Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство

Презентация по русской словесности «Роды и виды произведений словесности» (11 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Смотреть фото Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Смотреть картинку Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Картинка про Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Фото Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство

Описание презентации по отдельным слайдам:

Произведение словесности Роды и виды произведений словесности

Роды, виды и жанры художественной словесности

Художественные произведения словесности Эпос Повествование – не единственная форма словесного выражения в эпосе. Используются также и описания, и рассуждения, и лирические отступления, и диалоги. Эпические произведения создаются в прозе и стихах.

Художественные произведения словесности Эпос В народной и книжной словесности есть свои виды эпических произведений. Термин «эпос» употребляется в широком и узком смыслах. В узком смысле эпос – народно-патриотические сказания и песни с исторической основой, объединённые в одно большое произведение («Илиада»), или образующие циклы произведений, связанные общими героями и тематикой (русские былины).

Художественные произведения словесности Эпос Виды народной эпической словесности сказка миф легенда (сказание) былина историческая песня духовный стих пословица загадка

Художественные произведения словесности Эпос Виды народной словесности Сказка – повествование о вымышленных, нередко фантастических событиях.

Художественные произведения словесности Эпос Виды народной словесности Сказки

Художественные произведения словесности Эпос Виды народной словесности Миф – повествование о богах, демонах, духах, героях, отражающее давние, донаучные фантастические представления людей о мироздании, явлениях природы, человеческом бытии.

Художественные произведения словесности Эпос Виды народной словесности Легенда (сказание) – повествование, основанное на действительном или воспринимаемом как действительное событии, но «украшенное» вымышленными, фантастическими, чудесными подробностями.

Художественные произведения словесности Эпос Виды народной словесности Легенда По тематике религиозные исторические демонологические бытовые и т.п.

Художественные произведения словесности Эпос Виды народной словесности Былина (старина) – стихотворное сказание о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси (IX – XIII вв.)

Художественные произведения словесности Эпос Виды народной словесности Былина Былинный стих связан с напевом. Реальность сочетается с фантастикой. Фантастические образы связаны с древними мифами. Патриотизм. В образах богатырей – народный идеал (сила и добро, храбрость и справедливость, мужество и благородство, трудолюбие). Былины – русский героический эпос.

Художественные произведения словесности Эпос Виды народной словесности Историческая песня – посвящается конкретным историческим лицам и реальным историческим событиям. Но не всегда точность в подробностях.

Художественные произведения словесности Эпос Виды народной словесности Духовный стих – народный стих на религиозные и нравственные темы.

Художественные произведения словесности Эпос Виды народной словесности Пословицы – краткие, ритмически организованные, часто рифмованные изречения назидательного характера, заключающие в конкретных образах обобщающий смысл. Отражают народные представления о природе, Родине, труде, семье и т.д.

Художественные произведения словесности Эпос Виды народной словесности Загадка – краткое, ритмически организованное, нередко рифмованное изречение, заключающее в себе иносказание, описание предмета или явления через образы, имеющие с ним сходство (отдалённое или близкое).

Художественные произведения словесности Эпос Виды народной словесности Образы народной эпической словесности – источник множества произведений изобразительного искусства.

Русские народные сказки в живописи

Нехудожественные и художественные произведения словесности Совершенство формы – ещё один признак художественности. Отсюда другое название – «изящная словесность».

Виды нехудожественных произведений словесности Группируются по отношению к тем же областям человеческой деятельности, по отношению к которым выделяются функциональные стили.

Виды нехудожественных произведений словесности

Виды нехудожественных произведений словесности Официально-деловая область Законодательные произведения закон указ гражданские и уголовные акты уставы

Виды нехудожественных произведений словесности Официально-деловая область Дипломатические произведения договор соглашение коммюнике конвенция меморандум нота

Виды нехудожественных произведений словесности Официально-деловая область Дипломатические произведения Коммюнике – официальное правительственное сообщение о международных переговорах, соглашениях, важнейших событиях внутри страны. Конвенция – международный договор, соглашение по какому-либо специальному вопросу.

Виды нехудожественных произведений словесности Официально-деловая область Дипломатические произведения Меморандум – документ, детально излагающий существо вопросов, являющихся предметом дипломатической переписки. Нота – официальное дипломатическое письменное обращение одного правительства к другому.

Виды нехудожественных произведений словесности

Виды нехудожественных произведений словесности Научная область

Виды нехудожественных произведений словесности Научная область «Собственно научные» произведения. «Первичные жанры» монография статья научный доклад диссертация

Виды нехудожественных произведений словесности Научная область «Собственно научные» произведения. «Первичные жанры» Монография – научный труд, в котором углублённо разрабатывается одна тема, ограниченный круг вопросов. Диссертация – рассуждение, исследование, научный труд, представленный на соискание учёной степени.

Виды нехудожественных произведений словесности Научная область «Собственно научные» произведения. «Вторичные жанры» реферат аннотация

Виды нехудожественных произведений словесности Научная область «Собственно научные» произведения. «Вторичные жанры» Реферат – изложение содержания научной работы или доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих научных трудов. Аннотация – краткая характеристика книги, статьи.

Виды нехудожественных произведений словесности Научная область

Виды нехудожественных произведений словесности Научная область Научно-популярные произведения соотносятся с жанрами научной словесности и с жанрами художественной словесности.

Виды нехудожественных произведений словесности

Виды нехудожественных произведений словесности Публицистика Аналитико-обобщающие произведения теоретическая статья обзор рецензия интервью

Виды нехудожественных произведений словесности Публицистика Аналитико-обобщающие произведения Рецензия – критический разбор какого-либо научного или художественного произведения, кинофильма, спектакля и т.п. Интервью – предназначенная для публикации беседа с государственным или каким-либо иным деятелем.

Виды нехудожественных произведений словесности Публицистика Конкретизированные произведения очерк зарисовка памфлет фельетон

Виды нехудожественных произведений словесности Публицистика Конкретизированные произведения Пафлет – обличительное полемическое сочинение на общественно-политическую тему. Фельетон – небольшое произведение на злободневную тему, написанное в сатирическом духе.

Презентацию выполнила Колошко Римма Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ СШ № 102 Дзержинского района г. Волгограда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Смотреть фото Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Смотреть картинку Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Картинка про Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Фото Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство

Номер материала: ДБ-671293

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Смотреть фото Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Смотреть картинку Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Картинка про Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Фото Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство

Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе

Время чтения: 1 минута

Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Смотреть фото Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Смотреть картинку Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Картинка про Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Фото Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Смотреть фото Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Смотреть картинку Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Картинка про Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Фото Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Смотреть фото Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Смотреть картинку Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Картинка про Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Фото Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство

В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря

Время чтения: 1 минута

Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Смотреть фото Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Смотреть картинку Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Картинка про Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Фото Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Смотреть фото Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Смотреть картинку Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Картинка про Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Фото Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство

Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

5 класс Урок №1 Введение. Понятие о словесности

Языковая цель.

Все учащиеся смогут: определить понятия «словесность», «фольклор»

Большинство учащихся смогут: выявить различия и сходства между фольклором и литературой; подготовить устное сообщение по теме урока, используя таблицу (или схему) как план.

Некоторые учащиеся смогут: преобразовать теоретический материал в виде рисунков и диаграмм

Ключевые слова и фразы: словесность, «изящная словесность», фольклор, литература

Просмотр содержимого документа
«5 класс Урок №1 Введение РМ»

Дорогой друг! В этом учебном году ты будешь знакомиться с русской словесностью. Весь курс V класса посвящен теме «Фольклор и литература». Ты узнаешь, что такое фольклор, какие он имеет особенности, жанры. Какое влияние оказал и оказывает на письменную литературу. Желаю тебе удачи и успехов. Пусть процесс познания будет для тебя интересен!

Понятие о словесности.

Нарисуйте «древо словесности», обозначьте его веточки.

Фольклор – искусство слова.

Дай пояснение следующим терминам:

Почему фольклор является особым видом творчества? Продолжи фразу.

Фольклор – особый вид искусства, т.к.

общее

Составьте диаграмму Венна

Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Смотреть фото Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Смотреть картинку Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Картинка про Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Фото Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Смотреть фото Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Смотреть картинку Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Картинка про Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Фото Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство

Подготовь устное сообщение на тему «Сходство и различия между фольклором и литературой», используя данную таблицу (или схему) как план.

Просмотр содержимого документа
«5 класс Урок №1 Введение»

Тема раздела, подраздела

Понятие о словесности. Фольклор и литература: сходство, различие, взаимосвязь.

5. ПО 1. понимать термины: художественная литература, фольклор, их отличие друг от друга

5. ПО 6. давать краткий и полный ответ на вопрос

5. ОС 1. участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства

Все учащиеся смогут: определить понятия «словесность», «фольклор»

Большинство учащихся смогут: выявить различия и сходства между фольклором и литературой; подготовить устное сообщение по теме урока, используя таблицу (или схему) как план.

Некоторые учащиеся смогут: преобразовать теоретический материал в виде рисунков и диаграмм

Ключевые слова и фразы: словесность, «изящная словесность», фольклор, литература

Планируемое время и этапы

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом

Создание ситуации для психологического настроя: чтение эпиграфа:

Всем лучшим во мне я обязан книгам. ” (М.Горький)

Какие мысли вызывают у вас эти слова?

Какие книги читали накануне вечером в семье?

Что особенно поразило вас в прочитанном?

Какую книгу порекомендуете прочитать одноклассникам?

Знакомятся с эпиграфом урока, участвуют в водной беседе

Актуализация опорных знаний

Введение в тему урока

Учитель выводит таблицу на монитор и предлагает учащимся задание на соотнесение:

Соотнесите слова, данные в двух столбиках, чтобы у вас получились пословицы.

Б. Не красна книга письмом,

В. Кто много читает,

Г. Книга в счастье украшает,

5) а в несчастье утешает.

Учащиеся выполняют задание.

Ученики отвечают на вопросы, делают вывод

Слово учителя. Чтение с остановками.

— Вы, ребята, уже хорошо знаете, что такое волшебство и волшебники. Но волшебники существуют не только в сказках. Самое древнее волшебство — это волшебство слова. Самое древнее магическое действие заключается в умении давать вещам и явлениям имя.

— Послушайте удивительную историю о том, как обычное слово превратилось в поэтическое.

Давным-давно, когда люди еще одевались в звериные шкуры и жили в пещерах, к родному очагу вернулся Охотник. Ему сильно не повезло в тот день. Ни одна птица не подпустила его к себе так близко, чтобы он мог достать ее стрелой из своего лука, и ни один олень не позволил ему поразить себя копьем. Охотник знал, что в пещере ждут добычи. Он представил себе,
Какую брань обрушат па него голодные женщины, вспомнил презрительный взгляд Вождя, и ему стало горько.

Он вошел в пещеру с пустыми руками, встал около потухающего костра и заговорил. Охотник начал рассказывать о том, как в густом лесу встретил невиданного белоснежного зверя с единственным рогом и погнался за ним, как он ранил этого зверя и уже собирался добить его, но не сделал этого. Зверь на глазах превратился в прекрасного мужчину и стал упрекать

Когда Охотник закончил свой рассказ и с испугом посмотрел на людей своего племени, то не увидел в их глазах ни упрека, ни гнева. Люди смотрели на него с восхищением, а Вождь встал со своего места, отрезал большой кусок мяса и протянул его Охотнику.

Как вы думаете, за что Охотник получил награду?

Он заслужил её не обманом, а искусством. Ведь он не просто солгал людям. Он рассказал им одну из первых сказок. И накормили его именно за сказку.

Почему же ждавшие мяса люди согласились променять еду на выдумку находчивого Охотника?

Потому что в той пещере произошло великое волшебство. Сидевшие у костра люди вдруг увидели густой лес и странного белоснежного Единорога. Когда же перед их взором Единорог превратился в Лесного Бога, сердца их сжались, и они испугались за охотника. А ведь Охотник живой и невредимый стоял перед ними и продолжал свой рассказ. Это было чудом: люди слышали слова, а перед их глазами возникали целые картины удивительных событий. Есть слова, которые просто называют предмет или явление, обозначают действия людей, указывают на что-то. Услышав их, человек понимает сказанное. Но иногда слово действует не на разум, а на чувства. От некоторых слов сжимается сердце, к глазам подступают слезы. Потому что слово из обычного превратилось в поэтическое.

Приём «Лото с продолжением…»

Ученикам раздаются рисунки (см. Приложение).

Перед вами картинки и слова. Сформулируйте задачу: что вы должны сделать с этим исходным материалом? (соотнести рисунки и слова)

Какой рисунок остался без ответа?

Какой материал использует писатель, создавая произведение?

Докажите, что литература – это искусство слова.

Работа с учебником. Обсуждение материала.

Задание 1: заполните схему и устно дайте определение видам искусства слова.

Задание 2: нарисуйте «древо словесности», обозначьте его веточки.

Задание 3: составьте диаграмму Венна, расскажите о сходствах и различиях между фольклором и литературой.

Говорят, где они уже встречались с волшебством.

Источник

Конспект урока по литературе «Понятие о словесности. Фольклор и литература: сходство, различие, взаимосвязь»

Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Смотреть фото Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Смотреть картинку Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Картинка про Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Фото Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство

Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Смотреть фото Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Смотреть картинку Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Картинка про Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Фото Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство

Описание разработки

Цели:

Обучающая: ознакомить учащихся с новым учебником, по которому им предстоит работа в течение года; дать понятие о словесности и ее функциях.

Развивающая: развить умения и навыки анализировать и синтезировать пройденный материал.

Воспитывающая: обратить внимание на нравственно-этическое воспитание учащихся, прививать уважительное отношение и любовь учащихся к слову.

Ход урока.

1. орг. момент.

Поздравление с началом учебного года, перекличка (знакомство с учащимися); знакомство с общей структурой курса 5 класса: 2 урока в неделю.

2. знакомство с учебником.

Программа по русской словесности в 5 классе включает одну большую тему – «Фольклор и литература». В этом году мы будем изучать фольклор его сходства и различия с литературой

Для урока нам, прежде всего, необходим учебник. Перелистаем его страницы. Обратите внимание на условные обозначения (с.2), оглавление: бегло определим, что нам предстоит изучить за год. Обратите внимание на подсказки (словарь терминов).

2) вопросы и задания

1. Кто авторы учебника?

2.Обратите внимание на содержание, на какие три крупных блока разделен учебник?

Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Смотреть фото Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Смотреть картинку Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Картинка про Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство. Фото Какие две большие области выделяются в русской словесности в чем их сходство

3. лекция с элементами беседы.

Молодцы! Поскольку мы уже познакомились с учебником мы можем начать работать по нашей теме.

Тема нашего урока на доске запишите ее в тетради «Понятие о словесности. Фольклор и литература: сходство, различие, взаимосвязь»В истории художественного развития человечества среди различных видов искусства – музыки, живописи, графики, скульптуры и других – особое место занимает искусство слова.

Оно зарождается в глубокой древности, когда люди начинают производить орудия труда и становятся мыслящими существами, когда возникает членораздельная речь.

Итак, прежде чем перейти к толкования термина словесность, давайте обратимся к его корню. Как вы думаете для чего нам дано слово? Какова роль его роль?

Люди рано осознавали силу слова, его способность воздействовать на окружающих. С самого начала слово было средством закрепления в памяти и передачи знаний и опыта людей, и в то же время оно было чем-то таинственным, требующим глубокого уважения, почтительного отношения и осторожности. Магическая сила слова заключается в его способности вызывать представления, образы.

При произношении слова в воображении появляются люди, предметы, далекие или вовсе не существующие. Весь многовековой опыт народа, его поэтическое восприятие природы содержится в языке, в словах.

На стр.3 дано стихотворение Н.Гумилева. сейчас я зачитаю его вам а вы в тетрадях запишите какие образы вы увидели. (опрашиваются несколько человек и записываются на доске)

Итак, поэт обращается к магической форме слова.

Хорошо. Откройте стр.3 учебников и найдите последний абзац который начинается со слов «Искусство слово по-другому называют …», внимательно прочитайте и составьте по 2-3 вопроса.

Источник

Конспект урока литературы для 5 класса на тему: «Понятие о словесности. Фольклор и литература»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема. Понятие о словесностию Фольклор и литература: сходство, различие, взаимосвязь.

Цель: познакомить учащихся с понятием «фольклор»; выявить сходства и различия УНТ и художественной литературы; раскрыть своеобразие фольклорного мира; воспитывать любовь к художественному слову.

Приветствие. Объяснение темы и целей урока.

Читаем с. 3 учебника. Записывам:

Словесность — это творчество, выражающееся в слове, как устном, так и письменном, словесное творчество.

Найти в тексте два вида словесности (с. 4), записать определения устной и письменной словесности.

? Что такое мифология? (записать опред. Со стр. 5).

Представления первобытн ого человек а об окружающ ей сред е.

А нтропоморфизм, а нимизм, табу.

II Работа по основной теме урока.

— Какие произведения, изученные в начальной школе, вы отнесли бы к фольклору? Почему?

— Как вы понимаете термин «фольклор»?

Фольклор (от англ. народная мудрость) – устное народное поэтическое творчество. Совокупность всего, что хранится в народной памяти, о чем поется и рассказывается в народе. Наука, изучающая произведения фольклора, называется фольклористикой. А собирателей примеров УНТ называют фольклористами.

— Есть ли между фольклором и литературой сходство?

Конечно, ведь они ветви единого дерева.

— Чем они отличаются друг от друга?

2. Построение таблицы «Фольклор и литература».

1. Создают художественные словесные образы.

1. Стадиальное (время появления)

Возник с появлением речи на земле.

Появилась с возникновением письменности на Руси (10-11 века).

2. Общая родовая система: эпос, лирика, драма.

2. Функциональное (для чего существует)

Воспитывает, учит, накапливает бытовые знания.

Воспитывает в человеке чувство прекрасного.

3. Различие в характере творчества

Автор – народ, выражающий коллективные переживания.

Автор – конкретный человек, выражающий свои переживания.

4. Различие в условиях бытования

(в какой форме существуют)

Передавался из уст в уста

— Почему фольклор и литературу считают ветвями единого дерева?

Оба эти искусства – искусства слова, создают художественные словесные образы. Мы воспроизводим их, воспринимаем на слух, преображая в картинки.

И фольклора и у литературы общая родовая система.

Конечно же, фольклор оказывал влияние на литературу. Тем более, что литература со времени ее появления была доступна только грамотным, а, значит, богатым людям. А фольклор жил в народной речи и продолжает жить, несмотря на то, что безграмотных людей среди нас нет. Писатели и поэты использовали фольклорные образы в своих произведениях. Но происходило иногда и так, что литературные произведения, близкие по духу фольклорным, воспринимались народом, как свои. Например, стихотворения И. Сурикова «Тонкая рябина», «Степь» стали народными песнями.

3. Творческое задание (работа с раздаточным материалом).

Задание №2. Отгадай малые жанры фольклора, укажи их функцию.

Пример

Жанр и его функция

Под лежачий камень и вода не течет.

Пословица. Воспитывает любовь к труду.

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

Потешка. Весело учит малыша жестам и законам жизни.

Пёс Полкан,
Полезай в стакан,
Хватай лимон,
Убирайся вон!

Считалка. Помогает весело и честно распределить роли в игре.

Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост — колечком.

Загадка. Учит угадывать задуманное, находить предмет по признакам.

Если месяц ведро не держит – весь месяц дождливым будет.

Примета. Учит определять погоду.

Выколпакован колпак не по-колпаковски. Надо колпак взять переколпаковать и выколпаковать.

Скороговорка. Учит ребенка правильно выговаривать буквы.

3. Различие в характере творчества.

Литературное произведение написано конкретным человеком. В нем автор выражает индивидуальные идеи, переживания. У фольклорного произведения нельзя выделить автора – конкретного человека, ведь оно было создано давно и имя его забыто. В фольклорном произведении выражены коллективные переживания, которые передает исполнитель (например плачи плакальщиц).

Литература – письменная форма слова, где между автором и читателем есть посредник – написанный или напечатанный текст. Основная форма бытования фольклора – устная. Произведение было создано и рассказано другим и те, в свою очередь, хранили его в памяти, рассказывая другим. И лишь в 19 веке появились ученые фольклористы, которые начали изучать русский фольклор и собирать по деревням песни, сказки, былины и т. д. Однако, они столкнулись с проблемой: одна и та же сказка в разных областях рассказывалась по-разному, хотя и был основной сюжет. Почему так получилось?

Человеческая память не может в точности запомнить текст произведения, и поэтому в текст были внесены изменения их рассказчиками. Так возникли варианты одного и того же произведения.

Как же человек запоминал произведения фольклора наизусть? Существовали определенные слова-помощники, которые встречались во всех произведениях данного жанра. Одни из них – постоянные эпитеты. Вам знаком этот термин.

— Вспомните, что такое эпитет?

Эпитет – образное определение.

Постоянные эпитеты – переходящие из одного произведения в другое.

3. Творческое задание (работа с раздаточным материалом).

Задание №3. Творческая работа.

1. Закончите определение.

2. Подчеркните постоянные эпитеты волнистой линией в импровизированной фразе.

Вышел в чисто поле добрый молодец, взял в руки белые лук ясеневый, натянул тетиву шелковую, достал стрелу каленую, выстрелил в яблочко наливное, упало яблочко на травушку-муравушку, взял конь добрый и устами сахарными съел.

3. Подберите постоянные эпитеты к данным существительным:

4. Напишите фразу, используя постоянные эпитеты.

Читая произведения литературы, мы каждый раз попадаем в неповторимый мир, ведь каждый автор индивидуален и его творение неповторимо. Произведения фольклора своеобразны, здесь мы встречаемся с иным уровнем мышления, которое уходит корнями в мифологическое прошлое.

Работа с раздаточным материалом.

Задание №4. Сопоставь представления о пространстве, времени, образах-персонажах в литературе и фольклоре. Сделай вывод и заполни таблицу «Своеобразие фольклорного мира».

«Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин».

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына».

Русская народная сказка

«Шел-шел, третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз – и пришел в дремучий бор».

Русская народная сказка

«Спустя час после всей этой тревоги дверь каморки растворилась, и показался Герасим».

«Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, пришел к реке».

Русская народная сказка

«Финист – ясный сокол»

«Настя была как золотая курочка на высоких ногах. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком».

«Сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой – такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать!».

Русская народная сказка

5. Построение таблицы «Своеобразие фольклорного мира».

Пространство условно, нет названия городов, точное расстояние не указывается, мир делится на «свой» и «чужой».

Время условно, бесконечно растягивается и стремительно сокращается, не исчисляется в днях, неделях, годах.

Герои типичны, отсутствует описание внешности. Всех героев можно разделить на положительных и отрицательных.

1. Представление о пространстве.

— Обратимся к сказке. Вспомните, как в сказках указываются расстояния от одного царства до другого? Есть ли здесь точное название городов? Как герои попадают от одного пункта назначения до другого? Кто помогает им в этом?

Точное расстояние никогда не указывается, а описывается словами «за тридевять земель», название тоже не указывается, обычно это «некое царство, некое государство», герои попадают из одного пункта в другой через колодец, три камня у дороги, помогают им в этом сказочные помощники, которые знают дорогу в это царство и охраняют путь в него: Баба Яга, волк, клубочек. Царство, в которое попадает герой, обычно отрицательное, хозяин его либо Кощей Бессмертный, либо Змей Горыныч.

— Подумайте, отразились ли здесь мифологические представления древних славян?

Мы помним, что они представляли мир, как свой – надземный, и иной – подземный, царство мертвых. Тотемистические представления отразились в том, что человеку помогают животные.

В былинах действуют реальные герои, указываются реальные названия городов Киев, Муром, Чернигов, но в соотнесении пространства присутствует элемент фантастики: богатырь может с одного места увидеть всю свою землю, преодолевает пространство одним прыжком коня.

2. Представления о времени.

— Как в сказках представлено время?

Оно не исчисляется в реальных днях, неделях, годах, бесконечно растягивается или стремительно сокращается. Время и пространство условны и фантастичны.

3. Фольклорные персонажи.

— На какие два типа можно разделить героев сказок?

Добрые и злые. Они напоминают нам один другого. Обычно внешность совпадает с внутренними качествами.

— Как описываются герои?

Герои описываются одинаково «ни в сказке сказать, ни пером описать». В былинах у героев есть имена, но внешность не описывается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *