Как стать бухгалтером с чего начать
Как стать бухгалтером
Что представляет собой профессия бухгалтера
Бухгалтер работает непосредственно с финансовыми активами компании. Он отвечает за налоговые выплаты, начисление заработной платы, взаиморасчеты с партнерами, распределение бюджета и закрывает еще множество вопросов, связанных с капиталом организации.
В небольших компаниях все функции могут быть возложены на одного сотрудника. Большие предприятия содержат целый штат бухгалтеров, каждый из которых выполняет только одну задачу. Но, независимо от объема работы, требования к данным специалистам предъявляются очень серьезные. Ведь именно им владелец или государственный управляющий доверяет деньги компании. Квалифицированный бухгалтер — это всегда востребованный специалист. А освоить профессию можно независимо от пола и возраста.
Какие бывают бухгалтеры, и чем они занимаются
Бухгалтер выполняет широкий спектр обязанностей. Его деятельность контролируется работодателем с одной стороны и Министерством финансов РФ с другой. Существует ряд указов Минфина, регулирующих работу бухгалтерии.
Поэтому специалист должен досконально разбираться в деятельности предприятия. В зависимости от особенностей работы компании, в которой работает бухгалтер, ему понадобится разный набор навыков.
Главный бухгалтер
Главный бухгалтер — это специалист, решающий глобальные задачи в компании. Он обеспечивает соблюдение единых, установленных в организации, стандартов бухучета.
В государственных структурах деятельность главного бухгалтера регламентируется Постановлением Минтруда №37 и Профстандартом №1061н. В коммерческих организациях данные постановления носят рекомендательный характер и используются для составления должностных инструкций главного бухгалтера.
В небольших организациях главбух часто самостоятельно выполняет все задачи по ведению бухучета. В крупных компаниях он осуществляет общее руководство отделом специалистов.
В задачи главного бухгалтера входит:
финансовый анализ деятельности предприятия;
формирование налоговой политики;
методологические рекомендации специалистам.
Кроме того, на главбуха могут быть возложены следующие обязанности:
составление отчетности и контроль сроков ее предоставления в соответствующие органы;
регистрация фактов хозяйственной деятельности;
перечисление всех обязательных платежей;
расчет и перечисление налоговых выплат.
Бухгалтер бюджетного сектора
Бухгалтерский учет в бюджетной сфере имеет немало особенностей, обусловленных требованиями законодательства к деятельности учреждений такого типа. Соответственно, и работа бухгалтера имеет свою специфику. В его обязанности входит:
определение финансового результата деятельности учреждения;
оценка степени исполнения бюджета;
выявление нарушений финансовых и плановых дисциплин;
создание достоверной отчетности;
контроль целевого использования бюджета и предупреждение необоснованных трат;
выявление скрытых резервов.
Исходя из этого бухгалтер бюджетного сектора должен обладать знаниями законов РФ об архивном деле, социальном и медицинском страховании, налогообложении. Он обязан изучить нормативные правовые акты, знать особенности оформления первичной документации, отражения финансовых поступлений и материальных ценностей на счетах бухучета.
Бухгалтер коммерческого сектора
Список обязанностей бухгалтера коммерческого сектора может значительно отличаться в зависимости от размеров компании и непосредственно количества сотрудников в отделе. К должностным обязанностям бухгалтера могут относиться:
ведение первичной документации, налогового и управленческого учета;
начисление заработной платы и других выплат;
оптимизация налоговых выплат;
составление и сдача налоговой отчетности.
Требования к квалификации специалиста в области бухгалтерского учета
Долго считалось, что работать бухгалтером может только человек с высшим профильным образованием. На самом деле наличие ВО требуется не всегда. Необходимую для бухгалтера квалификацию устанавливает Федеральный закон от 06.12.2011 № 402. Согласно нормативному документу наличие высшего образования необходимо главному бухгалтеру в государственных учреждениях, инвестиционных фондах и страховых организациях. Кроме того, такой специалист должен иметь опыт работы по профилю и не привлекаться к уголовной ответственности.
В коммерческих организациях ориентируются на профстандарт, утвержденный Министерством труда в Приказе №103н. Он носит рекомендательный характер и содержит требования, предъявляемые к бухгалтерам разных квалификационных уровней, которых выделено 4.
Справка! До 2019 года существовало всего 2 квалификационных уровня для бухгалтеров.
Требования к образованию и опыту бухгалтера следующие:
Рядовой сотрудник. Достаточно наличия профильного среднего профессионального образования или прохождения курсов переподготовки по профилю. Опыт не обязателен.
Руководитель отдела бухгалтерии. При наличии высшего профильного образования должен иметь опыт работы не менее 5 лет. Также должность могут занимать специалисты, имеющие среднее профильное образование или высшее непрофильное при условии прохождения курсов переподготовки. Требуемый стаж — 7 лет.
Главный бухгалтер. Необходимо высшее профильное образование или непрофильное плюс курсы переподготовки. Опыт работы на руководящих должностях в сфере финансов — не менее 5 лет.
Начальник службы бухучета или коммерческий директор. При наличии высшего профильного образования требуется опыт работы на руководящей должности в области финансов не менее 3 лет. Если высшего образования по профилю нет, то дополнительно понадобится пройти курсы профпереподготовки и отработать не менее 5 лет в сфере бухучёта.
Где учиться на бухгалтера
Обучение этой профессии можно проходить в вузе, колледже или учреждении ДПО. Все зависит от поставленных целей.
Если планируется трудоустройство рядовым бухгалтером, среднего специального образования будет достаточно.
Для людей с уже имеющимся высшим или средним специальным образованием предусмотрена возможность пройти курсы переподготовки.
Если уже есть бухгалтерское образование, но намерены перейти работать из государственного сектора в частный или наоборот, то подойдут соответствующие программы повышения квалификации.
После обучения можно приступать к выполнению обязанностей бухгалтера. Немалое преимущество курсов заключено в скорости обучения. Не требуется тратить на это несколько лет. Такие образовательные программы можно пройти без отрыва от работы. Дистанционные курсы профпереподготвки дают набор необходимых знаний, но при этом не требуют личного присутствия.
Академия бизнеса и управления системами проводит обучение специалистов в сфере бухучета дистанционно. Слушатели получают не только теоретические знания, но и навыки, накопленные экспертами-практиками за годы работы.
Весь процесс обучения происходит в личном кабинете собственной СДО на сайте Академии. Во время обучения слушатели самостоятельно проходят промежуточные тесты, таким образом можно проверить себя. Итоговый тест сдают после освоения всех модулей программы. Количество попыток прохождения теста не ограничено.
За каждым слушателем закрепляется личный куратор. Специалист находится на связи и может своевременно реагировать, если слушатель не полностью разобрался в каком-либо вопросе.
Как получить образование бухгалтера дистанционно (заочно)
Академия бизнеса и управления системами предлагает возможность получить образование бухгалтера дистанционно за 2-4 месяца.
Обучение проводится по действующему профстандарту “Бухгалтер” (утвержден Приказом Минтруда России от 21.02.2019 N 103н) и в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”.
По окончании выпускникам выдаются дипломы и удостоверения о прохождении программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Образование в АБиУС позволит соответствовать требованиям законодательства РФ к квалификации специалиста в области бухгалтерского учета.
Выдаваемые документы подходят как для работы в организациях государственной сферы, так и в коммерческой. Подлинность документов об образовании подтверждается обязательным внесением сведений в систему ФИС ФРДО (Федеральный реестр сведений документов об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении). Доставка диплома и удостоверения бесплатно почтой в любой город РФ.
«Мне нравится искать ошибки»: сколько зарабатывает старший бухгалтер
В Кирове
Героиня этого выпуска с детства мечтала работать с цифрами и документами, выучилась на бухгалтера, но поначалу денег на самостоятельную жизнь вдали от родного дома мучительно не хватало. Она рассказала, как ей удалось переехать в город покрупнее и как пришлось самой осваивать новую программу для бухучета, а потом обучать других.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Еще в школе мне нравилось считать и работать с бумагами: заполнять разные бланки, анкеты. В детстве я не пропускала ни одну форму в газете, которую можно было заполнить. Школьные тесты по профориентации тоже показали, что мне лучше работать одной, что-то считать.
Еще я не хотела, чтобы в роду у кого-то была такая же профессия: все мои родственники работают в разных областях. Поэтому после школы я поступила в университет на специальность «бухгалтерский учет, анализ и аудит».
В Кирове меня ждала приятная новость. Так совпало, что две мои подруги поступили на эту же специальность в этот же вуз. Поселили нас тоже вместе, поэтому адаптация проходила легко. По дому не скучала, приезжала в гости к родителям на выходные.
В комнате нас проживало четыре человека. Душ и кухня были строго по расписанию. Часто воды не было в принципе никакой. Если хотелось сходить в клуб, то не спать надо было до утра, потому что двери общежития открывали в 05:00. Но несмотря ни на какие трудности, это было самое счастливое время. В институте у меня появилось много новых друзей, а о том периоде осталась куча приятных воспоминаний. Общага меня научила большему, чем вуз.
На последних курсах я начала подрабатывать. Раздавала листовки, платили 500 Р за смену. Потом работала в частной фирме менеджером по спецодежде, получала 2000 Р в месяц. Еще в банке предлагала и помогала посетителям оплатить услуги через терминал, а не через кассу, зарплата была 10 000 Р в месяц. На заработанные деньги я могла купить себе одежду, которая мне нравилась, а не только устраивала по цене, сходить в кафе.
После получения диплома пришлось вернуться домой к родителям. Не осталась в Кирове сразу, потому что не нашла человека, с которым на двоих можно было бы снимать жилье. Аренда квартиры стоила 7000 Р в месяц, таких денег у меня не было.
Суть профессии
Я готовила документы по нулевой ставке НДС для налоговой, отслеживала движение средств на расчетных счетах, проверяла наличие необходимых документов по переводам. Занималась авансовыми отчетами: выдавала расходный кассовый ордер, с которым сотрудник шел в кассу получить деньги. И потом он мне отчитывался, на что эти деньги потратил: на командировку, учебу, праздник, материалы для производства, медосмотр, проезд в общественном транспорте. С проездом работники любили хитрить. В качестве оправдательных документов они прикладывали билеты, в которых номера шли подряд, — как будто они по этим билетам ездили в разные дни, а на самом деле брали их у соседей по автобусу. Мне надо было найти такие билеты и убрать лишние.
Еще я проверяла документы по кассе. Занималась сверкой взаиморасчетов с поставщиками. Отвечала за проверку входящих счетов-фактур. От того, правильно ли они оформлены, зависело возмещение НДС. Если каких-то документов не хватало, не было оригиналов или в них содержались ошибки, я связывалась с отделом снабжения и с поставщиками, просила прислать нужные бумаги или что-то исправить.
Когда я звонила, то от страха сначала даже заикалась.
Обычно отдел снабжения не любил выполнять такие задачи: «Вам надо — сами и разбирайтесь». Приходилось доканывать их каждый день или звонить самой поставщику, но тогда это расценивалось мной как поражение: не смогла воздействовать на других сотрудников, чтобы они выполнили свою работу качественно. А так как в первое время я плохо ориентировалась и не была уверена, что правда на моей стороне, приходилось постоянно спрашивать совета старших коллег. В целом они терпимо и понимающе относились к моим вопросам, но за спиной, скорее всего, обсуждали меня всячески.
Начинать работать бухгалтером мне было очень тяжело. Все, что мы изучали во время учебы, по большому счету не пригодилось. В вузе мы решали задачи, писали проводки, заполняли бланки на бумаге. В реальной работе это все оказалось не нужно. Проводки делает программа, а от меня требуется знать нужную операцию и правильно заполнить поля. С этим у меня были проблемы.
Практические занятия проводились не в той программе, в которой в итоге пришлось работать. На своей первой работе я задавала много глупых вопросов: спрашивала банальные вещи, постоянно уточняла какие-то мелочи. Мне было неловко и казалось, что я это и так должна знать. Но сейчас, когда я сама обучила уже двух людей, понимаю, что мои вопросы были адекватными: лучше переспросить, чем сделать ошибку, которую придется потом исправлять. И сама всегда с радостью помогаю и делюсь информацией.
Через год мне добавили функциональность кассира и накинули 5000 Р к зарплате. Я была счастлива. В кассе я работала два часа вечером. Принимала деньги от людей за мелкие услуги, которые оказывал завод, выдавала зарплату. Работать надо было именно с кассовым аппаратом.
Еще в течение дня я выдавала деньги сотрудникам под отчет. Деньги были у меня в сейфе на моем рабочем месте, а касса находилась фактически за пределами предприятия. И иногда приходилось бегать с одного рабочего места на другое, если была острая необходимость.
Кассу освоила быстро, так как до этого проверяла связанные с кассой документы, а когда кассир был в отпуске, замещала ее. Мне нравилось работать кассиром, но я все время помнила, что на мне полная материальная ответственность за все деньги. Эта мысль держала в тонусе. И всегда надо было следить, что есть мелочь для кассы. Мелочь из моего кошелька и кошельков моих родителей переходила в кассу, а нам взамен шли купюры.
Но мое счастье продлилось недолго. Через несколько месяцев после того, как мне добавили обязанности кассира, мы стали часто работать четыре дня в неделю и доход снова упал.
Хотя на работу ходили и в пятницу, но уже «за идею».
На работе не было никакого роста, новых задач не появлялось, плюс удручала принудительная четырехдневка. Через некоторое время я переехала в Киров, где тоже устроилась бухгалтером.
Все четыре с половиной года после вуза я страстно желала уехать из родного города. Когда удалось накопить денег, а жить там стало совсем тошно, я уволилась. Еще у меня был парень в Кирове, поэтому я рвалась туда.
Искала работу полгода, активно — три последних месяца на «Хедхантере». Сложность была в том, что я не хотела, чтобы на старом месте работы узнали о моем поиске, поэтому на вакансии откликалась только я, в открытом доступе работодатели мое резюме не видели. Ради каждого собеседования надо было ехать в Киров — два с половиной часа в один конец. На дорогу уходило очень много времени. Сначала долго не могла найти место, которое меня бы устраивало, а в конце поиска была уже нарасхват, несколько приличных компаний готовы были меня взять.
Место работы
Последние два с половиной года я работаю в крупной аутсорсинговой компании. В отличие от предыдущего места работы здесь полностью электронный документооборот, общение тоже происходит в основном по электронной почте и в рабочем мессенджере.
Коллектив молодой, коллеги моего возраста — это классно, разговоров о грядках минимум. Современный офис, опенспейс. На рабочем месте у меня стол с двумя мониторами и небольшая тумбочка для личных вещей.
Утром я хожу на работу пешком, дорога занимает 50 минут. Обратно, если не лето, 30 минут еду на автобусе. Добираться удобно.
Но к сотрудникам отношение потребительское. Главное — результат. Могут позвонить в любое время — в выходной или поздно вечером, — потому что нужно срочно что-то сделать. На высокие руководящие должности местным не пробиться, каким бы замечательным сотрудником ни был, все топ-менеджеры — из Москвы.
Всего в нашей компании работает примерно 300 человек. Это бухгалтеры, казначейство, экономисты, снабжение, программисты. Конкретно на моем участке 20—25 сотрудников.
С февраля 2021 года я работаю в должности старшего бухгалтера. Но до этого уже полгода фактически выполняла эти обязанности, потому что уволились два человека, которые находились на этом участке давно. Они ушли, поскольку не захотели работать в новой программе: в прошлом году из 1С мы перешли в САП. Вместо них наняли новичков без опыта, и нам с ними пришлось осваивать программу вместе.
Привыкнуть было нелегко, все названия операций и процессов в САПе другие. Мы прошли обучение, но от него не было никакого толка. Консультанты, к которым мы обращались за помощью, сами учились на нас. В итоге мне пришлось разбираться самой и обучать других.
Программу мы не освоили до сих пор. Каждую неделю что-то для себя открываем.
У меня сейчас один человек в подчинении. Было двое, но второй уволился.
Поскольку сейчас у всех каша в голове и учет в новой программе только настраивается, то, если мы что-то сделали неправильно, нас не сильно ругают. И проверять нас некому, другие понимают еще меньше нас. А когда работали в старой программе, с нами не церемонились. Если допустил серьезную ошибку, депремировали.
Самое трудное — это закрытие месяца, когда за несколько дней нужно сделать огромный объем работы. Возможно, так происходит, потому что ответственные сотрудники непосредственно в компаниях не стремятся выполнять свою работу равномерно. Поступающие к нам задачи мы обрабатываем самое долгое три дня, но в конце каждого месяца стабильно начинаются адские переработки. Закрытие длится с 30-го или 31-го по 3-е число. В закрытие мы работаем по 14 часов в день, из которых пять — переработка. Переработки не оплачиваются, и в эти дни очень сложно взять отгул.
Из этого вытекает и другой недостаток — текучка кадров. Многие увольняются, не проработав и года. Думаю, что в основном это именно из-за переработок, а не потому, что работа им надоела.
Я не считаю мою работу монотонной. Мне нравится узнавать, как в программе правильно провести какую-то операцию. Каждый день происходит что-то интересное, возникают новые задачи, которые надо оперативно решить. Я привыкла к цифрам, они не утомляют меня. Чтобы лишний раз не напрягать глаза, максимально использую возможности «Экселя»: выгружаю в него данные из бухгалтерской программы, применяю различные комбинации клавиш — и он считает вместо меня.
Как бухгалтеру развиваться в своей профессии
Кто-то из бухгалтеров становится финдиректором, кто-то открывает свою фирму, а кто-то топчется на месте и не знает, как сделать следующий шаг. И часто стаж работы по профессии не играет здесь ключевой роли. Как выбрать верное направление и начать двигаться вперед? Как построить свою карту развития?
Когда мы знакомимся с историями успешных людей, нас обычно интересует не то, какой вершины они достигли, но и то, как они шли к своей цели. Но часто за кадром остается начальная точка пути — целеполагание. Профессиональный коуч Кристина Хумидо считает, что определить для себя цель — это один из наиболее сложных этапов, и приводит в пример диалог Алисы с котом из книги Льюиса Кэррола:
Вот так и в профессиональном росте: чтобы достичь цели, надо ее увидеть, а увидев — понять, чего не хватает для достижения цели, определить свои первые шаги, наметить план действий.
Подбирая материалы для этой статьи, мы пытались визуально представить себе лестницу роста бухгалтера, но линейного рисунка у нас не получилось. Направлений, куда может двигаться сотрудник бухгалтерии, оказалось много. И у каждого из них своя специфика.
Большинство специалистов, например, отмечают, что для повышения в должности необходимо постоянно заниматься самообразованием. И это неслучайно, ведь требования к соискателям на должности главного бухгалтера или финансового директора гораздо серьезнее тех, которые предъявляют к рядовым специалистам.
— Работодатели обязательно смотрят на образование соискателей на руководящие позиции — высшее экономическое, на опыт — не менее пяти лет, — рассказывает директор агентства по персоналу «Ваши кадры» Таисия Мелех. — Как правило, на такую должность ищут людей с высоким уровнем общей эрудиции, знаниями законов и отчетности на абсолютно всех участках.
Кристина Хумидо,
профессиональный карьерный коуч
Главное — знать, куда идти
Вы поняли, что хотите и можете развиваться дальше? Значит, надо начать с определения цели. Это самое сложное, но и самое важное. От того, как точно вы обозначите цель, будет зависеть, придете вы к ней или нет. Задайте себе вопросы: от какого типа работы я получаю удовольствие? в какие моменты работа не кажется мне рутинной? Исходя из ответов, сложите картинку и «примерьте» ее на должность. Если вы хотите вертикального роста, важно не просто хорошо выполнять свою работу, но и достигать больших результатов. Альберт Эйнштенй говорил: «Вы не продвинетесь вперед, делая свою работу хорошо, — требуется делать что-то новое, что не прописано в должностных инструкциях. Нужно быть готовым принимать решения и нести ответственность за результат.
Еще один момент, о котором часто забывают: ваш руководитель должен знать о ваших успехах. Говорите о своих достижениях, делая акцент на пользе, которую они принесли работодателю.
Главный бухгалтер должен обладать педантичностью, стрессоустойчивостью и живым операционным мышлением. Быстро реагировать на изменения и работать с большим объемом информации — вот что требуется от специалиста такого уровня.
Тем, кто хочет двигаться дальше, нужно осваивать смежные области знаний: экономику, маркетинг, аналитику и пр., — чтобы видеть бухгалтерский учет не раздельными участками, а как единую систему.
Дополнительные знания и компетенции будут полезны и тем, кто решил уйти на фриланс или в аутосорсинговую компанию. Речь об умении организовать свою деятельность: это и про выстраивание отношений с клиентами, и про соблюдение сроков, и про тайм-менеджмент в условиях многозадачности. Кроме того, таким специалистам особенно важно осваивать современные средства связи и автоматизации, ведь личные поездки к клиентам будут отнимать массу времени.
— Удаленный бухгалтер — это такой же профессионал в сфере бухучета, но активно использующий информационные технологии. Весь процесс от получения электронного первичного документа до сдачи бухгалтерской отчетности сейчас можно реализовать через интернет, не присутствуя в офисе клиента, — считает кандидат экономических наук, практикующий главный бухгалтер, лектор Контур.Школы Константин Татаров. — Когда возникает необходимость повышения квалификации, этот вопрос также решается дистанционно. Сотрудник обслуживающей бухгалтерии должен быстро самообучаться, потому что придется параллельно вести учет предприятий различных видов и осваивать специфику учета в ходе работы. Времени на стандартную учебу просто нет.
Впрочем, бухгалтеры иногда выбирают иной путь: определяют какую-то специализацию и развиваются в ней как эксперты. Среди наших читателей есть налоговые консультанты, эксперты по бюджетному учету и пр. Их опыт и знания применимы в сфере образования, на рынке консалтинговых услуг, в профессиональных изданиях. Такую деятельность легко совмещать с работой в бухгалтерии или руководством собственной аусорсинговой компанией.
Как видите, вариантов развития масса, и успешных историй тоже очень много. Многие наши читатели прошли путь от рядового бухгалтера до главного, от главного — до финансового директора, от бухгалтера в штате до владельца аутсорсинговой фирмы и, наоборот — от рядового специалиста в обслуживающей бухгалтерии до главбуха в штате компании. Главное — определиться, чего хотите именно вы, не бояться и уверенно двигаться к обозначенной цели, а в этом помогут наши эксперты.
Анна Осипова,
руководитель пресс-службы HeadHunter
Кого ищет работодатель
По данным исследования HeadHunter, в 2017 году в профобласти «Бухгалтерия, финансы предприятия» только 11 % специалистов пошли на повышение в должности. Эта цифра соответствует тенденциям последних лет. Критерии отбора новых сотрудников тоже не изменились.
Относительно мягкие требования предъявляются к бухгалтерам на отдельные участки: среднее специальное образование, опыт от года, знание бухгалтерской программы. Для бухгалтера широкого профиля важны знание всех участков бухгалтерии, опыт организации бухгалтерского, налогового и управленческого учета и работы с интернет-банками. Обязательное требование — профильное высшее образование. В описании вакансий главного бухгалтера работодатели также указывают высшее образование, а еще опыт работы: в 50 % случаев от трех до шести лет, в 10 % — более шести лет.
Разумеется, значение имеет и размер компании, которая подбирает сотрудника. Чем крупнее организация, тем строже требования независимо от трудовых функций.
Наталия Сафронова,
бизнес-тренер Центра бизнес-образования
Как шагнуть вверх по карьерной лестнице
Рядовому бухгалтеру важно правильно выполнять инструкции и знать законодательство, чтобы работать с первичными документами. Главный бухгалтер — это прежде всего аналитик, который организует бухучет в комплексе: официальный бухгалтерский, налоговый и управленческий учет. Он должен понимать, что данными о финансовом состоянии пользуются менеджмент компании, контрагенты и контролирующие органы. Отчетность строится таким образом, чтобы каждый из этих пользователей взял из отчетов ту информацию, которая пойдет на пользу компании. Это одна из задач главного бухгалтера.
Следующая ступень карьерного роста — финансовый директор. По функциям эта должность близка к главбуху. Финансовый директор появляется, когда структура компании усложняется и один человек не в может контролировать движение всех средств, вести аналитику и прогнозирование.
Шагнуть вверх по карьерной лестнице можно, только получая новые знания и развивая дополнительные навыки.
Главному бухгалтеру стоит освоить азы экономической теории, ведь она лежит в основе поведения участников рынка. Для финансового директора также полезны будут знания в области маркетинга, понимание стратегии продвижения товаров/работ/услуг организации: каналов продаж, целевых клиентских групп и пр.
Нужно вникнуть в вид деятельности, будь то производство, продажи или сфера услуг. Иначе будет невозможно правильно рассчитать себестоимость, собрать аналитику, спрогнозировать затраты и прибыль.
И, конечно, сотрудники, занимающие руководящие должности, должны владеть управленческими и коммуникативными навыками. Им надо уметь ставить задачи, добиваться результатов, интерпретировать и объяснять подчиненным нюансы законодательства и пр.
Татьяна Фаузер,
коммерческий директор БКГ «Информаудитсервис»
Для тех, кто умеет управлять временем
Работа в аутсорсинговой компании — это серьезный шаг в профессиональном развитии. Очевидные плюсы — мощный опыт и объем знаний, которые получает бухгалтер. В режиме реального времени он экстраполирует кейсы, с которыми встречается в других компаниях. В нестандартных ситуациях бухгалтер вправе обратиться к методологам или коллегам, у которых более глубокая специализация по данной проблеме. У штатного сотрудника такой серьезной базы нет.
За год работы в аутсорсинговой компании бухгалтер получает опыт по формуле: 1 год × количество обслуживаемых клиентов. Это очень хорошо для клиента, потому что с ним работает опытный специалист, но такая деятельность требует проактивности и стрессоустойчивости от самого бухгалтера: ему нужно постоянно развиваться, встречаться с новыми ситуациями и клиентами. Не каждому подойдет такой формат работы — кому-то комфортнее строить устойчивые отношения с одним работодателем или клиентом.
Для успешного профессионального роста крайне важно развивать soft skills: уметь работать в команде, быть доброжелательным по отношению к клиентам и коллегам. Аутсорсинг подойдет тем, кто мастерски управляет временем, умеет выстраивать процессы так, чтобы не было перекосов в нагрузке, срывов сроков или «авралов», из-за которых возникают ошибки. Цена таких ошибок измеряется реальными штрафами.
Если же все сложилось, то бухгалтер вправе претендовать и на карьерный рост. В аусорсинговой компании это может быть должность руководителя отдела, что идентично должности главного бухгалтера в холдинговой компании.