Какие этапы можно выделить в развитии реализма в литературе 19 века чем
Что такое реализм?
Черты реализма
Исторически конкретное общество, события, эпоха
Жизнь показана наиболее приближенной к реальности
Реализм показывает влияние общества на духовный мир человека, формирование его характера
Типизация характера: создание типических характеров в типической остановке
Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с другом: характер не просто обусловлен обстоятельствами, но и сам оказывает на них воздействие
В произведениях реализма представлены глубокие конфликты. Жизнь отражается в драматических столкновениях
Действительность рассматривается в развитии. Реализм изображает не только уже сложившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся
Реализм в литературе
Во Франции основы романтизма заложили романы Стендаля, Оноре де Бальзака, Гюстава Флобера. В Великобритании представителями реализма стали Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей и другие. В основном писатели-реалисты обличали свои произведения в формы очерков, романов, рассказов и повестей.
Само понятие «реализм» ввел русский литературный критик Павел Анненков еще в 1849 году, но общепринятым оно стало только в 1860-е.
Расцвет русского реализма наступил во второй половине XIX века, чему культура обязана А.Н. Островскому, Л.Н.Толстому и другим великим писателям и драматургам.
Уже в 1880-е годы под воздействием натурализма реализм как направление отходит на периферию литературы как в Европе, так и в России.
Реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» считают первым русским реалистическим романом. В нем показана русская жизнь XIX века и особенности этой эпохи. В романе дается характеристика русскому дворянству: описываются их быт, интересы, нравы.
Персонажи романа типические. Личность Евгения Онегина раскрывается с помощью описаний его жизни, прошлого опыта. Очевидно, как его воспитание и петербургская светская жизнь повлияли на его характер и на то, как после он чувствовал себя в деревенской глуши.
Татьяна Ларина в романе также показана в той среде, в которой была воспитана: в деревне, в близости к няне, рядом с простодушными родителями.
Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается также Владимир Ленский и другие герои. Типизация их образов позволяет предсказать, как они будут вести себя в той или иной ситуации.
Критический реализм
В СССР в марксистском литературоведении под термином «критический реализм» понимали художественный метод, предшествующий социалистическому реализму. Это литературное направление сложилось в XIX веке.
Критический реализм, согласно идее марксизма, объясняет, каким образом обстоятельства жизни человека и его психология обусловлены социальной средой. Это проявляется в романах, в частности, Оноре де Бальзака или Джорджа Элиота.
Для обоснования критического реализма в России советские исследователи обращались к произведениям литературных критиков Виссариона Белинского, Николая Чернышевского и Николая Добролюбова.
Для русских критических реалистов (к ним относили Некрасова, Тургенева, Достоевского, Островского и других) было характерно изображение народа, страдающего под гнетом крепостничества и царизма, отмечали советские литературоведы.
Характерные черты критического реализма:
достоверное воспроизведение действительности
особый интерес к социальной тематике
субъективность в работах данного направления
стремление героев к правде и улучшению мира
Социалистический реализм
задача писателя «изображать действительность в ее революционном развитии»
«правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе соцреализма»
искусство должно быть доступно для восприятия широких народных масс, отражения их жизни и интересов
Отклонение от принципов соцреализма в СССР преследовалось: произведения иных направлений не печатались, автора могли исключить из союза писателей или художников, лишив возможности работать. За публикацию «антисоветских» произведений авторов нередко подвергали репрессиям.
Реализм в живописи
Какие этапы можно выделить в развитии реализма в литературе 19 века? Чем они различаются?
История развития реализма
Возникновение реализма
В 30-х годах XIX в. значительное распространение в литературе и искусстве приобретает реализм. Развитие реализма в первую очередь связано с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Пушкина и Гоголя в России, Гейне и Бюхнера в Германии. Реализм развивается первоначально в недрах романтизма и несет на себе печать последнего; не только Пушкин и Гейне, но и Бальзак переживают в юности сильное увлечение романтической литературой. Однако в отличие от романтического искусства реализм отказывается от идеализации действительности и связанного с ней преобладания фантастического элемента, а также от повышенного интереса к субъективной стороне человека. В реализме преобладает тенденция к изображению широкого социального фона, на котором протекает жизнь героев («Человеческая комедия» Бальзака, «Евгений Онегин» Пушкина, «Мертвые души» Гоголя и т. д.). Глубиной понимания социальной жизни художники-реалисты иногда превосходят философов и социологов своего времени.
Этапы развития реализма XIX века
Формирование критического реализма происходит в европейских странах и в России практически в одно и то же время – в 20 – 40-е годы XIX века. В литературах мира он становится ведущим направлением.
Правда, это одновременно означает, что литературный процесс этого периода несводим только в реалистической системе. И в европейских литературах, и – в особенности – в литературе США в полной мере продолжается деятельность писателей-романтиков. Таким образом, развитие литературного процесса идет во многом через взаимодействие сосуществующих эстетических систем, и характеристика как национальных литератур, так и творчества отдельных писателей предполагает обязательный учет этого обстоятельства.
Говоря о том, что с 30 – 40-х годов ведущее место в литературе занимают писатели-реалисты, невозможно не отметить, что сам реализм оказывается не застывшей системой, а явлением, находящимся в постоянном развитии. Уже в пределах XIX века возникает необходимость говорить о «разных реализмах», о том, что Мериме, Бальзак и Флобер в равной мере отвечали на основные исторические вопросы, которые им подсказывала эпоха, и в то же время их произведения отличаются и различным содержанием и своеобразием формы.
В 1830 – 1840-х годы в творчестве европейских писателей (прежде всего – Бальзака) проявляются наиболее примечательные черты реализма как литературного направления, дающего многогранную картину действительности, стремящегося к аналитическому исследованию действительности.
Литература 1830 – 1840-х годов питалась во многом утверждениями о привлекательности самого века. Любовь к XIX веку разделяли, например, Стендаль и Бальзак, не перестававшие удивляться его динамизму, многообразию и неисчерпаемо энергии. Отсюда и герои первого этапа реализма – деятельные, с изобретательным умом, не боявшиеся столкновения с неблагоприятными обстоятельствами. Эти герои во многом были связаны с героической эпохой Наполеона, хотя воспринимали двуликость его, вырабатывали стратегию своего личного и общественного поведения. Скотт и его историзмом вдохновляет героев Стендаля на поиски своего места с жизни и истории путем ошибок и заблуждений. Шекспир заставляет Бальзака сказать о романе «Отец Горио» словами великого англичанина «Все – правда» и увидеть в судьбе современного буржуа отголоски суровой судьбы короля Лира.
Реалисты второй половины XIX века будут упрекать своих предшественников в «остаточном романтизме». С подобным упреком трудно не согласиться. Действительно, романтическая традиция весьма ощутимо представлена в творческих системах Бальзака, Стендаля, Мериме. Не случайно Сент-Бев называл Стендаля «последним гусаром романтизма». Черты романтизма обнаруживаются
– в культе экзотики (новеллы Мериме типа «Маттео Фальконе»
Какие этапы можно выделить в развитии реализма в литературе XIX века? Чем они различаются?
История развития реализма
Возникновение реализма
В 30-х годах XIX в. значительное распространение в литературе и искусстве приобретает реализм. Развитие реализма в первую очередь связано с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Пушкина и Гоголя в России, Гейне и Бюхнера в Германии. Реализм развивается первоначально в недрах романтизма и несет на себе печать последнего; не только Пушкин и Гейне, но и Бальзак переживают в юности сильное увлечение романтической литературой. Однако в отличие от романтического искусства реализм отказывается от идеализации действительности и связанного с ней преобладания фантастического элемента, а также от повышенного интереса к субъективной стороне человека. В реализме преобладает тенденция к изображению широкого социального фона, на котором протекает жизнь героев («Человеческая комедия» Бальзака, «Евгений Онегин» Пушкина, «Мертвые души» Гоголя и т. д.). Глубиной понимания социальной жизни художники-реалисты иногда превосходят философов и социологов своего времени.
Этапы развития реализма XIX века
Формирование критического реализма происходит в европейских странах и в России практически в одно и то же время – в 20 – 40-е годы XIX века. В литературах мира он становится ведущим направлением.
Правда, это одновременно означает, что литературный процесс этого периода несводим только в реалистической системе. И в европейских литературах, и – в особенности – в литературе США в полной мере продолжается деятельность писателей-романтиков. Таким образом, развитие литературного процесса идет во многом через взаимодействие сосуществующих эстетических систем, и характеристика как национальных литератур, так и творчества отдельных писателей предполагает обязательный учет этого обстоятельства.
Говоря о том, что с 30 – 40-х годов ведущее место в литературе занимают писатели-реалисты, невозможно не отметить, что сам реализм оказывается не застывшей системой, а явлением, находящимся в постоянном развитии. Уже в пределах XIX века возникает необходимость говорить о «разных реализмах», о том, что Мериме, Бальзак и Флобер в равной мере отвечали на основные исторические вопросы, которые им подсказывала эпоха, и в то же время их произведения отличаются и различным содержанием и своеобразием формы.
В 1830 – 1840-х годы в творчестве европейских писателей (прежде всего – Бальзака) проявляются наиболее примечательные черты реализма как литературного направления, дающего многогранную картину действительности, стремящегося к аналитическому исследованию действительности.
Литература 1830 – 1840-х годов питалась во многом утверждениями о привлекательности самого века. Любовь к XIX веку разделяли, например, Стендаль и Бальзак, не перестававшие удивляться его динамизму, многообразию и неисчерпаемо энергии. Отсюда и герои первого этапа реализма – деятельные, с изобретательным умом, не боявшиеся столкновения с неблагоприятными обстоятельствами. Эти герои во многом были связаны с героической эпохой Наполеона, хотя воспринимали двуликость его, вырабатывали стратегию своего личного и общественного поведения. Скотт и его историзмом вдохновляет героев Стендаля на поиски своего места с жизни и истории путем ошибок и заблуждений. Шекспир заставляет Бальзака сказать о романе «Отец Горио» словами великого англичанина «Все – правда» и увидеть в судьбе современного буржуа отголоски суровой судьбы короля Лира.
Реалисты второй половины XIX века будут упрекать своих предшественников в «остаточном романтизме». С подобным упреком трудно не согласиться. Действительно, романтическая традиция весьма ощутимо представлена в творческих системах Бальзака, Стендаля, Мериме. Не случайно Сент-Бев называл Стендаля «последним гусаром романтизма». Черты романтизма обнаруживаются
– в культе экзотики (новеллы Мериме типа «Маттео Фальконе», «Кармен», «Таманг
Формирование критического реализма происходит в европейских странах и в России практически в одно и то же время – в 20 – 40-е годы XIX века. В литературах мира он становится ведущим направлением.
Правда, это одновременно означает, что литературный процесс этого периода несводим только в реалистической системе. И в европейских литературах, и – в особенности – в литературе США в полной мере продолжается деятельность писателей-романтиков. Таким образом, развитие литературного процесса идет во многом через взаимодействие сосуществующих эстетических систем, и характеристика как национальных литератур, так и творчества отдельных писателей предполагает обязательный учет этого обстоятельства.
Говоря о том, что с 30 – 40-х годов ведущее место в литературе занимают писатели-реалисты, невозможно не отметить, что сам реализм оказывается не застывшей системой, а явлением, находящимся в постоянном развитии. Уже в пределах XIX века возникает необходимость говорить о «разных реализмах», о том, что Мериме, Бальзак и Флобер в равной мере отвечали на основные исторические вопросы, которые им подсказывала эпоха, и в то же время их произведения отличаются и различным содержанием и своеобразием формы.
В 1830 – 1840-х годы в творчестве европейских писателей (прежде всего – Бальзака) проявляются наиболее примечательные черты реализма как литературного направления, дающего многогранную картину действительности, стремящегося к аналитическому исследованию действительности.
Литература 1830 – 1840-х годов питалась во многом утверждениями о привлекательности самого века. Любовь к XIX веку разделяли, например, Стендаль и Бальзак, не перестававшие удивляться его динамизму, многообразию и неисчерпаемо энергии. Отсюда и герои первого этапа реализма – деятельные, с изобретательным умом, не боявшиеся столкновения с неблагоприятными обстоятельствами. Эти герои во многом были связаны с героической эпохой Наполеона, хотя воспринимали двуликость его, вырабатывали стратегию своего личного и общественного поведения. Скотт и его историзмом вдохновляет героев Стендаля на поиски своего места с жизни и истории путем ошибок и заблуждений. Шекспир заставляет Бальзака сказать о романе «Отец Горио» словами великого англичанина «Все – правда» и увидеть в судьбе современного буржуа отголоски суровой судьбы короля Лира.
Формирование критического реализма происходит в европейских странах и в России практически в одно и то же время – в 20 – 40-е годы XIX века. В литературах мира он становится ведущим направлением.
Правда, это одновременно означает, что литературный процесс этого периода несводим только в реалистической системе. И в европейских литературах, и – в особенности – в литературе США в полной мере продолжается деятельность писателей-романтиков. Таким образом, развитие литературного процесса идет во многом через взаимодействие сосуществующих эстетических систем, и характеристика как национальных литератур, так и творчества отдельных писателей предполагает обязательный учет этого обстоятельства.
Говоря о том, что с 30 – 40-х годов ведущее место в литературе занимают писатели-реалисты, невозможно не отметить, что сам реализм оказывается не застывшей системой, а явлением, находящимся в постоянном развитии. Уже в пределах XIX века возникает необходимость говорить о «разных реализмах», о том, что Мериме, Бальзак и Флобер в равной мере отвечали на основные исторические вопросы, которые им подсказывала эпоха, и в то же время их произведения отличаются и различным содержанием и своеобразием формы.
В 1830 – 1840-х годы в творчестве европейских писателей (прежде всего – Бальзака) проявляются наиболее примечательные черты реализма как литературного направления, дающего многогранную картину действительности, стремящегося к аналитическому исследованию действительности.
Литература 1830 – 1840-х годов питалась во многом утверждениями о привлекательности самого века. Любовь к XIX веку разделяли, например, Стендаль и Бальзак, не перестававшие удивляться его динамизму, многообразию и неисчерпаемо энергии. Отсюда и герои первого этапа реализма – деятельные, с изобретательным умом, не боявшиеся столкновения с неблагоприятными обстоятельствами. Эти герои во многом были связаны с героической эпохой Наполеона, хотя воспринимали двуликость его, вырабатывали стратегию своего личного и общественного поведения. Скотт и его историзмом вдохновляет героев Стендаля на поиски своего места с жизни и истории путем ошибок и заблуждений. Шекспир заставляет Бальзака сказать о романе «Отец Горио» словами великого англичанина «Все – правда» и увидеть в судьбе современного буржуа отголоски суровой судьбы короля Лира.
Формирование критического реализма происходит в европейских странах и в России практически в одно и то же время – в 20 – 40-е годы XIX века. В литературах мира он становится ведущим направлением.
Правда, это одновременно означает, что литературный процесс этого периода несводим только в реалистической системе. И в европейских литературах, и – в особенности – в литературе США в полной мере продолжается деятельность писателей-романтиков. Таким образом, развитие литературного процесса идет во многом через взаимодействие сосуществующих эстетических систем, и характеристика как национальных литератур, так и творчества отдельных писателей предполагает обязательный учет этого обстоятельства.
Говоря о том, что с 30 – 40-х годов ведущее место в литературе занимают писатели-реалисты, невозможно не отметить, что сам реализм оказывается не застывшей системой, а явлением, находящимся в постоянном развитии. Уже в пределах XIX века возникает необходимость говорить о «разных реализмах», о том, что Мериме, Бальзак и Флобер в равной мере отвечали на основные исторические вопросы, которые им подсказывала эпоха, и в то же время их произведения отличаются и различным содержанием и своеобразием формы.
В 1830 – 1840-х годы в творчестве европейских писателей (прежде всего – Бальзака) проявляются наиболее примечательные черты реализма как литературного направления, дающего многогранную картину действительности, стремящегося к аналитическому исследованию действительности.
Литература 1830 – 1840-х годов питалась во многом утверждениями о привлекательности самого века. Любовь к XIX веку разделяли, например, Стендаль и Бальзак, не перестававшие удивляться его динамизму, многообразию и неисчерпаемо энергии. Отсюда и герои первого этапа реализма – деятельные, с изобретательным умом, не боявшиеся столкновения с неблагоприятными обстоятельствами. Эти герои во многом были связаны с героической эпохой Наполеона, хотя воспринимали двуликость его, вырабатывали стратегию своего личного и общественного поведения. Скотт и его историзмом вдохновляет героев Стендаля на поиски своего места с жизни и истории путем ошибок и заблуждений. Шекспир заставляет Бальзака сказать о романе «Отец Горио» словами великого англичанина «Все – правда» и увидеть в судьбе современного буржуа отголоски суровой судьбы короля Лира.
Реализм в русской литературе 19 века: черты, примеры произведений
Реализм – наиболее живучее, многогранное и масштабное направление в искусстве и литературе. Зарождаться оно в Европе и России начало в 30-е годы 19-го столетия и не потеряло актуальности по сей день, хоть и порядком изменилось. Предлагаю сегодня рассмотреть, чем характеризовался реализм в русской литературе 19 века. Вы узнаете основные черты этого направления, его представителей. Приведу я и примеры реалистических произведений.
Понятие реализма и история его возникновения
Для начала напомню определение реализма.
Хочу обратить ваше внимание на несколько моментов в приведенной выше формулировке.
В России становление реализма происходило параллельно. У истоков его стояли баснописец И. А. Крылов и автор комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов. Однако основоположником интересующего нас направления в русской литературе считается А.С. Пушкин.
Термин «реализм» применительно к направлению в русской литературе ввел в 1849 году П. Анненков. Употреблял его в своих работах и Д. Писарев. Встречалось это понятие и в трудах Герцена, но у него оно было синонимичным философскому понятию «материализм».
Одним из первых исследователей реализма в русской литературе был Белинский, но он называл это направление «натуральной школой», говоря о творчестве Н.В. Гоголя.
Хронологически реализм в искусстве следовал за романтизмом, во многом вступая с ним в спор.
В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком «
Характерные особенности реализма
Перечислю основные признаки того, что произведение относится к реализму:
Важным признаком реализма является аналитичность произведения: автор не только описывает события, но и устанавливает его связь с другими обстоятельствами, определяет их влияние на становление характера героя.
И.Е. Репин «Бурлаки на Волге «
Реализм и романтизм: общие черты и основные различия
Реализм пришел на смену романтизму. Однако не стоит думать, что эти направления в литературе и искусстве не имеют ничего общего или даже являются антиподами. Да, они во многом противопоставлены друг другу, но у них есть и общие черты.
Сначала остановлюсь на сходстве этих направлений, так как об этом обычно говорят редко и мало. Итак, общими чертами реализма и романтизма являются:
Различия между реализмом и романтизмом я свела в таблицу.
Романтизм | Реализм |
Идеализация (исключительный герой, исключительные обстоятельства) | Типизация (типический герой, типические обстоятельства) |
Личность самоценна и не зависима от окружающих людей и обстоятельств, ее качества определены природой | Личность – «чистый лист», ее становление зависит от окружающих людей и обстоятельств |
Читатель знает лишь о нескольких наиболее ярких чертах характера главного героя | Характер героя передан во всей его многогранности и противоречивости |
Концепция двоемирия | Мир – один, а художественное произведение отражает его, как зеркало |
Во главе угла находится внутренний конфликт в душе героя | Главным является конфликт между личностью и социумом |
Разрешение конфликта находится за гранью реальности | Пути разрешения конфликта ищутся в конкретно-исторической действительности |
События реальной жизни не являются определяющими поведение героя | Поступки героя мотивированы событиями реальной жизни |
Невозможность полного решения конфликта | Конфликт может быть разрешен в действительности |
У. Хомер «Попутный ветер «
Разновидности реализма
Некоторые литературоведы замечают, что черты реализма можно обнаружить даже в античной литературе, поэтому его подразделяют на античный, эпохи Возрождения, просветительский, реализм 19 века и неореализм (20 век).
По идейно-художественной направленности русский реализм тоже не однороден. Он может быть классическим, критическим, социалистическим и магическим.
Классический реализм обращается к теме становления, развития, перерождения личности человека, характер и поступки которого социально детерминированы. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Воскресение» Л.Н. Толстого служат его примерами.
Критический реализм отличается аналитическим подходом к изображению действительности и обличением социальных пороков. Много его примеров можно найти в русской литературе 19 века: «Парадный подъезд» Н.А. Некрасова, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Записки охотника» И.С. Тургенева и многие другие произведения этих и других авторов.
Социалистический реализм сложился после Великой Октябрьской революции. Целью его было воспитание граждан в духе социализма. Действительность изображалась в ее революционном развитии. К этому направлению можно отнести произведения большинства писателей, творчество которых приходится на сталинскую эпоху.
Магический реализм предполагает обращение к фантастическим сюжетам, фольклору, далекому прошлому, использование фантастических элементов, образов, искажение времени или пространства, но при этом все равно в центре находятся обыденные ситуации и предметы, хоть и показанные с чудесной стороны, под особым углом зрения. К магическому реализму обычно относят «Пиковую даму» А.С. Пушкина, «Нос» Н.В. Гоголя, «100 лет одиночества» Г.Г. Маркеса. Этот вид реализма нельзя привязать к какому-либо конкретному историческому периоду, но можно отметить, что он часто ассоциируется с неореализмом.
И. Шишкин «Рожь «
Примеры реалистических произведений в русской и зарубежной литературе
Всех писателей и поэтов, произведения которых можно отнести к реализму, не перечислить. Самих творений еще больше. Приведу лишь небольшой список:
Реалистическому направлению принадлежат также рассказы и повести А.П. Чехова, А.И. Куприна, В.Г. Короленко и других известных литераторов 19-20 веков.
Реализм – масштабное и огромное по своему весу явление в искусстве и литературе. К нему относятся творения большинства известных русских писателей, драматургов и даже поэтов 19 века. Для этого литературного направления характерны правдивость, психологизм, типизация, демократизм и многие другие черты.