Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей

Предки казахов приручили лошадей более 6 тысяч лет назад

Павлодарские археологи сделали открытие, которое существенно меняет представление о древнейшей истории Казахстана.

Фото с сайта kz.all.biz

Посреди бескрайней степи, вдали от больших дорог находится соленое озеро Борлы. Лишь у горизонта виднеется нынешнее село Казы, а на западной стороне берега, вдоль ручьев, раскинулась лиственная роща.

Но именно здесь, на стыке воды и земли, директор Центра археологических исследований Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова Виктор Мерц несколько лет назад со своими единомышленниками начал разработку древнейшей стоянки людей времен неолита и энеолита (VIII–III тысячелетия до н. э.).

Надо сказать сразу, что не только находки на озере Борлы, но и результаты других экспедиций, которые он возглавлял практически во всех районах Павлодарской области, создали кандидату исторических наук Виктору Мерцу славу серьезного специалиста по каменному веку.

– Люди издревле селились по берегам водоемов, – говорит ученый. – Исходя из этого, степное озеро и ручьи, впадающие в него, могли стать местом стоянок древних людей.

Поэтому в 2008 году тогдашний ректор нашего университета Ерлан Арын предложил организовать археологическую экспедицию для раскопок на озере Борлы. Вдобавок надо было спешить: волны озера, бьющие в его обрывистый берег, разрушали то, что время тысячелетиями хранило под слоем земли.

…По словам В. Мерца, уже первые раскопки дали многообещающие результаты. Было обнаружено крупное поселение эпохи неолита, содержащее мощный культурный слой с большим количеством фаунистических останков, различных типов керамики и каменных орудий, представляющих образцы нескольких индустрий, использовавших разнообразное приносное сырье.

Среди найденных орудий – конические нуклеусы для микропластин, угловые и боковые резцы на пластинах с фасетированными торцами и симметричные трапеции, костяные орудия и каменная подвеска с изображением змеи. В разрезе озерной террасы фиксируются две погребенные почвы и костеносный горизонт.

Из всех стоянок каменного века, обнаруженных на территории области за последнее десятилетие, эта является наиболее перспективной и станет одним из основных объектов исследований экспедиции в ближайшие годы.

Этот археологический памятник содержит информацию совершенно нового типа, которая позволяет установить связи древнего населения правобережного Прииртышья, представляющего западную часть Кулундинской равнины, с племенами Алтая, Сары-Арки, а также других регионов, в том числе и отдаленных.

…В ходе раскопок археологи обратили внимание не только на костяные орудия, но и на многочисленное скопление костей на исследуемой территории. Проще говоря, «свалку». Это навело Мерца на мысль, что в V–IV тысячелетиях до нашей эры древнее население северо-востока Казахстана уже знало домашнее животноводство.

Забегая вперед, скажу, что образцы найденных возле озера Борлы костей были отправлены для анализа российскому ученому-палеонтологу Леониду Гайдученко, живущему на Урале и хорошо знающему неолит павлодарского Прииртышья.

Он прислал результаты, подтверждающие, что древние кости, которым более 6 000 лет, принадлежат лошадям и крупному рогатому скоту. Таким образом, Виктор Мерц и его коллеги опровергли утверждение ряда зарубежных ученых, что на территорию Казахстана кочевое животноводство пришло гораздо позже. И доказали, что далекие предки казахов приручили коней гораздо раньше. Причем счет идет не на века, а на тысячелетие.

Не исключено, что после раскопок уже на основной части поселения, в отдалении от берега, будут найдены еще более ранние и убедительные доказательства существования животноводства эры неолита. По словам Виктора Карловича, предстоит выяснить, почему в местах массового скопления костей у озера нет принадлежащих мелкому рогатому скоту – козам и баранам. Хотя по родственным поселениям Средней Волги, Закавказья, юга Урала всегда обнаруживалась триада – кости лошадей, коров и овец.

– Но меня интересовали не только останки одомашненных животных, орудия труда и предметы быта, но и первобытная культура, – рассказывает ученый. – К примеру, подвески из камня, сережки из ракушек или узоры на той же керамике.

Люди, жившие у озера Борлы, уже в эпоху неолита, не говоря уже о более позднем энеолите, понимали, что есть красота, декоративно-прикладное искусство

Здесь тоже очень много интересных моментов. Люди, жившие у озера Борлы, уже в эпоху неолита, не говоря уже о более позднем энеолите, понимали, что есть красота, декоративно-прикладное искусство, о чем свидетельствуют хотя бы выбитая змейка на каменной подвеске или узоры на керамике. Тем самым отвергается суждение о том, что степняки тех времен были малоразвитыми племенами.

…Более того, сравнив узоры керамики, найденной на месте поселения у озера Борлы, Виктор Мерц обнаружил, что они очень похожи на те, что относятся к так называемой ботайской культуре – археологической культуре энеолита, существовавшей в 3700–3100 гг. до н. э. на северо-западе Казахстана.

Основными материалами были камень, кость и глина. Главными занятиями – коневодство, охота и рыболовство. Ботайская культура происходит от суртандинской культуры Южного Зауралья. Антропологически ботайцы представляют собой результат смешения средиземноморской и уральской расы. Свои обоснования павлодарский кандидат исторических наук отправил уральским коллегам и получил подтверждающие ответы.

Вот и еще одна загадка Великого переселения народов, причем по территории Казахстана. Мерц уверен: если продолжить археологические раскопки у озера Борлы, будут сделаны новые открытия и возникнут новые научные загадки и гипотезы, потому что вся территория Казахстана – это древнее свидетельство зарождения и заката народов и народностей, их демографического и культурного переплетения.

И следы их существования еще предстоит «прочесть» палеонтологам и археологам. К слову, находками Виктора Карловича, других археологов у озера Борлы и на стоянке Шидерты-3 в Экибастузском районе области заинтересовались ученые Кембриджского университета, которые исследуют, какими путями всем нам знакомое просо попало из Китая в Европу.

Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть картинку Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Картинка про Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Ботайцы впервые на планете приручили гордого скакуна

Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть картинку Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Картинка про Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей

Известный ученый, археолог Виктор Зайберт подробно рассказал нашему порталу историю о том, как жители древнего поселения Ботай под Кокшетау впервые одомашнили лошадь.

На первый взгляд, это мистификация. Однако за 30 лет исследований ученый и его коллеги из Казахстана, России, Великобритании, США, Германии доказали, что на территории Казахстана древние народы, населявшие Урало-Иртышское междуречье, впервые на планете приручили вольнолюбивого коня.

За годы раскопок на месте поселения обнаружены десятки тысяч костей лошади. С ее помощью преодолевали расстояния, ей, давшей такую сверхвозможность, поклонялись, одновременно ее употребляли в пищу, а ее кости служили орудиями труда и материалом для строительства. «По нашим подсчетам, люди, населявшие эти места, утилизовали до 360 тысяч лошадей, — рассказывает археолог Виктор Зайберт.

Ботайцы первыми начали использовать фундамент при строительстве жилищ. Они смешивали глину и кости, и на таком крепком основании возводили стены.

Раскопки дали нам удивительную находку: мы обнаружили „яму-консерву“. Это специально отведенное место, куда помещалась целая туша лошади. Огонь в яме поддерживался в течение одной-двух недель. За это время происходило сжигание кислорода и таким образом вяление мяса. Таким способом готовили мясо перед дальней дорогой, например, в преддверии откочевки на джайляу.

Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть картинку Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Картинка про Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей

Первоначально у ботайцев было бинарное представление о мире, как у египтян: верхний и нижний мир. Богиня Нут утром выдыхала свет, а ночью она его заглатывала. Это было в период неолита. Но когда появилась одомашненная лошадь, новый культ, изменилось представление о мире. Для человека начал существовать верхний, средний и нижний мир. Человек буквально ощутил себя Богом. Представьте, человек сел на коня и начал стремительно преодолевать расстояния. Он, оторванный от степи, под шелест ковыля буквально летел по степи на коне. Как у Некрасова: „Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою“. Лошадь развивала скорость до 27 км в час.

Стремительно несется по планете, разбрасывая камни копытами, Год лошади.

А конь — самое красивое создание природы!

… Когда-то земляне ходили пешком,

Возвращаясь с охоты с тяжелою ношей,

На встречу им конь — грациозный и дикий — игривый огонь.

Подумал ботаец: „Ну, здравствуй, степной!

Оседлаю я время — быть тебе подо мной!“

(эпиграф к книге В. Зайберта „Ботай. У истоков степной цивилизации“)

Таким образом появляется новое мироощущение: верхний мир — Тенгри, Солнце, Космос, Круг, Шанырак, средний — человек, наследник Бога, нижний — мир ушедших.

На Ботае мы нашли и кости волов. На керамике, найденной на поселении, также есть изображение волов, двух колес и дышла. В 4 тысячелетии до нашей эры сюда попадает население, возможно, связанное с древней Атлантидой. В 6 тысячелетии появляется Черное море, заполняются его акватории. Часть людей в преддверии мирового потопа погибает, часть спасается и уходит в поисках новых мест обитания.

Когда на Ботай пришли люди, они увидели огромное количество лошадей. Еще Паллас, знаменитый исследователь, путешественник, писал, что только во время джута погибало до полутора миллионов голов лошадей. Эти пришлые люди уже знали технологию одомашнивания быков, у них были скальпели для кастрации, путы. Создав определенный культурный блок с местным неолитическим населением, они занялись доместикацией лошадей.

Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть картинку Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Картинка про Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей

Нет ничего удивительного в том, что ботайцы использовали лошадей, свой культ, в пищу. Это было своего рода естественным отбором. В Индии не едят корову, потому что она первоначально была завезена как культ. Она не существовала на этой территории в естественных условиях, ее привезли с Запада, когда арии пришли в Индию. Это как раз и было в послеботайское время».

Ученый уверен, что одомашнивание лошади естественным образом повлекло за собой развитие культуры одежды наездников. В первую очередь, конечно же, важно было удобство. Чтобы ездить верхом на лошади, ботайцы придумали штаны, они же изобрели сапоги и малахаи.

Древние ботайцы более 600 лет занимались разведением лошадей. Уже тогда они знали, как формировать косяки, как производить выбраковку потомства.

Источник

Ботайцы впервые на планете приручили гордого скакуна

Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть картинку Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Картинка про Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей

На первый взгляд, это мистификация. Однако за 30 лет исследований ученый и его коллеги из Казахстана, России, Великобритании, США, Германии доказали, что на территории Казахстана древние народы, населявшие Урало-Иртышское междуречье, впервые на планете приручили вольнолюбивого коня.

Ботайцы первыми начали использовать фундамент при строительстве жилищ. Они смешивали глину и кости, и на таком крепком основании возводили стены.

Раскопки дали нам удивительную находку: мы обнаружили «яму-консерву». Это специально отведенное место, куда помещалась целая туша лошади. Огонь в яме поддерживался в течение одной-двух недель. За это время происходило сжигание кислорода и таким образом вяление мяса. Таким способом готовили мясо перед дальней дорогой, например, в преддверии откочевки на джайляу.

Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть картинку Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Картинка про Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей

Первоначально у ботайцев было бинарное представление о мире, как у египтян: верхний и нижний мир. Богиня Нут утром выдыхала свет, а ночью она его заглатывала. Это было в период неолита. Но когда появилась одомашненная лошадь, новый культ, изменилось представление о мире. Для человека начал существовать верхний, средний и нижний мир. Человек буквально ощутил себя Богом. Представьте, человек сел на коня и начал стремительно преодолевать расстояния. Он, оторванный от степи, под шелест ковыля буквально летел по степи на коне. Как у Некрасова: «Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою». Лошадь развивала скорость до 27 км в час.

Оседлаю я время – быть тебе подо мной!»

(эпиграф к книге В. Зайберта «Ботай. У истоков степной цивилизации»)

Таким образом появляется новое мироощущение: верхний мир – Тенгри, Солнце, Космос, Круг, Шанырак, средний – человек, наследник Бога, нижний – мир ушедших.

На Ботае мы нашли и кости волов. На керамике, найденной на поселении, также есть изображение волов, двух колес и дышла. В 4 тысячелетии до нашей эры сюда попадает население, возможно, связанное с древней Атлантидой. В 6 тысячелетии появляется Черное море, заполняются его акватории. Часть людей в преддверии мирового потопа погибает, часть спасается и уходит в поисках новых мест обитания.

Когда на Ботай пришли люди, они увидели огромное количество лошадей. Еще Паллас, знаменитый исследователь, путешественник, писал, что только во время джута погибало до полутора миллионов голов лошадей. Эти пришлые люди уже знали технологию одомашнивания быков, у них были скальпели для кастрации, путы. Создав определенный культурный блок с местным неолитическим населением, они занялись доместикацией лошадей.

Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть картинку Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Картинка про Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей

Нет ничего удивительного в том, что ботайцы использовали лошадей, свой культ, в пищу. Это было своего рода естественным отбором. В Индии не едят корову, потому что она первоначально была завезена как культ. Она не существовала на этой территории в естественных условиях, ее привезли с Запада, когда арии пришли в Индию. Это как раз и было в послеботайское время».

Ученый уверен, что одомашнивание лошади естественным образом повлекло за собой развитие культуры одежды наездников. В первую очередь, конечно же, важно было удобство. Чтобы ездить верхом на лошади, ботайцы придумали штаны, они же изобрели сапоги и малахаи.

Древние ботайцы более 600 лет занимались разведением лошадей. Уже тогда они знали, как формировать косяки, как производить выбраковку потомства.

Источник

дек. 25, 2018

Обсуждая вопрос об одомашнивании коня невозможно не упомянуть о Ботайской археологической культуре, которая была распространена ок. 3700-3000 гг. до н.э. на территории нынешней Акмолинской области на севере Казахстана. Ряд исследователей считают, что именно носители этой культуры первыми приручили лошадь.

Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть картинку Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Картинка про Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей

По происхождению ботайцы были в целом частью генетического континуума древних северных евразийцев, простиравшегося в палеолите от Сибири (Мальта и Афонтова Гора) до Западной Европы (западные охотники-собиратели), и располагались внутри него между человеком с Афонтовой Горы 3 и восточными охониками-собирателями из Карелии и Самарской области. При этом они отличаются от других древних северных евразийцев наличием заметной восточноазиатской примеси (17,3%) и имеют сходство с носителями Окуневской культуры Алтая II тыс. до н.э. (Choongwon Jeong et al. Characterizing the Genetic History of Admixture across Inner Eurasia // https://www.biorxiv.org/content/early/2018/05/23/327122). Известны мужские гаплогруппы двух ботайцев – базовая N*-M231 и R1b1a1-M478. Последняя отличается от R1b-GG400, обнаруженной у ямников, и R1b-L51, распространённой у современных европейцев. В настоящее время она чаще всего встречается у южносибирских и среднеазиатских народов (Peter de Barros Damgaard et al. The First Horse Herders and the Impact of Early Bronze Age Steppe Expansions into Asia. Supplementary Materials // http://science.sciencemag.org/content/sci/suppl/2018/05/08/science.aar7711.DC1/aar7711_de_Barros_Damgaard_SM.pdf ). В антропологическом отношении ботайцы относились к уральской расе. Их языковая принадлежность не известна, но наиболее вероятно, что они говорили на языке уральской семьи.

Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть картинку Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Картинка про Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей

Реконструкция внешнего вида ботайца

Носители Ботайской культуры были охотниками, основным предметом охоты которых являлись дикие лошади (на поселении Ботай, давшем название культуре, конские кости составляют 99,99% от всех костей животных). К настоящему времени можно считать доказанным, что наряду с охотой на диких лошадей ботайцы держали и разводили их домашних собратьев. Об этом свидетельствуют прежде всего два факта. Во-первых, следы кобыльего молока, обнаруженные на черепках ботайской посуды, доказывают, что у ботайцев были домашние кобылы (доить диких кобыл невозможно). Во-вторых, на ботайском поселении Красный Яр был найден загон для коней со скоплением навоза. Конский навоз ботайцы использовали как изоляционный материал для крыш своих домов (подобная практика известна у современных казахов и монголов). (Botai: Early Horse Herders on the Steppes of Northern Kazakhstan // https://web.archive.org/web/20120128031131/http://www.carnegiemnh.org/anthro/olsen-botai.html )

Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть картинку Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Картинка про Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей

Реконструкция ботайского поселения

Два других аргумента в пользу домашнего характера лошадей у ботайцев несколько менее надёжны. Метрический анализ пястных костей ботайских коней выявил их бóльшую близость к домашним коням бронзового века, чем к диким палеолитическим коням из того же региона (“…We present three independent lines of evidence demonstrating domestication in the Eneolithic Botai Culture of Kazakhstan, dating to about 3500 B.C.E. Metrical analysis of horse metacarpals shows that Botai horses resemble Bronze Age domestic horses rather than Paleolithic wild horses from the same region. Pathological characteristics indicate that some Botai horses were bridled, perhaps ridden. Organic residue analysis, using delta13C and deltaD values of fatty acids, reveals processing of mare’s milk and carcass products in ceramics, indicating a developed domestic economy encompassing secondary products”: A.K. Outram et al. The Earliest Horse Harnessing and Milking // https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19265018).

Второй аргумент касается следов от удил на зубах ботайских коней, и его главным сторонником является английский археолог Дэвид Энтони. Согласно Энтони, органические удила оставляют на нижних вторых премолярах коня заметный скос, и если на зубах с останков коня обнаруживается подобный скос размером не менее 3 мм, можно с уверенностью говорить, что при жизни на этом коне ездили верхом. Дэвид Энтони нашёл подобный скос на 5 из 19 исследованных им нижних вторых премоляров коней (принадлежавших как минимум 3 особям) со стоянки Ботай и на 2 из 12 со стоянки Кожай I и сделал отсюда вывод, что ботайцы ездили на своих конях верхом (David W. Anthony. The Horse, the Wheel and the Language. Princeton, 2007. P. 193-220). Однако этот вывод Энтони убедил далеко не всех, так как подобный скос мог быть вызван и просто неправильным прикусом.

В любом случае, не приходится сомневаться, что ботайцы имели домашних коней, которых они использовали в качестве источника мяса, молока, навоза и других материалов. Возможно, они также использовали своих одомашненных коней как средство передвижения и для загонной охоты на диких коней. Однако, как показали недавние генетические исследования, кони ботайцев были лошадями Пржевальского, не имеющими никакого отношения к современным одомашненным коням, происходящим от другого вида дикой лошади – тарпана. (“…Our data indicate that Przewalski’s horses are the feral descendants of horses herded at Botai and not truly wild horses. All domestic horses dated from

4,000 ya to present only show

2.7% of Botai-related ancestry. This indicates that a massive genomic turnover underpins the expansion of the horse stock that gave rise to modern domesticates, which coincides with large-scale human population expansions during the Early Bronze Age”: Charleen Gaunitz et al. Ancient Genomes Revisit the Ancestry of Domestic and Przewalski’s Horses // http://science.sciencemag.org/content/early/2018/02/21/science.aao3297 ; “…Botai horses were the ancestors not of modern domestic horses, but rather of modern Przewalski’s horses. Thus, in contrast to current thinking on horse domestication, modern horses may have been domesticated in other, more Western, centers of origin”: http://science.sciencemag.org/content/360/6384/111 ). Тарпан же был приручен индоевропейцами Самарской и Хвалынской археологических культур примерно на тысячелетие раньше появления у ботайцев собственной домашней лошади.

Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть картинку Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Картинка про Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей

Само приручение ботайцами лошади Пржевальского разумно объяснить индоевропейским влиянием. Ботайской культуре в Северном Казахстане предшествовала Атбасарская культура мезолитических охотников и собирателей, не имевших никакого опыта обращения с одомашненными животными. У самих ботайцев из домашних животных помимо коня засвидетельствована только собака – никаких следов крупного или мелкого рогатого скота на их памятниках не обнаруживается. Приручение тарпана индоевропейцами последовало за их знакомством с одомашненным рогатым скотом, полученным от неолитических земледельцев. Самостоятельное приручение ботайцами лошади Пржевальского без внешнего воздействия выглядит маловероятным. Подобным внешним воздействием могли послужить индоевропейские племена, двигавшиеся со своими одомашненными конями из Поволжья через земли ботайцев на восток, чтобы создать на Алтае Афанасьевскую культуру. Это переселение по времени как раз примерно совпадает с одомашниванием ботайцами лошади Пржевальского.

Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть картинку Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Картинка про Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей

Какими бы ни были конкретные обстоятельства приручения ботайцами лошади, они не имеют прямого отношения к вопросу о происхождении современной домашней лошади, являющейся потомком приручённого индоевропейцами тарпана. Генетика свидетельствует, что распространение на рубеже III-II тыс. до н.э. индоевропейцев Синташтинской культуры на область Ботайской культуры привело к полному исчезновению как потомков самих ботайцев, так и их одомашненных лошадей.

Источник

Земля первых коневодов

Куаныш АБИЛЬМАЛИКОВ год как старший научный сотрудник музеязаповедника «Ботай» в СевероКазахстанской области. Хотя еще недавно он преподавал в Костанае.

Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть картинку Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Картинка про Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей

Интерес зовёт

Сотрудничать с музеем-заповедником «Ботай» наш земляк начал со студентами КГПИ им. Султангазина в 2012 году. Ему как историку было интересно изучить в археологической экспедиции энеолитическое поселение, расположенное возле села Никольского в Северо-Казахстанской области. За девять лет костанайские студенты вместе с преподавателем нашли там 9 тысяч археологических предметов! Они сейчас хранятся в музее-заповеднике «Ботай».

Со временем ежегодных экспедиций стало мало. А тут и руководство музея, высоко оценившее профессионализм костанайского историка, пригласило на работу. Решение далось непросто, говорит наш герой. Теперь он, можно сказать, живет и работает на две области – Северо-Казахстанскую и Костанайскую.

Вообще, у «Ботая» с Костанаем особая связь. Студенты ездят туда на раскопки, а наши школьники посещают музей с помощью онлайн-экскурсий. А еще первооткрыватель и исследователь ботайской культуры профессор археологии Виктор Зайберт тоже одно время преподавал в Костанае. Именно он открыл поселение в 1980 году во время Северо-Казахстанской археологической экспедиции и с тех пор исследует его.

Чем занимается научный сотрудник Абильмаликов в музее-заповеднике? Многим. Не только описывает музейные предметы (в хранилище около пяти миллионов экспонатов!), но и организовывает экскурсии, передвижные выставки, готовит научные публикации. А еще, что самое интересное, участвует в археологических раскопках, ведет работу по реконструкции антропологического облика древних ботайцев.

Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть картинку Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Картинка про Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей

За это стоило сражаться

– Памятник уникальный, – объясняет Куаныш Кабдулович. – Он похож на городище Первомайское или на некрополи Новоильинский или Бестамак в Костанайской области. Похож именно тем, что археологические раскопки ведутся длительное время. Археологи находят множество уникальных исторических предметов. При этом поселение за 40 лет исследовано только наполовину! Большое количество жилищных конструкций не изучено, остаются невыясненными вопросы погребения умерших у ботайцев.

Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Смотреть картинку Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Картинка про Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей. Фото Какие археологические находки подтверждают факт что ботайцы приручили лошадей

Само поселение расположено в очень красивом месте: рядом лесные массивы, притоки реки Ишим, горные массивы Айыртау, Имантау, Кокшетау. Древние люди выбирали красивые, плодородные земли для строительства поселений.

– Когда приехал сюда в первый раз, был сражен красотой природы. Я понял: не зря последний хан Кенесары Касымов сражался против российских войск за эту землю, – признается историк. – Издревле, с каменного века, эта земля была местом сражений. Тому подтверждение находка скелета древней ботайки с каменным наконечником в грудной клетке. Природа «Ботая» уникальная и в то же время строгая, суровая. Маленькие прохладные речки обегают высокие величественные реликтовые сопки, обросшие деревьями, под которыми хранятся тысячелетние следы истории человека. В поселке Никольском по улицам могут пробежать степные лисы – корсаки. В полевой траве возле реки Иман-Бурлук не редкость увидеть греющихся степных змей – ужей. Природа «Ботая» очень похожа на костанайский Наурзум или Аулиеколь, с большим количеством диких животных. Со временем понимаешь, что не хочется отсюда уезжать.

Укрощение диких

– Сегодня существует множество доказательств тому, что ботайцы смогли приручить лошадь. Российский ученый Л. Гайдученко определил, что большая часть останков лошадей принадлежит кобылицам. У домашнего скота количество самок всегда преобладает над самцами, – раскладывает по полочкам историк. – Еще одним фактом является наличие частиц кисломолочной продукции на останках керамической посуды. Так как, кроме костей лошади, в поселении Ботай не было найдено останков других животных, понятно, что единственным источником кисломолочной пищи могла быть только лошадь. Также археологи нашли псалии – элемент примитивной уздечки. А в 2017 году британский ученый Алан Оутрам использовал новый метод масс-спектрометрии для идентификации белков, сохраняющихся в останках зубов.

С Куанышем Абильмаликовым можно часами говорить на эту тему. Он неиссякаемый источник научных фактов о нашей родной земле. Слушаешь и восхищаешься. И машины времени не нужно. Наверное, так выглядит человек, который влюблен в науку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *