Как стать журналистом с чего начать
В журналистику не через журфак: как начать путь в профессию и не сойти с ума
План действий для начинающих
У тебя в руках диплом, но чувства удовлетворения нет. После четырех лет университета ты понимаешь, что профессия, которой тебя обучали четыре года тебя совсем не привлекает, и на самом деле ты хочешь стать журналистом и писать о быте африканских племен, психологии отношений или новейших открытиях в области астрономии. Этот план поможет сдвинуться с мертвой точки и начать писать.
О чем писать статьи, чтобы их читали?
Решение стать журналистом принято, но через пару секунд ты в недоумении зависаешь перед пустой страницей Word, беспомощно думая: «И с чего же мне начать?». Написание текстов приносит много удовольствия, но основная задача состоит в том, чтобы найти своего читателя. Для этого в первую очередь стоит найти нишу, которая сделает твой контент узнаваемым. Определиться поможет универсальная формула «хочу-могу-надо». Ответь на следующие вопросы:
1) О чем ты хочешь писать? То, о чем ты пишешь, должно приносить тебе удовольствие. Нет смысла писать о путешествиях, если ты домосед, и за дверь выходишь только за продуктами. Вспомни, на какие темы ты можешь говорить часами, какие вопросы вызывают самые жаркие споры. Это именно то, о чем тебе стоит начать писать. Если же ты выберешь тему, которая тебя нисколько не заботит, то скорость написания статьи будет пара предложений в день. К тому же читатель не глуп, он почувствует, если текст написан холодно, без страсти.
2) О чем ты можешь писать? Любить свою тему недостаточно. Если ты не будешь разбираться в своей нише, то твои статьи так и останутся на уровне мыслеизлияний и предположений. Развивайся в своей теме: читай книги, лекции, смотри видео на YouTube и проходи курсы. И не забывай о своем образовании! Ты уже специалист в какой-то области. Даже если ты не хочешь работать по профессии, ты всегда можешь начать писать о ней. Главное, чтобы это не противоречило пункту под номером 1.
3) О чем нужно писать? Проигнорировав этот пункт ты рискуешь не найти своего читателя. Твои статьи должны быть информативны и полезны. Проанализируй ситуацию: какие статьи больше всего привлекают внимание читателей, какие блоги находят больше всего откликов и вызывают дискуссии в комментариях.
Держи свои ответы в памяти, они помогут тебе перестать «распыляться» и начать развиваться в своей теме.
Где и как публиковать первые статьи?
Идеальная ниша найдена, и может показаться, что теперь можно начать писать первую статью. Однако не стоит так сразу бросаться в омут. Может произойти так, что ты напишешь текст, вложишь в него много времени и сил, а желающих опубликовать ее так и не найдется. Поэтому для начала реши, где ты хочешь публиковаться и составь базу релевантных СМИ со ссылками на сайт, именами редакторов и их контактами.
Вот некоторые универсальные онлайн-ресурсы, куда ты можешь отправить запрос:
• Моноклер — наука, психология, культура;
• Porusski.me — все о России: путешествиях, культуре, жизни;
• Colta — кино, литература, музыка, общество;
• Сигма — психология, философия, искусство.
Что же написать редактору, чтобы тебе ответили? Расскажи немного о себе: кто ты, какая у тебя специальность, почему хочешь писать статьи именно для этого издания. Затем предложи пару-тройку тем, которые будут соответствовать специфике этого портала. Если даже у тебя нет пока никаких идей — не отчаивайся и все равно отправляй письма. Честно признайся, что никак не можешь найти интересную тему для статьи, и попроси помочь тебе. Это правда работает: бывает так, что редактору пришла какая-то идея, но ни времени, ни авторов нет, чтобы ее написать. А тут такой амбициозный, желающий получить опыт начинающий автор!
Вот пара хитростей, чтобы повысить свои шансы на обратную связь:
• Прежде чем писать на общую почту сайта, поищи контакты конкретных редакторов именно тех рубрик, тематика которых тебе подходит;
• Найди страницы редакторов в соцсетях, особенно в Facebook, именно там происходит профессиональное общение представителей СМИ;
• Подружись с ними, задавай вопросы в комментариях, в общем — создай шум, чтобы тебя заметили.
Наконец, тебе пришел долгожданный ответ и вы с редактором обсудили все условия. «Теперь можно приступить к самому интересному — написанию статьи?». Нет! Теперь необходимо составить план статьи и отправить его на согласование редактору. План должен включать в себя название; введение, в котором нужно коротко дать понять, о чем будет статья; ключевые тезисы статьи; заключение. План позволит редактору внести правки по содержанию еще до начала непосредственной работы над статьей и исключит возможность того, что тебе придется ее переписывать.
В конце концов можно приступать к написанию статьи. Здесь все просто, ты уже знаешь, о чем писать, осталось только разобраться, как писать. Чтобы редактор тебя не проклял еще до прочтения, постарайся облегчить ему жизнь. Вот как это сделать:
• Заранее узнай о редакционной политике издания. Какова манера общения автора с читателем; как строятся отношения между автором и редакцией: дедлайны, редактирование, сроки публикации; язык текстов: какими должны быть кавычки, списки нумерованные или маркированные, ставятся ли точки над «ё». Все это и не только нужно узнать до начала работы над текстом. Посмотри, как строятся тексты в издании или запроси у редактора редполитику и постарайся эти правила соблюдать. Редактор скажет тебе спасибо.
• Пиши в Google Docs. Там редакторы могут без проблем править текст и без пересохранений отправлять его на доработку.
• Используй программы для анализа текста. Все правки, касающиеся грамотности, читабельности, уникальности статьи можно избежать, используя специальные программы: text.ru, главред, fresh eye (дополнение для Google Docs) и так далее.
Самое сложное позади. Осталось только терпеливо отвечать на комментарии редактора, вносить правки и ждать публикации.
Как создать портфолио, которое заинтересует потенциального работодателя?
Вне зависимости от того, хочешь ли ты стать журналистом-фрилансером или начать карьеру в каком-то печатном издании, тебе необходимо портфолио, которое продемонстрирует твой профессионализм. Эти советы помогут тем, кто только начинает создавать свое портфолио:
• Пиши много. Каждый день посвящай хотя бы час своего времени на написание текстов. Это не обязательно должны быть статьи в какие-то СМИ, но публикации в соцсети, рецензии на недавно прочитанные книги, посты в личном блоге. Конечно, не стоит включать буквально каждый, написанный текст в портфолио, но такая ежедневная тренировка поможет набить руку.
• Проходи онлайн-курсы. Благодаря интернету можно освоить много профессий не выходя из дома. Практически каждая платформа для онлайн-обучения имеет курсы по журналистике. Вот некоторые из них: открытое образование, универсариум, coursera, futurelearn, Edx.
• Изучай смежные специальности. Фотография, SEO, SMM, диктор. Попробуй самостоятельно сделать фотографии для одной из своих статей, запиши подкаст, пройди курс по SMM и SEO. Это улучшит мнение потенциального работодателя о тебе.
• Оформи портфолио правильно. «Я творческий, способный интересно преподнести любую идею человек», — читает работодатель в резюме, а открыв документ с гордым названием «портфолио», видит список ссылок на публикации. Портфолио нужно оформить так, чтобы его вид не вызывал желания закрыть и больше никогда не открывать. Конечно, можно аккуратно оформить презентацию, со всеми своими достижениями, но лучшим вариантом будет создать свой собственный сайт-портфолио. Такой сайт сразу покажет твой профессионализм и серьезный настрой. Это не так сложно, как может показаться: существует множество сервисов для создания сайта-портфолио. Один из самых удобных конструкторов сайта — myportfolio. Он бесплатный, если у тебя есть подписка на Adobe Creative Cloud. Также могут помочь простые в использовании wix и squarespace.
Теперь ты знаешь, какие шаги стоит предпринять в первую очередь, чтобы начать свой путь в журналистике. Главное, будь активным: не стесняйся писать редакторам, предлагать свои идеи; заводи новые интересные знакомства; читай как можно больше, пиши как можно чаще и в конце концов увидишь свое имя под статьей в журнале, который читает весь мир.
Как стать журналистом? 5 Советов от успешных журналистов с реальным опытом
Журналист — это человек, который собирает и обрабатывает информацию, чтобы донести ее до аудитории. Чтобы стать успешным профессиональным журналистом, каждый, кто хочет пойти в эту сферу, должен задать себе два вопроса: «О чем я хочу писать?» и «Зачем я это пишу?».
Для журналиста, как и для ученого, главное актуальность выбранной темы.
— Нельзя научить человека быть журналистом, потому что это образ жизни, это определенное внутреннее состояние. Человек должен понимать, почему, собственно говоря, он этим занимается.
Владимир Познер, советский, российский и американский тележурналист и телеведущий, первый президент Академии российского телевидения (1994—2008).
Есть два способа, как стать журналистом.
Способ первый — получить журналистское образование
Факультеты журналистики можно найти в любом университете страны. Мы сделали подборку наиболее известных и проверенных вариантов на 2017 год:
1) Факультет журналистики МГУ (г. Москва) предоставляет 196 бюджетных мест и 75 контрактных стоимостью 325 000 руб./год. Необходимо сдать ЕГЭ по русскому, английскому и литературе, а также дополнительное творческое задание в письменном виде от вуза.
Творческое задание – это эссе, в котором необходимо продемонстрировать умение творчески интерпретировать заданую тему и аргументировать свою позицию на базе школьной программы по истории и литературе.
Вам нужно знать произведения, написанные как древнерусскими писателями, так и классиками, досконально разбираться в исторических фактах.
2)НИУ ВШЭ (г. Москва) предоставляет 40 бюджетных мест и 70 платных (в зависимости от набранных баллов ЕГЭ). Вам нужно будет сдать государственные экзамены по русскому языку, иностранному, литературе и творческий конкурс.
Творческое испытание состоит из двух туров. Первый тур – написание журналистского материала в электронном виде в одном из предложенных жанров: информационная подборка, обзор или очерк на одну из заданных тем. Второй тур – собеседование.
К устному (второму) туру допускаются только те, кто набрал на первом туре не менее 20 баллов из 50-ти.
На собеседовании поступающим задают вопросы по широкому кругу актуальных тем политической, социальной, культурной жизни России и зарубежных стран, чтобы выявить их общекультурный уровень и степень ориентировки в медиа-сфере.
Вы также можете предоставить свое портфолио. В нем должна быть информация об опыте работы в области журналистики: публикации, дипломы и грамоты.
3) СПбГУ (г. Санкт-Петербург) предоставляет 80 бюджетных мест и 121 платное, стоимостью 228 000 – 270 000 руб./год. Необходимо предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также пройти творческий конкурс от университета.
Творческий конкурс состоит из письменной и устной частей. Первое задание – это сочинение на одну из свободных тем. Темы могут варьироваться от насущных социальных проблем (например, молодежная культура) до философских вопросов (места человека в мире).
Второе – устное собеседование по предложенному в билете вопросу. Билеты преимущественно касаются школьной программы по обществознанию.
Стоит заметить, что второе образование в России платное, и для желающих его получить совсем другие требования и цены.
— У меня всегда некоторый скепсис по отношению к журфаковскому образованию, потому что научить писать можно за полгода, при особом таланте — за год, а на получение фундаментального образования надо потратить годы. Но работая в «Газете.ру», я стал относиться к журфаку с большим уважением: у ребят есть многие навыки, которых, к примеру, у меня, профессионального историка, почти нет. Главный — умение вытаскивать информацию из источников. Не из текстов, а из живых людей. То, что называется “доставать эксклюзивы”
Дмитрий Карцев, корреспондент «Газета.ру»
Способ второй: устроиться на практику или стажировку
Если у Вас нет возможности поступить в университет – не отчаивайтесь. Например, известная журналистка Ксения Собчак окончила факультет международных отношений, но это не мешает ей возглавлять журнал «L’Officiel».
Любое образование в гуманитарной сфере дает вам огромную базу: грамотную речь, широкий кругозор, умение формулировать мысли на бумаге.
Все эти навыки помогут вам подняться по карьерной лестнице. Главное в деле журналиста – постоянно пробовать себя и не бояться писать или говорить на те темы, которые еще никто не затрагивал.
Начинать нужно с малого: ходите повсюду с ручкой и блокнотом, постоянно делайте заметки, будьте в центре событий, пишите небольшие статьи и посылайте их в местные газеты или интернет-порталы. Найти вакансию в сфере журналистики несложно.
На данный момент существует множество порталов и сайтов, где можно найти подходящую работу или стажировку. Мы представляем вам список наиболее известных:
— Каждый день читай то, что больше никто не читает. Каждый день думай о том, о чём никто не думает. Каждый день делай то, что никто не делает. Для мозгов очень пагубно всегда быть частью коллективного разума
Дэвид Седарис, американский писатель и радиоведущий.
Трудоустройство журналистов — как найти работу начинающему журналисту
Первую практику можно получить на факультете — в большинстве вузов есть собственные газеты и журналы. Однако о полноценной работе стоит начинать думать еще со студенческой скамьи.
Пытайтесь пробиться в мелкие районные газеты, малоизвестные журналы, местные телеканалы для того, чтобы познакомиться с профессией на практике и набраться опыта.
Поработав пару лет в районной газете или занимаясь рерайтом на новостном сайте, можно пробовать свои силы в крупном издании.
Средняя зарплата журналиста в России на январь 2017 г. составляет 23 000 руб. При этом в столицах эта цифра выше: в Москве – 37 800 руб., а в Санкт-Петербурге – 30 000 руб.
На данный момент по профессии журналист в России открыто 235 вакансий, главный редактор – 86.
В среднем обычным корреспондентам платят около 21 000 руб.
Нужно также отметить, что многие журналисты работают удаленно или в качестве стрингеров — внештатников, которые находятся непосредственно на месте событий.
Советы начинающим журналистам от Ксении Собчак и Дмитрия Губина:
1. Выбор обращения определяет ход беседы и задает ее атмосферу. Необходимо выбрать определенную позицию по отношению к собеседнику. Если вы хотите поговорить на откровенные темы, расположить человека к себе, вам ближе «посиделочная» форма диалога, то есть дружеская.
Когда необходимо вывести собеседника на чистую воду, спровоцировать на скандал, можете задавать тонкие вопросы, пытаться запутать человека.
2. «Человеку надо дышать». Делайте паузы в речи.
3. Шутка поможет разрядить обстановку.
4. Герой должен быть интересен ведущему. Жириновский будет предсказуемо остер и едок, а вот заинтересовать часовым разговором с Мироновым, если это не воскресший актер, еще надо уметь.
5. Не задавайте предсказуемые вопросы —получите предсказуемые ответы.
6. Журналист должен общаться со всеми сторонами и соблюдать профессиональный этикет.
7. Современное телевидение в России держится на личностях. Журналисту и автору приходится самостоятельно искать героев, все координировать и выпускать продукт, не надеясь на помощников.
Стать хорошим журналистом, специалистом в своем деле, не так-то просто, как кажется на первый взгляд, однако это возможно.
Эта работа отнимает много сил, требует от вас не только фантазии и критического мышления, но и усидчивости, стрессоустойчивости, усердия и трудолюбия.
Вы должны быть дисциплинированы, пунктуальны, везде успевать, всегда быть в движении.
Взамен профессия предполагает интересную и насыщенную жизнь, общение с неординарными людьми, позволяет быть не привязанным к офису или редакции, работать по совместительству.
Итак, что необходимо делать, если вы намерены работать в сфере журналистики:
Не забудьте сделать репост статьи, чтобы не потерять подборку!
Как стать журналистом, когда тебе почти 40: 10 советов тем, кто хочет изменить свою жизнь
Меняем профессию грамотно
В 14 лет я поступила в полиграфический колледж, в 18 начала работать в типографии. Дальше были университет печати, еще одно производство, еще и еще. К 35 годам, посвятив полиграфии 20 лет, я поняла, что устала — и от грохота печатных машин, и от запаха краски, и от блеска бумаг, и вообще. от профессии. Сегодня мне 38, и я — журналист. И другой — счастливый — человек. Ниже — мои советы тем, кто хочет сменить специальность, когда на горизонте сорок лет, но боится или сомневается.
Поймите, действительно ли вам это нужно
Со стороны профессия журналиста может казаться романтической и легкой — сиди себе за ноутбуком с чашечкой эспрессо, сочиняй в удовольствие, а в перерывах бегай за зарплатой. Чтобы понять, так ли это на самом деле (но пока без гонораров), просто начните — например, заведите страничку в социальной сети и посмотрите, как много и как часто вы хотите и можете писать. Многие отказываются от идеи стать журналистом уже на этой стадии, понимая: создавать тексты не только по вдохновению, но и потому, что надо, им на самом деле не нравится. Моя любовь к «писательству», возникнув еще в детстве, утвердилась и закрепилась тогда, когда я начала вести блог на «Фейсбуке».
Определитесь с направлением
«Мечтаю писать, но не знаю что», — эта фраза от взрослых людей, пришедших получать новую специальность на журфак МГУ, звучит чаще, чем желательно. В каком формате вы хотите творить, крайне важно понять «на берегу» — возможно, то, что нравится вам больше всего, не имеет отношения к журналистике. Чтобы не тратить время на освоение «не своего», попробуйте себя в разных жанрах. Например, если вас потянет на создание фантастических новелл, обратите взор на литературное творчество; если вашей «фишкой» окажутся продающие тексты, подумайте о работе в рекламе. Я писала и рассказы, и стихи, и слоганы, и статьи — и сделала вывод, что мне больше всего подходит последнее.
Найдите свою тему
Когда поймете, что журналистика — это то, что вам действительно нужно, ответьте на вопрос: о чем мне нравится рассказывать особенно? Ваша страсть — кулинария? Начните делиться необычными рецептами и способами приготовления любимых блюд. Обожаете котов? Говорите о них или от них — сегодня популярны подобные блоги.
Не обязательно ставить перед собой задачу в одночасье покорить интернет и собрать миллионы подписчиков. Для начала важно просто писать о том, что интересно, что доставляет удовольствие, а значит, делать это активно, тем самым развиваясь в новом направлении. Я обожаю путешествовать, поэтому выбрала для блога такую тематику.
Набивайте руку
Сложение из слов связных, понятных и красивых текстов — это навык, и он должен отрабатываться. Правило 10 000 часов, о котором говорят эксперты по карьере и саморазвитию, работает и для журналистики. Читать профлитературу важно, но еще важнее — применять полученные знания на практике. Упражняйтесь постоянно — пишите те же посты для блога каждый раз, когда появляется свободное время (например, вместо просмотра сериала перед сном). Возможно, вы талантливы и хватки, но создавать материал с определенными параметрами — такими, как жанр, стиль и т. д. — вам все равно придется учиться. Тренироваться слагать тексты нужного объема можно в соцсетях, где есть ограничение по числу знаков для публикаций. Я поставила себе задачу писать не больше и не меньше: сокращала, дописывала, переделывала — и очень быстро заметила, как рука начала «набиваться».
Используйте прошлый опыт
Главная ошибка тех, кто устал от своей специальности и хочет сменить ее как можно быстрее, — уволиться в один день, забыть, что было вчера, и метаться по «работным» сайтам в поисках вакансии мечты. Попробуйте развиться в новой профессии, используя опыт предыдущей. Обратитесь с инициативой к руководству, предложите себя в новом качестве. Если вы сотрудник банка, начните создавать понятные инструкции для новичков или делать экспертные материалы для клиентов. Вы специалист, каких не найти среди тех, кого научили только писать, и это ваше преимущество! Годы моей работы в полиграфии вылились в полезную статью для читателей ЖУРНАЛИСТА об экономии при печати журнала.
Вникните в «кухню» отрасли
Часто говорят: не попробуешь — не узнаешь. Но «попробовать», когда тебе два раза по двадцать, и разочароваться — значит, разочароваться вдвойне. Поэтому, прежде чем бросаться в омут, узнайте о проблемах отрасли — о конкуренции, о возможности зарабатывать. Например, у пишущих людей есть шутка: «Богатый копирайтер — это оксюморон». И это правда — доходы журналистов невелики. Начните читать специздания по теме, чтобы разобраться в особенностях новой работы и понять, какую нишу хотите занять: быть корреспондентом в газете, делать репортажи на заказ или, может. остаться блогером. Выбрав журналистику путешествий, я стала искать тех, кто занимается этим направлением, изучать их публикации и поняла, что мои будущие «доходы» — это не деньги, а пресс-туры.
Получите «быстрое» образование
Отправляться за высшим образованием, даже за «сокращенным» вторым, когда тебе под сорок, уже проблематично: у многих есть семьи, дети, работа, и времени на что-то еще остается крайне мало. Но сегодня существуют краткосрочные программы для журналистов, которые длятся от нескольких дней до нескольких месяцев. Их главные преимущества перед самообразованием: возможность отработать навыки под контролем специалистов, получить систематизированные знания и завести полезные знакомства (в том числе с потенциальным работодателем).
Научитесь предлагать себя
Серьезная преграда на пути к новой цели — комплекс «сорокалетнего начинающего». Но его придется отбросить и приступить к активным действиям — так же, как двадцатилетние. Важное правило: рассылайте предложения в конкретные издания на конкретные позиции и делайте это грамотно. Если ваша цель — газета «Ведомости», нет смысла описывать в резюме 20 лет работы ассенизатором. Если знания в конкретной области важны для издания, расскажите о них обязательно. Не стесняйтесь указывать ссылку на личный блог, ведь вы уже наверняка создали достойные тексты. Во время учебы проявляйте себя на занятиях: многие преподаватели являются практикующими журналистами и, заметив ваше рвение, могут предложить вакансию. Ходите на тематические семинары, контактируйте с людьми из профессии, дружите с ними в соцсетях. С одним из своих работодателей — главным редактором журнала — я познакомилась, написав ему письмо на «Фейсбуке».
«Подтяните» и «активизируйте» дополнительные навыки
Часто в работе журналиста требуются умения, напрямую не связанные с созданием текста. Учитесь тому, что понадобится в новой профессии, не дожидаясь, пока попросит работодатель или «задавит» конкуренция. Например, ваши шансы попасть в журнал об автомобилях станут выше, если вы начнете разбираться в «железках». Покопайтесь в списке навыков, которыми вы уже овладели за годы карьеры, — возможно, там отыщется то, что сможет стать вашим преимуществом (наверняка у вас этого больше, чем у молодого журфаковца). Работая с клиентами в типографии, я часто ходила на тренинги по продажам и коммуникации. Теперь знания, полученные на них, помогают мне в общении с людьми, у которых я беру интервью.
Обратите внимание на «мелочи»
То, что на первый взгляд кажется ерундой, может пригодиться в новой профессии. Сертификаты об обучении в «смежной» области (например, корректора или фотографа), благодарности (за полезные посты в тех же соцсетях) и т. п. — все будет работать на вас. Не пренебрегайте «скучными» предложениями: позвали выступить по теме, о которой вы пишете, в районной библиотеке — соглашайтесь. Это позволит вам глубже погрузиться в материал и повысить статус эксперта. Обо всем упоминайте в резюме, говорите потенциальному работодателю. Интервью о путешествии в Карелию, которое я дала на радио, привело ко мне клиента, заказавшего статью, а благодаря опыту смены профессии после 35 родилась эта инструкция.
Помните: никогда не поздно стать журналистом. Главное — начать с умом. А его к нашим годам уже достаточно.