Какие философские направления возникли в эпоху возрождения и в чем их суть
Основные направления философии эпохи Возрождения.
Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
1. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.
Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи возрождения были:
· совершенствование орудий труда и производственных отношений;
· развитие ремесла и торговли;
· усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
· укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;
· появление первых парламентов;
· отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
· повышение уровня образованности в Европе в целом;
· великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
Основные направления философии эпохи Возрождения.
Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:
гуманистическое(XIV – XV в., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.), представители которого – Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
реформационное(XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
политическое(XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
утопическо-социалистическое (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
3. Характерные черты философии эпохи Возрожденияотносятся:
· антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
· оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики);
· перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
· принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.);
· большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
· широкое распространение идеи социального равенства.
Для тех, кто все-таки решился 😉
Согласно пантеистическим воззрениям, законы управляющие миром, есть внутренние закономерности природы. Бог понимался не как внешняя сверхъестественная сила, а отождествлялся с природой.
Возрождена была и древнегреческая идея тождества микрокосмоса (человека) и макрокосмоса (природы).
В 1436 г. Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок. Это событие в истории человечества трудно переоценить.
В эпоху Возрождения начинается новый этап развития науки. Больших успехов достигают астрономия, география, анатомия, математика:
Христофор Колумб в 1492 г. открыл Америку.
Васко де Гамма в 1498 г. открыл морской путь в Индию.
Америго Веспуччи (1499-1504), Магеллан (1519-1522) и др. мореплаватели доказали шарообразность Земли.
Гелиоцентрическая система Николая Коперника (опубл. в 1543 г.) стала научной революцией.
Джордано Бруно под влиянием теории Коперника и Николая Кузанского создал учение о бесконечности Вселенной и т.д.
Литература в силу своих возможностей наиболее многогранно выразила эту сложную эпоху.
Итак, если у истоков культуры Возрождения стоит могучая фигура гениального Данте, то завершает эпоху Возрождения не менее величественная фигура Уильяма Шекспира (1564-1616).
Ренессансный театр начал свой путь значительно позднее, чем литература и изобразительное искусство. Уже были созданы произведения великих поэтов, писателей, художников Ренессанса и Высокого Возрождения, а на городских площадях все еще ставились средневековые мистерии, «чудеса», «фарсы».
Имелись актерские труппы, бродячие труппы и появились театры типа актерских товариществ (шекспировский «Глобус» в Лондоне) или частные антрепризы. Силу театра составили и площадные старинные зрелища, и эпическое народное творчество, и античные драмы и мифы, и средневековые легенды, и ренессансная поэзия и проза.
Ведущими жанрами стали драма и трагедия. На подмостках театра герои постигали зло мира, ополчались против него и гибли. Но оставался жить идеал, мечта. Это составляло пафос театра Возрождения.
Музыка в эпоху Возрождения не достигла той масштабности и величия, каких достигли литература и изобразительное искусство.
Возникает потребность в светской музыке. Создавались произведения различных жанров (мадригал, песня, канцона, виланелла), танцевальная музыка (вариации, прелюдии, рондо и др.).
Возникает само понятие «композитор».
Орландо Лассо (прим. 1532-1594, Нидерланды) создал более 2 тысяч произведений культового и светского характера.
Изобразительное искусство воплощало ренессансное представление об идеале, мечту о прекрасном, гармоничном человеке, веру во всемогущество разума. Однако, делая по существу, смыслом своего творчества человека и окружающий его мир, художники продолжали создавать произведения на традиционные религиозно-мифологические сюжеты. Утверждалась «богоподобность» реального человека.
По сравнению со средними веками искусство изменилось коренным образом во всех отношениях. Прежде всего иным стал принцип изображения.
Для средневековых икон и фресок* этим принципом была условность: лица, фигуры, здания исполнялись плоскостно, ни объем, ни истинные пропорции фигур, ни глубинные пространства не передавались; использовалась обратная перспектива: более удаленные части и объекты были больше тех, что ближе. Изображение не соответствовало тому, что человек видит в реальности.
Произведения создавались уже не только для храмов, но и для заказчиков (королей, купцов, ремесленников). Творчество стало персональным, художники пользовались известностью, о них писали книги: «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари (1550), «Книга о художниках» Кареля ван Мандера (1604). Сами художники стремились осмыслить и обосновать свою деятельность.
Альберти пишет «Книгу о живописи» и «Десять книг об архитектуре».
Складывается система жанров:
С одной и той же доски можно получить от нескольких десятков до несколько сотен оттисков, и все они будут оригинальными, авторскими произведениями.
Первыми были гравюры на дереве.
Гравюра на меди появилась в 1430 г. Меняется взгляд на искусство. Художник сам теперь уподобляется Богу, творит в произведениях мир, где царят человек и красота.
Возрождение в Италии
Ренессанс изживает себя в Италии в 30-х гг. XVI в., но в Венеции он продолжается до конца столетия.
На Аппенинском полуострове раньше начали складываться экономические отношения.
По географическому положению города Италии стали центром международной торговли и банковского дела.
Флоренция, Пиза, Сиена, Генуя, Милан, Венеция отличались политическим укладом.
Италия представляла ряд независимых областей и городов с республиканской формой правления.
В Италии была заново открыта античность: извлекали из хранилищ и земли обломки колонн, прекрасные греческие и римские статуи, барельефы.
Первенство среди итальянских городов-государств принадлежало Флоренции, подобно Афинам в Греции. Городом управлял совет из глав различных цехов. В 1289 г. крестьяне были освобождены от крепостной повинности, а в 1293 г. было принято «Установление Справедливости», которое лишало патрициев всех привилегий.
Основные направления философии эпохи Возрождения
Характерные черты философии эпохи Возрождения.
1. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:
— совершенствование орудий труда и производственных отношений;
— развитие ремесла и торговли;
— усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
— укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;
— появление первых парламентов;
— отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
— повышение уровня образованности в Европе в целом;
— великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
2.Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:
— гуманистическое (XIV – XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
— неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.), представители которого – Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
— натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
— реформационное(XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
— политическое(XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
— утопическо-социалистическое (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
3. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:
— антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
— оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики);
— перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
— принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);
— большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
— широкое распространение идеи социального равенства.
ВОПРОС 13. Гуманизм, неоплатонизм,
натурфилософия как направления философии
эпохи Возрождения
Общее понятие направлений философии эпохи Возрождения.
Гуманизм.
Неоплатонизм.
Натурфилософия.
1. В философии эпохи Возрождения (XIV – XVII вв.) принято выделять следующие основные направления:
Последние три течения принято объединять под общим названием «социально-политические направления». Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церкви. Более подробно они описаны в вопросе 14 «Социально-политическая философия эпохи Возрождения». Данный же вопрос посвящен гуманистическому, неоплатоническому и натурфилософскому направлениям, предметом исследования которых были проблемы человека, бытия и природы.
2. Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV – середине XV вв. Его центром была Италия.
К основным чертам гуманизма относились:
— антицерковная и антисхоластическая направленность;
— стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;
— антропоцентризм – особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;
— жизнеутверждающий характер и оптимизм.
По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.
Данте Алигьери (1265 – 1321) – автор «Божественной комедии» (им самим названной просто «Комедия», поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте:
— воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;
— отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания;
— признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;
— верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу. Тем же духом пронизаны иные произведения Данте («Новая жизнь» и т. д.).
Франческо Петрарка (1304 – 1374) – автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру» (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте.
Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи:
— человеческая жизнь дается один раз и уникальна;
— человек должен жить не для Бога, а для самого себя;
— человеческая личность должна быть свободной – как физически, так и духовно;
— человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;
— человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;
— загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;
— человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;
— внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.
Лоренцо Валла (1507 – 1557), автор трактата «О наслаждении как об истинном благе»:
— ниспровергал церковные авторитеты;
— критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность;
— в центр мироздания ставил человека;
— верил в возможности человека и его разум;
— отвергал аскетизм и самоотрешение;
— призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира;
— был сторонником равенства мужчины и женщины;
— высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.
3. Неоплатонизм – идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в.
— противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;
— предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;
— не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;
— призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.
Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пико делла Мирандола.
Николай Кузанский (1401 – 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой:
— не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная – одно и то же);
— «единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;
— исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);
— едины идея и материя;
— реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность;
— Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;
— Вселенная – это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог – в окружающем мире);
— бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т. д.);
— бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания;
— невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию («ученому незнанию» – термин Николая Кузанского).
Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений – Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилело Галилея и др.
Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение «900 тезисов», главные идеи которого заключались в том, чтобы:
— возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью («четвертым миром» космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским);
— признать за человеком полную свободу выбора;
— объединить все философские учения и найти «золотую середину» путем их согласования.
4. В период Позднего Возрождения (XVI – XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.
— обосновывали материалистический взгляд на мир;
— стремились отделить философию от теологии;
— формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;
— выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);
— считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).
Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.
Андреас Везалий (1514 – 1564) совершил революцию в философии и медицине.
Везалий материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека.
Везалием были опровергнуты взгляды, более тысячи лет господствовавшие в медицине со времен Галена (130 – 200) – древнеримского врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных. – Напротив, Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу «О строении человеческого тела», где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном.
Николай Коперник (1473 – 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:
— Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);
— Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;
— все космические тела движутся по собственной траектории;
— процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.
Джордано Бруно (1548 – 1600) развил и углубил философские идеи Коперника:
— Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;
— Вселенная не имеет центра и бесконечна;
— Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);
— звезды – небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;
— число миров во Вселенной бесконечно;
— все небесные тела – планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения;
— не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое.
Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.
Галилео Галилей (1564 – 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:
— с помощью телескопа исследовал небесные тела;
— доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси;
— обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни – «моря») на Луне;
— открыл спутники вокруг других планет;
— исследовал динамику падения тел;
— доказал множественность миров во Вселенной.
Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в:
— расчетах воплощения гипотезы на практике;
— экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.
История развития философии эпохи Возрождения
С 14 по 17 век в Европе возникали и развивались новые философские направления. Постепенно они объединились в отдельное течение – философию эпохи Возрождения. Ее основные идеи были взяты из античности: апологеты направления отрицали авторитет Церкви и рассматривали человека как отдельную личность, наделенную безграничными возможностями. Философия эпохи Возрождения – уникальный исторический этап, давший старт развитию современных социологических наук.
Как зарождалась философия эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения (ее второе название – Ренессанс) возникла, как естественный ответ на актуальные потребности человека. В средневековье, авторитет Церкви был непоколебим. Простолюдины были вынуждены платить огромные налоги на содержание духовенства, а монархи не имели права принимать никаких значимых решений без одобрения Папы. Сложившаяся ситуация не устраивала ни первых, ни вторых.
Благодаря активному развитию науки в 14-15 веках, люди получили возможность путешествовать, изучать явления природы, знакомится с другими культурами. Появлялись и укреплялись новые торговые связи. Развивалось общество: появились первые парламенты и независимые от церковного влияния общества. Уровень образованности городского населения вырос в несколько раз. В совокупности, это привело к формированию нового общества, которое переросло насильственное насаждение догматической религии.
Основные предпосылки к развитию новой культурной эпохи:
Вера в христианские постулаты стала резко угасать. Церковные (схоластические) идеалы подвергались все большему скептицизму. Технические достижения и торжество науки над религиозными мифами положили начало новому восприятию человека. Во главе всего была индивидуальная личность – значимая и неповторимая. Философы не отрицали существование Бога, но отвергали идею о его безграничном влиянии на человека.
Суть философии: основные идеи и особенности
Специфика нового философского направления – отказ от раболепного поклонения Богу, как высшему Творцу, и возврат к идеалам Древнего Рима. Он характеризовался гуманизмом – течением, исповедующим принципы личностной свободы, индивидуализма и равенства. Человек – новый предмет изучения в 14 веке, и он же – основной источник знаний.
Основы философии эпохи Возрождения:
Основоположниками философии Ренессанса стали не признанные философы того времени, а представители богемы: поэты, реторы, педагоги, ученые. Новая культура зарождалась в коммунах, домах патрициев и на уличных собраниях. Она распространялась быстро и охотно принималась представителями разных слоев населения, несмотря на активное противодействие Церкви.
Периоды и их ключевые достижения
Эпоху Возрождения разделяют на 3 периода. Каждый из этих периодов философии имеет своих знаменитых последователей:
К концу 17 века, окончательно сформировалось восприятие Бога и Вселенной, как единого целого. Попытки Церкви запретить распространение нового восприятия не увенчались успехом. Основные идеи философии Возрождения распространялись, несмотря на появление инквизиции, постоянные гонения и казни.
Характерные черты Ренессанса
Среди общих черт, характеризующих периоды эпохи Возрождения, можно выделить следующие особенности:
Отдельные черты эпохи Возрождения поддерживали одну общую мысль – счастливым может быть только свободный человек.
Идеологии и их последователи
В основу идеологий легли древнегреческие представления о мире и человеке. Среди многочисленных течений, зародившихся в начале 15 века, можно выделить 4 основных направления.
Идеологии эпохи Возрождения:
Последователи
Среди знаменитых философов эпохи Возрождения, присутствуют следующие:
Эпоха Возрождения – период расцвета научной мысли. Благодаря ему зародилось восприятие человеческой жизни, как высшей ценности, отказ от средневекового аскетического мировоззрения, стремление к созданию равноправного общества. Достижения современной науки стали возможны благодаря открытиям, совершенным с 14 по 17 век, а имена их авторов известны и почитаемы по сей день.