Какие компетенции сформировались что этому способствовало

Анализ сформированности общих компетенций

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Анализ сформированных общих компетенций

Быть первым учителем – очень ответственно, ведь мы во многом моделируем судьбу каждого ребёнка: заметим искорку в его глазах, поможем, подтолкнём – и он в будущем найдёт свой путь в жизни; не увидим, пройдём мимо – и он незаметно, окольными путями будет брести по дороге жизни.

Для будущего педагога важны не только педагогические, но и общие компетенции.

В своей педагогической практике, я смогла понять сущность и социальную значимость своей будущей профессии, также стала проявлять к ней устойчивый интерес.

Во время учебной и производственной практики я научилась организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

За время прохождения практики я научилась осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ИКТ компетентность сегодня крайне необходима. Во время прохождения производственной практики мною использовались информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности: использование интернет- ресурсов при подготовке к урокам, презентации, видеофрагменты, аудиозаписи. Научилась общаться с детьми, учитывая их психологические и умственные способности.

Во время производственной практики научилась работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами, а также с администрацией школы сложились доброжелательные отношения. Благодаря этому адекватно воспринимаю критику.

За время учебной и производственной практики научилась ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

На практике пробных уроков я применяла современные образовательные технологии, которые с введением ФГОС меняются. Научилась осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Свою профессиональную деятельность я строила с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

На мой взгляд у меня сформировались общие компетенции и я готова к профессиональной деятельности.

Источник

К вопросу о формировании общих компетенций студентов в современных условиях в системе СПО.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

К вопросу о формировании общих компетенций студентов в современных условиях в системе СПО.

В последние десятилетия в соответствие с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года проводиться интенсивная модернизация системы образования.

Введение ФГОС существенно изменило требования к качеству образования, определило новые положения о компетенции выпускника учебного заведения, стало основой изменения результата подготовки специалиста. Новые образовательные стандарты определяют сформированные у выпускника общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС в соответствие с профессией. Перед российским образованием на данном этапе стоит задача по воспитанию россиян нового поколения успешных, компетентных, способных ставить и решать задачи, стремящихся к постоянному приращению своего профессионального потенциала.

Выпускник должен обладать не только профессиональными, но и общекультурными компетенциями, поскольку современный рынок труда требует специалиста с высоким уровнем профессиональной подготовки, обладающего психологической устойчивостью к нагрузкам, стрессовым ситуациям, способностью ориентироваться в постоянно изменяющейся обстановке, работать в команде, мобилизоваться, перестраиваться, принимать самостоятельные решения, вести переговоры и т.п.

Совокупность требований, предъявляемых к личности выпускника, заключенных в общекультурных компетенциях, свидетельствует о значительном усилении личностной направленности современного образования.

В соответствии с ФГОС под результатом образования понимаются совокупность наборов компетенций: общекультурных и профессиональных, которые и выражают сам результат всего образовательного процесса, т.е. что именно выпускник должен знать, понимать, делать после освоения им основной профессионально образовательной программы.

В данном случае цель передачи знаний, умений и навыков от преподавателя студенту смешается на формирование у обучающегося способности успешно взаимодействовать, основываясь на практическом опыте, знаниях, умениях и навыках при решении профессиональных задач и способности применять данный опыт, знания, умения и навыки при решении задач более широкого круга.

Если ранее российское профессиональное образование находясь на позициях гносеологического подхода основной образовательной задачей считало передачу студентам прочных систематических знаний, то в настоящее время на первый план выступает формирование у студента компетенций.

Таким образом, роль знаний из приоритетной цели образования переформировалось в средство развития личности студента, т.е. учебным заведениям следует в своей деятельности ориентироваться на приобретение студентами востребованных компетенций, позволяющих успешно реализовываться в профессиональной сфере, самостоятельно приобретать и применять знания, умения, навыки и личностные качества в своей профессиональной деятельности.

В психолого-педагогической литературе понятие «компетенция» и «компетентность» широко освещены в работах Н.Хомского, Р. Уайта, Дж.Равенна, Т. Хоффманна и др. Данной проблемой по отношению к различным видам деятельности занимались И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Н.С. Сахарова и др.

Отталкиваясь от этимологии данного понятия, обобщая различные подходы к его пониманию Н.С. Сахарова определяет междисциплинарную категориальную суть «компетенции», а также отмечает, что компетенция — это комплекс взаимообусловленных аспектов деятельности, связанных с аккумуляцией знаний, определяющих дополнительную альтернативную область составляющих профессиональное ядро специалиста, витальные и социальные ценности, развитие коммуникативно-прагматических качеств личности.

Актуализация компетентности происходит в процессе накопления человеком опыта деятельности. Таким образом, компетенция есть личное свойство человека, потенциальная способность индивида справляться с различными задачами, формирующаяся в деятельности и интегрирующая ценностно-смысловое отношение к ней.

Таким образом, следует понимать, что формируемые в процессе обучения компетенции являются системным феноменом, затрагивающим многие аспекты личности обучающегося. Сам процесс формирования компетенции не соотносится напрямую с освоением какой –то группы дисциплин, прохождением практик и самостоятельных работ. Компетенция вырабатывается совокупно в ходе всех форм учебной работы обучающегося.

В соответствие с ФГОС компетенции делятся на общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-прикладные.

В методической литературе существуют различные определения ОК.

Общие компетенции (ОК) – это совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Общая компетенция понимается как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности [3].

Профессиональные компетенции (ПК) – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности [1].

Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по всем специальностям представлены общими и профессиональными компетенциями в ФГОС. При этом общая компетенция (ОК) понимается как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности. Общие компетенции характеризуют уровень квалификации выпускников в соответствии с Национальной рамкой квалификаций Российской Федерации по таким критериям, как широта полномочий и ответственности. ОК во многом определяют эффективность и качество сформированности профессиональных компетенций.

Особенностями общих компетенций в рамках ФГОС СПО по специальностям являются: наличие их инвариантного перечня для всех специальностей СПО, включающего десять компетенций; отличие формулировок некоторых общих компетенций из инвариантного перечня в укрупнённых группах специальностей: педагогика и образование, медицина, культура и искусство и др.; наличие дополнительных компетенций по некоторым укрупнённым группам специальностей, отражающих специфику подготовки.

Инвариантный перечень общих компетенций представлен следующими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК формируются в процессе учебной и внеучебной деятельности при изучении комплекса учебных дисциплин и профессиональных модулей.

Следует отметить, что приоритетным средством их формирования является способ деятельности и степень форсированности ОК является результатом освоения, обучающимся целостной учебно-воспитательной программы. В данной связи возникает актуальный вопрос о выборе методов формирования и контроля ОК для эффективной организации учебной деятельности, который в виду своей многогранности и недостаточной освещенности в учебно-методической литературе вызывает ряд затруднений у учебных заведений.

В связи Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 №273-ФЗ отменена система вступительных экзаменов в системе СПО, что, на наш взгляд привело к значительным затруднениям в организации образовательного процесса. Данный факт не позволяет на этапе приема в образовательную организацию объективно оценить уровень подготовки и интеллектуального развития абитуриентов. Что в свою очередь делает затруднительным формирование групп по профессиональной направленности, разработку ОПОП и психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Т.к. достоверные данные о поступивших в учебное заведение могут быть получены только в результате входной психолого-педагогической диагностики и мониторинга по общеобразовательным дисциплинам.

Общие компетенции базируются на личностных и метапредметных результатах обучения в общеобразовательной школе, уровень которых у выпускников школы очень разный. Поэтому отбор методов зависит, прежде всего, от предшествующего опыта обучающихся, который выявляется посредством диагностики на начальном этапе обучения в учреждении среднего профессионального образования.

Современная методология педагогики, конечно, предлагает решения: стажировки, курсы повышения квалификации, наконец — самообразование.

Но остается актуальным вопрос: Каким же образом происходит оценка качества подготовки выпускников в системе СПО? В настоящее время практика показывает, что она осуществляется в двух направлениях: оценка уровня усвоения дисциплин и оценка компетенций.

Если вопрос профессиональных компетенций достаточно освещен в методической литературе и процесс формирования и оценки уровня форсированности ПК в системе СПО в определённой степени не представляет затруднений. Учебному заведению следует привести в соответствие ОПОП требованиям ФГОС СПО и профессиональным стандартам по профессии, разработать учебные планы, в которых прописать процесс формирования и оценки форсированности ПК. Разработаны целые комплексы методических рекомендаций по формированию ОПОП, фондов оценочных средств и т.п. Проблема в том, что все это касается компетенций ПК.

Оценка ОК нигде не локализована, распределена неравномерно. Чтобы отследить уровень форсированности ОК необходим длительный мониторинг динамики личных достижений студента на протяжении всего периода обучения в Учебном заведении, а процесс формирования самих ОК должен, по всей вероятности, носить поэтапный и системный характер.

Олейникова О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.Н. Коновалова, Е.В. Сартакова. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2010. 256 с.

Приказ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912 право и организация социального обеспечения». 13.07.2010 г. N 770. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения // http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m770.html.

Словарь-справочник современного российского профессионального образования / авторы-составители: Блинов И.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. – Выпуск 1. – М.: – ФИРО, 2010. 19 с.

Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С.34 – 42.

Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. / науч. ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64; № 5 – С. 55–61.

Источник

Формирование общих и профессиональных компетенций как условие повышения качества СПО

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Формирование общих и профессиональных компетенций как условие повышения качества СПО

ГБПОУ ЛО «Тихвинский медицинский колледж»

Модернизация образования в учреждениях, осуществляющих профессиональное обучение и профессиональную подготовку в настоящее время, связана с реализацией компетентностного подхода. Компетентностный подход ориентирован на такой результат образования, в качестве которого рассматривается не только усвоенная информация, а способность выпускника действовать в различных профессиональных и жизненных ситуациях.

Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению.

Необходимо различать компетенцию и умение. Умение – это действие в специфической ситуации, компетенция – это характеристика, которую можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями. Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция – это то, что порождает умение, действие.

«Компетенция = Знания + Опыт + Поведение».

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от преподавателя к студенту приоритетной целью профессионального образования становится формирование у студентов способности успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач профессионального рода деятельности (ПК) и способности применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, а также, в определенной широкой области (ОК). Совокупность требований к личности студента, заключенных в ОК, говорит об усилении личностной направленности образовательного процесса.

Введение образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС СПО) ставит перед образовательными учреждениями СПО ряд проблем по выполнению их требований, среди которых мы выделяем проблему выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций в учреждениях СПО.

Процесс обучения, основанный на компетенциях, должен быть в высшей степени мобильным, не формализованным, а реализация его в виде модульных программ станет наиболее эффективной.

Компетенция формируется в результате осознанной деятельности и не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации. Приобретение компетенций зависит от активности обучаемых.

Для того, чтобы формируемые компетенции стали личностно значимыми необходимо познание студентом самого себя как целостного существа, своих физических, душевных и духовных возможностей, тех особенностей, которые отличают его от других людей, делают неповторимой индивидуальностью, и тех качеств, которые объединяют его с другими людьми, делают частью целостного мира. Одним из способов самопознания является рефлексия. Рефлексия предполагает умение сосредоточиться на содержании своих мыслей и переживаний, абстрагируясь от всего внешнего, телесного. В качестве результата рефлексии выступает внутренний опыт человека. Выраженный в вербальной или эмоционально-образной форме он способствует закреплению формируемых компетенций.

Формирование компетенций – это системный эффект, который не может быть обеспечен отдельным мероприятием. Каждая компетенция формируется не отдельной дисциплиной, модулем или практикой, но большой их совокупностью, а также образовательной средой в целом.

Внедрение компетентностного подхода в педагогическую практику требует изменения содержания и методов обучения, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть студенты к окончанию образования. При формировании у студентов компетенций традиционные средства в арсенале преподавателя (учебники, наглядные пособия, дидактический материал и прочее) должны быть дополнены современным инструментарием, так, например, тренингами, формами проектного и проблемного обучения, т.е. смещение акцента с односторонней активности преподавателя на самостоятельное учение, ответственность и активность самих студентов.

В образовательном процессе ОК и ПК могут быть приобретены студентами, если создаются следующие условия:

Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство.

Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности студента за результаты своей деятельности.

Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели.

Разработка системы оценивания уровня сформированности той или иной компетенции.

Демонстрация педагогом своего собственного компетентного поведения.

Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сфера.

Что же должно измениться в деятельности преподавателя и студента?

На наш взгляд, многие изменения в деятельности преподавателя на современном этапе связаны с переориентацией его работы на развитие мотивации обучающегося

При организации занятий изменился сам характера взаимоотношений между преподавателем и студентом. Преподаватель должен положить в основу своей педагогической деятельности основные аспекты «тьюторства», «наставничества», выполняя функции координатора и партнера:

Стараться увлечь студентов проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов.

Проявлять терпимость к ошибкам студентов, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагать свою помощь или направлять к нужным источникам информации только в тех случаях, когда обучающийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска.

Стараться избегать директивных правил, которые мешают обучающимся приобретать определенные виды опыта или заставляют их скрывать удовлетворение, получаемое ими от профессиональной деятельности.

Переходим к методам обучения, используемым преподавателями при формировании компетенций. Основной из простых форм активизации и вовлечения студентов в учебный процесс по-прежнему остается лекция. Она позволяет привлекать внимание к наиболее важным вопросам темы, учитывать особенности аудитории, привлекать коллективный опыт и знания. Чередование различных видов лекционных занятий (лекция – беседа, лекция – мозговая атака, лекция – дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций) и других неимитационных методов (групповых консультаций, конференций, выступление в роли преподавателя, самостоятельная работа над лекционным материалом, подготовка докладов, рефератов, тестирование, анкетирование, «круглый стол») повышает качество усвоения студентами учебного материала, способствует формированию компетенций. Групповое обсуждение и решение проблем помогает всем участникам высказать свою позицию, учит умению строить диалог, отстаивать свою точку зрения и одновременно прислушиваться, считаться с мнением окружающих, развивает навыки групповой работы, совместного принятия решения, дает возможность проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне.

В своей работе стараюсь используются игровые методы обучения.(например тема » Помощь пациенту в каждом периоде лихорадки», «Методы простейшей физиотерапии и др) Ролевые игры выполняют преимущественно профессионально направленную функцию. В сюжетно-ролевых играх изображаются события и ситуации, возникающие в процессе профессиональной деятельности. Игры способствуют формированию профессионально значимых качеств и компетенций у будущих медицинских работников. Деловая игра – это одна из форм организации эффективного и продуктивного обучения. Она помогает искать решения реальных жизненно и профессионально значимых проблем. Деловые игры используются для развития творческого мышления, способности оценивать происходящие события, для формирования у студентов умений решать проблемы, возникающие в процессе практической деятельности.

Очень важным моментом при формировании компетенций является решение ситуационных задач. Ситуационные задачи носят тренирующий характер, способствуют отработке, умений и приемов работы, применяемых для выполнения конкретных функций будущего медицинского работника, ведут к развитию профессионального мышления.

Все перечисленные и неимитационные, и имитационные методы очень эффективны при формировании компетенций студентов. Но о чень важно правильно оценить и уровень их сформированности. Четкой системы оценивания уровня сформированности той или иной компетенции еще не существует. Система оценивания должна:

быть преемственной к существующей;

На занятиях по дисциплинам и профессиональному модулю, изучаемым в этом

учебном году, преподаватели стремятся предложить различные варианты разноуровневых заданий, которые могут быть различными по сложности и видам деятельности. При этом, обучающийся сам выбирает и сложность, и вид деятельности.

содержать открытые для всех субъектов образовательного процесса критерии, по которым оценивается уровень достижений студентов;

фиксировать и доводить до сведения студентов начальный уровень развития того или иного умения.

Возможными способами оценивания уровня сформированности компетентности могут быть:

метод решения ситуационных задач;

портфолио (оценка собственных достижений);

метод развивающейся кооперации (групповое решение задач с распределением ролей);

проектный метод (научные, учебные проекты);

деловая игра (приближение к реальной ситуации).

Эффективными по-прежнему остаются тестовые задания. Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.

Компетентностный подход ориентирован на создание условий для формирования комплекса компетенций у выпускника, означающих потенциал, способствующий выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях многофакторного и социального пространства.

В результате компетентностного подхода специалист «на выходе» не только соответствует определенным рыночным ожиданиям, но и может быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и демонстрировать высокую эффективность в работе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *