Как убедить родителей что оценки не главное
Как объяснить маме, что оценки ‒ не главное: что делать с плохими отметками, советы
На современных школьниках лежит большая ответственность. Родители постоянно твердят, что высокие отметки в школе помогут получить пропуск в лучшие вузы, а потом найти престижную работу. Как реагировать на неудачи школьника в учебе?
Можно ли наказывать ребенка за плохие оценки
Когда ребенок радует пятерками в дневнике, его хвалят и поощряют. Но не всем детям знания даются одинаково легко. Если вы привыкли ругать за плохие оценки, то можно добиться обратного эффекта. Наказывать ребёнка за двойки психологи не советуют. Опросы показывают безрезультатность метода: агрессивная реакция взрослых лишь повышает неуверенность и отвращение к учебе.
Ребенок может решить, что родителей интересуют исключительно школьные успехи. Однако любому человеку хочется быть любимым не за успехи в учебе, а просто так. Появляется риск спровоцировать развитие синдрома отличника. Избавиться от него во взрослой жизни будет проблематично.
Вместо того чтобы думать, как наказать ребенка за плохую учебу, научите его не бояться делать ошибки. Главное их исправлять. Объясните: плохая оценка – лишь повод для дальнейшего улучшения результата. Удачной аналогией будет спорт. Проигрыш или пропущенный гол – не конец, а очередной шаг к совершенствованию себя и новой победе.
Ребенок переживает из-за оценок, что делать?
Он и так чувствует себя хуже других, негативная реакция мамы только усилит ощущение собственной неполноценности. Как помочь малышу собраться и исправить положение?
Как объяснить маме, что оценки – не главное
Порой психологам приходится давать советы не родителям, а детям. Порой их слишком перегружают репетиторы, не давая передохнуть и воспринять новую информацию. Ребенок в праве попросить снизить нагрузку.
Низкие оценки всего лишь показатель того, что ребенок не успел усвоить материал. Воспринимайте их как повод разобраться и помочь ему найти оптимальный способ решения проблемы.
Как вы чувствовали себя, когда получали четверку в школе? Если вам было настолько больно, грустно и обидно, что оценка доводила вас до слез, велика вероятность, что в школьные годы вы получили не только массу не очень пригодившихся в реальной жизни знаний, но и «синдром отличника», который мешает куда больше, чем знание того, что диагонали ромба пересекаются под прямым углом.
Откуда появляется синдром отличника?
Значит ли это, что у всех отличников так или иначе формируется этот синдром?
Вовсе нет. Дети, уверенные в себе и не зависимые от мнения окружающих, тоже вполне могут знать предмет «на отлично». Но от обладателей «синдрома отличника» здоровых отличников отличает то, что они не будут рыдать над дневником с тройкой и умолять учителя не ставить оценку в журнал и назначить пересдачу.
Чем вреден этот синдром?
Даже если «отличнику» повезет, и он найдет себе пару, которая будет постоянно его хвалить, и устроится на работу, где все его ценят и жить без него не могут, в какой-то момент цепочка все равно разрушится, когда кто-то забудет сказать, какой Вася молодец.
Что делать, если у вашего ребенка уже есть этот комплекс?
И, кстати, отсутствие контроля совершенно не означает обилие троек в дневнике.
Что делать со своим синдромом отличника?
Хорошая новость заключается в том, что заботливого родителя можно в себе взращивать. Когда вам в следующий раз захочется кого-то покритиковать, пристыдить или объяснить, что и как надо было сделать, остановитесь и представьте на секунду, а что бы сделал заботливый родитель, который всегда стремится помочь и поддержать? И попробуйте, хотя бы ради разнообразия, повести себя именно так.
Кстати, это работает точно также и для тех обладателей синдрома отличника, у которых пока нет детей. Начните с того, чтобы почаще «включать» заботливого родителя для себя самого. Спросите себя: «Как я себя чувствую? Чего мне сейчас хочется? Так ли важно устраивать генеральную уборку в три часа ночи, когда в шесть уже вставать на работу?»
Как предотвратить появление синдрома отличника?
Любите своего ребенка (а также своих близких и себя самого) не за что-то, а просто так. Чаще говорите «я так рад, что ты у меня есть», обнимайте и улыбайтесь.
Томас Эдисон, изобретатель лампы накаливания, имел лишь четыре класса образования, и на старости лет любил повторять: «Неужели вы считаете, что я бы сумел что-то изобрести, если бы ходил в школу?» Альберт Эйнштейн еле-еле окончил высшее техническое училище в Цюрихе. А Билл Гейтс был отчислен из Гарварда за неуспеваемость и прогулы, потому что адвокатура его привлекала сильно меньше, чем микросхемы и техника. Задумайтесь, каким бы был современный мир, если бы у всех этих людей был «синдром отличника»?
Школьные оценки устарели: 4 аргумента против оценок
Почему оценка — враг современного образования
«Оценки — отличный способ заставить детей учиться». Это правило прекрасно работало сотни лет. Да и сейчас правильный ответ школьника на вопрос: «Как учишься?» — «На пятерки!». Но все больше экспертов считают, что оценки — дело архаичное, и они работают совсем не на то, чтобы молодой человек был заинтересован получать знания. Вот мнение Дмитрия Волошина, в недавнем прошлом директора департамента исследований и образования Mail.Ru Group, создателя образовательной платформы Otus.
Доказательства того, что оценки не нужны
Вот какие четыре аргумента против оценок приводит Дмитрий.
Стоит ли говорить, что такая система совершенно непригодна для оценивания творческих работ? Не существует эталонного исторического эссе, сочинения по литературе или даже исследования в области фундаментальной физики. В основе всего этого лежит креативная мысль, а эталонной креативности не бывает.
Страх быть наказанным за плохую оценку — вот главный стимул прогулять. А не хорошая погода за окном.
Возможно, готовясь отругать ребенка за тройку, стоит лишний раз задуматься, зачем он ходит в школу. За пятерками или за знаниями? А это — разные вещи. Для кого-то и четверка — хорошая оценка (например, человек долго болел и наверстывает упущенное), а для кого-то и пятерки мало — если человек щелкает олимпиадные задачи как семечки.
Школа наказывает за ошибки. По мнению Дмитрия Волошина, это создает фундаментальное противоречие идеи обучения как такового:
— Для того чтобы обучиться, вам нужно ошибаться, не бывает по-другому. Студент или школьник написал работу, скинул преподавателю. Тот отвечает: «Хорошо написали, знаю даже, откуда скатали. Но вот тут, тут и тут я бы сделал так». И именно так человек учится. А школа у нас все одиннадцать лет выбивает малейшее право на ошибку. Потом человек приходит в вуз, и выясняет, что облажаться — это абсолютно нормально.
Получится ли заставить детей учиться без оценок?
Вот что говорит Татьяна Балебанова, учитель физики, лауреат образовательных премий, основатель Межшкольного центра изучения астрономии:
— Мне кажется, что совсем отменить оценки в школе пока нельзя. Какими бы интересными уроки ни были, мотивировать детей учиться довольно трудно. Только из-за того, что им нравится урок, заниматься будут далеко не все.
Конечно, лучше, чтобы система поощряла, а не наказывала. Потому что сейчас если отличник выполняет все задания хорошо, он со временем привыкает и не чувствует никакой отдачи. Он постепенно перестает серьезно подходить к учебе.
Если отменять оценки, надо вводить какую-то систему поощрения. Но с этим есть сложности, так как дети сейчас все более меркантильны. В хорошем смысле. Они понимают свою выгоду, умеют ее оценивать. Получается, нужны дополнительные возможности. Например, участие в интересных поездках, экскурсиях, других мероприятиях.
Нынешнюю систему оценок можно изменить так, чтобы она не была травмирующим и отвращающим от учебы фактором. Например, сделать гибкую систему пересдач. Если школьник будет знать, что контрольная — не единственная попытка, он не будет так бояться двойки. Более того, это дает возможность разобрать ошибки, проработать их и понять материал лучше. Я стараюсь всегда давать возможность исправить оценку. Но это не предусмотрено существующей системой.
Как без оценок родителю понять, успевает ли ребенок?
— Избавиться от оценок очень просто, — Дмитрий Волошин предлагает свой вариант взамен оценок. — Например, у вас есть предмет, который изучают нескольких лет. Год состоит из четвертей, четверть — из недель. На каждой неделе есть одно контрольное мероприятие. И оценивается — сдал/не сдал. Либо прошли, либо не прошли. И это логично — пока не прошел «А», нет смысла изучать «Б».
В этом случае родителям и учителям легко контролировать, на каком участке образовательной траектории находится ребенок. Способный по этому предмету ученик может пробежать все быстро вперед и сдать программу за одну четверть. А другой может на ее освоение потратить весь год — в комфортном для себя режиме.
— Когда мы пытаемся заставить всех учиться с одной скоростью, я вижу в этом что-то странное, потому что люди не одинаковы по природе своей, — объясняет Волошин. — А чтобы понять, хорошо ли ваш ребенок учится, лучше расспросите его, что он узнал в школе.
учитель у нас самая обыкновенная) тебе бы вряд ли понравилась) без регалий, без амбиций, спокойно позволяющая каждому развиваться в своем темпе, она не работает на рейтинг, ей плевать на современные тенденции, не грузит родителей всякими проектами долбанутыми (простите за выражение)))), но отрабатывает каждую тему конкретно, я вижу ее работу и мне нравится, я вижу систему, базу
именно это мне и надо было
а для дополнительного всегда есть кружки, интернет
вот был у нас момент с английским, учитель молоденькая, ребенок не понимал ее, подключилась я, взяли неск уроков проф репетитора, ребенок спокойно разобрался, сейчас вполне успешно идет по программе, а дополнительно занимается с сестренкой, она пошла учится в пед на учителя анг, вот ходит на моем практикуется) ей нравится, ему нравится)
серьезный или нет уровень, пока говорить рано, пока получает удовольствие)
а с 5 класса пойдет на спецкурс английского, его уже прошли неск знакомых детей, в тч и та самая сестренка, результат всем нравится, вот и тогда будет уровень серьезный
Начнем с классиков нашей педагогики:
«Однажды Д.Б.Эльконин произнес меткую фразу, которая распространилась как афоризм: “Отметка есть нацеленная в лоб ребенку винтовка”.
А В.А.Сухомлинский писал: “Я всегда с большой тревогой думал о психозе погони за отличными отметками – этот психоз рождается в семье и захватывает, ложится тяжелым бременем на юные души школьников, калечит их. У ребенка нет в данное время таких способностей, чтобы учиться на отлично, а родители требуют от него только пятерок, в крайнем случае мирятся с четверками, и несчастный школьник, получая тройку, чувствует себя чуть ли не преступником”.
Но ведь большинство из нас уверены в том, что отметки создают мотив учения: “Дети сами хотят отметок!”
– Да, после того, как мы сами их пристрастили к ним. Наркоман тоже хочет наркотика, не мыслит своей жизни без услаждающих и отравляющих веществ, – отвечает Шалва Амонашвили. – И еще мы лукавим вот в чем: дети хотят не любых отметок, а только положительных, лучше всего – пятерок. Но мы-то придумали для них не только пятерки! И дети добывают их всякими средствами: хитроумными шпаргалками, замаскированными формами списывания, изощренными подсказками. А грубость учителя, его силовое воздействие ради того, чтобы совершить самое святое – с точностью аптекаря оценить знания ребенка отметкой! Все это – кровное достояние авторитарно-императивного педагогического процесса, который держится, так сказать, на вооруженной силе. Иначе как ему обеспечить спокойствие и повиновение в своей империи, как принудить учеников учиться усердно, не шалить, не хулиганить, не мешать? А вот так – испытанными еще средневековой иезуитской школой двойками, тройками, единицами, которые охраняют процесс обучения от учеников, готовых каждую минуту уклониться от учения, от знаний.
Отметки не учебу детей стимулируют – они охраняют власть учителя. Они так и были задуманы – они сменили множество изощренных форм физического и нравственного наказания учеников в школах средневековья, но не для того, чтобы изгнать из школы физическое наказание вообще, а только для того, чтобы перенести часть этого дела и на родителей. «
сними розовые очки, на со пойдут или те кто имеет много денег и амбиций, или те, кто имеет детей с особенностями развития, остальным оно совершенно не нужно
Этот ребенок просто не мог не играть, не заниматься музыкой прежде всего для себя:
«Этому способствовал случай: в июле Леопольд тяжело заболел, и для того, чтобы содержать его в покое, в августе семья переехала в дом в сельской местности в Челси. Вольфгангу было запрещено играть на клавире, чтобы не тревожить отца. Не имея возможности заниматься игрой на инструменте, Вольфганг проводил больше времени за сочинением музыки.»
Это и есть настоящая игра и творчество!
Мои тоже играют музыкальными инструментами, играют рисуя, играют в театр, играют, сочиняя сказки, играют в математические игры, стоят корабли и замки. Это самый лучший способ учиться!
Если бы Вы знали, сколько во время игры у них проявляется трудолюбия, таланта. Не как у взрослых. Больше!
Когда я пишу, что мои рисуют сами, это не значит, что это бывает от случая к случаю и как либо сравнимо со школьным уровнем, тем более как то слабее. Сын реально пишет по 12 часов в неделю в мастерской маслом. Было бы больше времени, работал бы больше. Но хочется и того, и другого, и третьего! И требования к себе и педагогам всё выше. Этот ребенок на станции юных техников уговаривает педагога делать большую детализацию у кораблей, упрашивает разрешить заниматься еще и с другими группами, приходит домой и ищет информацию по кораблям, по техникам, по картинам. Этот ребенок, готовясь к соревнованиям, встает в шесть утра и до двухчасовой тренировки бегает в метель. Эти дети рисуют декорации, делают кукол, разучивают пьесы на пианино и дарят спектакль по Шекспиру на день рождения сестренки в секрете от нас.
И мои не уникальны. С другими детьми я тоже занимаюсь и вижу как они раскрываются.
Все споры про оценки, домашние задания, используемые учебники и т.п. становятся бессмысленными, если мы принимаем концепцию образования, которую рекомендуют эксперты из образовательной среды. Бунимович, Давидович, Ковальджи и т.п. люди.
Тогда будут появляться и авторские школы. И школы без домашних заданий. И инженерные школы. И новые школы, а не одна Новая школа (рекомендую сходить туда на экскурсию, кстати). И найти школу под свои потребности будет проще.
Оценки не главное
После пандемии выяснилось, что удаленное образование не пошло на пользу. Уровень знаний большинства школьников упал. Об этом свидетельствует всплеск спроса на услуги репетиторов, в том числе на 7hands. Родители ищут индивидуальных преподавателей не только для выпускников, но и для младших школьников.
На современных детей возложена огромная ответственность. Родители только и твердят о том, что высокие отметки — это виртуальный пропуск в лучшие вузы, известные корпорации. Поэтому любой разговор о том, что оценки не главное вызывает разве что усмешку.
Но стоит ли лишать ребенка детства ради пятерок в дипломе?
Как себя чувствуют троечники
Родители часто забывают подумать о том, какой видит свою жизнь ребенок, не оправдывающий ожиданий.
В большинстве случаев троечник страдает от хронического стресса, комплекса неполноценности. Только представьте: учителя постоянно придираются, родители осуждают, а более успешные сверстники общаются с явным презрением. Ни один взрослый человек не смог бы спокойно жить в такой атмосфере. А троечники часто проводят в стрессе большую часть детства!
В лучшем случае не слишком успешные дети формируют свои компании, а в худшем — становятся изгоями, навсегда отдаляются от родителей.
Так стоят ли моральные страдания погони за высокими оценками? Ругая ребенка за двойки и тройки в дневнике, стоит задуматься, от чего будет больший урон: от двойки или от постоянного морального груза.
Почему взрослым людям важны оценки
В странах бывшего СССР сложилось устоявшееся мнение о том, что дети, которые получают хорошие оценки, хорошо устраиваются в жизни.
Некоторые студенты реально считают, что получение красного диплома позволит устроиться на хорошую работу и жить в роскоши. Тех, кто получает тройки почему-то считают глупыми людьми. Таким студентам «не светит» светлое будущее. Успешные личности (которые плохо учились или вообще не окончили колледж), как Марк Цукерберг, Томас Эдисон, Билл Гейтс, Альберт Эйнштейн не переубеждают общество в обратном.
Удивительно, но у каждого взрослого человека есть успешный одногруппник или одноклассник, который учился на одни тройки. Но даже такие реальные примеры забываются, когда ребенок приносит домой дневник с плохой отметкой.
Перед тем, как объяснить родителям что оценки не главное, нужно понять, что взрослые люди оценивают окружающих по уровню дохода. Большинство детей не могут зарабатывать, поэтому одним из критериев сравнения остаются отметки. Пятерки в дневнике означают, что ребенок относится к «касте лучших».
Возникает замкнутый круг.
Школьники и студенты не понимают, почему должны тратить большую часть своей жизни на получение хороших оценок. Но как только у них появляются собственные дети, требования к пятеркам в дневнике возвращаются из ниоткуда. В результате двойки и тройки не одну сотню лет ассоциируются с невежеством.
Почему не нужно требовать от ребенка учиться на одни пятерки
Некоторые школьники и студенты крайне серьезно воспринимают слова родителей о важности высоких оценок. Далеко не все дети по своей природе «бунтари» и готовы отстаивать личные желания. Ребенок, которому важно одобрение родителей, делает все, чтобы оправдать ожидания.
Например, вспомните какими эпитетами описывают отличников. Родители и учителя говорят о том, что они трудолюбивые, усидчивые. Гордые бабушки упоминают: «Ох, он такой молодец! Сутками сидит над уроками, даже на улицу не выходит. Зато получает одни пятерки!».
О троечниках говорят пренебрежительно: «звезд с неба не хватает», «почитает полчасика, чтобы получить минимальную оценку — и бежит мяч гонять».
Никто не хвалит троечника за умение сочетать личную жизнь и образование. Но с точки зрения психологов отличники в более уязвимом положении.
Чем может завершиться многолетняя гонка за пятерками
Миссия «хорошо учиться» настолько сильно давит на российских школьников, что около 17% еще до выпуска пробуют антидепрессанты, ноотропы, нейростимуляторы. Причем родители часто «поощряют» подобное увлечение фармацевтикой и сами приобретают БАДы, добавки «способствующие концентрации».
В результате к моменту выпуска из института студенты получают вполне реальные диагнозы:
У самых «целеустремленных» появляется стойкое пристрастие к алкоголю, зависимость легких наркотиков, снотворных средств, антидепрессантов. А ведь забота о здоровье должна быть приоритетом любого человека!
Родителям, которые из года в года убеждают своих детей в том, что оценки — это главное в жизни, стоит сесть и задуматься, что будет чувствовать ребенок, не получивший желаемые пятерки. Позади несколько лет без прогулок с друзьями, занятий любимым хобби. Но все затраченные усилия не окупились…и в лучшем случае ученик впадет депрессию.
Но статистика пугает еще больше:
Ну а новости о смертях школьников, получивших негативные результаты ЕГЭ, уже никого не удивляют. Поэтому перед тем, как давить на своего ребенка, стоит задуматься: стоят ли пятерки жизни?
Как изменить свое отношение к оценкам ребенка
Не призываем впадать в крайность, демонстративно показывать свое равнодушие к успехам и неудачам школьника. Получение образования — важный этап в жизни каждого человека. Нужно просто рассматривать обучение в школе и в институте как процесс познания окружающего мира, социализации, поиска себя.
Не зря в американских и европейских школах введена анонимная система оценивания: преподаватели не озвучивают отметки перед всем классом, не обсуждают успеваемость на родительских собраниях. Самих же родителей в первую очередь интересует настроение ребенка, его хобби и интересы, а не баллы за тест. Возможно, и в Россию вскоре придут такие изменения.
Важно вспомнить, что школы и институты изначально были созданы для получения знаний, а не для выполнения тестов и зазубривания правил.
Также можно изучить наработки психологов.
Не одно исследование показало, что отличники, «послушные дети», которые делают все, что говорят учителя и родители, чаще становятся жертвами маньяков, вырастают инфантильными личностями. Даже после выпуска из института молодой человек боится принимать решения самостоятельно, живет так, как требует общество.
Выбор партнера, работы, новой машины подсознательно соотносится с ожиданиями окружающих. Хотя на первом месте должны быть собственные желания.
Печально то, что большая часть бывших отличников даже не может четко описать свои цели в жизни.
А вот троечники еще до выпуска из школы понимают, что не оправдают надежд своих родителей. Вместо зазубривания правил и формул, дети ищут то, что интересно именно им.
Каждый может вспомнить одноклассника, который «плавал» по всем предметам, но занимал первые места на спортивных соревнованиях или лучше других мастерил табуреты на трудах.
В то время как отличники пользуются полной поддержкой, троечникам приходится искать свой путь самостоятельно.
Именно нестандартное мышление, необходимость рассчитывать только на свои собственные силы, помогает троечникам стать успешными бизнесменами. Ребенок не боится идти «против толпы», с удовольствием тратит время на собственные интересы.
Уровень страха неудач у троечников значительно меньше, чем у отличников. Одна из причин в том, что дети не ждут поддержки со стороны семьи и друзей, а также не ищут публичного признания. Задача хороших родителей: не ругать за плохие оценки, а помочь найти тот самый «уникальный навык» и помочь развиваться в выбранном направлении.
Советы детям: как объяснить родителям, что оценки не главное в жизни
Не стоит рассчитывать, что родители разрешат бросить учебу или будут игнорировать двойки в дневнике. Но получить больше личного времени, свободного от учебников и репетиторов, вполне реально.
Для начала, можно подсунуть родителям эту статью :).
А вот фразы: «оценки не главное», «даже с двойками в дневнике можно зарабатывать миллионы» скорее всего негативно подействуют на взрослых.
Сложный диалог лучше начать фразой «да, оценки важны…». Ведь действительно, школьник с красным дипломом имеет больше шансов хорошо сдать ЕГЭ и поступить в хороший вуз на бюджет. А вот пятерки в университетском дипломе и уровень зарплаты почти никак не взаимосвязаны.
Если вы явно понимаете, что не станете круглым отличником, предложите родителям снизить интенсивность занятий с репетиторами. Подсчитайте реальную экономию семейного бюджета (взрослые любят цифры) и расскажите, чем планируете заниматься в освободившееся время.
Естественно, компьютерные игры и прогулки с друзьями вряд ли станут той полноценной заменой, которая удовлетворит родителей. Подумайте над тем, какой навык хотелось бы развивать, займитесь полезным хобби.
Очень часто взрослые требуют хорошие оценки «по всем направлениям» просто потому, что даже в выпускном классе подросток не может определиться куда он хочет поступать, чем заниматься. Но если вы продемонстрируете реальное стремление, готовность развиваться в выбранном направлении, оценки по «ненужным» предметам отойдут на второй план.
Например, занятия рисованием могут показаться взрослым глупыми и бесперспективными. Но как только вы сделаете подборку реальных вакансий с указанием зарплат, родители по-другому взглянут на ваше хобби. Ну а если вам удастся заработать хотя бы пару сотен рублей своим навыком, то сердце даже самого строгого взрослого дрогнет!
Конечно, каждый родитель мечтает обеспечить своему ребенку комфортное будущее. Но не стоит жертвовать детскими интересами и хобби ради высоких оценок в дневнике. Такой подход приведет к тому, что школьник потеряет интерес к познанию нового задолго до выпуска из школы. Оценки — важная, но не главная часть процесса обучения.