Как я понимаю что такое философия

КАК Я ПОНИМАЮ ФИЛОСОФИЮ?

Что такое философия? Наука, изучающая наиболее общие характеристики и фундаментальные принципы бытия… Ну, нет! Оставим сухие и бесполезные определения в словарях. Эти определения могла породить только сама наука, такая же сухая и бесполезная, но не имеющая ничего общего с философией. И действительно, «наукой философии» сегодня принято называть беспорядочную смесь истории мыслей и мыслителей с бессмысленными выкладками задротов, возомнивших себя учеными, но не умеющими создать ни капли нового знания. Академическая философия давно уже превратилась в ненужную игру терминов и выдумывание «оригинальных», но столь же ненужных абстракций.
Попробуем подойти к поставленному вопросу проще. Слово философия происходит от двух греческих слов – «филия» и «софос» – означающих в переводе «любовь» и «мудрость». Философия – это любовь к мудрости, ни больше, ни меньше. И потому понятие философии зависит лишь от того, что мы подразумеваем под любовью и под мудростью.
Любовь – не столько чувство, сколько состояние души, очищенной от страхов и разрушающих желаний, состояние тотального осознания и безусловного принятия действительности. Любовь тесно связана с оптимизмом и благодеятельностью; она заставляет, не забывая об отрицательных сторонах действительности, увидеть положительные импульсы и потенции во всём сущем, и направлена на их развитие. Немецкий психолог и социолог Эрих Фромм, подчеркивая деятельностный аспект любви, отмечал даже, что любовь не является предметом, который можно «иметь» подобно вещи. В действительности существует лишь «акт любви», поэтому любовь следует понимать не иначе как вид продуктивной, благонесущей деятельности, которая предполагает «проявление интереса и заботы, познание и душевный отклик».
Философия же представляет собой любовь с весьма специфическим объектом – мудростью. Понятие мудрости, в свою очередь, имеет два аспекта. Первый – это обладание истинным знанием, второй – умение поступать в соответствии с этим знанием.
При этом мудрость вовсе не означает непременного господства разума, подконтрольности чувств и поведения разуму. Чувства – это как раз то, чем мы живём. Само высшее благо, коим является счастье, представляет собой ни что иное, как чувство высшего удовольствия и душевной гармонии. Жан Жак Руссо писал: «Существовать – значит чувствовать, ибо чувства стоят несравненно выше разума». Действительно, разум может пониматься лишь как нечто, сдерживающее и уравновешивающее чувства в необходимых случаях, но при этом являющееся по сравнению с ними вторичным. Так и в процессе познания именно чувственный опыт является первичным, а разум упорядочивает его. Словом, разум лишь предотвращает ошибки чувственности, всевозможные вредоносные проявления чувств. Досадно поэтому, что многие религиозные доктрины требуют отречься нас от чувств как от чего-то злого и дьявольского, а многие философы принижают роль чувственной сферы в познании. Конечно, разум не должен терять своего значения хотя бы потому, что для большинства людей актуальной остаётся проблема ограничения излишней чувственности: их ум занят лишь тем, как удовлетворить сиюминутные страсти. Но как и разнузданность чувств порождает всё новые желания, так же господство разума ведёт к непрекращающимся «вечным вопросам», необоснованному подавлению чувств ради какой-либо высшей цели, что и проявляется в заумных «философских» построениях.
Как же тогда познать меру чувств и разума? Ведь познавать можно либо чувствами, либо разумом, и третьего не дано; между тем, оба этих способа в данном вопросе оказываются априори субъективными: и тому и другому отводится здесь роль судьей, слушающих собственное дело. Так неужели судья захочет превращаться в осуждённого? В решении этой проблемы и состоит настоящая мудрость, и, кажется, достигается она вовсе не научными исследованиями, а только любовью…

Источник

Как я понимаю философию

Как я понимаю что такое философия. Смотреть фото Как я понимаю что такое философия. Смотреть картинку Как я понимаю что такое философия. Картинка про Как я понимаю что такое философия. Фото Как я понимаю что такое философия Как я понимаю что такое философия. Смотреть фото Как я понимаю что такое философия. Смотреть картинку Как я понимаю что такое философия. Картинка про Как я понимаю что такое философия. Фото Как я понимаю что такое философия Как я понимаю что такое философия. Смотреть фото Как я понимаю что такое философия. Смотреть картинку Как я понимаю что такое философия. Картинка про Как я понимаю что такое философия. Фото Как я понимаю что такое философия Как я понимаю что такое философия. Смотреть фото Как я понимаю что такое философия. Смотреть картинку Как я понимаю что такое философия. Картинка про Как я понимаю что такое философия. Фото Как я понимаю что такое философия

Фридрих Вайсман

Что такое философия, я не знаю и не могу предложить готовой формулы. Стоит мне начать обдумывать этот вопрос, как я погружаюсь в такой поток захлестывающих друг друга идей, что не могу отдать дол­жное им всем. Я могу лишь предпринять весьма неадекватную по­ пытку очертить то положение вещей, которое, как мне кажется, существует, прослеживая некоторые линии мышления, но не прибегая к тщательной аргументации.

Философы от Платона до Шопенгауэра сходились в том, что источ­ником их философствования является удивление. Его вызывает не что­-то глубокое и исключительное, но именно те вещи, что бросаются нам в глаза: память, движение, общие идеи. (Платон: Что означает «ло­шадь»? Единичную конкретную лошадь? Нет, так как это слово способно указывать на любую лошадь. Целый класс всех лошадей? Нет, так как можно говорить об этой или о той лошади. Но если оно не обозначает ни единичную лошадь, ни всех лошадей, тогда что же?) Точно такое же потрясение испытывает идеалист, приходя к мысли, что он, говоря сло­вами Шопенгауэра, «познает не солнце, а только глаз, видящий солнце, не землю, а только руку, которая ощупывает ее». Может быть, в таком случае мы ничего не знаем, кроме собственного сознания?

Философ, размышляющий над подобной проблемой, похож на глубоко встревоженного человека. Кажется, что он стремится понять нечто, превосходящее его понимание. Слова, в которых такой вопрос формулируется, совершенно не раскрывают его реальную суть, кото­рую, наверное, правильнее было бы определить как ужас перед непостижимым. Если во время путешествия по железной дороге вы неожиданно увидите ту же самую станцию, которую только что оставили позади, возникнет чувство страха, сопровождаемое, наверное, легким головокружением. Точно так же чувствует себя философ, когда гово­рит себе: конечно, время можно измерять, но как это возможно? Это похоже на то, как если бы вплоть до сегодняшнего дня он беззаботно преодолевал эти трудности, а сегодня совершенно неожиданно за­метил их и отрешенно спросил себя: «Да как же это возможно?» Этот вопрос мы задаем только тогда, когда сами факты ставят нас в тупик, когда что-то в них поражает нас своей нелепостью.

Как я понимаю что такое философия. Смотреть фото Как я понимаю что такое философия. Смотреть картинку Как я понимаю что такое философия. Картинка про Как я понимаю что такое философия. Фото Как я понимаю что такое философия

А не в том ли ответ, что то, что мистифицирует нас, кроется в именной форме слова «время»? Наличие понятия, воплощенного в форме имени существительного, почти неизбежно вынуждает нас об­ращаться к поиску того, именем чего оно является. Мы стремимся зафиксировать ускользающие оттенки с помощью неясности речи. Ошибочная аналогия, впитанная формами нашего языка, вызывает

умственный дискомфорт (а чувство дискомфорта глубоко, когда оно связано с языком). «Все звуки, все цвета. пробуждают неопределен­ные и тем не менее безошибочно узнаваемые эмоции или, как я пред­почитаю думать, освобождают в нас бестелесные силы, отзвуки ша­гов которых в наших сердцах мы называем эмоциями» (У.Б. Йейтс).

И тем не менее ответ прозаичен: спрашивайте, не что такое вре­мя, а как употребляется слово «время». Легче сказать, чем сделать; ибо, проясняя употребление языка, философ вновь подпадает под действие чар обыденного языка …

Теперь уже не столь парадоксальным выглядит тезис, что фило­соф, желая избавиться от вопроса, не должен делать одной вещи: да­вать ответ. На философский вопрос не дают ответа, его устраняют. В чем же состоит «устранение»? В том, чтобы сделать значения слов, используемых при постановке вопроса, столь ясными, что мы осво­бодились бы от чар, которыми он околдовывает нас. Путаница устра­няется напоминанием об употреблении языка, или о правилах, по­скольку его употребление может быть выражено в правилах. Стало быть, это было путаницей в употреблении языка или путаницей с правилами. Именно здесь встречаются философия и грамматика.

источник в языке или в чем-то еще.

3. Постижение [интуицию] нельзя выразить с помощью теоремы, и, следовательно, оно не может быть продемонстрировано [путем доказательства].

6. Существенное различие между философией и логикой состоит в том, что логика принуждает нас, тогда как философия оставляет нас свободными: в философской дискуссии мы продвигаемся шаг за ша­гом, чтобы изменить наш угол зрения, например чтобы перейти от одного способа постановки вопроса к другому, а это, вместе с нашим добровольным согласием, очень серьезно отличается от дедуцирова­ния теорем из данной совокупности посылок. Перефразируя Канто­ра, можно сказать: сущность философии состоит в ее свободе.

Существует точка зрения, согласно которой философия есть одно из проявлений интеллекта, а философские вопросы можно решить пу­тем аргументации, и решить убедительно, если только знать, как к ним ПОДСТУПИТЬСЯ. Но что мне представляется странным, так это то, что я не могут найти действительно добротной аргументации; и бо­лее того, только что рассмотренный пример заставляет усомниться, можно ли вообще найти какой-либо неопровержимый аргумент. Из этого затруднения я склонен сделать новый и в чем-то шокирующий вывод: дело безнадежно. Ни один философ никогда и ничего не до­казал. Сама эта претензия несостоятельна. Я должен просто сказать вот что. Философские аргументы не являются дедуктивными, следо­вательно, они не строги и потому ничего не доказывают. Тем не ме­нее они действенны.

Источник

Новое в блогах

Как я понимаю философию

Ещё никто и никогда не сформулировал безупречного, годного на все времена и всеми признанного определения философии. И это вполне естественно, поскольку с развитием общества и познания меняется предмет интересов философов.

Аристотель утверждал, что философия есть учение о первых началах и принципах мироздания и его познания. Оксфордский словарь 1994 года на стр. 256 утверждает: «философия – учение о наиболее общих абстрактных характеристиках мира и о категориях, на основе которых мы мыслим». Некоторые современники, подражая физикам, шутят: философия – это то, чем занимаются философы. Порой это проблемы, которые граничат с непознанным, не имеют решения или допускают альтернативные решения, которые невозможно выразить количественно и проверить на опыте. Это, разумеется, не даёт нам права уповать на метафизику. Мало того. Как только количественное решение становится возможным – проблема вообще перестаёт быть философской и становится научной.

В этом смысле философия похожа на короля Лира, раздающего своё царство дочерям – наукам и остающегося ни с чем. Философия НЕ является «наукой о наиболее общих законах развития природы общества и мышления», как писали в советских учебниках, по той простой причине, что таких законов нет: Природу изучают естественные науки, общество – комплекс общественных наук, мышление – психология, нейрофизиология, познание – эпистемология, формы мышления и проблемы научного познания изучает логика и методология науки…

Обходя наивное бытовое понимание философии как «разговор за жизнь» при отсутствии каких-либо профессиональных знаний, обходя бессмысленные шаманские заклинания, вроде того что философия есть стремление к Абсолюту и связана «с постижением умозрением сущности мира», обходя клерикализированных «философов», которые послушно отрекаются от рационального познания и отбрасывают философию к тем временам, когда философия была служанкой того или иного идеологического начальства, примем пока следующее рабочее определение:

Философия есть форма самопознания человечеством своей же культуры [1], смысложизненных проблем и ценностей на основе осмысления всех достигнутых человечеством знаний, что и позволяет искать ответы на вызовы истории и формировать предпосылки, теории и методологию познания и деятельности человека.

Ясно, что ни один человек не может осмыслить все знания. И предпосылки не приходят в философию из «царства абсолютов» или из словесных дискурсов мистиков. Они приходят из реальной земной жизни вида хомо-сапиенс, эволюционирующего в определённой физической и социальной среде, хотя и приобретают статус доопытных, внеэмпирических предпосылок. Некоторые философские категории являются трансцендентальными (но не трансцендентными), с их помощью субъект познания конституирует, организует свой опыт и своё восприятие мира. К ним относятся и категории кантовского «чистого разума» и такие категории как «вещи», «свойства» и «отношения», которые, как и все другие, сформировались в процессе развития человеческого познания и которые ни к какой исторически пройденной метафизике отношения не имеют.

На основе категорий «вещи», «свойства» и «отношения», а также категорий-операторов «определённое», «неопределённое» и «произвольное» советско-русско-украинским философом проф. А.И. Уёмовым (Одесса) и его учениками в конце 20 века была создана параметрическая общая теория систем, которая является формально-логическим аппаратом анализа любых объектов исследования, представленных в качестве системы. Здесь следует заметить, что мир не разделён единожды на системы и не-системы, любой объект можно в тех или иных отношениях представить как систему.

Иммануил Кант верно сказал: «Ненавидящего науку ради любви к одной мудрости называют мисологом. Мисология… возникает при отсутствии научных знаний и непременно связанного с этим своего рода тщеславием»[2]. Философию называют рефлексивным знанием, поскольку она является формой самопознания, знанием о знании. Философ, по словам Бертрана Рассела, подобен человеку, который, выглянув в форточку, пытается увидеть себя проходящим по улице.

Философия давно не является служанкой религии, хотя, похоже, некоторые авторы пытаются сегодня сделать её таковой в современной России. Но философия не является и служанкой любой идеологии или политики.

Только тот, кто не знаком с философией, может утверждать, что не наработаны целые пласты достоверного философского знания. Или что её предмет никогда не менялся, или что она занимается болтовнёй и пытается познавать нечто запредельное, как делали работники «Отдела недоступных проблем» НИИЧАВО (Научно-исследовательского института чародейства и волшебства) из весёлой «сказки для научных работников младшего возраста» А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу», которой я увлекался в детстве.

Философия развивается в единстве:

Онтологии как системном и категориальном осмыслении реальности, представленной различными науками, а не мистическими откровениями о «первосущностях» мироздания как думали об онтологии в древности,

Аксиологии – учении о нравственных и эстетических ценностях, которые создал и которыми руководствуется человек. Причем онтология всегда гносеологизирована, и наоборот. Оценочное влияние на них оказывает аксиология.

Основные разделы философии:

Логика, эпистемология, этика, политическая философия, метафизика (как история возникновения и исчезновения попыток выйти за пределы возможного для человека знания и опыта), философия религии (как осмысление социального феномена религии на основании знаний, полученных светской наукой – религиоведением. Не путать с религиозной философией, богословием и теологией). Отдельно можно рассмотреть современную философию: прагматизм, инструментализм, аналитическую философию от Рассела до Витгенштейна, экзистенциализм. Но все проблемы современной философии можно рассматривать и в основных разделах философии, названных выше.

[1] Лат. «cultura» – возделывание. Система развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, обуславливающих воспроизводство социальной жизни.

[2] И. Кант. Соч., М.: Чоро, 1994. Том 8, С.282.

Источник

Как я понимаю философию

Эссе по философии
Как я понимаю философию?

А задавались ли вы подобным вопросом? Наше мировоззрение словно очки, у кого-то черные, у кого-то розовые, у кого-то серые. Моё понимание довольно низменное и примитивное, ибо я человек! Я же понимаю философию как науку о виденье всего сущего в мире физическом и духовном, да! А именно как колодец всех знаний. Я считаю философию царицей наук, ибо все науки пришли из рассуждений, из «философствований», которые по моему мнению, являются основой понимания бытие. Наш мозг, является ничем иным как отражением вселенной её макетом, если его так можно назвать, а сознание как раз и есть бытие! Некий эфир мысли, который раскрывает секреты вселенной. Простыми словами, как говорили многие мыслители, что ответы сокрыты внутри нас. Мы не знаем сколько существует вселенная, мы даже не можем познать своим тщедушным мозгом, сколько существует вселенная, когда было начало всего, и что есть это «начало», тем более какой масштаб знаний и тайн хранит вселенная. Поэтому этот сложный процесс познания, это некая затяжная процедура знакомства с вселенной и её богатствами. Не мудрено! Мы тоже, когда знакомимся с людьми не сразу узнаем о них всю информацию. Вот и философия как неидеальный инструмент познания дана нам высшим разумом бытии для того, чтобы начать открывать двери познания. Философия во всех своих гранях как неисчерпаемый источник знания стремиться дать человеку, примитивному существу, определенное понимание вещей. Ведь есть такие вопросы на которые вам никто не даст ответа! Например, есть ли края вселенной – да? Тогда, что за ними? Если нет краев, тогда где края? Вот видите, мозг противоречив и рационален, он хочет ответа! И философия пытается, через мысль, через рассуждение, хотя бы попробовать дать мозгу то, что он хочет. Философия — это не наука о познании, это и правда, как много веков назад – «любовь к мудрости», мы стремимся дать ответы на все наши общечеловеческие вопросы, а также личные, например, что будет со мной после смерти, именно со мной, может мир мне уготовил иную судьбу или не будет ничего, хотя что это ничего? Вечная тьма или рай, или перемещение тело в другое тело, или… или… или… и так до бесконечности, и разум не даст вам покоя, а философия, хоть и не даст точного ответа, но хоть попытается немного помочь успокоиться нашему бренному телу в этом жестком материальном мире. Если вы меня спросите, все-таки философия — это ключ? Я отвечу нет! Это скорее отмычка – грубая и неидеальная, и только профессионал, через многие годы или даже века сможет открыть все двери во все комнаты, и он же задаст вопрос, это были все комнаты? А что же тогда за стенами…

Источник

Эссе на тему «Что такое философия и зачем она нужна?»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Эссе на тему «Что такое философия и зачем она нужна?»

Итак, что же такое ФИЛОСОФИЯ?

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой.

Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.

Роль философии в жизни общества.

Философия входит в жизнь человека очень рано, задолго до того, как сложится о ней самое первое, элементарное, представление, навеянное случайными встречами и знакомствами.Философия все свои проблемы черпает из жизни. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное. Философия существует на границе возможного и невозможного, раздвигая пределы научного и жизненного опыта в то или иную эпоху. В природе или культуре философию интересуют такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жизнедеятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, красоте и уродстве.Роль философии в жизни человека и общества в том, что она гармонично соединяет в себе достижения всех дисциплин и выстраивает систему нашего познания мира Философские воззрения изменяются в связи с открытием в области других знаний.

Философия является «связующим звеном», которое, пользуясь достижениями в отдельных областях, выстраивают определенную «картину мира».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *