Как узнать за что хотят списать деньги
Какими способами мошенники похищают деньги с карт. Как не стать жертвой
За первое полугодие 2020 года мошенники украли у банковских клиентов с их карт и счетов 4 млрд руб., совершив более 360 тыс. несанкционированных операций. Из этой суммы банки смогли вернуть пострадавшим только 12,1% (около 485 млн руб.), а общий объем похищенных средств больше показателей аналогичного периода прошлого года на 39%.
Какие схемы мошенничества получили наиболее широкое распространение и как не стать их жертвой — в обзоре РБК.
Способы хищения денег с банковских карт
Самым распространенным способом мошенничества является социальная инженерия — методы обмана и введения клиентов в заблуждение с целью кражи денежных средств. По данным ЦБ, в первом полугодии 2020 года на нее пришлось 83,8% случаев от общего числа атак. Традиционно мошенники звонят банковским клиентам под видом «службы безопасности банка» или «службы финансового мониторинга» и сообщают о том, что по карте якобы совершена подозрительная операция. Под предлогом спасения денежных средств они заставляют клиента совершить ряд действий, чтобы украсть деньги с его счета. Контактную и персональную информацию о клиентах злоумышленники получают, покупая «слитые» базы в даркнете (теневой сегмент интернета. — РБК) либо находя их там же в свободном доступе. Также для убедительности они могут звонить с подменных номеров банков и других структур. Далее схема мошенничества развивается по нескольким сценариям.
В последнее время стали появляться более сложные схемы: к звонкам от «банковских работников» добавились звонки от «правоохранительных органов», которые «подтверждают», что кто-то пытается украсть деньги клиента, поэтому их надо спасти путем перевода на «безопасный» счет. Также злоумышленники начали звонить от имени бюро кредитных историй и сообщать, что обнаружили попытки оформления кредитов с использованием паспорта жертвы.
Во время пандемии и перехода многих процессов в онлайн-формат киберпреступники также активизировались в интернете, предупреждал ЦБ. По данным регулятора, за первое полугодие 2020 года мошенникам удалось украсть в интернете свыше 2 млрд руб., то есть более 50% из общего объема похищенных за этот период средств.
По данным «Лаборатории Касперского», в 2020 году активно росли объемы телефонного мошенничества и скама. С января по ноябрь компания обнаружила почти 86 тыс. скам-ресурсов, из них 62,5 тыс. были заблокированы во втором полугодии. Особенно распространено такое явление в русскоязычном сегменте интернета. По подсчетам компании, потенциальный ущерб от мошенничества мог бы превысить 13 млрд руб., если бы каждая заблокированная попытка перехода пользователя на подобный ресурс повлекла за собой обман хотя бы одного человека.
В России в этом году среди всех входящих звонков с неизвестных номеров доля спама составила 63%, а доля звонков с подозрением на мошенничество — 5,9%. При этом злоумышленники активно пользовались технологией подмены номера. Чаще всего они указывали телефоны финансовых организаций, государственных учреждений или юридических лиц. «Люди проводят все больше времени с телефоном под рукой и чаще берут трубку. Но при этом возможность принять взвешенное решение в разговоре у них есть не всегда. Часто злоумышленники использовали актуальную новостную повестку, чтобы вызвать доверие у жертвы», — объясняет Голованов.
Как не стать жертвой мошенников
Однако вернуть деньги, которые были украдены с помощью социальной инженерии, сложно, так как потерпевший добровольно подтверждал операции по своему счету и у банка есть основания отказать в возврате средств, предупреждает юрист. Клиент может обратиться в банк с требованием заблокировать мошенническую операцию, но, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев в отсутствие документов, подтверждающих факт совершения мошеннических действий, банк, скорее всего, ответит отказом. «Этот отказ можно оспорить в суде, но опять же, как показывает практика, если вы подтвердили операцию списания сами в порядке, установленном банком, шансы минимальны», — добавляет Иккерт.
Блокировка счета судебными приставами
Как не допустить списания самого ценного
«Списали всю зарплату!», «Сняли деньги с кредитки, и теперь я должен банку!», «Верните алименты на карту!» — это самые частые претензии, которые я слышала и решала на службе.
Я работала судебным приставом-исполнителем, и взыскание денег с должников было моей обязанностью. Поэтому я знаю, с какими проблемами должники могут столкнуться. В своей статье я отвечу на самые частые вопросы и расскажу, что пристав взыскивать вправе, а что нет. И что делать, если с карты списали деньги.
Кто вообще дал право приставам лезть в мои счета?
По закону приставы взыскивают долг с должника принудительно, если он не погасил его добровольно. Это делается в процессе исполнительного производства.
Исполнительное производство начинается с заявления взыскателя — того, кому задолжал должник. Взыскатель вместе с заявлением передает в отдел судебных приставов исполнительный документ, на основании которого судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство. О начале производства пристав письменно сообщает взыскателю и должнику.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства пристав:
Пять дней, которые даются должнику на погашение долга, отсчитываются со дня, когда должник получил постановление о возбуждении исполнительного производства. Постановление пристав отправляет заказной почтой с уведомлением о вручении.
Когда должник забирает письмо на почте, он расписывается в уведомлении и ставит на нем дату получения. Почта передает это уведомление судебному приставу, который начинает отслеживать сроки.
Если должник письмо не забрал, оно пролежит на почте 30 дней и вернется приставу. В этом случае считается, что письмо доставлено и должник уведомлен о возбуждении производства. Это общее правило по закону.
Иногда у должника вообще нет пяти дней на добровольное погашение долга. Например, если речь идет о конфискации имущества или об отбывании обязательных работ. Это значит, что судебный пристав вправе применять меры принуждения сразу, не дожидаясь, пока должник получит постановление.
Чтобы понудить должника вернуть долг, пристав вправе, например:
То есть в процессе исполнительного производства пристав вправе запросить у банков информацию о счетах должника и дать им поручение списать деньги в счет долга.
Но почему сразу карточки? Я же могу погасить долг иначе!
Обычно первое, что делает пристав, — обращает взыскание на деньги, которые лежат на банковских счетах. Этому есть разумное объяснение с точки зрения закона и логики.
Закон предписывает приставу обращать взыскание в первую очередь на деньги, в том числе на безналичные. Уже потом — на имущество, доли в компаниях и ценные бумаги.
Списание со счета — быстрый и эффективный способ забрать деньги у должника и передать их взыскателю. Если изымать имущество, цепочка получения денег удлиняется: вещи выставляются на торги, потом кто-то должен их выкупить. А если вещь дороже 30 тысяч рублей, то для определения ее точной стоимости необходимо еще и привлечь оценщика.
С банковским счетом работать намного проще.
Должник может предложить, на что судебному приставу обратить взыскание в первую очередь. Но последнее слово остается за должностным лицом.
А как же банковская тайна?
В законе есть оговорка: сведения, которые составляют банковскую тайну, могут предоставляться самим клиентам, их представителям, бюро кредитных историй, госорганам и должностным лицам.
Госслужащие, в свою очередь, хранят служебную тайну. Информация о счетах за пределы службы судебных приставов не выйдет никогда, поэтому банковская тайна не нарушится.
Информацию о счетах и остатках на них банки предоставляют по электронному межведомственному запросу пристава.
О том, что это за счета — сберегательные, зарплатные или какие-то еще — и какие на них деньги, банки электронно не сообщают. Рассказать обо всем этом должен сам должник: такое требование содержится в постановлении о возбуждении исполнительного производства.
Если такие документы должник не представил, то с пристава снимается вся ответственность. Все его действия по списанию средств становятся законными.
Разве пристав не обязан предупредить о взыскании? Как я должен узнать, что он планирует снимать деньги с моих счетов?
Вообще, пристав предупреждает должника о своих намерениях. Он выносит постановление об обращении взыскания на денежные средства должника и отправляет его по почте должнику и банку в качестве поручения.
Но пока письмо дойдет до владельца счета, банк уже выполнит поручение пристава и спишет деньги.
На практике о списании сумм со счета должники узнают так:
А бывает так, что деньги взыскивают без постановления?
Это происходит тогда, когда взыскатель сам подал исполнительный документ в банк, не обращаясь в службу судебных приставов. Такая возможность предусмотрена ст. 8 закона об исполнительном производстве.
Как убедиться в том, что деньги списали именно приставы?
Сначала, конечно, нужно позвонить или сходить в банк и узнать, почему были списаны деньги.
Банковский работник должен сообщить должнику реквизиты документа, на основании которого банк списал деньги: номер исполнительного производства, исполнительного документа и фамилию пристава, который подписал постановление. Такой информации не может не быть: без исполнительного документа или постановления пристава банк деньги не спишет.
Останется сопоставить реквизиты: по такому-то исполнительному документу такой-то пристав возбудил производство и в рамках этого производства списал такую-то сумму.
Но разве можно сразу списать деньги? Есть же блокировка!
Пристав может просто арестовать счет, это тоже входит в его полномочия. Но на практике он редко пользуется таким инструментом.
Незачем замораживать счет, если можно и нужно просто забрать деньги и передать их взыскателю. Конечная цель судебного пристава — сделать то, что сказано в исполнительном документе. На то он и сотрудник органа принудительного исполнения.
И как долго я не смогу пользоваться счетом?
Если денег на счете достаточно, то вся нужная сумма спишется сразу и должник сможет дальше спокойно пользоваться счетом.
А если денег не хватает, счет замораживается. Все поступающие на него суммы будут списываться автоматически. Так будет продолжаться до тех пор, пока приставы не взыщут весь долг по исполнительному производству.
Сумма долга и сумма исполнительского сбора за работу пристава, который тоже взыскивается с должника, указана в постановлении об обращении взыскания на денежные средства должника.
Как только спишется последняя копейка долга, блокировку счета снимут. Но на это нужно время.
И что, вот так любой счет можно заблокировать? А как же пенсия или алименты?
В ст. 101 закона об исполнительном производстве перечислены доходы, на которые нельзя обращать взыскание. Это, например:
Если пристав списал что-то из этого перечня, нужно сообщить ему об этом и представить документы, которые подтверждают происхождение денег. Повторюсь: в постановлении о возбуждении исполнительного производства есть требование принести документы на имущество, на которое нельзя обращать взыскание.
Отговорки кредитных должников
Банки не сообщают, откуда и зачем на счет поступают средства. Для пристава все деньги обезличены. Поэтому если должник не принес документы сразу, то это его ошибка.
Как только пристав получит документы, которые доказывают неприкосновенность сумм, он вынесет постановление об отмене обращения взыскания. Это постановление пристав отправит в банк по почте, и банк отменит списание.
А зарплату могут списать?
С зарплаты судебный пристав может удерживать не больше 50%. Если с должника взыскиваются алименты на детей или, например, возмещение вреда здоровью, то пристав может удерживать до 70% зарплаты.
Поэтому, если пристав списал деньги с зарплатной карточки, необходимо принести ему документы, которые подтверждают, что это была зарплата, а не что-то еще.
Для этого в бухгалтерии на работе нужно взять справку с работы о том, что такую-то зарплату перечисляют на такой-то счет. А в банке — выписку по счету, из которой видно, что на него поступает зарплата.
После этого пристав должен снять арест со счета и направить по месту работы должника постановление об удержании 50 или 70% зарплаты.
Что делать, если пристав заморозил карточку, на которую начисляется пенсия или алименты?
То же самое: представить приставу справку и выписку из банковского счета. Справку в этом случае выдает пенсионный фонд или работодатель плательщика алиментов.
Бывают семьи, где отец или мать перечисляет алименты самостоятельно. В этом случае приставу нужно представить любые документы, которые подтверждают, что на счет поступают именно алименты. Это может быть, например, соглашение об алиментах.
А если пристав заморозил кредитный счет?
Тут нужно отличать кредитный счет от ссудного счета, куда заемщик возвращает деньги по договору займа.
Кредит обычно возвращают так: банк открывает заемщику счет, который начинается на 42301 или 40817, и объясняет, что туда до такого-то числа нужно класть такую-то сумму. С этого счета автоматически списываются деньги, и таким образом погашается кредит.
Я не зря обратила внимание на номер счета: 42301 и 40817. По плану счетов банковского учета они означают «депозит до востребования» и «прочий счет» соответственно. Слова «кредит» здесь нет.
Для кредитных счетов по плану счетов банковского учета предусмотрены 45502, 45503 и другие счета. Эти счета используются только для совершения бухгалтерских проводок внутри банка. Деньги на них — собственность кредитной организации, поэтому движение по этим счетам для пристава значения не имеет.
Так что если пристав списывает деньги со ссудного счета, то он списывает собственные деньги заемщика. Так можно.
Если деньги списали с кредитного счета, стоит обратиться в банк. Такие ситуации случаются, так что специалист сможет объяснить, как поступить.
А что делать, если пристав списал со счета все деньги под ноль?
Советую как можно скорее идти на прием к приставу. Особенно если пристав по ошибке списал неприкосновенные деньги.
Система работает так: сначала банк списывает деньги со счета должника и переводит их на депозит службы судебных приставов. Затем пристав в течение пяти рабочих дней со дня поступления денег на депозит отправляет их взыскателю. То есть деньги могут уйти к взыскателю, как только поступили на депозит отдела судебных приставов. Вернуть их на счет должника будет невозможно.
Хочу обратить внимание на то, что судебный пристав не вправе предоставлять рассрочку. Это право есть только у суда.
Если у должника проблемы с финансами, он может обратиться в суд за рассрочкой исполнения судебного решения. Вероятность удовлетворения заявления невелика, но попробовать можно. Тем более что в этом случае госпошлину платить не нужно.
Если суд удовлетворит заявление и установит график платежей, то пристав снимет аресты. Если нет, должнику придется искать возможность погасить долг по исполнительному документу, чтобы пристав окончил производство и отменил все принятые меры.
Понятно. То есть если со счетом что-то не так, то лучше сразу ехать к приставу?
У пристава много исполнительных производств, он заинтересован в том, чтобы побыстрее взыскать деньги и окончить производство. Поэтому атаковать счета должника он будет максимально быстро и списывать будет все деньги, что попадутся ему в руки. Тем более что закон дает такую возможность.
О часах приема можно узнать из реестра отдела судебных приставов, где нужно ввести регион и название отдела.
Как приставы списывают деньги с карты?
В последнее время участились жалобы граждан на ошибочные или незаконные списания средств с их банковских карт. Кроме ошибок, связанных с долгами однофамильцев, люди жалуются на то, что деньги за одни и те же штрафы списываются несколько раз. Встречаются и технические накладки, например, арест кредитного счёта должника – баланс кредитки уходит в минус, и банк начинает начислять проценты. Как вернуть ошибочно списанные деньги и как свести к минимуму риск появления подобных ошибок?
Процедура списания денег с карты должника
Чтобы понять, как действовать в случае ошибочного списания, разберемся, как происходит процедура списания средств.
Раньше оформление запросов даже за незначительные штрафы занимало у приставов очень много времени. Теперь между ФССП и многими банками действует система электронного документооборота, соглашение об этом подписали уже более 90 кредитных учреждений.
Чтобы получить финансовую информацию о должнике, пристав направляет в банк запрос. Банк в ответ выдает список счетов должника и состояние их баланса. После этого пристав решает, с какого счета будет гаситься долг, и отправляет в банк постановление о списании нужного количества денег. Получив постановление, банк списывает деньги со счета клиента и перечисляет их на депозитный счет ФССП. Если на счете должника не хватает средств, банк снимает все имеющиеся деньги, а остаток долга будет погашаться из новых поступлений.
Кроме судебных приставов, исполнительный документ в банк может предъявить сам кредитор, в этом случае деньги перечисляются на указанный им счёт.
Какие средства списывать нельзя?
По закону приставы не имеют права списать средства нескольких категорий:
— пособие по беременности и родам;
— ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
— пенсия по смерти кормильца;
— компенсация ущерба, причиненного здоровью;
— пособия пострадавшим от катастроф, стихийных бедствий, терактов;
— пособие по уходу за нетрудоспособным членом семьи;
— пособие на погребение;
— некоторые другие выплаты определенным категориям граждан, например, получившим травму во время прохождения службы.
Какую максимальную сумму могут списать?
Кроме того, если у должника на иждивении есть дети, пристав по закону не может списать с него средства, равные сумме прожиточных минимумов самого должника и детей, независимо от того, какой процент его доходов составляет эта сумма.
После оформления подписки на получение информации о ходе исполнительного производства граждане и представители организаций могут оперативно, в режиме онлайн, не посещая лично судебного пристава, получать электронные копии всех необходимых процессуальных документов. Этот сервис является круглосуточным и бесплатным.
Что делать если приставы незаконно списали деньги?
Если ошибка все же случилась и с карты списали средства, которые по закону списать не имели права, или один и тот же долг списали несколько раз, необходимо действовать так:
1. Получить в банке заверенную выписку из счета, с которого списали деньги, в которой указан плательщик и назначение платежа.
2. Собрать документы, подтверждающие незаконность списания. Например, если списаны пособия, получить справки из учреждений, эти пособия выплачивающих, о том, что пособие поступает на такой-то счет. Если списано более 50% ежемесячного дохода, справка с места работы о том, что на счет поступает зарплата в таком-то размере.
3. Написать заявление приставу о возврате ошибочно списанных средств. В заявлении обязательно должен быть указан номер исполнительного производства и все неправомерно списанные суммы. Для ускорения процесса рекомендуем не посылать заявление по почте, а отнести в отдел лично, под расписку о получении.
4. Если в течение 10 дней с момента получения заявления пристав никак не реагирует, либо отказывает, можно оформить на него жалобу в ФССП.
5. В случае, если и это не принесло результата, необходимо обращаться в суд с исковым заявлением о возврате незаконно списанных сумм.
Пытались списать деньги с карты Сбербанка — как узнать за что?
Мошенничество с пластиковыми картами широко распространено с тех пор, как только они появились. Это есть в любой стране мира, и работает на доверии и невнимании людей даже при самых современных банковских системах безопасности. Поэтому, когда приходят какие-то уведомления, касательно ваших счетов, которых вы не ждали, следует насторожиться и разобраться не пытались ли списать деньги с вашей карты Сбербанка.
В этой статье рассмотрим, что делать, если приходит уведомление от Сбербанка о том, что была не удавшаяся попытка списать деньги с карты. Нужно ли вам что-то предпринимать в связи с этим сообщением, за что эти деньги должны были списаться, и в безопасности ли ваш счёт.
Почему приходят уведомления о попытке списания денег
Если пришедшее уведомление о неудавшемся платеже действительно честное, то прийти оно может только в том случае, если есть причина, о которой вы, как владелец карточки, знаете.
Причин может быть три:
Итак, вывод таков. Если вы понимаете за что это списание, то пополните счёт карты и совершите его, если вам это необходимо. Если же уведомление пришло неожиданно, и не вы его причина, то не надо пополнять счёт карты, а следует разобраться, почему пришло сообщение.
Как понять, за что пытались списать деньги с карты Сбербанка?
Если вам не понятно, за что могло прийти это уведомление о попытке списания денег в Сбербанке, то следует разобраться, в чём дело. Если это нужное вам списание, то вовремя не пополнив счёт карты и не оплатив его, вы можете лишиться чего-то важного, например, той же связи по телефону, за которую нужно платить. А если это действия мошенников, то при ближайшем пополнении баланса карточки вы можете потерять всю сумму.
Есть несколько способов разобраться:
Если не удаётся достоверно разобраться в источнике уведомления о попытках списания денег, то не стоит спешить пополнять счёт. Если это мошенники, то вы рискуете потерять деньги. Если есть какие-то сомнения, то лучше перевыпустить карту, изменив её реквизиты.
Как перевыпустить карту Сбербанка
Если мошенники каким-то образом завладели реквизитами вашей карты и пытаются снять с баланса деньги, которых там в данный момент нет, то вы будете получать уведомления о попытках списания. В этом случае, чтобы далее продолжать безопасно пользоваться своим счётом, вам нужно перевыпустить карту досрочно. В ином случае ближайшее пополнение счёта карты может привести к потере этих денег.
Перевыпустить карту можно прямо в приложении Сбербанка:
Карточка будет изготовлена в срок от двух до десяти дней в зависимости от её типа и региона. Затем вы можете забрать её в одном из отделений банка либо заказать доставку курьером.
При отправке заявки на перевыпуск, ваша карта сразу окажется заблокированной, таким образом перечислить на неё что-то уже не получится. Этого и нужно добиться в данном случае для защиты от мошенников, если это они пытались снять деньги.
Досрочный перевыпуск карты является платной услугой и стоит она от 30 рублей и выше — зависит от типа карты. Подробнее о вопросах, касающихся перевыпуска, вы можете узнать на странице Сбербанка, а также в видео ниже.
Развод: дуэт звонков из полиции и банка
Тинькофф Банк рассказывает о схемах, с помощью которых мошенники чаще всего крадут деньги у его клиентов. Запомните и расскажите знакомым.
Одна из популярных схем выглядит так: жертву уверяют, что ее деньги в опасности, и убеждают переложить их на «безопасный счет». Этот счет, конечно, принадлежит мошенникам. Вариантов у схемы много: иногда звонят «сотрудники банка», иногда доходит и до «майора ФСБ».
Вот что обычно делают мошенники.
Давят авторитетом. Например, звонящий представляется следователем по экономическим делам и сообщает жертве, что ее деньги якобы в опасности. Следователя трудно проигнорировать.
Добиваются реалистичности. «Следователь» говорит, что не имеет права работать с деньгами, поэтому переводит звонок «сотруднику банка». Жертве кажется, что с ней общаются сотрудники настоящих организаций и каждый отвечает за свой участок работы — все как в жизни.
Имитируют заботу о деньгах. «Сотрудник банка» обещает, что поможет защитить деньги от мошенников. Для этого нужно четко следовать его инструкциям и не вешать трубку.
Убеждают «спасти» свои деньги. Когда мошенники чувствуют, что жертва уже им доверяет, ее убеждают перевести деньги на сторонний счет или сообщить персональные данные вроде кода из смс.
Работают с возражениями. Если у жертвы возникают сомнения, ее сначала пытаются убедить различными уловками, а если не помогает — запугивают.
Разберем схему более подробно.
Курс о больших делах
Звонок из правоохранительных органов
Для большей убедительности жертве могут прислать в мессенджер поддельные документы: удостоверение сотрудника, акт от имени банка, ордер или приказ, на основании которого проводится расследование. Обычному человеку распознать подделку сложно: ее создают на основе реальной информации из интернета. Например, могут использовать данные сотрудников полиции.
Все это помогает надавить на жертву авторитетом и завладеть ее вниманием: проигнорировать звонок из полиции непросто.
Чего хотят. Жертву пугают, что ее деньги в опасности. Но сообщают, что правоохранители вовремя все заметили и готовы помочь. Предлог может быть любым: расследование мошеннических действий со счетами клиентов коммерческих банков, сотрудничество со следствием для выявления преступников, предотвращение утечки информации и кражи средств клиента.
При этом создается образ сильного, но заботливого правоохранителя: да, мошенников сейчас вокруг полно, вот даже вас сейчас пытаются обмануть. Но вы не переживайте, я не мошенник, поэтому спрашивать у вас данные не буду, да и не имею права.
Чтобы вызвать еще большее доверие, мошенник говорит, что после него позвонит сотрудник банка — который, в отличие от него, уполномочен работать с деньгами. Это создает иллюзию, что в происходящем участвуют разные организации и каждая отвечает за свой участок работы. Конечно, в действительности эти люди сидят в одном помещении.
Как убеждают. Часто мошенники работают с украденными данными, поэтому им не составит труда назвать жертву реальным именем, продиктовать номер карты и даже какие-то детали, например адрес регистрации. Так они входят в доверие: смотрите, у нас есть вся информация о вас, мы и правда из полиции.
Если жертва сомневается, что ей звонят из полиции или Центрального банка, мошенник предложит зайти на официальный сайт и посмотреть номера телефонов. Чтобы подтвердить, что он действительно сотрудник названной организации, мошенник перезванивает жертве с этого номера.
Обычно это действует: раз звонят с официального номера, значит, все в порядке. На самом деле мошенник может имитировать звонок с любого номера — и даже оператор связи не заметит подмены.
В ход также идут номера законов и приказов, настоящих и выдуманных. Якобы по закону № 2342 вы обязаны сотрудничать с банком и полицией по вопросу защиты денег от мошенников, а если откажетесь, то вы соучастник преступления.
Расчет на то, что жертва не знает содержания законов или не сможет отличить настоящий закон от выдуманного. Как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности.
Звонок из банка
Кем представляются. Мошенники «из банка» чаще всего представляются сотрудниками службы безопасности. Если жертва проговаривается, в каком банке у нее деньги, звонок «переводят» именно в этот банк.
Особо изобретательные мошенники «переводят» звонок в Центральный банк. Это и само по себе способно вызвать доверие, а кроме того, помогает обойти ситуацию, когда жулики не знают, каким именно банком представляться. Конечно, на самом деле Центробанк не работает со счетами физических лиц.
Чего хотят. Главная цель мошенников — убедить жертву перевести деньги на «защищенный счет» через банкомат или мобильный банк. Разумеется, этот счет принадлежит мошенникам. Как только жертва переведет на него деньги, вернуть их будет практически невозможно.
Как убеждают. Вот какие предлоги жулики используют чаще всего:
Как защититься
Возьмите паузу. Все мошенники так или иначе хотят ваших денег. Под каким бы предлогом они ни звонили, их выдают одни и те же признаки. Но чтобы эти признаки разглядеть, нужно отразить психологическую атаку мошенника и получить полный контроль над своими мыслями и решениями.
Именно тут раскрывается сила паузы: убрав тревогу и панику, вы сможете распознать подвох.
Универсального рецепта здесь нет — каждому помогает что-то свое: выпить воды, умыться, медленно посчитать до 10. Подобные ритуалы помогают выиграть время, чтобы снизить уровень адреналина и немного успокоиться. Подумайте, что обычно помогает вам успокоиться.
Задумайтесь, торопят ли вас. Задача банка — защищать ваши деньги. В настоящем банке никогда не будет процедуры, по которой, если вы повесите трубку, все ваши деньги улетят в неизвестном направлении. За такое лишат лицензии и оштрафуют, а из банка уйдут клиенты.
Если вам не дают времени подумать и говорят, что принять решение надо прямо сейчас, а завершить звонок — смерти подобно, вам определенно звонят мошенники. Смело вешайте трубку.
Но не прощайтесь, просто прекращайте разговор. Иначе мошенник попытается найти способ продолжить общение и развеять ваши сомнения — и у него может получиться.
Перезвоните в банк. Если вы пришли к выводу, что общались с мошенником, сразу после звонка позвоните в банк или другую организацию, о которой шла речь, и расскажите о ситуации. Телефон возьмите из независимого источника, например с официального сайта или банковской карты. Звонок поможет организации усилить меры безопасности, а вам — подстраховаться на случай, если вы ошиблись.
Не раскрывайте персональные данные. Никому ничего не сообщайте, особенно если говорят, что им-то довериться можно. Вот что обычно спрашивают мошенники:
Настоящий сотрудник банка и службы безопасности:
Подключите определитель номера. Чтобы проверить, кому принадлежит номер, можно использовать сайты с базами нежелательных звонков: например, кто-звонит.рф, neberitrubku.ru или cheinomer.ru. Или еще проще: в Яндексе или Гугле вбить поисковый запрос «$номер_телефона + кто звонил». А еще можно сразу увидеть, кто звонит, если установить на телефон приложение-определитель.
Это не поможет в ситуации, когда мошенник подменяет номер, но отсеет хотя бы часть паразитов.
очень интересно. но меня смущает в тинькофф:
1. возможность выпуска qr кода для снятия наличных без всяких подтверждающих смс.
2. возможность смены номера телефона или кодового слова просто по звонку и оглашению паспортных данных.
3. уже ставшая еженедельной рубрика на vc о том, что люди просыпаются с утра, а денег нет. и отписки банка в комментариях, что все сами виноваты и все фродеры.
это не означает, что остальные банки лучше. это означает, что я трясусь над своими деньгами, постоянно ставлю лимиты, антивирусы, никогда не беру трубку при звонке из банков, а перезваниваю сама, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах не говорить с мошенниками. Но при этом я постоянно в состоянии тревоги из-за того, что в один прекрасный день я увижу пустой счет, а банк мне ответит, что я сама выпустила qr код, сняла нал на другом конце страны, а по историям входа видно, что приложением пользовалась только я.
fluff, я тоже после описанной мной ниже истории стала жутким параноиком. И мне не нравятся все эти способы упрощения доступа к деньгам и личным данным, поэтому все свои основные средства держу в другом банке без подключения дистанционного обслуживания вообще. Никаких личных кабинетов, мобильных банков, снятия по доверенности, только своими ножками в офис банка, только хардкор.
Ну а Тинькофф для расходных средств + галочка на запрет интернет-платежей стоит всегда. Для инета у меня другая карта, денег там не держу.
Может, и в такой схеме есть дыры, кто укажет, буду благодарна. Но пока так.
fluff, тоже постоянно вижу весёлые истории на VC про тинькофф, после которых повышается тревожность и приходится становиться экспертом в информационной безопасности. Уже принял для себя, что банк дырявый, и по-хорошему нужно переходить в другое место частично или полностью (только не в альфу, которая ещё более дырявая и про которую столько же историй).
fluff, добавьте к этому участившееся блокировки и запросы о происхождение средств по 115 фз
fluff, у линька код подтверждения 4х значный, у того же сбера 6ти, с одной стороны удобней, но явно не безопасно.
fluff, у ВТБ тоже есть по куаркоду. до 10 тысяч в сутки.
Уже около пяти лет телефон стоит на беззвучном режиме, и я не принимаю звонки с неизвестных номеров. Вообще. Никак. Совсем.
От банков тоже не принимаю, если им что-то действительно дельное от меня надо, напишут письмо.
Приложение Who calls отсекает большую часть спама, спасибо ему за это.
Сейчас даже телефоны курьеров присылают смской, чтобы я знала, что это курьер, а не очередная медклиника или гербалайф какой. Не хочу тратить свое время и нервы на посторонние звонки.
Я это к тому, что в наш век мессенджеров звонить без предупреждения вообще неприлично, стоит ли удивляться, что за такими звонками часто оказываются мошенники или спамеры. Так что мой лайфхак: максимально не брать трубку, когда звонит не пойми кто. Ну если вы, конечно, не врач неотложки или пожарный.
После блокировки карты и долгих танцев с бубном: (заявление в Сбер, заявление в Яндекс, пары месяцев ожидания итогов, меня везде послали куда подальше), написала в итоге подробный отзыв со всеми скринами и копиями на Банки.ру, уже ни на что не надеясь, так, пар выпустить.
И о чудо, на следующее утро Сбер вернул мне мои 2000! Еще и обзвонился, прислал и смс и письмо, какие они хорошие и все мне вернули (ага, после официального отказа). Так что Банки.ру действенный инструмент, берите на заметку.
С тех пор перешла на Тинькофф, завела отдельную треш-карту для платежей в инете и не люблю ни Сбер, ни Яндекс и максимально обхожу их «сервисы» стороной.
Olga, да это уже сдвиг небольшой, когда человек боится трубку с незнакомыми номерами поднять
Системный, где из всего написанного вы прочитали слово «боится»? Не стоит на посторонних людей проецировать свои комплексы.
Системный, да, иногда бывают жизненные ситуации, крайне редко, когда я потенциально ожидаю звонка от незнакомых номеров. Тогда беру, конечно. Немного погорячилась с «Вообще. Никак.совсем».
А в 99% не беру. До установки антиспамера мне ежедневно звонили по 15-20 незнакомцев: банки, медклиники, мошенники, соцопросы, продавцы бетона и черта в ступе. Никому из них я лично не давала ни своего номера телефон, ни разрешения мне звонить. Воспринимаю всё это как вторжение в личное пространство, не пускаю и считаю это нормальным. Вы в квартиру тоже всех подряд пускаете?
В конце концов я лучше съезжу раз в 10 лет в банк на другой конец города из-за пропущенного важного звонка, чем буду ежедневно общаться с армией отморозков.
SkySatin, антиспамер не помогает? Мне, конечно, столько не звонят, поэтому я без колебаний поднимаю. Из этих только банки и «хотим пригласить вас на» раз в месяц максимум
Системный, это издержки фриланса и телефона в общем доступе. Антиспамер помогает, слава богам, теперь прорываются 1-2 незнакомца в день, а иногда и неделями тишина, но нервный тик остался:)
SkySatin, почему просто второй номер не заведете? У меня второй номер, который знают только приложения банков, родители и жена.
Sergey, как вариант. У некоторых операторов можно завести второй виртуальный номер к основному, чтобы не нужно было две симки использовать
ирина, только хотела об этом сказать. У всех есть функция сообщения, мессенджеры. Мой телефон почти всегда на беззвучном, если кому-то действительно что-то нужно, пишите, я перезвоню. Не сложно же несколько буковок ткнуть на телефоне.
Я включаю режим сна на телефоне в 12 ночи и выключаю в зависимости от дня недели в 9 или в 11 утра, когда встаю. Сплю нормально и никто мне не названивает. Плюс данного режима заключается в том, что если я буду куда-то опаздывать или просплю, до меня хотя бы смогут дозвониться.
ирина, а что, племяннику ночью постоянно звонят и пишут?
SkySatin, сейчас жулики шлют и СМС ки. Например, «сейчас на вашу карту оформляется кредит. Если это были вы, нажмите «1» если нет, нажмите «2». И когда вы жмете, «2» то вам перезванивают и начинают вас разводить. Что мол нужно срочно деньги ложить на запасной счет. Или сообщить код из СМС, что бы отменить кредит. А на самом деле, это и будет код подтверждения на оплату товара или перевод на карту мошенника.
SkySatin, с банками.ру есть нюанс. Они не обосновывают оценки, связанные с действиями банка по 115-ФЗ, могут не обосновать и фродовые списания. А если вы жалуетесь на отказ в кредите или тарифную политику, то сразу же оценку отменят. Но! Если в отзыве есть что-то про косяк чата, колцентра, то могут обосновать. Не всегда это помогает, в общем.
Особенно классно слушать, когда звонят из Сбербанка, а у меня нет карты сбера вообще 🙂
Никита, +1
Нет карты сбера, зато они регулярно фиксируют подозрительную активность в интернет банке.
Никита, моему хорошему другу как-то позвонили из «Сбера» и сказали что сейчас с его счета снимают несколько тысяч. Он посмеялся, послал, на тот момент у него на счёте было ноль. Снимайте, господа!
Очень многие здесь пишут комментарии в стиле «Сразу понял, что это мошенник, но трубку вешать не стал, а решил поразвлекаться с ним». Так вот с такими «развлечениями» есть вероятность, что все ваши слова записываются, а потом из них сделают нарезку нужных фраз и с её помощью получат доступ к. к чему угодно, где используется анализ голоса и/или нужно сказать нужную фразу.
Простой пример: не знаю, как сейчас, а раньше у того же Тинькова, чтобы активировать карту, нужно было позвонить и просто ответить «да» на вопрос робота «Хотите ли вы активировать карту?». Сейчас это стало очень распространенной практикой, и уже почти в каждом банке вас встречает робот со словами «Просто скажите, что вам нужно».
В плохом случае, если вы действительно много наговорите мошеннику, и он это запишет, то можно нарезать фразы, а потом подкорректировать паузы между словами таким образом, что даже оператор-человек не догадается, что ему подсунули запись. И можете быть уверены, что за 7-10 минут разговора с мошенником вы точно несколько раз скажете слова «карта», «кредит», «банковский счет», «получить», «выпустить», додумайте сами.
Из-за этого мне даже пришлось менять привычки: раньше всегда брал трубку и говорил «да». Сейчас переучиваюсь, чтобы говорить «слушаю» или «алло». Также в принципе стараюсь не отвечать положительно на любые вопросы от незнакомых по телефону. Например, часто первым вопросом идёт: «Я звоню Такому-то Такойтовичу. Это вы?». Опять же приучаю себя говорить, например: «Это я» вместо «да» или «верно».
Поэтому совет: если поняли, что вам звонят мошенники, сразу вешайте трубку. Если пока не поняли, старайтесь говорить как можно меньше. Как минимум, не говорить фразы «да», «хорошо», «давайте» и не называйте сами свое имя и фамилию, даже если вам их уже сказали.
Ну и анекдот в тему:
— Это служба безопасности Сбербанка, ваш перевод заблокирован. Чтобы разблокировать его, возьмите карту и прочитайте номер на ней.
— Хорошо, взял. Записываете?
— Да.
— Семь.
— Так, дальше.
— Всё.
— Как всё? Какая у вас карта?
— Семёрка червей.
>> Настоящий сотрудник банка и службы безопасности:
>Знает ваши фамилию, имя и отчество.
>Знает последние 4 цифры номера вашей карты.
>Знает, сколько у вас денег на счете.
У большинства пользователей включен приём платежей через СБП, или внутрибанком, по комбинации того, что разные банки светят в СБП и во внутренние переводы часто можно собрать ФИО по номеру телефона.
Последние 4 цифры «основной» карты также иногда банки вполне светят.
(попросите родственников так вас своего рода «пробить» с использованием имеющихся у них банков, даже попросите кинуть рублик по номеру телефона и посмотрите что будет в уведомлениях, истории и выписке)
Про балансы. Не забывайте что мыж в России, и эти данные вполне покупаются-продаются. Реально ни один банк не может гарантировать, что ни один из его сотрудников/подрядчиков, кто имеет доступ к такой информации, не приторговывает ей.
Шквалы описанных в статье звонков в мой адрес случались довольно оперативно после первого платежа премиальной («лучше» чем у 90% пользователей этого банка) картой банка1, банка2 и банка3 в больших шмоточных.
И шмоточных не только российских. Один звонила вообще признался довольно конкретно откуда дровишки, назвав довольно точно сумму покупки включая биллинг-адрес. По опечатке в адресе я сразу понял из какого большого американского магазина пришла утечка.
Отсюда вывод. Принимайте решения из того, что ни последние 4 цифры, ни баланс, ни по крайней через ФИО не являются секретом для жуликов.
Во многих странах есть YellowPages.. и ничего. живут же люди.