Какая экономическая школа считала что национальное богатство формируется в сфере торговли
фЕНБ 3. рПСЧМЕОЙЕ РЕТЧЩИ ЫЛПМ РПМЙФЙЮЕУЛПК ЬЛПОПНЙЙ: НЕТЛБОФЙМЙЪН Й ЖЙЪЙПЛТБФЩ
3.1 нЕТЛБОФЙМЙУФУЛБС ЛПОГЕРГЙС ВПЗБФУФЧБ. дПЛФТЙОБ ФПТЗПЧПЗП ВБМБОУБ.
ыМЙ ЧЕЛБ. оБФХТБМШОПЕ ИПЪСКУФЧП ЧЩФЕУОСМПУШ ТЩОПЮОЩНЙ ПФОПЫЕОЙСНЙ. ьФПФ РЕТЙПД У XV ДП XVIII ЧЕЛБ ИБТБЛФЕТЙЪХЕФУС ЬЛПОПНЙУФБНЙ РП ТБЪОПНХ
л.нБТЛУ ПРТЕДЕМЙМ ЛБЛ РЕТЙПД «РЕТЧПОБЮБМШОПЗП ОБЛПРМЕОЙС ЛБРЙФБМБ». ьФП РЕТЙПД, РПУМЕДПЧБЧЫЙК ЪБ ЧЕМЙЛЙНЙ ЗЕПЗТБЖЙЮЕУЛЙНЙ ПФЛТЩФЙСНЙ, ИБТБЛФЕТЙЪХАЭЙК РТПГЕУУ РЕТЕИПДБ ПФ ЖЕПДБМЙЪНБ Л ЛБРЙФБМЙЪНХ.
ьЛПОПНЙУФЩ УПЧТЕНЕООПУФЙ ПРТЕДЕМСАФ НЕТЛБОФЙМЙЪН ЛБЛ РЕТЕИПДОЩК РЕТЙПД Л ЪБТПЦДЕОЙА ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК ОБХЛЙ ЛБЛ УБНПУФПСФЕМШОПК УПУФБЧОПК ЮБУФЙ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙИ ЪОБОЙК. йУФПТЙЮЕУЛЙ ЪБТПЦДЕОЙЕ НЕТЛБОФЙМЙЪНБ УЧСЪБОП У «ТЕЧПМАГЙЕК ГЕО, ЧЩЪЧБООПК ЕА «ЛБРЙФБМЙЪБГЙЕК» УТЕДОЕЧЕЛПЧПК еЧТПРЩ, ТБУГЧЕФПН НЕЦДХОБТПДОПК ФПТЗПЧМЙ.
рЕТЧПЕ Ч еЧТПРЕ УЕТШЕЪОПЕ ПВЕУГЕОЕОЙЕ ДЕОЕЦОПК ЕДЙОЙГЩ РПУФБЧЙМП РТПВМЕНХ ОБЛПРМЕОЙС Й УПИТБОЕОЙС ВПЗБФУФЧБ Ч ТБНЛБИ ЗПУХДБТУФЧ.
чБЦОЩЕ РПМЙФЙЛП-ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ УПВЩФЙС Ч ъБРБДОПК еЧТПРЕ ЧЩЪЧБМЙ Л ЦЙЪОЙ НЕТЛБОФЙМЙЪН.
дПЛФТЙОБ НЕТЛБОФЙМЙЪНБ УЧПДЙМБУШ Л РТБЛФЙЮЕУЛЙН ТЕЛПНЕОДБГЙСН РП ОБЛПРМЕОЙА ЮБУФОПЗП Й ОБГЙПОБМШОПЗП ВПЗБФУФЧБ. рП УЧПЕНХ ПВЯЕЛФЙЧОПНХ УПДЕТЦБОЙА НЕТЛБОФЙМЙЪН ПФТБЦБМ ЪБЛПОПНЕТОПУФЙ УФБОПЧМЕОЙС ОПЧПЗП ЛБРЙФБМЙУФЙЮЕУЛПЗП, ТЩОПЮОПЗП УРПУПВБ РТПЙЪЧПДУФЧБ. пО ЙНЕМ ТЕБМШОХА ВБЪХ, ПФМЙЮБМУС РТБЗНБФЙЪНПН Й ТЕЫБМ БЛФХБМШОЩЕ РТПВМЕНЩ УЧПЕЗП ЧТЕНЕОЙ.
пУПВЕООПУФЙ ТБООЕЗП Й РПЪДОЕЗП НЕТЛБОФЙМЙЪНБ.
пУПВЕООПУФЙ ТБООЕЗП Й РПЪДОЕЗП НЕТЛБОФЙМЙЪНБ ДБОЩ Ч ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК МЙФЕТБФХТЕ.
пУОПЧОЩН ЛТЙФЕТЙЕН ЬФБРПЧ НЕТЛБОФЙМЙЪНБ СЧМСЕФУС «ПВПУОПЧБОЙЕ» РХФЕК (УТЕДУФЧ) ДПУФЙЦЕОЙС БЛФЙЧОПЗП ФПЧБТОПЗП ВБМБОУБ, ФП ЕУФШ РПМПЦЙФЕМШОПЗП УБМШДП ЧП ЧОЕЫОЕК ФПТЗПЧМЕ.
тБООЙК НЕТЛБОФЙМЙЪН | рПЪДОЙК НЕТЛБОФЙМЙЪН |
фПТЗПЧЩЕ УЧСЪЙ НЕЦДХ УФТБОБНЙ ТБЪЧЙФЩ УМБВП, ОПУСФ ЬРЙЪПДЙЮЕУЛЙК ИБТБЛФЕТ. | фПТЗПЧМС НЕЦДХ УФТБОБНЙ ДПУФБФПЮОБ ТБЪЧЙФБ Й ОПУЙФ ТЕЗХМСТОЩК ИБТБЛФЕТ. |
хУФБОПЧМЕОЙЕ НБЛУЙНБМШОП ЧЩУПЛЙИ ГЕО ОБ ЬЛУРПТФ ФПЧБТПЧ. чУЕНЕТОПЕ ПЗТБОЙЮЕОЙЕ ЙНРПТФБ ФПЧБТПЧ. ъБРТЕФ ЧЩЧПЪБ ЙЪ УФТБОЩ ЪПМПФБ Й УЕТЕВТБ ЛБЛ ДЕОЕЦОПЗП ВПЗБФУФЧБ. | дПРХУЛБАФУС ПФОПУЙФЕМШОП ОЙЪЛЙЕ ГЕОЩ ОБ ЬЛУРПТФ, Ч ФПН ЮЙУМЕ РТЙ РЕТЕРТПДБЦЕ ФПЧБТПЧ ДТХЗЙИ УФТБО ЪБ ЗТБОЙГЕК. дПРХУЛБЕФУС ЙНРПТФ ФПЧБТПЧ (ЛТПНЕ РТЕДНЕФПЧ ТПУЛПЫЙ) РТЙ ХУМПЧЙЙ РПМПЦЙФЕМШОПЗП УБМШДП ЧП ЧОЕЫОЕК ФПТЗПЧМЕ. чЩЧПЪ ДЕОЕЗ ДПРХУЛБЕФУС Ч ГЕМСИ ЧЩЗПДОЩИ ФПТЗПЧЩИ УДЕМПЛ Й РПУТЕДОЙЮЕУФЧБ Й УПИТБОЕОЙС БЛФЙЧОПЗП ФПТЗПЧПЗП ВБМБОУБ. рПЪЙГЙЙ Ч ПВМБУФЙ ФЕПТЙЙ ДЕОЕЗ |
рТЕПВМБДБЕФ ОПНЙОБМЙУФЙЮЕУЛПЕ ЧПУРТЙСФЙЕ ФЕПТЙЙ ДЕОЕЗ; РТБЧЙФЕМШУФЧП, ЛБЛ РТБЧЙМП, ЪБОЙНБЕФУС РПТЮЕК ОБГЙПОБМШОПК НПОЕФЩ, УОЙЦБС ЕЕ ГЕООПУФШ Й ЧЕУ. хУФБОБЧМЙЧБЕФУС ЖЙЛУЙТПЧБООПЕ УППФОПЫЕОЙЕ Ч ПВТБЭЕОЙЙ ЪПМПФЩИ Й УЕТЕВТЕОЩИ ДЕОЕЗ (ВЙНЕФБММЙЪНБ) лПОУФБФБГЙС ДЕОЕЦОПК УХЭОПУФЙ ЪПМПФБ Й УЕТЕВТБ Ч УЙМХ ЙИ РТЙТПДОЩИ УЧПКУФЧ. ч ЛБЮЕУФЧЕ ЖХОЛГЙК ДЕОЕЗ РТЙЪОБАФУС ФБЛЙЕ, ЛБЛ НЕТБ УФПЙНПУФЙ, ПВТБЪПЧБОЙЕ УПЛТПЧЙЭ Й НЙТПЧЩЕ ДЕОШЗЙ. хУФБОБЧМЙЧБЕФУС УЙУФЕНБ НПОПНЕОФБМЙЪНБ. лПОУФБФБГЙС ФПЧБТОПК УХЭОПУФЙ ДЕОЕЗ, ОП РП-РТЕЦОЕНХ Ч УЙМХ СЛПВЩ ЕУФЕУФЧЕООЩИ УЧПКУФЧ ЪПМПФБ Й УЕТЕВТБ. йЪ ЮЙУМБ ЙЪЧЕУФОЩИ ЖХОЛГЙК ДЕОЕЗ ПРТЕДЕМСАЭЕК РТЙЪОБЕФУС ХЦЕ ОЕ ЖХОЛГЙС ОБЛПРМЕОЙС, Б ЖХОЛГЙС УТЕДУФЧ ПВТБЭЕОЙС. | |
дПНЙОЙТХЕФ ЙДЕС «ДЕОЕЦОПЗП ВБМБОУБ». | зПУРПДУФЧХЕФ РПМПЦЕОЙЕ П «ФПТЗПЧПН ВБМБОУЕ». |
йУФПЮОЙЛ: | сДЗБТПЧ с.у. йУФПТЙС ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙИ ХЮЕОЙК. хЮЕВОЙЛ ДМС ЧХЪПЧ. 2-Е ЙЪДБОЙЕ.- н.: йожтб-н, 1998, У. 34-35. |
йУФПТЙС РПСЧМЕОЙС ТБООЕЗП (ЕЗП ЕЭЕ ОБЪЩЧБАФ НПОЕФБТОЩН) НЕТЛБОФЙМЙЪНБ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП УЧСЪБОБ У йФБМЙЕК, ЗДЕ ТБЪЧЙЧБМПУШ ЛБРЙФБМЙУФЙЮЕУЛПЕ РТПЙЪЧПДУФЧП. ч ЛПОГЕ XV Ч. ОБ УНЕОХ ФПТЗПЧМЙ Й РТПНЩЫМЕООПУФЙ Ч ЙФБМШСОУЛЙЕ ЗПТПДБ РТЙЫМЙ ТПУФПЧЭЙЮЕУЛЙЕ ПРЕТБГЙЙ ЙФБМШСОУЛПК ВХТЦХБЪЙЙ.
рПДБЕФУС ЙДЕС ЧЩРХУЛБ УЙНЧПМПЧ РТЕЦОЙИ РПМОПГЕООЩИ ДЕОЕЗ.
ф.нЬО ВЩМ ДБМЕЛ ПФ УПЪДБОЙС «УЙУФЕНЩ» ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙИ ЧПЪЪТЕОЙК. пДОБЛП ПО ХЦЕ ПРЕТЙТХЕФ ФЕПТЕФЙЮЕУЛЙНЙ РПОСФЙСНЙ, ЛПФПТЩЕ ПФТБЦБАФ ТЕБМШОПУФШ: ФПЧБТЩ, ДЕОШЗЙ, РТЙВЩМШ, ЛБРЙФБМ Й Ф.Д. пО РЩФБМУС ОБКФЙ РТЙЮЙООХА УЧСЪШ НЕЦДХ ОЙНЙ.
ъБУМХЗПК б. нПОЛТЕФШЕОБ СЧМСЕФУС ЧЧЕДЕОЙЕ ЙН Ч ЬЛПОПНЙЮЕУЛХА МЙФЕТБФХТХ ФЕТНЙОБ «РПМЙФЙЮЕУЛБС ЬЛПОПНЙС». пО ЧЩДЕМЙМ ЕЕ ЛБЛ ПФДЕМШОХА ОБХЛХ.
у ЬРПИПК НЕТЛБОФЙМЙЪНБ УЧСЪБОП РПСЧМЕОЙЕ ФЕПТЙК ДЕОЕЗ.
нЕФБММЙУФЙЮЕУЛБС ФЕПТЙС УПЧНЕЭБМБ ЪПМПФП, ЛБЛ ВМБЗПТПДОЩК НЕФБММ, У ДЕОШЗБНЙ. уБНП РТЙТПДОПЕ УЧПКУФЧП ЪПМПФБ (ПДОПТПДОПУФШ, ДЕМЙНПУФШ, ФТБОУРПТФБВЕМШОПУФШ, ОЕПЛЙУМСЕНПУФШ, Б ФБЛЦЕ ЧЩУПЛБС УФПЙНПУФШ РТЙ НБМЩИ ЛПМЙЮЕУФЧБИ (ТЕДЛПУФШ) ДЕМБМЙ ЕЗП ДЕОШЗБНЙ.
оПНЙОБМЙУФЙЮЕУЛБС ФЕПТЙС ДЕОЕЗ УЧСЪБОБ ВЩМБ У НПОПРПМЙЕК ЗПУХДБТУФЧБ ОБ ЧЩРХУЛ ДЕОЕЗ, ОБ ОБДЕМЕОЙЕ ЙИ УППФЧЕФУФЧХАЭЙН ОПНЙОБМПН, ДБЦЕ ЕУМЙ Ч УМХЮБЕ «РПТЮЙ НПОЕФ» ЙИ ЧЕУПЧПЕ УПДЕТЦБОЙЕ ОЕ УППФЧЕФУФЧПЧБМП ЬФПНХ.
хЮЕОЙЕ НЕТЛБОФЙМЙУФПЧ ОЕ ВЩМП ПДЙОБЛПЧЩН Й ПДОППВТБЪОЩН Ч ТБЪОЩИ УФТБОБИ, ТБУРПМПЦЕООЩИ ВМЙЦЕ ЙМЙ ДБМШЫЕ ПФ НПТУЛЙИ РХФЕК.
3.2 ьЛПОПНЙЮЕУЛПЕ ХЮЕОЙЕ ЖЙЪЙПЛТБФПЧ.
жЙЪЙПЛТБФЩ УЮЙФБМЙ, ЮФП ЕУФЕУФЧЕООЩНЙ ЪБЛПОБНЙ ХРТБЧМСЕФ РТЙОГЙР ЕУФЕУФЧЕООПЗП РПТСДЛБ. ьФЙ ЪБЛПОЩ ЙНЕАФ НЕУФП Ч РТЙТПДЕ, ДЕКУФЧХАФ Ч ЦЙЧПН ПТЗБОЙЪНЕ, Ч НЙТЕ ЦЙЧПФОЩИ. пУОПЧПК ЕУФЕУФЧЕООПЗП РПТСДЛБ ПОЙ РТЙЪОБЧБМЙ ХЧБЦЕОЙЕ РТБЧБ УПВУФЧЕООПУФЙ Й ЧМБУФЙ. ч ХУМПЧЙСИ ЕУФЕУФЧЕООПЗП РПТСДЛБ ПУПВХА ТПМШ ЙЗТБЕФ ъЕНМС.
чОЙНБОЙЕ ЖЙЪЙПЛТБФПЧ Л УЕМШУЛПНХ ИПЪСКУФЧХ ВЩМП ЧЩЪЧБОП ФЕН, ЮФП БЗТБТОЩК ЧПРТПУ Ч ЬФПФ РЕТЙПД Ч еЧТПРЕ УФБОПЧЙФУС ОБЙВПМЕЕ ЧБЦОЩН: УЕМШУЛПЕ ИПЪСКУФЧП УФБМП ГЕОФТПН ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙИ РТПФЙЧПТЕЮЙК. жЕПДБМЙЪН ПИЧБФЙМ ЛТЙЪЙУ, ОБЪТЕЧБМБ БОФЙЖЕПДБМШОБС ТЕЧПМАГЙС, ОБЮЙОБМУС НБОХЖБЛФХТОЩК РЕТЙПД.
рП НОЕОЙА ЖЙЪЙПЛТБФПЧ, ЪЕНМС УРПУПВОБ РТЙОПУЙФШ ДПИПД, РТЕЧЩЫБАЭЙК РЕТЧПОБЮБМШОЩЕ ЙЪДЕТЦЛЙ. ъЕНМЕЧМБДЕМЕГ УПВЙТБЕФ ИМЕВБ ВПМШЫЕ, ЮЕН ПО РПУЕСМ ЪЕТЕО. рПЬФПНХ ФПМШЛП Ч ЪЕНМЕДЕМЙЙ УХЭЕУФЧХЕФ ЮЙУФЩК РТПДХЛФ.
ч ДТХЗЙИ ПФТБУМСИ ЬЛПОПНЙЛЙ ЮЙУФЩК РТПДХЛФ ОЕ УПЪДБЕФУС. тЕНЕУМЕООЙЛ МЙЫШ НЕОСЕФ ЖПТНХ РТПДХЛФБ, ЛПФПТЩК УПЪДБЕФУС Ч УЕМШУЛПН ИПЪСКУФЧЕ. лБФЕЗПТЙС ЖЙЪЙПЛТБФПЧ ЮЙУФЩК РТПДХЛФ РПЪЦЕ РПМХЮЙМБ ОБЪЧБОЙЕ ТЕОФБ.
ч ЛПОГЕРГЙСИ ЖЙЪЙПЛТБФПЧ РТЕДМБЗБМПУШ ДЕМЕОЙЕ ПВЭЕУФЧБ, ЙУИПДС ЙЪ ПУОПЧОПЗП РТЙОГЙРБ УПЪДБОЙС ЮЙУФПЗП РТПДХЛФБ Ч УЕМШУЛПН ИПЪСКУФЧЕ, ОБ РТПЙЪЧПДЙФЕМШОЩК ЛМБУУ (ЪЕНМЕЧМБДЕМШГЩ), ОБ ОЕРТПЙЪЧПДЙФЕМШОЩЕ ЛМБУУЩ (ТЕНЕУМЕООЙЛЙ, ФПТЗПЧГЩ, ЮЙОПЧОЙЛЙ) Й ЛМБУУ УПВУФЧЕООЙЛПЧ. дПИПДЩ, ЛПФПТЩЕ РПМХЮБАФ УПВУФЧЕООЙЛЙ ЪЕНМЙ, ЬФП ЧПЪОБЗТБЦДЕОЙЕ ЪБ ЙИ РТПЫМЩЕ ЪБФТБФЩ: ПУЧПЕОЙЕ Й ХМХЮЫЕОЙЕ ЪЕНЕМШОЩИ ХЗПДЙК.
л ЫЛПМЕ ЖЙЪЙПЛТБФПЧ ПФОПУСФУС ЛПОГЕРГЙЙ ж. лЕОЬ, б. фАТЗП Й ДТ.
ьЛПОПНЙЮЕУЛПЕ ХЮЕОЙЕ ж.лЕОЬ. «ьЛПОПНЙЮЕУЛБС ФБВМЙГБ»
у 1756 ЗПДБ ж.лЕОЬ ДБЕФ УПЗМБУЙЕ ХЮБУФЧПЧБФШ Ч ьОГЙЛМПРЕДЙЙ, ЛПФПТХА ЙЪДБЧБМЙ дЙДТП Й Д’бМБНВЕТ, Й ПРХВМЙЛПЧБМ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ УФБФШЙ: «оБУЕМЕОЙЕ» (1756), «жЕТНЕТЩ», «ъЕТОП», «оБМПЗЙ» (1757), «ьЛПОПНЙЮЕУЛБС ФБВМЙГБ» (1758) Й ДТ.
ч УФБФШЕ «ъЕТОП» ж.лЕОЬ РТЙЧЕМ ФБВМЙГХ, Ч ЛПФПТПК УЕМШУЛПЕ ИПЪСКУФЧП ФТБЛФПЧБМПУШ ЛБЛ ЕДЙОПЕ РТПЙЪЧПДУФЧП. ч ЬФПК ФБВМЙГЕ ДБМ УТБЧОЕОЙЕ РТПДХЛГЙЙ, РПМХЮЕООПК РТЙ УХЭЕУФЧХАЭЕК УЙУФЕНЕ ИПЪСКУФЧБ, У РТПДХЛГЙЕК, РТПЙЪЧПДЙНПК РТЙ ЕЗП ТБГЙПОБМШОПК УЙУФЕНЕ. бОБМЙЪ РПЛБЪБМ, ЮФП РТЙ ТБГЙПОБМШОПН ЧЕДЕОЙЙ ИПЪСКУФЧБ ЕЗП ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФШ ЧПЪТБУФБЕФ Ч 2-4 ТБЪБ. ч ЬФПК ЦЕ ФБВМЙГЕ ж.лЕОЬ ЧЩЮЙУМЙМ ЙЪДЕТЦЛЙ РТПЙЪЧПДУФЧБ Й ПРТЕДЕМЙМ ТБЪОЙГХ НЕЦДХ УФПЙНПУФША РТПЙЪЧЕДЕООПК РТПДХЛГЙЙ Й ДТХЗЙНЙ ЙЪДЕТЦЛБНЙ. ч ЙУФПТЙЙ РПМЙФЙЮЕУЛПК ЬЛПОПНЙЙ ЬФП ВЩМБ РЕТЧБС РПРЩФЛБ ЧЩЮЙУМЙФШ ЮЙУФЩК РТПДХЛФ.
ж.лЕОЬ ЧЩДЧЙЗБМ ЙДЕА ЧЪЙНБОЙС РПДПИПДОПЗП ОБМПЗБ, ФП ЕУФШ ЮЙУФП ЛБРЙФБМЙУФЙЮЕУЛПК ЖПТНЩ ОБМПЗБ. пО РЙУБМ, ЮФП ОБМПЗЙ ДПМЦОЩ ЧЪЙНБФШУС ФПМШЛП У ФЕИ ЛМБУУПЧ, ЛПФПТЩЕ РТЙУЧБЙЧБАФ ЮЙУФЩК РТПДХЛФ. йЪВЩФПЛ УЕМШУЛПИПЪСКУФЧЕООПК РТПДХЛГЙЙ, ЛПФПТЩК ПВТБЪХЕФУС ЪБ ЧЩЮЕФПН ЧУЕИ ЙЪДЕТЦЕЛ ЕЗП РТПЙЪЧПДУФЧБ, лЕОЬ ОБЪЩЧБМ ЮЙУФЩН РТПДХЛФПН Й БОБМЙЪЙТПЧБМ ЕЗП РТПЙЪЧПДУФЧП, ТБУРТЕДЕМЕОЙЕ Й ПВПТПФ.
уПВУФЧЕООЙЛЙ ЦЕ ОЕ ТБВПФБАФ. оП ПОЙ СЧМСАФУС ЧМБДЕМШГБНЙ ЕДЙОУФЧЕООПЗП ЖБЛФПТБ РТПЙЪЧПДУФЧБ, ЛПФПТЩК лЕОЬ УЮЙФБМ УРПУПВОЩН ХЧЕМЙЮЙФШ ВПЗБФУФЧБ ПВЭЕУФЧБ. ч РТЙУЧПЕОЙЙ ЮЙУФПЗП РТПДХЛФБ Й УПУФПЙФ ЙИ УПГЙБМШОБС ЖХОЛГЙС.
ч ьЛПОПНЙЮЕУЛПК ФБВМЙГЕ лЕОЬ РПЛБЪБОЩ РТПДХЛФЩ, БЧБОУЩ (ЙЪДЕТЦЛЙ) ОБ ПУОПЧОПК Й ПВПТПФОЩК ЛБРЙФБМ, ДЕОЕЦОЩЕ УТЕДУФЧБ. ч УИЕНЕ ДЕНПОУФТЙТХЕФУС, ПФЛХДБ ЧПЪОЙЛБАФ ДПИПДЩ, ЗДЕ УПЪДБЕФУС УПЧПЛХРОЩК Й ЮЙУФЩК РТПДХЛФ, ЛБЛ ПО ТБУРТЕДЕМСЕФУС, ЛБЛЙН ПВТБЪПН ЧПЪНЕЭБАФУС ЙЪДЕТЦЛЙ (ОБ ХМХЮЫЕОЙЕ ЪЕНМЙ, УЕНЕОБ, ФЕИОЙЛХ, БТЕОДОХА РМБФХ Й Ф.Д.).
йУИПДОЩН НПНЕОФПН ЧПУРТПЙЪЧПДУФЧЕООПЗП БОБМЙЪБ СЧМСЕФУС ЗПДПЧПК ХТПЦБК, ЕЗП РЕТЕТБУРТЕДЕМЕОЙЕ Ч ОБФХТЕ Й ДЕОШЗБИ НЕЦДХ РТПЙЪЧПДЙФЕМСНЙ (ЖЕТНЕТБНЙ), ЪЕНМЕЧМБДЕМШГБНЙ Й ТЕНЕУМЕООЙЛБНЙ (ЬФЙ ФПМШЛП НЕОСАФ ЖПТНХ РТПДХЛФБ).
ьФП, Ч РТЙОГЙРЕ, РЕТЧБС НБЛТПЬЛПОПНЙЮЕУЛБС ЛБТФЙОБ ЧЪБЙНПУЧСЪЙ ФТЕИ ПУОПЧОЩИ ПФТБУМЕК. ч ЬФПН ЪБУМХЗБ ж.лЕОЬ. ПО РТЕДУФБЧЙМ УИЕНХ ДЧЙЦЕОЙС РТПДХЛФБ Ч ЧЙДЕ ЗПДПЧПЗП ПВПТПФБ Ч НБУЫФБВЕ ЧУЕЗП ПВЭЕУФЧБ. йДЕС ж.лЕОЬ ЪБФЕН РПМХЮЙМБ ТБЪЧЙФЙЕ Ч УИЕНБИ ЧПУРТПЙЪЧПДУФЧБ, Ч РТЙОГЙРБИ ТБУЮЕФБ ПВЭЕУФЧЕООПЗП РТПДХЛФБ, Ч НПДЕМСИ ОБТПДОПИПЪСКУФЧЕООПЗП ВБМБОУБ.
ъБУМХЗБ ж.лЕОЬ УПУФПЙФ Ч РПДТБЪДЕМЕОЙЙ ЛБРЙФБМБ ОБ ПУОПЧОПК Й ПВПТПФОЩК РП ЕЗП РТПЙЪЧПДЙФЕМШОПНХ РТЙЪОБЛХ.
йОФЕТЕУОЩН СЧМСЕФУС ЧЩУЛБЪЩЧБОЙЕ ж.лЕОЬ П ФПТЗПЧМЕ. пО ХФЧЕТЦДБМ, ЮФП ОЕПВИПДЙНБ ФПМШЛП БВУПМАФОБС УЧПВПДБ ФПТЗПЧМЙ ЛБЛ ХУМПЧЙЕ ТБУЫЙТЕОЙС ФПТЗПЧМЙ, ЙЪЗОБОЙС НПОПРПМЙЙ Й УПЛТБЭЕОЙС ФПТЗПЧЩИ ЙЪДЕТЦЕЛ.
ъОБЮЕОЙЕ ьЛПОПНЙЮЕУЛПК ФБВМЙГЩ ж.лЕОЬ ЪБЛМАЮБЕФУС ФБЛЦЕ Ч ФПН, ЮФП ПО ЧЩСЧЙМ ЧЪБЙНПУЧСЪШ, ЛПФПТХА ПО УЖПТНХМЙТПЧБМ ФБЛ: чПУРТПЙЪЧПДУФЧП РПУФПСООП ЧПЪПВОПЧМСЕФУС ЙЪДЕТЦЛБНЙ, Б ЙЪДЕТЦЛЙ ЧПЪПВОПЧМСАФУС ЧПУРТПЙЪЧПДУФЧПН. ьФП МЕЗМП Ч ПУОПЧХ ПВПУОПЧБОЙС ЙДЕК П ОЕПВИПДЙНПУФЙ УПВМАДЕОЙС Й ПВПУОПЧБООПЗП РТПЗОПЪЙТПЧБОЙС ПРТЕДЕМЕООЩИ ОБТПДОПИПЪСКУФЧЕООЩИ РТПРПТГЙК Ч УФТХЛФХТЕ ЬЛПОПНЙЛЙ.
хЮЙФЩЧБС ХТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС РТПЙЪЧПДУФЧБ ЕЗП ЧТЕНЕОЙ, УМЕДХЕФ ПФНЕФЙФШ, ЮФП ж.лЕОЬ ВЕЪХУМПЧОП ОЕ НПЗ УПЪДБФШ ФЕПТЙА, БВУПМАФОП ЙДЕБМШОПК У ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС УПЧТЕНЕООПК ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК НЩУМЙ. оЕДПУФБФПЛ ьЛПОПНЙЮЕУЛПК ФБВМЙГЩ ж.лЕОЬ ЪБЛМАЮБЕФУС Ч УМЕДХАЭЕН:
жЙЪЙПЛТБФЙЮЕУЛБС УЙУФЕНБ бОО тПВЕТ цБЛБ фАТЗП
б. фАТЗП РП РТПЙУИПЦДЕОЙА ДЧПТСОЙО. еЗП РТЕДЛЙ ОБИПДЙМЙУШ ОБ ЗПУХДБТУФЧЕООПК УМХЦВЕ Ч рБТЙЦЕ. уПЗМБУОП УЕНЕКОПК ФТБДЙГЙЙ ПО (ЛБЛ ФТЕФЙК УЩО) ЧЩОХЦДЕО ВЩМ РПМХЮЙФШ ДХИПЧОПЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ. оП РП ПЛПОЮБОЙЙ ФЕПМПЗЙЮЕУЛПЗП ЖБЛХМШФЕФБ уПТВПООЩ 23-МЕФОЙК БВВБФ б. фАТЗП ТЕЫЙМ ПФЛБЪБФШУС ПФ УЧПЕЗП РТЕДОБЪОБЮЕОЙС ДМС ГЕТЛЧЙ, ЧЩТБЪЙЧ ЬФП Ч УМПЧБИ: «оЕ ЦЕМБА ЧУА ЦЙЪОШ ОПУЙФШ НБУЛХ ОБ МЙГЕ». пО РЕТЕЫЕМ ОБ ЗПУХДБТУФЧЕООХА УМХЦВХ. пО ЧМБДЕМ ЫЕУФША СЪЩЛБНЙ. ыЙТПЛ ВЩМ ЛТХЗ ЕЗП ЙОФЕТЕУПЧ: ЖЙМПУПЖЙС, ЖЙМПМПЗЙС, АТЙУРТХДЕОГЙС, НБФЕНБФЙЛБ, РПЬЪЙС Й ДТ.
б. фАТЗП ХЦЕ Ч 25 МЕФ ЪБОЙНБМ УХДЕВОХА ДПМЦОПУФШ Ч РБТЙЦУЛПН РБТМБНЕОФЕ. ч 1761 ЗПДХ ВЩМ ХФЧЕТЦДЕО Ч ДПМЦОПУФЙ ЙОФЕОДБОФБ (ЗХВЕТОБФПТБ) Ч мЙНПРУЕ, ЗДЕ ЪБОЙНБМУС Ч ФЕЮЕОЙЙ 13 МЕФ ИПЪСКУФЧЕООЩНЙ ДЕМБНЙ, Ч ФПН ЮЙУМЕ ЧЪЙНБОЙЕН ОБМПЗПЧ. ч 1766 ЗПДХ РЙЫЕФ ЬЛПОПНЙЮЕУЛХА ТБВПФХ «тБЪНЩЫМЕОЙЕ П УПЪДБОЙЙ Й ТБУРТЕДЕМЕОЙЙ ВПЗБФУФЧ». ч 1769 ЗПДХ РЙЫЕФ ТБВПФХ «гЕООПУФЙ Й ДЕОШЗЙ».
тЕЖПТНБФПТУЛЙЕ ОПЧПЧЧЕДЕОЙС б. фАТЗП ВЩМЙ ЧУФТЕЮЕОЩ ПЦЕУФПЮЕООЩН УПРТПФЙЧМЕОЙЕН УП УФПТПОЩ РБТМБНЕОФБ, РТЙДЧПТОПЗП ПЛТХЦЕОЙС, ДЧПТСОУФЧБ, ДХИПЧЕОУФЧБ, НПОПРПМЙУФПЧ-РТЕДРТЙОЙНБФЕМЕК. ч 1776 ЗПДХ б. фАТЗП РПМХЮЙМ ПФУФБЧЛХ, Б УРХУФС ФТЙ НЕУСГБ ЛПТПМШ ПФНЕОЙМ ЧУЕ ЬДЙЛФЩ НЙОЙУФТБ-ТЕЖПТНБФПТБ.
ч-РСФЩИ, ДЕОШЗЙ ТБУУНБФТЙЧБЕФ Ч ЛБЮЕУФЧЕ ПДОПЗП ЙЪ ФПЧБТПЧ Ч ФПЧБТОПН НЙТЕ, ЙНЕС Ч ЧЙДХ, ЮФП ПУПВЕООП ЪПМПФП Й УЕТЕВТП ВПМЕЕ, ЮЕН ЧУСЛЙК ДТХЗПК НБФЕТЙБМ, РТЙЗПДЕО УМХЦЙФШ НПОЕФПК, ЙВП ПОЙ РП УБНПК УЧПЕК РТЙТПДЕ УДЕМБМЙУШ НПОЕФПК, Й РТЙФПН ЧУЕПВЭЕК НПОЕФПК, ОЕЪБЧЙУЙНП ПФ ЧУСЛПЗП УПЗМБЫЕОЙС Й ЧУСЛПЗП ЪБЛПОБ.
ч-ЫЕУФЩИ, б. фАТЗП ЙУУМЕДПЧБМ РТЙТПДХ УУХДОПЗП (ДЕОЕЦОПЗП) РТПГЕОФБ. пО ПВПУОПЧЩЧБЕФ ПВЯЕЛФЙЧОХА РТБЧПНЕТОПУФШ Й ТБУЛТЩЧБЕФ ЕЗП ЬЛПОПНЙЮЕУЛПЕ УПДЕТЦБОЙЕ: Ч ФЕЮЕОЙЙ ЧТЕНЕОЙ ЪБКНБ ЪБЙНПДБФЕМШ ФЕТСЕФ ДПИПД, ЛПФПТЩК НПЗ ВЩ РПМХЮЙФШ, РПФПНХ ЮФП ТЙУЛХЕФ УЧПЙН ЛБРЙФБМПН, Б ЪБЕНЭЙЛ НПЦЕФ ЙУРПМШЪПЧБФШ ДЕОШЗЙ ДМС ЧЩЗПДОЩИ РТЙПВТЕФЕОЙК, ЛПФПТЩЕ НПЗХФ РТЙОЕУФЙ ЕНХ ВПМШЫХА РТЙВЩМШ. фЕЛХЭЙК РТПГЕОФ СЧМСЕФУС ОБ ТЩОЛЕ ФЕТНПНЕФТПН ЙЪВЩФЛБ ЙМЙ ОЕДПУФБФЛБ ЛБРЙФБМБ Ч ПВЭЕУФЧЕ.
ъБЧЕТЫБС ЧПРТПУ П ЖЙЪЙПЛТБФЙЙ ЛБЛ ЬЛПОПНЙЮЕУЛПН ФЕЮЕОЙЙ, НПЦОП ПФНЕФЙФШ ПУОПЧОЩЕ ЙИ РПМПЦЕОЙС.
чП-ЧФПТЩИ, ЧПУРТПЙЪЧПДУФЧП НПЦОП РТЕДУФБЧЙФШ ЛБЛ УФБФЙЮЕУЛПЕ ТБЧОПЧЕУЙЕ.
ч-ФТЕФШЙИ, ОЕПВИПДЙНБ УЧПВПДОБС ФПТЗПЧМС.
ч-ЮЕФЧЕТФЩИ, РТСНЩЕ ОБМПЗЙ МХЮЫЕ ЛПУЧЕООЩИ.
жЙЪЙПЛТБФЩ ТБУУНПФТЕМЙ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ СЧМЕОЙС Ч ГЕМПУФОПУФЙ Й НОПЗППВТБЪЙЙ.
фБЛЙН ПВТБЪПН, Ч ЛПОГЕ XVIII ЧЕЛБ ВЩМЙ УПЪДБОЩ НЕФПДПМПЗЙЮЕУЛЙЕ Й ФЕПТЕФЙЮЕУЛЙЕ РТЕДРПУЩМЛЙ ДМС ХУЙМЕООПЗП ТБЪЧЙФЙС ЙУУМЕДПЧБОЙК РП ФПЧБТОПНХ РТПЙЪЧПДУФЧХ, ХЮЕОЙК ПВ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙИ ЛБРЙФБМЙУФЙЮЕУЛЙИ ПФОПЫЕОЙСИ ПВЭЕУФЧБ.
Какая экономическая школа считала что национальное богатство формируется в сфере торговли
Экономическая теория является одной из древнейших наук, привлекавшей внимание ученых и всех образованных людей. Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами.
Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись составной частью мировоззрения людей вообще.
Экономическая теория зародилась и сформировалась в недрах философии, а затем отделилась от неё в рамках общего процесса дифференциации наук и специализации учёных, вызываемого непрерывным накоплением знаний и невозможностью охвата всего их массива отдельными исследователями.
Как наука экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения рынков, интенсификации денежного обращения.
В XIX веке экономическую теорию начинают преподавать в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов.
П. Самуэльсон в известной всему миру книге «Экономикс» писал, что человек, который систематически не изучал экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся дать свою оценку музыкальному произведению.
Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего, стран Древнего Востока. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв.до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.
Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей Платона, Ксенофонта, Аристотеля можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима стали продолжением экономической мысли Древней Греции.
Экономические школы
Первые экономические школы начинают зарождаться в XVI-XVII вв.
История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.
Экономические школы
Период развития
Представители
Томас Ман (1571-1641)
Франсуа Кенэ (1694-1774)
Классическая политическая экономика
конец 18 — 1-я пол.19 вв.
Адам Смит (1723-1790)
Карл Маркс (1818-1883)
Неоклассическая экономическая теория
конец 19 — начало 21 вв.
Альфред Маршал (1842-1924)
Джон Кейнс (1883-1946)
Джон Гелбрейт (1908-2006)
Милтон Фридмен (1912-2006)
Меркантилизм
В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений возникла первая школа политической экономии – меркантилизм (середина XVI в. – середина XVII в.). Именно с этого периода (XVI-XVII вв.) можно говорить об экономической теории как самостоятельной науке, так как появилась первая система экономических взглядов, в центре которой оказалась проблема богатства.
Меркантилисты (Т. Ман, А. Монкретьен) считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах – золоте и серебре. Поэтому они ставили цель экономической политики государства – всеми способами привлекать в страну эти металлы. Источником богатства, по их мнению, являлась внешняя торговля.
Меркантилизм возник во время великих географических открытий, захвата колоний, роста влияния городов и делился на ранний и поздний.
Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, направленная на увеличение золота и серебра в стране законодательным путем. В целях удержания денег запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранные купцы были обязаны истратить на покупку местных товаров.
Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путем вывоза национальных товаров за рубеж. При этом выдвигалось требование: вывозить больше, чем ввозить.
С выходом в свет книги Монкретьена «Трактат по политической экономии» (1615) экономическая теория более 350 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.
Появление данного термина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.
Физиократы
Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.
Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что, источником богатства является только труд в земледелии, сельскохозяйственном производстве, промышленность же определялась как «бесплодная» сфера, не создающая «чистого продукта».
Представители школы: Франсуа Кенэ, Робер Тюрго.
Школа классической политэкономии
Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).
Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.
Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.
Давид Рикардо утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда, затраченного на его изготовление. Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.
Экономическая школа утопического и научного коммунизма (марксизм)
Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.
Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость. С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, в которой все хозяйственные решения принимаются центральным аппаратом.
Маржинализм
Во второй половине XIX в. была сформулирована теория маржинализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно маржинализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.
Представителями маржинализма (школы предельного анализа) являются: Менгер, Визер, Вальрас.
Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют стоимость любого блага или товара в зависимости от его предельной полезности для потребителя.
Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.
Неоклассическая школа
Возникает на основе синтеза идей Давида Рикардо и представителей школы Маржинализма.
Представители неоклассической школы: Альфред Маршал, Артур Пигун.
Основная идея — экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.
Кейнсианство
Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы.
Дж.Кейнс был объявлен «спасителем капитализма», а его теория провозглашена «кейнсианской революцией в политической экономии». Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма.
Экономическая школа Институционализма
Институционализм (от лат. institutum — установление, учреждение) — экономическое учение, уделяющее основное значение роли, которую играют институты в области принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельности вообще.
Метод институционализма основывается на изучении людей, институтов управления и права, общества.
Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.
Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.
Представители школы институционализма: Веблен, Митчелл, Гэлбрейт.
Школа Неоконсерватизма
Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридмен.
Экономические школы
Экономические школы — системы взглядов и теоретических изысканий представителей различных направлений экономической мысли, имеющие своих основоположников и последователей, обосновывающих собственную концепцию и пытающихся объяснить основные законы экономического развития общества и предложить определенные пути преодоления противоречий и основные направления дальнейшего развития общества.
В 1615 г. впервые появился термин «политэкономия» в книге Монкретьена с одноименным названием, хотя науки еще не было. Наука формируется тогда, когда появляется основной вопрос, на которой эта наука должна дать ответ. Вопрос, который встал перед человечеством, можно сформулировать так: «Что такое богатство, и каким образом его можно увеличить?». Разные Э. ш. давали разные ответы на этот вопрос. Основными Э. ш., которые пытались найти ответ на него, считаются меркантилисты, физиократы, классическая школа политической экономии, марксизм, маржинализм. В начале XX в. другой вопрос становится наиболее актуальным: «Что лежит в основе функционирования экономической системы, и насколько сильным должно быть вмешательство государства в регулирование экономики?» Ведущими школами, которые по-разному отвечали на этот вопрос, являются кейнсианство, неоклассицизм, монетаризм и институционализм.
Меркантилизм — первая сформировавшаяся Э. ш., представители которой считали основным источником богатства страны внешнюю торговлю, т. е. сферу обращения. В период между XVI— XVIII вв. основные европейские страны находились под влиянием экономической теории меркантилизма. Меркантилисты считали, что нации, подобно торговцам, должны конкурировать между собой за получение прибыли. Следовательно, правительство, по их мнению, должно поддерживать промышленность такими законами, которые позволяют делать издержки на зарплату и другие ресурсы низкими, а цены на экспортные товары (продаваемые в другие страны) — высокими. Так можно достичь «благоприятного торгового баланса»» т. е. притока денежных средств из-за границы.
«Благоприятный торговый баланс» являет собой ситуацию, при которой экспорт превышает импорт, т. е. вывоз превышает ввоз. Такое превышение, которое похоже на прибыль продавца, приведет к увеличению национального запаса золота и серебра. Как считало большинство людей того времени, такой запас и является реальной мерой благосостояния наций. Для достижения «благоприятного торгового баланса» основные европейские страны пытались захватить колонии. Они считали, что те смогут обеспечить метрополии дешевой рабочей силой, сырьем и создать рынок для сбыта произведенных товаров. Например, для достижения этих целей в своих американских колониях Англией был принят Закон о навигации. Он защищал британскую промышленность, запретив колониям производить шляпы, шерстяные изделия, кованое железо и другие товары. Закон также содержал список особых товаров, в основном сырьевых, которые не могли продаваться ни в одну страну, кроме Англии. Возмущение этим законом было настолько велико* что его назвали одной из главных причин Войны за независимость. В зависимости от ответа на вопрос, что такое богатство, сформировалось два направления в меркантилизме: ранний (денежный) и поздний (торговый). Сторонники раннего меркантилизма полагали, что богатство страны можно увеличить путем ввоза в страну золота, в то время как сторонники позднего направления полагали, что богатство страны увеличивается путем расширения межнациональной торговли, т. е. ввоз товаров из-за границы должен превышать вывоз товаров, поскольку именно потребительные стоимости, воплощенные в товаре, они считали действительным богатством страны. Несмотря на различные подходы к ответу на этот вопрос и ранние и поздние меркантилисты искали ответ на этот вопрос в сфере торговли, т. е. обмена. И сейчас есть сторонники борьбы за «благоприятный торговый баланс». Они считают, что федеральное правительство должно максимально препятствовать импорту и поощрять экспорт. Их называют неомеркантилистами. Именно они являются главными сторонниками протекционизма в международной торговле. Их оппоненты выступают за отмену всевозможных барьеров в международной экономической деятельности.
Физиократы — Э. ш., представители которой видели основной источник богатства страны в сельском хозяйстве. Главный представитель и родоначальник этой школы — врач Ф. Кенэ. Новым в учении этой школы было то, что источником богатства они считали производство в сельском хозяйстве. Они впервые определили существенные и несущественные сферы экономики, ранжировали их по значимости в экономической жизни страны. Именно поэтому Маркс назвал их «действительными отцами политэкономии». Огромной личной заслугой Кенэ было создание математических таблиц для решения экономических задач. Предложения группы французских философов и экономистов XVIII в. сводились к тому, что общество должно отойти от практики поддержки бизнеса и промышленности и не обращать на них внимания. Они считали, что только продукция сельского хозяйства и другие природные ресурсы являются истинным источником богатства, так как они даны от Бога, а задача человека — правильно использовать этот источник богатства и преумножать его, в этом случае у правительства нет особых причин помогать бизнесу и промышленности увеличивать свою прибыль. Другими словами, так как реальное богатство происходит от « земли», то лучшее, что может сделать любое правительство, — это не трогать предпринимателей и позволить событиям развиваться своим естественным образом. Эта идея нашла свое отражение в высказывании «laisser faire» ( свобода действии). Классическая политическая экономия — Э. ш., представители которой впервые в истории экономической мысли обосновали тезис о главенствующей роли сферы производства. Ее представители: У. Петти (математик), А. Смит (философ), Д. Рикардо (биржевой делец) и С. Сисмонди. Петти считается родоначальником экономической арифметики, или, выражаясь современным языком, статистики. Классики рассматривали производство как таковое, в отличие от своих предшественников, и в нем видели основной источник увеличения и создания богатства. Это был огромный шаг в экономической науке. Они впервые рассматривали процесс производства в широком смысле, как процесс воспроизводства, состоящий из четырех основных этапов: производство, обмен, распределение, потребление. Представители классической школы политической экономии сделали справедливый вывод о неравномерном распределении доходов в обществе и представили наиболее удачное объяснение ренты, которое лежит в основе современной теории рентных отношений.
Заслугой Смита считается его постулат о саморегулировании рынка, который получил название «невидимой руки Смита». Фактически это было развитие уже известного подхода «laisser faire». Наиболее значительная работа Смита «Исследование о природе и причине богатства народов», Рикардо — «Начало политической экономии». Маркс назвал их классиками политэкономии, отсюда пошло название классической школы политической экономии.
Марксизм — Э. ш., основоположником которой был К. Маркс. Считая себя последователем классической политической экономии, Марксе развивает трудовую теорию стоимости и впервые создает учение о прибавочной стоимости. Он считает, что излишек продукта, или новая стоимость, рождается непосредственно из процесса производства и создается трудом человека, его рабочей силой. Общественно-экономическую формацию Маркс определяет как взаимодействие производительных сил и связывающих их производственных отношений. Маркс считал, что развитие производительных сил опережает связывающие их производственные отношения, что неизбежно приводит к конфликту, разрешить который можно лишь насильственным, или революционным, путем, за которым следует смена общественно-экономической формации. Маркс соединил достижения своих предшественников (классической политической экономии) с необходимостью объяснить противоречия того времени, однако не смог выявить внутренние источники разрешения этих противоречий в самой капиталистической системе.
Маржинализм — одна из ведущих школ неоклассической экономической мысли, зародившаяся во второй половине XIX в. Представители этой школы утверждают, что экономическая стоимость определяется ценой последней единицы поступившего на рынок товара. С XVII в. конкурировали две концепции: трудовая теория стоимости Петти, Рикардо, Смита и теория полезности, которую позже назвали «примитивной теорией полезности» ( товар стоит тем дороже, чем он полезнее). В такой примитивной формулировке ее разбил Смит: «Воздух, вода ничего не стоят, и, наоборот, вещи бесполезные, такие как алмазы и бриллианты, стоят дорого». Благодаря Смиту теория полезности была раскритикована и долгое время не получала развития. Только в XIX в. представители австрийского маржинализма вновь обратились к теории полезности и сделали вывод, что наряду с полезностью товара нужно говорить о его редкости, разрешив таким образом противоречие теории полезности, на которое обращал внимание Смит. Маржиналисты утверждали, что существует наиболее напряженная потребность воды: напиться, умыться, помыть сапоги и т. д. Ошибка примитивной теории полезности в том, что они брали самую напряженную потребность при определении ценообразующего фактора. На самом деле, говорит Менгер, именно последняя, наименее напряженная потребность, на которую еще хватает запасов блага, и есть решающий фактор при определении цены. Поскольку воды более чем достаточно, последняя наименее напряженная (а это и есть предельная) полезность воды ничего не стоит. Обратное происходит с бриллиантами — их мало, поэтому предельная полезность их высока. Бем-Баверк приводит историю одинокого земледельца: первый мешок зерна удовлетворяет самую напряженную потребность — голод, второй — наесться, третий — курам, четвертый — приготовить хлебную водку, пятый — на корм попугаям, болтовню которых приятно слушать.
Если земледелец решил обменять зерно на рыбу, он откажется от наименее напряженной потребности в зерне. Рыбак поступит так же. Поэтому, говорят австрийцы, в хозяйстве каждого индивида формируется субъективная оценка блага. Потом они выходят на рынок, где формируется в процессе конкуренции объективная оценка ценности, т. е. цена. Заслугой маржиналистов считается введение субъективных оценок в экономическую теорию. Австрийцы считали, что все экономические отношения субъективны. Каждому человеку свойственно оценивать сегодняшнюю потребность выше, чем завтрашнюю. Человек занимается предпринимательством ради потребления. Он откажется от потребления сегодня в пользу будущего и за это должен получить компенсацию от общества в виде процента. При обмене в натуральном хозяйстве можно согласиться с австрийцами, но при развитом рынке товары уже производятся для продажи. Тем не менее австрийцы дали толчок к рассмотрению субъективных оценок, отрицать которые невозможно, например, категория ожидания важна при инфляционных ожиданиях, причем не только в рыночном хозяйстве. Субъективные ожидания оказывают воздействие на объективные явления.
Кейнсианство — одно из основных направлений экономической мысли XX в., заложенное работами Дж. Кейнса. Представители этой школы рассматривали вопросы государственного регулирования экономики на базе анализа макроэкономических величин. Само развитие экономических отношений поставило перед учеными экономистами новые проблемы, которые различные школы и направления в экономической мысли решают по-разному. Так, с возникновением необходимости регулирования рыночных отношений встает вопрос о роли государства. Известный экономист нашего столетия Кейнс (1883—1946) своей работой «Общая теория занятости, процента и денег» определяет одно из основных направлений в современной экономической мысли, названное в его честь кейнсианством. Он утверждал, что капиталистическая рыночная система не в состоянии сама решить многие проблемы, поэтому необходима сильная власть государства, которое могло бы регулировать эти рыночные отношения и непосредственно воздействовать на них. Таким способом он предлагал найти выход из кризиса, который разразился в Америке в 1929—1931 гг., и, надо сказать, его выводы были небезуспешно применены на практике.
Неоклассическая школа — одно из ведущих направлений экономической мысли XX в., выросшее на выводах классической школы и теории маржинализма. Главный представитель неоклассической школы — А. Маршалл (1842—1924) (самая известная работа — «Теория спроса и предложения») и его последователи сформировали свою концепцию предельной полезности и предельной производительности и представили наиболее разработанную теорию рыночного предпринимательства в условиях совершенной конкуренции, механизм свободного ценообразования и конкуренции. Поскольку наиболее удачными были попытки представителей этой школы объяснить экономические явления и закономерности на микроуровне, свое даьнейшее развитие неоклассическое направление получило в рамках неоклассического синтеза, обогащенного кейнсианской макроэкономической теорией.
Монетаризм — одно из основных течений современного неоклассического направления, виднейшим представителем которого является М. Фридмен. Основной тезис монетаристов — « деньги — главный и решающий фактор рыночного хозяйства». Абсолютизация сферы обращения характерна для этого направления развития экономической мысли. Основной заслугой монетаристов считается детальная проработка вопросов, связанных с антиинфляционной денежной политикой государства. Рекомендации монетаристов легли в основу многих экономических реформ, проводимых в странах, вставших на путь рыночных преобразований, в частности реформы Гайдара в России. Освобождение с января 1992 г. цен от государственного регулирования (т. н. либерализация) при сохранившейся монополизации производства и рынка привело к резкому взлету цен к концу 1992 г. примерно в 150 раз. Рост зарплаты катастрофически отставал от роста цен. Оказались фактически конфискованными денежные сбережения населения, резко снизился его жизненный уровень, возросла социальная незащищенность людей. Главной ошибкой такой политики было необдуманное использование теоретических рекомендаций монетаристов без учета специфики российской экономики.
Институционализм — направление экономической мысли, в котором основное внимание уделяется деятельности институтов в области принятия экономических решений. Причем термин « институт» получает достаточно широкое толкование. Сторонники этого направления называют институтами государство, законодательство, общественные организации, структуры, семью и т. д. Институционализм начинает развиваться с конца XIX в. Такие виднейшие представители институционализма, как Гелбрейт, Ойкен, Веблен и др., развивают теорию нового постиндустриального общества, основанного на деятельности независимых организованных институтов. Сегодня широкое распространение получила теория Коуза, так называемая теория трансакционных издержек, которая объясняет функционирование рынка наличием прав собственности и издержек, возникающих в результате взаимодействия этих прав, т. е. при заключении сделок (операционные издержки сверх основных затрат на производство и обращение — trance acts — дословно «между сделками»).
Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.