Какие иконы в церкви за что отвечают
Ликбез от иконописца: как понимать жесты на иконах
Приблизительное время чтения: 2 мин.
28 ноября у православных христиан начался Рождественский пост — время ожидания светлого праздника Рождества Христова. Мы предлагаем начать создавать праздничную атмосферу прямо сейчас. А поможет в этом специальный Рождественский адвент-календарь «Фомы». Каждый день вас ждет новый подарок от нас и наших друзей.
Иконописец Анна Корчукова рассказывает читателям «Фомы» о смыслах жестах на иконах, которые помогут лучше понять смысл священных образов. Каждая деталь в иконописи обладает большим значением. Давайте вместе разберемся, какие смыслы скрывают за собой разные положения рук святых.
Жест Благословения
Благословляющая десница. Пальцы правой руки сложены в виде букв «l» и «X» (Иисус Христос) – это означает благословение именем Господа. Такой жест можно встретить на иконах святителей, апостолов, преподобных. В наше время им благословляют священники в храмах.
Также распространено троеперстное сложение – благословение именем Святой Троицы.
Жест Оранта
Распростертые кверху руки. Этот древнейший жест означает молитву. Самая распространенная иконография с таким жестом – Богородица Оранта. Матерь Божья воздевает руки в молитве за весь мир.
Ладонь праведника
Открытая ладонь на иконе, обращенная к молящимся, означает праведность святого. Праведный человек – человек правды – открыт для людей, в нем нет лукавства, тайной злой мысли или чувства.
Две ладони, раскрытые на груди
Этот жест можно толковать двумя способами:
1. Знак принятия благодати.
2. Молитвенное обращение к Богу. В таком положении часто изображают руки у святых Макария Египетского, Симеона Столпника или у праведной Анны.
Рука, приложенная к сердцу
Этот жест означает, что святой высоко преуспел в сердечной молитве. Чаще всего его мы можем встретить на иконе преподобного Серафима Саровского.
Руки, скрещенные на груди
Жест, означающий, верность Христу. Он означает, что жизнь святого прошла под знаком несения креста, особых жизненных испытаний. В таком положении часто пишут руки на иконах святого Алексия Человека Божия и Марии Египетской.
Анна Корчукова – художник-иконописец, выпускница Иконописной школы при Московской духовной академии. Анна радует людей рукописными иконами на заказ. Ее стаж работы уже более 7 лет. Также Анна ведет блог, в котором рассказывает о церковном искусстве, показывает процесс работы иконописца и делится своими впечатлениями от путешествий.
20 самых известных икон и их значения
Здравствуйте, уважаемые читатели. Придя в храм, важно знать иконы и их значение, чтобы сразу подойти к нужному вам образу.
Как молиться перед иконой
Многие думают, что не важно, перед какой иконой молиться, ведь молитва происходит от чистого сердца. Но мы возносим молитву не самой иконе, а тому, чей образ на ней передан, ведь все святые имеют свои сильные стороны.
Молитесь со светлыми мыслями, простив всех, кто вас обидел.
Значение икон
1. Семистрельная
Это одна из самых сильнейших икон. Пресвятой Богородице пришлось пережить много мук, которые символизируют семь стрел. Когда человеку плохо, он идет именно к этому образу. «Семистрельная» поможет в защите жилья, защитит от бед, завистливых, злых людей, от проклятий, порчи, сглаза того человека, кто носит ее образок у себя на груди.
Если надо примирить враждующих, принести в дом мир, покой, да лад, то надо преклонить колени перед этой реликвией, молитвенно попросить о помощи. Ее берут с собой, когда идут на ответственные дела.
Дома ее ставят напротив входной двери, выше половины стены, чтобы она могла «видеть» глаза входящего. Прежде, чем установить реликвию, необходимо прочитать молебен. Вы можете заметить: человек с недобрыми мыслями перестанет переступать порог вашего жилища.
Пресвятая Богородица станет защитницей от преступников, воров и любых недобрых людей. Живущие в этом доме могут быть уверены в том, что их семья надежно защищена.
Поставьте ее на рабочий стол, она будет оберегать вас от ссор с начальством и коллегами по работе. Если душа человека озлоблена, то он может подойти к лику, Пресвятая Богородица поможет снова вернуться к добрым мыслям.
2. «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»
Икона Божьей Матери. Богородица утешает, молится за всех, кто оступился, призывает прикоснуться к неиссякаемому роднику духовной радости. Назначение этой святой мощи трудно переоценить.
Неупиваемая чаша поможет всем, кто обратится к ней с верой. Она возвещает, что небесная помощь и милосердие предначертано всем просящим. Она поможет исцелить от пьянства, наркомании, тем, кто увлечен азартными играми.
Образ Богородицы надо установить в изголовье кровати больного алкоголизмом или наркоманией и молиться каждый день.
Известно много случаев исцеления от пьянства и других пагубных привычек. Есть свидетельства, что реликвия помогала решить жилищные вопросы, облегчить заключение сделок покупки и продажи квартир и домов.
Родители, отпускающие детей во взрослую жизнь, обязаны просить о помощи, произнося перед святыней молебны каждый день.
Читайте также
Православная икона «Неупиваемая чаша»: что означает, в чем помогает и как молиться
Мир всем читателям блога! Пьянство – греховный порок, охватывающий и молодых и стариков, процветает во всех слоях…
3. Икона Божией Матери «ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА»
Поможет исцелить человека не только от физических болезней, но и душевных. Реликвию можно узнать по изображению Богоматери, стоящей у постели больного человека.
4. «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»
Вся наша жизнь состоит из малых радостей, которые мы часто не замечаем в погоне за эфемерной мечтой, забывая о своих близких людях, о словах благодарности. Поэтому многие мечты, становясь навязчивыми, не дают радоваться новому дню, а потому не услышаны.
О чем молить у лика Нечаянная Радость
Молитва у святыни дарует:
5. «ТРОЕРУЧИЦА»
Чудотворный образ Божьей Матери дарует исцеление от болезней рук. Молебны защищают от пожара, различных болезней, печали и скорби.
6. «СКОРОПОСЛУШНИЦА»
Написание образа относится к Х веку. Если нужна быстрая, неотложная помощь, преклоняют колени именно перед святыней. Еще просят:
Читайте также
О чем молятся иконе «Скоропослушница» и какими молитвами
Здравствуйте! Чтобы обращаться к чудотворному лику Богородицы, надо знать, в каких нуждах она поможет, как и когда чтить…
7. «СЕРАФИМ САРОВСКИЙ»
Святой, особенно почитаем в России. Молебен Серафиму Саровскому помогает исцелиться от болей суставов, рук, ног, позвоночника.
8. ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ
9. НИКОЛАЙ УГОДНИК ЧУДОТВОРЕЦ
Защитник от нужды и нищеты. Если его лик находится в вашем доме, то он заботится, чтобы в семье был достаток, бережет от нужды. Ему поклоняются все путешествующие, летчики, водители, моряки и все, кто почитает этого святого.
10. ВЛАДИМИРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ
На Руси особо чтимый образ Пресвятой Богородицы. Перед этой святой мощью происходило коронование царей и избрание первосвятителей.
Молебны помогут усмирить враждующих между собой людей, смягчить злые сердца, исцелить от телесной и душевной немощи и тех, в кого вселился бес.
11. НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА
Люди всегда прибегали к помощи иконы Святой Богородицы. В каких случаях она может помочь:
12. ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
13. НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ
Является олицетворением чистоты, непорочности, поэтому, она встает на защиту юных девушек, помогая им сохранить свою невинность и целомудрие.
Молитвы у образа Неувядаемый цвет помогают выйти замуж за того человека, которого послала сама судьба. Замужние женщины могут просить о благополучной семейной жизни.
14. УМИЛЕНИЕ
Чудотворный лик оберегает и помогает женщинам сохранить чистоту, выдержку, добрый нрав. Если с верой просить поддержки у Девы Марии, то она обязательно исполнит ваше прошение. Девушкам Богоматерь обязательно поможет найти достойного спутника жизни.
Когда женщине выпадают суровые жизненные испытания или она испытывает душевное потрясение, то надо преклонить колени у образа Пречистой, тогда жизнь обязательно наладиться.
15. КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Заступница. Она помогает всем, кто попал в беду или у него появились трудности на работе, а также в личной жизни.
Путеводительница поможет принять правильное решение, убережет от ошибок. Благословляя молодых перед вступлением в брак, тоже обращаются к Богоматери «Казанская». Жизнь молодых будет очень счастливой, если венчание происходит в день празднования Святого образа.
Супруги всегда могут обращаться за помощью к этому образу. Святая МАРИЯ поможет любому, кто к ней обратиться с любой чистой просьбой. Если просьба будет негативной, то она не будет услышана.
Как просить помощи
Если вы молитесь дома, то молиться надо с утра:
16. ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Редкий, но чрезвычайно могущественный образ, защищающий жилище от злых духов, семью от вмешательства извне, помогает супругам обрести счастье и любовь, всем остальным избавиться от уныния и депрессии.
Поместите ее у входа, тогда она будет защищать жилище от всякой нечисти, и от недоброжелательных гостей. Многие люди подтверждают, что после уединенной молитвы перед этим Святым ликом, проблемы решались сами собой.
Читайте также
Какие иконы должны быть в доме и квартире: как молиться дома перед иконой
Здравствуйте! Икона — это изображение Спасителя, Его святых и Богородицы. Совершая молитвы перед ними, православные…
17. Икона «НЕРУШИМАЯ СТЕНА»
Названа в честь своей стойкости, не поврежденности, какие бы бедствия, стихии и войны не пережил образ Божьей Матери, находящийся в Киевском монастыре.
Неподвластное разуму человека чудо, делает эту икону защитницей во всех бедах, болезнях и несчастьях. Икона отведет беды, пожары, не впустит в дом лихих людей, будет способствовать укреплению семейного счастья.
Молитесь у иконы при выходе из дома, а также в уединении. Лучшим местом в доме для вашей Защитницы, стена напротив входной двери или над ней.
18. СКОРБЯЩАЯ
Икона Богородицы помогает людям:
Молитесь лику, и вам придет помощь в работе, в делах и семейной жизни.
Читайте также
Икона заступница как выбрать покровителя по дате своего рождения
Какая икона заступница подойдет именно вам? Какая разница между ангелом хранителем и святым покровителем — все это вы…
19. РАДОСТЬ ВСЕХ РАДОСТЕЙ
Чудотворная икона поможет, если будете без суеты и злости в сердце молиться:
20. ТРОИЦА
Молитвенное обращение к Святой Троице поможет справиться с любыми испытаниями, найти правильный путь. Перед святыней надо читать молебны, чтобы очиститься от тех грехов, которые вас мучают, не дают спокойно жить. Считается, что молитва, произносимая у иконы «Святая Троица» — это прямой разговор с Богом.
Читайте также
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: истории, знаменательные даты и молитвы
Приветствую всех моих читателей! Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы неверующих ставят на путь истинный, больных…
Уважаемые друзья, теперь вы знаете, в каких нуждах к какому святому надо обращаться, чтобы избавиться от самых сильных бед и переживаний. Не забывайте благодарить Бога за каждый миг вашей жизни, и тогда вы будете счастливы и успешны.
Иконы святых
Святой Иоанн Предтеча
Святой Иоанн, Предтеча и Креститель Господа, занимает в церковном богослужении особое место. Его памяти посвящен вторник каждой литургической недели, а на следующий день после Крещения Господня празднуется его Собор (7 января ст. ст.). Церковь вспоминает также не только день его смерти (29 августа ст. ст.) и обретение и перенесение его останков, как это совершается в отношении других святых, но также и его Зачатие (24 сентября ст. ст.) и Рождество (24 июня ст. ст.), как и Зачатие и Рождество Богоматери.
Иоанн Креститель – самый великий из рожденных женами, но меньший в Царстве небесном больше его ( Мф.11:11 ). Служение Предтечи принадлежит еще Ветхому Завету. Ему надлежало умаляться перед Христом, Которому должно расти ( Ин.3:30 ). Святой Иоанн предшел перед Мессией в духе и силе Илии ( Лк.1:17 ), таинственного предтечи второго и славного пришествия Христова. Но если Илия сводил огонь с неба, то Предтеча первого Его пришествия не сотворил никакого чуда ( Ин.10:41 ). Он был больше пророка ( Мф.11:9 ); он был вершиной ветхозаветной святости, но перед Тем, Кто шел после него, он никаким внешним знаком не проявил своего посланничества и был лишь гласом вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу ( Ин.1:23 ). Илия, взятый на небо в огненной колеснице, должен вместе с Енохом вернуться на землю, чтобы умереть как свидетель (см.: Откр.11:3–10 ). Иоанн Предтеча уже завершил свое свидетельство мученичеством еще до того, как Христос исполнил дело спасения. Уже после Вознесения Господня Церковь, приняв благодатное крещение Духом Святым и огнем с небес ( Мф.3:11 ), воздаст почитание Предтече Христа. Она признает истинное величие Иоанна Крестителя, который есть после Богоматери величайший из людей. На иконах Деисуса по сторонам от Христа Вседержителя изображаются Пресвятая Богородица и друг Жениха ( Ин.3:29 ).
Св. Иоанн Предтеча из Деисуса. Россия.
XVI в. Коллекция А. Полякова. Париж
Эта икона подверглась некоторым изменениям. Контур фигуры св. Иоанна Крестителя был в XVII в. обведен золотом. Образ был перенесен на более крупную доску; еще различимы старые поля, которые пересекает часть нимба. Маленький черный квадрат, оставленный в нижней части иконы, показывает, как она выглядела передрасчисткой, недавно произведенной в Париже.
Св. Иоанн Креститель. Фрагмент иконы. Москва. 1560-е гг. Благовещенский собор Московского Кремля
Другая воспроизведенная здесь икона святого Иоанна Крестителя представляет его с двумя большими крыльями за спиной. Придавая посланцу Мессии вид ангела, иконописцы буквально следовали словам пророка Малахии (см.: Мал.3:1 ), относящимся к Предтече: Се Аз посыаю ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою ( Мф.11:10 ). Этот иконописный тип появляется уже в XIII столетии в Сербии на стенной росписи в Арилье 189 и в миниатюрах. Иконы же крылатого Предтечи распространяются с XVI в.
Св. Иоанн Креститель – Ангел пустыни. Греция. Около 1600 г.
Кастел де Вийенборг (Нидерланды)
На нашей иконе крылатый Предтеча стоит перед Христом, путь Которого он должен уготовать. Господь изображен в левом углу иконы по пояс, окруженный небесными сферами. Предтеча, изображенный в рост, повернут влево и выделяется на золотом фоне неба. Крылья его разделаны золотом. Он молитвенно простирает левую руку, а в правой держит крест и развернутый свиток. Одетый в верблюжью шкуру и гиматий, окрывающие верхнюю часть тела и оставляющие открытыми руки, Предтеча проповедует в пустыне Иудейской ( Мф.3:1 ) и по всей окрестной стране Иорданской ( Лк.3:3 ). Ступенчатые скалы фона представляют пустыню, а полоска воды на переднем плане у ног Иоанна – Иордан. Несколько кустов и секира при корени древа ( Мф.3:10 ) указывают на слова его проповеди. В нижнем левом углу отрубленная голова Крестителя в чаше напоминает о том, что он завершит свою жизнь мученичеством.
Греческая надпись в верхней части иконы указывает на ее содержание: «Святой Иоанн Предтеча». Имя иконописца написано в правом нижнем углу: «Власий священник». Налево от святого надпись, гласящая: «Моление раба Божия Анании иеромонаха 1750». Эта греческая икона была написана, вероятно, на Афоне в середине XVIII в. Она верна иконописному канону.
Архангел Михаил
Праздник Архангела Михаила и всех бесплотных сил совершается 8 ноября.
А 6 сентября Церковь празднует память одного из чудес Архангела Михаила.
Архангелу Гавриилу посвящен Собор на следующий день после Благовещения (26 марта). И наконец, каждый понедельник литургической недели посвящен почитанию ангелов.
Архангел Михаил. Балканы. Около 1600 г. Галерея Темпл. Лондон
Портреты святых апостолов Петра и Павла и икона апостола Павла
Свв. апостолы Петр и Павел. Москва. Начало XV в. Успенский собор Московского Кремля
Свв. апостолы Петр и Павел. Медальон. II–III вв. Ватиканский музей
Воспроизведенные здесь изображения представляют интерес в нескольких отношениях. Прежде всего, римская медаль II или III в. из Ватиканского музея, на которой изображены головы первоверховных апостолов Петра и Павла, является доказательством существования изображений апостолов в первые века христианства, подтверждая вышеприведенное свидетельство Евсевия (см. с. 31). Характерные черты этих лиц явно свидетельствуют об их портретности, показывающей, что они воспроизводят изображения, сделанные несомненно на основании непосредственного наблюдения. Кому принадлежало это изображение, верующему ли христианину или язычнику,благодарному за какое-либо благодеяние, оказанное ему апостолами, мы не знаем.
Свв. апостолы Павел и Петр. Рельеф. IV в. Археологический музей. Аквилея
Св. апостол Павел. Деталь иконы. Звенигородский чин. Андрей Рублев
Несмотря на промежуток в 12 или 13 столетий, разделяющий медаль и икону, последняя воспроизводит тот же лик с характерными его особенностями и даже с известной анатомической точностью. Здесь та же форма головы, тот же высокий лысый лоб, та же несколько выступающая вперед нижняя челюсть и висящая вьющимися прядями борода. Это сходство служит здесь доказательством той благоговейной тщательности, с которой в православной иконописи сохраняются портретные черты святых. Несомненно, что русский иконописец XV в. никогда не видал римских портретов и, вероятно, даже не подозревал об их существовании, и руководством в передаче портретных черт для него было иконописное предание, на протяжении веков передаваемое иконой.
Встреча апостолов Петра и Павла. Роспись катакомбы Сан-Себастъяно. Рим. IV в.
Однако, несмотря на явные черты сходства, между изображением апостола Павла на медали и его иконой имеется большая разница - Эта разница является, в свою очередь, наглядной иллюстрацией переложения портрета в икону. Сохраняя, как мы говорили, характерные черты конкретной личности, известную историческую реальность, икона передает ее в сочетании с реальностью Божественной (см. с. 53–54), т е. изображает плоть, проникнутую все освящающей благодатью Святого Духа. От этого сочетания исчезает ощущение плотской тяжести, вид тленного тела, ощутимо переданного в медали. Черты лица, морщины, волосы – все приводится к строгому и гармоническому порядку. Внутренняя жизнь в Боге находит свое внешнее выражение в просвещенном лике, переданном на иконе, и несколько болезненное лицо апостола Павла на медали перелагается здесь в его преображенный, вечный лик.
Святой евангелист Иоанн
Орел – символ Евангелиста Иоанна. Миниатюра. Евангелие Хитрово.
Круг Андрея Рублева. Конец XIV – начало XV в. РГБ
Наша икона находилась в левой створке русских Царских Врат XVI в. Святой Иоанн изображен среди пустыни. Старец с очень высоким и крутым лбом, одетый в длинный темно-синий гиматий, покрывающий все его тело, сидит на скале в своего рода пещере. Он обращен влево, к верхнему углу иконы, как будто прислушиваясь к голосу с неба.
Евангелист Иоанн. Левая створка Царских Врат. Москва. XVI в. Галерея Темпл. Лондон
Отпадение темных сил и сатаны от ангельского чина. Миниатюра.
Апокалипсис с толкованиями Андрея Кесарийского. Вторая половина XVI в. РГБ
Святой евангелист Лука
Телец – символ Евангелиста Луки. Миниатюра. Евангелие Хитрово.
Круг Андрея Рублева. Конец X N – начало XV в. РГБ
Наша икона – часть левой створки русских Царских Врат XV или XVI в. 206 Святой Лука сидит на низком седалище перед письменным столиком, в комнате, на которую указывает архитектурный фон. Его босые ноги опираются на скамеечку. Он пишет в книге, держа ее раскрытой на коленях. Слова, которые можно прочесть, – начало Евангелия от Матфея. Это, очевидно, ошибка иконописца. Святой Лука – человек средних лет с бородой и курчавыми волосами. Обращенный к правой стороне иконы, он поворачивает лик вполоборота. Хитон его украшен золотой бахромой. Гиматий переброшен на левое плечо, чтобы освободить правую руку. Лик евангелиста выражает благоговейное внимание человека, записывающего богодухновенный текст.
Евангелист Лука. Левая створка Царских Врат. Россия. XVI в. Музей икон. Реклинхаузен (Германия)
Святой Григорий Палама
Свт. Григорий Палама. Византия. Конец XIV в. ГМИИ
Святой епископ Авраамий
Икона св. епископа Авраамия относится к числу немногих из древнейших известных икон, сохранившихся от доиконоборческой эпохи. В период иконоборчества, как известно, было уничтожено все, что можно было уничтожить. Иконы остались лишь в глухих провинциальных углах, куда не доставала рука государственных чиновников.
Епископ Авраамий. Египет. VI в. Музей позднеантичного и византийского искусства. Берлин
Одной из таких икон и является воспроизведенная здесь икона свт. Авраамия, хранящаяся в настоящее время в берлинском Музее Фридриха Великого. Икона эта египетского происхождения и, как предполагают, представляет изображение епископа – игумена монастыря в Бауите. Она исполнена темперой, в типичном для коптской иконописи (не только этого периода, но и вообще) примитивном стиле. Ее рисунок отличается большой силой и жизненностью. Так, например, в приподнятом левом плече верно схвачено и передано то усилие, с которым святой держит в левой руке Евангелие. Лик выражает большую и непреклонную духовную силу, связанную, однако, с чрезмерной отрешенностью и даже некоторой оторванностью от жизни. При несомненной портретности, образ имеет упрощенный, схематический характер, подчеркнутый резко прорисованными чертами лика и грубыми темными контурами. В этой иконе чувствуется больше как внутреннего, так и внешнего сродства с романскими фресками, чем с русской или византийской иконописью. Прием, которым передано духовное содержание свт. Авраамия, его святость, свидетельствует скорее о внешнем, более формальном, нежели опытном ее восприятии.
Святитель Николай, Мир Ликийских Чудотворец
Свт. Николай Чудотворец. Шитая пелена. Россия. XVI в. ГРМ
Свт. Николай Можайский. Деревянная скульптура. Русский Север (?). XVII в. Коллекция В. Момота
Наша икона представляет собой образ свт. Николая, окруженный двенадцатью избранными сценами из его жития. В верхней части иконы расположен чин, заканчивающийся апостолами, за которыми следует место самого свт. Николая как их преемника и главы своей Церкви – епископа. Этим одновременно указывается и на его место в церковной иерархии, и на завершение показанного в сценах жития его жизненного пути, приведшего к небесной славе.
Свт. Николай Мирликийский в житии. Россия. XVI в. Коллекция А. Полякова. Париж
Сам свт. Николай на нашей иконе – не суровый подвижник и грозный обличитель неправды, каким он иногда изображается, а добрый и ласковый отец, готовый в каждый момент прийти на помощь призывающим его. Икона эта привлекает как глубоким духовным чувством, с которым она исполнена, так и своими мягкими и сочными красками. Полные жизни маленькие фигурки жития написаны цельными красочными пятнами (фигуры чина несколько попорчены позднейшей реставрацией), и эти пятна, почти лишенные какой бы то ни было разделки, лежат как драгоценные самоцветные камни.
Святой Василий Великий и святой великомученик Георгий 218
Иконы приписываются новгородской школе и датируются ок. 1400 г.
Воспроизведенные здесь две иконы входили в состав чина, который, как мы видели из разбора иконостаса, занимает в нем по своему значению одно из самых главных мест. Поэтому, как правило, иконы этого яруса делались больших размеров, чем иконы других ярусов. Наши иконы (первая – 177х 64 см, вторая – 177х66,5 см), очевидно, принадлежали к одному из тех иконостасов, которые отличались своей грандиозностью. Роль иконостаса, рассчитанного на охват его одним взглядом, в значительной мере способствовала выработке простых и ясных композиций, силы цвета и обобщенных линий, придающих фигурам особую, свойственную русским иконам силуэтность. Иначе иконы трудно было бы видеть и различать, особенно в обширных храмах, на большом расстоянии и высоте. Этим требованиям силуэтности и четкости в полной мере отвечают иконы свт. Василия и св. вмч. Георгия. Их монументальные фигуры, прекрасно вписанные в узкую форму доски, строго пропорциональны. Живопись отличается чувством красок, ярких и гармоничных. Написаны они с большой силой, легко и свободно, безо всякого нажима или усилия. Краски, то плотные, лежащие сплошным пятном (как, например, в пламенном плаще св. Георгия, белом омофоре свт. Василия и фонах), то легкие и прозрачные, с легкими же высветлениями (как в исподах и фелони свт. Василия), создавая игру плоскостей, придают иконам большую живость.
Рисунок отличается точностью и выразительностью. Ритмические линии, то длинные, певучие и мягкие, то короткие, угловатые и резкие, перекликаются между собой, являясь не менее существенным средством выражения, чем краски. Почти неподвижные внешне, фигуры святых полны особой внутренней жизни. Их внутренняя спокойная сосредоточенность передается наклоном головы и сутулостью. Позы их естественны и свободны; они легко ступают, едва касаясь земли ногами, и если бы не высокая поземь, их фигуры казались бы оторванными от земли и парящими. Обе иконы написаны рукой одного и того же мастера, обладающего большой художественной культурой и незаурядным техническим опытом.
Святитель Василий Великий, как епископ, т. е. преемник апостолов, следует в чине непосредственно за ними Святой вмч. Георгий следует за преподобными и обычно замыкает чин. Судя по повороту фигур, место наших икон было не на той стороне, на которой они помещены в иконостасе, воспроизведенном на с. 104, а на противоположной.
Свт. Василий Великий, вмч. Георгий. ИзДеисуса. Новгород. Около 1400 г. Собрание Келликена. Амберг (Ггрмания)
Христу. Фигура свт. Василия полна величественного спокойствия. Его высокий, выпуклый лоб носит печать сосредоточенной, глубокой мысли. Перед нами образ учителя Церкви, великого богослова, истолкователя тайны Святой Троицы.
Георгий. Икона мозаичная. XII в. Монастырь Ксенофонт. Афон
Мученики в православной иконописи не изображаются и с атрибутами своих мучений, ибо для Церкви важно не то, как и чем их пытали, а то, за что они пострадали.
Здесь следует отметить, что и изображения мучений встречаются на иконах святых исключительно редко (например, усекновение главы Иоанна Предтечи). Когда же они изображаются, то помещаются в так называемых клеймах на бортах иконы святого в качестве второстепенного, добавочного элемента. Другими словами, в иконе, как и в службе святому, центр тяжести всегда лежит не на мучительности и тяготе подвига, а на радости и мире, которые являются его плодами.
Усекновение главы Иоанна Крестителя. XVII в. Строгановская школа. Музей икон. Реклинхаузен (Германия)
Мучение св. Параскевы огнем. Клеймо c иконы Мученица Параскева Пятница житием. Россия. XVI в. Псковский музей-заповедник
В иконах свт. Василия Великого и св. великомученика Георгия особенное внимание привлекают лики как своим внутренним содержанием, так и манерой исполнения. Так же как и фигуры святых, они написаны с крайней непосредственностью и точностью. Зеленоватый с коричневым оттенком санкир (основной тон) положен легко и прозрачно. Местами сквозь него просвечивает белый фон доски, создавая игру теней и придавая им глубину и прозрачность. На этот довольно темный санкир свободной плотной плавью положены последовательно два высветления: первое – из желтой охры с красной, второе – из желтой охры с белилами. Обработка формы завершается сильными, смело и точно положенными оживками. Они сделаны чистыми белилами и положены так, что выравнивают и закрывают неровные края плави. Темные волосы св. Георгия высветлены золотистой охрой; у свт. Василия они, как и его борода, лежат сплошным пятном, разбитым несколькими штрихами более темной краски. Вообще, техника отличается простотой, уверенностью и силой и напоминает технику фрески. Она несколько грубоватая, но сильная и точная, с большим живописным размахом. В ликах святых нет суровости. Они притягивают каким-то «неподвижным» покоем, и в то же время трудно определить, чем больше передано движение вперед – телом ли, молебно простертыми руками или глазами. Лики и глаза святых, т. е. то, что выражает высшее средоточие духовной жизни человека, показывают полную власть духа над телом, особенно свойственную русской иконе.
Св. Василий Великий. Деталь иконы. Новгород. Около 1400 г. Собрание Келликена. Амберг
Это как бы образное выражение слов тропаря, который поется вместо Херувимской песни Великой Субботы: «Да молчит всякая плоть человеча и ничтоже земное в себе да помышляет». Этим отсутствием помышления о земном в просвещенной Духом Святым и приведенной к молчанию плоти дышат оба лика святых. Они лишены плотской тяжести и полны духовной безмятежности. Особенно характерен лик св. Георгия. Он не лишен ничего свойственного человеческой природе и в то же время, когда на него смотришь, кажется, что видишь перед собой лик не человека, а ангела (см. с. 59–60). По-человечески мужественный, волевой и сильный, он поражает своей неземной чистотой и спокойствием.
Св. вмч. Георгий. Деталь иконы. Новгород. Около 1400 г. Собрание Келликена. Амберг
Преподобный Сергий Радонежский
Прп. Сергий Радонежский. XX в. Община Сен-Дени и св. Серафима. Париж
Исключительное влияние прп. Сергия сказалось не только на внутренней, но и на внешней, государственной жизни страны – на ее объединении и защите от внешних врагов. Он благословил великого князя Димитрия Донского на битву с татарами и предсказал ему победу, положившую начало освобождения России от ига. И вместе с тем, что действительно поражает в житии прп. Сергия, так это его поистине исключительное смирение. Чтобы помочь братии, он исполнял для своего монастыря самые грубые работы, ходил в изношенной, заплатанной одежде, и встречавшие не узнавали в нем знаменитого радонежского игумена, слава которого распространилась повсюду. Своей скудной порцией хлеба, составлявшей его единственную пищу, он делился с приходившим к нему из леса диким медведем. Когда же хлеба на двоих не хватало, он отдавал ему всю свою порцию. На упреки братии он отвечал, что «зверь поста не разумеет».
Прп. Сергий Радонежский.
Шитая пелена. Около 1422 г.
Это смирение и неприметность прекрасно передает воспроизведенная здесь икона. Она написана в самой Троице-Сергиевой Лавре в наше время. Преподобный Сергий изображен в коричневой мантии с синими приглушенными рефлексами, голубой схиме с крестами и белом подряснике. Эти краски вместе с фоном цвета слоновой кости составляют скромную, очень приятную, спокойную гамму. При отсутствии в этой иконе яркости и силы, при наличии даже некоторой робости бросается в глаза ее строгая, бескомпромиссная каноничность. Она – наглядное свидетельство живой, непрекращающейся традиции, сказавшейся не только во внешнем следовании иконописному канону, но и в духовном проникновении в облик святого, в передаче той незаметности и смирения, которыми отличался прп. Сергий при жизни.
Святой Симеон Столпник
Св. Симеон Столпник.
Жетон керамический. Святая Земля.
VI в. Британский музей
Святой Симеон родился в Сирии в 389 г. Он вел строгую подвижническую жизнь сначала в монастыре, затем отшельником и наконец затворился, оградив себя стеной, внутри которой он стоя молился и постился. Слава о его святости, исцелениях и других благодеяниях от его молитв привлекла к нему множество паломников. Чтобы не нарушать уединения и молитвенного мира души, не уклоняясь вместе с тем от своих учеников и множества посетителей, он взошел на столп, на котором и прожил стоя тридцать семь лет, вплоть до смерти в 459 г.
Наша икона (Россия, XVI в.) изображает прп. Симеона на столпе, напоминающем что-то вроде башни с дверью и окруженном стеной. Святой стоит на этом столпе за перилами. Он одет в белый подрясник и великую схиму (τδμέγα σχήμα) со страстными крестами. На нем коричневый плащ и синий куколь. Правой рукой он благословляет, в левой держит свиток. Лик обрамлен седой бородой и курчавыми волосами. Горки с лещадками на фоне обозначают пустыню.
Св. Симеон Столпник. Россия. XVI в. Национальный музей. Париж
Святой Макарий Унженский и Желтоводский
Святой Макарий, основатель трех монастырей, в агиографической литературе более известен под именем Желтоводский 228 как игумен второго по счету основанного им монастыря во имя Святой Живоначальной Троицы на озере Желтые Воды. В 1432 г. этот монастырь был полностью уничтожен татарами. Пеподобный Макарий поселился на реке Унже, притоке Волги, где основал третий монастырь. Умер он в 1444 г. Как при жизни, так и после смерти прп. Макарий пользовался необычайной популярностью и почитанием. Иконы его существовали задолго до официального прославления святого, начавшегося с 1619 г., когда ему была установлена память 25 июля. Отличительная черта святого, всю жизнь искавшего уединения, – это принятый им на себя подвиг заботы о людях, собиравшихся вокруг него и искавших его покровительства. Обычно по подлиннику он изображается держащим в руке развернутый свиток с молитвой ко Христу о даровании людям хлеба насущного, духовного и телесного. Молитву святого, отеческое попечение игумена о своих чадах и изображает наша икона. В правом верхнем углу иконы, в ответ на молитву, – Спаситель, благословляющий и святого, и монастырь. На переднем плане омывающая монастырь река. Она, как суетный мир, окружает это благословенное место осуществления любви по образу Святой Троицы, здоровый островок в больном мире, каковым является монастырь в православном сознании. Миниатюрные по отношению к фигуре святого строения монастыря могут показаться западному человеку наивностью. Однако они вполне соответствуют смыслу иконы и точно так же были бы изображены и современным иконописцем. Смысл этот заключается в том, что центр тяжести полагается здесь не на результате земной деятельности святого, не на основанном им монастыре, а на увенчании всего его жизненного пути, на его святости. Икона явно противополагает строительство внешнее более важному строительству духовному. Прославленный даром чудотворений, нерукотворный, одушевленный храм, святой в своем значении как бы противополагается здесь монастырю с его рукотворным, неодушевленным храмом, которые являются лишь путем к той цели, которой преподобный достиг своим подвигом в их стенах. Святой Макарий в монашеской одежде стоит вне стен основанного им монастыря, уже не как его обитатель и руководитель, а как молитвенник за него, его небесный покровитель. Его попечительство и забота не прекращаются с его смертью; они лишь переходят в другой план.
Св. Макарий Унженский. Россия. XVII в. Частная коллекция
Если мы сравним эту икону с более ранними, то увидим, что при всей верности иконописному канону, при несомненно большой духовности и теплоте в ней сильно чувствуется, особенно в фигурах Спасителя и святого, характерная для многих икон этой эпохи какая-то духовная слабость, некоторая вялость в форме и в разделке. При всем этом икона мастерски скомпонована. Изображенный в облаках благословляющий Спаситель прекрасно уравновешивает фигуру преподобного.
Архитектура изображенного монастыря взята, по-видимому, с натуры, причем современна она не святому, а иконописцу. Весьма возможно, что здесь изображен монастырь, вновь отстроенный в XVII в. на Желтых Водах на месте древнего монастыря, уничтоженного татарами.
Святой Димитрий Солунский
Св. Димитрий Солунский. Икона мозаичная.
XII в. Монастырь Ксенофонт. Афон
( Ин.15:13 ). Эти евангельские слова применимы к тому, что в воинском достоинстве наиболее высоко. Церковь Поминает 29 августа всех христианских воинов, «на поле брани убиенных».
Святой Димитрий был замучен в начале IV в. при Диоклетиановых гонениях на христиан. Согласно истории его мученичества Максимиан назначил его анфипатом (проконсулом), не зная, что молодой Димитрий христианин. Вместо того чтобы принять должность, обязывавшую его уничтожать христиан в Фессалониках, Димитрий стал проповедовать Евангелие. Он был арестован и посажен в тюрьму, где убедил своего друга Нестора сразиться с гладиатором, который на арене умерщвлял христиан, бросая их на копья. После победы, а затем и мученичества Нестора Димитрий по приказу Максимиана был прободен копьями в тюрьме. Память его празднуется 26 октября.
Св. Димитрий Солунский. Греция. Около середины XV в.
Святая мученица Параскева Пятница
Икона второй половины XVI в. 230
Эти краски, вместе с золотом и золотистыми, темной охры, ликом и фоном, создают сильную и спокойную гамму.
Св. Параскева Пятница. Вторая половина XVI в. Частная коллекция. Париж
Святой великомученик Георгий Победоносец или чудо святого Георгия о змие
Св. Георгий Змееборец. XV в. Новгород. Метрополитен Музей. Нью-Йорк
На других иконах, как на воспроизведенной здесь, повествовательный момент сводится лишь к основному событию. Икона представляет собой характерный в этом смысле образец новгородской иконописи XV в. Композиция ее отличается свойственными этому периоду простотой и ясностью. Здесь исключены все второстепенные детали. Изображается лишь основной момент – победа, т. е. самый смысл чуда. Святой Георгий изображен в богатых доспехах римского военачальника, с копьем и щитом. Его типичная для Новгорода XV в. короткая фигура на приземистом коне дышит несокрушимой силой. Изображение отличается необычайно сильным внутренним напором и драматизмом. Складки плаща, своим контуром почти повторяющие очертания горок, создают впечатление, будто всадник только что оторвался от горы и в стремительном падении не просто поражает копьем, но всей своей тяжестью вместе с конем обрушивается на змия.
Святой пророк Илия 240
Св. пророк Илия. Мозаика. VI в.Фрагмент сцены Преображение Господне. Монастырь Св. Екатерины. Синай
Принцип иконы – передавать лишь основное, и на первый взгляд кажется странным, что эпизодический момент из жития пророка Илии, когда он, скрываясь в пустыне, питается пищей, приносимой ему воронами (см.: 3Цар.17:3–6 ), принят в качестве особой иконографической темы. И тем не менее наряду с другими изображениями этого пророка тема эта очень распространена в православной иконографии, особенно в русской.
Св. пророк Илия в пустыне. Новгород. Конец XV в. Музей икон. Реклинхаузен (Германия)
Огненное вознесение пророка Илии. Псков.
Первая половина – середина XVI в.
Несколько грузная и большая по отношению к доске фигура пророка на нашей иконе, его спокойная поза и движение являются как бы внешним выражением его мощи и духовной силы. Распределенные с большим художественным чутьем детали хорошо равновешивают композицию этой прекрасной иконы.
Икона избранных святых
Среди икон, изображающих множество святых сразу, на первом месте стоят менологии. Здесь в нескольких рядах изображаются праздники и святые того или иного месяца в порядке их литургического празднования. Тип таких икон-менологиев возник в Византии, вероятно, при императоре Василии II (963–1025).
Наша икона (Россия, XVI в.) очень близка к этому типу. Она состоит из четырех рядов: в первом представлены четыре праздника, в трех других рядах – различные святые в рост. Однако праздники и святые собраны здесь не по «минейному» принципу: первые, следующие один за другим в верхнем ряду, празднуются не в одном и том же месяце: Благовещение – 25 марта, Рождество Христово – 25 декабря, Сошествие во ад – на Пасху, и Зачатие праведной Анны – 9 декабря. Память святых, изображенных в трех других рядах, также празднуется в разное время. Так, во втором ряду мы видим архангела Михаила (8 ноября) рядом со свв. князьями Борисом и Глебом (24 июля) и здесь же – свв. Константина и Елену (21 мая). В третьем ряду прп. Симеон Столпник
(1 сентября) изображен рядом со свв. Симеоном и Анной (3 февраля): тут иконописец, очевидно, руководствовался тождеством имен. И наконец, в нижнем ряду мы видим прп. Марию Египетскую (1 апреля) и свт. Николая (6 декабря и 9 мая). Вероятно, это также и не икона основных святых всего года, ибо тогда совершенно не поддается истолкованию, почему Зачатие праведной Анны изображено здесь вместе с тремя самыми великими праздниками. Следовательно, выбор изображенных на иконе праздников и святых был продиктован иными мотивами в соответствии с пожеланием заказчика. Очень вероятно, что икона эта – семейная и представляет те праздники и тех святых, которые особенно почитались в данной семье.
Праздники и святые. Новгород. XVI в. Музей икон. Реклинхаузен (Германия)
Праздники. Мозаичная икона. Начало XIV в. Музей Опера-дель-Дуомо. Флоренция.