Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным

Что создал бог Сварог

Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть картинку Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Картинка про Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным

По литературному чтению

Что создал бог Сварог

Всесильный бог Сварог по прозванью Небесный создал три царства-Небеса. Землю. Подземный мир.

Небеса разделил он два неба. Первое небо-владения самого Сварога. Там хранятся запасы всей воды земной. Второе небо-твёрдый синий купол. который опирается на края Земли.

Вздумал Сварог напоить Землю, наполнить водой моря синие, реки быстрые. Ключи чистые. Превратил он облака летучие в быстрокрылых птиц и повелел им разносить воду в русла рек и впадины морей. Ожила, зацвела Земля.

А неутомимый бог Сварог сотворил ещё и прекрасную заоблачную страну Ирий-сад. И растёт там Древо жизни, соединяющее небо, землю и под-земный мир. Корни его уходят глубоко в подземное царство, где обитают предки наши.

Выросло Древо жизни из семени железного дуба, в котором заключены все земные стихии-вода. Огоны и воздух.

Ствол стремится к небу. Роятся в дупле пчёлы, что собирают медовую влагу-росу утреннюю и вечернюю. А крона Древа жизни упирается в небо. Гнездятся там птицы разные-и сокол быстрый. И соловей голосистый, и Див, что ведает судьбу человеческую.

С одной строны могучего дерева восходит солнце красное, а с другой-светит месяц ясный. Живут в пышной кроне четыре ветра. Ветры Восточный и Полуденный, Западный и Полуночный приносят на землю четыре времени года-весну, лето, осень и зиму.

Окружил СМварог прекрасную страну Ирий-сад необъятный водой. Что зовётся Океан-море. Ни выпить его, ни вычерпать, ни переплыть, потому что все реки в него вливаются, все моря собираются. И живут в синем Океан-море чудо-юдо рыба кит, и русалки зеленовласые, и царь Морской и вояной с клюкой.

В самой серёдке Океан-моря лежит остров Буян. Устал могучий бог Сварог и удалился на этот остров под дуб высокий, Древо жизни. Отдыхает древний бог, седой, словно окутанный метелью. Разметались облачные кудри, белым-бела борода.

Как в этом тексте представлено устройство мироздания: делится ли оно на Верхний, Средний, Нижний миры? ДА или НЕТ? Обведи нужное. Если Да, подчерки строчки. Подтверждающие твой ответ. Одной чертой.

Голубым карандашом обведи те строчки. В которых говорится о Верхнем мире, жёлтым-строчки, описывающие Средний мир. А простым карандашом-строчки, рассказывающие о Нижнем мире.

Из каких строчек видно, как соединены все три мира между собой? Подчеркни эти строчки волнистой линией. Какие существа представляют Верхний мир? Напиши: ______________________________________________________________________________________

Какие существа представляют Нижний мир? Напиши: _______________________________________

Найди строчки, из которых что в Древе жизни объединено всё. Что определяет жизнь природы и людей: а) природные стихии. б) стороны света, в) времена года г) времена суток. Закрась нужные слова и выражения жёлтым карандашом и поставь напротив на полях соответствующую букву. Дерево какой породы представляет Древо жизни в этом сказании? Напиши: ________________________________________________________

Из каких строчек понятно, что Древо жизни находится в центре мира? Подчеркни эти строчки пунктиром. Как с точки зрения древних представлений о мире можно по-другому назвать Древо жизни? Напиши: ________________________________________________________________________

Если затрудняешься, посмотри в учебнике. Какие деревья чаще всего являются волшебными в русских народных сказках. В легендах и сказках других народов? Напиши: __________________________________________________________________________________

Из каких строчек видно, что Сварог в славянских легендах не только создал мир (небо. Землю реки, моря и др.). но и сам является частью природы? Закрась эти строчки голубым карандашом.

Административная контрольная работа

По литературному чтению

1. Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький

— Дочка, дочка!-говорила мать.-Мы пойдём на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.

Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках.

Пришла девочка, глядь-братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда-нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери,-братец не откликнулся! Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за тёмным лесом.

2. Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли её братца, бросилась их догонять. Бежала, бежала, стоит печка.

— Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?

— Съешь моего ржаного пирожка-скажу.

— О, у моего батюшки пшеничные не едятся!

Побежала дальше, яблонь.

— Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели?

— Съешь моего лесного яблока-скажу.

— О, у моего батюшки и садовые не едятся!

Побежала дальше, стоит молочная речка, кисельные берега.

— Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели?

— Съешь моего простого киселика с молоком,- скажу.

— О, у моего батюшки и сливочки не едятся!

И долго бы ей бегать по полям да бродить по лесу, да, к счастью, попался еж; хотела она его толкнуть, побоялась наколоться и спрашивает:

-Ёжик, ёжик, не видал ли, куда гуси полетели?

3. Побежала-стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками, Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла; а гуси за нею в погоню ледят; нагонят злодеи, куда деваться? Бежит молочная речка, кисельные берега.

— Речка-матушка, спрячь меня!

— Съешь моего киселика!

Нечего делать, съела. Речка её посадила под бережок, гуси пролетели. Вышла она, сказала: «Спасибо!»- и опять бежит с братцем; а гуси воротились. летят навстречу. Что делать? Беда! Стоит яблонь.

— Съешь моё лесное яблочко!

— Сударыня печка, спрячь меня!

— Съешь моего ржаного пирожка!

Девушка поскорей пирожок в рот, а сама в печь, села в устьецо. Гуси полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели.

А она прибежала домой, да хорошо ещё, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.

Что в этой сказке является волшебным миром: «чистое поле», «тёмный лес»? Нужное подчерки.

Есть ли здесь животное-помощник? ДА или НЕТ? Обведи нужное. Если ДА, то напиши, кто это:

По законам волшебной сказки, смогла бы девочка сама, без волшебной помощи, убежать от гусей-лебедей? ДА или НЕТ? Обведи нужное.

Кто помог девочке? Напиши:___________________________________________________

Кто из этих помощников является представителем природных стихий-воды и огня? Подчерки в тексте их названия.

Найди во 2-й части сказки все обращения.

Обведи их голубым карандашом.

Найди в 3-й части сказки все обращения и закрась их жёлтым карандашом.

Какие обращения показывают, что девочка понимает волшебное происхождение речки, яблони печки, их связь с прародителями, с тотемом: а) обращения во 2-й части сказки; б) обращения в 3-й части сказки? Обведи нужную букву. Какие слова в этих обращениях подсказали тебе ответ? Напиши: _____________________________________________________________

Где побывала девочка, прежде чем научилась правильно разговаривать с представителями волшебного мира? Напиши:______________________________________________________

Какая деталь указывает на то, что избушка бабы яги связана с тотемным животным? Обведи нужные слова в тексте голубым карандашом и поставь напротив на полях галочку.

Какие волшебные предметы находятся внутри избушки? Обведи нужные слова в тексте жёлтым карандашом и поставь напротив на полях галочку.

Найди в учебнике характеристики героя волшебной сказки.

Героиня сказки «Гуси-лебеди» обладает какой-либо из них? ДА или НЕТ? Обведи нужное. Если ДА, то напиши какой:_____________________________________________

Источник

Опыт №32: Программирование детей: пример из учебника

Хочешь победить врага — воспитай его детей.
(Восточная мудрость)

Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть картинку Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Картинка про Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемнымОднажды ко мне подошла дочь и спросила: папа, а что такое то-тем?

— Ну, это какое-либо животное, которому поклонялись индейцы. У каждого племени был свой тотем.Одно племя поклонялось, например, лошади, другое медведю, третье волку и так далее. А где ты это взяла?

— Из домашнего задания по литературе.

Тут у меня челюсть немного приотвисла. Зная, что в области образования у нас происходит нечто нелепое, я насторожился. Вроде бы творчество индейцев мы в четвёртом классе не изучали. Да и сами индейцы вроде бы книг не писали.

Ради интереса беру учебник… да какой там учебник — журнал в мягкой обложке, называемый «О.В.Малаховская, Н.А.Чуракова. Литературное чтение. Тетрадь для самостоятельной работы №1. 4 класс.»

Оказывается, это из вопросов к сказке «Гуси-Лебеди» в пересказе Александра Николаевича Афанасьева. Думаю, что многие читали эту сказку, поэтому Вас позабавят вопросы, на которые должен ответить ребёнок в ходе самостоятельной работы над ней. Лично меня они поставили в тупик.

1. «Что в этой сказке является волшебным миром: «чистое поле», «тёмный лес»? Нужное подчеркни.»

По-моему тут понятия равнозначны, нужно либо подчёркивать всё, либо ничего. Поскольку это сказка, то, видимо, нужно подчеркнуть всё. А может нет, ведь написано: «нужное подчеркни». Нужное кому? Девочке? Мне?

Ребёнок, пытающийся думать, получает разрыв мозга сразу, на первом же вопросе. В результате у детей гарантировано начинает проявлятся отторжение внимания от учебного процесса. Раз понять это невозможно, то и не нужно, придётся лишь имитировать желание что-то изучать, а на самом деле угадывать и повторять мнение педагогов, что само по себе скучное занятие, поэтому желания ходить в школу у детей, учащихся по таким учебникам, не будет.

Мы так и не выбрали правильного ответа, поэтому подчёркиваем наугад.

2. «Есть ли здесь животное-помощник?»

Вопрос для дебилов. Тут мы справились.

Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть картинку Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Картинка про Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным3. «Кто помог девочке?»

Возникает уточняющий вопрос: когда помог? Та же печка вначале не помогла, а потом помогла. Что делать? Куда бежать? Опять разрыв мозга? Что ж, ребёнок угадывает мнение педагогов — пишет: «яблоня, печка, река».

4. «Кто из этих помощников является представителем природных стихий — воды и огня?»

Ответ на этот вопрос вытекает из предъидущего, поэтому на него также нельзя ответить правильно и не только по этой причине.
По намёкам авторов учебника получается, что это речка и печка. Однако, печка сделана из глины и песка, может она представитель земли? Речка также имеет берега и дно. А вот для яблони видимо у авторов стихии не нашлось, как жалко!
То есть мы видим, что подобными нелепыми вопросами миропонимание ребёнка сильно сужается. Вместо рассмотрения главных героев во всей полноте, вешаются какие-то нелепые штампы типа «представитель стихии».

В очередной раз от ребёнка требуется ради «правильного» ответа пренебречь своими знаниями об окружающем мире и солгать, следуя авторитетной логике создателей учебника.

И вот, наконец, гвоздь программы!

5. «Какие обращения показывают, что девочка понимает волшебное происхождение речки, яблони, печки, их связь с прародителями, с тотемом: а) обращения в первой части сказки; б) обращения во второй части сказки. Обведи нужную букву. Какие слова в обращении подсказали тебе ответ?»

Ну, во-первых здесь забыли про «волшебное происхождение» ёжика, который тоже разговаривает!

И, вообще, если это сказка, то, наверное, всё должно быть волшебное, всё тут может разговаривать. Вопрос понимает ли это девочка, которая сама есть персонаж сказки, абсолютно нелепый. На чём авторы хотели здесь акцентировать внимание ребёнка? Скорее на нелепости, которая вызовет опять же отторжение интереса к обучению.

В нашем реальном мире многие тоже разговаривают с неодушевлёнными предметами, они, что тоже понимают их «волшебное происхождение»?

Рассматривая пятый вопрос далее, оказывается, что, по логике авторов, прародители девочки — речка и яблоня, потому как она называет их речка-матушка и яблонь-матушка! Нееет, не из уважения, просто это такая фантастическая родня!

Мало того, как видите, у девочки есть тотем! Может быть Малаховская и Чуракова приняли её за девочку из племени ирокезов?
Или авторы учебника хотели этим внедрить в сознание детей, что русские люди имеют культуру тождественную культуре американских индейцев и нас ожидает судьба этих несчастных людей? Разве понятие тотем является частью русской культуры?

Осталось добавить, что благородные европейцы нас, диких и необразованных окультурили, создали нам государственность, в которой мы, якобы, так и остались племенами! Что ж, мысль далеко не новая, ещё великий Ломоносов развенчивал вредоносную ложь таких вот «авторов». Теперь они стали умнее и вкручивают эти мысли более незаметным образом, так, как будто наши дети сами доходят до этого.

Создаётся впечатление, что кто-то очень желает, чтобы школьники постоянно ощущали навязанную им ущербность от осознания себя русскими людьми, что является одной из целей информационной войны, развязанной против России.

Далее просто смешно.

Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть картинку Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Картинка про Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным6. «Где побывала девочка прежде чем научилась правильно разговаривать с представителями волшебного мира?»

Ну как можно ответить на этот вопрос? В лесу? В степи? В поле? В избушке? В Академии Правильного Общения с Волшебным Миром? Этот вопрос я бы посоветовал взять Михаилу Задорнову для его выступлений.

7. «Какая деталь указывает на то, что избушка Бабы-Яги связана с тотемным животным?»

Почему бы не поставить вопрос по другому: какая деталь указывает на то, что герб США связан с тотемным животным? Этот вопрос более логичен, поскольку США находятся на территории бывших индейских владений, хотя он будет также далёк от смысла сказки Гуси-Лебеди.

Сказка же говорит о духовном преображении девочки, которая поднялась ещё на одну ступеньку восхождения к человечности.

В начале сказки она эгоистична — ради развлечений, пренебрегает указаниями родителей и, поэтому, теряет брата. Но совесть и страх наказания заставляют её отправиться на поиски, в ходе которых, эгоизм также мешает девочке. Отказываясь помочь другим, она сама остаётся без помощи.

Но благая цель всё равно находит добровольного помощника в лице ёжика и мышки (мышка есть только в пересказе А.Н.Толстого). После удачного побега из избушки Бабы-Яги нравственность девочки меняется, под давлением обстоятельств она понимает, что они с братом спасутся, если помогут другим.

Анализ вопросов показал, что их задача состояла в том, чтобы увести детей подальше от понимания смысла сказки, чтобы они потеряли к ней интерес и забыли, как полнейшую нелепицу. То есть, чтобы нравственное развитие ребёнка оставалось в первоначальном состоянии, что неизбежно ведёт к его деградации.

Вторая задача: дети не должны мыслить самостоятельно. Если их опыт противоречит смыслу излагаемого авторами, они должны принимать то, что им навязыватся сверху. Это задача формирования биороботов-зомби, мыслящих навязанными штампами. Что из этого получается, мы видим на примере «Укрианы» и общественности западных стран, понимающей события так, как об этом показано по телевидению, несмотря на противоречие здравому смыслу.

Третья задача: обеспечить неприязнь ко всему русскому для постепенного, из поколения в поколение, уничтожение всей русской культуры.

С точки зрения ЭТИХ задач вопросы составлены идеально, в совокупности они представляют собой акт агрессии первого-третьего приоритетов обобщённых средств управления/оружия: мировоззренческого, фактологического, идеологического.

Отсюда возникает закономерный вопрос: а на каком основании наши дети учат русскую литературу по данному учебнику? Об этом в следующей статье.

4 comments to Опыт №32: Программирование детей: пример из учебника

Всё так, Лёха. Меня давно уже ставят в тупик задачки, которые задают моей доче, которая только в 3-й класс пойдёт. А что собсно с образованием у нас не правильно было, если его надо НАСТОЛЬКО менять? Мы — вроде грамотные, много россиян работает за границей-уникальные инженеры, программисты и т.п. А с таким образованием я даже не представляю что это будет за поколение.

У нас в этой ситуации есть сильные стороны всё же. Наши дети пока возвращаются к НАМ домой, где мы с ними можем общаться. Правда и тут по разным причинам нас пытаются оторвать друг от друга. Об этом отдельная тема. Ну а те, кто уже запрограммирован, ничего не поделаешь, может дойдут до правды сами, набив себе шишек.

Во всём поддерживаю автора статьи. Презираю подобных чураковых, алчные и тщеславные людишки. Им плевать на литературу и детей, это просто их бизнес. Но есть в этом и хорошее. Благодаря таким учебникам мы всегда начеку, и не позволяете своему ребёнку отупляться. Главное, быть ближе к своему чаду.

Проблема в том, что большинство родителей днём заняты зарабатыванием денег, вечером едут домой, отдыхают, и снова на работу. На детей (у большинства) сил не остаётся.

Источник

Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным

Баба-Яга
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть картинку Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Картинка про Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным
Виктор Васнецов. «Баба-Яга»

Баба, распространённое древнеславянское указание на женщину. Происходит от ещё не умелых, первых слов ребёнка, таких как: мама, папа, няня, тятя, баба, отсюда бабушка. Яга, древнеславянское женское имя. По своей сути баба Яга не страшней тёти Маши. По преданию баба Яга была бездетной молодой женщиной, и носила красные сапожки с узором вышитым золотыми нитями. Отсюда баба Яга золотая нога. В силу своей бездетности она устроила подобие детского дома, собирала детей сирот и ухаживала за ними. Впоследствии, когда у родителей ребёнок проказничал, они ему говорили что придёт баба Яга, и они отдадут его ей. Так начали бабой Ягой пугать детей, из поколения в поколение. Современные дети имеют представление что баба Яга старая, страшная старуха, которая питается маленькими детьми и ходит на костяной ноге. Упоминания о славянской бабе Яге есть у Геродота.

В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги[источник не указан 57 дней], — отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям Баба-Яга у некоторых славянских племён (у русов в частности) — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых[источник не указан 57 дней]. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.

Мифологический архетип Бабы-Яги

Образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного, обеспечивающий успешную охоту для представителей тотема в доисторические времена. Впоследствии роль тотемного животного занимает существо, которому подвластен весь лес с его обитателями. Женский образ Бабы-Яги связан с матриархальными представлениями об устройстве социального мира. Хозяйка леса, Баба-Яга, — результат антропоморфизма. Намёком на некогда животный облик Бабы-Яги, по мнению В. Я. Проппа, является описание дома как избушки на курьих ножках. Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, т. н. хтонические существа (см. демонология, народная демонология), к которым принадлежит и Баба-Яга. Двойственная (амбивалентная) природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации.

Существует и иная трактовка.

Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть картинку Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Картинка про Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным
Саамский амбар. Модель на территории парка Скансен (Стокгольм)

Согласно ей, Баба-Яга — персонаж не исконно славянский, а заносной, привнесенный в русскую культуру солдатами из Сибири. Первым письменным источником о ней служат записи Дж. Флетчера (1588) «О государстве русском», в главе «О пермяках, самоедах и лопарях» (Н.Веселовский. «Мнимые каменные бабы», Вестник АИ, Спб., вып. 195): «Что касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе, о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем, то я убедился, что это простая басня».

Согласно этой позиции, имя Бабы-Яги связано с названием определённого предмета. В «Очерках Берёзового края» Н. Абрамова (СПб,1857) есть подробное описание «яги», которая представляет собой одежду «наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьётся из тёмных неплюев, шерстью наружу. … Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу… Ягушка ‑ такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге» (аналогичное толкование в тобольском происхождении даёт и словарь В. И. Даля).

Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов. Ещё одним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются ещё и в наши дни в культовых избушках на опорах.

С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Баркова интересно трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти. Название „курьи ножки“ скорее всего произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)». «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём». (Энциклопедия «Славянская мифология и эпос», ст. «Верования древних славян»)

Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге. В частности, крупнейший специалист в области теории и истории фольклора В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную по его мнению деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лже-героя, самозванца-антагониста» (Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки, СПб., 1996.) Эта еда «отверзает уста умершего», считает Пропп, убеждённый в том, что сказку всегда предваряет миф. И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать.

Так же, есть смысл рассматривать следующую гипотезу происхождения Бабы-Яги: В «Повести временных лет» есть указание на племена Ягов и Касогов. Первые обитали в районе нынешнего Туапсе и были достаточно кровожадными и свирепыми воинами (византийские источники уточню…). Есть предположение, что они были каннибалами, а свои жилища, в целях безопасности, они строили на воде (отсюда «курные» ноги — сваи).

Ещё одним прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как живя в лесу они не могли не общаться с нечистой силой. Так как в основном это были нелюдимые женщины, то однозначного представления о них не было.

Также возможными прототипами Бабы-Яги были предводители татарских отрядов собиравших дань. В случае невозможности выплаты ее, забиравших детей и не только. Уведенный в полон в те времена приравнивался к умершему. Бабай Ага – в буквальном переводе означает старший (старый) начальник. Отсюда и неприятие ею «русского духа», и положение героев сказок между жизнью и смертью, и возможность все-таки вернуться (воскреснуть для родных) из плена (мира мертвых, царства Кощеева).

Сенсей
Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть картинку Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Картинка про Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4530
Откуда: Краснодар

В период кровавого и предательского насаждения христианства всем языческим божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей (берегиням) придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намеренья.

В этом приняли участие и полудикие мусульмане арабы.

Они наблюдали ритуал, когда женщина, изображающая Ягу, клала младенцев в печь. В печи была камера, куда не попадал ни огонь, ни жар [такая камера есть в печи в деревне у моей бабушки – прим. ред.]. Это был ритуал очищения огнем.

Так языческая строгая прародительница была превращена в злобного демона, которым пугают наших же маленьких детишек. И по прошествии многих веков люди полностью поверили иноземным бредням.

В разных славянских племенах были позже и другие прародительницы, получившие имена собственные: Златая Баба, Златая Мать, Макошь и т.д.

Сенсей
Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть картинку Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Картинка про Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4530
Откуда: Краснодар

Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть картинку Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Картинка про Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным
Баба-Яга Ягибиха
Виктор Корольков

Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть картинку Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Картинка про Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным
Ягая Баба
Виктор Корольков

В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом- кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.

Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.

Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.

Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда.

Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.
ИСТОЧНИК

Сенсей
Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть картинку Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Картинка про Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4530
Откуда: Краснодар

Сенсей
Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть картинку Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Картинка про Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4530
Откуда: Краснодар

Сенсей
Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть картинку Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Картинка про Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4530
Откуда: Краснодар

Сенсей
Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть картинку Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Картинка про Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4530
Откуда: Краснодар

Сенсей
Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть картинку Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Картинка про Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4530
Откуда: Краснодар

Велес и Перун были неразлучными друзьями. Перун чтил бога Велеса, ибо благодаря Велесу он получил свободу, был оживлен и смог победить лютого врага своего Скипера-зверя.

Но, как это нередко бывает, мужскую дружбу разрушила женщина. И все из-за того, что и Перун, и Велес влюбились в прекрасную Диву-Додолу. Но Дива предпочла Перуна, а Велеса отвергла.

И Велес сказал, что это дом Бури-Яги, которая прежде в иной жизни (когда он был богом Доном) была его супругой Ясуней Святогоровной. Но потом он погиб и она от горя обернулась Бурей-Ягой.

И Яга-Ясуня вернулась в свою избу у речки Смородины. Но потом она вновь приходила к Велесу, являла иные лики.
ИСТОЧНИК

Сенсей
Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть картинку Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Картинка про Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4530
Откуда: Краснодар

Всесильная магия Бабы-Яги

Вдумчивый анализ знакомых с детства сказок позволяет иначе взглянуть на «плохих» персонажей и даже отчасти переквалифицировать их в положительные герои

Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть картинку Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Картинка про Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным
На русском Севере были распространены так называемые мельницы-столбовки: они вращаются вокруг своей оси на врытом в землю столбе. Этот механизм позволяет строению поворачиваться «задом и передом», совсем как избушка Бабы-Яги. Фото: Сергей Михайлович Прокудин-Горский из архива Библиотеки Конгресса США

Найдется ли в русской сказочной мифологии другой персонаж, о котором бы спорили так много, как о Бабе-Яге? За право называться ее прародиной решительно высказывался русский Север. В то же время не раз выдвигались версии об иностранном происхождении лесной ведьмы. Ряд мифологических школ признавал Бабу-Ягу добрым божеством — знахаркой и ведуньей, покровительницей зверей, жрицей леса. В 1990-х годах экстрасенсы дружно увидели в ней «сущность низшего астрала». А историки литературы предлагали «не копать слишком глубоко», оставляя за злой колдуньей роль антагониста герою сказки: Баба-Яга мешает ему выполнить задачу и тем самым способствует развитию сюжета.

С последним мнением согласиться уж никак нельзя. Во-первых, нет таких персонажей в отражающих древние ритуальные действия народных сказках, которые бы несли на себе исключительно литературную нагрузку. Манера поведения, слова и поступки героев и антигероев вращаются вокруг единого стержня, имя которому — обряды языческой религии. Во-вторых, Баба-Яга скорее помогает, чем мешает главному герою, наделяя его волшебными предметами и животными, такими как меч или конь.

Тогда, возможно, правы те, кто признает Ягу добрым божеством славянского пантеона? В какой-то степени, да. Баба-Яга персонаж не отрицательный. Впрочем, и не положительный. Создается впечатление, что у нее свой собственный кодекс чести (совсем как у эпических богов древности) и свои секреты. И эти секреты хорошо известны главному герою. Он без колебаний открывает дверь в избушку лесной колдуньи, с порога упрекает хозяйку в недостатке гостеприимства, рассказывает ей, «с чем пожаловал», и мгновенно заручается ее магической поддержкой.

Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть картинку Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Картинка про Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным
Иллюстрация «Баба-Яга» кисти Ивана Яковлевича Билибина к сказке «Василиса Прекрасная»

Иное дело, если вместо Ивана-царевича в гости к Бабе-Яге попадают дети, как в сказках «Гуси-лебеди» и «Терёшечка». Они не произносят сакральных слов, не просят волшебные предметы, лишь пугаются, видя жаркую печь, которую истопила ведьма, чтобы их изжарить и съесть. Может ли людоедка быть добрым божеством? Нет, но ведь Баба-Яга и не людоедка. Сказка доносит до нас древний ритуал перепекания ребенка. Суть его заключалась в следующем: если младенец рождался недоношенным, то его сажали на хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь, символизирующую женское лоно. Там малыш «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Подобным образом лечили детей постарше, если они заболевали: их сажали на лопату и осторожно подносили к горящей печи. В этом случае считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а «заново перепеченный» ребенок становится более здоровым. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка. Таким образом, версия о Бабе-Яге, ведунье и знахарке, небезосновательна. Сказка лишь исправила знак «плюс» (перепекание ребенка приносит ему пользу), на «минус» (ведьма детей жарит и ест), что могло произойти в период утверждения христианства.

Отрицательная ипостась Баба-Яги легла в основу еще одной теории, согласно которой прототипом этого сказочного персонажа были предводительницы враждебных славянам племен. Лихие амазонки ехали во главе своего отряда в железных чанах, которые тащили лошади, и, указывая перстом на русское войско, восклицали «Яга!», что принято трактовать как «ура!» или «ага». Еще один сравнительно недавно обнаруженный раритет — «Велесова книга» (чья подлинность не доказана!), повествует о племени ягов, возглавляемых шаманами и шаманками (бабами ягов) и воевавших с русскими.

С точки зрения эмоций возникновение теорий об иноземном, «нерусском» происхождении ведьмы понятно: в славянских сказках Баба-Яга — отрицательный персонаж, следовательно, ее прототипом послужил исконный враг. Но подвести к этим теориям научную базу удается далеко не всегда. К тому же, как мы уже выяснили, лесная колдунья не всегда настроена против главного героя. И, кроме того, остается непонятным, отчего это предводительницы или шаманки враждебных племен лишились своего войска, но при этом избежали смерти или плена, мирно поселились в избушках и добровольно помогают Иванам?

Впрочем, мы не станем спорить ни с теорией об амазонках, ни с версией о ягах-шаманках. В этом нет смысла, потому что при ближайшем рассмотрении Баба-Яга теряет свои человеческие (славянские ли, иноземные ли) характеристики и превращается… в существо, принадлежащее тому, а не этому свету, — в мертвеца. Вот доказательства.

Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть картинку Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Картинка про Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным
По словам Б. А. Рыбакова, «правильно мысль о [погребальных] «столбах» выразил художник Н. К. Рерих в своей картине «Изба смерти», где небольшая избушка стоит на четырех лапах; это навеяно сказочным образом зловещей «избушки на курьих ножках» Бабы-Яги, богини смерти»

Археологам хорошо известны небольшие деревянные срубы, стоящие на «курьих ножках», то есть на пнях, которые можно обнаружить при раскопках курганов Х века. Вокруг них, как правило, идет кольцевая ограда из шестов, а на шестах человеческие черепа. Предназначались эти срубы или домовины для погребального обряда. В них, совершив положенные ритуалы, оставляли покойника. Через некоторое время истлевшие останки выбрасывали, череп водружали на шест, а в сруб клали другого покойника. Помните, какой ужас объял Ивана-царевича, когда он подошел к избушке Баб-Яги? «Стоит избушка на курьих ножках, кругом избушки двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове и только один не занятый. Подумал Иван-царевич: «Уж не моей ли он головы дожидается?»»

Дальше Иван совершает хорошо знакомый читательской аудитории ритуал. Он вдруг заговаривает с избушкой: «Избушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом». Самое удивительное, что все зашедшие в гости к Бабе-Яге Иваны поступают так в ста случаях из ста. Но в тоже время никто из сказочных героев не пытается повернуть «к лесу задом» царские дворцы, замки колдунов и колдуний, дом Кощея Бессмертного. Все это, конечно, не случайно. Стоящий на пнях дом-гроб Бабы-Яги одной стороной, там, где вход, обращен к лесу (в царство мертвых), а другой — к лесной опушке (в царство живых). Невидимая граница между двумя царствами проходит как раз по дому Бабы-Яги. Иван — живой человек — не может переступить границу, поэтому он произносит заклинание, поворачивающее избушку.

Вот незваный гость входит в деревянный сруб и видит, что «Баба-Яга Костяная Нога на печи лежит, нос у ней к потолку прилип, рука в окошке торчит». Немного странно — разве Яга великан? С чего бы ей занимать собой всю избушку… если только эта «избушка» не гроб?! И костяная нога не что иное, как нога покойника с истлевшей плотью.

Иван переступает порог и приносит с собой запах дыма от костров, которые разжигают люди, запах человеческого тела, на что Баба-Яга мгновенно реагирует: «Фу-фу, русским духом пахнет». Слово «русским» здесь употребляется в значении «человеческим» — ведь у бесплотных духов в царстве мертвых нет запахов. Но надо сказать, что выражение «русский дух» часто используется как доказательство «иностранного» происхождения Яги: мол, русские мазали сапоги дегтем, и этот запах учуяла «нерусская» лесная жительница. Только едва ли это так. Скорее дело в том, что покойник Баба-Яга плохо видит (или вообще не видит) и ориентируется с помощью слуха и обоняния, определяя, что перед ней живой человек. Такая особенность потусторонних существ многократно описана (вспомним хотя бы «Вий» Николая Гоголя).

Баба-Яга встречает гостя не слишком дружелюбно, но все же сразу приступает к делу: «С чем пожаловал?» А Иван почему-то не торопится. Он вдруг требует накормить и напоить его, истопить баню, уложить спать. К чему бы это? Дело в том, что таким образом герой иносказательно сообщает Бабе-Яге: «мне тебя нечего бояться». Живые люди не должны пробовать пищу в царстве мертвых, иначе они навсегда останутся в потустороннем мире (этот запрет хорошо отражен в дошедших до нас древнегреческих мифах). Но Иван, видимо, владеет магическими знаниями, позволяющими ему безбоязненно съесть то, что предложит Яга. После этого лесная колдунья, живущая на границе царства мертвых и царства живых, уже беспрекословно помогает собрату-магу. Иногда, впрочем, только до поры до времени.

Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть картинку Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Картинка про Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным
В традиционной культуре славян дуб — самое почитаемое дерево, символизирующее силу, крепость и мужское начало, кроме того, это любимое дерево громовержца Перуна. Особая роль дуба в мифологии древних славян была подчеркнута Н. М. Карамзиным в «Истории государства Российского». Фото: DOI/USBR

Наибольший протест у нее может вызывать похищение героем единственной дочери (пусть и с согласия последней). В этом случае Баба-Яга-Костяная Нога пускается в погоню на коне или на ступе. Что это за предмет? Кроме уже упомянутых нами захоронений в деревянных срубах, c Х века славяне заворачивали умерших в бересту, а примерно с ХII века стали хоронить покойников в долбленых дубовых колодах — ступах (отсюда до наших дней дошло выражение «дуба дать» или «дать дуба раньше срока», то есть умереть). Гробы-ступы просуществовали до начала XVIII века. В 1703 году Петр I издал указ, запрещающий под страхом смертной казни рубить дубовый лес. (Только старообрядцы упрямо долбили дуб для своих усопших). Тогда на смену захоронениям в долбленых колодах пришли похороны в сколоченных из досок гробах. Следовательно, Баба-Яга передвигается в ступе-гробу, что вполне логично для мифологического покойника.

Возникает вопрос, почему главный герой обращается за помощью к мертвецу? Ответ на него таков: герой обращается за помощью к магии, которой — согласно языческим верованиям — обладали все или некоторые умершие, в том числе и Баба-Яга. Ее избушка-гроб, расположенная на границе двух миров, это ворота в царство мертвых, где есть множество волшебных предметов: живая вода, молодильные яблоки, возвращающие силы и здоровье, могучий конь, меч, делающий его обладателя непобедимым. Стоит добыть их, чтобы вернуть к жизни невесту или брата, отвоевать царство, сокрушить всех врагов.

Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Смотреть картинку Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Картинка про Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным. Фото Какая деталь указывает на то что избушка бабы яги связана с тотемным
Новые сюжеты, связанные с Бабой-Ягой, возникали и в XX веке. Лесная ведьма успешно перекочевала из архаичных сказок в мультфильмы

А как же быть с нашей первоначальной версией о том, что Яга — ведунья и знахарка, лечащая детей? Можно предположить, что с началом христианизации, когда языческие культы пришли в упадок и древние ритуалы у срубов на «курьих ножках» перестали выполняться, в одном из них (или около него) поселилась женщина. Она собирала травы, приручала животных или птиц, возможно (но необязательно), совершала магические обряды, пыталась общаться с потусторонним миром. Именно к ней стали носить нездоровых детей для совершения обряда перепекания, прибегали за помощью в случаях несчастья, просили погадать. Не случайно в более поздних сказках о Бабе-Яге исчезают костяная нога и ступа, зато появляются животные-помощники: кот, волк, гуси-лебеди или ворон. Сама Яга больше не лежит на печи, уткнувшись носом в потолок, а сидит на лавке и прядет кудель. В этих сказках она не одаривает героев мечом или конем, но часто угрожает их «изжарить и съесть».

Существуют сказки, в которых «знахарская» и «потусторонняя» сущность Бабы-Яги переплетаются. Что не удивительно для мифов, зародившихся в эпоху бронзового века, тысячелетия просуществовавших в устном изложении и пересказанных сотнями и сотнями разных рассказчиков. Но даже сегодня сквозь наслоения веков в сказках четко проступают древние ритуалы языческих верований, забытую картину которых можно восстановить по отдельным красочным деталям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *