Какие картины природы рисует поэт в чем их очарование в стихотворении

Статья Природа в творчестве русских поэтов. Автор: Кокуева Алиса Марсовна

Автор: Кокуева Алиса Марсовна
Природа в творчестве русских поэтов

Природа вызывает разные чувства у людей: художники изображают её красками, композиторы и музыканты звуками, а поэты словами. В лирических произведениях она одушевлена, наделена переживаниями, свойствами и чертами живого существа. Такое отношение к природе уходит своими корнями в далёкую древность. Человек воспринимал могучие силы стихий как нечто живое, способное чувствовать и потому не столько изображал природу, сколько беседовал с ней.

Сочувственное отношение к окружающей природе – высшей творческой силе нашего мира – позволяет поэтам создавать запоминающиеся образы в стихах. Красота родного пейзажа, красота человеческой души, красота отчей земли и труда на её нивах сливаются в русской поэзии в одно гармоническое целое.

Традиции пейзажной лирики были заложены А. С. Пушкиным. В стихотворениях «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Деревня», «Осень» поэт достиг удивительного сочетания возвышенности чувств и реалистической детали описываемого. Вслед за поэтом мы одухотворяем природу.

Стихи о природе – это трепетный рассказ о собственной душе. Поэты видят русскую природу по-разному, каждый по-своему, испытывая сложные чувства, помогая нам понять, почему мир видится именно таким.

А. А. Фет – один из замечательнейших русских поэтов-пейзажистов. В его стихах во всей красоте предстает и русская весна – с цветущими деревьями, первыми цветами, с журавлями, кричащими в степи. Мне кажется, образ журавлей, так любимый многими русскими поэтами, впервые обозначил Фет.

В поэзии А. А. Фета природа изображена детально. В этом плане он новатор. До Фета в русской поэзии, обращенной к природе, царило обобщение. В его стихах мы встречаем не только традиционных птиц с привычным поэтическим ореолом – как соловей, лебедь, жаворонок, орел, но и таких как бы простых и непоэтичных, как сычь, лунь, чибис, стриж. Например:

И слышу я в изложине росистой

Вполголоса скрипят коростели –

Знаменательно, что здесь мы имеем дело с автором, который по голосу различает птиц и более того – замечает, где эта птица находится. Это, конечно, не просто следствие хорошего знания природы, а любовь к ней поэта, давняя и обстоятельная.

По-видимому, в работе над стихами о природе автор должен обладать незаурядным вкусом. Потому что в ином случае он тут же рискует впасть в подражание народной поэзии, которая изобилует такими вариантами.

Многие стихи А. А. Фета – это непревзойденные по красоте картины природы. Лирический герой полон романтических чувств. В лирике передается то восхищение природой, то светлая грусть, навеянная общением с нею.

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало…

Читателю передается владеющее поэтом ликование оттого, что «лес проснулся, весь проснулся. Веткой каждой».

Стихи Фета входят в детские хрестоматии и сборники; именно малышам свойственно чувство радости постижения мира. В таких его стихотворениях, как «Кот поет, глаза прищуря», «Мама, глянь-ка. Из окошка», присутствуют и сами дети – со своими заботами, своим восприятием окружающего.

Мама! Глянь-ка из окошка –

Знать, вчера недаром кошка

Грязи нет, весь двор одело,

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней –

Главное в лирике Ф. И. Тютчева – страстный порыв человеческой души и сознания к освоению бесконечного мира. Юной, развивающейся душе такой порыв особенно созвучен. Близки детям и те стихи, где поэт обращается к образам природы:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

От самого ритма такого стихотворения возникает чувство причастности к животворящим силам природы.

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Жизнь природы у поэта предстает драматично, порой в яростном столкновении стихийных сил, а порой лишь как угроза бури. Так, в стихотворении «Неохотно и несмело. » конфликт не развернулся, гроза ушла, и вновь засияло солнце; в природе наступило успокоение, как наступает оно и в человеке после душевных бурь:

Солнце раз ещё взглянуло

Исподлобья на поля –

И в сиянье потонула

Вся смятённая земля.

Умение передать «душу природы» с удивительной теплотой и вниманием приближает стихи Тютчева к детскому восприятию. Олицетворение природы иногда становится у него сказочным, как, например, в стихотворении «Зима недаром злится. ». В стихотворении «Тихой ночью, поздним летом. » рисуется как будто неподвижная картина июльской ночи в поле – времени роста и созревания хлебов. Но главный смысл в нем несут глагольные слова – они-то и передают подспудное, невидимое, безостановочное действие, происходящее в природе.

Некоторые стихотворения можно соединить с игрой, наблюдением. Например, наблюдая снегопад, прочитать стихотворение А. Барто «Снег, снег кружится…», а потом предложить малышам собраться в кружок и «завертеться, как снежок». Возвратившись с прогулки, предложить сделать самим снег (из бумаги, ваты, пенопласта и др., поиграть с получившимся «снегом» и ещё раз прочитать стихотворение «Снег», и тут же получившиеся снежинки наклеить на лист бумаги, изобразив снегопад, снежный ком, снеговика. В результате такой работы с поэтическими произведениями дети напитываются особыми чувствами к природе, её явлениям. Ведь вовремя и правильно прочитанные стихи о природе затрагивают у слушателей сердце и душу, вызывая эстетические чувства, любовь к природе, способствуют быстрому запоминанию стихотворений и развитию речи.

Поэты, описывающие в своих стихах природу, пользуются выразительностью, звучностью русского языка, «рисуют» лирические картины природы, передают настроения, создают сказочные образы.

Например, стихотворение А. Блока «Зайчик» пронизано грустью, строчки:

Осенью расплакались тонкие былинки,

Лапки наступают на мокрые листочки…

Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку серому попасть…

пробуждают у детей жалость, стремление защитить зайку, не дать его в обиду.

Великий педагог К.Д.Ушинский был убежден в том, что ребенок несчастен, если вырос, не любуясь цветами, не видя лугов. «Прекрасный ландшафт имеет тоже огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» – писал он.

Познание ребенком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств, идет усвоение на примере взрослых правил поведения в природе. Наблюдения, прогулки в природу целесообразно связывать с чтением книг о растениях и животных, рисованием, рассказыванием. Хорошо, когда в доме часто звучат стихи о природе, а вечером дети вместе с родителями рассматривают репродукции картин И.И.Левитана, К. Юона, А. Пластова, Шишкина, сами придумывают незатейливые стишки и зарисовывают увиденное в природе. Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных», где родители продумывают доступный комментарий программы.

Только взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе. Родителям необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать. Но и вслушиваться, беречь красоту Родной природы.

Без помощи взрослого ребенок не всегда может увидеть красоту природы, и поэтому взрослые должны помочь увидеть выразительность природы, ее красоту, настроить душу ребенка на ее восприятие. В этом очень выразительно художественное слово: стихотворение или проза из детской или классической литературы.

Источник

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

вторник, 3 августа 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к стихотворению А. Пушкина «Унылая пора» для 4 класса

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 68.

Александр Пушкин «Унылая пора», читать текст

1. Какие картины осени рисует поэт? Как помогают изобразить осеннюю пору подчёркнутые строчки?

Поэт рисует золотые и багряные леса, ветер, покрытые мглой небеса и редкие лучи солнца.

Поэт называет осень унылой, но тут же признаётся, что она очаровательна. Природа увядает, но делает это пышно, ярко. Мы понимаем, что скоро зима и всё будет однотонным, белым, но пока природа играет яркими красками.

2. Какие чувства вызывают у тебя картины осени, нарисованные Пушкиным?

У меня они вызывают восторг. Я восхищаюсь той красотой, которую сумел описать поэт. Мне очень радостно и совсем не грустно.

3. Подготовься к выразительному чтению стихотворения.

Голосом особо выделим слова: унылая, очарование, приятна, прощальная, люблю, пышное, золото, ветра, мглой, редкий, первые, отдалённые.

Сделаем паузу после знаков препинания, а также перед предлогом И.

Темп неторопливый, средним голосом. Интонация мечтательная.

4. Рассмотри репродукции картин. Как художники изображают осеннюю пору? Составь рассказ и запиши его план в рабочую тетрадь.

Рассказ по картинам Поленова «Золотая осень» и Левитана «Вечерний звон» для 4 класса.

Спокойное и даже умиротворённое настроение, которое передают эти картины, подводит нас к пониманию того, что природа готовится к зимнему сну.

У Поленова мы видим яркие жёлтые осенние леса вдоль тихой речки. У Левитана осень только началась, деревья только начали желтеть, но и тут присутствует тихая река. Благодаря отражениям церкви и деревьев мы понимаем, что ветра нет, нет движения.

И над всей этой осенней природой темнеющее небо, подёрнутое лёгкими облачками.

Эти полотна заставляют нас любоваться красотами осени, полюбить это особенное время года.

5. Сравни с тем, как это делает Пушкин в своём стихотворении. Расскажи.

Пушкин тоже рисует в стихотворении картины золотой осени, но делает это иначе, чем живописцы.

Для него осень не время покоя, а последняя возможность насладиться жизнью перед долгим зимним сном. У него в стихотворении есть движение, ветер, который несёт с собой свежее дыхание и придает осени то очарование, которым восхищается поэт.

Поэтому его стихотворение проникнуто не грустью, а радостью, дарит читателю совсем иное настроение. Поэт заставляет нас любоваться тем, что казалось бы должно вселять грусть.

6. Подумай, как удалось художникам передать своё отношение к осенней поре. Совпадает ли оно с отношением Пушкина? Объясни.

Художники передали своё отношение к осенней поре лишив её движения. Их полотна слишком спокойны, статичны, а потому печальны.

Пушкин, напротив, сделал своё описание подвижным, живым, и поэтому его осень почти весёлая.

Отношение художников к осени не совпадает с отношением Пушкина.

Источник

Анализ стихотворения «Вновь я посетил» (А.С. Пушкин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 18.11.2019 · Обновлено 18.11.2019

В своей лирике А. С. Пушкин обращается к самым разнообразным темам. Говорит о любви, рассуждает о предназначении поэта и поэзии, любуется природой и пытается осмыслить мир вокруг себя. Результатом такого осмысления становятся философские стихотворения, когда переломные жизненные моменты заставляют поэта иначе взглянуть на себя и мир, задуматься над взаимосвязью времен, обстоятельств и людей. Один из ярчайших примеров философской лирики Пушкина – стихотворение «Вновь я посетил». Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию разбор стихотворения «Вновь я посетил» по плану.

История создания

Стихотворение «Вновь я посетил» Пушкин написал в 1835 году, когда после длительного перерыва приехал в родовое имение Ганнибалов-Пушкиных, село Михайловское. Там протекали дни беззаботной юности поэта, там он провел два непростых, но плодотворных для его творчества года ссылки.

Пушкин к этому времени уже достиг поэтической зрелости и определенной мудрости, он создает большие исторические работы и, наряду с ними, тихие и глубокие лирические тексты. Знакомые, но изменившиеся теперь пейзажи и воспоминания о пережитом в Михайловском наводят поэта на размышления о юности и старости, о связи поколений и неумолимости законов бытия, результатом которых становится стихотворение «Вновь я посетил». В черновиках поэта сохранились большие фрагменты, которые не вошли в окончательный текст, что свидетельствует о долгой кропотливой работе над произведением.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Вновь я посетил» можно определить как элегию, представляющую собой печальные размышления о смысле жизни и ее бренности, которые часто возникают на фоне наблюдения за природой. Поэт несколько обновляет традиционное содержание элегии, демонстрируя не привычные для жанра грусть и одиночество, а светлое, умиротворенное принятие жизни и ее законов.

В стихотворении «Вновь я посетил» Пушкин использует редкую для своего творчества форму «белого стиха», что помогает наиболее точно передать личные глубокие переживания.

Размер текста – простой и, одновременно, торжественный пятистопный ямб. На первый план выходят интонационный рисунок, психологические паузы, использование многоточий. Это позволяет создать эффект разговорной речи, как будто поэт размышляет в настоящем времени, непосредственно перед читателем.

Композиция

Текст стихотворения можно условно разделить на три части.

Интересно, что стихотворение «Вновь я посетил» строится как рассуждение лирического героя. Интонационный рисунок создает ощущение, что перед нами лишь фрагмент этих размышлений, глубокий личный опыт и длительные духовные искания поэта как будто остаются за рамками произведения, но отчетливо просматриваются в паузах и многоточиях текста.

Образы и символы

В центре стихотворения «Вновь я посетил» оказывается лирический герой – проекция самого А. С. Пушкина. Герой вновь посещает родные места, где все напоминает ему о мечтаниях юности и близких людях («минувшее меня объемлет живо»). Время внесло коррективы в знакомые пейзажи, изменился, «покорный общему закону», и он сам. Мы видим, что герой тонко чувствует эти изменения, отчего в строках сквозит легкая грусть. Эта грусть сменяется умиротворением и надеждой, когда поэт видит расцвет новой жизни – молодую зеленую рощу, и предрекает, что его внуки застанут расцвет этих деревьев и вспомнят о нем.

Описывая деревенский пейзаж, Пушкин создает целый ряд ярких картин, где ключевыми становятся образы трех старых сосен и молодой поросли рядом с ними. Старые деревья – его давние «знакомцы», они почти не изменились с юности поэта, однако рядом с ними выросла «младая роща». Эта роща видится герою «зеленой семьей» и даже сравнивается с детьми, она становится символом нового поколения и непрерывного обновления жизни.

Темы, настроение и проблемы

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Вновь я посетил» – это бессмертие через вечное и непрерывное развитие жизни. Поэт принимает быстротечность времени и естественные законы бытия, согласно которым природа и человек неминуемо стареют и умирают, но при этом без опасения смотрит в будущее, так как видит в нем продолжение настоящего. Земля предков и память потомков в тексте стихотворения становятся связующими человечество нитями, которые не дают ему рассыпаться на части и кануть в небытие.

Пушкин обращается к молодому поколению на равных, предполагает, что «молодое племя» должно быть лучше своих отцов и дедов. Пусть сам поэт не застанет «могучий поздний возраст» молодой рощи, но она обязательно поприветствует однажды его внука, значит, жизнь будет продолжаться. В этом и заключается смысл стихотворения «Вновь я посетил».

Средства выразительности

Стихотворение «Вновь я посетил» строится без рифмы, поэтому основной смысловой акцент переносится на ритмический рисунок текста и выразительную силу каждого слова.

Философские вопросы быстротечности времени и бессмертия, которые волновали Пушкина на протяжении всего творческого пути, поэту удалось точнее осмыслить при посещении после долгого перерыва родных сердцу и наполненных воспоминаниями мест. Стихотворение «Вновь я посетил» становится для Пушкина своеобразным подведением итогов. Белый стих, форма лирического фрагмента и простой язык помогают создать глубокий философский текст, проникнутый благословением жизни и природы и спокойным, уверенным принятием естественных законов бытия.

Источник

Мир природы в лирике А. С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин – стихи о природе

Удивительный мир природы находит свое отражение в творчестве каждого поэта. Ведь именно способность человека ощущать окружающую красоту и гармонию жизни и соотносить с ними свои чувства и настроения делают его поэтом. А. С. Пушкин открывает нам неповторимую прелесть родной природы, заставляет увидеть и глубоко почувствовать ее, так как от этого во многом зависит нравственный облик человека.

Читая великолепные стихи поэта, мы окунаемся в необычайный мир пушкинской лирики: совершаем путешествие к морю, любуемся с высоты Кавказом, отдыхаем в тихом деревенском “пустынном уголке”, приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика…

Природа в поэзии Пушкина оживает перед нами во всей своей пленительной красоте. У Пушкина все времена года прекрасны, но все-таки любимой порой у него была осень. В ней поэта особенно трогает картина увядания природа, исполненная грусти. К лучшим произведениям Александра Сергеевича об осени относится одноименное стихотворение “Осень”, в котором он наиболее ярко и полно выразил свое отношение ко всем временам года.

Восприятие природы у Пушкина нетрадиционно и непривычно. Нельзя не улыбнуться, когда читаешь строки, посвященные лету:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Мы видим, что поэт не любит лето. Но и весна ему не по нраву:

Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимой я более доволен,

Люблю ее снега; в присутствии луны

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен…

И несмотря на то, что весна всегда считалась самой прекрасной порой, все же Пушкину ближе осень:

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят — л снова счастлив, молод…

Играет на лице еще багровый цвет.

Она жива еще сегодня, завтра нет.

Мы видим, что только осень способна пробудить в Пушкине поэтическое вдохновение, породить в его богатом творческом воображении рифмы, образы, звуки, мечты:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие, навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

Картины зимней природы с удивительным мастерством рисует поэт в стихотворении “Зимний вечер”. Пушкин передает нам особый уют теплого дома, и ощущение душевного комфорта еще больше усиливается воспоминаниями о самом близком человеке далекого детства — няне Арине Родионовне:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Читая эти строки, невольно представляешь чудесный вечер — тихий и спокойный, несмотря на то, что за окном бушует вьюга; камин, в котором теплится огонь, а также как бы слышишь строки любимых сказок и песен, слетающие с уст дорогого сердцу человека. Но природа неповторима в своей изменчивости. Следы вчерашней непогоды исчезают с наступлением утра (стихотворение “Зимнее утро”):

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Пушкин также не забывает и о прелести морозной ночи. Это видно из следующих строк:

Какая ночь! Мороз трескучий,

На небе ни единой тучи;

Как шитый полог, синий свод

Пестреет частыми звездами.

Но все же ни одно из времен года не очаровывало так Пушкина, как осень. Поэт подчеркивает богатство и многообразие ее красок в период увядания, которые при этом кажутся еще более прекраснее:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

В стихах Пушкина о природе замечаешь не только особенности восприятия красоты и оттенки вкусов поэта, но также и проявление таких нравственных качеств, как вольнолюбие, гуманность, патриотизм. Доказательством этому может служить стихотворение “Деревня”, в котором перед читателем предстает неяркая, но пленительная картина природы средней полосы России. Этот прелестный сельский пейзаж вызывает чувство любви к родной земле и к тем, кто на этой земле живет и трудится:

Я твой — люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят…

Вся эта типично русская красота и спокойствие “пустынного уголка” изменяют лирического героя, заставляя его отрешиться от суетного мира. В произведении звучит горячий призыв к свободе. Ведь свобода — самое ценное, чем может обладать человек.

Итак, мы видим, что природа у А. С. Пушкина — это волшебный мир, наполненный чарующими звуками, но кроме этого, еще и могучая стихия жизни, которая пробуждает в человеке самые лучшие качества — патриотизм, свободолюбие, милосердие, мудрость.

Анализ стихотворения «Погасло дневное светило…» Пушкина

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

И чувствую: в очах родились слезы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман…

Шуми, шуми послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Лети, корабль, неси меня к пределам дальным

По грозной прихоти обманчивых морей,

Но только не к брегам печальным

Туманной родины моей,

Страны, где пламенем страстей

Впервые чувства разгорались,

Где музы нежные мне тайно улыбались,

Где рано в бурях отцвела

Моя потерянная младость,

Где легкокрылая мне изменила радость

И сердце хладное страданью предала.

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, отечески края;

Я вас бежал, питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья;

И вы, наперсницы порочных заблуждений,

Которым без любви я жертвовал собой,

Покоем, славою, свободой и душой,

И вы забыты мной, изменницы младые,

Подруги тайные моей весны златыя,

И вы забыты мной… Но прежних сердца ран,

Глубоких ран любви, ничто не излечило…

Шуми, шуми послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

В 1820 году А.С. Пушкин за политические стихи с вольнолюбивыми мотивами сослали на юг. В этот же год было написано стихотворение «Погасло дневное светило», которое открыло новый период в творчестве поэта. Пушкин плыл на корабле, наблюдал за морем и размышлял о своей жизни в Петербурге. Так родилось произведение «Погасло дневное светило», в котором поэт постоянно обращается к океану, как будто он его прошлое. В стихотворении появляется образ изгнанника, уходящего от Родины, давних мечтаний и надежд, жаждущего свободы, оставляющего друзей, славу, прежнюю любовь где-то очень далеко.

Образ лирического героя и самого Пушкина сливаются воедино. Стихотворение проникнуто грустью, тяжелыми думами поэта о том, что молодость проходит, но некоторые раны ещё ноют. Пушкин желает найти утешение в океане, ведь вдалеке виднеется берег, на нем возможна новая жизнь, чувствуется тонкий лучик надежды на светлое будущее. В этом произведении автора использовал различные средства выразительности для передачи сложных внутренних переживаний.

Стихотворение насыщенно эпитетами («угрюмый океан», «томительный обман», «легкокрылая радость»), метафорами («мечта летает», «душа кипит», «младость отцвела»), часто используется инверсия («легкокрылая мне изменила радость», «вечерний пал туман»). Чтобы понять стихотворение мне пришлось его очень внимательно, вдумываться в каждую строчку. Чувства после прочтения были довольно противоречивыми, но я очень сопереживала герою, раздумывала, куда же приведет его судьба, обретет ли он то, чего так желает.

А. С. Пушкин «Вновь я посетил…» анализ стиха

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных.

Уж десять лет ушло с тех пор — и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я — но здесь опять

Минувшее меня объемлет живо,

И, кажется, вечор еще бродил

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет — уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых,

Ни кропотливого ее дозора.

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим — и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны…

Меж нив златых и пажитей зеленых

Оно синея стелется широко;

Через его неведомые воды

Плывет рыбак и тянет за собою

Убогий невод. По брегам отлогим

Рассеяны деревни — там за ними

Скривилась мельница, насилу крылья

Владений дедовских, на месте том,

Где в гору подымается дорога,

Изрытая дождями, три сосны

Стоят — одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко,— здесь, когда их мимо

Я проезжал верхом при свете лунном,

Знакомым шумом шорох их вершин

Меня приветствовал. По той дороге

Теперь поехал я и пред собою

Увидел их опять. Они всё те же,

Все тот же их знакомый уху шорох —

Но около корней их устарелых

(Где некогда все было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья, кусты теснятся

Под сенью их как дети. А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ,

Как старый холостяк, и вкруг него

По-прежнему все пусто.

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

Стихотворение «Вновь я посетил…» датировано 26 сентября 1835 года, но работал над ним поэт несколько дней, о чем свидетельствуют многочисленные черновики. Произведение создавалось в сложный, переломный момент жизни Пушкина. Он приехал в Михайловское спустя десять лет. Здесь поэт надеялся отдохнуть от светской суеты, сплетен, обдумать планы на дальнейшую жизнь. Он всерьез задумывался о том, чтобы оставить шумную столицу и поселиться в Михайловском, посвятив всего себя литературному творчеству.

Произведение можно отнести к жанру философской лирики. Здесь описаны воспоминания поэта, его размышления о жизни и смерти, смене поколений, опыте прожитых лет. Стихотворение не поделено на строфы, но в нем можно выделить три смысловые части.

Вначале автор признается, что молодость прошла и следует подвести первые жизненные итоги. Вторая часть произведения посвящена воспоминаниям о днях, которые поэт провел в этих местах. Пушкин описывает «опальный домик», где жил с няней Ариной Родионовной, грустит о том, что «уже старушки нет».

Перед лирическим героем предстают знакомые пейзажи. Он видит холм, на вершине которого любил сидеть и смотреть на синеющее внизу озеро. Глядя на его волны, поэт грезил о счастливых днях, проведенных на море. Затем герой любуется старыми соснами, мимо которых он часто проезжал верхом. В этих картинах Пушкин четко обозначает три периода, связанные с Михайловским: детство, юношество и взрослую жизнь.

В третьей части стихотворения герой пытается заглянуть в будущее, приветствует новые поколения. Он видит молодую поросль у подножия старых сосен и обращается к ним со словами, которые потом станут крылатыми: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» Образ молодых деревьев служит иллюстрацией к неизменному закону жизни: одно поколение всегда сменяет другое. Прежде под соснами было «пусто, голо», а теперь – «младая роща разрослась». Со временем она перерастет своих прародителей. Со светлой грустью говорит Пушкин о том, что свидетелем преобразований будет его внук, который вспомнит о своем знаменитом предке.

В поэтическом монологе «Вновь я посетил…» лирического героя невозможно отделить от автора. Читатель прекрасно понимает, что в этих строчках отражены сокровенные мысли Пушкина. Но этот факт не снижает философского звучания стихотворения. В представлении поэта старость естественна и прекрасна, поскольку с годами к человеку приходит мудрость.

Сюжет произведения раскрывается как бы с двух сторон: через картины природы и размышления лирического героя. Такой подход помог Пушкину отобразить неразрывную связь прошлого и будущего, единство природы и человека в бесконечном круговороте времени.

Для своей элегии поэт избрал простой, но торжественный пятистопный ямб без рифм. Их отсутствие выводит на первый план интонацию. В стихотворении много психологических пауз и дефисов. Основное смысловое слово всегда стоит в конце строки. Такая ритмика создает эффект разговорной речи и размышлений. Есть также ощущение, что монолог в любой момент может прерваться. Поэт как бы подчеркивает бренность человеческой жизни, которая может в любой момент оборваться. Усиливают это ощущение многоточия.

Близость к разговорной речи потребовала от Пушкина экономно использовать выразительные средства. В произведении из 58 строк эпитетов немного, но они всегда кстати: «два года незаметных», «опальный домик», «холм лесистый», «нив златых», «неведомые воды», «унылый невод», «зеленая семья», «знакомый шорох». Автор легко и естественно перемежает разговорную лексику (сиживал, вечор) с книжной (под сенью, мрак, объемлет) и поэтическими штампами (младая, главу, златых, брегам).

В описании сосен важную роль играют сравнения и олицетворения – «угрюмый их товарищ, как старый холостяк». В этом же эпизоде есть красивая аллитерация: «шумом шорох их вершин». Повторение шипящих воспроизводит и звук шаркающих старческих шагов при воспоминании о няне: «не слышу я шагов ее тяжелых».

При жизни Пушкина стихотворение «Вновь я посетил…» не печаталось. Оно было опубликовано в 1837 году в журнале «Современник» и быстро стало академическим. Размышления поэта о вечном круговороте времени созвучны всем поколениям.

Мир природы в лирике А. С. Пушкина для учеников 9–11 классов

Лирика Александра Сергеевича Пушкина очень разнообразна. Это был очень одаренный человек, одинаково талантливо писавший стихи и прозу. Он затрагивал в своем творчестве многие темы: любви, дружбы, свободы. Очень важна в поэзии Пушкина тема природы.

Пушкин очень любил русскую природу, ценил ее. Она вдохновляла поэта на создание новых прекрасных произведений.

Одним из ярких примеров таких произведений является стихотворение «Осень». Больше всех времен года поэт любил осень. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти. Пушкин же само увядание природы расценивает как могучее движение жизни.

Вначале поэт описывает разные времена года и объясняет, почему он их не любит, отчего они ему не подходят:

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены…

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты все душевные способности губя,

Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи…

Выбор поэта своеобразен. Ведь в основном люди любят как раз такие времена года, как весна или лето. Но лирическому герою эти сезоны не приносят никакого удовольствия. Он любит осень. Только в это время года он чувствует себя прекрасно. Ему близка прелесть увядания русской природы:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Пушкин нашел подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…». Окружающая природа влияет на творчество поэта. Именно осенью к нему приходит особое вдохновение.

Природа в творчестве Пушкина наделена глубоким философским смыслом. Вечные законы природы Пушкин рассматривает как глубочайшую мудрость мира. В стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкин описывает свои впечатления от посещения Михайловского. Там он провел в ссылке два года. Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени.

Стихотворение очень просто по своим образам и настроению. Пушкин перечисляет памятные места, факты своей жизни («Вот опальный домик…», «Вот холм лесистый…»), видит неумолимый бег времени: «… и много переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я…».

Пушкин чувствует мудрость этого «общего закона» — вечного обновления и торжества жизни. Он воплощается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.

Скромная природа стала могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Пушкин приветствует рождение новой «зеленой семьи». Поэту радостно думать о том, что он неотделим от природы. На душе у него хотя и печально, но светло. Поэтому он так открыто смотрит в будущее.

Таким образом, тема природы играет важную роль в творчестве Пушкина. Самому поэту важно осознавать себя неотъемлемой частью вечного движения бытия. Природа способна вдохновить поэта на творчество, подарить ему прекрасное самочувствие. С помощью окружающей среды Пушкин понимает мудрейшие законы вселенной: все движется, все изменяется, все рождается и умирает.

Анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» А. Пушкин

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Стихотворение А.С. Пушкина «На холмах Грузии…», без сомнений, можно отнести к романтико-философской лирике. Здесь поэт показывает, что жизнь движется по своим законам, так и любовь возникает, расцветает и исчезает. Поэт не видит в этом трагедии, он благодарен за то, что это прекрасное чувство хотя бы было в его жизни, потому что познать его дано не всем. Он не чувствует унынья, так как снова «сердце горит и любит — оттого, что не любить оно не может».

В первых двух строчках Пушкин показывает нам пейзаж, который смело можно назвать психологическим. Через описание природы поэт пытается передать состояние души человека, который сидит перед шумящей речкой Арагвой. Прочитав их, мы сразу понимаем, что чувствует человек, которого бросила, а, может быть, просто разлюбила любимая женщина. Во мне стали бороться два очень сильных и противоречивых чувства: грусть и легкость. Грусть из-за разбитого сердца и легкость из-за того, что поэт, по-видимому, страдал не так уж и долго, так как в его сердце снова прокралась любовь.

Темное ночное небо, усыпанное мелкими блестящими алмазами-звездами. Холмы, на которых «спит» луна. И, конечно, бурная речка, которая стекает с холмов. Нельзя упускать из внимания человека, который сидит на траве и смотрит на темные воды Арагвы. По-моему, все это должна сопровождать тихая, нежная, мелодичная, местами немного резкая музыка. В сочетании с бурной рекой, олицетворяющей порывы души всего живого, и безмятежностью ночного неба эта музыка подчеркнула бы состояние природы и человека.

Чтобы заострить внимание на конкретных моментах стихотворения, автор использует переменчивую рифму. Ударение в строфе в последнем слове падает, то на последний слог:

На холмах Грузии лежит ночная мгла´…

Мне грустно и легко; печаль моя светла´…

то не предпоследний:

Шумит Арагва предо мно´ю…

Печаль моя полна тобо´ю…

Для того, чтобы увеличить эстетическое воздействие на читателя, подчеркнуть выразительность языка, автор использует изобразительно-выразительные средства — тропы.

Для того, чтобы лучше передать чудесное выражение сильного и противоречивого чувства, Пушкин использует эпитеты («печаль светла»). Для того, чтобы показать, как природа гармонизирует со всем живым, эпитет «ночная мгла»: на душе у героя грусть, метонимию «сердце горит и любит».

Чтобы показать противоречивость чувств, царящих в душе главного персонажа, используются антонимы: «грусть» и «легкость». Помимо этого, именно эти слова можно назвать ключевыми для всего стихотворения, наравне со словами «сердце» и «любовь».

Также в стихотворении используется аллитерация, то есть повторение согласных звуков:

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою…

С помощью повторения звуков [г], [л], [лʾ], [м], я считаю, что автор пытается показать, как грустно и в то же время легко людям, которые хотя бы один раз познали любовь, даже не смотря на невзаимное ее проявление. А повторяя неоднократно [п], автор, видимо, пытается донести до нас переливную, легкую мелодию, которая идеально подойдет для данного стихотворения.

Пушкинская философия жизни проста и гармонична. Он верил в человека, в его духовную силу, способность преодолеть все и открыть воскресшую душу добру и красоте, а сердце — любви.

Анализ стихотворения «Анчар» Пушкина

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит — один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою,

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет — лишь вихорь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь уже тлетворный,

И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;

Принес — и ослабел и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседам в чуждые пределы.

Александр Пушкин по праву считается одним из выдающихся русских поэтов. Причем, его талант был по достоинству оценен еще при жизни автора, что в литературных кругах 19 века являлось редкостью. Однако у Пушкина было достаточно много врагов, и среди них – правящая элита царской России, к которой поэт также испытывал далеко не самые теплые чувства. Однако, наученный горьким опытом и не желающий вновь оказаться в изгнании, Александр Пушкин в своем творчестве более позднего периода воздержался от открытого обличения властей, завуалировав его тонкими аллегорическими образами.

Анчар — смертельно опасное дерево, сок которого с незапамятных времен использовался для смазывания наконечников стрел, которым восточные воины поражали врага. Возле ядовитого анчара ничего не растет, а звери стараются обходить стороной место, где расположено это дерево. Однако это не останавливает могущественного воина, желающего добыть сок анчара. Одним взглядом он направляет в гиблое место своего слугу, заранее зная, что ему суждено умереть. Но что значит жизнь раба, когда на карту поставлен успех военной операции?

Такое поведение характерно не только для восточных владык, но и для русских самодержцев. Однако обличать в открытую российского царя, для которого жизнь простого крестьянина или же солдата не стоит и гроша, Александр Пушкин все же не рискнул. В итоге стихотворение «Анчар», если не пытаться проводить параллель с действительностью, можно отнести к разряду красивой и мрачной былины. Тем не менее, черновые варианты этого произведения недвусмысленно свидетельствуют о том, что автор на самом деле имел ввиду, когда создавал это эпическое произведение, наполненное безысходностью, жестокостью и неотвратимостью происходящего.

Исследователи творчества поэта проводят еще одну параллель между стихотворением «Анчар» и политической ситуацией в России первой половины 19 века. По их мнению, грозный восточный правитель отождествляет собой не столько царя, сколько всю страну, которая готова рассылать «послушливые стрелы», отравленные ядом, в различные страны мира. Иными словами, Россия стремится развязывать войны, чтобы упрочить мировое господство. И при этом не намерена считаться с жизнями тысяч солдат, которых отправляет на верную гибель ради осуществления своих захватнических планов.

Однако если в черновом варианте «Анчара» поэт выражает надежду на то, что мгла отступит, и грозный восточный правитель все же потерпит поражение, то в окончательной версии предугадывать ход развития событий Пушкин предоставляет самим читателям. И дело не только в том, что автор не хочет в очередной раз дразнить цензуру, которая и без того весьма придирчиво относится к каждому его произведению.

Вероятно, Александр Пушкин осознает, что свергнуть самодержавие нынешнему поколению еще не под силу, и подобная идея нежизнеспособна хотя бы потому, что Россия еще не готова к столь кардинальным переменам. При этом любые попытки изменить ситуацию будут тут же пресекаться, а самым ярым патриотам и реформаторам страны предстоит пасть от стрел, отравленных соком анчара. А попросту – быть сосланными в Сибирь, невзирая на титулы, звания и благородное происхождение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *