Какие формы рабства вам известны и чем они отличаются друг
Классы рабства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Виды рабства в историческом разрезе
Рабовладельческие общества возникли еще в древности. В тот период деление населения на свободных и рабов отличалось резкостью и отчетливостью, что подразумевало обязательность данного процесса. Свободные граждане противостояли рабам в самых разных сферах повседневной и общественной жизни:
Так было в разных крупных государствам, в том числе в Древней Греции и в Древнем Риме. Согласно античным представлениям, физический труд был позорным для представителей высшего общества, и свободный человек попросту не мог заниматься им. Каждый свободный человек мечтал о том, чтобы стать рабовладельцем, считая, что лишь научная сфера, а также культура и политика являются занятиями, которыми ему пристало заниматься. Что касается физического, изнуряющего труда, то по мнению рабовладельцев это делало человека неспособным к постижению высшего знания, а также к добродетели и к познанию сфер науки и искусства. Трудом должны заниматься низшие классы. Полная свобода от хозяйственной деятельности, от тягот производства признавалась идеалом, к которому стремился каждый свободный человек.
Существуя в рабовладельческом способе производства, хозяева перекладывали на рабов все виды физического труда, всю производственную деятельность. С трудом на них возлагалась и дополнительная ответственность за качество продукции. Рабы должны были принимать непосредственное, самое активное участие в ремесленных работах, а также во всех видах работ в сельском хозяйстве и домашнем быту. Смысл их жизни заключался в том, чтобы обеспечить своему хозяину праздную жизнь без забот и хлопот. Если раб не подчинялся хозяину, то он удостаивался самых жестоких наказаний. Также рабовладелец мог распоряжаться жизнью раба, его семьей, мог разлучать его с родными, перепродавать их другим владельцам или обменивать одних рабов на других.
Жизнь раба полностью обесценивалась. При патриархальном рабстве рабы имели возможность все же жить вместе со своим хозяином на правах младшего члена семьи. Они также выполняли самую грязную и сложную работу, но при этом не получали столь жестоких наказаний. В редких случаях они даже могли получать наследство от своих хозяев, но это происходило крайне редко. Достаточным было проживание в доме хозяина и доступ к самым малым ресурсам. Но при классическом рабстве все же рабы не имели никаких прав и свобод.
Готовые работы на аналогичную тему
По сути, статус раба передавался из поколения в поколение, от отца к сыну. Поэтому на одного хозяева или рабовладельческую семью могли работать целые поколения рабов. Они тяжко трудились и умирали чаще всего на местах своей работы.
В городах также проживало большое количество рабов. Они были заняты в домах рабовладельцев, а также в многочисленных ремесленных мастерских, которые были особо популярны в те времена. Здесь были особые экономы из рабов: их помощники и масса рабов были заняты непосредственно в работе по дому, а также в ремесленных мастерских. Каждый раб выполнял свой вид работы: кто-то был поваром, кто-то чистил туалеты господ. За мебель, ковры и посуду также отвечали отдельные группы рабов, которые были обязаны исполнять самую малую прихоть, высказанную со стороны господ.
Женское рабство
Среди рабов было очень много женщин, и это неоспоримый факт. Прихоти римских рабовладельцев, особенно в период существования Империи, фешенебельная жизнь, которая окружала римских женщин, уделявших большое внимание и, соответственно, много времени своему туалету – все это требовало услуг множества женщин-рабынь. Они предназначались для исполнения самых мелких заданий и услуг. Например, рабыни должны были обязательно владеть парикмахерским искусством, уметь красить волосы и брови, поправлять костюм и махать веером, если то угодно господам.
Жизнь рабынь была также тяжела, как и жизнь мужчин-рабов. Тем не менее, они жили в более благоприятных условиях, имели право принимать душ, чтобы выглядеть пристойно рядом со своими владелицами. Нередко женщин отправляли на сложные работы в полях, где они трудились наравне с мужчинами. Еще одна функция рабынь – ублажение господ. Они часто попадали в так называемое сексуальное рабство. Если от такого союза появлялись дети, то их ждало два варианта: или их убивали, или они становились маленькими рабами, даже несмотря на статус их отцов. Отметим, что мужчин редко использовали как сексуальных рабов, так как считалось, что это портит господскую кровь.
Масштабы рабства
Сложно подсчитать точные масштабы рабства. Известно, что один рабовладелец мог иметь до 10 рабов, при этом он мог постоянно перепродавать их, а самых лучших и работоспособных оставлял себе. Рабы имели право контактировать друг с другом, от этого появлялись дети, которые продолжали дело своих родителей. Их также могли разлучать с семьей, в юном возрасте отправляя к другим хозяевам. В целом от клейма рабства было достаточно непросто избавиться: в истории есть единицы случаев, когда рабы действительно освобождались от рабства, становились достойными людьми и пропагандировали отмену рабовладения, эксплуатации человеческого труда и жизни. Тем не менее, такие жуткие эпизоды являются частью мировой истории, и довольно сложно оценить реальные масштабы трагедии.
ответ на вопрос. Очень нужно! Какие формы рабства вам известны и чем они отличают¬ся друг от друга?
2 Классическое.
.В античности сложилось классическое рабство, в рамках которого число рабов значительно увеличивается, усиливается их эксплуатация, а продукция труда рабов часто ориентируется на рынок. Рабов предпочитали использовать в мастерских ремесленников и на рудниках. В сельском хозяйстве надзор за ними был затруднен и рабы использовались не так часто.
Постоянным источником пополнения количества рабов были войны, непрерывно ведущиеся между полисами.
3. Долговое.
Долговое рабство практиковалось у греков недолго, — осознание единства гражданами одного полиса привело к уничтожению этого института.
Распространенная форма рабской зависимости — детское рабство.
Еще одна форма рабской зависимости, долговое рабство — это практика, согласно которой предприниматели удерживают рабочих, но их зарплата недостаточна для того, чтобы погасить долги. В этом случае рабочие получают заработную плату, но не могут оплатить продовольствие, которым их обеспечивает предприниматель. Таким образом, с чисто практической точки зрения они порабощены. В эту категорию попадают многие рабочие из бедных стран, занятые на предприятиях потогонной системой.
Следующая форма рабской зависимости — рабские формы брака. В Индии Таиланде и некоторых африканских странах женщин выдают замуж против их желания. Многие заканчивают свою жизнь как рабыни, работающие на семью их мужа, некоторых из них принуждают к занятию проституцией.
По направленности и целям, указывают на существование таких основных форм современного рабства:
— милитаристская эксплуатация – осуществляется посредством использования индивида в военных операциях в качестве солдата или смертника. Подобная форма рабства распространена в странах Африки, где порабощенных детей нередко принуждают воевать (Дилани, 2007).
— криминальная эксплуатация – принуждение зависимого индивида совершать правонарушения. Чаще всего подневольные люди используются для нелегальной транспортировки наркотических средств, занятия попрошайничеством и т. д. ;
— трудовая эксплуатация – состоит в использовании рабского труда в строительстве, сельском хозяйстве, производстве, а также других тяжелых и опасных для жизни сферах трудовой активности;
В рабовладельческих обществах древности деление на свободных и рабов проводилось с крайней резкостью и отчетливостью, В хозяйстве, в общественной жизни, в быту — всюду резко противостояли друг другу свободные граждане, т. е. настоящие и будущие рабовладельцы, и рабская масса производителей на полях, в ремесле, да домашнем обиходе. Так было и в древней Греции, и в древнем Риме.
По античным понятиям физический труд считался позорным явлением и свободный гражданин не должен был им заниматься: рабовладелец и каждый свободный человек, который мечтал стать рабовладельцем, полагали, что только война, политика и свободное времяпрепровождение, занятия наукой и искусством достойны их положения. Физический труд, по понятиям рабовладельческого класса, делал неспособным свободного человека к высшему знанию, к добродетели, к познанию наук и искусств. Греческие философы, а за ними и римские писатели настойчиво проводили эту точку зрения. Раньше и лучше всех выразил это греческий философ Платон, полагавший, что физический труд — не только позорное явление, но и затемняющее ум занятие. Такой взгляд Платона его ученик Аристотель возводил в целую теорию, согласно которой молодые люди из рабовладельческого класса, из числа свободных граждан государства не должны были изучать какие-либо ремесла, трудовые процессы в сельском хо¬зяйстве и т. п.
Полная свобода от производственной, хозяйственной деятельности провозглашалась идеалом.
При рабовладельческом способе производства вся материально-производственная деятельность, все виды физического труда перекладывались на рабов. Рабы должны были производить все ремесленные работы, все работы в сельском хозяйстве и домашнем быту, чтобы обеспечить праздную жизнь господину.
Возьмем к примеру сельское хозяйство. Рабовладелец имел большое поместье, или латифундию. Во главе латифундии ставился раб-управитель, или виллик. У него в свою очередь было много помощников из рабов, которые ведали разными отраслями сельского хозяйства. Вся остальная масса рабов производила под их руководством все работы по вспашке, бороньбе и уборке полей. Виноделием, изготовлением оливкового масла занимались также в основном рабы. В их обязанности входили сбор винограда или оливы, выдавливание из них сока, приготовление вина или масла и т. д. В садах и огородах рабовладельцев имелись особые рабы, которые должны были днем и ночью следить за деревьями и растениями, ухаживать за ними, производить сбор плодов, наблюдать за их сохранением и доставлять их к столу семьи рабовладельцаВсе потребности в хозяйстве рабовладельца обеспечивались работой рабов.
Целевой фонд добровольных взносов ООН по современным формам рабства
Современные формы рабства
Право собственности и контроль, сопровождаемые угрозой насилия, являются основными элементами любого определения рабства (Конвенция о рабстве 1926 года). Мужчины, женщины и дети продолжают подвергаться эксплуатации в рамках практики, сходной с рабством.
Современные формы рабства:
Долговая кабала — один из наиболее распространенных способов порабощения людей, когда какое-либо лицо удерживается в качестве залога за предоставленный заем. Работа кабального работника является средством возвращения займа. Поскольку труд таких работников не оплачивается или стоит очень дешево, возвращение займа оказывается невозможным, в результате чего такой долг может даже наследоваться следующим поколением.
Крепостное состояние — форма рабского труда, при которой в силу закона, обычая или соглашения какое-либо лицо обязано обрабатывать землю, принадлежащую другому. Оно не имеет отношения к обмену труда на доступ к земле, а отражает неспособность работника изменить статус, который делает эту практику формой рабства. Крепостничество часто является наследственным и может затрагивать целые семьи на протяжении поколений.
История Мишлин Акло
Мишлин Акло из Бенина, когда ей исполнилось всего лишь восемь лет, была продана ее теткой и затем на протяжении восьми лет подвергалась физическому и психическому надругательству со стороны членов семьи ее хозяина, пока не была освобождена одной организацией, предоставившей ей приют и возможность обучения парикмахерскому делу. Она рассказала свою историю Рабочей группе по современным формам рабства в 2004 году. В 2001 году организация, которая помогла Мишлин, получила от Фонда добровольных взносов субсидию для оказания ей и другим жертвам помощи в получении профессиональной подготовки.
Торговля людьми — является распространенной и все более широкой практикой. Набор людей для целей экономической или сексуальной эксплуатации осуществляется с использованием насилия, обмана или принуждения. Торговец осуществляет контроль и право собственности путем:
Торговля людьми как глобальный бизнес приносит торговцам и организованным преступным группам огромные доходы. По оценкам Международной организации по миграции (МОМ), во всем мире насчитывается от 15 до 30 млн. незаконных мигрантов. ЮНИСЕФ считает, что торговлей детьми для использования их в целях эксплуатации, например в сельском хозяйстве, горном промысле, на фабриках или для оказания коммерческих сексуальных услуг, охвачено до 1,2 млн. детей. Миграция людей и торговля людьми взаимосвязаны. Поскольку нищета является главной движущей силой миграции, мигранты не всегда имеют возможность воспользоваться безопасными каналами для передвижения. Отсутствие связей и поддержки за границей, а также ложная информация о вероятных возможностях трудоустройства повышают опасность того, что они станут жертвами торговли людьми и рабства.
Сексуальное рабство — характеризуется абсолютным контролем одного лица над другим и не всегда связано с каким-либо финансовым вознаграждением. Оно включает:
«Главная стратегия борьбы с сексуальной эксплуатацией детей должна заключаться в том, чтобы невидимое делать видимым Реализация любой возможности изменить данную ситуацию должна начинаться с выведения ее на всеобщее обозрение и восприятия как современной формы рабства».
Сессия Рабочей группы, 2003 год,
выступление представителя Гватемалы
История Аниты Хадка
Анита Хадка из Непала рассказала свою историю Рабочей группе по современным формам рабства в 1998 году. Ребенком она была перевезена из Непала в Индию, где ее принудили работать проституткой в бомбейском публичном доме. Это часть ее истории.
«Меня зовут Анита. Я родом из Непала. Из-за бедности моей семьи в 12 лет я начала работать на фабрике по изготовлению ковров. На этой фабрике работало много детей вроде меня. Однажды молодой мужчина пообещал мне лучшую работу и больший заработок. Затем он привез меня в публичный дом в Бомбее, в Индии. Я спрашивала об этом мужчине, но он уехал. Мне сказали, что я была продана в публичный дом этим мужчиной. Я сильно плакала, но никто меня не слушал. Когда я была там, в публичном доме, они начали мучить меня. Они жгли меня окурками сигарет. Пропускали через меня ток. Сутками не давали еды. Они заперли меня в комнате. Затем три человека изнасиловали меня. В возрасте 12 лет я ежедневно должна была удовлетворять от 12 до 25 мужчин. Каждый день продавали таких же девочек, как я.
Их приводили и продавали как коз и кур. Сегодня на заседании, посвященном правам человека, я выступаю здесь, в Организации Объединенных Наций, в то время как в Непале существуют такие же девочки, которые не знают о своих правах человека. Я прошу всех вас, присутствующих здесь, оказать давление на людей в нашей стране, которые занимаются правами человека, чтобы они прекратили эту торговлю. Когда девочек продают, они чувствуют себя рабами».
Анита также рассказала о своей нынешней работе в качестве сотрудника одной организации в Непале, занимающейся проведением просветительских кампаний, в рамках которых она предупреждает об угрозе со стороны торговцев людьми, завлекающих девочек для целей сексуальной эксплуатации.
Спустя несколько месяцев Административный совет города Женева присудил Аните Хадка премию в области защиты прав человека им. Поля Грюнингера в знак признания и в качестве поощрения ее работы в области предотвращения незаконной трансграничной торговли девочками.
Принудительные браки и продажа жен. В рамках брака существуют различные формы рабства, такие, как принудительный брак, продажа или наследование жен и совсем недавно возникшая форма сексуальной эксплуатации, связанная с оповещением через средства массовой информации о женщинах, готовых вступить в брак, так называемых невестах по почтовому заказу.
Другие формы рабства обнаруживаются фактически постоянно. Практика, сходная с рабством, встречающаяся во время вооруженных конфликтов и в особых экспортных зонах (предприятия, на которых существует потогонная система), незаконные виды деятельности в рамках некоторых религий и культов, а также торговля органами и тканями человека — все это требует срочного внимания и искоренения.
«Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах».
Рабство
Рабство — это система общественных отношений, в которой принципы права собственности применяются к человеческим существам, позволяя отдельным лицам приобретать, владеть и распоряжаться другими людьми. Раб по закону считается собственностью или имуществом своего господина или хозяина и лишен всех или большинства прав, обычно принадлежащих свободным людям.
Абсолютное запрещение рабства, работорговли, а также институтов и обычаев, сходных с рабством, как наиболее тяжких преступлений против свободы личности является общей нормой международного публичного права, прочно утвердившейся и в качестве правового обычная, и в качестве общих принципов права, признанных цивилизованными нациями. Запрет на работорговлю и рабство также закреплен в международных конвенциях, посвященных конкретно данной тематике, а также в многосторонних договорах и декларациях, касающихся основных прав и свобод человека.
История рабства.
Самые ранние формы рабства зародились еще в Месопотамии около 69 века до нашей эры, когда общины во время войн захватывали в плен своих врагов и принуждали их насильно работать. Обращение в рабство и использование рабского труда в широком масштабе стало практиковаться в 26 веке до нашей эры древними египтянами, совершавшими набеги вверх по Нилу для захвата и порабощения туземных племен. Римская империя обратила в рабство многие завоеванные ею народы. В 1-м веке до нашей эры рабы составляли почти 40% населения Рима.
Второе тысячелетие ознаменовалось появлением новой формы рабства, известной как крепостное право. Бедное сельское население практически полностью попало в крепостную зависимость. В некоторых странах положение зависимых крестьян мало отличалось от положения рабов: власть землевладельца была абсолютной. Крепостные обрабатывали господскую землю, платили оброк и исполняли множество разных повинностей, начиная с работ по ремонту хозяйских построек и заканчивая военной службой.
С середины 16-го века Европейские страны занялась т. н. «трансатлантической работорговлей» — вывозом негров-рабов из Западной Африки для труда на плантациях юга США, Бразилии, Карибских островов, Колумбии и Эквадора. Несмотря на многочисленные протесты сторонников отмены рабовладения, вдохновленных идеями французских гуманистов, подобная деятельность процветала до начала 19-го века.
В 1787 году была учреждена первая международная правозащитная организация, получившая название «Общество за ликвидацию работорговли», целью которой была отмена рабства в Великобритании. Благодаря ее усилиям, в 1807 году в Британской империи работорговля была упразднена. В 1808 году Конгресс США запретил ввоз рабов. Франция отменила работорговлю в 1818 году.
На межгосударственном уровне работорговля впервые была открыто осуждена на Венском конгрессе 1815 г. с принятием «Декларации о прекращении торга неграми». Декларация запрещала торговлю рабами и их перевозку, однако в целом не признавала рабство преступлением.
В течение 19-го века был заключен ряд многосторонних договоров, направленных на развитие международного сотрудничество в борьбе с работорговлей, важнейшим из которых был Генеральный акт Брюссельской конференции по борьбе с работорговлей 1890 г. К концу 19-го века запрещение рабства и работорговли стало рассматриваться в качестве нормы международного обычного права.
Тем не менее в отдельных частях мира рабство, как в своей традиционной форме, так и в виде различных институтов и обычаев, сходных с рабством, продолжает существовать и поныне, несмотря на практически всеобщее признание государствами договоров, предусматривающих обязательство обеспечить его полную отмену.
Определение «рабства».
Определение рабства имеет первостепенное значение для международного сообщества в его усилиях по эффективному искоренению этого явления.
Первым международным соглашением, содержащим определение рабства, была Конвенция о рабстве, заключенная под эгидой Лиги Наций в 1926 г. Она определила рабство как «положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности» (ст. 1, п. 1).
Кроме того Конвенция определила работорговлю как «все действия, связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; все действия, связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; все действия по продаже или обмену лица, приобретенного с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов» (ст. 1, п. 2).
Римский статут Международного уголовного суда (МУС), в статье 7 которого «порабощение» включается в перечень преступлений против человечности, определяет порабощение как «осуществление любого или всех правомочий, связанных с правом собственности в отношении личности, и включает в себя осуществление таких правомочий в ходе торговли людьми, и в частности женщинами и детьми».
Международная организация труда (МОТ) определяет рабское положение работника по следующему списку признаков: выполнение работы вопреки собственному желанию; нарушение законных трудовых прав; отсутствие возможности уволиться; ограничение физической свободы; наличие на рабочем месте надсмотрщиков; применение к работнику физического насилия.
Основные международно-правовые документы по борьбе с рабством и работорговлей.
Основными международными договорами, касающимися работорговли и рабства, являются Конвенция о рабстве 1926 г., с изменениями, внесенными Протоколом 1953 г., и Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г.
Согласно ст. 99 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. каждое государство должно принимать эффективные меры для предотвращения и наказания перевозки рабов на судах, плавающих под его флагом, и для предупреждения противозаконного пользования его флага для этой цели. Раб, нашедший убежище на борту любого судна независимо от его флага, ipso facto свободен. Кроме того, согласно ст. 110 военные корабли и другие суда, находящиеся на государственной службе, имеют право останавливать, посещать и обыскивать любое торговое судно в открытом море, если существуют разумные основания подозревать, что данное судно занимался работорговлей.
В последнее время свобода от рабства или подневольного состояния стала частью международной системы защиты прав человека. Она гарантируется в ст. 4 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; в ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.; в ст. 6 Американской конвенции о правах человека 1969 г.; и в ст. 5 Африканской хартии прав человека и народов 1981 г.
Конвенции, направленные на защиту прав женщин и детей, в частности, обязывают государства-участники принять все необходимые меры для пресечения торговли женщинами и детьми во всех их формах.
Одним из последних документов в этой области является Протокол 2000 г. о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности.
Рабство и работорговля также запрещаются статьей 4 Дополнительного к Женевским конвенциям 1949 г. протокола II 1977 г., касающегося защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов.
Рабство как международное преступление.
Существует единодушное мнение о том, что, как и пиратство, рабство является международным преступлением. Государства обязаны предотвращать рабство и привлекать к ответственности причастных к нему лиц. Любое государство, которое в рамках государственной политики дозволяет рабство или не проявляет должных усилий для его предупреждения и наказания причастных к нему лиц, считается нарушителем международного права
В месте с тем, рабство также относится к преступлениям международного характера. Следовательно, частные лица и другие негосударственные субъекты, вовлеченные в работорговлю и рабство, несут уголовную ответственность непосредственно по международному праву и, в соответствии с принципом универсальной юрисдикции, могут быть судимы и наказаны любым государством, задержавшим подозреваемых.
Международный Суд в своем решении по Делу о компании «Барселона трэкшн, Лайт энд Пауэр Лимитед» (Бельгия против Испании, 1970 г.), квалифицировал защиту от рабства как обязательство, которое государство несет перед международным сообществом в целом, то есть erga omnes.
Современные формы рабства.
Практики, сходные с рабством, такие как долговая кабала, крепостное право, принудительный труд, а также продажа и эксплуатация женщин и детей, уже давно включены в повестку дня международных органов, особенно МОТ, и запрещены в международных конвенциях по борьбе с рабством и многосторонних договорах в области прав человека и основных свобод.
Долговая кабала.
Долговая кабала — наиболее распространенная форма современного рабства, от которой страдают миллионы взрослых и детей во всем мире, в том числе многие трудящиеся-мигранты. Долги работников, трудящихся на фабриках, кирпичных мануфактурах и шахтах, часто передаются следующему поколению. Практика долгового рабства все еще распространена в таких странах, как Бангладеш, Индия, Непал, Пакистан и Шри-Ланка.
В ст. 1, п. a Дополнительной конвенции об упразднении работорговли. долговая кабала определяется как:
положение или состояние, возникающее вследствие заклада должником в обеспечение долга своего личного труда или труда зависимого от него лица, если надлежаще определяемая ценность выполняемой работы не зачитывается в погашение долга или если продолжительность этой работы не ограничена и характер ее не определен.
Долговая кабала возникает, когда человек берет у недобросовестных заемщиков деньги или имущество в долг, который не в состоянии погасить. Оплата работы в счет погашения долга не только не позволяет выплачивать задолженность, но зачастую даже не достаточна для его существования.
Некоторые страны принимают специальные меры для предотвращения кабального труда; например, Индия и Пакистан выплачивают долги лиц, признанным в качестве кабальных работников, а также создают условия, при которых освобожденные от кабального долга работники не могут получить другой заем, возвращающий их в положение должника.
Крепостное состояние.
Крепостное состояние — форма рабства, при которой в соответствии с законом, обычаем или соглашением одно лицо должно жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, выполняя для него определенную работу, или за вознаграждение или без такового, и не может изменить это состояние. Крепостное право широко применялось в Европе в средние века, вплоть до эпохи Позднего Возрождения – 16-го и 17-го веков. Крепостное состояние являлось наследственным и охватывало целые семьи на постоянной основе.
Временная комиссия по рабству 1924 года расценила крепостное состояние как эквивалент «земельного рабства», т.е. использования рабов на фермах или плантациях для выполнения сельскохозяйственных работ.
Крепостное право и по сей день встречается в странах Латинской Америки, где землевладельцы предоставляют «батраку» или «пеону» участок земли за выполнение определенных услуг, таких как отработка на землевладельца или выполнение услуг по дому или, чаще всего, передачу землевладельцу части урожая.
Принудительный или обязательный труд.
Принудительный труд, часто представляющий собой одну из форм рабства, осужден или запрещен в ряде международных соглашений, разработанных под эгидой МОТ, включая Конвенцию № 29 от 1930 г. и Конвенцию № 105 от 1957 г. Статья 2 Конвенции № 29, ратифицированной большинством государств, определяет «принудительный или обязательный труд» как «всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для выполнения которой это лицо не предложило своих услуг добровольно».
В соответствии с Конвенцией № 29 стороны обязались упразднить применение принудительного или обязательного труда «в возможно кратчайший срок», но только Конвенция № 105 формально обязала государства искоренить подобную практику как средство для достижения определенных целей, таких как политическое воздействие; поддержания трудовой дисциплины; наказания за участие в забастовках; расовая, социальная, национальная или религиозная дискриминация; или ускорение экономического развития.
Принудительный труд также запрещен в ряде глобальных и региональных документах по правам человека. Можно утверждать, что запрет принудительного труда является нормой общего международного права.
Принудительное замужество и торговля женщинами.
Продажа или принуждение женщин к вступлению в брак или передача женщин за вознаграждение между отдельными лицами или группами лиц являются одними из самых старых форм рабства. Женщины нередко похищаются или покупаются в бедных странах и продаются в развитых, где их заставляют насильно трудиться, вступать в браки или заниматься проституцией. Исторически принудительное замужество и торговля женщинами не получали такого же широкого внимания, как другие формы рабства. Тем не менее, торговля женщинами вызывает все более глубокую обеспокоенность мирового сообщества.
Эксплуатация, перевозка и принудительный труд детей.
Статья 1, п. d Дополнительной конвенции об упразднении рабства в определении практик, сходных с рабством, включает:
любые институты или обычаи, в силу которого ребенок или подросток моложе восемнадцати лет передается одним или обоими своими родителями или своим опекуном другому лицу, за вознаграждение или без такового, с целью эксплуатации этого ребенка или подростка или его труда.
В развивающихся странах дети часто похищаются или покупаются у своих родителей, находящихся в бедственном положении или надеющихся на «лучшую жизнь» для своих детей. Часто эксплуатируемые за небольшую оплату или вообще без нее, дети вынуждены работать по 12-16 часов в сутки, в том числе на самых опасных работах. Эти дети часто попадают в долговую кабалу или подвергаются сексуальному насилию.