Как стать журналистом без образования с чего начать
Стать журналистом можно и без высшего образования, главное в этом деле — писать! История копирайтера
Получение высшего образования сегодня считается престижным и обязательным для каждого уважающего себя человека. Но на практике мы сталкиваемся с типичной проблемой — без опыта работы один диплом в трудоустройстве не поможет. Да и наличие высшего образования не всегда свидетельствует о профессионализме специалиста. Сотни прочитанных книг не помогут разобраться в рабочем вопросе, пока ты сам не научишься его решать.
Сегодня в редакцию журнала Reconomica мы пригласили эксперта по написанию статей для СМИ. Дмитрию удалось добиться сотрудничества с крупными информационными изданиями Владивостока, несмотря на отсутствие профильного высшего образования. А помогли ему в этом навыки копирайтинга и завидное упорство. В ходе интервью Дмитрий рассказал, как нашел данную работу, объяснил, как придумывать темы для новых статей, а также дал дельные советы для будущих журналистов.
Как я стал внештатным журналистом
Меня зовут Дмитрий, мне 23 года. У меня нет высшего образования, однако уже полгода я работаю журналистом сразу в двух крупных изданиях Владивостока. Я хотел бы рассказать о журналистике со стороны человека, который никогда её не изучал.
Впервые о профессии журналиста я задумался около года назад. В тот момент я занимался копирайтингом, так что имел представление о том, как должен выглядеть более-менее нормальный текст.
Тем не менее, просмотр вакансий на сайтах меня разочаровал. Дело в том, что большинство изданий, которым нужен журналист, ищут людей с высшим профильным образованием. У меня не было ни профильного, ни высшего. Я отправил своё резюме на несколько вакансий, но, как вы уже поняли, меня никто не позвал даже на собеседование.
Навыки копирайтинга помогли мне стать журналистом.
Свою следующую попытку попасть на работу я совершил через полгода. Я посмотрел вакансии и понял, что ситуация не изменилась, тогда я зашёл с другой стороны.
Статья об экологии — мой билет в мир СМИ
Я стал активнее следить за местными новостями (а это то ещё болото). Как это часто бывает, популярными были новости о местной экологии. Тогда я просто связался с преподавателем одного из университетов Владивостока, представился работником прессы (назвал самое популярное местное СМИ) и попросил её дать комментарии. Она согласилась, на основе этого я написал заметку.
У меня на руках был материал, так что я стал отправлять его всем местным СМИ на электронную почту. Если точнее, то я писал главным редакторам (их контакты можно найти на сайте издания). Письмо выглядело так: имя, возраст, опыт написания статей (приукрашенный), вот вам моя статья, хочу работать у вас вне штата.
Из 9 адресатов мне ответили 4. Один ответ сообщал о том, что внештатные авторы изданию не нужны, зато остальные ответы меня порадовали – сразу 3 редактора предложили работать на них вне штата. Я запросил условия сотрудничества и, получив их, стал выбирать самый выгодный вариант.
Предложенные варианты сотрудничества
Как и все копирайтеры, я измеряю размер текста количеством знаков. Удивительно, но в двух случаях из трёх мне рассказали о системе оплаты «за строку». При пересчёте на количество знаков получалась хорошая сумма. Вот что мне предлагали СМИ:
1) 90 рублей за 1 000 знаков (новостная заметка) и 140 рублей (интервью);
2) 300 рублей за 1 000 знаков и 360 рублей за 1 000 знаков (в зависимости от качества статьи, которое определяется редактором);
3) 200 рублей за 1 000 знаков в любом случае.
Само собой, меня больше всех заинтересовал второй вариант. Однако и от третьего я не стал сразу же отказываться, о чём и не пожалел (хоть и пишу туда не чаще 1 статьи в месяц).
Где брать темы для статей
Мне сразу дали понять, что выбор темы для статьи – моя задача. Никто не будет заморачиваться ради внештатного автора. В редких случаях мне могут прислать тему (это случается в момент, когда весь штат перегружен).
Один редактор может мне предложить тему, если видит, что я “онлайн” в два-три часа ночи. То есть ему нужно иметь готовый материал уже к утру, а заставить своих работников не спать он не может. Иногда я берусь за такие материалы, но чаще всего я ищу тему сам.
Поиск темы для статьи – очень серьёзный вопрос, на который нельзя дать однозначный ответ, кроме «везде».
Социальные сети мне в помощь
В первую очередь, я рассматриваю паблики в «ВК». Их особенность – большинство новостей предлагают пользователи. В случае, если меня что-то заинтересовало, я могу напрямую написать человеку, предложившему новость.
Как ни странно, люди готовы идти на контакт. Ты говоришь, что упомянешь их имя и фамилию в статье, и им уже интересно тебе помогать.
Простое общение с разными людьми
Второй способ поиска темы – общение с большим количеством людей. Что-то я слышу на основной работе, что-то может рассказать таксист.
Если вы пишете о местном спорте, то нужно всего лишь прийти на матч и сесть на трибуну возле пожилых болельщиков. Поверьте, вы узнаете больше информации о внутренних делах спортивного клуба, чем от любого СМИ. После получения информации её обязательно нужно подтвердить, так как процентов 50 информации – лживые слухи.
Общение с интересными знающими людьми всегда поможет написать новую актуальную статью.
Личные наблюдения и выявление закономерностей
Иногда тему для статьи даёт понимание какой-либо закономерности. Видите, что ремонтируют дороги – надо подумать, с чем это связано. Смотрите на календарь, немного думаете. Так, понятно, скоро экономический форум с участием президента. Вспоминаете, что было перед прошлым форум.
Ремонт дорог. Смотрите, каких именно. И понимаете, что несколько лет каждое лето ремонтируют одни и те же дороги (маршрут, по которому едет президент). Уже на основе этого можно писать статьи. Ищете тех, кто отвечает за работу, общаетесь с простыми рабочими, обыскиваете интернет в поисках тендеров (сайты госзакупок очень помогают).
Когда видишь какую-либо закономерность, то развивать её можно бесконечно и во все стороны.
Факты — главное условие информационной статьи
Что касается редактуры, то везде она серьёзная, особенно на первых этапах. Нужно понимать, что вы делаете информационную статью. То есть должны быть факты, а уже потом их трактовка от специалистов в данной области. Ваше мнение ничего не значит, вы не специалист. Хотите просто делиться мнением – идите в комментарии. Вам платят не за ваши мысли.
Мне было тяжело с этим справиться (у меня из каждой строки лезло личное мнение), но со временем я приучил себя выражать свои мысли менее ярко. То есть человек прочитал материал, понял, что я об этом думаю, однако прямого текста с моими мыслями нет. Для меня это важно, ведь в ином случае журналист становится диктофоном и расшифровщиком голоса, а мне это не интересно.
Сколько я зарабатываю
В месяц я пишу 4-5 статей. Я писал бы больше, однако искать события и темы очень тяжело. Средняя статья выходит примерно на 7 тысяч знаков. Одна статья в среднем приносит 2 000 рублей, в месяц выходит 8-10 тысяч. Для меня это вполне нормальные деньги за такую работу.
В один момент меня звали в штат, но я ясно дал понять, что особого желания не испытываю. Любой провинциальный город имеет свои тайны, секреты, о которых интересно писать и про которые можно размышлять, но провинциальный журналист в 90% случаях пишет статьи в духе «баба Нюра чихнула в автобусе», «депутат сказал, что повысят стоимость отопления» и т.д.
Само собой, есть и цензура. Это не значит, что ругать власть нельзя. Это значит, что каждый обвинительный факт нужно 100 раз перепроверить, и если он хоть раз покажется фальшивым, то от него избавятся. Сначала меня это нервировало (мне хотелось писать неудобные для некоторых людей вещи), но со временем я смирился.
Если вы хотите писать статьи для СМИ, вам не нужно получать высшее образование, вам нужно просто — писать.
Дельный совет напоследок
У меня есть знакомый, имеющий диплом журналиста, однако он не может устроиться на работу. Он рассказывал, что за всё время обучения у «будущих специалистов» лишь один семестр был предмет, отвечающий за написание и стилистику текста. В итоге из вуза выходит не журналист, а просто молодой человек, прочитавший кучу художественной литературы. Само собой, он не представляет интереса для СМИ.
Если вы хотите писать статьи для СМИ, то вам не нужно получать высшее образование. Единственное, что нужно делать – писать.
Можете редактировать свои тексты через неделю после написания и смотреть, что вы делаете не так. Можете прочитать книги Ильяхова и прочих, обучающих людей писать тексты. В любом случае, за ваше обучение должны отвечать лично вы, а не образовательная система.
Как стать журналистом, когда тебе почти 40: 10 советов тем, кто хочет изменить свою жизнь
Меняем профессию грамотно
В 14 лет я поступила в полиграфический колледж, в 18 начала работать в типографии. Дальше были университет печати, еще одно производство, еще и еще. К 35 годам, посвятив полиграфии 20 лет, я поняла, что устала — и от грохота печатных машин, и от запаха краски, и от блеска бумаг, и вообще. от профессии. Сегодня мне 38, и я — журналист. И другой — счастливый — человек. Ниже — мои советы тем, кто хочет сменить специальность, когда на горизонте сорок лет, но боится или сомневается.
Поймите, действительно ли вам это нужно
Со стороны профессия журналиста может казаться романтической и легкой — сиди себе за ноутбуком с чашечкой эспрессо, сочиняй в удовольствие, а в перерывах бегай за зарплатой. Чтобы понять, так ли это на самом деле (но пока без гонораров), просто начните — например, заведите страничку в социальной сети и посмотрите, как много и как часто вы хотите и можете писать. Многие отказываются от идеи стать журналистом уже на этой стадии, понимая: создавать тексты не только по вдохновению, но и потому, что надо, им на самом деле не нравится. Моя любовь к «писательству», возникнув еще в детстве, утвердилась и закрепилась тогда, когда я начала вести блог на «Фейсбуке».
Определитесь с направлением
«Мечтаю писать, но не знаю что», — эта фраза от взрослых людей, пришедших получать новую специальность на журфак МГУ, звучит чаще, чем желательно. В каком формате вы хотите творить, крайне важно понять «на берегу» — возможно, то, что нравится вам больше всего, не имеет отношения к журналистике. Чтобы не тратить время на освоение «не своего», попробуйте себя в разных жанрах. Например, если вас потянет на создание фантастических новелл, обратите взор на литературное творчество; если вашей «фишкой» окажутся продающие тексты, подумайте о работе в рекламе. Я писала и рассказы, и стихи, и слоганы, и статьи — и сделала вывод, что мне больше всего подходит последнее.
Найдите свою тему
Когда поймете, что журналистика — это то, что вам действительно нужно, ответьте на вопрос: о чем мне нравится рассказывать особенно? Ваша страсть — кулинария? Начните делиться необычными рецептами и способами приготовления любимых блюд. Обожаете котов? Говорите о них или от них — сегодня популярны подобные блоги.
Не обязательно ставить перед собой задачу в одночасье покорить интернет и собрать миллионы подписчиков. Для начала важно просто писать о том, что интересно, что доставляет удовольствие, а значит, делать это активно, тем самым развиваясь в новом направлении. Я обожаю путешествовать, поэтому выбрала для блога такую тематику.
Набивайте руку
Сложение из слов связных, понятных и красивых текстов — это навык, и он должен отрабатываться. Правило 10 000 часов, о котором говорят эксперты по карьере и саморазвитию, работает и для журналистики. Читать профлитературу важно, но еще важнее — применять полученные знания на практике. Упражняйтесь постоянно — пишите те же посты для блога каждый раз, когда появляется свободное время (например, вместо просмотра сериала перед сном). Возможно, вы талантливы и хватки, но создавать материал с определенными параметрами — такими, как жанр, стиль и т. д. — вам все равно придется учиться. Тренироваться слагать тексты нужного объема можно в соцсетях, где есть ограничение по числу знаков для публикаций. Я поставила себе задачу писать не больше и не меньше: сокращала, дописывала, переделывала — и очень быстро заметила, как рука начала «набиваться».
Используйте прошлый опыт
Главная ошибка тех, кто устал от своей специальности и хочет сменить ее как можно быстрее, — уволиться в один день, забыть, что было вчера, и метаться по «работным» сайтам в поисках вакансии мечты. Попробуйте развиться в новой профессии, используя опыт предыдущей. Обратитесь с инициативой к руководству, предложите себя в новом качестве. Если вы сотрудник банка, начните создавать понятные инструкции для новичков или делать экспертные материалы для клиентов. Вы специалист, каких не найти среди тех, кого научили только писать, и это ваше преимущество! Годы моей работы в полиграфии вылились в полезную статью для читателей ЖУРНАЛИСТА об экономии при печати журнала.
Вникните в «кухню» отрасли
Часто говорят: не попробуешь — не узнаешь. Но «попробовать», когда тебе два раза по двадцать, и разочароваться — значит, разочароваться вдвойне. Поэтому, прежде чем бросаться в омут, узнайте о проблемах отрасли — о конкуренции, о возможности зарабатывать. Например, у пишущих людей есть шутка: «Богатый копирайтер — это оксюморон». И это правда — доходы журналистов невелики. Начните читать специздания по теме, чтобы разобраться в особенностях новой работы и понять, какую нишу хотите занять: быть корреспондентом в газете, делать репортажи на заказ или, может. остаться блогером. Выбрав журналистику путешествий, я стала искать тех, кто занимается этим направлением, изучать их публикации и поняла, что мои будущие «доходы» — это не деньги, а пресс-туры.
Получите «быстрое» образование
Отправляться за высшим образованием, даже за «сокращенным» вторым, когда тебе под сорок, уже проблематично: у многих есть семьи, дети, работа, и времени на что-то еще остается крайне мало. Но сегодня существуют краткосрочные программы для журналистов, которые длятся от нескольких дней до нескольких месяцев. Их главные преимущества перед самообразованием: возможность отработать навыки под контролем специалистов, получить систематизированные знания и завести полезные знакомства (в том числе с потенциальным работодателем).
Научитесь предлагать себя
Серьезная преграда на пути к новой цели — комплекс «сорокалетнего начинающего». Но его придется отбросить и приступить к активным действиям — так же, как двадцатилетние. Важное правило: рассылайте предложения в конкретные издания на конкретные позиции и делайте это грамотно. Если ваша цель — газета «Ведомости», нет смысла описывать в резюме 20 лет работы ассенизатором. Если знания в конкретной области важны для издания, расскажите о них обязательно. Не стесняйтесь указывать ссылку на личный блог, ведь вы уже наверняка создали достойные тексты. Во время учебы проявляйте себя на занятиях: многие преподаватели являются практикующими журналистами и, заметив ваше рвение, могут предложить вакансию. Ходите на тематические семинары, контактируйте с людьми из профессии, дружите с ними в соцсетях. С одним из своих работодателей — главным редактором журнала — я познакомилась, написав ему письмо на «Фейсбуке».
«Подтяните» и «активизируйте» дополнительные навыки
Часто в работе журналиста требуются умения, напрямую не связанные с созданием текста. Учитесь тому, что понадобится в новой профессии, не дожидаясь, пока попросит работодатель или «задавит» конкуренция. Например, ваши шансы попасть в журнал об автомобилях станут выше, если вы начнете разбираться в «железках». Покопайтесь в списке навыков, которыми вы уже овладели за годы карьеры, — возможно, там отыщется то, что сможет стать вашим преимуществом (наверняка у вас этого больше, чем у молодого журфаковца). Работая с клиентами в типографии, я часто ходила на тренинги по продажам и коммуникации. Теперь знания, полученные на них, помогают мне в общении с людьми, у которых я беру интервью.
Обратите внимание на «мелочи»
То, что на первый взгляд кажется ерундой, может пригодиться в новой профессии. Сертификаты об обучении в «смежной» области (например, корректора или фотографа), благодарности (за полезные посты в тех же соцсетях) и т. п. — все будет работать на вас. Не пренебрегайте «скучными» предложениями: позвали выступить по теме, о которой вы пишете, в районной библиотеке — соглашайтесь. Это позволит вам глубже погрузиться в материал и повысить статус эксперта. Обо всем упоминайте в резюме, говорите потенциальному работодателю. Интервью о путешествии в Карелию, которое я дала на радио, привело ко мне клиента, заказавшего статью, а благодаря опыту смены профессии после 35 родилась эта инструкция.
Помните: никогда не поздно стать журналистом. Главное — начать с умом. А его к нашим годам уже достаточно.
Как стать журналистом без образования? Подробная инструкция для новичков
Журналистика — одна из отраслей, которая окутана тайнами. Люди, никогда не работавшие в этой сфере, довольно плохо понимают её специфику, однако это никак не снижает количество тех, кто всё же хочет попробовать себя в качестве репортёра или корреспондента. Домовик разрушает мифы об этой профессии вместе с журналистом, который за несколько лет сумел пройти путь от отказов в локальных СМИ до работы в федеральных журналах.
С чего начать?
Для начала нужно понять, что именно вы хотите делать. Телевидение или радио? Или тексты? А если тексты — то какие? Многие принципиально не берут интервью (не получается), другие же, наоборот, только ими и занимаются. В самом начале пути нужно обозначить ваш путь, хотя бы очень размыто. Можете выделить несколько СМИ, в которых вам хотелось бы поработать. После этого нужно начинать писать.
Одна из главных проблем людей, которые решают заняться этой профессией — страх из-за отсутствие опыта. Некоторые даже боятся из-за отсутствия высшего образования. Так вот, отвечаем не по порядку — высшее образование по специальности журналистика вам не нужно. Можно даже предположить, что оно несёт вред (об этом тезисе мы поговорим ниже). Что касается опыта, то для его получения у вас есть два варианта.
Идти туда, где берут без опыта.
Если в вашем городе нет СМИ, которые берут людей без опыта, то поищите в интернете — возможно, сможете найти удаленную подработку, что тоже неплохо для старта.
Начать работать без СМИ
Итак, вы захотели стать журналистом, но быть новостником не хочется. Можете написать во все СМИ вашего города и предложить им свои материалы. Тут многое зависит от того, чем именно вы хотите заниматься — интервью, кинообзоры, большие статьи о социальных проблемах и так далее нужны не в каждом СМИ. Параллельно вы можете писать в стол, чтобы набить руку.
Хотите быть кинокритиком? Смотрите много кино и пишите о просмотренном. Да, и не забывайте читать других критиков, так вы расширите своё представление о профессии.
Есть трюк, который, пожалуй, не очень честен, но работает. Допустим, вы пишете редактору СМИ под названием «Домовик» письмо, в котором предлагаете интервью с тремя людьми (например, популярный певец, немного известный актёр и политик). Редактор может сказать: «Знаете, а с вот этим певцом мы бы купили интервью». После этого вы ищете контакты того самого певца или его менеджера и предлагаете интервью — не забудьте добавить, что вы специальный корреспондент журнала «Домовик». Если человек согласится на интервью, то он никогда не узнает, что он является частью вашего первого материала для этого СМИ.
Совмещение работы — большой плюс
Прекрасно, если у вас есть возможно входить в журналистику постепенно. Например, есть постоянная работа с адекватным доходом, а также время для написания статей. Так вы сможете писать материалы в СМИ без страха, что статью не примут и вам будет нечего есть. Полгода или год совмещения — прекрасная возможность начать карьеру и не вляпаться в плохую историю.
Не стесняйтесь отсутствия опыта и высшего образования
Он устроился на новую работу, но редакторы его постоянно ругали за плохие тексты. Критиковали всё — от умения собирать фактуру до языка. Он попросил меня написать за него один текст чтобы узнать, проблема в нём или же редакторы просто так ругают нового сотрудника.
Я сходил на выставку, о которой нужно было писать текст, после чего на коленке написал статью за час. О чудо, редакторы даже не внесли правки. И дело не в том, что я какой-то талантливый, просто человека никто не научил писать, а сам он учиться не стал (итак «вышка» ведь есть, куда учиться). В дальнейшем я лишь убедился в том, что профильное образование скорее вредит.
Один из редакторов, с которым я работал, однажды объяснил мне идеальное устройство СМИ. В команде была девушка, журналист по образованию, которая писала про рынок недвижимости. Её постоянно нужно было править, она много ошибалась. И тогда редактор сказал, что в идеале на эту работу нужно нанимать риэлтора. И это действительно логично — взрослого человека легче научить складно писать, чем разбираться в сложной для него отрасли.
Не идите по скользкому пути
С самого начала обозначьте темы, о которых не будете писать. Это не значит, что от них надо отказываться насовсем — ради эксперимента можно и поиграть с дьяволом. Когда я приходил в СМИ, я не хотел писать статьи в поддержку политиков. Однажды мне предложили написать заметку о том, как строятся мосты возле моего города — мне сказали «Посмотришь, как там, опишешь». Я согласился, поскольку не понял, что именно предстоит делать. А вышло так — администрация города организовала поездку для журналистов, то есть нас буквально повезли смотреть на мосты. Очевидно, что подобный материал не мог быть наполнен критикой. Когда нас привезли к месту строительства, я испытал шок — за 7 месяцев работы люди выкопали яму, и это было перед зимой, когда строить что-то почти невозможно (такая погода в моём регионе).
Опытные журналисты улыбались, так как понимали специфику этой работы. Я написал редактору, сказал, что ничего не построено. Он ответил: «Ну ты слова этого мужика напечатай, добавь, что строительство идёт полным ходом». Это был первый и последний раз, когда я влез в политические дела. Не нужно делать то, за что становится стыдно в тот же день.
Не бойтесь правок!
С самого начала вам может показаться, что редакторы обходятся с вами слишком грубо. Постоянно ругаются, что-то правят, просят удалить куски текста, которые вам очень нравятся… Что поделать, с этим нужно мириться. Во-первых, в самом начале пути вы ещё недостаточно понимаете специфику работы с текстом, так что можете воспринимать правки как советы.
Во-вторых, у каждого СМИ есть свой язык, который формируется как естественным образом, так и предпочтениями редактора. Если вы пришлёте один и тот же текст в два СМИ, то после публикации вы увидите просто два разных материала (это теоретически, делать так не надо).
Также СМИ по-разному относятся к ошибкам. В одном никто вам ничего не скажет (ведь у них работает хороший корректор), а в другом вам будут предъявлять за каждую запятую — с этим нужно смириться.
Штат или нет?
С самого начала работы я решил, что не хочу работать в штате. Если вы пишете для СМИ, скажем, статьи о кино, и совсем не хотите писать о политике, то лучше не идти в штат. Вы сами будете придумывать темы для статей, а стабильного заработка не будет — зато совесть будет чиста.
Идти в штат стоит в случае, если вам полностью нравится СМИ, в которое вы пишете. Также внештатная работа позволяет постоянно искать что-то новое. Лично я раз в месяц рассылаю своё резюме чуть ли не во все существующие СМИ, а потом смотрю, кто и что мне может предложить. Раз в несколько месяцев это приводит к интересным проектам, так что трата времени оправдана.
«Не знаю, о чём писать»
Это очень важная проблема, особенно если вы не работаете в штате. Если у вас есть сфера, о которой вы пишете, то нужно погружаться в неё полностью.
Пишете статьи о личной жизни звёзд? Будьте добры подписаться на миллион аккаунтов в Инстаграме. Пишете о спорте? Читайте все спортивные новости. Социальные сети помогают найти темы для материалов, паблики и маленькие Telegram-каналы регулярно вытаскивают из глубин какие-то интересные темы, которые можно развить в большом материале.
Учитесь выстраивать структуру
Чтобы материал было легче писать, делайте план. В 99% случаев вы нарушите запланированный порядок действий, но в этом нет ничего страшного. Можете использовать несколько «костылей», который вам помогут. Ваш материал (в большинстве случаев) должен отвечать на вопросы:
Далее вы смотрите, кто может ответить на каждый из вопросов. Например, произошла отставка мэра. Вам нужно узнать, что было перед этим — если сам экс-мэр не хочет давать комментарии, то попытайтесь что-то узнать у его помощников. Узнайте у местных экспертов, что они знают о событии и позвольте им сделать прогноз. Поищите информацию в интернете — что говорили о мэре его коллеги в последнее время. Главное — использовать как можно больше источников информации, лишнюю вы всегда сможете удалить при написании текста.
На первом этапе работы вам нужно научиться писать текст с хорошей структурой — это повысит ваши шансы на получение работы или заказов от редакторов. Никто не хочет возиться с вами и объяснять азы, так что старайтесь писать схематично и понятно. Уже потом, когда ваша квалификация не будет вызывать сомнений, вы сможете экспериментировать.
Знайте себе цену
Но главное, что нужно помнить — никогда не позволяйте вас унижать. Если редактор считает вас идиотом, который плохо пишет, то посылайте редактора подальше и ищите другое место работы. Для таких людей вы всегда будете выглядеть как самозванец, так что даже не старайтесь поменять мнение о себе. Очень часто работодатели ценят тех, кто с ними соглашается и подчиняется во всём, а не специалистов.
Помните, что вы приходите работать и совершенствоваться, а не заводить друзей, так что постоянные изменения места работы не должны вас пугать. В ином случае вы рискуете превратиться в скучного человека с мёртвыми глазами, которые составляет 70% практически любой редакции.
Постарайтесь избежать такой грустной судьбы, ведь журналистика может быть творческой работой, если к ней найти подход.
Узнайте как не быть обманутым выбирая платные курсы в интернете, перейдя по ссылке здесь