Как узнать что я умею делать лучше всего
Как понять свое предназначение в жизни и найти свой путь. Упражнения и тесты для понимания себя
Многие задаются вопросами типа: как найти и понять свое предназначение? Как выявить свои таланты?Чем мне лучше заниматься? Вы можете забыть о призвании и делать то, что вам интересно. Это тоже метод. Однако если копнем глубже, мы можем найти бриллианты, которые скрыты внутри нас.
Здесь можно скачать PDF план “5 шагов к увеличению энергии и счастья с помощью гормонов“, который поможет быстрее добиваться цели и стать более мотивированным.
7 упражнений для понимания своего предназначения и себя
✅Упражнение 1. Что я умею делать хорошо
Возьмите лист бумаги и выпишите: в чем вы специалист, что вы умеет делать лучше других, что умеете делать хорошо. Что получается быстро, что дается легко и просто. Это может касаться вашего образования, хобби интересов, работы, образования родителей, которые передали вам знания. И чего угодно. К примеру, вы хорошо ладите с животными, хорошо считаете в уме, хорошо плаваете, хорошо читаете стихи, рисуете и и т.д.
Вспомните детство и юность. Что вы тогда делали хорошо? Возможно, вы быстро лазили по деревьям, возможно занимались каким-то спортом, возможно заняли 4 место в школьном забеге(или первое в классе), возможно, были бесстрашны, быстро читали или прочли много книг. А может вы отличаетесь юмором, умением стильно одеваться, умением найти общий язык с кем угодно? А кем вы мечтали быть?Детские мечты еще не подвержены цензуре и мнению общества.
Не стоит думать, что вы ничего не умеете делать хорошо, что кто-то это делает лучше вас. Хорошо-это хорошо, а не идеально. Один человек не может быть талантливым во всем, но всегда есть несколько направлений, которые вы пробовали или которые давались вам без проблем.
Вспомните и выпишите. Если вы думаете, что если это умеют большинство или большинство вашего окружения и это не считается,-считается. Хорошо готовить умеют не все, даже не все женщины. Разбираться в видах динозавров, в литературе, в комиксах, продвижении сайтов, написании текстов, в видах птиц, в лекарствах, видах вин, быстро печатать, переустанавливать Виндовс-тоже умеют не все.
Получится должно минимум одна сторона листа, а то и две. Время упражнения около 30-60 минут. Когда закончите, отложите листик, но не убирайте со стола. Возможно вам придут в голову новые идеи. Проанализируйте все сферы жизни. А потом прочитайте написанное примерно через сутки. И спросите себя: что я еще умею делать хорошо? Наверняка вам будет что дописать.
✅Упражнение 2. Благодаря чему я это умею делать хорошо
Если вы все сделали, пора приступить к следующему упражнению, которое намного сильнее приблизит вас к пониманию вашего предназначения. Возьмите еще один лист бумаги и напишите благодаря чему вы умете это делать хорошо. Вы берете пункты из своего 1 списка и думаете, благодаря чему вы это умеете и знаете? Возможно, у вас есть какие-то специфические способности и таланты, возможно, вас научил специалист, которых мало, возможно вы этим увлекались долгое время и научились. Но всегда есть личные качества, которые способствуют появлению навыка или умения. И именно они интересует нас больше всего.
К примеру, благодаря чему вы умеете хорошо готовить? Благодаря тому, что у вас хорошее обоняние, вы умеете комбинировать специи и продукты? Или благодаря тому, что вы очень организованы, внимательны и точно следуете рецепту? А если вы готовите быстро, то тут еще замешаны хорошая координация и скорость реакций. Допустим, вы хорошо водите машину. Благодаря чему? Возможно, благодаря хорошей памяти, спокойствию и терпению, психологической устойчивости, пространственному воображению, умению разбираться в картах и хорошей памяти (запомнить правила вождения тоже нужно). Или в вашем успехе в конкретном деле здесь замешано умение находить общий язык с людьми? Появляется оно благодаря способности хорошо говорить, умению формулировать мысли, внимательно слушать, эмоциональному интеллекту, чувству юмора? Или у вас еть какие-то редкие качества? Думаю, принцип составления списка «благодаря чему» понятен.
Этим мы выявляем таланты и способности. Кто-то возразит, ну разве это талант? Есть великие музыканты, художники, писатели. Да, есть, просто есть таланты очень выдающиеся, а есть менее выдающиеся, но все вместе они делают вас тоже в чем-то талантливым. Вы можете иметь достаточно популярные способности. И ваша задача применить как можно больше или развивать какие-то направления, в которых эти таланты и способности играют важную роль. В этом и будет проявляться ваше предназначение.
Время выполнения не менее 60-80 минут.
Это упражнение поможет найти ту сферу деятельности, которая вам нравится, в которой вы уже в чего-то добились или можете добиться. Выявить свои дарования, склонности и таланты.
✅Упражнение 3.Что другие видят во мне
Вспомните, что другие люди говорили вам. Что отмечали в вас хорошего? Какие комплименты делали? Это могли быть родители, коллеги, учителя, ваши вторые половинки. Незнакомые люди в транспорте. Выпишите на лист.
Раздайте коллегам, знакомым и близким листы и спросите: какие навыки и умения у вас есть, по их мнению? В чем я хорош? И в чем я плох? Что я умею и что знаю?Что я люблю делать?
Проанализируйте все ответы и обязательно выпишите повторяющиеся, т.е. встречающиеся более 1 раза. И те, которые вам показались важными. Допишите их на лист 1. И проанализируйте так, как в упражнении 2.
Время выполнения минимум около 20-30 минут. Время заполнения анкет другими людьми сюда не входит.
Это ваши дополнительные возможности и качества. Которые могут вам помочь или помешать реализоваться. Положительные и негативные качества есть у всех. Просто надо иметь их в виду.
✅Упражнение 4. Что я люблю делать. И что не люблю
Как теперь связать то, что я умею, с тем что я хочу? Выпишите то, что вам нравится делать, что вы любите делать, что вам нравилось делать в детстве. О чем вы любите говорить. Что вы делает для других бесплатно с удовольствием. Что делая вы можете забыть о времени?
Даже если вы любите кошек, собак, или то, что не говорят вслух-выписывайте. Фильмы, которые вам нравятся или жанры, актеров, которые нравятся, писателей, которых нравится читать, жанры книг, сайты, на которых вы приводите время. Как вы проводите свободное время? Как хотели бы проводить? Какие вещи нравятся. Окружающие люди. Короче говоря, все что приносит приятные эмоции, удовольствие.
Время упражнения 30-40 минут.
✅Упражнение 5. Почему мне это нравится
К примеру, я люблю читать. Почему я люблю читать? Мне нравится процесс чтения, я люблю узнавать новое. Нравится выбирать книги. Запах, прикасаться к книге-т.е. люблю тактильные ощущения, запахи. Возможность побыть наедине с собой и своими мыслями. Продумывать образы неведомых стран и неизвестных людей. Т.е. люблю помечтать, подумать, философстовать. Я люблю уединение и люблю фантазировать. Попробуйте проанализировать ваш любимый жанр. Если вы любите читать научную литературу, то почему именно научную? Если истории о отношениях, то почему именно их? Или подумайте, почему нравятся детективы? Проанализируйте все что вы выписали в любите. И после этого тут же спросите себя: а в чем мои личные ценности?
Тут важно несколько раз задать вопрос: почему?
К примеру, я люблю рисовать. Почему Вы любите рисовать? Потому, что Вам нравится тишина и уединение, можно отразить на бумаге то, что вы видите, чувствуете. Почему нравится как отражается на бумаге то, что Вы видите? Потому что Вы хотите передать свое видение мира другим. Вот это уже важное открытие. А почему вы любите тишину и уединение? Или Вы любите математику. Почему Вы любите математику, решать примеры и задачи? Потому что Вам нравится решать. Почему? Потому что это развивает мозг, это интересно. Почему Вы хотите развивать мозг? Потому что хотите поступить в Московский ВУЗ. Вот тут тоже выделяем важное, человек хочет уехать. У вас может быть по-другому, но если Вы несколько раз зададите вопрос, то все поймете сами.
Попробуйте также проанализировать актеров, фильмы. Подумайте над жанром, визуальными эффектами, картинкой, звуком, внешностью, поведением и игрой актеров. Несколько раз задавайте себе вопрос почему? И вы увидите важное для вас.
Тоже самое надо сделать с не люблю, не нравится, минусами. Это тоже важно, чтобы понять, чем заниматься вам не надо, потому что ваши минусы тоже не просто так появились, у них есть причины. И они могут помешать вам реализиовать ваш потенциал.
Время упражнения около 60-80 минут.
✅Упражнение 6. Мой идеальный день
Закройте глаза. Расслабьтесь. Если трудно расслабиться, проговаривайте медленно: я расслабляю левую ступню, я расслабляю левую ногу, я расслабляю правую ступню….шею, …лоб. лицо …затылок.
Представьте свой идеальный день через 2 года. С самого начала, т.е. с момента, когда вы просыпаетесь. Когда вы просыпаетесь? В чем вы? Что вас окружает? Какой интерьер? Кто с вами рядом?Какая у вас семья? Что вы делаете с самого утра? Что едите на завтрак? Кто готовит завтра или он уже готов? Во что одеваетесь? Куда едите на работу? На чем? Если на машине, то какой марки и цвета она? Если на метро, какое метро? Какой город? Сколько ехать до работы? Кем вы работе? И что делаете на работе? Возможно вы не едете, а работаете дома? Где и как обедаете и т.д. Представляйте в подробностях до момента, когда вы ложитесь спать. Откройте глаза и запишите. Запишите обязательно!
Время на упражнение около 20 минут.
Тесты для понимания своего предназначения
Этот пункт лучше начинать тогда, когда уже все остальное пройдено, чтобы его результаты не мешали вам. Тест на типы интеллекта Гарднера,-он определяет какие типы интеллекта у вас преобладают. Конечно, он не выявит все, но зато после прохождения теста вы можете сравнить с тем, что у вас получилось, впрочем, тоже придется сделать с остальным.
Тест на способности. Вам не нужен тест IQ, он способности не выявляет. К примеру, можно пройти тест на аналитические способности(Канышева), тест на лидерские способности(Жариков, Крушельницкий). Тесты на профориентацию (Дж. Голланд), Опросник Йовайши, OPQ(OPQ32). Тест числовых способностей ND1 (ND2, ND3). Другие тесты на вербальные способности, аналитические способности, логику, способности к творчеству, память, внимание.
Тесты на мотивацию: опросник Drives, тест выраженности 6 основных мотивов в работе.
Личные тесты: опросник Dimensions, определение типа личности по Майерс-Бриггс, тест Дембо-Рубинштейн, Сопова и Карпушиной.
Все тесты делать не стоит, выберете 1-2 в каждом направлении.
И как понять свое призвание?
Сложив все знания из тестов и упражнений, и вы в конце-концов дойдете до того, что вы действительно хотите, что умете, знаете и что для вас важно в жизни. Сложите все что вам нравится и вычтите то, что не нравится. У вас останется несколько сфер деятельности, которыми вы хотите заниматься, где хотите реализовываться и где у вас мало препятствий. И тогда вам будет довольно просто понять, что вы хотите. Если сделать только тесты, то вы можете не понять, что нашли свое предназначение. К примеру, вы любите готовить, вам нравится готовить и вы разбираетесь в еде, но не любите (или не можете) стоять долго, то повара из вас не получится. А вы хотели бы заниматься чем-то, связанным с приготовлением пищи. Но может вы умеете красиво подавать блюда и снимать видео, а это значит, что может получится человек, который снимает видео о ресторанах, о приготовлении пищи или пишет об этом. А может вам понравится должность администратора или совладельца кафе? Если вы иметете навыки управления, то можете с этим справиться.
Т.е. этими упражнениями вы выявите сферы, в которых вы хотите работать и уберете из них то, что точно делать не хотите или не можете. + используя то, что вы описали в идеальноим дне, вы можете понять график работы, который вам нравится и время в пути до работы. Можно сделать проще, но сфера у вас будет больше и вам потом придется додумывать.+ понимая, во сколько хотите вставать, сколько времени тратить на работу, на то, как до нее добираться, что вас мотивирует и вдохновляет, вы еще больше сужаете круг сфер вашей реализации.
Примерное время прохождения всех пунктов 3-5 дней(не особо напрягаясь). Может получиться немного дольше или чуть быстрее. В зависимости от наличия свободного времени и желания быстро добраться до сути. Но за 1 раз понять свое предназначение, как вы уже поняли, не выйдет. Похожие методы используют психологи и коучи. Поэтому сделав это самостоятельно вы серьезно сэкономите свой бюджет.
Прочитайте как найти и понять себя, вопросы и упражнения для познания себя и почему не надо бояться неудач и как избавиться от этого страха. После того, как вы выявити свои ценности и приоритеты, можно заняться планированием жизни. Прочитайте про планирование жизни.
✅Упражнение от Стива Павлины
Тут все немного проще, но упражнение «мой идеальный день» и тесты лучше сделать, особенно если вы не ведете дневник и не записываете свои мысли.
Делать это упражнения для выяления предназначения лучше дома и в одиночестве! Потому что на определенном этапе это вызовет сопротивление и начнется сильная эмоциональная реакция. И вот за этим сопротивлением как раз должна прийти озарение. Выписывать надо все, что придет в голову. Идеи не игнорировать, не обсуждать и не критиковать себя за идеи, а просто фиксировать. Это правила любого мозгового штурма. Должно получиться примерно 250-300 пунктов. Потом сделать упражнение можно еще раз и посмотреть что получилось. Но возможно хватит и одного раза. Предполагается, что упражнение будет сделано примерно за 1, 5-2 часа.
Начинаем писать мое предназначение в том.. и перечисляем все что знаем и умеем. Абсолютно все. И на каком-то пункте у вас должны начаться инсайты.
К сожалению, я пока еще до этого упражнения не дошла, поэтому похвастаться результатами не могу, но возможно оно вам поможет.
Если не знаете, чем по-настоящему хотите заниматься: психолог объясняет японскую философию икигай – она может вам помочь
По данным на 2019-й год, в Японии было более 70 тысяч долгожителей – людей, которым исполнилось 100 и больше лет. Некоторые связывают это с питанием и повседневными привычками, а некоторые – с особенной философией.
В 2008-м ученые провели исследование, которое основывалось на данных более чем 43 000 взрослых, и сделали вывод, что икигай и правда работает. Мы решили узнать про «дело жизни» у минского психолога, который давно увлекается японской культурой.
С некоторыми людьми общение с самого начала идет в очень дружеском ключе – именно так прошла виртуальная встреча с Сергеем Артюшкевичем. Наш собеседник, врач-психотерапевт, психолог и психиатр-нарколог, вместо телефонного интервью настоял на видеоконференции, и мы не пожалели.
Что за икигай?
– Икигай – это такое японское понятие, которое означает «дело жизни». Дело, которое заставляет тебя вставать по утрам и придает некоторый смысл твоему существованию.
Если подходить с экзистенциальной точки зрения, наше существование бессмысленно, у него нет никакого предначертанного смысла. Какой смысл может иметь жизнь? Вот ты в лес выходишь – какой у всего этого может быть смысл? Никакого. Жизнь есть сама по себе, и это прекрасно.
Если и искать какой-то смысл, то в нашей деятельности – в том, чем мы наполняем наше существование. И икигай идеально описывает все компоненты: то, что ты любишь делать, то, что ты умеешь делать, то, что приносит тебе деньги, и то, что нужно другим людям. Вот это все, чем вообще нужно заниматься в жизни.
Как понять, чем именно мне нужно заниматься в жизни?
– А какой компонент чаще всего выпадает у людей, которые приходят к тебе со своими проблемами?
– Чаще всего это «я не знаю, что я люблю делать» – самое первое и самое важное.
Чтобы до этого докопаться… Вот представь: здание разрушили, и осталась куча строительного мусора. Чтобы на этой стройплощадке что-то заново строить, весь мусор надо разгрести.
Большую часть нашей жизни мы живем на свалке прошлого. Наша стройплощадка завалена чем ни попадя, и к настоящему моменту это не имеет никакого отношения. Чтобы услышать себя и понять, чего ты хочешь, к чему лежит твое сердце, приходится сначала весь этот лом разобрать, и это требует времени.
– Что-то нам навязали родители или учителя, что-то – общество: все хотят того самого «успешного успеха». А как выбрать то самое, что отзывается у тебя? Как отделить, где ты идешь на поводу, а где ты настоящий?
– Это очень крутой вопрос, но самые крутые вопросы не имеют ответов. Определить эту грань – где голос социума, а где твои собственные желания, – настолько сложно, что даже не стоит заморачиваться на этот счет.
Только попробовав, почувствовав, как тебе идти по этому пути, что-то поймешь. Тут как в искусстве: пробуешь сначала какие-то чужие манеры и потихоньку складываешь представление о том, что же твое.
В редких случаях бывает, когда человек прямо изначально знает, куда ему идти, и «рубит» в этом направлении, не сомневаясь. У кого-то это чутье развито с детства – можно только позавидовать таким людям. Большинству приходится пройти долгий путь маленьких проб, где суть – в развитии своей чувствительности.
На самом деле много людей приходят с запросом «я не знаю, куда мне жить». Это категория людей от 20 до 40 – люди в процессе поиска: они не знают, куда двигаться дальше, хотят сменить работу.
И как найти этот икигай?
Второй пункт: что я умею делать – это тоже вечный источник проблем. Синдром самозванца: человек не может принять – то, что он делает сейчас, уже достаточно, чтобы считать себя профессионалом. Голоса прошлого тут как тут: «ты недостаточно хорош», «ты должен делать все, чтобы заслужить любовь» и так далее.
Люди либо останавливаются и скучают, закисают в том, что они делают, либо наоборот – бесконечно ломятся в какое-то самосовершенствование: «Вот я пройду еще какие-то курсы, повкалываю 100500 часов – и тогда буду профессионалом».
Третий круг – про деньги. Это о том, что твое дело чего-то стоит– оно должно тебя кормить. То, что ты делаешь, ценно. Многие склонны обесценивать свой труд, свои навыки, свои умения, себя как таковых.
Четвертый круг – человеку важно быть включенным в социум, понимать, что ты – часть чего-то большего. И если то, что ты делаешь, важно для кого-то другого, ты не одинок.
Когда разбираешь каждый из этих пунктов, разрешается очень многое – развязываются узелки, которые не дают человеку жить счастливо. Каждый из этих пунктов – это мини-запрос.
– Тогда возьмем кейс: одна моя подруга-парикмахер хорошо делает свое дело, ей нравится, она этим зарабатывает. Вроде бы искать социальные смыслы особо не надо – люди довольны своим внешним видом. Но у нее есть ощущение, что она в колесе и все бесцельно. Предполагаю, что все из-за начальства…
– Очень часто люди подменяют понятия «что» и «как» – вместо того чтобы разгребать какую-то конкретную житейскую проблему, они начинают заниматься исканиями смысла жизни. Очень часто мне про это говорят люди: «Вроде все устраивает, и дело хорошее, и нравится, и приносит что-то, и людям важно, и я что-то умею. Но плохо складывается – или офис не очень, или отношения в коллективе душные».
Важно понимать: что ты делаешь – это про икигай, а как ты это делаешь – уже другое. Например, неумение сказать «нет», обозначать свои границы. Говорить: «Я вот такой человек, со мной можно вот так и так, а вот так со мной нельзя. Если мы будем нормально общаться – то у нас будет работа, а если мы не будем, то лучше я пойду».
С чего мне начать?
– Меня зацепило слово «чувствительность» – в последнее время оно стало важным для меня: это было причиной перейти на кофе без кофеина, например. Какие способы ты знаешь, чтобы развить чувствительность и наконец понять что-то про себя?
– Есть такая шутка на эту тему: «Мы активно живем! – Нет, вы не активно живете, вы неутомимо суетитесь».
Если говорить про восточный медитативный подход, то созерцательность и внимание к деталям, внимание к моменту возводится в культ. Из всего можно сделать духовную практику: вырезаешь зайчиков или обрабатываешь рис, читаешь книжки или читаешь лекции. Если подходить ко всему внимательно и быть чувствительным к тому, что происходит, не торопиться…
Развитие чувствительности начинается с тела. До банального – мы часто забываем дышать. В искусстве публичных выступлений одна из самых важных вещей, которым я когда-то научился, это: 1) следить за тем, дышишь ли ты, 2) следить за тем, как себя чувствует твое тело. Даже просто в разговоре с кем-то хорошо бы отлавливать: а что со мной сейчас происходит? как бьется мое сердце? волнуюсь ли я? чувствую ли пол под ногами?
Все практики, начиная от восточных и заканчивая бегом, отлично развивают чувствительность. Конечно, можно нестись как лось сквозь заросли, думая о том, что ты должен пробежать 8 километров сегодня, иначе ты не выполнишь свой план.
– Это «бежать за инфарктом», как другая моя подруга говорит.
– Да-да, а можно делать это совершенно по-другому: бежать и прислушиваться к тому, что тело тебе говорит, чувствовать этот ритм, который позволяет тебе твое сердце и твое дыхание. Когда ты что-то делаешь в согласии со своим организмом, это может быть очень медленно.
Зато в какой-то момент можно поймать ощущение, что у тебя пустая голова и все, на чем сконцентрировано внимание, – это то, как работает прекрасный механизм: твое тело. Удивительная машина! И бежать можно очень долго, наблюдая, как в согласии находятся дыхание, сердцебиение, работа мышц.
Есть такая городская практика, которая может перевернуть голову: ты куда-то спешишь, двигаясь с потоком людей. Но попробуй остановиться и пойти с той скоростью, с которой тебе реально хочется идти. Да, это может быть для других немножко неудобно. Да, для тебя это может быть непривычно, и сразу же вылезают все тараканы, которые есть у тебя в голове, – о том, что ты должен соответствовать чужим ожиданиям, быть для всех удобным. А вот есть твоя собственная скорость.
4 способа понять своё призвание
О том, как выбрать профессию, если вы уже совсем отчаялись, рассказывает Юлия Есина, эксперт в области развития персонала, коуч, руководитель компании «Ресурсные люди».
Эксперт в области развития персонала, руководитель компании
«Ресурсные люди»
Ко мне довольно часто обращаются клиенты с запросами «чем мне заниматься», «как понять своё призвание», «а тем ли я занимаюсь в жизни, чем нужно». Проанализировав свой опыт работы и результаты клиентов, я решила написать небольшую статью на эту тему.
Как показывает практика, в тупик людей загоняет желание точно сформулировать название профессии или должности. Но чтобы получать удовольствие от работы, достаточно определить область, соответствующую психотипу и чертам характера, а также сформулировать ценности, которые будут максимально проявляться в выбранной области.
Я не имею в виду гениальность: как правило, её не нужно проявлять, она заявляет о себе сама. Я говорю о призвании обычного человека.
Есть несколько способов самоопределения: тестирование, коучинг на прояснение ценностей и миссии, обращение к детским воспоминаниям и любимым играм. Но ключевой вопрос: «Если бы тебе не нужно было обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы ты занимался?».
Расскажу немного о каждом из методов. В идеале лучше задействовать их все.
Тестирование
Один из хороших тестов, который помогает определить основную сферу, в которой имеет смысл получать основное или дополнительное образование, — « Предпочтительные виды профессиональной деятельности».
⟶ Пройти его можно, например, здесь.
В основе теста шкалы по типам профессий: человек — человек, человек — техника, человек — знаковая система, человек — художественный образ, человек — природа.
В описании результатов обозначены виды деятельности и психологические требования к профессиям.
Ещё один популярный тест — на определение типа личности по Майерс-Бриггс (MBTI). В нём 60 вопросов, а результат — общее описание личности на основе уникальной комбинации личностных факторов. Тест помогает предугадать склонность к определённому виду деятельности, характерный стиль действий, характер решений и прочие особенности, позволяющие человеку чувствовать себя комфортно и уверенно в той или иной сфере деятельности. В тесте 4 шкалы, по которым исследуется личность:
⟶ Пример такого теста здесь.
Коучинг
В арсенале профессионального коуча довольно много методов, помогающих прояснить глубинные ценности человека и его предназначение или миссию. Один из них — многофункциональный инструмент «Пирамида Дилтса». На основе предложенных в пирамиде уровней и за счёт грамотно заданных вопросов можно смоделировать или поднять на поверхность истинные желания человека.
В пирамиде Дилтса есть несколько «ступеней». Вопросы, располагающиеся на каждой из них, можно адресовать самому себе в формате самокоучинга.
Окружение
Действия
Навыки
Ценности
Самоопределение
Представьте, что кто-то задаёт вам вопрос «Кто вы?». Вам нужно ответить, не называя профессию, начиная со слов « я человек, помогающий…; открывающий….; дающий….; способствующий….; развивающий…; приводящий….; соединяющий…» ― и так далее.
Миссия
Есть много других профессиональных инструментов, которые использует коуч для прояснения базовых ценностей. В совокупности они помогают лучше понять свои настоящие желания и способности.
Бесплатный онлайн-курс
Диджитал-старт: первый шаг
к востребованной профессии
Обращение к детским воспоминаниям и любимым играм
Как правило, любимыми играми или занятиями с детства становятся те, в которых ребенок наиболее успешен или получает максимальное удовольствие.
Иногда достаточно погрузиться в детские воспоминания, чтобы понять, где зона вашей максимальной удовлетворённости. К какой активности вы всегда стремились, возможно, вопреки запретам, урокам, навязанным родителями кружкам. Вам хотелось сидеть дома вышивать и рисовать? Или собрать всех детей из соседних подъездов и играть с ними в школу? Или вы были готовы часами вертеться перед зеркалом, надев все возможные и доступные мамины украшения? А быть может, мяч и всё, что связано со спортом, было в основе вашей мотивации максимально быстро выполнить все домашние обязанности?
Опять же можно вспомнить, любили ли вы читать книги в уединении или были организатором всех игр во дворе? Некоторые с самого детства неравнодушны к торгово-денежным отношениям — такие дети то увлечённо играют в «магазинчик» и учатся считать на «живых деньгах», то пытаются обменяться вещами с одноклассниками, то заводят новую копилку или азартно играют в монополию, или находят ещё одну идею для очередной коллекции. А есть дети, которые готовы чинить, строить, вышивать и вязать с утра до вечера.
Вспомните, чем вы любили заниматься, — это может явиться ключом к пониманию того, чем нужно заниматься, чтобы наиболее успешно реализовать свою личность.
«Если бы не пришлось обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы вы занимались?»
Этот вопрос включает в работу лобные части головного мозга, отвечающие за воображение, способность мечтать, творчество. Размышляя над этим вопросом, можно понять свои внутренние страхи, увидеть накопленные слои родительских и общественных мнений.
Вопрос можно обдумывать в несколько подходов, пока ответ на него не вызовет состояние внутренней мотивации и готовность активно действовать в выбранном направлении.
Если при ответе на этот вопрос, рождается вариант, который по тем или иным причинам недостижим или имеет ограничения, например «я стал бы воздушным гимнастом», нужно вернуться к понятию ценностей и выяснить, что в данной профессии или деятельности важно для человека, и найти альтернативные области, где ценности будут раскрываться не менее успешно.
Например, в воздушной гимнастике, важны «здоровье, чувство свободы и полета, красота тела». В 50 лет, возможно, уже будет трудно реализовать подобную задачу, но ничего не мешает заняться, например, йогой, а затем акро-йогой и получить превосходные результаты и раскрытие всех заявленных ценностей. В дальнейшем можно пробовать становиться инструктором и разделять свои ценности с «созвучными людьми».
Другой пример: «Я хотел бы быть учителем, работать с младшими классами». Ценности: любовь к детям, возможность делиться опытом. Если человек осознает, что у него недостаточно времени и сил, чтобы получить второе высшее педагогическое образование и начать карьеру с нуля, то можно подумать над различными курсами с авторской методикой преподавания русского, английского языка или другого предмета, к которому есть способности и возможности успешной реализации.
Важный момент при поиске своего призвания — плавный переход с текущей деятельности на желаемую или совмещение направлений.
Страх не получить результат или остаться без основательного дохода часто останавливает реализацию своего истинного призвания. Оптимальным вариантом в данном случае будет постепенный переход: можно совмещать офисную работу с удалённой практикой или заниматься новым направлением в выходные дни.
Как совместить деньги и творчество
Вдохновиться историями студентов Нетологии
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Эксперт в области развития персонала, руководитель компании
«Ресурсные люди»