Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность

Тема 5. Понятие информационных систем.

Информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемая для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащённые специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

В настоящее время бытует мнение об информационной системе как о системе, реализованной с помощью компьютерной техники. Это не так. Информационные системы могут функционировать с применением технических средств, и без такого применения. Это вопрос экономической целесообразности.

Преимущества неавтоматизированных (бумажных) систем:

¾ простота внедрения уже существующих решений;

¾ просты для понимания, для их освоения требуется минимум тренировки;

¾ не требуются технические навыки;

¾ гибкие и способные к адаптации для соответствия деловым процессам.

В автоматизированной ИС появляется возможность целостно и комплексно представить все, что происходит с организацией, поскольку все экономические факторы и ресурсы отображаются в единой информационной форме в виде данных.

Под информационной системой понимается организованная совокупность программно-технических и других вспомогательных средств, технологических процессов и функционально-определённых групп работников, обеспечивающих сбор, представление и накопление информационных ресурсов в определённой предметной области, поиск и выдачу сведений, необходимых для удовлетворения информационных потребностей установленного контингента пользователей.

Исторически первыми видами информационных систем являются архивы и библиотеки. Им присущи все атрибуты инф. системы. Они обеспечивают в какой-либо предметной области сбор данных, их представление и хранение в определённой форме (книго-, архивохранилища, каталоги и т.д.), в них определяется порядок использования информационных фондов (т.е. определены абоненты, режимы и способы выдачи информации – абоненты, читальные залы и т.п.).

Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в виде следующей схемы (см. рис. 1.1).

SHAPE \* MERGEFORMAT

Аппаратная и программная части информационной системы

Персонал организации или другая информационная система

Рис. 1.1. Процессы в информационной системе

Схема состоит из следующих блоков:

¾ ввод информации из внешних или внутренних источников;

¾ обработка входной информации и представление её в удобном виде;

¾ вывод информации для представления потребителям внутри организации или передачи в другую систему;

¾ обратная связь – это информация, переработанная персоналом данной организации для коррекции входной информации.

Исходя из сказанного в составе инф. системы можно выделить три подсистемы, представленные на рис. 1.2.

SHAPE \* MERGEFORMAT

Организационно-технологическая подсистема сбора информации

представления и обработки информации

Нормативно-функциональная подсистема выдачи информации

Рис. 1.2. Состав информационной системы

Организационно-технологическая подсистема сбора информации обеспечивает отбор и накопление данных в информационную систему. Без правильно организованной, оперативно и эффективно действующей организационно-технологической подсистемы сбора информации невозможна эффективная организация функционирования всей инф. системы в целом.

Подсистема представления и обработки информации составляет ядро инф. системы и является отражением представления разработчиками и пользователями системы структуры и картины предметной области, сведения о которой должна отражать инф. система. Подсистема представления и обработки информации является одним из наиболее сложных компонентов при разработке инф. системы.

Нормативно-функциональная подсистема выдачи информации определяет пользователей, или иначе абонентов системы, реализует целевой аспект назначения и выполнения задач инф. системы.

2. Цели, задачи, свойства и функции информационных систем.

Цель ИС – обеспечение специалистов информацией для решения стоящих перед ними задач.

Кроме того, результатом работы ИС должно быть требуемое качество информационной продукции. Отсюда цель ИС – это также и повышение уровня качества информации, выдаваемой специалистам-пользователям ИС.

В соответствии с целью основными универсальными задачами ИС являются:

¾ выполнение процессов преобразования информации и выдача её в удобном для восприятия виде;

¾ получение более рациональных вариантов решения управленческих задач за счёт внедрения математических методов, интеллектуальных систем и т.д.;

¾ производство достоверной, надёжной, своевременной и систематизированной информации;

¾ освобождение работников от рутинной работы за счёт её автоматизации;

¾ совершенствование структуры потоков информации и системы документооборота в фирме.

Специальные задачи определяются характером производства и теми задачами, которые решает предприятие для достижения поставленной цели. Они включают:

¾ обеспечение необходимого объёма производства продукции;

¾ обеспечение ритмичности в производстве продукции или услуг предприятия;

¾ поведение мероприятий по обеспечению заданного уровня качества продукции;

¾ обеспечение маркетинговой деятельности предприятия и др.

В системе управления специальные задачи для статуса ИС приоритетны.

Информационная система определяется следующими свойствами:

¾ любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;

¾ информационная система является динамичной и развивающейся;

¾ выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения;

¾ информационную систему следует воспринимать как человеко-компьютерную систему обработки информации;

¾ структура информационной системы, её функциональное предназначение должны соответствовать целям, стоящим перед организацией, например, в коммерческой фирме – эффективному бизнесу, в государственном предприятии – решению социальных и экономических задач;

¾ информационная система должна контролироваться людьми, ими пониматься.

Функция ИС – это постоянный набор процедур, выполнение которых обеспечивает реализацию задач ИС.

Функции ИС можно разделить на функции управления и функции информационно-технологические.

ИС обеспечивает реализацию следующих функций управления:

a) планирование и прогнозирование деятельности предприятия;

b) нормирование производственной деятельности;

c) учёт и отчётность;

d) контроль производства;

e) анализ производственной деятельности.

Выделяются следующие информационно-технологические функции информационной системы:

a) сбор сведений об управляемом объекте;

b) регистрация данных;

d) ввод данных в ЭВМ;

e) обработка данных.

Рассматриваются два типа обработки:

¾ анализ данных (сравнение с нормами, критериями).

Операционная обработка данных ведется в системах, ориентированных на преобразование данных. Анализ данных осуществляется в системах поддержки принятия решений, где анализируется информация (часто больших объемов), на основе которой информационная система помогает принимать решения.

b) ведение баз данных;

Существуют два способа хранения информации:

¾ централизованный (информация хранится в одном месте),

¾ распределенный (информация хранится в нескольких местах).

d) актуализация информации;

e) копирование и тиражирование информации;

f) предоставление информации (выдача производственных документов пользователю);

Эта функция обеспечивает сохранность и конфиденциальность информации.

3. Понятие АИС. Этапы развития АИС.

Современный уровень информатизации общества предопределяет использование компьютеров и других современных технических и программных средств в различных информационных системах. Такие информационные системы называются автоматизированными.

Информационные системы, в которых представление, хранение и обработка информации осуществляются с помощью вычислительной техники, называются автоматизированнымим, или сокращённо АИС.

Этапы развития информационных систем можно свести в следующую таблицу.

Изменение подхода к использованию информационных систем

Вид информационных систем

Бумажный поток расчетных документов

Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах

Повышение скорости обработки документов

Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты

Основная помощь в подготовке отчетов

Управленческие информационные системы для производственной информации

Ускорение процесса подготовки отчетности

Управленческий контроль реализации (продаж)

Системы поддержки принятия решений

Системы для высшего звена управления

Выборка наиболее рационального решения

Стратегические информационные системы

Выживание и процветание фирмы

Первые информационные системы появились в 50-х годах. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчёта зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счётных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.

60-е годы знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчётности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее. Данное поколение информационных систем строилось на базе центральной ЭВМ по принципу «одно предприятие – один центр обработки».

В 70-х годах – начале 80-х информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений. Были сделаны первые шаги к децентрализации инф. систем, в процессе которой пользователи стали продвигать информационные технологии в офисы и отделения компаний, используя мини-компьютеры. Параллельно началось активное внедрение высокопроизводительных СУБД типа D В2 и пакетов коммерческих прикладных программ.

К концу 80-х годов концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта и многое другое. Наблюдается бум распределённой сетевой обработки, главной движущей силой которого был массовый переход на персональные компьютеры. Логика корпоративного бизнеса потребовала объединения разрозненных рабочих мест в единую инф. систему – появились вычислительные сети и распределённая обработка. Однако очень скоро в одноранговых сетях стали обнаруживаться первые признаки иерархичности – сначала в виде выделенных файл-серверов, серверов печати, телекоммуникационных серверов, а затем и серверов приложений. При развитии инф. систем третьего поколения идея чистой (одноранговой) распределённой обработки заметно потускнела и уступила место иерархической модели клиент-сервер.

Отличительной чертой современных инф. систем, инф. систем четвёртого поколения, является прежде всего иерархическая организация, в которой централизованная обработка и единое управление ресурсами инф. системы на верхнем уровне сочетается с распределённой обработкой на нижнем. Инф. системы четвёртого поколения характеризуются следующими основными особенностями:

¾ полное использование потенциала настольных компьютеров и среды распределённой обработки;

¾ модульное построение системы, предполагающее существование множества различных типов архитектурных решений в рамках единого комплекса;

¾ экономия ресурсов системы за счёт централизации хранения и обработки данных на верхних уровнях иерархии ИС;

¾ наличие эффективных централизованных средств сетевого и системного администрирования, позволяющих осуществлять сквозной контроль за функционированием сети и управление на всех уровнях иерархии, а также обеспечивающих необходимую гибкость и динамическое изменение конфигурации системы;

Вопросы к теме

1. Дайте определение информационной системы.

2. Какова разница между компьютерами и информационными системами?

3. На какие виды делятся ИС-мы по степени автоматизации?

4. Преимущества неавтоматизированных систем.

5. Назовите исторически первые виды ИС-м. Почему?

6. Каковы основные процессы, обеспечивающие работу ИС-мы?

7. Каков состав ИС-мы? (Каковы основные элементы ИС?)

9. Каковы основные универсальные задачи ИС?

10. Каковы специальные задачи ИС?

11. Какие задачи (универсальные или специальные) являются приоритетными в системе управления?

12. Перечислите основные свойства ИС.

13. На какие виды делятся функции ИС? Назвать основные функции каждой группы.

15. Какие основные этапы прошли в своём развитии АИС?

16. Как менялась концепция использования информации на различных этапах развития ИС?

17. Как изменялись цели использования ИС на различных этапах их развития?

18. Как изменялись виды ИС на различных этапах их развития?

Источник

Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность

В главе 2 использована книга [KAGA01 ], c. 28-40.

Рассмотрим теперь функции, которые должны выполнять информаци­онные системы для решения стоящих перед ними задач, связанных с поддержкой динамической информационной модели предметной области и с удовлетворением информационных потребностей ее поль­зователей.

К числу этих функций относятся сбор и регистрации информационных ресурсов, их хранение, обработка, актуализация, обеспечивающая акту­ализацию поддерживаемой информационной модели предметной области (для простоты здесь рассматривается только статическая часть модели), а также обработка запросов пользователей.

2.1. Сбор и регистрация информационных ресурсов

Эти функции обеспечивают «фотографирование» предметной области, формирова­ние и поддержку на этой основе модели предметной области экстенси­онального уровня.

Для выполнения этих функций проводятся работы как вне програм­мно-аппаратного комплекса системы (в «ГОСТ 34.003-90. Информационная технология» он называется комплек­сом средств автоматизации), так и непосредственно в его среде. Способы реализации указанных функций зависят от характера используе­мых источников информации, в качестве которых могут служить: сущности и процессы в предметной области системы, различного рода автоматизиро­ванные технические системы, другие информационные системы, всевозмож­ные данные на бумажных или электронных носителях и т.п.

Функции сбора и регистрации информационных ресурсов могут сов­мещаться во времени или выполняться последовательно. Возможны раз­личные варианты их осуществления, например:

путем измерений (наблюдений) фактов в реальном мире и ввода дан­ных в систему вручную с помощью клавиатуры и/или каких-либо ма­нипуляторов;

полуавтоматически путем ввода в компьютер с некоторых носи­телей и в случае необходимости их оцифровки (например, при ис­пользовании текстов на бумажных носителях или аналоговых ау­диозаписей);

С этими функциями механизмов информационных систем и их персо­нала связана необходимость решения ряда сопутствующих задач, таких как очистка, верификация, сжатие данных, конвертирование их из одно­го формата в другой и т.д.

Очистка данных — необходимая стадия предварительной обработки данных и подготовки их к загрузке в систему, особенно в случаях, когда используется несколько источников данных. Обычно она включает про­цедуры фильтрации данных, верификации, обеспечения логической це­лостности, устранения несогласованности, избыточности и различных ошибок, восполнения пропусков, а также другие процедуры, направ­ленные на улучшение качества данных. Задачи перечисленных проце­дур в некоторой мере пересекаются.

В результате фильтрации производится отбор нужных данных из множества имеющихся в распоряжении. Верификация данных обеспе­чивает достоверность и логическую целостность данных. Проверка до­стоверности данных — это содержательная процедура, которая поз­воляет установить, адекватно ли характеризуют состояние предметной области собранные для ввода в информационную систему информаци­онные ресурсы. Эта процедура, к сожалению, не может быть в полной мере формализована. Поэтому она в значительной мере возлагается на системный персонал и привлекаемых к этой работе экспертов. В систе­мах баз данных за достоверность данных ответственен администратор данных. Проверка логической целостности данных может осущест­вляться на стадии предварительной их обработки, а также непосредс­твенно при вводе в систему. Для этих целей в системах баз данных могут, в частности, использоваться механизмы СУБД, специально предназна­ченные для проверки ограничений целостности, которые были объявле­ны в схеме базы данных. Такая проверка осуществляется при обновлении состояния базы данных. Проверку целостности XML-документов может выполнять Web-браузер при условии, если для этого документа задано описание типа документов (DTD, см. раздел 4.7). Выбор конкретных ме­тодов обеспечения верификации данных зависит от характера их источ­ников, качества данных, видов ограничений целостности и т.п.

В некоторых информационных системах информационные ресурсы хранятся в сжатом виде. Сжатие данных осуществляется с целью ми­нимизации ресурсов памяти, необходимых для их хранения, а также для снижения затрат на передачу данных по коммуникационным каналам. Та­кой подход часто используется в различных репозиториях информацион­ных ресурсов с файловой организацией среды хранения. Механизмы сре­ды хранения данных некоторых СУБД включают встроенные средства, обеспечивающие сжатие отдельных значений данных, кортежей, доме­нов значений атрибутов и т.д., сжатие индексных файлов, резервных ко­пий базы данных. Для рационального использования ресурсов памяти в некоторых классах систем, например в системах управления докумен­тами, документы подразделяются на активные и архивные. Хранение ар­хивных документов осуществляется в сжатых форматах.

Конвертирование данных при вводе в систему используется для преобразования данных из одного формата в другой, допускающий авто­матизированный импорт их в информационную систему. Конвертирова­ние данных часто необходимо в случаях, когда источником данных явля­ется некоторая другая система.

Источник

Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность

Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Смотреть фото Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Смотреть картинку Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Картинка про Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Фото Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущностьКакие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Смотреть фото Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Смотреть картинку Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Картинка про Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Фото Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность

Тема 1. Определение и классификация информационных систем

Обзорная лекция

Содержание

Ключевые слова
Информационный процесс. Информационная система. Организационно-экономические системы. Система управления. Экспертная система. Система обучения. Информационно-вычислительная система. Информационно-справочная система.

1.1. Определение информационной системы. Выполняемые функции.

Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Смотреть фото Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Смотреть картинку Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Картинка про Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Фото Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность

Понятие информационной системы

Система (system – целое, составленное из частей; греч.) – это совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Архитектура системы – совокупность свойств системы, существенных для пользователя.

Элемент системы – часть системы, имеющая определенное функциональное назначение. Элементы, состоящие из простых взаимосвязанных элементов, часто называют подсистемами.

Организация системы – внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, проявляющаяся, в частности, в ограничении разнообразия состояния элементов в рамках системы.

Структура системы – состав, порядок и принципы взаимодействия элементов системы, определяющие основные свойства системы. Если отдельные элементы системы разнесены по разным уровням и характеризуются внутренними связями, то говорят об иерархической структуре системы.
Добавление к понятию система слова информационная отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые информационные продукты.

Информационная система— это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации компьютера. Кроме того, тех­ническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без кото­рого невозможно ее получение и представление.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными система­ми. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

В нормативно-правовом смысле информационная система определяется как «организационно упорядоченная совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том числе и с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы» [Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995, № 24-ФЗ].

Процессы, протекающие в информационных системах

Информационный процесс – «процесс создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации» [Закон РФ «Об участии в информационном обмене» от 04.07.1996, № 85-ФЗ].

Информационный ресурс – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем) [Закон РФ «Об участии в информационном обмене»].

В нормативно-правовом аспекте документ определяется как зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Процесс документирования превращает информацию в информационные ресурсы.

Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить состоящими из следующих блоков:

Информационные процессы реализуются с помощью информационных процедур, реализующих тот или иной механизм переработки входной информации в конкретный результат.

Различают следующие типы информационных процедур:

Функции информационных подразделений, создающих и поддерживающих информационные системы (служба администратора): оповещение и обработка запросов; поддержание целостности и сохранности информации; периодическая ревизия информации; автоматизация индексирования информации.

В целом информационные системы определяется следующими свойствами:

Внедрение информационных систем может способствовать:

Этапы развития информационных систем

Этапы развития информационных систем и цели их использования представлены в таблице 1.1.

Первые информационные системы появились в пятидесятых годах. Они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханичес­ких бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.

Таблица 1.1. Этапы развития информационных систем

Концепция использования информации

Вид информационных систем

Бумажный поток расчетных документов

Электромехани­ческие бухгалтерские маши­ны

Упрощение проце-дуры об­работки счетов и расчета зарплаты

Помощь в подго­товке отчетов

Управленческие инфор-ма­ционные системы для про­изводственной информации

Ускорение процесса подго­товки отчетности

Управленческий контроль процессов

Системы поддержки приня­тия решений

Выработка рацио­нальных решений

Информация — страте-гический ресурс, обеспе-чивающий конкурентное преиму­щество

Стратегические инфор-маци­онные системы. Автоматизированные офисы

Выживание и процветание организации

Шестидесятые годы знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информа­ция, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату.

В семидесятых – начале восьмидесятых годов информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.

К концу восьмидесятых годов концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя во­время нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достой­ных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.

Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Смотреть фото Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Смотреть картинку Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Картинка про Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Фото Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность

1.2. Классификация информационных систем

Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Смотреть фото Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Смотреть картинку Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Картинка про Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Фото Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность

Типы информационных систем

Фактографические и документированные информационные системы

Тип информационной системы зависит от того, чьи интересы она обслуживает и на каком уровне управления. По характеру представления и логической организации хранимой информации информационные системы подразделяются на фактографические, документальные и геоинформационные.

Фактографические информационные системы накапливают и хранят данные в виде множества экземпляров одного или нескольких типов структурных элементов (информационных объектов). Каждый из таких экземпляров или некоторая их совокупность отражают сведения по какому-либо факту, событию отдельно от всех прочих сведений и фактов.

Структура каждого типа информационного объекта состоит из конечного набора реквизитов, отражающих основные аспекты и характеристики объектов данной предметной области. Комплектование информационной базы в фактографических информационных системах включает, как правило, обязательный процесс структуризации входной информации.
Фактографические информационные системы предполагают удовлетворение информационных потребностей непосредственно, т.е. путем представления потребителям самих сведений (данных, фактов, концепций).

В документальных (документированных)информационных системах единичным элементом информации является нерасчлененный на более мелкие элементы документ и информация при вводе (входной документ), как правило, не структурируется, или структурируется в ограниченном виде. Для вводимого документа могут устанавливаться некоторые формализованные позиции (дата изготовления, исполнитель, тематика).

Некоторые виды документальных информационных систем обеспечивают установление логической взаимосвязи вводимых документов – соподчиненность по смысловому содержанию, взаимные отсылки по каким-либо критериям и т.д.
Определение и установление такой взаимосвязи представляет собой сложную многокритериальную и многоаспектную аналитическую задачу, которая не может быть формализована в полной мере.

В геоинформационных системах данные организованы в виде отдельных информационных объектов (с определенным набором реквизитов), привязанных к общей электронной топографической основе (электронной карте). Геоинформационные системы применяются для информационного обеспечения в тех предметных областях, структура информационных объектов и процессов в которых имеет пространственно-географический компонент (маршруты транспорта, коммунальное хозяйство).

Классификация информационных систем по функциональному признаку

Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции. На рис. 1.1 представлена классификация информационных систем по характеристике их функциональных подсистем.

Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Смотреть фото Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Смотреть картинку Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Картинка про Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Фото Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность

Рис. 1.1. Классификация информационных систем по функциональному признаку

В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая деятельность.

Классификация информационных систем по уровням управления

Информационная система оперативного уровня поддерживает специалистов-исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Назначение информационной системы на этом уровне — отвечать на запросы о текущем со­стоянии и отслеживать поток сделок в фирме, что соответствует оперативному управлению. Чтобы с этим справляться, информационная система должна быть легко доступной, непре­рывно действующей и предоставлять точную информацию.

Задачи, цели и источники информации на оперативном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы. Решение запрограммировано в соответствии с заданным алгоритмом.
Информационная система оперативного уровня является связующим звеном между фирмой и внешней средой. Если система работает плохо, то организация либо не получает информации извне, либо не выдает информацию. Кроме того, система — это основной поставщик информации для остальных типов информационных систем в организации, т.к. содержит и оперативную, и архивную информацию.

Информационные системы этого уровня помогают специалистам, работающим с данными, повышают продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков. Задача подобных информационных систем — интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов.
По мере того как индустриальное общество трансформируется в информационное, производительность экономики все больше будет зависеть от уровня развития этих систем. Такие системы, особенно в виде рабочих станций и офисных систем, наиболее быстро раз­виваются сегодня в бизнесе.

Информационные системы офисной автоматизациивследствие своей про­стоты и многопрофильности активно используются работниками любого организационного уровня. Наиболее часто их применяют работники средней квалификации: бухгалтеры, секретари, клерки. Основная цель — обработка данных, повышение эффективности их работы и упрощение канцелярского труда. Информационные системы офисной автоматизации связывают воедино работников информационной сферы в разных регионах и помогают поддерживать связь с покупателями, заказчиками и другими организациями. Их деятельность в основном охватывает управление документацией, ком­муникации, составление расписаний и т.д.

Эти системы выполняют следующие функции:

Информационные системы обработки знаний, в том числе и экспертные системы, вбирают в себя знания, необходимые инженерам, юристам, ученым при разработке или создании нового продукта. Их работа заключается в создании новой информации и но­вого знания. Так, например, существующие специализированные рабочие станции по инженерному и научному проектированию позволяют обеспечить высокий уровень технических разработок.

Информационные системы тактического уровня (среднее звено)
Основные функции этих информационных систем:

Системы поддержки принятия решенийобслуживают частично структурированные задачи, результаты которых трудно спрогнозировать заранее (имеют более мощный аналитический аппарат с несколькими моделями). Информацию получают из управленческих и операционных информационных систем. Используют эти системы все, кому необходимо принимать решение: менеджеры, специалисты, аналитики. Например, их рекомендации могут пригодиться при принятии решения покупать или взять оборудование в аренду.

Характеристика систем поддержки принятия решений:

Развитие и успех любой организации (фирмы) во многом определяются принятой в ней стратегией. Под стратегией понимается набор методов и средств решения перспективных долгосрочных задач. В этом контексте можно воспринимать и понятия стратегический метод, стратегическое средство, стратегическая система.
В настоящее время в связи с переходом к рыночным отношениям вопросу стратегии развития и поведения фирмы стали уделять большое внимание, что способствовало коренному изменению во взглядах на информационные системы. Они стали расцениваться как стратегически важные системы, которые влияют на изменение выбора целей фирмы, ее задач, методов, продуктов, услуг, позволяя опередить конкурентов, а также наладить более тесное взаимодействие потребителей с поставщиками. Появился новый тип информационных систем — стратегический.

Стратегическая информационная система — компьютерная информационная система, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации перспективных стратегических целей развития организации. Известны ситуации, когда новое качество информационных систем заставляло изменять не только структуру, но и профиль фирм, содействуя их процветанию. Однако при этом возможно возникновение нежелательной психологической обстановки, связанное с автоматизацией некоторых функций и видов работ, так как это может поставить некоторую часть работающих в затруднительное положение.

Прочие классификации информационных систем

Классификация по степени автоматизации
В зависимости от степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой информационные системы определяются как ручные, автоматические, автоматизированные.

Ручные информационные системы характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной информационной системой.

Автоматические информационные системы выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

Автоматизированные информационные системы предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин «информационная система» обязательно вкладывается понятие автоматизируемой системы. Автоматизированные информационные системы, учитывая их широкое использование в организации процес­сов управления, имеют различные модификации и могут быть классифицированы, например, по характеру использования информации и по сфере применения.

Пример 1.1. Роль бухгалтера в информационной системе по расчету заработной платы заключается в задании исходных данных. Информационная система обрабаты­вает их по заранее известному алгоритму с выдачей результатной информации в виде ведомости, напечатанной на принтере.

Классификация по характеру использования информации

Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных (информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиакассах).

Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса — управляющие и советующие системы.

Управляющие информационные системы вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерен тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером могут служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета.

Советующие информационные системы вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.

Пример 1.2. Существуют медицинские информационные системы для постановки диагноза больному и определения предполагаемой процедуры лечения. Врач может принять к сведению полученную информацию, но и предложить иное решение по сравнению с рекомендуемым системой.

Классификация по сфере применения

Информационные системы организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. Учитывая наиболее широкое применение и разнообразие этого класса систем, часто любые информационные системы понимают именно в данном толковании. К этому классу относятся информационные системы управления как промышленными фирмами, так и непромышленными объектами: гостиницами, банками, торговыми фирмами и др.

Информационные системы управления технологическими процессами служат для автоматизации функций производственного персонала. Они широко используются при организации поточных линий, изготовлении микросхем, на сборке, для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности.

Информационные системы автоматизированного проектирования предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

Интегрированные (корпоративные) информационные системыиспользуются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции. Создание таких систем весьма затруднительно, поскольку требует системного подхода с позиций главной цели, например получения прибыли, завоевания рынка сбыта и т.д. Такой подход может привести к существенным изменениям в самой структуре фирмы, на что может решиться не каждый управляющий.

Классификация по способу организации
По способу организации групповые и корпоративные информационные системы подразделяются на следующие классы:

Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Смотреть фото Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Смотреть картинку Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Картинка про Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Фото Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность

1.3. Автоматизированные информационные системы

Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Смотреть фото Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Смотреть картинку Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Картинка про Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Фото Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущностьКлассификация автоматизированных информационных систем.
Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Смотреть фото Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Смотреть картинку Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Картинка про Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Фото Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущностьВиды обеспечения автоматизированных информационных систем.

Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Смотреть фото Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Смотреть картинку Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Картинка про Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Фото Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность

Классификация автоматизированных информационных систем

По направлению деятельности различают:

Производственные системы подразделяются на:

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

Подсистема — это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.
Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признакеклассификации, а подсистемы называют обеспечивающими.Таким об­разом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупнос­тью обеспечивающих подсистем, среди которых обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.

Иногда объединяют математическое и программное обеспечение, иногда выделяют лингвистическое обеспечение.

Информационное обеспечение — совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.
Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формиро­вании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.
Базовые понятия информационной системы представлены на рис. 1.2.

Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Смотреть фото Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Смотреть картинку Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Картинка про Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Фото Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность

Автоматизированная система – система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию установленных функций.

Технологическое и организационное воплощение информационного обеспечения осуществляется в следующих формах:

Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель — это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства. Разработаны стандарты, где устанавливаются требования:

Для создания информационного обеспечения необходимо:

Техническое обеспечение — комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Комплекс технических средств составляют:

К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств) – централизованная и частично или полностью децентрализованная.

Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших компьютеров и вычислительных центров.

Децентрализация технических средств предполагает реализацию функцио­нальных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.
Перспективным подходом следует считать, по-видимому, частично децент­рализованный подход – организацию технического обеспечения на базе распреде­ленных сетей, состоящих из персональных и больших компьютеров для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем.

Математическое и программное обеспечение — совокупность математи­ческих методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

К средствам математического обеспечения относятся:

В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация, рис.1.3.

Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Смотреть фото Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Смотреть картинку Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Картинка про Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность. Фото Какие функции выполняют информационные системы в чем заключается их сущность

К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы про­грамм, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.

Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ, реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.

Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.

Организационное обеспечение — совокупность методов и средств, регла­ментирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. Организационное обеспечение создается по результатам предпроектного обследования организации.
Организационное обеспечение реализует следующие функции:

Правовое обеспечение — совокупность правовых норм, определяющих со­здание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
Главной целью правового обеспечения является укрепление законности. В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.
В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и ло­кальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.
Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает типовые акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.

Правовое обеспечение функционирования информационной системы включает:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *