобраться новичкам, чтобы иметь правильное представление о выбранном пути. В этом труде описана история возникновения учения, объяснены его главные аспекты, а также дан ряд практических указаний для ежедневной практики.
Следующий труд — это книга с таким же названием, что и предыдущая — «Буддизм для начинающих». Тубтен Чодрон, ее написавшая, — это буддийская монахиня из Америки, которая много лет провела, обучаясь буддийскому пути в Непале и Индии под руководством Далай-ламы и других высоких учителей. На сегодняшний день в западном мире она является одним из самых авторитетных специалистов в своей области. В книге Тубтен Чодрон «Буддизм для начинающих» в форме вопросов и ответов даются ответы на самые популярные вопросы касательно сути учения, его приложения в различных областях человеческой деятельности и, собственно, повседневной религиозной практике. Другими словами, это своего рода катехизис тибетского буддизма.
Другие книги
Кроме этих двух книг, на вопрос «с чего начать изучать буддизм?» мы порекомендуем такие произведения, как «Буддийская практика. Путь к жизни, полной смысла» Далай-ламы XIV и «8 дебютных ошибок» уже упоминавшегося Геше Тинлея.