Какие искусства вы знаете что их объединяет
Какие вы знаете виды искусства? Чем они различаются?
Обсуждение вопроса:
Существуют следующие виды искусства: скульптура, живопись, графика, киноискусство, литература, музыка, архитектура, прикладное искусство.
Изобразительное искусство, которое охватывает живопись, графику, скульптуру и др., раскрывает многообразие человеческого отношения к миру с помощью красок, мрамора, глины и т.д., т. е. с помощью пластических и колористических материалов.
Литература включает в себя все формы художественного творчества, реализуемые в слове: поэзию, прозу, произведения драматургии.
Музыка использует не только звучание человеческого голоса, но и разнообразие звуков и тембров, создаваемых музыкальными инструментами.
Архитектура и прикладное искусство создают художественные образы с помощью пространственных материальных конструкций и вещей, удовлетворяющих одновременно и практические, и духовные потребности людей. Каждый из видов искусства имеет особые роды и жанры.
Виды искусства различают по типам: звуковые, словесные, зрелищные, прикладные и изобразительные.
К зрелищным относятся кино, театр, эстрада, цирк, телевидение.
К прикладным относятся архитектура и декоративно-прикладное искусство.
И к изобразительным относятся живопись, скульптура, графика и фотография.
Какие искусства вы знаете что их объединяет
Наука и искусство — это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования.
Культуре в равной мере нужны наука и искусство. Для того чтобы наука приносила людям пользу и радость, а не вред и горе, она должна быть тесно связана с искусством. И ученый, и художник воссоздают мир во имя главной цели — постижения истины, красоты и добра.
Людей науки и искусства объединяют мысль и творчество как историческая память человека. Однако наука и искусство решают разные задачи: первая изучает объективные законы мироздания, второе —отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе.
Еще в Древней Греции ученые задумались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества.
1.Эрато – покровительница любовной поэзии – атрибут Лира
3.Каллиопа (имеющая прекрасный голос) – муза эпоса и знания. Изображена с дощечкой и резцом.
4.Клио (дарующая славу тем, кого она заносит в свой свиток)- муза истории ( Свиток и палочка для письма).
5.Терпсихора (любящая танцы) – муза танцев и хорового пения. В ее руке Лира и плектр (приспособление для игры на щипковых инструментах).
6.Мельпомена (поющая) – муза трагедии. Трагическая маска.
7.Талия – муза комедии. Комическая маска.
8.Полигимния (богатая гимнами) – муза греческой поэзии. Свиток в руке.
9.Урания – покровительница астрономии. Небесный свод и циркуль.
Клио прошлых времен дела вещает потомству,
Мельпомена трагический вопль исторгает печали,
Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,
Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,
С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,
Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,
Жестами все выражая, Полигимния славит героев.
Науки, искусства и ремесла того времени не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом — «технэ». Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противопоставлялись друг другу.
И в Древнем мире, и в Средние века искусство было неотделимо от религии. Архитектор в Древнем Египте обычно был жрецом, «посвященным». Художников и поэтов Китая потомки называли «мудрецами древности».
Посмотри фильм о роли искусства в Древней Греции
В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному. Искусство объединяло все виды художественного творчества, тем самым отделяя его от других видов человеческой деятельности.
О каком предназначении муз говорит древнеримский поэт Авсоний?
• О музе какого вида искусства не упоминается в стихах Авсония, в мифах Древней Греции?
• Какие виды искусства знакомят вас с образами муз?
• Рассмотрите иллюстрации. Вспомните знакомые вам музыкальные сочинения. В какой мере творчество архитектора, музыканта, живописца, скульптора основывается на науке, а в какой — на искусстве? Приведите конкретные примеры.
Посмотри ЗДЕСЬ видео-фрагмент Наука и Музыка
Знание научное и знание художественное
Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452—1519) — основоположника художественной культуры Высокого Возрождения — вот уже пять столетий восхищает человечество. Этот итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) был еще и писателем, ученым и инженером, изобретателем и анатомом.
Его гениальные догадки как ученого, инженера, конструктора намного опередили современную ему эпоху. Он научно обосновал принципы воздушной перспективы, высказал научные предположения об особенностях зрения человека. Живопись он рассматривал как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе.
На примерах деятельности Леонардо да Винчи можно понять, насколько неразрывно научное и художественное творчество.
Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симметрию, Божественную пропорцию человеческого тела. Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот рисунок определил канонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени. В XX в.На основе этого рисунка была составлена шкала пропорций, которая повлияла на образные решения современной архитектуры.
Посмотри ЗДЕСЬ видео-фрагмент о Леонардо да Винчи.
Удивительны тексты Леонардо да Винчи, которыми он сопровождает свои рисунки компаса и плуга: «Настойчивое упорство», «Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачивается тот, кто устремлён к звезде».
• Прочитайте басню Леонардо да Винчи.
Случилось так, что комочек снега очутился на верхушке скалы. и стал он размышлять:
— Вот, не надлежит ли считать меня зазнавшимся и гордецом из-за того, что я, малый ком снега, нахожусь на столь высоком месте, и допустимо ли, что такое великое множество снега, какое отсюда видно мне, лежит ниже меня? Поистине, ничтожная моя толика не заслуживает этой высоты, о чем хорошим назиданием. служит мне то, что сделало вчера солнце с моими сверстниками, которые. были солнцем растоплены. Я же хочу спастись от гнева солнца и найти место, соответствующее моей значимости.
И вот ринулся он вниз и стал спускаться, катясь с высоких откосов поверх другого снега; но чем ниже искал он себе места, тем больше росла его величина. и был он последним, которого в то лето растопило солнце.
Сказано для тех, кто смиренен: те и вознесены будут.
Ответь на вопрос: Как можно трактовать мораль басни?
Портреты кисти Леонардо да Винчи — это образы свободных духом, добродетельных и талантливых людей. К ним относится и самый знаменитый портрет — «Джоконда», или «Мона Лиза». Он произвел ошеломляющее впечатление на современников художника. Один из них писал: «Изображение это давало понять всякому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе…»
В портрете художник воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния. Важным элементом композиции стал пейзаж космического масштаба, тающий в холодной дымке.
Взгляд Моны Лизы исполнен мудрости и спокойствия. Сам Леонардо называл глаза распахнутыми окнами, открывающими душе все красоты мира, которые заставляют ее смириться с заточением в телесной оболочке.
Картина Леонардо да Винчи, как и музыка Моцарта — загадка мира и внутренней жизни человека, неизмеримое богатство его души.
Послушайте ЗДЕСЬ Симфонию№ 40 (1-ю часть) В.-А. Моцарта. Какие особенности портрета и музыки раскрывают глубину и противоречивость их образов?
Любое научное знание воспринимается всеми одинаково. Например, закон Архимеда, теорема Пифагора, законы всемирного тяготения существуют как данность. В науке каждое новое открытие может перечеркнуть сложившиеся представления о тех или иных явлениях. Например, открытие Магелланом Америки стало веским основанием для опровержения представлений человечества о том, что Земля плоская. До XVII в. считалось, что центром Вселенной является Земля (геоцентрическая система). После открытия Коперника человечество признало, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).
В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности старого. Раскопки археологов открыли миру удивительное изящество и художественное совершенство изделий мастеров древности. Главной темой искусства во все времена был человек. Но его изображение в дошедших до нас художественных произведениях разных эпох различно. И нас не смущают схематичность или нарушение пропорций в изображениях прошлого.
Донателло (Donatello, полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди, итал. Donato di Niccolò di Betto Bardi, ок. 1386 — 13 декабря 1466, Флоренция) — один из самых замечательных итальянских скульпторов эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета.
Одна из его первых работ — горельеф (фр. haut-relief, высокий рельеф) из мелкозернистого камня, находящийся в церкви Санта-Кроче, во Флоренции, и изображающий Благовещение.
Все искусства рассказывают нам о человеке своего времени. И народная песня, существовавшая в устной традиции, и древние культовые песнопения, которые сегодня можно услышать благодаря современной расшифровке, также дают представление о человеке.
Послушай ЗДЕСЬ музыкальные фрагменты:
Роль искусства в сближении народов. Как искусство способствует сближению народа
Современный мир все быстрее вступает в эпоху глобализации, постепенно превращаясь в единое информационное и культурное пространство. И роль искусства в сближении народов становится все более значимой. В XXI веке оно постепенно превращается в один из основных «двигателей» международной интеграции.
Искусство в жизни человека
Роль искусства в обществе трудно переоценить. Эта форма культуры издавна была той силой, которая объединяла народ, сплачивала его вокруг общей цели, идеи или переживания. Музыка, живопись, поэзия поддерживали людей, помогали находить общий язык в тех случаях, когда другие способы общения были невозможны.
В наши дни искусство выполняет в обществе несколько важных функций:
Значение искусства в обществе
Столь важную роль искусства в сближении народов разных стран можно объяснить тем, что оно представляет собой уникальную систему транслирующих информацию символов. Без него было бы невозможно передавать знания о таком аспекте человеческой жизни, как чувства, переживания, порывы души. Историческая хроника способна в подробностях описать события важного для общества события. Но передать настроение, общий эмоциональный настрой народа не в состоянии.
Можно много рассказывать детям, еще не знакомым с историей, о патриотизме советских людей в годы Великой Отечественной войны. Однако даты, статистические данные и сводки с фронтов так и останутся для ребенка пустым звуком, воспринимающимся только разумом, но не душой, до тех пор, пока он не услышит «Священной войны» Александрова и не увидит испещренных граффити стен Брестской крепости: «Умираем, но не сдаемся!».
Искусство в современном мире
Роль искусства в сближении народов постоянно усиливается из-за увеличивающегося объема информации, которая обрушивается на человека в течение дня. Научный текст обретает смысл лишь в том случае, если был получен целиком и без искажений. Искусству это не требуется. Обрывок песни или несколько эпизодов из фильма оказывают, зачастую, воздействие такой же силы, как и все произведение целиком.
Искусство, по сути своей, символично, а значит, понятно на интуитивном уровне. Каждый жанр и направление имеет свои художественно-выразительные средства, позволяющие наилучшим образом передать зрителю или слушателю то, о чем пытался сказать автор. Этот «язык искусства» воспринимается неосознанно и воздействует напрямую на чувства человека. Так, стихотворение вызывает эмоциональный отклик вне зависимости от того, отличает ли читатель ямб от хорея или нет.
Международная культурная интеграция
Ярким примером того, как искусство способствует сближению народа, могут служить:
Особенно примечательно то, что многие образцы искусства не просто находят отклик в сердцах людей разных культур, но и становятся толчком к более глубокому изучению чужого языка, традиций, религии.
Например, знакомство с японским языком, все больше завоевывающим популярность среди российской молодежи, часто начинается с мультфильмов в жанре «аниме».
Роль музыки в национальной интеграции
Музыкальное искусство издавна славится именно своей способностью объединять людей. Причем как представителей одной культуры, так и людей совершенно разных национальностей.
Стихотворение, сколь угодно гениальное, вряд ли будет оценено человеком, не знающим языка. Наполненная глубоким смыслом и символизмом картина может оставить равнодушным человека иной национальности – ведь давно доказано, что разные народы в одни и те же знаки и «культурные коды» вкладывают разные значения.
Но музыкальное искусство не имеет таких ограничений: в отличие от всех других жанров, оно обращается к тем глубинным чувствам, которые едины для всех людей. Музыка воздействует напрямую на эмоции, вызывает у людей совершенно разных национальностей схожие мысли и ощущения.
Отличной иллюстрации объединяющей силы музыки может служить знаменитая «Марсельеза», долгое время остававшаяся песней революционеров. Причем исполняли ее как французы – жители страны, где и родилась эта мелодия – так и борцы за свободу в Италии, Испании, царской России и других странах. Для всех, кто слышал ее, она была символом революции; а для многих – еще и призывом к сопротивлению.
Искусство: опора в беде
Интегративная роль искусства в обществе становится особенно заметной в сложные, кризисные периоды истории. Знаменитая «Катюша» Михаила Исаковского недолго оставалась достоянием исключительно русских людей: жители всех стран, куда входила в качестве освободителя Красная Армия, мгновенно подхватывали простой напев. Сейчас «Катюшу» исполняют на французском, итальянском, китайском, немецком и десятках других языков.
Да и для людей одного народа искусство часто становится силой, сплачивающей людей. Достаточно вспомнить Ленинградскую симфонию Шостаковича, мгновенно узнаваемых большинством россиян «Мишек в лесу» Шишкина или сериал «17 мгновений весны», цитаты из которого давно стали крылатыми выражениями.
Культурные события мирового уровня
Особенно ярко роль искусства в сближении народов демонстрируют международные культурные мероприятия:
Роль искусства в мире не только не снижается, но и постоянно продолжает расти. Причем знакомство с культурой других стран в ходе международных мероприятий происходит не только посредством произведений искусства, но и через общение с носителями другого языка. Например, на Всемирной выставке в Монреале действовали салоны 68 стран, а число гостей превысило 55 миллионов человек. Многие из них, готовясь к поездке, учили язык, интересовались обычаями и законами Канады.
К культурным мероприятиям смело можно отнести и международные спортивные события: футбольные матчи, олимпиады. Так, мало кто, кроме историков и ярых поклонников спорта, сможет вспомнить победителей Олимпиады-80 в Москве. Зато песню «До свиданья, Москва» и знаменитого «Олимпийского мишку» знают даже люди, родившиеся в XXI веке – что уж говорить о тех, для кого Московская олимпиада стала одним из самых ярких воспоминаний молодости!
Роль средств массовой информации в культурной интеграции
Развитие искусства не слишком зависит от средств передачи информации; однако скорость его распространения постоянно растет по мере того, как человечество изобретает новые способы коммуникации. В первобытных племенах музыка и ритуальные танцы служили средством сплочения людей одного рода. В средние века легенда или былина, созданная в одной стране, через какое-то время становилась известна соседям. Недаром большинство народов Европы имеют сказки с одинаковым сюжетом, а порой и со схожими именами.
В век интернета и телевидения искусство распространяется по планете практически без задержки. Песня, один раз исполненная в Испании, самое позднее на следующий день окажется «залита» на один из видео ресурсов и станет известна во всем мире. Книги распространяются не только в печатном, но и электронном варианте, и часто популярность автора «за границей» оказывается выше, чем среди читателей родной страны.
Какие искусства вы знаете что их объединяет
Подробное решение параграф § 15 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
Почему появилось искусство?
Возникновение искусства относят к палеолиту и связывают с зарождением Homo sapiens и стремлением человека познать окружающий мир.
Зарождение искусства относят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы духовной и материальной жизни человека. Многочисленные произведения первобытного изобразительного творчества – наскальная живопись, статуэтки из камня и кости, орнаменты на каменных плитах и кусках оленьих рогов – появились намного раньше сознательного представления о творчестве.
Существует несколько теорий о причинах появления искусства. Сторонники биологической теории считают, что человеку свойственен художественный инстинкт. Поэтому появление искусства закономерно и естественно. Возникновение искусства также связывают с ритуалами, обрядами и магическими представлениями древних людей. Появление изображений стимулировали ритуалы охотничьей магии, в основе которой лежала вера в получение власти над животным через овладение его образом. Рисуя силуэт животного, добыча которого была жизненно необходимой, первобытный человек познавал его. Он не отделял себя от природы, а отождествлял с ней и приписывал себе возможности магического воздействия на явления и силы окружающего мира. Овладевая изображением зверей, человеку казалось, что он обеспечивал себе победу над ними. В этом фантастическом мышлении воплощалось стремление человека овладеть миром, и содержались элементы эстетического восприятия, из которого и развилось искусство.
Какие общественные функции оно выполняет?
Общественные функции искусства:
• эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
• социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
• компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
• гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
• познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
• прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
• воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.
Познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах. Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается человек.
Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.
Эстетическая функция. Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.
Гедонистическая функция. Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функции искусства.
Произведения искусства, являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколения в поколение, достоянием эстетической культуры общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова. Каждый человек — это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он должен освоить то, что оставило ему прошлое поколение, творчески осмыслить его духовный опыт, понять его мысли, чувства, радости и страдания, взлеты и падения и передать все это потомкам.
Что характерно для современного искусства?
В настоящее время искусство все больше подвергается коммерциализации, оно стало средством зарабатывания денег.
Постепенно снижаются стандарты творчества и ослабевают требования к качеству культуры. Постепенно стираются границы между высоким искусством и народной культурой.
Искусство постепенно утрачивает индивидуальность. Процессы глобализации постепенно приводят к тому, что оно не отражает национальных черт. Теперь не просто отличить роман, написанный американцем, от произведения русского писателя. А это означает, что постепенно формируется всеобщая мировая культура.
Вопросы и задания к документу
1. Для кого, по мнению автора, предназначен новый стиль современного искусства?
Искусство предназначено не для всех людей вообще, а только для очень немногочисленной категории людей, которые, быть может, и не значительнее других, но явно непохожи на других.
2. В каком случае массовому зрителю может понравиться произведение искусства?
Людям нравится драма, если она смогла увлечь их изображением человеческих судеб. Их сердца волнуют любовь, ненависть, беды и радости героев: зрители участвуют в событиях, как если бы они были реальными, происходили в жизни.
3. Используя текст параграфа и документ, объясните фразу: «Новое искусство — это чисто художественное искусство».
4. Как вы понимаете термин «дегуманизация искусства»?
Дегуманизация искусства – процесс устранения из произведений искусства слишком человеческого, ориентированно на обычное восприятие, предполагающее воспроизведение жизни в формах самой жизни (Ницше). В научный обиход термин ввел Х. Ортега-и-Гассет.
5. Объясните, почему выявленные автором тенденции нового стиля ограничивают число его зрителей.
Тенденции нового стиля неординарны. Люди привыкли к классическому искусству, а тут появляется нечто, что люди не всегда считают искусством. Большинство людей не могут понять новый стиль, поэтому у него так немного зрителей.
1. Что такое искусство?
Искусство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.
Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области.
В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат — художественное произведение.
Искусство позволяет увидеть мир сквозь призму образности, где реальность причудливо сочетается с вымыслом, давая человеку возможность творить и расшифровывать эти образы, облекая их в рациональную форму.
Искусство не ставит целью полно, всесторонне представить тот или иной объект, явление. Также во многих случаях оно не стремится к фотографически точному отражению реальности. Творец выбирает определённые качества, стороны, проявления объекта, абстрагируясь от всех других.
Понятие «искусство» многозначно. Искусство понимается, во-первых, как мастерство, умение, ловкость, например, искусство ремесленников Древней Руси; во-вторых, как специфический вид духовно-практического освоения и эстетического отношения к действительности. Именно во втором значении оно является одним из компонентов духовной культуры общества.
2. Что учёные называют художественным образом?
Художественный образ отражает видение творцом какого-либо объекта или явления действительности, отношение творца к этому явлению. В художественном образе объединяются позиция автора-творца и восприятие зрителя, а в некоторых искусствах — и понимание, отношение исполнителя.
Восприятие художественного образа зрителем может зависеть как от качеств личности, эстетического вкуса, жизненной ситуации, так и от социально-экономической и политической ситуации в обществе, уровня развития культуры. Поэтому нередко произведения искусства прошлого воспринимаются новыми поколениями совершенно иначе, чем авторами и их современниками.
3. Каковы отличительные черты искусства?
Искусству свойственны образность и наглядность, использование особых способов отражения окружающей действительности (слово, звук, цвет, форма, движение и т. п.), чувственное отражение окружающего мира и обращение к эмоциям человека, ярко выраженный субъективный характер.
1. Чувственное восприятие действительности: эмоциональность, искренность, большая роль интуиции, фантазии.
2. Субъективность: обращение к внутреннему миру человека, отражение в художественных образах индивидуального восприятия мира, личностное отношение к нему. Искусство, в отличие от науки, не стремится к объективному отражению реальности.
3. Образность: главный инструмент в эстетическом познании мира — художественный образ, т. е. явление действительности, творчески воссозданное в произведении искусства с позиции определенного эстетического идеала.
4. Наглядность: создание художественных образов происходит при помощи определенных средств (слово, звук, цвет, изображение и т. п.).
4. Назовите и кратко охарактеризуйте основные функции искусства.
Эстетической функции искусства ещё древние мыслители придавали первостепенное значение. Искусство очищает нашу душу, влияет на наши эмоции. Оно стимулирует поиск деятельности, соответствующей этим эмоциям, обращает нас к самопознанию.
Познавательная функция искусства теснейшим образом связана с информационной. Искусство весьма информативно. В творениях отражаются культурно-исторические, национальные, религиозные и другие черты эпохи, народа, а также особенности мировосприятия самого творца. Поэтому произведения искусства — важный источник знаний об обществе в различные исторические эпохи. Соприкосновение с произведениями искусства также способствует самопознанию человека.
Коммуникативная функция искусства в первую очередь связывается с общением людей по поводу конкретного произведения или с контактом автора и зрителя посредством художественного образа, но не может быть полностью сведена к этому. Художественное произведение всегда неоднозначно, оно несёт в себе избыточную информацию, смысл которой требует поэтапного истолкования. Парадоксально, но символическая природа искусства в некоторой мере усложняет процесс общения людей, заставляя расшифровывать символы и знаки, задумываться об общечеловеческих ценностях.
Ценностно-ориентирующая функция проявляется двояко: с одной стороны, произведения искусства являются культурными ценностями, т.е. приобретают особую общественную и личностную значимость; с другой стороны, содержание конкретных произведений ориентирует людей в существующей системе социальных норм и ценностей, способствует выбору жизненных ориентиров.
Близкой по содержанию к ценностно-ориентирующей является воспитательная функция. Искусство всегда предполагает воздействие на мировоззрение и поведение людей. Даже просмотр произведений искусства (например, в театре или художественной галерее) нередко связан с соблюдением определённых норм и правил, а иногда он влечёт за собой пересмотр человеком собственного поведения, изменение восприятия и оценок поведения других людей.
5. По каким основаниям выделяются виды искусства?
Виды искусства можно различать по среде, материалу, в котором реализуются художественные образы. Это звук в музыке, линии и цветовая палитра в графике и живописи, камень (металл) и форма в скульптуре и архитектуре, движение в танце. Каждая среда, материал требуют специфических выразительных и технологических средств, своего языка.
Немецкий философ Ф. Шеллинг в начале XIX в. предложил классификацию основных видов искусства, которая сохраняет своё значение и в наши дни. Он делил искусства на реальные и идеальные. Реальные — музыка, живопись, пластика (архитектура и скульптура). Идеальные — литература и поэзия, причём эти виды, пользующиеся словом, как наиболее свободным и богатым средством выражения художественных идей, он ставил выше реальных искусств, а поэзию вообще признавал высшей формой художественного творчества, выражающей самую суть искусства.
Ещё одна классификации видов искусства, основана на средствах выражения художественного образа.
Искусство можно также классифицировать по социологическому принципу, выделив элитарное, народное и массовое искусство.
Высокое (элитарное) искусство на протяжении многих веков производилось и потреблялось небольшими по численности группами, составлявшими элиту общества. Произведения элитарного искусства отличались высокой сложностью выразительных форм и содержания, что делало их практически недоступными для иных групп общества.
Народное искусство, отразившееся, например, в средневековой карнавальной культуре стран Западной Европы, развивалось в рамках обычаев и традиций, зачастую существовало в бесписьменной форме. Этот вид искусства весьма разнообразен по жанрам. В народном искусстве отразились эстетические потребности народа, его стремление осмыслить социальные реалии, сохранить историческую преемственность. Произведения народного искусства, как правило, анонимны, они являются результатом коллективного творчества многих поколений людей.
Массовое искусство отражает эмоциональное состояние современного человека, и на первый план выходит его компенсаторная функция: помогать преодолевать стрессы и иные психологические проблемы. Не зря к нему применяют термин «искусство антиусталости». В отличие от народного искусства, массовое создаётся не народом, а для народа. В качестве творцов выступают профессионалы, которые нередко действуют как предприниматели, производящие на основе маркетинговых исследований продукт для определённых групп потребителей. Искусствоведы нередко называют произведения массового искусства примитивными в содержательном и художественном плане.
Очевидно, что создание универсальной классификации видов искусств невозможно не только из-за значительного количества критериев, но и потому, что искусство динамично развивается — появляются всё новые его виды. Однако каждая историческая эпоха выдвигает на первый план те виды искусства, которые в наибольшей мере способны выразить дух времени.
6. Перечислите основные жанры искусства.
В каждом виде искусства исторически сложилась своя система жанров. Понятие «жанр» обобщает специфические свойства художественной формы и содержания значительной группы произведений искусства какой-либо исторической эпохи, народа или мира в целом.
По способу отражения действительности выделяются, например, эпос, лирика и драма. В изобразительном искусстве выделение жанров может основываться на специфических чертах предмета изображения — портрет, натюрморт, пейзаж, батальная или историческая картина. В музыке жанры различаются по способу исполнения (вокальные и инструментальные), содержанию (лирические, эпические и драматические), месту и условиям исполнения (театральные, концертные, камерные и др.). Система жанров искусства постоянно развивается. В современном искусстве проявляется тенденция к синтезу различных видов и жанров искусства.
7. Что характерно для современного искусства?
Современное искусство весьма разнообразно, в нём отсутствуют какие-либо строгие каноны и правила. Творец, конструируя в произведении свой иллюзорный мир, может стать подлинно свободным и всесильным — средствами искусства он изменяет собственное и наше, зрительское, видение мира, направляет эстетические и неэстетические переживания при восприятии своего творения.
Огромное влияние на формирование современного искусства оказало развитие техники и технологий: аудио, видео, а затем и Интернета. Наблюдался небывалый расцвет художественной фотографии, в которой многие увидели средство выражения ярких сиюминутных ощущений, фиксации значимого для творца эпизода реальности.
В различных видах современного искусства появились динамичные художественные формы, отражающие постоянный творческий поиск, стремление художника к совершенно новым взаимодействиям с окружающей средой и публикой. Этот динамизм воплотился в перформансы и хеппенинги.
Современное искусство во всех его видах и жанрах даёт возможность человеку выразить себя. И в то же время оно является бизнесом, нацеленным на получение прибыли, привлечение инвестиций и т. п. И здесь многое зависит от того, удастся ли достойно прорекламировать то или иное произведение, создать определённую медийную узнаваемость и репутацию художника и в конечном счёте привлечь потенциальных покупателей и инвесторов. В процессе рекламы, раскрутки произведение наделяется определённой ценностью, признаваемой кругом знатоков. При этом для массового зрителя художественная и коммерческая ценность произведения современного искусства может быть неочевидной.
1. Немецкий философ А. Шопенгауэр (1788—1860) писал: «Науку может всякий изучить — один с большим, другой с меньшим трудом. Но от искусства получает каждый столько, сколько он сам в состоянии дать». В каком смысле автор употребляет здесь понятие «наука»? Объясните суждение автора об искусстве. Приведите три-четыре аргумента в поддержку мнения автора.
Смысл понятия наука – абстрактное явление. Науку можно только изучать, ничего в ее развитие не вкладывая, а искусством способен проникнуться только тот, кто сам является творцом.
1. Учитель может дать ученикам столько данных сколько сам знает, но не больше.
2. Работник не может осуществлять свою деятельность на работе, о которой не имеет представления.
2. Прочитайте размышления П. А. Флоренского и назовите рассмотренные автором специфические черты искусства: «Предмет искусства, хотя и называется вещью, отнюдь не есть вещь, не есть неподвижная, стоячая, мёртвая мумия художественной деятельности, но должен быть понимаем, как никогда не иссякающая, вечно бьющая струя самого творчества, как живая пульсирующая деятельность творца, хотя и отодвинутая от него временем и пространством, но всё ещё переливающаяся и играющая цветами жизни. Художественное произведение. отвлечённое от конкретных условий своего художественного бытия. умирает или, по крайней мере, переходит в состояние анабиоза».
Специфические черты искусства: чувственное восприятие действительности; Образность; обращение к эмоциям человека, ярко выраженный субъективный характер.
3. Существует мнение, что произведения искусства должны обязательно нести в себе ценности любви, добра и красоты. Может ли произведение искусства быть ценностно нейтральным? Своё мнение поясните.
Нет, не может, искусство даёт любому человеку разнообразные возможности для проявления себя в художественном творчестве. Непонимание и неприятие окружающих не должны становиться препятствием для творческой самореализации личности. Искусство субъективно, поэтому необходимо быть толерантным к чужим вкусам и художественным пристрастиям.
4. Известно, что массовое искусство постепенно вытесняет народное. Используя материалы СМИ, Интернета, составьте краткую справку о том, как различные государства мира решают эту проблему. Какие меры по сохранению народного искусства вы считаете наиболее эффективными?
В основном проводятся различные конкурсы и концерты, где люди могут показать свои таланты в народных традициях. Так же проводятся народные праздники с различными обрядами и традициями.
Одним из актуальных направлений по сохранению и развитию традиционной национальной культуры и народного творчества является поддержка традиционных праздников, фестивалей, ярмарок и других форм культурной деятельности. Немаловажное значение в сохранении и развитии традиционной культуры коренных народов имеет проведение национальных праздников и фестивалей, направленных на возрождение традиций народной культуры.
6. Важнейшей тенденцией развития современного искусства является синтез видов и стилей. Приведите несколько конкретных примеров такого синтеза. Выскажите предположения о причинах появления данной тенденции.
Синтетическими видами искусства являются театр и кино, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительное искусства.
Зритель и слушатель испытывает на себе воздействие сюжета литературного произведения, лежащего в основе сценария фильма или либретто спектакля. Декорации и костюмы, создающие зрительный образ спектакля, погружают его в атмосферу реальности, в которой разворачивается сюжет. Эмоциональное переживание происходящих на сцене коллизий во много раз усиливается музыкой.
Особый сценический жанр — мюзикл, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства. Их сочетание и взаимосвязь придают мюзиклу особую динамичность. Характерной чертой многих мюзиклов стало раскрытие серьезного содержания доступными для восприятия художественными средствами. Мюзикл впитал в себя некоторые черты оперетты, водевиля, эстрадного шоу, варьете, отличающихся особым ощущением сценического времени, броскостью, яркостью материала.