Как стать репетитором начальных классов с чего начать
«Умничка»: как монетизировать педагогическое призвание
Елена Соколова по образованию педагог начальных классов, а в душе — любитель новых технологий. Ее онлайн-школа репетиторства «Умничка» помогает детям, у которых нет возможности постоянно посещать школу, получить достойное образование.
В интервью Контур.Журналу Елена Соколова рассказала, как именно современные технологии помогли ей создать школу с качественным образованием и теплой атмосферой.
Все произошло случайно. В период декретного отпуска я занималась репетиторством: просто давала объявления, предлагала занятия с детьми. Так получилось, что одна из моих учениц уехала на полгода жить в Таиланд. Родители обратились ко мне с просьбой позаниматься с ней дистанционно, потому что по возвращении ей нужно было сдавать экзамены. Девочка тогда училась в третьем классе. Для меня эта задача оказалась совершенно новой, но все же интересной. Поначалу я мало что умела, например, картинки, которые использовала на уроках, делала в простых программах.
В процессе работы со своей ученицей я начала интересоваться технологиями дистанционного образования, онлайн-досками и прочими инструментами. Разобравшись во всем, усовершенствовала процесс обучения. Когда девочка вернулась в Новосибирск, оказалось, что она даже немного опередила школьную программу. Родители остались очень довольны результатом, и мы продолжили заниматься онлайн, но теперь уже просто для того, чтобы не тратить время на дорогу.
На самом деле найти дистанционного репетитора для детей начального школьного возраста почти невозможно. Очень много предложений для старшей школы, для подготовки к экзаменам. Когда я рассказываю, что занимаюсь с детьми из первых и вторых классов, многие удивляются.
Поскольку онлайн-репетиторство почти не охватывает младший школьный возраст, мне пришлось разработать свою собственную программу, в которой активно используется принцип наглядности.
Мы даже разработали систему физкультминуток: в середине урока обязательно делаем упражнения для глаз и снятия мышечной усталости.
От одного репетитора к онлайн-школе
Моя первая клиентка рассказала о наших занятиях своим знакомым, ко мне обратился еще один человек. Со временем у меня набралось такое количество учеников, что я перестала справляться самостоятельно. Мне было сложно заниматься со всеми, а отказывать, конечно, не хотелось. Поэтому я предложила работу своей коллеге. Для большинства учителей начальных классов моя методика — это нечто новое. Поэтому каждого нового учителя я сначала обучаю, после этого он допускается к занятиям.
На данный момент в онлайн-школе «Умничка» работают девять преподавателей — уже не только для начальной школы, но и для средних и старших классов. Мне пришлось наладить контакты с репетиторами по русскому языку и математике, которые занимаются подготовкой к ЕГЭ. Постепенно мое репетиторство переросло в небольшую организацию.
Я зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель, выяснила, что лицензия нам не требуется, поскольку, во-первых, у нас нет помещения, мы все делаем онлайн, а во-вторых, мы не выдаем никаких документов об образовании, то есть, по сути, осуществляем консультативную деятельность.
Сайт для нашей школы я делала сама, поскольку на начальной стадии не было материальных возможностей кому-то оплачивать разработку. Просто пригласила домой подругу-дизайнера, и мы все обсудили за чашечкой кофе.
Школа или уроки онлайн?
Я очень люблю школу и своих учеников, но в тот момент, когда я начинала подрабатывать, у меня не было физической возможности выходить из дома, так как я сидела с маленьким ребенком. А когда все разрослось, у меня возникла такая же нагрузка по часам, как и в школе — 5-6 уроков в день, но с гораздо большей оплатой и большим количеством свободного времени. При этом свободное время мне хотелось тратить на освоение дистанционной технологии.
Когда ребенок подрос, я, конечно, могла вернуться в гимназию, но на мне уже лежала определенная ответственность за тех людей, которые у меня работали, да и с детьми была договоренность.
Как известно, у преподавательского труда оплата в нашей стране невысокая. Я поняла, что в школу возвращаться не хочу, и дело даже не только в оплате. В школе возникает очень много проблем с программами, отчетностью, учителя постоянно загружены бумажками, собраниями. Бывает так, что тебе не до детей. А меня такой подход не устраивает, я предпочитаю полностью посвящать себя обучению.
Кроме того, я вижу, что наша деятельность очень полезна, так как современная школа не всегда дает качественное образование. Мы помогаем многим ребятам, которым для обучения недостаточно того материала, времени и внимания, что они получают в классе. Ради этой благородной миссии я готова отдавать силы и время.
Конкуренты
Когда я писала магистерскую диссертацию на тему дистанционного обучения в начальной школе, то не смогла найти для своей работы даже 5-6 хороших научных статей. В сфере образования младших школьников онлайн у нас нет аналогов. Есть сайты по поиску дистанционных репетиторов: например, сервис tutoronline.ru имеет отличное сообщество, хорошую систему, свои приложения, но он отличается тем, что просто собирает под свое крыло преподавателей и договаривается с учениками. То есть его функция — свести ученика и учителя. Дальше учитель находится в свободном плавании и работает с учеником независимо.
У нас же именно онлайн-школа. Наши учителя — это коллектив, мы проводим советы, собрания. И хотя не все наши преподаватели в одном городе, мы связываемся дистанционно, обсуждаем, делимся информацией о новых технологиях.
За качество обучения ответственность я беру на себя. В договоре с учениками прописано, что все отзывы и претензии они высказывают либо мне, либо нашему администратору.
Мы отвечаем за качество нашей работы. У нас все под контролем: после каждого занятия преподаватель отправляет отчеты по проведенным занятиям. Урок прошел — на электронную почту родитель получает письмо с информацией о том, что мы прошли, что у нас получилось и что не получилось. У нас есть домашние задания, которые направлены на проблему конкретного ребенка, а не как в школе — домашнее задание для всего класса. Получается, что у нас все-таки более индивидуализированный подход, направленный на конкретного ученика, на решение его проблем.
Реклама
В основном ученики приходят к нам по рекомендациям. Стабильно в рекламу мы пока не вкладываемся. У нас есть пара тем на различных родительских форумах, в которых мы размещаем информацию о себе. Часто размещение рекламной информации на родительских форумах не бесплатно, но внешне такая информация может ничем не отличается от обычной темы форума. Еще у нас есть группа во «ВКонтакте», но основная часть участников там — наши друзья и клиенты.
Огромное значение имеют рекомендации. Я сама, как мама, всегда смотрю отзывы о секции, студии, парке отдыха. Сейчас все мамы продвинутые, пользуются интернетом. Бывает, что люди случайно выходят на нас. После первого бесплатного занятия они начинают понимать нашу систему обучения и могут определиться, подходит ли она им. Но пока еще ни один человек, который прошел со своим ребенком пробное занятие, не отказался от дальнейшего сотрудничества.
Команда и клиенты
Большинство наших педагогов — школьные учителя, мамы в декрете. Педагогу очень сложно построить бизнес, нужно иметь предпринимательскую жилку. Я сама уже почти два года иду по этому пути, приходится осваивать бухгалтерские знания, менеджмент и многое другое. Мы пока не разгоняемся, не нанимаем людей для рекламы и продвижения. Стараемся все делать своими силами. Разумеется, у нас есть люди, к которым я обращаюсь за платными консультациями, но это происходит время от времени.
Для меня онлайн-школа не столько бизнес, сколько любимая работа. Я не стремлюсь к большой выручке. Для меня важно, что нас ценят за душевное отношение к клиентам. Мы стараемся сохранять атмосферу небольшой компании.
У многих людей есть предубеждение, что к репетиторам обращаются только родители отстающих детей. Как это ни удивительно, но больше половины наших учеников — это одаренные ребята, у которых очень большая нагрузка и нет времени ездить к репетитору или принимать его у себя.
У нас обучается девочка-балерина, которая в перерывах между репетициями связывается с преподавателем чуть ли не из театра.
Есть ребята, которые проживают с родителями за границей. Сейчас стало очень модно, особенно среди жителей Сибири, зимовать где-то в Таиланде или в Турции. У нас таких ребят четыре человека. Также есть дети, которые часто или тяжело болеют, для них домашнее обучение — очень удобный формат. Школы, как правило, в такой ситуации недостаточно, ведь ребенок не может посещать ее каждый день и многое пропускает. Так что ответственные родители ищут выход из ситуации, и мы их выручаем.
Сейчас у нас достаточно стабильное соотношение между учителями и учениками. Все преподаватели равномерно загружены, как только возникает ситуация, что график становится слишком напряженным, мы ищем нового преподавателя.
Планы
Мы серьезно задумываемся о том, чтобы создать что-то вроде благотворительного проекта, направленного на обучение детей с ограниченными возможностями. Уже сейчас мы работаем с детьми, болеющими инфекционными заболеваниями. Они изолированы от общества, несмотря на то, что интеллектуально полноценны и хотят учиться. Мы предлагаем хорошую скидку тем, кто находится на домашнем обучении, но с условием, что ребенок берет от пяти занятий в неделю.
Я думаю, что в будущем нам удастся реализовать благотворительный проект. Надеюсь, что мы сможем обучать детей с ограниченными возможностями если не полностью бесплатно, то хотя бы со значительной скидкой.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Познакомьтесь с репетитором, который зарабатывает до 700 тысяч в месяц
Благодаря Инстаграму
Среди тех, кто работает в сфере образования, пугающе много людей, которые зарабатывают меньше 15 тысяч рублей в месяц. Но нам удается находить героев, которые добились успеха.
Ольга из Санкт-Петербурга сознательно отказалась от карьеры экономиста и стала репетитором. Начинала с выездных уроков для младшеклассников и дохода в 20 тысяч рублей, а сейчас готовит школьников к экзаменам не выходя из дома и получает от 300 до 700 тысяч в месяц. Она рассказала, как страница в Инстаграме помогла ей увеличить заработок в несколько раз, зачем покупать рекламу у своих учеников, всем ли нужно понимать математику и на что тратит деньги учитель с таким доходом.
Образование
Я окончила Санкт-Петербургский государственный экономический университет, моя специальность — бухгалтерский учет, анализ и аудит. Еще во время учебы я проходила трехмесячную стажировку в международной компании KPMG, которая входит в аудиторскую «большую четверку». А летом после четвертого курса устроилась бухгалтером в JTI — это крупнейшая в России табачная компания. Но работать в этом направлении мне не особо понравилось.
С первого курса я подрабатывала репетитором по математике. Ученики появились у меня благодаря специальному сайту вроде «Профи-ру», где пользователи могут подобрать себе преподавателя.
Сначала брала младшие классы, ездила к ученикам домой. Со многими из них я впоследствии занималась несколько лет. Постепенно заработало сарафанное радио, у меня появлялись постоянные клиенты. Моя ставка была 400 рублей в час, а в месяц выходило около 20 000 рублей.
в месяц получалось зарабатывать первое время при ставке 400 Р /час
Какое-то время я пыталась брать учеников на вечер и выходные и совмещать со стажировками, но оказалось, что это невозможно, если рассматривать репетиторство как полноценную работу. Я поняла, что заниматься с детьми мне нравится, тут я сама себе начальник и могу быстрее развиваться. И после окончания университета перешла полностью на репетиторство.
Конечно, были какие-то переживания, причем мои родители и близкие волновались даже больше, чем я. Но меня поддерживал муж, и сомневаться было особо некогда.
Постепенно мой доход вырос до 100 тысяч рублей в месяц.
Я задумывалась о том, не получить ли педагогическое образование. Но зачем? У меня есть методика, нет проблем в работе. Чтобы просто говорить, что у меня есть диплом учителя? Он будет пылиться на полке, как и мой первый. Так что не вижу в этом смысла.
Инстаграм
Я понимала, что Инстаграм — быстроразвивающаяся соцсеть, в которой люди публикуют не только свои фоточки, но и другой интересный контент. И два года назад решила создать аккаунт, который помогал бы школьникам готовиться к экзаменам и, в том числе, предлагал мои услуги. Мой профиль тогда был одним из первых в подобном формате — с видеоразбором заданий по математике.
Изначально я не публиковала никаких личных фотографий. Это была моя ошибка, потому что у аккаунта не было лица, а оно должно быть. Тогда я специально организовала фотосессию с учениками: пригласила их в кафе, заказала фотографа, начала выкладывать фото. Потом подумала, что постановочные кадры уже всем надоели, и решила добавить немного личного контента. Мне кажется, людям так интереснее.
Репетиторов много, но если ученик идет именно ко мне, мы с ним должны быть на одной волне. Если он меня совсем не понимает, то вряд ли сможет у меня чему-то научиться. Личный контент помогает ему в этом разобраться. Благодаря инстаграм-аккаунту ко мне на курсы в основном записываются сами дети. Меня это радует: они сами понимают, что им надо заниматься, сами согласовывают все с родителями.
Один раз я брала консультацию по развитию блога, но она мне не особо понравилась, поэтому дальше решила все делать сама. Тем более что у меня экономическое образование, и законы, по которым тут все работает, понять несложно. Но в этом году, возможно, все же найму человека, который будет подбирать блогеров для размещения у них рекламы.
Не могу сказать, что на раскрутку инстаграм-аккаунта я потратила много: два года назад у меня и не было такой возможности, да и реклама хорошо шла даже при маленьких бюджетах. Я заказывала ее у других блогеров, а потом начала сотрудничать с одной своей ученицей по бартеру: я готовила ее к экзаменам, а она мне сделала бесплатную рекламу у себя в инстаграме — пост у нее тогда стоил 25 тысяч рублей. Она достаточно крупный блогер, изначально стала популярной на Ютубе, а потом перешла в Инстаграм, пишет там про мотивацию и разные способы обучения. Именно после ее рекламы мне удалось набрать первые 10 тысяч подписчиков.
Сто тысяч подписчиков я набрала где-то за полтора года.
Расходы на рекламу неравномерны, но регулярны, и они гораздо больше, чем когда я только начинала. Сейчас упоминание в сториз у маленьких блогеров стоит до 3 тысяч рублей, а у миллионников — до 50 тысяч. Я тоже размещаю рекламные посты в своем блоге, зарабатываю на этом от 10 до 40 тысяч в месяц, эти же деньги трачу на рекламу своего аккаунта. По итогу выхожу в ноль или остаюсь в плюсе тысяч на 10.
максимальные расходы за месяц на рекламу аккаунта в инстаграме
Работа
Когда я занималась с детьми только индивидуально, строила работу исходя из целей и желания клиента: с одними мы делали домашку, с другими решали олимпиадные задачи. Сейчас я уже не беру младшие классы, только 8—11, и в основном мы с ними готовимся к ОГЭ и ЕГЭ.
У меня есть четыре типа занятий. Кто-то занимается индивидуально очно — в этом году у меня было не больше десяти таких учеников, а кто-то — в онлайне. Еще есть групповые курсы и вебинары — заранее записанные уроки. То есть человек может купить видеоурок и заниматься самостоятельно, а если появляются какие-то вопросы, он задает их мне.
В этом году я впервые ввела онлайн-курсы. У меня было две группы по первой части ОГЭ и одна — по второй. И две группы по ЕГЭ: база и первая часть профильного экзамена. На вторую часть просто не хватило времени: это новый для меня формат занятий, а там требуется достаточно серьезная работа. Но в этом году планирую ввести ее тоже.
Мы занимаемся в Инстаграме: все ученики добавляются в закрытый профиль, занятия проходят в формате прямых эфиров.
В новом учебном году перейдем на специальную платформу, но отдельный профиль в Инстаграме для всех участников все равно останется, чтобы мы с ними постоянно были на связи.
Обычно в группе от 30 до 50 учеников, но в онлайне, как правило, присутствуют человек 10—15, остальные предпочитают смотреть в записи. У меня занимаются дети со всей России, от Камчатки до Калининграда. Самый популярный курс я провожу по воскресеньям в 11:00 по Москве, чтобы даже те ребята, у которых большая разница во времени, могли заниматься в прямом эфире. С другими курсами, к сожалению, так не получается, поэтому там больше детей смотрят запись.
Сначала мы прорабатываем отдельные темы, а во второй половине учебного года начинаем закреплять и решать целые варианты. Я объясняю теорию, а потом решаю задания, дети смотрят, задают вопросы, я отвечаю. Плюс у них есть домашнее задание. В этом году я планирую нанять куратора, который будет проверять домашку, но отвечать на вопросы учеников все равно буду я.
В апреле я проводила дополнительный курс «Последний звонок» — это супербыстрая подготовка к экзаменам, курс шел два месяца.
В середине мая запустила еще один проект — «Лайфхаки». В отдельном инстаграм-профиле публиковала легкие способы решения конкретных экзаменационных заданий.
На мой взгляд, не каждый должен знать математику. Те, кому важно разобраться, понять суть, приходят ко мне на курсы, на полноценную подготовку. Но есть те, кто просто хочет сдать и не важно, каким образом. Например, доступ к лайфхакам купила девочка-пианистка: она играет в Большом театре, у нее репетиции по восемь часов в день, какая ей математика? Ей достаточно просто запомнить, что в таком-то задании надо А разделить на В, не вдаваясь в подробности. Мы просто подстраиваемся под нашу систему экзаменов.
Доступ к аккаунту сначала стоил 400 рублей, потом — 500. Некоторые школьники создавали общий профиль, чтобы разделить сумму между собой, но я им писала, что купить доступ можно только с личного аккаунта. Разумеется, кто-то все равно кооперировался, всех проконтролировать невозможно.
В итоге было более 600 подписчиков, а проект принес мне около 300 тысяч.
Конечно, некоторые копируют мой формат, но я бы не назвала их конкурентами. Другой репетитор — другой человек, у него другая подача, другая манера речи, все другое. Поэтому я ни за кем особо не слежу и не переживаю по этому поводу.
Я преподаю так, будто человек вообще ничего не знает, начинаю с самого простого. Многие репетиторы думают: «Это же очевидно, зачем тратить на это время? Лучше объясню сложный моментик». А многие до этого сложного моментика просто не доходят, для них даже простые вещи непонятны, хотя репетитору может казаться наоборот.
Бывает эмоционально тяжело: я переживаю за некоторых учеников. Есть и те, в ком я уверена. В этом году, например, все сдали хорошо, четыре человека написали ОГЭ на максимальный балл. Такой результат получил небольшой процент девятиклассников, так что этими ребятами я горжусь. У некоторых моих учеников «четверки», но они и занимались только на курсах по первой части ОГЭ и для них это была желанная оценка.
На «тройку» написал один мальчик — Миша, он занимался индивидуально, но для него это очень большая победа. Ему тяжело дается математика, плюс он ленился, даже предполагал, что станет первым моим учеником, который не сдаст экзамен. За него переживала не только я, но и моя мама, и мой муж. Но в итоге он смог преодолеть порог и был рад. У меня нет ни одного ученика, который не сдал бы математику, хотя Миша был очень на это настроен.
График
В учебном году у меня все загружено: почти каждый день курсы, потом проверка домашки, подготовка, рассылка материалов, публикация постов. Грубо говоря, я работаю с 10 до 22. Это не значит, что надо 12 часов сидеть и что-то делать — я могу погулять, позаниматься своими делами, но время от времени все равно захожу в Инстаграм, проверяю письма, отвечаю ученикам. Непосредственно на сами курсы уходит семь-восемь часов в неделю, но на все остальное тоже тратится довольно много времени.
В мае, когда были «Лайфхаки», я просыпалась и сразу отвечала ученикам на вопросы. Чем ближе к экзамену, тем сложнее становится: большая нагрузка, всем всё надо, особенно в последний день. Я даже подумываю в следующем году объявить день тишины накануне экзаменов.
Летом занимаются буквально один-два ученика, а я особо не веду набор на это время, предпочитаю отдыхать или готовить курсы и разрабатывать новые форматы.
В работе репетитора есть минусы: у меня нет больничных — благо, что болею достаточно редко, нет отпускных — на отпуск нужно копить.
Бывает, что дети переносят индивидуальные занятия, но в этом плане у меня достаточно строгая политика: если ребенок решил перенести в последний момент, я говорю, что в следующий раз занимаемся только по предоплате. К старым ученикам я, конечно, более лояльна, но в принципе все знают, что переносить лучше заранее, тогда проблем не возникает. Онлайн-курсы хороши тем, что там нет этого риска отмены: если человек не присутствует на занятии, то смотрит его в записи — в любом случае оно уже оплачено.
Доходы
Расходы
У нас с мужем отчасти совместный бюджет. Например, ипотеку мы выплачиваем вместе, но при этом у каждого есть деньги на личные расходы.
Из моего заработка на ипотеку уходит 20 тысяч рублей. Квартира однокомнатная, она стоила 6 миллионов. Мы живем в ней где-то год, она находится в жилом комплексе, который позиционируется как жилье бизнес-класса, но я бы сказала, что это просто хороший дом в Приморском районе возле парков. На коммуналку и транспорт трачу еще по 5 тысяч.
6% заработка уходит на налоги — я зарегистрирована как индивидуальный предприниматель.
На еду уходит около 10 тысяч. Я почти не готовлю дома, особенно когда много работы: например, в мае готовила раза два. Питаюсь в кафешках, хожу на бизнес-ланчи — на это тратится около 20 тысяч в месяц. Экономить на продуктах или на чем-то еще нам, пожалуй, не приходится.
Одежду я в основном покупаю за границей, назвать конкретную сумму тут сложно: иногда беру что-то из масс-маркета, иногда — вещи подороже. Из масс-маркета мне нравится «Зара», «Массимо Дутти», а из топовых брендов — «Бёрберри» и «Луи Вюиттон». В Питере у меня не особо много времени на магазины, а за границей одежда и обувь чуть дешевле плюс там есть тэкс-фри.
Свободное время люблю проводить с мужем и друзьями, гулять в парках, ходить в рестораны и кино — это не особо затратно.
Но больше всего я люблю путешествия. В этом году уже была в Лондоне, Таиланде, Малайзии, потом в Париже, Ницце, летом путешествовала по Испании. Расходы на поездки я не считаю, в среднем на путевку и проживание у нас уходит 100 тысяч на двоих, а траты на месте бывают очень разными.
Последняя моя крупная покупка — это Мерседес А200, он стоил полтора миллиона. Купила его весной, копила с начала года. Это моя первая машина. Хотела я, конечно, другую, но и за границу ездить тоже хотела, поэтому взяла эту. На бензин тратится около 5000 рублей.
Теперь буду копить на ипотеку, чтобы быстрее ее закрыть.
Никаких вкладов у меня нет, обычно деньги просто лежат на счете, на остаток капают проценты. Но в последнем путешествии я почти всё потратила.
Будущее
Не знаю, буду ли я заниматься репетиторством всю жизнь, но ближайшие лет пять точно. Конечно, накануне экзаменов устаешь просто ужасно, хочется бросить это дело, но потом приходят отзывы учеников и все забывается — ты готов с новыми силами идти в бой.
В ближайшее время планирую масштабировать свой проект, немного сменить формат курсов, сделать их более интересными и качественными, возможно, увеличить количество учеников.
Может быть, когда-нибудь я параллельно займусь другим бизнесом. Например, у моего мужа есть турфирма, можно взяться за ее развитие.
Познакомьтесь. Читатели, которые нашли неповторимый способ зарабатывать или тратить деньги.
Как филолог стал репетитором
И зарабатывает как технарь
Два года после университета я работала учителем русского языка и литературы. Уволилась из-за зарплаты 8500 рублей. Решила работать на себя и стала репетитором.
Сначала работала через платформы-посредники и ездила домой к ученикам. Со временем новые ученики стали обращаться по рекомендации, и теперь не я, а они приезжают ко мне домой на уроки. Сейчас я зарабатываю 95 000 рублей в месяц. Расскажу, как у меня это получилось.
Платформы-посредники
Сначала я нашла четыре сайта-посредника и зарегистрировалась на них. Такие платформы работают по тендерной схеме: заказчик создает заявку, репетитор оставляет на нее отклик, а администратор подбирает подходящего репетитора.
Из четырех только один сайт, «Ваш репетитор», сразу внушил мне доверие: при регистрации нужно было заполнить подробную форму, указать личные данные, сведения об образовании и опыте, приложить фотографию.
Моя анкета репетитора появилась на сайте только через несколько дней. Перед этим администратор позвонил для небольшого интервью и проверил подлинность данных. Дальше я указала стоимость одного урока и районы, в которые готова выезжать.
Платформа предлагала репетиторам получить сертификат, чтобы увеличить доверие клиентов. Процедура была простой, и я сразу отправила все документы: сканы дипломов и сертификатов и мое фото с разворотом паспорта, чтобы было видно фамилию и фотографию. Три года назад репетитор мог пройти сертификацию по желанию, сейчас это обязательное требование сайта. Без подтверждения личности и специальности получить заказ не удастся.
Для клиентов платформа работает бесплатно. Репетитор платит процент от цены заказа после первого проведенного занятия. Обычно это полная стоимость 1—2 уроков.
Первого ученика я получила через две недели после регистрации. Через полтора месяца у меня появился рейтинг, который складывается из отзывов родителей. Чем выше рейтинг, тем больше возможностей получать заказчиков.
Остальные три сайта работали формально: доски с заказами были пустые, при регистрации репетитора никак не проверяли. За 3 года они не принесли ни одного заказа.
Правила работы
Для начала я решила работать на выезде и заниматься со школьниками 6—9 классов.
Через пару месяцев поняла, что трачу много времени и денег на дорогу. А еще я живу в Сибири — зимой стоять на остановках и ездить на общественном транспорте холодно.
К тому же в каждом доме свои правила и привычки, я в них вписывалась не всегда. У некоторых много кошек, а у меня аллергия. С одним мальчиком я занималась 3 месяца на кухне, и все это время под моим стулом лежали обертка от шоколадки и крышка от сока. Одни и те же обертка и крышка. В другом доме отец ребенка во время занятия заходил в комнату и стоял у меня за спиной в одних трусах. Спасибо, что хоть в трусах.
Я начала беспокоиться о своей безопасности: сделала таблицу-расписание, вписала туда время занятий, адреса, телефоны и имена родителей и отдала ее своим родным.
На первое занятие я брала с собой копию паспорта и дипломов. Показывала родителям, чтобы они были уверены, что я это я. Не давала ксерокопировать их или фотографировать: объясняла, что все данные обо мне есть у компании-посредника.
Правила работы репетитора на выезде
Предупредить, если опаздываешь.
Некомфортно или опасно — уходить.
Закладывать стоимость проезда в стоимость занятия.
Установить границы: не участвовать в семейных склоках, не обедать, не принимать ничего в подарок.
Через год я отказалась от работы в чужих домах и стала брать только тех учеников, которые были готовы приезжать ко мне.
Когда в мой дом стали приходить незнакомые люди, я вдвойне стала беспокоиться о безопасности. Стараюсь назначать первое занятие на время, когда дома есть кто-то кроме меня. На критический случай держу в рабочем столе перцовый баллончик.
За три года был лишь один случай, который заставил меня переживать. На волне новостей об учительнице, совратившей трех учеников, один одиннадцатиклассник задумчиво спросил, что будет, если он скажет родителям, что мы вовсе не русским занимаемся. Спокойно ответила, что меня посадят ни за что, а он и другие мои ученики останутся накануне экзамена без крутого преподавателя. С тех пор стала записывать все занятия с ним на диктофон.
Несмотря на опасения, я стараюсь уважительно и дружелюбно относиться ко всем ученикам и помнить, что большинству из них некомфортно в чужом доме. Зимой предлагаю замерзшим ребятам чай и конфету, а летом — воду или сок.
Правила работы у себя дома
Предупредить ученика, если в доме есть животные; спросить, нет ли аллергии.
Подготовить светлое рабочее место, удобный стул, запасную ручку. Убрать все, что отвлекает внимание.
Приготовиться к тому, что ученики будут пользоваться ванной и туалетом — не сушить там нижнее белье, убрать косметику, личные вещи и туалетную воду.
Убрать с видных мест ценные вещи.
Смириться с носками.
Родители
Хотя я занимаюсь с детьми, мои заказчики — родители. Это они платят за занятия, поэтому я стараюсь уделять им достаточно внимания.
За время работы я поняла, что о правилах и порядке работы надо обязательно подробно рассказать во время первого звонка. Но этого недостаточно. Лучше распечатать или отправить по электронной почте памятку.
Я всегда приглашаю родителей на первый урок, но за три года никто из них так и не пришел.
Еще я уточняю, каким способом удобнее общаться: звонки, смс, Телеграм или другие мессенджеры. Если ученик не пришел на занятие — звоню или пишу, чтобы уточнить, все ли в порядке. Не делает домашние задания, не пишет сочинения — предупреждаю родителей, что это повлияет на результат моей работы.
Со старшеклассниками я напрямую решаю вопросы о переносе занятий или отработке пропущенных уроков. Когда учишь школьников 5—9 классов, все изменения в расписании нужно согласовывать с родителями.
Ученики
Большинство одиннадцатиклассников сами просят родителей найти им репетитора, потому что волнуются перед предстоящими экзаменами. Они готовы работать и знают, что результат зависит от них. С такими учениками просто и приятно заниматься.
Встречаются и ленивые или капризные дети. Их заставляют учиться родители, поэтому репетитора они воспринимают как наказание: бунтуют, игнорирую задания, чатятся или отвечают на звонки во время урока. С такими я не работаю.
Если ученик не делает домашнее задание, пропускает занятия без предупреждения, говорю и ему, и родителям, что не вижу смысла в таких уроках. Либо ученик начинает учиться, либо я прекращаю с ним заниматься.
Самое важное в работе репетитором: я могу сама выбирать, с кем мне работать.
Результат
Я убеждена, что ни один репетитор не может гарантировать конкретный результат на экзамене. Об этом я прямо говорю родителям во время первого общения. Единственная гарантия, которую я даю: уровень знаний ученика будет значительно выше того, с которым он ко мне пришел.
На первом занятии я тестирую ученика, проверяю уровень знаний. Потом звоню родителям, чтобы сказать, каких результатов реально добиться за то время, которое осталось до экзамена.
Деньги
Некоторые репетиторы работают по предоплате за месяц — делают скидку, но не возвращают стоимость пропущенных занятий. Обычно это топовые специалисты из Москвы и Петербурга.
Я работаю по-другому: ребята рассчитываются сразу после урока. Бывает, что ученик забывает про оплату. Мне некомфортно спрашивать про деньги, поэтому в прошлом году я придумала небольшую хитрость — спрашиваю: «Маша, мне нужно поискать сдачу?»
Чтобы не держать в голове, что кто-то должен мне денег, переводы на карту я принимаю только от тех, с кем занимаюсь по скайпу. Первый дистанционный урок я прошу оплатить до его начала, остальные — после, но в тот же день.
Основное правило — не работать в кредит
Встречаются родители, которые рассказывают о тяжелой жизни и обещают заплатить через неделю, месяц. В таких ситуациях я спокойно говорю: «Я вас понимаю, но, к сожалению, не могу работать на таких условиях. Надеюсь, вы быстро справитесь с возникшими трудностями. Могу сохранить место в расписании до такого-то числа. Буду ждать Машу (Сашу, Пашу)».
В первый год я работала по ставке 600 рублей за 90 минут. За месяц набрала 6 учеников. Доход в месяц получался около 29 000. Минус расходы на дорогу и перекусы.
Второй год я работала по ставке 750 рублей за 90 минут. У меня было 10 учеников одновременно. Средний доход в месяц стал 60 000. И никаких минусов на дорогу, потому что ученики сами приезжали ко мне.
Во второй год сотрудничества «Ваш репетитор» открыл мне доступ к дистанционным заказам — я начала работать с учениками из Москвы и Петербурга по скайпу. В этих городах стоимость очного урока русского языка и литературы колеблется от 1500 до 5000 рублей за 90 минут. Те, кто хочет сэкономить, работают с репетиторами из регионов.
Каждый год я немного увеличиваю стоимость часа занятий. Сейчас работаю по ставке 1000 рублей за 90 минут. Это дорого для Сибири, но учеников меньше не стало. Мой средний доход в месяц — 95 000 рублей.
за 90 минут — по такой ставке я сейчас работаю
Заработало сарафанное радио — ученики приходят напрямую, по рекомендациям других ребят. За такие заказы не нужно платить процент сайту, это экономит мне около 10 тысяч рублей.
Летом и в сентябре практически нет учеников. Поэтому весь рабочий год я откладываю. На четыре пустых месяца оставляю минимум 200 тысяч — по 50 тысяч на месяц.
Налоги
Компании-посредники не платят налоги за репетитора — это ответственность самих репетиторов. Но по закону у репетиторов есть налоговые каникулы — они могут не платить налоги, если сами оказывают услуги для личных нужд. Для этого нужно подать уведомление в инспекцию. Тогда по доходам за 2017 и 2018 год не придется вообще ничего платить в бюджет и отчитываться.
Регистрироваться как ИП тоже необязательно.
Пока я не подала уведомление, но еще успеваю это сделать, чтобы соблюсти закон и не оказаться в должниках перед государством. За два года я ничего не буду платить в бюджет, а потом освобождение или продлят, или придумают упрощенный порядок для самозанятых репетиторов.
Я за легализацию: даже если ничего не придумают, после налоговых каникул зарегистрируюсь как ИП и буду платить 6% от дохода.
Итоги
Плюсы работы репетитором: