Как я понимаю что такое педагогика и зачем нужно ее изучать
ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИКА И КАК ЕЕ ИЗУЧАТЬ?
Когда человек становится учителем самого себя, то уместно говорить о самообучении. Педагогика же это наука об обучении и воспитании других.
К основным понятиям этой науки следует отнести «воспитание», «образование», «обучение» и «учение», «знание», умение», «навык», методы», «приемы», принципы обучения» и т.д.
В понятие «воспитание» можно вкладывать разные смыслы. В широком смысле воспитание рассматривается как разностороннее влияние на учащихся (студентов) под воздействием которого происходит формирование и развитие личности.
Сюда включается влияние образа жизни в целом, целенаправленные действия воспитателей, непреднамеренные слияния окружающих, средств массовой коммуникации, литературы, театра, кино, телевидения, различных занятий в свободное и учебное время.
Воспитание же в узком смысле представляет собою целенаправленный процесс управления различными видами деятельности студентов, в результате которого происходит формирование необходимых и предусмотренных воспитателем качеств личности.
Но в любом случае целью воспитания будет являться подготовка человека не только к жизни в общем, но и подготовка к исполнению определенных социальных и профессиональных задач.
В процессе обучения происходит формирование профессионально значимых качеств личности, в то время как воспитание предусматривает обучение тем видам поведения, которые лежат в основе определенных черт личности.
В зависимости от объекта, на который направлена педагогика как наука, можно выделить общую педагогику, которая разрабатывает методы обучения и воспитания человека вообще. Далее, общая педагогика расчленяется на педагогику школы (средней, начальной, дошкольного образования и педагогику высшей школы).
Внутри этих подразделений можно выделить педагогику высшего медицинского образования, которая в настоящее время становится самостоятельной отраслью. Она существенно отличается от педагогики других видов высшего образования, например, юридического или технического.
Выделяется педагогика возрастная, педагогика профессионального образования. Особо рассматривается специальная педагогика, в состав которой могут входить педагогика глухонемых, слепых, логопедия и другие области.
Области педагогики, занятые изучением процесса обучения, называются дидактикой. Дидактика разрабатывает принципы и методы обучения, занимается проблемой определения содержания и целей обучения, способами достижения этих целей, вопросами применения конкретных методик и приемов использования, методам контролирования уровня усвоения учебного материала, структурированием содержания обучения, стимулированием учебной деятельности, использованием средств обучения (технические средства, теория учебника, учебного пособия, материалов для самостоятельной работы).
Но стоит помнить, что процесс воспитания происходит не только в семье и в школе, но осуществляется в окружающей социальной среде, в работе различных организаций. Эти процессы также изучает педагогика.
Надеемся мы дали вам достаточно общей информации. Все эти вводные данные о науке педагогика понадобятся вам, для того, чтобы лучше понимать наши следующие материалы о педагогике.
Сочинение-рассуждение: что такое педагогика в моем понимании?
сочинение по обществознанию
Если вам попадется в ОГЭ или ЕГЭ по обществознанию тема педагогов, то в этом случае Вам будет полезен пример сочинения ниже!
Что такое педагогика в моем понимании?
В первую очередь лично для меня педагогика — это умение правильно и точно преподнести материал для изучения при условиях, что к этому должен быть талант или же призвание. Да, я не считаю, что абсолютно каждый человек, выучившись, может спокойно заниматься такой наукой, как педагогика. У человека должно иметься много желания и стремления к работе с детьми. К сожалению, мне довольно часто встречались педагоги, которым не нравилась профессия, которую они выбрали. Либо это было слишком заметно, либо они сами напрямую выражали свое недовольство. И вот тут я подвожу черту к тому, что, помимо стремления и желания, человек должен любить свою профессию. А если он не в состоянии это сделать, то хотя бы не должен срываться на детях. Они не обязаны ежедневно выслушивать как преподаватель недоволен своей должностью в обществе.
Хочется отметить, что есть ряд качеств, о которых стоит помнить, когда речь заходит о педагогике и педагогах. К сожалению, всё чаще я, смотря новости по телевизору, прихожу в ужас от услышанного. В одной школе учитель довел ученика до самоубийства, другой угрожал родителям, третий шантажировал, вымогая деньги. По всему миру творятся ужасные вещи, на которые, мало кто обращает внимания. Так вот первое, о чем необходимо помнить, это профпригодность. Я считаю, что у людей, способные совершать подобные вещи, не всё в порядке с психикой. И мягко говоря, они не могут даже думать о том, чтоб работать с детьми. Перед тем, как поступить в учебное заведение для обучения педагогике, нужно в первую очередь проверять у людей их психику. Не знаю, делают ли это. Но если человека и проверяют с помощью какого-то теста, то вероятно, нужно это делать ответственнее, чем сейчас.
Вторым пунктом для меня является умение ладить с детьми. И я говорю не о том, чему могут научить, а о том, что это, опять же должно быть заложено природой. Если с самого детства или в юном возрасте ребёнку нравится приглядывать за детьми помладше, или же чему-то учить их, то тут, вне всяких сомнений человеку дано стать педагогом. И замечательно, если он сам этого желает.
Третьим пунктом является способность совладать со своими эмоциями. Возможно, это звучит странно, но для меня это важно. Бывало, что я встречала людей, которым нравилась профессия, которые очень любили детей, но увы, часто на них срывались, хотя позже жалели об этом. Как же мне хочется, чтоб люди помнили о том, что работают с детьми! С теми человечками, у которых только формируется психика, с теми, кто не заслуживает, чтоб на них кричали без причины. Особенно жаль, когда в группе детей есть один ребёнок, скажем так посложнее, и его поведение намного хуже, чем у других, и из-за одного такого ребёнка под «горячую руку» преподавателя попадают все остальные детишки.
И ещё, хотелось бы сказать о веще, которую я услышала совсем недавно. Преподаватель выразился примерно так «лучше я приду на работу и накричу на вас, нежели дома поссорюсь с мужем и детьми, и у нас появятся проблемы». Извините, с какой стати так должны делать? У меня не хватает слов выразить насколько это неправильно!
Четвёртым пунктом является умение найти индивидуальный подход к каждому ребёнку лично. Все дети, пусть и юны, но уже имеют свой определенный характер. И очень важно на этапе становления вложить в ребенка только хорошие качества. Не всегда получается достичь желаемого результата, но сдаваться не стоит никогда. В маленьком возрасте ребенок постоянно попадает под влияние. Это может быть влияние родителей, влияние
Так же, пожалуй, завершающим пунктом является то, что педагог помимо образования и воспитания, должен так же быть помощником, неким «сильным плечом» на которое с полной уверенностью можно было бы опереться вне всяких сомнений. Говоря о влияние, мне сразу вспомнилось то, что ребенок все познает впервые, чувствует много различных эмоций, некоторые их которых, могут и не понравиться ему, поэтому так важно обращать на ребенка как можно больше внимания и проявлять заботу по отношению к нему, ему это крайне необходимо.
Посмотрите другие сочинения-рассуждения для ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию:
[add_posts category=sochineniya-po-obshhestvoznaniyu show=30]
Зачем мне не педагогу изучать науку педагогику?
Педагогика в ряду других наук о воспитании и обучении
Педагогические науки исследуют вопросы об объекте и предмете педагогики, общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении педагогики как теории с педагогикой как практикой (Б. М. Бим-Бад).
Педагогика — одна из общественных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть её предметом является воспитание: как из ребёнка в ходе его общения и взаимодействия с общественными коллективами (семья, учебные, воспитательные, производственные, уличные сообщества и т.д.) складывается (воспитывается) личность — существо социальное, сознательно и ответственно относящееся к окружающему миру, преобразующее этот мир (начиная прежде всего с себя и своим примером). Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нём проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определённые изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика. Одно из практических направлений современной педагогики — неформальное образование.
Методология педагогики— система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.
Видео
Применение педагогических знаний
Использование знаний педагогического характера – это крайне полезный и эффективный навык для любого человека вообще, не говоря об учителях и педагогах. Обладая им, можно не только передать другому человеку то, что знаешь и умеешь сам, но и глубже понять психику и индивидуальные личностные особенности и окружающих и себя самого, улучшить коммуникативные навыки, закрепить собственный опыт и т.д.
Те же, для кого педагогическая деятельность является профессией и делом жизни, должны изучать педагогику, чтобы личностно и профессионально расти, выполнять свои задачи наиболее продуктивно, улучшать своими действиями образовательный процесс того учреждения, в котором работают. А если посмотреть на этот вопрос более масштабно, то чем больше в нашей стране будет профессиональных высококлассных педагогов, тем более развитым и образованным будет молодое поколение, будет больше специалистов, в детях, подростках и юношестве будет преобладать познавательный интерес и тяга к знаниям, стремление к саморазвитию и личностному росту, желание приносить пользу отдельным людям и обществу в целом, делать лучше и себя и окружающий мир.
Применение педагогических знаний, если оно будет осуществляться регулярно и систематически, сделает даже не имеющего опыт выпускника, получившего педагогическую специальность, настоящим профессионалом своего дела, педагогом, обладающим высоким уровнем подготовки, необходимыми профессиональными навыками и качествами, вызывающими уважение среди коллег и воспитанников. К тому же те преимущества, которые дают человеку педагогические знания, позволяют ему продуктивно применять свои умения и достигать успеха не только в профессиональной сфере деятельности, но и в любой другой сфере жизни, включая семейные и личные отношения.
Если вы учитесь на педагога, или даже являетесь педагогом со стажем, представленный в нашем курсе материал будет вам полезен – восполнит пробелы, ответит на какие-то вопросы, улучшит навыки, освежит в памяти информацию. Но не важно, являетесь вы педагогом или далеки от этой профессии, педагогические знания применяются вами в вашей жизни всегда. Когда вы общаетесь с друзьями и знакомыми, учите чему-то своих детей или посвящаете нового сотрудника в особенности его должностных обязанностей – в любой подобной ситуации вы обучаете, и очень важно помнить об этом. И если у вас есть стремление научиться эффективно воспитывать своего ребёнка, улучшить личные качества, чтобы стать более успешным в жизни и работе, раздвинуть свои персональные границы, дабы стать ещё более развитой личностью, педагогические навыки пойдут вам только на пользу. И обучиться им вы можете без проблем, даже не имея информационной базы.
Для чего нужна педагогика?
Как было уже сказано, педагогика нужна для воспитания. Человек в своей жизни проходит несколько стадий образования.
Первая стадия – это стадия предшкольная. Все мы когда-то были маленькими и многие даже не помнят этого, но это не означает, что на этом этапе мы не воспитывались. Данная стадия проходит в возрасте ребенка до 3-х лет.
Вторая стадия — формирование определенного сознания ребенка дошкольного возраста. Это самая важная стадия развития личности, т.к. в этот период формируются взгляды ребенка, от которых в дальнейшем зависят его психическое состояние, его мировоззрение и т.д.
Третья стадия – стадия школы. Тут очень важно не разрушить хрупкую пленку взглядов ребенка, на этой стадии нужно направить ребенка в нужное русло.
Продолжать можно бесконечно, т.к. в течение всей жизни мы пытаемся учиться и совершенствоваться. Даже взрослые люди, достигшие 50 лет, иногда поступают в институты, они идут в ногу со временем за новыми знаниями.
Цитаты известных людей о педагогике
На тему педагогики вообще и на тему педагога в частности можно найти немало интересных высказываний и афоризмов. Все их, конечно, мы перечислять не станем, но позволим себе привести несколько наиболее, на наш взгляд, интересных, чтобы вы могли получить дополнительный заряд мотивации и положительных эмоций, а также как бы из первых уст узнать о том, что же это означает – быть педагогом:
Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.
Константин Ушинский
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель.
Лев Толстой
Обучение, воздействуя на ум, чувства и волю, гармонически воспитывает целостного человека.
Адольф Дистервег
Ум без образования не более способен принести большой урожай, чем поле без обработки, каким бы оно ни было плодородным.
Цицерон
Пой учителю хвалу до скончанья века, Из тебя учитель твой сделал человека.
Восточная мудрость
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
Василий Ключевский
Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими.
Ральф Эмерсон
Обучать — значит вдвойне учиться.
Жозеф Жубер
Кто пренебрегает учёбой в юности, тот теряет прошлое и мертв для будущего.
Еврипид
А теперь предлагаем приступить к занятиям.
Желаем вам успеха в освоении навыка!
1 Педагогические теории →
Педагогика: основы дидактики
Каждый человек с момента своего рождения подпадает под влияние окружающих его людей: изначально это его родители и другие родственники, затем воспитатели в детском саду, учителя в школе и преподаватели в других учебных заведениях.
Изначально, ещё не обладая самосознанием и пониманием окружающей реальности, человек представляет собой «чистый лист», на котором можно писать всё что угодно. Но именно от того, что на этом листе будет написано, зависит вся жизнь человека в будущем: его успехи и неудачи, жизненная активность или пассивность, стремление и тяга к знаниям или нежелание узнавать что-либо новое вообще, развитие и совершенствование или топтание на одном месте. А это значит, что каждый, кто каким-то образом причастен к жизни другого в период его становления, должен обладать познаниями в области воспитания, обучения и развития. И если опустить тему воспитания как такового, то эти функции возложены, как правило, на учителей и педагогов. Именно тому, как обучать других людей, учит наука под названием «педагогика».
Педагогические знания с самого начала развития человечества обладали огромным значением. Ведь для того чтобы находить подход к ученикам, уметь донести до них суть обучения и получения образования, а также грамотно и качественно обучить какой-либо дисциплине и привить определённые навыки и умения, нужно уметь обучать, а этот процесс можно без обиняков назвать настоящим искусством. К тому же отличается он огромнейшим количеством своих специфических особенностей и нюансов.
Учитывая саму важность этого вопроса и для тех, кто обучает, и для тех, кто обучается, мы пришли к пониманию того, что просто обязаны посвятить один из курсов нашего интеллектуального клуба педагогике, введение к которому, собственно говоря, вы и имеете возможность читать в настоящий момент.
В курсе «Педагогика: Основы дидактики» мы поговорим о том, что такое педагогика и дидактика, рассмотрим основы педагогики и дидактики, общие принципы, закономерности, цели и задачи этих дисциплин. Беря во внимание то, что для становления педагогической науки неоценимое значение имела теория педагогики Яна Амоса Коменского, мы рассмотрим и её в рамках его труда «Великая дидактика». Кроме того, в курсе будет рассмотрена и тема взаимосвязи педагогики с психологической наукой: важные составляющие психологии учащихся, психологические основы обучения, а также психологические принципы эффективного обучения. Естественно, мы не могли не сказать и о традиционных и современных методах обучения – о них и о многом другом вы узнаете из представленного курса уроков. А по окончании курса вам будут предложены дополнительные материалы для изучения – список лучших книг и учебников по педагогике и дидактике.
Оглавление:
Что такое педагогика?
С древнегреческого языка термин «педагогика» переводится как искусство воспитания. В настоящее же время педагогика понимается как наука о воспитании и обучении человека.
Если же привести более точную формулировку, то можно сказать, что:
Педагогика – это социальная наука, изучающая организованную систематическую и целенаправленную деятельность по формированию личности человека; наука, изучающая содержание, формы и методы воспитания, обучения и образования, а также процесс передачи опыта ученику педагогом.
Становление педагогики как науки идёт вместе с развитием человечества, т.к. сама педагогическая мысль зародилась ещё в философии и теологии эпохи Древнего мира. Однако из системы философских знаний педагогика была вычленена только в начале XVII столетия Фрэнсисом Бэконом – английским философом. Позже её закрепили труды чешского педагога Яна Коменского. На данный момент времени педагогика представляет собой многоотраслевую науку, которая функционирует и развивается, взаимодействуя с другими науками.
Как и любое научное направление, педагогика имеет свой предмет, объект, методологию и задачи:
Предмет педагогики состоит в целостном педагогическом процессе направленного развития и формирования личности человека, обусловленного его воспитанием, обучением и образованием.
Объект педагогики состоит в воспитании как целенаправленно и сознательно осуществляемом процессе. В роли объекта могут выступать явления действительности, обусловленные целенаправленной деятельностью социума. Такие явления называются образованием – частью объективного мира, изучаемого педагогикой.
Методология педагогики является системой знаний о структуре и основаниях педагогической теории, способах поиска знаний и принципах педагогического подхода, которые отражают педагогическую действительность, а также системой деятельности по получению знаний и обоснованию способов, логики, программ и качества исследовательской деятельности.
Задачи педагогики как научного направления состоят в следующем:
Очевидно, что педагогика является сложной и разносторонней наукой, и изучает довольно широкий спектр областей человеческой жизнедеятельности. Но в нашем курсе мы не станем затрагивать такие темы как воспитание или, например, самостоятельное обучение, т.к. для их изучения вы можете пройти отдельные тренинги на нашем сайте, а направим основные усилия на исследование именно обучения – передачу знаний от педагога к учащемуся.
Применение педагогических знаний
Использование знаний педагогического характера – это крайне полезный и эффективный навык для любого человека вообще, не говоря об учителях и педагогах. Обладая им, можно не только передать другому человеку то, что знаешь и умеешь сам, но и глубже понять психику и индивидуальные личностные особенности и окружающих и себя самого, улучшить коммуникативные навыки, закрепить собственный опыт и т.д.
Те же, для кого педагогическая деятельность является профессией и делом жизни, должны изучать педагогику, чтобы личностно и профессионально расти, выполнять свои задачи наиболее продуктивно, улучшать своими действиями образовательный процесс того учреждения, в котором работают. А если посмотреть на этот вопрос более масштабно, то чем больше в нашей стране будет профессиональных высококлассных педагогов, тем более развитым и образованным будет молодое поколение, будет больше специалистов, в детях, подростках и юношестве будет преобладать познавательный интерес и тяга к знаниям, стремление к саморазвитию и личностному росту, желание приносить пользу отдельным людям и обществу в целом, делать лучше и себя и окружающий мир.
Применение педагогических знаний, если оно будет осуществляться регулярно и систематически, сделает даже не имеющего опыт выпускника, получившего педагогическую специальность, настоящим профессионалом своего дела, педагогом, обладающим высоким уровнем подготовки, необходимыми профессиональными навыками и качествами, вызывающими уважение среди коллег и воспитанников. К тому же те преимущества, которые дают человеку педагогические знания, позволяют ему продуктивно применять свои умения и достигать успеха не только в профессиональной сфере деятельности, но и в любой другой сфере жизни, включая семейные и личные отношения.
Если вы учитесь на педагога, или даже являетесь педагогом со стажем, представленный в нашем курсе материал будет вам полезен – восполнит пробелы, ответит на какие-то вопросы, улучшит навыки, освежит в памяти информацию. Но не важно, являетесь вы педагогом или далеки от этой профессии, педагогические знания применяются вами в вашей жизни всегда. Когда вы общаетесь с друзьями и знакомыми, учите чему-то своих детей или посвящаете нового сотрудника в особенности его должностных обязанностей – в любой подобной ситуации вы обучаете, и очень важно помнить об этом. И если у вас есть стремление научиться эффективно воспитывать своего ребёнка, улучшить личные качества, чтобы стать более успешным в жизни и работе, раздвинуть свои персональные границы, дабы стать ещё более развитой личностью, педагогические навыки пойдут вам только на пользу. И обучиться им вы можете без проблем, даже не имея информационной базы.
Как этому научиться?
Педагогических знаний и навыков, как, впрочем, и любых других, у человека нет на момент его рождения. Любые данные и умения появляются у него по мере его взросления, вместе с опытом, который он получает в процессе жизни. Но, как вы, конечно же, знаете, у всех людей есть генетически обусловленные предрасположенности к чему-либо. Так, у некоторых имеется предрасположенность к продуктивному взаимодействию с окружающими и передаче им того, что они сами знают и умеют. Люди этой категории уже с малых лет и сами начинают максимально познавать окружающую их действительность, и помогают это делать другим. Впоследствии они выбирают для себя специальности, связанные с педагогикой, успешно обучаются и становятся преподавателями.
Однако и тех, у кого такой предрасположенности нет, со счетов сбрасывать ни в коем случае нельзя, просто для успеха в выбранной области им приходится предпринимать на порядок больше усилий и стараний. Важно просто понимать, что человек способен изучить и овладеть абсолютно всем, что его интересует, в том числе и знаниями и навыками в области педагогической науки. Можно, естественно, пойти в университет и даже получить второе или третье высшее образование, если первое не является соответствующим это сфере, а можно и самостоятельно изучить представленную область, для чего и создан наш курс.
При изучении педагогики по нашему курсу (и вообще) важно учитывать два аспекта – теоретический и практический:
Невзирая на важность практической части, множество людей усваивают теорию, причём делать они этого могут так успешно, что и равных им в познаниях просто не найти, но вот до практики дело так и не доходит, что и является причиной бесполезности знаний. Но точно так же, как практика невозможна без теории (ведь практиковать просто будет нечего), несостоятельна и теория без практики (она остаётся просто чем-то прочитанным и заученным). Виной отказа от практической деятельности могут быть обе стороны: и составители материала, и изучающие этот материал. В первом случае теоретические основы могут быть составлены так, что читатель просто не понимает, как их применять, а во втором может играть роль лень, отсутствие интереса и мотивации. И если на вашу мотивацию, интерес и желание заниматься и работать мы никак не можем повлиять, кроме того как порекомендовать изучить отдельные разделы нашего сайта, например, этот и этот, то при составлении курса мы постарались сделать всё возможное, чтобы теория не показалась слишком скучной и трудной для усвоения.
В дополнение к грамотно составленной теоретической базе мы постарались максимально адаптировать материал к применению на практике. Важно лишь отметить, что разделы педагогики довольно сложно снабжать примерами и конкретными указаниями, по причине чего мы постарались преподнести теорию таким образом, чтобы уже из неё было понятно, что нужно делать, какие принципы и закономерности учитывать и какие методы и приёмы использовать в своей деятельности. Но, конечно же, в тренинге есть и примеры, и конкретные рекомендации и советы, дополняющие собой теоретическую часть.
Хотите проверить свои знания?
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Уроки по педагогике
После довольно серьёзного с нашей стороны изучения источников информации на тему педагогики, а также после отбора наиболее важного из них и адаптации полученного материала к продуктивному освоению и практическому применению, мы разработали шесть уроков по педагогике, из которых вы узнаете о традиционных идеях, современных веяниях, методах, принципах, целях и задачах педагогической науки и т.д.
Представим небольшой обзор каждого из уроков.
Урок 1. От великой дидактики до современных теорий
Педагогика представляет собой одну из сложнейших наук, и состоит она из нескольких относительно самостоятельных направлений. Все они изучают педагогический процесс со своих точек зрения и исследуют отдельные секторы педагогической действительности. И в самую первую очередь в педагогике выделяется дисциплина, называемая дидактикой. Дидактика рассматривает, главным образом, теоретическую сторону обучения: его движущие силы, логику, структуру и функции. Дидактика является одним из самых «старых» в педагогике направлений и на настоящее время успела пройти очень большой путь.
Первый урок посвящён рассмотрению дидактики, её становлению и трансформации. Вы познакомитесь с самим понятием дидактики, личностью её создателя – Яна Амоса Коменского и его идеями относительно педагогики. Также мы поговорим о его разделении взросления человека на этапы, педагогической системе и дидактических принципах. Последние разделы посвящены трансформации учения Коменского и современным теориям образования.
Урок 2. Основные принципы дидактики
Воззрения Яна Коменского стали основой всей современной системы образования, и ведя разговор о педагогике, было бы непозволительным не рассказать в подробностях о дидактических принципах, сформулированных этим человеком. В первом уроке они были затронуты лишь в общих чертах для ознакомления, а во втором о них рассказывается уже более подробно.
В данном уроке будут рассмотрены такие принципы как принцип научности, принцип доступности, принцип целенаправленности, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности, принцип связи обучения с жизнью, принцип сознательности и активности, принцип прочности и принцип воспитания и развития. В заключение будут даны некоторые основные моменты главного труда Яна Коменского «Великая дидактика».
Урок 3. Психология и педагогика. Принципы эффективного обучения
Свой тернистый путь педагогическая наука проходила вместе с психологией, ведь в педагогическом процессе – процессе взаимодействия учителя и ученика никак нельзя не учитывать психологические особенности как личности участвующих в нём людей, так и самого этого процесса. Непрерывная связь педагогики и психологии привела, в конечном счёте, к появлению нового научного направления – психологии образования или психологической педагогики.
Третий урок является ещё более интересным, т.к. в нём рассказывается о связи педагогики и психологии и самой психологии образования. Также мы отдельно поговорим о психологических основах обучения и представим вашему вниманию десять принципов эффективного обучения и развития, которые любой педагог сможет без каких бы то ни было затруднений применить в своей деятельности.
Урок 4. Традиционные методы обучения
Никакое обучение априори невозможно без методологии, ведь реализуется оно именно посредством них. И за множество десятилетий образовательная система сумела выработать и отточить до блеска эти методы. В настоящее время их называют традиционными, т.к. педагогическая деятельность образовательных учреждений построена на них. А эффективность традиционных методов обучения проверена на практике тысячами преподавателей.
В четвёртом уроке нашего курса мы рассмотрим такие методы обучения как лекция, рассказ, беседа, объяснение, учебная дискуссия, работа с книгой, демонстрация, упражнения, взаимообучение, лабораторная, практическая и самостоятельная работы. Помимо общего описания этих методов будут рассмотрены некоторые их разновидности и условия наибольшей эффективности в применении.
Урок 5. Современные методы обучения
Человечество не стоит и на месте, и вместе с ним развиваются абсолютно все области его деятельности: технологии, наука, медицина, промышленность, экономика и, конечно же, образовательная система. Меняется менталитет, социальные устои и нормы, взгляды людей на жизнь, а вместе с ними и взгляды на образование. То, что было эффективно и актуально те же 10-15 лет назад, сегодня уже не считается таковым. Если же оно таковым и остаётся, то в дополнение к нему появляются инновации.
Пятый урок продолжает тему методов обучения, однако рассматриваются в нём уже другие методы – современные – методы, которые только начинают находить своё применение в образовательно-воспитательной деятельности. Из этого урока вы узнаете о семинарах, тренингах, модульном и дистанционном обучении, ценностной ориентировке, методе кейс-стади, коучинге, ролевых и деловых играх, креативных группах, мифологемах и ряде других современных методов обучения. В процессе рассмотрения данных методов будут даны их определения и указаны основные преимущества и недостатки.
Урок 6. Педагогические методы воздействия на личность учащихся и методы оценки знаний
Любой педагог должен осознавать, что эффективность педагогического процесса зависит не только от того, насколько хорошо он разбирается в преподаваемой им дисциплине и как хорошо умеет учить других, но ещё и от того, как именно он взаимодействует с учащимися, а точнее: какие методы применяет для воздействия на них. Очень важно, чтобы преподаватель умел стимулировать учащихся к познавательной деятельности и всячески способствовал повышению их успеваемости.
В заключительном уроке тренинга мы поговорим о педагогических методах воздействия на личность учащихся: убеждении, упражнении и приучении, обучении и стимулировании; раскроем основные их характеристики и разновидности. Кроме этого, отдельный раздел урока посвящён традиционным и современным методам оценки знаний: наблюдению, опросам, контрольным работам, рейтингам, тестированию и другим. Вы узнаете о том, когда эти методы наиболее эффективны и какое воздействие оказывают на личность учащихся.
Как проходить занятия?
Как мы уже упоминали, учитывая всю сложность и специфику представленной темы, мы постарались составить материал таким образом, чтобы его теоретические основы были максимально адаптированы для усвоения и применения на практике. Но наше дело – предоставить вам, так сказать, пищу для ума, и вооружить знаниями, а что с этими знаниями будете делать вы – это уже вопрос вашего собственного выбора. Но хотим всё же ещё раз напомнить, что без практического применения всё, что вы узнаете из этого или какого бы то ни было другого тренинга, так и останется всего лишь составляющей багажа ваших знаний. По этой причине мы настоятельно рекомендуем вам спланировать и систематизировать свои занятия.
Изучение имеющихся уроков мы советуем разбить на несколько временных промежутков. Например, вы можете сделать такой план: один день вы уделяете изучению одного урока, второй день перечитываете материал и делаете конспект, а на третий день стараетесь применить знания в реальных условиях. По большому счёту это обычная схема, которую мы предлагаем свои читателям и членам нашего интеллектуального клуба. Но ещё раз повторимся: учитывая специфику рассматриваемой темы и, как следствие, специфику тренинга, применить знания на практике может получиться не всегда. Поэтому мы советуем либо посвятить тот же третий день самопроверке (прочтению конспекта, восстановлению в памяти знаний и сверке их с материалом курса), либо изучению дополнительных материалов, к примеру, расшифровке незнакомых терминов и понятий или углублённому изучению заинтересовавшего раздела. Хотя применять педагогические знания очень просто даже при обычном ежедневном общении с родными, друзьями или коллегами.
После одного для перерыва между уроками можно переходить к новому уроку. В итоге на прохождение всего курса у вас уйдёт примерно три недели. Естественно, это не ультиматум, и при желании вы можете составить свой индивидуальный график, соответствующий вашим индивидуальным предпочтениям и/или графику работы/учёбы.
Дополнительные материалы
В разделе, посвящённом дополнительным материалам, вы найдёте небольшой список одних из самых популярных на сегодняшний день книг и учебников по педагогике и дидактике. Всего нами рассмотрено несколько книг, однако все они содержат в себе бесценный кладезь как теоретической, так и практической информации на тему педагогики и образования. Авторами этих книг являются специалисты в области педагогики и психологии, доктора наук, доценты и профессора с огромным опытом работы, а также авторы сотен статей и десятков книг в педагогической области.
Цитаты известных людей о педагогике
На тему педагогики вообще и на тему педагога в частности можно найти немало интересных высказываний и афоризмов. Все их, конечно, мы перечислять не станем, но позволим себе привести несколько наиболее, на наш взгляд, интересных, чтобы вы могли получить дополнительный заряд мотивации и положительных эмоций, а также как бы из первых уст узнать о том, что же это означает – быть педагогом:
Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.
Константин Ушинский
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель.
Лев Толстой
Обучение, воздействуя на ум, чувства и волю, гармонически воспитывает целостного человека.
Адольф Дистервег
Ум без образования не более способен принести большой урожай, чем поле без обработки, каким бы оно ни было плодородным.
Цицерон
Пой учителю хвалу до скончанья века,
Из тебя учитель твой сделал человека.
Восточная мудрость
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
Василий Ключевский
Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими.
Ральф Эмерсон
Жозеф Жубер
Кто пренебрегает учёбой в юности, тот теряет прошлое и мертв для будущего.
Еврипид
А теперь предлагаем приступить к занятиям.
Желаем вам успеха в освоении навыка!