Какая тема объединяет рассказы кукла и о чем плачут лошади

Конспект урока по литературе «О чём плачут лошади?» Ф. Абрамова.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Ф. Абрамов «О чем плачут лошади».

развивающие : развивать навыки выразительного чтения, пересказа, анализа текста; активизировать познавательный интерес; развивать мышление, коммуникативные навыки.

воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, любовь ко всему живому, чувство ответственности за прирученных животных.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Кто не пахарь и не плотник, а первый на селе работник? (Лошадь)

Вы уже, наверное, догадались, что сегодня мы с вами поговорим о …(лошадях). А поможет нам в этом произведение Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади?»

Сформулируйте задачи сегодняшнего урока.

Какие ассоциации вызывает у вас слово лошадь?

( Добро, сила, красота, помощь, скорость, верность.)

4.Актуализация опорных знаний.

А в каких произведениях авторы обращались к образу коня?

Какая тема объединяет рассказы кукла и о чем плачут лошади. Смотреть фото Какая тема объединяет рассказы кукла и о чем плачут лошади. Смотреть картинку Какая тема объединяет рассказы кукла и о чем плачут лошади. Картинка про Какая тема объединяет рассказы кукла и о чем плачут лошади. Фото Какая тема объединяет рассказы кукла и о чем плачут лошади

Ершов «Конёк-горбунок», «Песнь о вещем Олеге» А. Пушкин, Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос», А.П. Чехов «Тоска», Пришвин «Теплый хлеб», В.В. Маяков

ский «Хорошее отношение к лошадям».

С каким из них связан рассказ Абрамова? Аргументируйте свой ответ.

Вспомните историю написания баллады. Что вдохновило А.С. Пушкина взяться за перо? (Изучал летописи, в одной из них нашёл предание о вещем Олеге. Его поразила « товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе». Именно так напишет Пушкин в письме своему другу Бестужеву.)

Прослушайте биографию писателя и ответьте на вопрос: «Какие биографические сведения отображены в рассказе « О чём плачут лошади?» (Детство в деревне, воспоминания о войне, упоминание о том, что рассказчик является студентом.)

Таких людей, как Ф. Абрамов, называли – “соль земли», данный фразеологизм употребляется в значении самая суть, душа народа, сильные, добрые, надёжные люди, любящие свой народ и землю.

Достаток нелегко дался «ребячьей коммуне», как назвал ее сам Абрамов: подростку Михаилу пришлось занять место отца, работать за взрослого, заботиться о младших.

В 7 классе Фёдор, в числе других учеников, получил премию за хорошую учебу. В 9 и 10 классе он, отличник, получал стипендию имени Пушкина, которая присуждалась лучшему ученику школы за успехи в учебе и за знание творчества поэта.

В 1938 году Фёдор Абрамов окончил с отличием школу и осенью того же года был зачислен без экзаменов на филологический факультет ленинградского университета.

В 1941 году студент-третьекурсник Федор Абрамов, как и многие другие студенты, вступает в ряды народного ополчения: уходит на фронт, досрочно сдав экзамены, «чтобы «хвостов» не было».

В сентябре 1941 года рядовой-пулемётчик 377-го артиллерийско-пулемётного батальона Абрамов был ранен в руку, после недолгого лечения он вновь отправился на фронт.

С июля 1942 года Фёдор возвращается в армию на службу в нестроевых частях: вернуться на фронт не позволяют ранения.

27 ноября 1944 года Федор Абрамов подаёт рапорт с просьбой разрешить ему поступить на заочное обучение в Архангельский педагогический институт и просит руководство отдела запросить документы об окончании им трёх курсов филологического факультета ЛГУ.

О чём были его произведения? (О деревне)

6. Беседа по восприятию прочитанного:

Что особенно запомнилось в прочитанном рассказе Астафьева?

Что было непонятным? Какие вопросы хотелось бы задать?

К какому жанру вы б отнесли это произведение? Почему?

Как вы думаете, с какой целью Ф. Абрамов использует сказочные элементы?

По какому признаку так назвали лошадей?

Соотнесите клички животных и фото лошадей.

Какая тема объединяет рассказы кукла и о чем плачут лошади. Смотреть фото Какая тема объединяет рассказы кукла и о чем плачут лошади. Смотреть картинку Какая тема объединяет рассказы кукла и о чем плачут лошади. Картинка про Какая тема объединяет рассказы кукла и о чем плачут лошади. Фото Какая тема объединяет рассказы кукла и о чем плачут лошади

Остыли реки и земля остыла
И чуть нахохлились дома.
Это в городе тепло и сыро,

Это в городе тепло и сыро,
А за городом зима, зима, зима.

И уносят меня, и уносят меня
В звенящую снежную даль …
Три белых коня, эх, три белых коня
Декабрь и январь и февраль!

2. Выйду ночью в поле с конём…

Ночкой тёмной тихо пойдём,

Мы пойдём с конем по полю вдвоём,

Мы пойдём с конем по полю вдвоём.

Мы пойдём с конем по полю вдвоём,

Мы пойдём с конем по полю вдвоём.

3. Мимо белого яблока луны,
Мимо красного яблока заката
Облака из неведомой страны
К нам спешат и опять бегут куда-то…

Облака — белогривые лошадки!
Облака — что вы мчитесь без оглядки?
Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,
А по небу прокатите нас, облака!

8 . Беседа по содержанию :

Какими мыслями и чувствами проникнуто описание природы в начале рассказа? (выборочное чтение)

Как ощущает себя рассказчик в мире природы? (Природа ассоциируется с детством – самым чудесным временем в жизни. Единство с природой – норма жизни.)

Какие эпитеты находит Ф.Абрамов, описывая лошадей? Прокомментируйте их.

(«Бархатные губы», «добрые и умные животные», «особая лошадиная красота».

Где и почему в изображении лошадей возникает антитеза? С какой целью автор использует этот приём?

(Красота лошадей в описании противопоставляется состоянию животных : «томились, умирали от жажды». В этих словах проявляется отношение людей к лошадям.

Какие чувства испытывает автор, говоря о лошадях? Почему именно такие?

(Вина и жалость, потому что люди перестали жить в гармонии с природой).

Почему автору не нравятся новые клички лошадей? А вам? Почему появляется слово «имена», а не «клички»? ( Люди стремятся в короткий срок достичь результатов («побед») ценой разрушения векового уклада русской жизни в деревне. Разрушая этот мир, человек страдает сам и заставляет страдать все живое вокруг.)

Чем Рыжуха отличалась от других лошадей? (Несмотря на трудную жизнь, она была чистая и сохраняла свой весёлый, неунывающий характер.)

Обратите внимание на то, что автор проводит параллель между лошадьми и людьми: есть люди, которых жизненные неурядицы изменяют в худшую сторону, а есть те, кто борются с трудностями и сохраняют силу духа, не вешают нос.

Какой приём использует Ф. Абрамов? (очеловечивание)

О чём рассказала Рыжуха? Каковы ее глаза? Почему автор говорит о ней: «сокровище», «как солнце»

Составьте кластер о пользе лошадей, опираясь на текст. (Работа, праздники, езда, гонки, игрушки, украшения на доме, подкова как символ удачи, счастья, победа).

Расскажите историю Карька «на лесном фронте». С какой целью автор знакомит читателя с этой историей? ( Судьба человека и судьба окружающей его природы неразрывно связаны. Природа помогает человеку, поддерживает его в трудную минуту.)

Почему в рассказе возникает пушкинский вещий Олег? (Напомнить о верности человека своему другу – лошади ).

В конце рассказа автор, говоря о себе, употребляет метафору «отрезанный ломоть». Как вы ее поняли? (Он больше не принадлежит миру гармонии человека и природы, потому что нарушена связь между людьми и природой.

Письменно закончить предложение по вариантам. Взаимопроверка и оценка учениками.

Рассказ заставил меня задуматься…

Рассказ обращен ко всем нам…

10. Заключительное слово учителя.

Как по-другому об этом сказал А.С. Экзюпери в сказке-притче «Маленький принц? « («Мы в ответе за тех, кого приручили».)

Прочитать рассказы Носова «Кукла», «Живое пламя».

Устное сочинение – размышление на тему:

1.Что объединяет рассказы Носова с произведением Абрамова?

2. Остаётся ли актуальной тема рассказа Ф. Абрамова для читателей 21 века?

Создать иллюстрацию на обложку к произведениям Носова.

Источник

Смысл рассказа “О чем плачут лошади”

Наша статья поможет разобраться в сути произведения Фёдора Абрамова, понять в чём смысл рассказа “О чём плачут лошади”. Тема рассказа очень животрепещущая – человек и природа.

Особенности повествования

Автор ведёт повествование от первого лица: читатель воспринимает художественную картину глазами мальчика, который любит лошадей и часто приходит их кормить. Он знает всё до мелочей о жизни этих животных, тонко чувствует их натуру, пытается понять, о чём они думают.

В какой-то момент, автор перешагивает фантастический рубеж, и лошадь… начинает говорить. Сказочный приём так естественен в произведении, что воспринимается, как реальность.

В рассказе по-особому раскрыта тема природы и человека, их взаимоотношений. Лошади плачут оттого, что люди перестали ценить их, заботиться о животных. В канве рассказа упоминается история о коне, которого звали Карько, – он наравне с людьми служил в годы войны. Лошади всегда были преданы человеку, но настало время – и люди забыли об этом. Неухоженные, голодные, измученные работой лошади всех мастей смотрят в глаза повествователя, надеясь узнать, почему так вышло.

Смысл произведения в том, что человек стал далёк от природы, её заменил прогресс, урбанизация, ложные ценности. В крестьянском укладе лошади считались кормильцами, о них заботились, относились с уважением. В рассказе лошади не верят Рыжухе, которая поёт песни об этих счастливых временах. Они считают, что так было всегда (пастух забывает кормить лошадей, хозяева не лечат своих животных). В конце произведения звучат мысли автора о том, что ему хочется плакать вместе с лошадью, его гнетёт тоска о том, чего не вернуть.

Источник

Смысл и главная мысль рассказа О чем плачут лошади Абрамова

Во всех своих произведениях автор Федор Абрамов затрагивает тему природы и того какую роль она играет для жизни всего человечества. Каждый человек, так или иначе понимает что значение природы, растений и всего живого очень велико. Рассказ прежде всего раскрывает нам основные черты автора. Из него мы начинаем понимать, что Федор Абрамов испытывает страсть к лошадям. Он не забывает об этих прекрасных существах и на протяжении рассказа, очень ласково и трепетно относится к воспоминаниям о своей давнишней лошади, которая также была для него подругой, звали ее Рыжуха.

За всю свою жизнь, чего она только не увидела, а самое главное сколько она только не работала. Об этом можно судить по описанию автора. Ее внешний вид, всего за пять лет жизни, существенно изменился, ведь она была рабочей лошадью, которая любила своего хозяина и должна была целыми днями работать, для того чтобы обеспечить пропитание хозяину. А ведь, никто даже не мог представить свою жизнь без лошади. Она была хоть куда, и в работе послушна, и на войне верным товарищем была, уж не сосчитать никому из людей сколько этих преданных друзей полегло на поле битвы.

Но несмотря на все трудности, Рыжуха всегда была в приподнятом настроении и никогда не теряла боевого расположения духа. Ведь рядом с ней всегда был ее лучший друг.

Спустя некоторое время, что-то странное произошло с Рыжухой. Она отвернулась от человека и тогда, чтобы выяснить, что же могло произойти к ней отправился автор. Подойдя к ней, он обнял ее и поспешил спросить ее о том, что тревожит ее. На его вопрос она поведала ему историю, которая приключилась с ней не так давно, однако именно она изменила ее жизнь. И со слезами на глазах, она рассказала автору о том, что совсем недавно, в летнюю пору на сенокосе, она повстречалась со старой лошадью, которая в ходе беседы рассказала ей тайну, которую никто из лошадей до этого не знал.

Оказывается раньше лошади никогда так не жили. Они не были обязаны служить людям. Наоборот, люди очень любили и уважали лошадей, много их кормили, поили и давали вволю отдохнуть. И тогда она решила спросить своего друга. А действительно ли были такие времена? Он был очень удивлен, но решил этого ей не показывать, наоборот он отшутился и сказал чтобы они хорошо отдохнули и вновь приступали к делам. После чего, жизнь Рыжухи поменялась, ведь ни она ни он больше не могли полностью доверять друг другу.

Суть рассказа заключается в том, что люди совершенно потеряли связь с природой и живыми существами, населяющими эти просторы. И в этом и состоит главная тревога и грусть автора.

Главная мысль

Какова же главная мысль произведения Фёдора Абрамова “О чём плачут лошади”. Во-первых, данное произведение подымает немаловажный вопрос о природе, и её составляющих. Ведь как человек ведёт себя с природой, это очень важно. Именно сам человек решает жить ему в гармонии с природой, или же во вред ей. Только сам человек ответственен за то, что мы был мир вокруг всего живого, чтобы не было разрухи. А как мы знаем, именно сам человек совершает разруху в природе, а позже жалеет из-за своего соития. Если говорить поверхностно, смысл произведения в том, что человек отделился от нашего мира, от нашей родной земли, великолепной и радующей глаз природы. Он потерял связь со всем внешним миром и природой, он потерял ценности, которые ему даровала природа. Время с гармонией природы осталось в прошлом, люди живут в разлуку с природой. Они идут в разных ритмах с ней.

Когда я читал данное произведение, оно произвело на меня не забываемые впечатления. Я читал на одном дыхании пытаясь вникнуть в замысел автора. Абрамов описывал русский быт того времени, а также хлопоты сельчан.

Автор объясняет нам, что как раз в конце тридцатых годов, прибыли в колхоз тракторы, а тем самым стало понятно, что лошади теперь будут не нужны. Ведь зачем нужны лошади, если есть такая убойная сила. Со скакунами стали обращаться крайне жёстко и не осторожно, без какой либо любви и сочувствию. Герою данного рассказа очень жаль лошадей. Он хочет донести до нас мысль, что живые существа такие же люди, как и мы. Нельзя с ними обращаться так по-свински. Произведение немного магическое, так как в нём есть даже разговор с одной из лошадей. Именно данный разговор и поможет раскрыть нам идею данного рассказа. Произведение не больших размеров, но за ним стоит высокий и поучительный смысловой груз. Это одно из тех произведений, которое нас обучает чему-то новому и по жизни нужному, а главное человечному. Произведение обучает нас любить мир, любить то, что нас окружает. Относиться ко всему с любовью и тогда мир станет немного лучше и добрее, хотя бы в наших глазах.

Лошади – это поистине милые и нужные животные, которые связывают и объединяют человека с природой. Лошадь, как человек. Она также умеет дружить, также может любить человека, они тоже любят свободу, и не хотят быть запертыми. Лошади стали забытыми. И мало кто ещё помнит о них. А ведь они были настоящими друзьями человека! Они грустят и хотят найти поддержку и любовь со стороны человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл рассказа О чем плачут лошади Абрамова

Популярные сегодня темы

Я думаю, что дети в семье – главное. Они основа, так как без детей, что может быть за семья такая? Тут считаются и свои, и приемные дети, если что. Без детей пара только формально семья

Былины испокон веков давали людям возможность создать в своей голове новые образы, на которых можно было воспитывать целые поколения. Садко — это известный персонаж былинного эпоса средней полосы России.

Роман «Униженные и оскорбленные» затрагивает глубочайшую проблему тех времен – это люди, которых бросили на произвол судьбы. Бедные, не знающие как свести концы с концами и с трудом добывающие себе пропитание – вот главные герои

Изучая школьную литературу, обязательным к прочтению является рассказ Ивана Бунина «Легкое дыхание». Такое внимание ему уделено не случайно, так как за легким к прочтению рассказом скрывается актуальная

Произведение Гоголя «Портрет» разделено на две тесно взаимосвязанные части. В первой части автор знакомит нас с таинственным портретом, купленным юным художником в картинной лавке

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *