Какая взаимосвязь общества и природы в чем выражается
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество. 1.2. Взаимодействие общества и природы.
1.2 Взаимодействие общества и природы
План.
Сущность понятия «природа» в широком и узком смыслах.
Природа в широком смысле – это вся Вселенная.
Природа в узком смысле — окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.
Естественную среду— то есть естественные условия жизнедеятельности человека.
Искусственную среду— то есть созданную людьми, его культуру
(материальную и духовную), эту среду ещё называют второй природой.
Взаимодействие природы общества.
Позитивное воздействие.
ПРИРОДА.
ОБЩЕСТВО.
Негативное воздействие
ПРИРОДА.
ОБЩЕСТВО.
Экологическая проблема как одна из основных глобальных проблем в современном мире.
Экологическая проблема — изменение природной среды, вызванное неправильным поведением человека, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы, что угрожает существованию человечества.
Она возникла в результате безжалостного отношения к природе, загрязнения её во всех четырёх сферах (вода, воздух, земля, космос).
Пути решения экологической проблемы.
Примерные задания по теме на ОГЭ.
Задание 1.
Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?
1) разрушения, вызванные наводнением
2) осушение болот под строительство автодороги
3) загрязнение воздуха выхлопными газами
4) изучение экологии школьниками
Задание 2
Что относится к экологическим проблемам?
1) проблема международного терроризма
2) распространение алкоголизма среди подростков
3) перенаселенность стран Азии и Африки
4) загрязнение воздуха промышленными отходами
Задание 3.
Человек влияет на природу
2) не влияет на природу
3) и положительно, и отрицательно
Задание 4.
В отличие от природы, общество
1) обусловлено деятельностью человека
2) находится в постоянном развитии
3) состоит из взаимосвязанных элементов
4) является частью материального мира
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Какая взаимосвязь общества и природы в чем выражается
Подробное решение параграф § 1 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле слова?
Понятию «общество» мы можем дать несколько определений.
Общество в широком значении слова включает в себя все способы взаимодействия людей в разных сферах общественной жизни: политической, экономической, правовой, духовной. С этой точки зрения обществом можно считать человечество в целом, население Земли во всем его культурном многообразии.
2. Какова взаимосвязь общества и природы? В чём выражается специфика общественных явлений?
Взаимосвязь общества и природы очень значительная. Во-первых, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественный прогресс, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда. Во-вторых, и общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует и о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, и о пагубных её последствиях. Так, в своё время были осушены болота вокруг Флоренции, ставшие затем цветущими землями.
Специфика общественных явлений заключается в том, что в отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. Есть и ещё одно обстоятельство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры.
3. В чём заключается особенность человеческой деятельности?
4. Какова связь между совместной деятельностью людей и формами их объединения?
Формы объединения образуются за счёт совместной деятельности людей. В любом обществе люди взаимодействуют, по крайней мере, должны это делать, чтобы обеспечивать для себя определённые условия. В результате таких взаимодействий настраивается связь, которая перетекает в формы объединения. Так между ними образуется прочная связь. Одно обеспечивает дорогу другому.
5. Какие отношения можно считать общественными?
К общественным отношениям относятся многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.
Но не все связи, возникающие между людьми в процессе общения или совместной деятельности, относят к общественным отношениям. Действительно, представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе: кто-то интересуется, когда будет нужная ему остановка, кто-то просит уступить место. Возникающие в этих ситуациях контакты случайны, эпизодичны, и их не относят к общественным отношениям.
6. Раскройте разные смыслы понятия «культура».
Она подразделяется на материальную и духовную.
7. Что исследователи относят к культурным универсалиям?
Исследователи относят к культурным универсалиям ценности или способы поведения, характерные для всех человеческих культур.
8. Какие науки изучают общество?
К наукам, изучающим общество относятся: философия, психология, обществоведение, история, биология, социология, культурология, экономика, правоведение, антропология и др.
Я считаю, что человек и общество зародилось одновременно, ещё с древних пор нашим предкам свойственно было жить совместно, общинами. Человеку необходимо было выживать в тяжёлых условиях, где одному просто не под силу было справиться.
Человек становится человеком только в обществе. А если человек уходит от людей, то как человек он «умирает».
Да, отрицательные ценности также относятся к явлениям культуры, т.к. это признаки нашей сегодняшней культуры, то что создаётся в обществе нынешнем, в общественном сознании людей.
Чаще всего справедливое общество описывается россиянами как общество, где реализован принцип равенства всех людей перед законом, а также нет экономического неравенства. Но на сегодняшний день по данным параметрам наблюдается несоответствие, т.к. не все граждане равны перед законом и материальное неравенство очень заметно. Из вышесказанного следует сделать вывод, что российское общество на сегодняшний день «несправедливо».
Взаимосвязь природы и общества — актуальная проблема нынешнего тысячелетия. Причинно-следственные связи социально-экологических явлений могут заинтересовать людей с научным складом ума. Другие люди просто знают и не сомневаются, что эта связь есть, иногда достаточно явно ощущается и воздействует.
Философы предлагают свой взгляд на это, антропологи – свой. Их труды представляют собой описания форм и структур, группировки и классификации, а также теоретизирования, где общественные взаимосвязи преобладают, а природа является лишь фоном, или это слово употребляется для подчёркивания основного свойства явления, предмета, объекта или субъекта.
Интересна точка зрения социологов и историков. Социологи предложили прагматический подход в виде инструментальных исследований взаимосвязи природы и общества. Возникла наука «экологическая социология», которая стала частью новой научной области – социальной экологии и экологии человека.
Исторический подход при анализе различных обществ и цивилизаций дал более чёткое представление об этом фундаментальном взаимодействии по сравнению с натурфилософским и описательным подходом.
Потом свою лепту внесли экономисты и инженеры, в том числе программисты. На основе большого количества собранной и обработанной на компьютерах информации появились социально-экологические модели прошедших событий, настоящих феноменов и футурологические прогнозы.
Политики оформили это в декларации и соглашения, а население испытало на себе последствия принятых национальных экологических политик и стратегий, законов природопользования, запретов и наказаний.
Что такое природа
Природа это материальная физическая Вселенная, которая существует объективно. Тела людей, как физические объекты, являются её частью.
Человек способен воспринимать, изучать, практически использовать, передавать полученное знание и навыки другим людям. При этом инструментальное и экспериментальное научное познание даёт возможность проникнуть за пределы обычного восприятия.
Если кратко обрисовать структуру науки, то физическую Вселенную изучает естествознание, а общество – обществознание. Отдельно выделяют гуманитарные науки, которые используют конструкцию «человек – природа».
Специфика технических наук выделяет их в отдельную научную область, хотя зарождались они на стыке естественных и общественных наук. Науки играют важную роль в использовании ресурсов.
Под природой обыденно понимают то место, которое вне дома и населённого пункта. В значении «окружающая среда» она противопоставляется человеку и обществу. Позиции, где люди занимают центральное место во Вселенной, дали название «антропоцентризм».
Этому противопоставлена позиция экоцентризма, где преобладают экологические ценности и практики бережного отношения к ресурсам.
Природные ресурсы
К природным ресурсам относят:
А также представляют жизненно важный интерес озоновый слой, редкие ископаемые, заповедники, ледники, океан, глобальный климат, космос. К этому списку можно добавить фундаментальный ресурс – сбалансированный круговорот веществ и энергии.
Есть оптимисты, которые верят, что мировые ресурсы при правильном использовании неистощимы, потому что из природы ничто не исчезает. В будущем новые технологии позволят произвести материалы и предметы лучше предыдущих.
Пессимисты уверены, что невозобновимые ресурсы будут исчерпаны, наступит сначала глобальный экономический кризис, потом голод и эпидемии, затем войны и гибель мировой цивилизации.
В обеих позициях проявляется сильное и слабое воздействие. Однако, эта картина сконструирована и не отражает действительности, в которой каждый человек, живший и ныне живущий, в разные моменты по-разному взаимодействовал с обществом и природой.
Исторические формы взаимодействия природы и общества
Каждая из форм общества по-своему взаимодействовала с природой.
Согласно экономической концепции труда и капитала, первобытное общество занималось собирательством и охотой, рабовладельческое – земледелием и скотоводством, феодальное – военным захватом территорий и разработкой ископаемых, капиталистическое – эксплуатацией ресурсов.
Другие исследователи больше склонны видеть множество обществ или цивилизаций, привязанных к ландшафтам и крупным рекам.
В 20-м веке появились индустриальные теории, где многочисленные авторы делили человеческую историю на доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную эпоху, фазу, период, этап, эру или волну.
Основной акцент делался на историческом, кардинальном изменении взаимодействия общества и природы. За основу бралось соотношение валового продукта к численности людей и другие экономические и демографические показатели.
В доиндустриальном обществе преобладал первичный сектор экономики – сельское хозяйство, лесоводство, животноводство, рыболовство, охота, немеханизированная добыча угля и руды, кустарное производство. Воздействие на природу было минимальным, кроме критикуемого поджигания сухой травы в саваннах для охоты и подсечно-огневого земледелия.
Потом, в начале 19-го века, в индустриальном обществе произошла научно-техническая революция, и появились механизмы, в том числе работающие на топливе и частично автоматизированные. Возник вторичный сектор экономики – обрабатывающая промышленность, строительство зданий и механизмов.
Дальнейшее улучшение технологий привело к промышленному освоению новых территорий и недр, особенно месторождений нефти. Нагрузка на окружающую среду увеличилась. Этот период продлился до 1950-х годов.
Затем в Америке и Европе возникло постиндустриальное общество, где над первичным и вторичным секторами экономики стал преобладать третичный сектор услуг. Однако взаимовлияние между обществом и природой снова возросло, так как продолжался экономический рост, и с ним повышался уровень потребления.
Только в настоящее время с внедрением интернета и возрастанием мобильности есть основания говорить о глобальном обществе, которое пытается понять, как лучше и правильнее взаимодействовать с природой, чтобы избежать глобальных экологических угроз.
Его называют обществом риска, где глобальные связи обеспечивают быстрое распространение эпидемий, радиации, вредных веществ.
Примеры взаимосвязи человека и природы в современном мире
Проблема состоит в том, что нет единого понимания: использовать или беречь природу? Этим характеризуется современная реальность. Действие тех, кто за использование без ограничений, выражается во всё большем повышении нагрузки на окружающую среду для обогащения.
Смысл ухода людей в небольшие экопоселения, неучастия в индустриальном производстве и городской жизни заключается в том, что нагрузка на окружающую среду должна не превышать биологической ёмкости локального ландшафта.
Определение, сколько можно взять из природы, какие практики экологические, а какие нет, даёт методика экологического следа, имеющая много сторонников на уровне личностей, сообществ, муниципалитетов, региональных правительств.
Другое направление усилий – глобальный план действий городских экологических групп, которые регулярно встречаются и советуются, как в быту снизить нагрузку на окружающую среду. Экономия электричества, воды, тепла, разумные покупки и поездки, вторая жизнь вещей, бережное отношение к природным объектам, сбор и утилизация мусора дают им надежду на будущее.
Большинство людей на планете уже живут в городах. Поэтому самое перспективное направление – это зелёные муниципалитеты, где новые здания строят с газонами и садами на крыше, а также используют только экологичный транспорт, природосберегающие технологии, натуральные местные продукты, раздельный сбор и утилизацию мусора, энергию ветра и солнца. Среди любителей сельской жизни популярны органическое земледелие, пермакультура, лесосады.
Какова взаимосвязь общества и природы? Единство и противоречие между обществом и природой
Очень часто современный школьник впервые задается вопросом, какова взаимосвязь общества и природы, в 10 классе на уроках обществознания. Или же годом позже, при подготовке к экзамену по этому предмету. Попробуем поразмышлять на эту тему.
Человек, общество, природа
Термин «природа» довольно многозначен. Его можно понимать как непосредственную среду обитания человека (географическая среда или окружающая среда). Однако в контексте вопроса, какова взаимосвязь общества и природы, этот термин определяется как совокупность естественных условий существования человека и общества. Обеспечивая общество необходимыми ресурсами, природа, а точнее, контакт с ней, служит также важным фактором в развитии полноценной человеческой личности.
Человек как живое существо также является частью природы. В далеком прошлом, на заре своего существования, люди, осознавая свою зависимость от естественных сил, обожествляли их, стремились жить в гармонии с природной средой. Однако с развитием общества менялся характер взаимодействия человека и природы. По мере расширения знаний человека об окружающем мире общество все более и более обосабливалось от природной среды, стремясь как можно полнее использовать ее богатства для удовлетворения своих растущих потребностей.
Философские воззрения
Рассмотрим, как изменялись философские размышления о том, какова взаимосвязь между обществом и природой, в зависимости от исторической эпохи.
О первобытном взгляде на природу было упомянуто выше. Античные философы рассматривали природу как источник возникновения человека, как мать.
В средние века отношение к природе поменялось кардинально. Сильное религиозное влияние на все сферы жизни стало причиной возвеличивания человека как обладателя бессмертной души над «греховной» низкой природой; не поощрялось ни ее изучение в научных целях, ни творческий интерес.
Расцвет интереса к природе произошел в эпоху Ренессанса, когда воспевалось единение с природой, возврат к «золотому веку человечества».
Идеи нового времени (XVII–XVIII вв.) надолго определили отношение общества к природе. В эту эпоху бурного развития науки и промышленности такие философы, как Ф. Бэкон, говоря о том, какова взаимосвязь общества и природы, утверждали, что человек должен покорить природу, вознестись над ней. Эти идеи проявились в потребительском, хищническом отношении к окружающей среде и природным ресурсам.
В новейшее время (XX–XXI вв.) в условиях острого экологического кризиса все больший вес приобретает концепция «устойчивого развития», заключающаяся в сбалансированности всех социально-экономических процессов и эксплуатации природных ресурсов с действиями по защите и сохранению окружающей среды для будущих поколений.
Воздействие природы на развитие общества
Итак, какова же взаимосвязь общества и природы? Ответ на этот вопрос следует разделить на две части. Рассмотрим сначала одну сторону данной проблемы, т.е. влияние природы на формирование и развитие человеческого общества.
Природные условия, в частности географические и климатические, обеспеченность теми или иными ресурсами являются важным фактором развития общества. И русские (В.О. Ключевский), и зарубежные историки отмечали, например, значимость речных систем в процессе формирования государства. В частности, реки служили в первую очередь источником воды и удобными торговыми путями, способствуя компактному проживанию населения, расширению экономических связей. Такими же значимыми факторами являлись, к примеру, суровый или мягкий климат, плодородные почвы и др.
Важным моментом является также зависимость жизненных ритмов человека от естественных биологических циклов (смена дня и ночи, времен года, изменение фаз луны и т.д.).
Кроме того, нельзя не упомянуть, что несмотря на все достижения человечества, оно все еще зависит от природных сил. Каждый год стихийные бедствия уносят тысячи жизней.
Влияние человека на природу
Говоря о том, какова взаимосвязь общества и природы, стоит отметить некоторую противоречивость этих отношений. С одной стороны, чем более развито общество, тем больше природных ресурсов оно потребляет, т.е. существует проблема истощения планеты. С другой стороны, при добыче необходимых обществу ресурсов человек нарушает естественные экосистемы, что в свою очередь приводит к экологическим проблемам, которые негативно влияют на здоровье человека и условия его жизни. Таким образом, можно сказать, что чем больше человек «покоряет» природу, тем сильнее он начинает зависеть от ее состояния. Предыдущее пренебрежение к вопросам охраны природы при неограниченном потреблении ресурсов привели к экологическому кризису планетарного масштаба. И приблизительно с конца XX в. можно говорить о попытках положительного влияния человека на окружающую среду: организации систем защиты от загрязнения, охране редких и вымирающих видов растений и животных, стремлении к использованию энергосберегающих технологий и т.д.
Заключение
И все же как ответить на вопрос, какова взаимосвязь общества и природы, кратко? Важно понимать, что как бы человек ни стремился отделиться от природы, до конца это невозможно. Окружающая среда оказывает сильное влияние на развитие человеческого общества посредством географического положения, климатических условий, наличия полезных ископаемых, стихийных бедствий. А общество, в свою очередь, в погоне за прогрессом оказывает воздействие на природу, как негативное, так и «условно положительное», пытаясь исправить причиненный естественным экосистемам вред.
Взаимосвязь общества и природы – особенности, этапы развития и современные проблемы
Природа Земли является средой обитания для человеческого общества. С одной стороны, она влияет на нашу жизнь, но и сам человек оказывает воздействие на окружающий мир. Как же происходит взаимодействие общества и природы?
Эволюция отношений между человеком и природой
Во времена палеолита человек полностью зависел от природных условий, но сам не мог ее изменить. Homo sapiens был лишь одним из множества биологических видов и не мог оказывать серьезного влияния на природные экосистемы. Ситуация начала меняться в эпоху неолита, когда человек впервые стал преобразовывать природу под свои нужды. Он начал обрабатывать землю, возводить постройки, вырубать леса. Приручая диких животных, люди стали влиять на эволюционные процессы появления новых видов. Настоящим переворотом стало освоение выплавки металлов из руды. Появление первых цивилизаций ознаменовало резкое усиление влияния общества на природу. Государства стали строить города и ирригационные каналы.
Во времена Античности человек ощущал себя неотъемлемой частью природы. В основе отношений между людьми и природой лежала гармония. В Средние века, с распространением христианства, ситуация изменилась. Человек стал воспринимать себя как божественное творение, наделённое душой. Бог создал природу для человека, поэтому ее силы можно подчинять себе и использовать себе во благо.
В Новое время, с началом научной революции, стало доминировать потребительское отношение к природе. Человек начал ставить эксперименты над ней, а антропогенная деятельность стала важным фактором, определяющим состояние окружающего мира. Особенно это стало заметно в XIX века, с началом промышленной революции. С одной стороны, выбросы в атмосферу способствовали росту концентрации углекислого газа в ней и увеличению средней температуры на планете. С другой стороны, загрязнение крупных городов стало приводить к серьезным проблемам со здоровьем у городских жителей. В результате человечество стало задумываться о том, что следует более взвешенно относиться к природе.
В 1972 году выходит знаменитый доклад Римского клуба «Пределы роста», которые прогнозировал, что в XXI веке из-за чрезмерной антропогенной нагрузки ресурсы планеты истощатся, что приведет к голоду и политической нестабильности. Из-за изменения отношения к природе в современном мире становятся более обсуждаемыми проблемы экологии, устойчивого развития, перенаселенности Земли. Сегодня доминирует мировоззрение, согласно которому человек и природа должны быть партнерами, мирно сосуществующими и помогающими друг другу.
Современная цивилизация своей деятельностью влияет на климат, биологическое разнообразие разных регионов, ландшафт и рельеф местности.
Влияние человека на климат
Статистика показывает, что в последние 2 века имеет место процесс глобального потепления. Хотя в истории Земли и раньше происходили значительные колебания температур, почти все климатологи указывают на антропогенные причины нынешнего потепления. Дело в том, что с ростом промышленности человечество стало активно добывать и сжигать углеводороды: уголь, нефть, газ. В результате этого в атмосферу попадает огромное количество углекислого газа, измеряемое миллиардами тонн ежегодно. Этот газ, как и многие другие (метан, водяной пар), является парниковым. Это значит, что он хорошо пропускает солнечный свет, но удерживает тепло Земли, не давая ей остывать. В результате температура планеты растет, а климат изменяется.
Следствиями глобального потепления являются:
Влияние человека на биологическое разнообразие
Ещё в каменном веке человечеству удавалось уничтожать целые виды животных, например, мамонтов. Однако с ростом численности населения земли и увеличением потребности в пропитании масштабы истребления других живых существ выросли многократно. За последние 500 лет по вине людей исчезло порядка 850 видов одних только животных, и этот процесс только усиливается. По некоторым прогнозам, около 50% существующих видов могут исчезнуть к началу XXII века. Конечно, и ранее биологические виды исчезали в ходе эволюции, но сегодня скорость этого процесс в 100 раз превышает норму.
Однако человечество также и увеличивает биологическое многообразие планеты своей деятельностью. В качестве примера можно работу селекционеров, создающих новые виды растений, породы собак, кошек и других животных. Также люди переносят виды, исторические обитавшие в одних регионах Земли, на другие территории. Так, лишь после открытия Америки в Европу были завезены табак, картофель, фасоль, подсолнечник.
Особой проблемой являются инвазионные виды. Так называют виды, которые, оказавшись в новой экосистеме, не встречают привычных для себя угроз и бесконтрольно размножаются, подавляя остальные биологические виды. Классическим примером инвазионного вида являются борщевик Сосновского, завезенный в Восточную Европу с Кавказа, и кролики, завезенные в Австралию европейцами. В 1859 году на Зеленый континент доставили 24 кролика, но уже через десять лет их популяция исчислялась миллионами. Для ограничения численности кроликов в Австралии пришлось даже организовать среди них эпидемию миксамитоза, однако со временем они смогли приспособиться к этому биологическому оружию и выработать иммунитет.
Влияние на местность и рельеф
Ещё в древности человек стал менять окружающий мир, занимаясь земледелием, а также строя первые город. Сегодня люди возводят огромные мегаполисы, заливают асфальтом миллионы кв. км суши и сооружают гигантские водохранилища, перегораживая русла рек. Человечеству удалось построить такие знаковые сооружения, как Панамский и Суэцкий канал, создав тем самым искусственные проливы на карте планеты. В целях судоходства нередко проводятся работы по углублению водоемов.
При добыче угля и руды металлов люди перекапывают огромный объем почвы и горных пород и создают тоннели длиною в десятки км. Поражают воображения размеры карьеров на некоторых месторождениях. Так, в Якутии располагается кимберлитовая трубка «Мир», в которой ранее добывали алмазы. Её диаметр равен 1,2 км, а глубина составляет 525 м.
Сегодня многие государства сооружают искусственные острова для расширения своей территории. Также результатом человеческой деятельности является и появление искусственных гор и холмов, например, терриконов. Так называют насыпи, образованные из отходов при добыче ресурсов, чаще всего угля. Наконец, люди вырубают и одновременно сажают огромное количество деревьев, меняя ландшафт сообразно со своими потребностями.