Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры

Воплощение представлений о «естественном человеке» в романе Д.Дефо «Робинзон Крузо»

Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Смотреть фото Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Смотреть картинку Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Картинка про Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Фото Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Смотреть фото Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Смотреть картинку Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Картинка про Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Фото Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Смотреть фото Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Смотреть картинку Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Картинка про Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Фото Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Смотреть фото Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Смотреть картинку Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Картинка про Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Фото Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры

Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Смотреть фото Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Смотреть картинку Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Картинка про Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Фото Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры

Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Смотреть фото Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Смотреть картинку Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Картинка про Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Фото Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры

(Смотреть анализ произведения в тетради)

XVIII век привносит в литературу Европы новое миропонимание. Литература вступает в эпоху просвещения, когда идеология феодализма отходит на второй план, а главной идейной основой просветителей становится культ универсального разума.

Несмотря на торжество нового принципа миросозерцания и мировоззрения, находились личности, которые представляли их с разными оттенками. Одни утверждали, что человека непосредственно формирует Среда обитания, но прогрессом безусловно движет разум. Эта часть просветителей считала, что мнение правит миром, а поэтому людям нужно прививать понимание определенных истин, просвещать их. Таким образом, просвещение считалось двигателем исторического прогресса.

Другие придерживались концепции естественного человека и «человеку историческому», зараженному пороками и предрассудками цивилизации, противопоставляли «человека природного», наделенного добродетельными природными качествами.

Таким образом, Просвещение XVIII века не было выразителем единой идеи. Тут и там возникновала полемика между выразителями различных точек зрения. Наш интерес представляет полемика Д. Дефо и Дж. Свифта.

В результате злоключений герой оказывается полностью оторванным от цивилизации на необитаемом острове (если не считать ее элементами вещи, привезенные им с затонувшего корабля). Здесь Дефо, опирась на концепцию естественного человека, преследует цель показать человека в его естественной природной среде.

И, действительно, герой, вначале совсем отчаявшийся, постепенно сближается с природой. В начале романа он признавался, что на любое дело у него никогда не хватит терпения. Теперь же, благодаря своим умственным способностям и подсказкам природы, он терпеливо выполнял каждое дело. После грозы, боясь взрыва пороха, он углубил пещеру, после землятресея, боясь быть заживо погребенным, – укрепил жилище, боясь заболеть от дождей и жары – смастерил одежду. Действия героя подчинялись лишь страху и необходимости. Он не испытывал ни зависти, ни корыстолюбия, ни алчности, он испытывал лишь страхи. После самого «страшного» страха – боязни смерти, он обращается к вере. И, читая Библию, он осознает свою неправедную жизнь, находит успокоение.

Вот, казалось бы, перед нами предстала идиллия воспитания человека природой. Но не каждый человек попадая в естественные условия развития сможет достичь прогресса. Ведь дикари, время от времени посещавшие остров Отчаянья, тоже жили в естественных условиях. Однако, герой не считал их людьми за варварскую привычку поедать себе подобных. Но вскоре, познакомивщись со спасенным им дикарем, убедился, что добродетельных качеств у него даже больше, чем у какого-либо человека из цивилизованного общества. Робинзону удалось наставить Пятницу на путь истинного прогресса. Он «просвещал» его, вводя в мир религии. А конца у этого реферата нет. Но самое главное сказать, что человек, попадая в «естественные» условия, становится лучше.

Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Смотреть фото Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Смотреть картинку Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Картинка про Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Фото Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры

В качестве героя Дефо выбрал самого обыкновенного человека, который так же по-хозяйски завоевывал жизнь, как сам Дефо, как многие другие, тоже обыкновенные люди того времени. Такой герой появился в литературе впервые, и впервые была описана каждодневная, трудовая деятельность.

Таким образом, как «естественный» человек, Робинзон Крузо не «одичал» на необитаемом острове, не поддался отчаянию, а создал вполне нормальные условия для своей жизни.

Источник

Урок по роману Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо»

I. этап урока. Вступительное слово учителя. Учитель называет тему урока, сообщает цели урока.

Учитель. Итак, сегодня мы продолжим разговор об английской литературе эпохи Просвещения, о великом английском писателе Даниеле Дефо и его бессмертной книге «Приключение Робинзона Крузо». Жизнь Даниеля Дефо удивительна, полна необычных и увлекательных приключений, испытаний.

Учитель. Дефо был, безусловно, ярким представителем своей эпохи. Он сумел организовать множество деловых предприятий, многие из которых были, увы, неудачными. Он пережил поклонение современников и старость в бедности, преследование кредиторов и славу талантливого публициста, сочетавшуюся с загадочной и даже скандальной репутацией. Он был мастером литературной мистификации, нередко позволявшим себе в печати анонимно спорить с самим собой. Наконец, он снискал себе славу бесстрашного разведчика, выполнявшего весьма деликатные и ответственные поручения. Однако подлинную славу Дефо обрел лишь на 60 году жизни, когда опубликовал роман, принесший ему мировую славу. И действительно, в романе получили отражение богатейший опыт писателя, его тяготение к документальности, страсть к приключениям, восторг при виде беспредельно расширяющихся торговых горизонтов. Именно об этом романе великий просветитель Руссо написал слова, взятые нами в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку. (Ученики читают эпиграф.) К обсуждению вопроса о значении романа мы ещё вернемся в конце урока, когда будем подводить его итоги.

Учитель. Роман написан в начале XVIII века. Этот век вошёл в историю как эпоха Просвещения. Безусловно, будучи энергичным и предприимчивым человеком, который не был безучастен к происходившим вокруг событиям, Дефо не мог не обратить внимание на основные особенности этой эпохи при создании образа главного героя. Каковы же эти идеи? (Рассказ ученика с опорой на карточку 2 раздаточного материала).

II. этап урока. Работа с текстом произведения. Беседа с учениками по предлагаемым вопросам с опорой на текст романа.

Учитель. В романе «Приключения Робинзона Крузо» Робинзон сам рассказывает историю своей жизни. Мы знакомимся с героем задолго до того, как он попадает на остров.

Как вы думаете, почему Дефо делает рассказчиком Робинзона, а не сам повествует о жизни героя?

Так автор добивается большей выразительности повествования, живой, непосредственной формы, простоты и безыскусственности. Дефо подчеркивает безысходность положения героя. В романе, безусловно, видна реалистическая достоверность, искренность.

В какой семье родился Робинзон? Как его воспитывали родители? Что главное должен был усвоить Робинзон в детстве? Приучают ли его родители к труду? Готов ли Робинзон к какой-либо деятельности?

Робинзон вырос в семье буржуа, который нажил торговлей своё состояние. Его не готовили ни к какому ремеслу. Голова его была «набита всякими бреднями». Отец считал, что Робинзону следует держаться «середины».

Почему Робинзон решает сбежать из родительского дома? Чем обусловлен его выбор? Слышит ли Робинзон уговоры отца? Разумно ли поведение героя романа, решившего утолить свою «страсть к морю»?

Он мечтает о морских путешествиях и «не хотел слушать ни о чем другом». Нет, он никого не слышит, ничьи уговоры не воспринимает.

Что происходит с героем дальше? Как он оказывается в Америке и чем там занимается? Можно ли назвать поведение героя разумным? Какая страсть завладела героем полностью, безраздельно? Когда же всё рушится в жизни Робинзона? Почему именно такой сюжетный ход избирает Дефо?

Ученики рассказывают историю жизни Робинзона Крузо до того момента, как он попал на остров. Робинзоном безраздельно овладела страсть к обогащению сверх меры, считавшаяся в XVII веке самой губительной для человека. Ради наживы Робинзон способен даже торговать людьми, забыв христианские заповеди. За это и был жестоко наказан. Все рушится тогда, когда Крузо решает купить рабов в Гвинеи. Это является заслуженной карой за антигуманное, противоречащее природе человека поведение. «:мне по-прежнему суждено было самому быть виновником всех моих несчастий:». «:благоразумием я никогда не отличался:».

Итак, Робинзон Крузо оказывается единственным выжившим в результате кораблекрушения. Как же он решает жить дальше? Что берёт с потерпевшего крушение корабля на остров Робинзон Крузо? Почему именно этими вещами автор считает необходимым снабдить своего героя?

Ученики перечисляют предметы, которые кажутся герою необходимыми на острове, подкрепляя ответ цитатами.

Как относится к деньгам? Что думает о тех деньгах, которые находит на корабле? Нужны ли они ему? Как связаны высказывания Робинзона Крузо с идеями эпохи?

«Ненужный хлам. Ты и того не стоишь, чтобы нагнуться и поднять тебя с полу. Всю эту кучу золота я готов отдать за любой из этих ножей». Однако потом всё же берёт их с собой на остров. Человек ценен сам по себе.

Что ещё узнаём мы о Робинзоне?

Он верит в Бога. В самые тяжёлые минуты в нем говорит голос рассудка. «:вняв голосу рассудка, я начинал мириться со своим положением». «:разум есть основа и источник математики, а потому, определяя и изменяя разумом вещи и составляя о них наиболее разумное суждение, каждый может через известное время овладеть любым ремеслом». Он овладевает многими ремёслами «благодаря трудолюбию и прилежанию».

Учитель. Робинзон оказывается на острове, где ему предстоит провести много-много лет. Остров не выдумка Дефо, а реальный географический объект, о котором, тем не менее, автор знал только из книг и который совсем не представлял. Тем не менее, описывая остров, Дефо создает яркие картины южной природы, подчеркивает своеобразие каждого времени года. Каким же видит Робинзон Крузо необитаемый остров?

Ученики подбирают цитаты с описанием острова.

Что поддерживает Робинзона Крузо в его одиночестве? Как он оценил своё положение? Что считает добром, а что злом? Попробуем проанализировать список, составленный Робинзоном?

Анализ отрывка романа, в котором Робинзон Крузо старается утешить себя тем, «что могло бы случиться и хуже, и противопоставлял злу добро». Труд, религия, терпение, благоразумие, здравый смысл. Робинзон «работал не покладая рук».

Робинзон многому научился на острове, например, добывать и поддерживать огонь, делать свечи из козьего жира. Ещё Крузо смог прокормить себя, например, делая сыр и масло из козьего молока. Герой пробует делать посуду из глины, мебель, усовершенствует свой дом. Он научился на острове обрабатывать шкуры, плести корзины, возделывать землю, выращивать зерно, печь хлеб. Ученики приводят примеры из текста, рассказывая, чему научился Робинзон. Робинзон даже начинает новое летоисчисление на острове, ибо отрезан от мира.

Как вы думаете, какая особенность мировоззрения людей эпохи Просвещения проявилась в столь подробных описаниях? Смогли бы вы, например, сами обжечь горшок, следуя этому описанию?

Безусловно, да. Дефо стремится показать, жизнь в правдоподобных формах, показывает, как человек, оказавшись один на один с природой, смог не только выжить, но и познать окружающий мир, приобрести путём проб и ошибок многие важные навыки.

Меняется ли Робинзон Крузо на острове?

Он научился не роптать на судьбу, а принимать всё как должное, жить, а не существовать, не предаваться унынию.

На острове Робинзон ведёт дневник и скрупулезно заносить в него всё, что с ним происходит, причем не только с внешней стороной его жизни, но и внутри него, в душе, в мыслях, в чувствах, в настроениях. Почему Вы думаете он так поступает?

Робинзону Крузо важно проанализировать всё происходящее. Он находится в постоянном поиске самого себя, своего предназначения, в поиске истины.

Безусловно. Дефо ставит эксперимент, показывая, что разум, трудолюбие, оптимизм, вера в Бога помогают найти выход из самой сложной ситуации, в которую попадает человек. Это просветительские идеи. Дефо показывает эволюцию человека, который начинает свою жизнь на острове с почти примитивного состояния и столь же примитивных занятий. Он вводит новое летоисчисление. Он размышляет, оценивает свои поступки, анализирует природу человека. Робинзон повторяет путь человечества в эволюционном развитии. Именно поэтому роман приобретает обобщенный смысл, становится аллегорией.

Учитель. Конечно же, в истории жизни Робинзона на острове читатели угадывают представление автора о человеческой жизни, об истории человечества, основные этапы развития которого проходит на острове Крузо. Для Дефо важнейшим исходным пунктом становится индивидуум, чьё значение в историческом и эволюционном развитии невозможно переоценить. Это отражение просветительских идей, хотя, возможно, не совсем соответствующих правде истории. Можем ли мы согласиться, что история жизни Робинзона на острове начинается с «чистого листа»?

Нет, потому что кое-что из созданного человеком и человечеством он берёт на необитаемый остров с потерпевшего крушение корабля.

Учитель. О каких этапах жизни Робинзона на острове мы с вами ещё не упомянули?

О Робинзоне-рабовладельце, о колонизации острова. Это те этапы жизни Робинзона, которые не менее важны для понимания идейного замысла писателя. Например, встреча с Пятницей помогает понять, как относится Робинзон к дикарям и что из прошлой жизни героя способствует такому восприятию.

Итак, Робинзон видит след человеческой ноги. Встреча с Пятницей. Меняется ли отношение Робинзона к своему слуге на протяжении романа?

Каким образом устроил Робинзон в дальнейшем управление колонией на своем острове? Как бы вы прокомментировали такое общественное устройство с позиции идей эпохи Просвещения?

III. этап урока. Обобщение материала. Подведение итогов урока.

Вернемся к эпиграфу урока. Можем ли мы согласиться со словами Ж.Ж.Руссо?

IV. этап урока. Домашнее задание.

Письменный ответ на вопрос обобщающего характера. Какие черты эпохи Просвещения вы видите в романе? В чем аллегоричность романа?

Источник

Образ Робинзона Крузо: “естественный человек эпохи Просвещения”

Дефо шел уже шестидесятый год, когда в уюте села Сток-Ньюингтон, близ Лондона, он начал писать свой первый роман под пробным названием: “Жизнь и необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, который прожил двадцать восемь лет в полнейшем одиночестве на безлюдном острове возле американского побережья, недалеко от устья большой реки Ориноко, оказавшись на берегу после кораблекрушения, во время которой погиб весь экипаж, кроме него, с дополнением рассказа о не менее удивительном способе, которым его, в конце концов,

Путь свой к читателю роман нашел сразу. Через две недели после его выхода появилось второе издание, в начале июня – третье, а через два месяца – четвертое. Подобной популярности не знала тогда в Англии ни одна книга. В чем же причина такого грандиозного успеха?

В необычности судьбы главного героя?

Возможно, но не только в том. На мысль изобразить жизнь человека, который попал на безлюдный остров, писателя натолкнул реальный случай. В октябре 1704 года шотландец Александр

Сам Роджерс издал в 1712 году книгу дорожных заметок, в которой посвятил несколько страниц Селькирку. Нет оснований утверждать, что Александр Селькирк стал прототипом Робинзона Крузо: весьма уж велика дистанция между реальным моряком и выдуманным характером.

Но эта история, которая стала известна Дефо, бесспорно, дала толчок к созданию известного романа. Вообще в тогдашней Англии был большой интерес к книгам, где рассказывалось о разнообразных морских странствованиях и приключениях. Читателей привлекали описания неизвестных земель, экзотических народов и обычаев, но не менее интересным был для них авантюрный аспект таких рассказов.

Дефо учел популярность подобной литературы и совсем не случайно предоставил жизнеописанию Робинзона Крузо приключенческий характер.

Называя приключения своего героя “необыкновенными и удивительными”, писатель отнюдь не преувеличивал. Даже сам перечень фактов из биографии Робинзона Крузо способен создать сильное впечатление, а тем более – подробный рассказ. Выходец из пуританской буржуазной семьи вопреки воли отца, который мечтал видеть сына юристом, пускается в море, потом становится купцом-мореплавателем, попадает в плен к маврам, с риском для жизни убегает из рабства, четыре года владеет сахарной плантацией в Бразилии, отправляется в Гвинею за черными рабами, и, в конце концов, вследствие корабельной аварии в океане попадает на безлюдный остров, где живет двадцать восемь лет, два месяца и девятнадцать дней.

Рассказ в книге ведется от первого лица и сперва напоминает воспоминания: “Я родился в 1632 году в порядочной семье…” – такими словами открывается роман, и мемуарная форма повествования длится вплоть до того момента в развитии фабулы, когда герой после корабельной аварии оказывается на безлюдном острове. Дальше начинается “Дневник” Робинзона Крузо, который он ведет, живя на острове, а потом снова идут воспоминания. Выбор такой повествовательной манеры – мемуарной и дневниковой – был обусловлен не только личным опытом и литературно-стилевыми вкусами беллетриста.

Эта манера как можно быстрее отвечала “новой исторически-культурной эпохе с присущей для нее рационалистическим началом в искусстве”.

В жизни Робинзона ничего не происходит по взмаху волшебной палочки или по воле божественных сил. Целиком реальные обстоятельства предопределяют его приключения и скитания, он попадает на остров, а дальше… Далее хозяином его судьбы становится он сам и только он сам.

Робинзон на своем острове будто бы повторяет основные стадии культурного развития человечества, выступая в роли охотника, скотовода, земледельца, но он – не человек первоначальных человеческих коллективов, которые прошли через эти стадии, а настоящий англичанин XVIII ст., которого Дефо вооружает орудиями современной ему техники и мировоззрением английской буржуазии эпохи ее перехода на стадию своей зрелости. Робинзону иногда кажется, что он нашел на острове настоящую душевную гармонию, но определенное критическое отношение к обществу, от которого он случайно оторвался, не мешает ему грустить за ним. У Робинзона довольно развитое чувство владельца, и даже экзотическая, прекрасная природа острова привлекает его, прежде всего потому, что он ощущает себя ее хозяином. “Я спустился в эту волшебную долину и с какой-то тайной утехой… подумал, что все это мое: я царь и хозяин этой земли. Мои права на нее бесспорные, и, когда бы я мог переместить ее, она стала бы такой же безусловной собственностью моего рода, как имение английского лорда”.

В предусмотрительному и практическом Робинзоне мы видим и простодушного философа. “Ненужный хлам! – говорит Робинзон, когда увидел деньги, которые остались в каюте затонувшего корабля. – Зачем они мне теперь? Ты и того не достойный, чтобы поднять тебя с земли. Всю эту груду золота я готов отдать за любой из этих ножей… оставайся там, где лежишь, и иди на дно морское, как создание, чью жизнь не следует спасать!”.

Однако, немного подумав, он решил взять деньги с собой…

История Робинзона Крузо со всеми ее перипетиями может быть воспринята как развернутая, обросшая многими деталями притча о Человеке, о его столкновении с природой, о его борьбе за жизнь, о физической, интеллектуальной и моральной стойкости. Выбранный прозаиком метод сухого мемуарно-дневникового рассказа оказался удивительно удачной формой для воплощения смелого художественного замысла. Как выяснили более поздние комментаторы, романист мог допускать мелкие неточности в географии и зоографии, но в главном – в изображении реального характера человека, который попал в исключительные обстоятельства, – он достиг максимальной художественной убедительности.

Его установка на жизненный оптимизм выдержана от начала и до конца произведения с неограниченной последовательностью.

Related posts:

Источник

Концепция «естественного человека» в романе Даниеля Дефо «Робинзон Крузо»

Жизненный путь и литературная деятельность Д. Дефо. Проявление концепции «естественного» человека в эпоху Просвещения. Особенности и своеобразие авторской позиции английского писателя в показе человека-созидателя, человека труда в романе «Робинзон Крузо».

РубрикаЛитература
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления13.01.2014
Размер файла52,2 K

Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Смотреть фото Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Смотреть картинку Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Картинка про Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры. Фото Какие действия и занятия подтверждают что робинзон человек своей эпохи своей культуры

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Республики Беларусь

«Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова»

Кафедра английского, общего и славянского языкознания

на тему: «Концепция «естественного человека» в романе Даниеля Дефо «Робинзон Крузо»»

Исполнитель: студентка 2 курса группы «АФ-24»

факультета иностранных языков

Казакова Кристина Викторовна

Руководитель: старший преподаватель

Митюкова Елена Анатольевна

1) Проследить сложившуюся историческую ситуацию в Англии, на фоне которой развивалась литературная деятельность Дефо.

2) Определить, как проявлялась концепция «естественного» человека в эпохе Просвещения.

3) Выявить особенности и своеобразие авторской позиции Даниеля Дефо в показе «естественного» человека.

Структура и объем исследования: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав («Историческая обстановка и биографические сведения» и «Естественный человек в романе Д. Дефо »Робинзон Крузо »»), заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Историческая обстановка и биографические сведения

1.1 Жизненный и творческий путь Даниеля Дефо

С конца 17 до середины 18 столетия для Англии наступило смутное время. «В этот период всеобщей распущенности личность Даниеля Дефо выдается по своим высоким нравственным качествам. Это был безукоризненно честный человек, неутомимый литературный работник и хороший семьянин; но ему выпала горькая доля, и почти вся его долгая жизнь, особенно её последние годы, представляется одним почти непрерывным рядом всяких невзгод и гонений» [2, с. 75].

Прежде чем предоставить сыну самостоятельное дело, отец поместил Даниеля для изучения бухгалтерии и торговой практики в контору оптовой чулочной фирмы, расположенной в лондонском Сити и торговавшей и за границей. концепция естественный человек робинзон

В свободное время Дефо общался с молодежью из диссентеров, которая придерживалась таких же горячих взглядов на политику, как и он сам. С этих пор Дефо встал на сторону народа в предстоящей политико-религиозной борьбе, и «его выдающийся талант и энергия сразу выделили его среди сверстников как поборника гражданской и религиозной свободы» [2, с. 85]. С наступлением девятнадцатилетия Даниель Дефо окончил школьное образование и, послушавшись совета отца, решил заняться коммерческим делом.

Примерно с 1680-х гг. он начинает заниматься коммерцией. Торговое дело Дефо расширилось и заставило завязать торговые отношения с Испанией и Португалией. Так он посетил Испанию, где прожил некоторое время и изучил язык.

«Дефо совсем не был подходящим человеком для торговых занятий. Хотя он всегда отличался самым строгим и скромным образом жизни, но, вместо того чтобы сидеть над своим делом и над счетными книгами в конторе, он слишком увлекался политикой и обществом образованных людей и писателей…главной причиной его последующих торговых неудач были его собственное невнимание к своему делу и склонность к спекуляции» [2, с. 92].

В двадцать лет Даниель Дефо вступил в ряды армии герцога Монмаута, который восстал против своего дяди, Якова Стюарта, проводившего во время своего правления профранцузскую политику. Яков подавил восстание и сурово расправился с мятежниками, а Даниелю Дефо пришлось скрываться от преследований.

Д. Дефо мужественно преодолевал жизненные невзгоды и неудачи. Преуспевающий торговец, отец большого семейства, глава церковной общины, публичный оратор, причастный к политической борьбе, а иногда и негласный советник высокопоставленных лиц в государстве, он много путешествует по Европе [3, с. 33].

За шесть лет, до 1702 года, появилось до тридцати сочинений Дефо, среди которых выдается его книга «Опыт о проектах», издание 1697 года. «В предисловии к «Опыту» Дефо верно называет свое время «веком проектов». Всевозможным лотереям, разным мошенническим аферам и предприятиям, газетным ловушкам и т.п. не было конца! В своих проектах Дефо руководствуется исключительно общественным благом, без всякой мысли о собственной выгоде. В предлагаемых им мероприятиях и учреждениях он оказывается по крайней мере на сто лет впереди своего века, так как многие из них были осуществлены в недавнее время и вошли в современную жизнь» [2, с. 96].

В 1702 году на английский престол взошла королева Анна, последняя из Стюартов. Дефо написал свою знаменитую сатирическую брошюру «Вернейшее средство отделаться от диссентеров». Диссентерами назвались в Англии протестантские сектанты. Сначала в парламенте не поняли истинного смысла сатиры и обрадовались, что Даниель Дефо направил свое перо против сектантов. Потом кто-то раскусил действительный смысл сатиры.

И Дефо приговорили к суду на семь лет тюремного заключения, к штрафу и к троекратному выставлению у позорного столба.

Этот средневековый способ наказания был особенно мучителен, так как давал право уличным зевакам и добровольным лакеям духовенства и аристократии издеваться над осуждённым. Но Дефо был осыпан цветами. Ко дню стояния у позорного столба находившемуся в тюрьме Дефо удалось напечатать «Гимн позорному столбу». Здесь он громил аристократию и объяснял, за что его выставили на позор. Этот памфлет толпа распевала на улицах и на площади, в то время как приговор над Дефо приводился в исполнение.

Через два года Дефо был освобожден из тюрьмы. Репутация его пострадала и процветавшее дело по производству черепицы за время, пока хозяин находился в тюрьме, пришло в совершенное расстройство. Дефо грозила нищета, а возможно, и ссылка. Чтобы избежать этого, Дефо согласился на сомнительное предложение премьер-министра стать тайным агентом консервативного правительства и лишь внешне оставаться «независимым» журналистом. Так началась двойная жизнь писателя. Роль Дефо в закулисных интригах его времени до конца не ясна.

После вступления на английский престол Ганноверского дома, Даниель Дефо написал еще одну ядовитую статью, за которую парламент присудил ему огромный штраф и заключение в тюрьму. Это наказание заставило его навсегда оставить политическую деятельность и посвятить себя исключительно беллетристике.

На протяжении трёх с лишним десятилетий Даниель Дефо под собственным именем, а также безымянно и под различными псевдонимами непрерывно выпускал в свет памфлеты, философские и юридические трактаты, экономические работы, а также руководство для купцов, наставления для вступающих в брак, поэму о живописи, всеобщую историю ремёсел, ряд романов, среди которых естественно, выделялся «Робинзон Крузо» [3, с. 34].

1.1.1 История создания романа

Эта книга будет первой, которую прочитает мой Эмиль [сын]. Она долгое время будет составлять всю его библиотеку и навсегда займёт в ей почётное место… Что же это за волшебная книга? Аристотель? Плиний? Бюффон? Нет: это «Робинзон Крузо«! Ж.Ж. Руссо

Первое издание «Робинзона Крузо» вышло в свет в Лондоне 25 апреля 1719 года без имени автора. Дефо выдал это произведение за рукопись, оставленную самим героем повествования. Писатель пошел на это скорее по необходимости, чем по расчету. Книга обещала хороший сбыт, и Дефо был, конечно, заинтересован в ее материальном успехе. Однако он понимал, что его имя журналиста, который пишет острые публицистические статьи и памфлеты, скорее повредит успеху книги, чем вызовет к ней внимание. Поэтому он поначалу и скрыл свое авторство, дождавшись, пока книга не обрела невиданную славу.

Документальный жанр путешествий ещё до появления «Робинзона Крузо» обнаруживал тенденцию перейти в жанр художественный. В «Робинзоне Крузо» и завершился этот процесс изменения жанра путём накопления элементов вымысла. Дефо использовал стиль «Путешествий», и их особенности, имевшие определённое практическое значение, в «Робинзоне Крузо» стали литературным приёмом: язык Дефо также был прост, точен и протоколен. Ему были совершенно чужды специфические приёмы художественного письма, так называемые поэтические фигуры и тропы.

Основой для написания романа послужили мемуары, дневники, записи, фиктивные и документальные публикации. Такая литература особенно модная в те времена, была непременно связанна с морскими путешествиями и приключениями, похождениями флибустьеров («джентльменов удачи») [3, 34].

Источники, послужившие фабульной основой романа, можно разделить на фактологические и литературные. К первым относится поток авторов путевых очерков и записок конца XVII-начала XVIII вв., среди которого К. Атарова выделяет двух:

1) адмирал Уильям Дампьер, выпустивший книги: «Новое кругосветное путешествие», 1697; Путешествия и описания», 1699; «Путешествие в Новую Голландия», 1703;

2) Вудс Роджерс, написавший путевые дневники тихоокеанских путешествий, в которых описана история Александра Селькирка (1712), а также брошюру «Превратности судьбы, или Удивительные приключения А. Селькирка, написанные им самим» [5, с. 10].

Всё же наибольшее влияние на создание романа оказал случай, произошедший с Александром Селькириком, моряком, который прожил на необитаемом острове более четырёх лет в полном одиночестве.

Но как справедливо отмечает А. Чамеев, «как бы разнообразны и многочисленны ни были источники «Робинзона Крузо», и по форме, и по содержанию роман представлял собой явление глубоко новаторское. Творчески усвоив опыт предшественников, опираясь на собственный журналистский опыт, Дефо создал оригинальное художественное произведение, органически сочетавшее в себе авантюрное начало с мнимой документальностью, традиции мемуарного жанра с чертами философской притчи» [6, с. 41].

1.2 Краткий обзор эпохи Просвещения

XVIII век в Европе называют «веком разума». Само понятие разума трактовалось по-разному, в острых спорах продолжался процесс преодоления традиций средневекового мышления.

Европейские просветители в своем представлении о человеке исходили из определенной нормы (будь это разум или природа), и для литературы того времени характерно неповторимое единство утверждения этой нормы и отрицания всех сторон жизни, идей и человеческого поведения, которые ей не соответствовали. Это единство отрицания и утверждения объединяет художников-просветителей разных художественных направлений (в том числе классицизма и сентиментализма).

Воспитательные, преобразующие общество задачи, которые ставили перед собой просветители, определили направление их эстетических поисков, своеобразие их художественного метода, обусловили активную позицию художника.

Главным героем, центральным звеном философии эпохи Просвещения стал человек. Впервые со времен Возрождения ему придается такое значение и впервые в истории культуры человек рассматривается столь всесторонне. Дидро считает человека единственным центром Вселенной, без которого все земное потеряло бы смысл.

1.2.1 Эпоха Просвещения в Англии и Франции

К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность у Локка тесно связано с высокой оценкой человеческого труда. Он был убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов необходимый результат принятия трёх неотчуждаемых прав. Как и большинство просветителей, Локк исходит из идеи неотъемлемых прав изолированных индивидов и их частных интересов. Правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, но так, чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.

Локк подчеркивал: «Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые, во всяком случае, могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить, но только упражнение этих сил может сообщить нам уменье и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству».

Подчеркивая значение личного творческого усилия каждого человека, его знаний и опыта, английские просветители как нельзя лучше усвоили потребности общества XVIII в., осуществлявшего беспрецедентный поворот в развитии производительных сил и производственных отношений. Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.

В свою очередь французское Просвещение не представляло собой вполне однородного идейного течения: между его представителями были немалые различия.

Руссо писал: Всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем соответствует общей воле. Руссо был одним из тех, кто духовно подготавливал Французскую революцию. Он оказал огромное влияние и на современную духовную историю Европы с точки зрения государственного права, воспитания и критики культуры.

1.2.2 Естественный человек по Ж.Ж. Руссо

Руссо всю свою жизнь любил природу, его влечение к ней было безгранично. Его беспокойная и мятежная душа находила в природе успокоение, гармонию. Следовательно, внешнюю природу Руссо рассматривает и как источник внешних впечатлений и как источник эстетического наслаждения и нравственного успокоения к совершенствованию, и как средство гармонического (естественного, свободного) развития личности.

Понятие природы выступает у Руссо и в другом плане. Он использует часто это понятие как орудие полемики. за восхвалением «дикаря», ведущего счастливую жизнь среди природы, среди лесов и гор. Защита человека природы и всего того, что связано с природой, сливалась у Руссо с отрицанием всего противоестественного, оторванного от природы с ее простотой и непосредственностью. «Культ природы» у Руссо, есть не что иное, как отвращение к искусственности, фальши, жажда всего естественного, простоты, непосредственности, скромности, отсутствие желаний, кроме тех, которые обусловлены необходимостью поддержания физической силы.

Воспитание от природы есть процесс спонтанный, самопроизвольный, определяемый активностью самой души и естественным ростом тела.

Какие же условия требуются, по Руссо, для того, чтобы не мешать природе, не искажать ее естественный ход, а тонко помогать ей, следуя за ее развитием? К таким условиям в первую очередь относится естественное состояние человека.

Естественный человек, по Руссо, это прежде всего созданный природой человек с его естественными физическими и нравственными потребностями и желаниями. Этот естественный человек с его непосредственными чувствами противопоставляется Руссо человеку цивилизованному, испорченному нравами «гражданского» общества.

Естественный человек отличается природной добротой, отзывчивостью, состраданием к ближнему, цельностью характера. Это, можно сказать, в известном смысле единый, гармоничный человек, лишенный страстей и неутолимых желаний. Такой «идеальный» человек был, разумеется, лишён у Руссо конкретно-исторического содержания и использовался им скорее опять-таки как орудие полемики, орудие противопоставления «природы» в «цивилизации», всего естественного и искусственного.

В воображении Руссо такой человек рисовался то в образе «дикаря» доисторической эпохи, то становился символом простого народа с его душевной чистотой.

2. В странах Европы для литературы XVIII в. был характерен исторический оптимизм, неистребимая вера в победу разума над неразумием и предрассудками.

3. Впервые концепция «естественного» человека появляется во французском Просвещении, а именно в работах Жан-Жака Руссо. Естественный человек, по Руссо, это прежде всего созданный природой человек с его естественными физическими и нравственными потребностями и желаниями. Он считает, что нравственность как естественное начало (присущее человеку уже по его рождению) можно совершенствовать в человеке воспитанием, и наиболее пригодным местом для этого он считает природу в противоположность городскому укладу, искусственному, извращающему любой нрав.

Глава 2. Естественный человек в романе Д. Дефо »Робинзон Крузо»

2.1 Проявление в романе «Робинзон Крузо» концепции «естественного« человека через труд

В качестве героя Дефо выбрал самого обыкновенного человека, который так же по-хозяйски завоевывал жизнь, как сам Дефо, как многие другие, тоже обыкновенные люди того времени. Такой герой появился в литературе впервые, и впервые была описана каждодневная, трудовая деятельность.

Как «естественный» человек, Робинзон Крузо не «одичал» на необитаемом острове, не поддался отчаянию, а создал вполне нормальные условия для своей жизни.

Дефо наделяет Робинзона своими мыслями, вкладывая в его уста просветительские взгляды. Робинзон высказывает идеи веротерпимости, он свободолюбив и гуманен, ненавидит войны, осуждает жестокость истребления туземцев, живущих на землях, захватываемых белыми колонизаторами. Он вдохновенно относится к своему труду.

Кстати, как отмечают исследователи, у героя Дефо не получались поначалу лишь те вещи, процесс изготовления которых сам автор хорошо знал на собственном опыте и, следовательно, мог достоверно описать все «муки творчества». К обжигу глины это относится в полной мере, поскольку в конце ХVII в. Дефо был совладельцем кирпичного завода. Робинзону понадобился почти год усилий, чтобы «вместо аляповатых грубых изделий» из-под его рук вышли «аккуратные вещи правильной формы».

На протяжении всего романа Д. Дефо с иронией отмечает, что его герою свойственна гордыня, преувеличенное представление о своих возможностях. Наиболее явственно это проявилось в эпизоде о сооружении грандиозной лодки, когда Робинзон «тешился своей затеей, не давая себе труда рассчитать, хватит ли у него сил справиться с ней». Но та же мания величия обнаруживается и в первоначальном намерении соорудить загон для коз окружностью в две мили; чрезмерно большим и перегруженным оказывается плот, сооруженный Робинзоном в одну из поездок на корабль; чрезмерно расширенная им пещера становится доступной для хищников и менее безопасной; и т.д. Несмотря на присутствующую иронию, читателю, тем не менее, понятно, что автор с большой симпатией относится к человеку, который берет на себя труд делать много и даже сетует на постоянную нехватку времени.

Эволюция сознания естественного человека Робинзона Крузо, представленная Дефо, подтверждает верность основных просветительских концепций естественного человека: во-первых, человек даже в естественных условиях остается «общественным животным»; во-вторых, одиночество противоестественно.

Герой Дефо сделался живым воплощением представлений просветителей о современном им человеке как о человеке «естественном», не исторически возникшем, а данном самой природой.

2.2 Проявление в романе «Робинзон Крузо» концепции «естественного« человека через религию

В среде отечественных литературоведов ранее не принято было обращать внимание на тот факт, что среди всех видов деятельности, совершаемой Робинзоном на острове, важнейшую роль Даниэль Дефо отводит именно работе духовной. На первом плане у него были религиозные обязанности и чтение Священного Писания, им он неизменно отводил известное время три раза в день. Вторым из ежедневных дел Робинзона была охота, занимавшая у него часа по три каждое утро, когда не было дождя. Третьим делом была сортировка, сушка и приготовление убитой или пойманной дичи.

Как истинный буржуа, Робинзон твердо держится пуританской религии. Интересны споры Робинзона и Пятницы о религии, в которых «естественный человек» Пятница без труда опровергает богословские доводы Робинзона, взявшегося обращать его в христианство, и подвергает сомнению существование дьявола. Так Дефо критикует одну из главных доктрин пуританства о существовании зла.

Следует отметить, что почти весь роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» построен по мотивам книги Бытия. Только несколько глав, в частности, последние, отличаются. К тому же отличаются они и по содержанию, но ведь библейские события происходили намного раньше, чем Дефо решил написать свой роман. Времена изменились, изменились и ценности.

Конечно же, психология образа Робинзона в его развитии «естественного» человека раскрывается в его отношениях с Богом. Анализируя свою жизнь до и на острове, пытаясь отыс. кать аллегорические высшие параллели и некий метафизический смысл Робинзон пишет: «Увы! Моя душа не знала Бога: благие наставления моего отца изгладились из памяти за 8 лет непрерывных скитаний по морям и постоянного общения с такими же, как сам я, нечестивцами, до последней степени равнодушными к вере. Не помню, чтобы за все это время моя мысль хоть раз воспарила к Богу. Я находился в некоем нравственном отупении: стремление к добру и сознание зла были мне равно чужды. Я не имел ни малейшего понятия ни о страхе Божьем в опасности, ни о чувстве благодарности к Творцу за избавление от нее… » [10, с. 80].

«Я не чувствовал ни Бога, ни Божьего суда над собой; я так же мало усматривал карающую десницу в постигших меня бедствиях, как если б я был счастливейшим человеком на свете » [10, с. 82].

Однако, делая столь атеистическое признание, Робинзон тут же отступает, признаваясь, что только теперь, захворав, он почувствовал пробуждение совести и «понял, что своим греховным поведением навлек на себя Божий гнев и что беспримерные удары судьбы были лишь справедливым мне возмездием» [10, с. 82].

Слова о Каре Господней, Провидении, Божьей милости преследуют Робинзона и довольно часто встречаются в тексте, хотя на практике он руководствуется житейским смыслом. Мысли о Боге посещают его обыкновенно в несчастьях.

В качестве примера можно привести описание Робинзоном своих чувств по поводу находки ячменных зёрен:

«Невозможно передать, в какое смятение повергло меня это открытие! До тех пор мною никогда не руководили религиозные помыслы. Но, когда я увидел этот ячмень, выросший в несвойственном ему климате, а главное, неизвестно как попавший сюда, я стал верить, что это Бог чудесным образом произрастил его без семян только для того, чтобы прокормить меня на этом диком безотрадном острове. Мысль эта немного растрогала меня и вызвала слезы; я был счастлив сознанием, что такое чудо свершилось ради меня» [10, с. 72].

Когда же Робинзон вспомнил про вытряхнутый мешок, «чудо исчезло, а вместе с открытием, что все произошло самым естественным путем, я должен сознаться, значительно поостыла и моя горячая благодарность к Провидению» [10, с. 72].

Интересно, как Робинзон в данном месте обыгрывает в провиденческом плане сделано рационалистическое открытие.

«А между тем то, что случилось со мной, было почти так же непредвиденно, как чудо, и, уж во всяком случае, заслуживало не меньше признательности. В самом деле: не перст ли Провидения виден был в том, что из многих тыс. яч ячменных зерен, попорченных крысами, 10 или 12 зернышек уцелели и, стало быть, все равно что упали мне с неба? И надо же было мне вытряхнуть мешок на лужайке, куда падала тень от скалы и где семена могли сразу же взойти! Ведь стоило мне бросить их немного подальше, и они были бы сожжены солнцем» [10, с. 72].

1. «Робинзон Крузо» это эксперимент по воспитанию и самовоспитанию естественного человека трудом и испытания духовной зрелости, моральных сил личности через труд. Дефо изобразил сложный процесс становления и развития личности и роль трудовой деятельности в нем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *