Какие литературные течения объединял модернизм что было основой для такого
Литературные течения поэзии русского модернизма
Вы будете перенаправлены на Автор24
Модернизм – это направление в искусстве и литературе конца 19 – начала 20 века. Для модернизма характерен отказа от классических стандартов и поиск новых литературных форм, нового стиля.
Существует несколько течений модернизма:
Символизм
Самым первым и наиболее значительным из течений модернизма в России является символизм. В символизме принято рассматривать два главных этапа. Первый этап – 1890-е годы. Поэтов этого этапа называли старшими символистами.
В 1900-е годы в символизме появились новые силы, которые обновили облик этого течения. Вторую волну символизма называют младосимволизмом.
Эстетика и философия символизма формировалась под воздействием различных учений. Это и учения древнегреческого философа Платона, и философские системы В. Соловьева и Ф. Ницше.
В понимании символистов творчество рассматривалось как созерцание тайных смыслов на подсознательно-созерцательном уровне, доступное лишь художнику. От художника-творца требуется необходима не только лишь чуткость, но и владение искусством намека. Ценность стихотворной речи по мнению символистов заключалась в утаенности смысла, недосказанности. А главным средством, которое должно передавать созерцаемые тайные смыслы, был символ.
Акмеизм
Как реакция на крайности символизма сформировалось новое модернистское течение – акмеизм. Акмеизм, который пришел на смену символизму, не имел философско-эстетической программы, разработанной детально. Реальный взгляд на вещи является основой акмеизма, в отличие от символизма, где определяющим фактором являлась сиюминутность бытия, какая-то тайна, покрытая ореолом мистики. Нечеткость символов и туманность, присущая символизму, в акмеизме сменялась точными словесными образами. Акмеисты считали, что слово должно приобрести свой изначальный смысл.
Наивысшей точкой в иерархии ценностей акмеистов является культура, которая тождественна общечеловеческой памяти. Отсюда и частые обращения акмеистов в сюжетам и образам из мифологии. Акмеисты, в отличии от символистов, ориентировавшихся на музыку, ориентировались на пространственные искусства – скульптуру, живопись, архитектуру. Такое тяготение к трехмерному миру выражается в увлечении акмеистами предметностью.
Готовые работы на аналогичную тему
Главной отличительной чертой представителей акмеизма является их организационная сплоченность.
Это было не столько организованное течение с общей платформой, сколько группа талантливых поэтов, объединенных личной дружбой. Это отличает акмеистов от символистов и футуристов.
Наиболее активными участниками течения акмеизма являются А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Нарбут, С. Городецкий, М. Зенкевич.
В качестве литературного течения акмеизм просуществовал примерно два года. В 1914 году произошел раскол в обществе акмеистов и «Цех поэтов», как себя называли акмеисты, был закрыт.
Главными принципами акмеизма являются:
Футуризм
В 1910-начале 1920-х годов сформировалось авангардистское движение футуризма.
Футуризм, в отличие от акмеизма, возник не в России – родиной этого движения была Италия.
Течение футуризма претендовало на построение искусства будущего и выступало под лозунгом нигилистического отрицания всего художественного опыта, сформированного ранее.
Футуристы выступали за разрушение условностей и форм искусства ради слияния его с жизненным процессом 20 века, носившем ускоренный характер.
Для данного течения характерно преклонение перед скоростью, силой, движением, действием и агрессией.
Футуристы презирали слабых и возвеличивали себя. В футуризме происходило утверждение приоритета силы, упоение разрушением и войной. Общественно – политическая ситуация, сложившаяся в России, стала благодатной почвой для развития футуризма. Как и любое другое авангардное явление, футуризм требовал повышенного внимания к себе, равнодушие было совершенно неприемлемым. Для существования и развития футуризму требовалась атмосфера литературного скандала. Крайности, преднамеренно показываемые футуристами в своем поведении, вызывали ярко выраженный протест публики и агрессивное неприятие его, что только и требовалось футуристам.
Стратегия привлечения внимания к себе при помощи скандалов успешно срабатывала и в материальных целях. 1912-1916 годы являются периодом наивысшего расцвета авангарда, в этот период проводится огромное количество выставок, диспутов, спектаклей, поэтических чтений. Поэтому часто в прессе футуристов обвиняют в корыстолюбии.
Но все же русский футуризм в своей основе был преимущественно поэтическим течением. Главной темой в манифестах футуристов была реформа слова, поэзии и культуры в целом. А в скандальных лозунгах, бунтарстве футуристов было больше эмоций эстетических, нежели революционных.
Имажинизм
На основе литературной практики футуризма в первые годы после революции в России возникло новое литературно-художественное течение – имажинизм. Это была последняя нашумевшая школа в поэзии 20 века. несмотря на то, что направление имажинизма было создано через два года после революции, по своему содержанию оно не имеет ничего общего с революцией.
К первым поэтам-имажинистам относятся С. Есенин, А. Мариенгоф, В. Шершневич.
Основным принципом поэзии имажинисты рассматривали «образ как таковой». Это было слово-метафора, имевшее одно определенное значение. По большой части, в приемах имажинистов не было ничего нового, новым было лишь упорство, с которым они выдвигали на первый план образ и сводили к нему форму и содержание поэзии.
За пять лет активной деятельности имажинисты сумели завоевать громкую славу, хоть и скандальную. Акции имажинистов зачастую не вписывались в рамки общепринятых норм поведения.
Основными признаками имажинизма являются:
Что сближает разные течения модернизма? Модернизм в литературе 20 века
Что такое модернизм?
Характерные черты модернизма
Период модернизма не только в искусстве (хотя в этой области он проявлялся, пожалуй, ярче всего), но и в философии, и науке, определяется резким разрывом с предыдущими концепциями и опытом, характеризуется желанием опровергнуть устаревшие начала и установить актуальные, появлением новых выразительных художественных форм, которые отличались общностью и схематичностью. Иногда поиск форм выражения субъективного взгляда на реальность был самоцелью в ущерб идейной ценности и эстетики произведения. Все эти особенности модернизма вызывали его негативное восприятие в буржуазном обществе. Ценности его эти течения ставили под сомнение. Буржуазные настроения находили свои отражения в первую очередь в реализме, а модернизм и реализм – прямо противоположные течения. Отрицание традиций культуры, начиная с античности, заканчивая реализмом, принято обозначать как авангардизм (от французского «передовой отряд»), но это понятие относится уже к 20 веку. Впрочем, соотношение понятий модернизма и авангардизма до сих пор нечетко, они воспринимаются то как взаимозаменяемые, то как полностью противоположные.
Культура модернизма
Модернизм, в сущности, был выражением всех внутренних несостыковок и противоречий, существующих в буржуазном обществе. Это произошло как под влиянием развития науки и техники, так и под влиянием мировых социально-политических катастроф. Конфликты и разлад в обществе, безусловно, оказали влияние на изменение психологии людей начала 20 века, так же, как и появление технических новинок и коммуникативных средств.
Культурное и социальное расслоение повлекло за собой возникновение двух субкультур – элитарной и массовой, разделение на которые присутствует в обществе и до сих пор. В этот же период возникло понятие китча, тесно связанное с массовой культурой.
Не касаясь пока что искусства и литературы, можно сказать о модернизме в философии, где он соприкасается главным образом с так называемой философией жизни, а также экзистенциализмом.
В культуре модернизма нашел свое отражение так называемый закат Европы, но суть этого течения не только в изображении культурного и духовного кризиса, но и в непрестанном поиске путей выхода из него. И если говорить о том, что сближает разные течения модернизма, то это в первую очередь то, что все они дают многочисленные разнообразные варианты выхода.
Модернизм в искусстве
Для обозначения модернизма в искусстве обычно используют термин «модерн». Оно начинает изменяться качественно: если раньше авторы изображали в основном скопированную реальность, то с конца девятнадцатого века на полотнах они передают собственный взгляд на эту реальность, свои эмоции и чувства по отношению к ней, стремясь тем самым изобразить настоящую реальность, скрывающуюся за внешней оболочкой.
С конца 19 века возникает огромное количество разнообразных стилей, для общего обозначения которых используется термин «модернизм». Такое резкое появление новых стилевых течений может быть связано с тем, что жизнь в этот период начинает меняться крайне быстро, все постоянно изменяется, и вместе с развитием науки, общественных взаимоотношений, политики возникают, исчезают и видоизменяются различные стили в искусстве и архитектуре. Возникают идеи «искусства для искусства», «искусства для себя», и одновременно с этим искусство становится средством для препарирования окружающей реальности и преодоления ее противоречий.
Среди наиболее значительных и заметных можно назвать импрессионизм, постимпрессионизм, кубизм, фовизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм и абстрактное искусство. Для всех этих жанров характерен разрыв с изображением объективной реальности, крайне субъективный взгляд, элитарность и отказ от художественного наследия предыдущих эпох – классицизма и реализма. Последнее не всегда означает только полный разрыв с ранним художественным опытом, но также и стремление выразить эстетические идеалы в более качественном виде.
Новые стили возникали в разные временные отрезки и в разных странах, зачастую у художников, работающих в модернистских стилях. Что сближает разные течения модернизма, если они были настолько отличны друг от друга? В сущности, часто их не объединяло ничего, кроме следования антиреалистическим тенденциям и стремления выразить свое видение мира.
Модернизм в литературе
Как направление в литературе модернизм складывается накануне Первой мировой войны и достигает расцвета в 20-е годы XX века. Так же, как и в искусстве, модернизм представляет собой интернациональное течение, представленное различными школами – экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм и др.
Основными целями литературы направления модернизма, которая пришла, чтобы заменить собою классический роман, были следующие: максимально раскрыть индивидуальное восприятие мира человеком, проникнуть в глубины его подсознания, изучить работу памяти. Проблемы социального характера, которые были так важны для литературы предыдущих эпох, уже не играют для модернистов столь большой роли, акцент делается на моральные, экзистенциальные вопросы. В частности, большое внимание модернисты уделяли тематике военных конфликтов и так называемого потерянного поколения. В литературе демонстрируется ощущение оторванности человека от реальности и возникающее от этого чувство абсурдности индивидуального и всеобщего существования, что особенно было характерно для экзистенциалистов.
Основателями модернистского течения в литературе, разработавшими новые приемы работы со словом, считают трех писателей – Д. Джойса, Ф. Кафку и М. Пруста. Сильное влияние на литературу модернизма оказали философ Ф. Ницше, концепции З. Фрейда и К. Юнга.
Литература модернизма состоит из многочисленных разнообразных группировок, объединенных между собой стремлением не описать окружающую реальность, но самовыразиться, что в конечном счете помогло направить фокус общественного внимание на индивидуальность каждого человека и оказало значительное влияние на изменение психологии общества.
Русский модернизм
Интересным явлением предстает модернизм в России. Здесь он был представлен в первую очередь в литературе и имеет ряд особенностей. В частности, как и все модернистские течения, имел интерес к древним мифологическим образам, но в русском варианте модернизма это отразилось особенно ярко, в нем появился четкий ориентир на мифологию и фольклор. Русский модернизм был присущ той части интеллигенции, которая была наиболее европеизирована. Точно так же, как и западный, модернизм в России был в определенной степени пронизан настроениями декаданса, что в особенности касается одного из наиболее крупных течений – символизма. И модернизм во всем мире был представлен приверженцами грядущей духовной революции.
Модернизм в русской литературе
Символизм
Как направление в литературе символизм появился в конце 19 века во Франции. Поэзия становится индивидуальной, она закрепляет мгновенные впечатления, стремится стать максимально чувственной и выразительной.
Акмеизм
Это явление возникло как противовес символизму, основываясь на идеях о четкости и ясности взгляда на действительность и соответствующем ее изображении. Слово, по их мнению, не должно быть многозначным, ему следует носить изначальный смысл, стиль должен быть лаконичным, сдержанным и выразительным, структура произведения – строгая и отточенная. Начало существования акмеизма связывают с возникновением «Цеха поэтов», руководителями которого были поэты Гумилев и Городецкий. В этом течении возникает перекличка с литературными традициями Золотого века русской поэзии. Среди других представителей модернизма можно назвать А. Ахматову, О. Мандельштама, М. Кузмина.
Футуризм
Представители этого наиболее авангардного из течений стремились создать искусство, которое коренным образом изменило бы окружающую действительность. Они отличались не только использованием экспериментальных форм творчества, смелого поэтического строя и языка, но зачастую и тем, что совершали эпатажные поступки и вели необычный образ жизни. Футуризм разделялся на несколько подгрупп: эгофутуризм, кубофутуризм, «Центрифугу» и включал в себя таких знаменитых поэтов, как В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк и многих других. Временем появления этого модернистского (и даже больше, авангардистского) течения считают 1910 год, когда был напечатан первый сборник футуристической поэзии «Садок судей».
Модернизм в русской живописи
Модернизм значительно проявил себя не только в русский литературе, но и в живописи. Среди представителей модернизма в этом виде искусства стоит вспомнить в первую очередь М. Врубеля, И. Билибина, А. Бенуа, В. Васнецова – список можно продолжать бесконечно, особенно если вспомнить других художников, которые так или иначе обращались к модерну в разные временные периоды. Их творчество одновременно обнаруживало в себе сходство с теми поисками, которые примерно в это же время происходили в Европе, но и заметно отличалось от них. Для них свойственна определенная условная декоративность, четкие и скульптурные лица и фигуры персонажей на первом плане, орнаментальность и масштабных плоскостей цветов. Все эти характерные черты придавали живописным полотнам большую выразительность и трагичность. Основными темами, к которым обращались художники, были темы смерти, скорби, сна, легенды, эротики. Кроме того, в живописи появилась определенная ценность символики цветов и линий.
Общее в модернистских направлениях
Итак, в финале можно сказать, что разные течения модернизма сближает то, что все они противопоставляют себя реализму и ценностям, которые реализм отражал. Модернистские произведения вне зависимости от направления в искусстве были своеобразными экспериментами, действительно новым, неожиданным и необычным явлением в культуре конца девятнадцатого века, постоянно находящимся в поиске. Модернизм и его стилевые течения стремились стать стилем в отличие от других стилей, возникавших естественным и органичным образом в мировой культуре, в сущности, независимо от желания творцов. Возможно, причиной столь недолгого существования этого течения было то, что в нем ставился слишком сильный акцент на индивидуализм.
Образовательный сайт
Новая поэзия, возникшая в эпоху модернизма, предрекла появление разнообразных стилей и направлений. Они были очень разнородны, но имели единую цель.
1. Что сближает разные течения модернизма?
Практически каждый последователь модернизма, вне зависимости от выбранного течения (акмеизм, символизм, футуризм), стремился преобразить существующую реальность. Поэты и писатели страстно желали постичь новый, неведомый им уровень чувствования, мироощущения.
Все модернисты искали пути решения существующих проблем (политики, общества, личности) в преобразовании культуры, в ее перерождении. Именно искусство преображает сознание человека, считали они.
Как говорил Гумилев (акмеизм) цель искусства – «облагородить людскую природу».
2. Что отличает модернизм от реализма?
Отличия модернизма и реализма:
Именно новые веяния реализма предвосхитили развитие модерна. Они представляли собой «одухотворенный реализм» (тайна человеческой души, природы и жизни).
3. Каковы взгляды на символизм Д. Мережковского, К. Бальмонта, В. Брюсова?
Мережковский
Видел неразрешимые духовные противоречия времени. Чтобы их изжить, было предсказано обращение к идеальной культуре. Необходимо было открыть «божественную сущность мира».
Создать эту культуру Мережковский хотел с помощью символов. Он выделил три элемента, которые должны присутствовать в новейшей поэзии:
Бальмонт
Хотел, чтобы поэзия выражала чувства и мысли более утонченно. Художественное творчество, по его мнению, должно угадать новые сочетания красок, мыслей и звуков. Поэтому поэтический мир Бальмонта был таким подвижным и утонченным.
Брюсов
Искусство он называл откровением, которое позволяет постигать мир нерассудочными путями. Научным открытиям он противопоставлял интуитивное прозрение. Согласно взгляду Брюсова на символизм, он является литературной школой.
Новая поэзия модернизма стала откровением для современников.
4. Что представляла собой акмеистическая группа?
Акмеистическая группа – это объединение поэтов, просуществовавшее почти 2 года. В нее вошли:
Акмеистическая группа была тесно связана с «Цехом поэтов», возникшим незадолго до ее появления. Участники обоих объединений не отказывались от прозрений неведомого.
5. Каковы взгляды Н. Гумилева на это новое течение?
Гумилев утверждал, что акмеистам следует угадывать каждый следующий момент своего духовного развития и преображения мира в целом. Он провозгласил ценность каждого явления. Поэт утверждал, что каждому необходим «твердый и ясный взгляд на жизнь» (адамизм).
Новое течение она назвал акмеизмом (с греч. – высшая степень чего-либо, период цветения).
*6. Как проявились традиции русской литературной классики в творчестве символистов, акмеистов
Символисты
Символистам отечественная классика дала понимание человека и своей родины с ее культурой:
Символисты нашли для себя путеводную звезду в религиозно-философских откровениях классиков.
Акмеисты
Пушкин покорил акмеистов «властью над временем и пространством» и открытием сочных земных красок.
Баратынский привлекал внимание верой в искусство, способной сохранить индивидуально пережитое для потомков.
Тютчев, по мнению Мандельштама, мог заставлять звучать «голос материи» членораздельной речью.
Анненский был предтечей акмеистов. Он мог искусно преобразовывать пережитые им впечатления от несовершенной жизни в художественные образы новой поэзии.
7. Каковы причины возникновения футуризма?
В начале 20 века городская жизнь становилась все насыщеннее и интенсивнее. Как утверждали футуристы, близился «день рождения нового человека». Нервная городская обстановка действовала на каждого человека, поэтому стало необходимым обогатить словарь новыми словами – неологизмами. Именно они стали формой выражения переживаний футуристов.
*8. Как толковал позиции футуристов В. Маяковский?
Позиции футуристов, с точки зрения Маяковского:
Маяковский (футуризм) был ярым реформатором.
1. Выпишите и прокомментируйте по статье Д. Мережковского «О причинах…, Н. Гумилева «Наследие…
Модернизм как литературное направление в русской литературе
Понятие модернизма в русской литературе
Модернизм — это направление в искусстве, возникшее на стыке XIX-XX веков и оказавшее серьезное влияние на все его виды: живопись, скульптуру, музыку, литературу и т.п.
На русскую литературу модернизм оказал огромное влияние. В рамках модернизма в России родилось несколько уникальных литературных течений и появились авторы мирового масштаба.
Главной чертой этого литературного направления стала кардинальная смена картины мира: авторы отказались от классического восприятия действительности, готовых концепций и абсолютной истины. В сознание прочно проникает идея об относительности всего сущего.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Исчезает привычная до этих пор линейность повествования. Ее сменяют хаотичные и обрывочные части сюжета. Повествование может идти от лица двух и более персонажей одновременно, причем каждый из них имеет свою точку зрения на происходящие события, и часто эти взгляды противоположны друг другу.
Период в истории
Об окончании периода модернизма в мировой истории нет единой точки зрения. Одни исследователи считают, что он продлился до 30-х—50-х XX века, другие убеждены, что концом периода нужно считать 80-е годы XX века, когда появился постмодернизм.
Что касается русской литературы, окончанием модернизма следует считать 30-е годы XX века, когда с установлением крепкой советской власти в стране, господствующим литературным течением становится социалистический реализм.
Характерные черты направления
Основными признаками постмодернизма являются:
Основные течения
Так как в основе теории модернизма лежит признание творческой индивидуальности художника и выражение этой творческой составляющей любым способом, неудивительно, что в русле модернизма образовалось несколько литературных течений, существовавших в одно и то же время и остро полемизировавших между собой. Рассмотрим те из них, которые получили широкую популярность в России.
Символизм
Символизм стал, пожалуй, самым популярным модернистским течением в России. Связано это, в первую очередь, с именами известных писателей, которые были приверженцами символизма. Это В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок. Каждый из них завоевал любовь читателей, делясь с ними представлениями о мире, человеческой душе и творчестве. Их творчество сильно неподдельными эмоциями и красивыми метафорами. Поэты-символисты хоть и придерживались одного литературного течения выделялись глубокой индивидуальностью своего творчества, обладали легко узнаваемым, особенным стилем.
Символизм возник в 1870-е годы во Франции. В Россию проник позже, в 1890-е годы. Просуществовал до 1920-х гг. Основой поэтики символистов стал символ, тонкий намек, недосказанность, мистицизм, создание новых мифов, музыкальный и легкий поэтический стиль.
В России внутри течения было деление на:
Основное отличие старших от младших заключалось в их философских взглядах на жизнь и искусство.
Для старших символистов свойственны декадентские настроения:
Младосимволисты совершенно по-другому трактовали эти же философские понятия:
Акмеизм
Акмеизм развился в России в 1910-е годы в противовес символизму.
Главной задачей акмеизма поэты видели отказ от символических идей в поэтическом творчестве, выступали за возвращение точных значений слов в поэзию. Акмеисты считали основной целью искусства облагораживание человека и видели в культуре наивысшую ценность. Они выступали за ясность и точность художественных образов.
В произведениях акмеистов прослеживаются:
Главные представители течения основатели — это основатели творческого объединения «Цех поэтов» Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий.
Футуризм
Отличительными чертами футуризма стали:
Датой формирования русского футуризма считается 1910 год, когда вышел первый сборник произведений футуристов «Садок Судей». Его создали Д. Бурлюк, В. Каменский, и В. Хлебников.
Футуризм в России был разделен на несколько группировок, которые активно полемизировали между собой, не соглашаясь в основополагающих вещах:
Имажинизм
Имажинизм появился в России в конце 1910 года. Течение постулировало подчинение содержания художественной форме. Другой его особенностью стало частое использование метафор, сравнений непохожих между собой явлений, предметов и понятий.
В 1918 году была сформирована поэтическая группа «Орден имажинистов», в которую вошли С. Есенин, А. Мариенгоф и В. Шершневич.
Расцветом имажинизма считается 1919 год, угасанием — 1925. Течение хоть и недолго, но было весьма популярно. Его представители провели огромное количество творческих вечеров, выпустили персональные и коллективные сборники стихотворений, в которых прослеживаются характерные для имажинистов эпатаж и анархические мотивы.
Экспрессионизм
Экспрессионистское литературное течение появилось в 1910-1920-е годы в Германии. Главными его чертами стали использование темы гибели человека, тяготение писателей-экспрессионистов к абстракции; активное использование ими в своих произведениях такого приема, как фантастический гротеск.
В России экспрессионизм не был так популярен, как другие течения футуризма. Приверженность некоторых авторов идеям экспрессионизма не переросла в отдельное течение или литературную школу. Тем не менее его черты легко прослеживаются в творчестве многих русских авторов:
Сюрреализм
Сюрреализм — еще одно модернистское течение, которое возникло во Франции в 1920-е годы. На его теорию существенным образом повлиял фрейдизм. Авторы-сюрреалисты ставили своей целью освободить литературу от любых условностей.
Точно так же, как и экспрессионизм, сюрреализм не стал отдельным течением в русской литературе, однако его признаки можно видеть в творчестве нескольких авторов. Например:
Представители и произведения модернизма
Период модернизма в истории русской литературы называют «Серебряным веком», тем самым отдавая должное мощной плеяде авторов, творивших в эту эпоху.
Ахматова
Яркой звездой на поэтическом небосклоне стала Анна Ахматова, на долю которой выпала нелегкая судьба.
Анна Андреевна Ахматова вошла в историю литературы как поэтесса, литературовед, переводчик и номинантка на Нобелевскую премию 1965 и 1966 годов.
Судьбу этой красивой и талантливой женщины нельзя назвать легкой. В 1921 году был расстрелян ее первый муж Николай Гумилев, их единственный сын Лев Гумилев провел в период с 1930-го по 1950-й годы более 10 лет в заключении. Сама Анна на протяжении всей жизни подвергалась преследованиям, цензуре и замалчиванию.
Помимо красивой и одухотворенной лирики Ахматовой наиболее известна ее автобиографическая поэма «Реквием», в которой поэтесса смогла передать горе и боль матерей и жен «врагов народа».
Несмотря на то, что произведения Ахматовой не публиковали на Родине еще в течение двух десятилетий после смерти поэтессы, ее имя уже при жизни было окружено славой и почитаемо истинными любителями поэзии как за границей, так и в СССР.
Цветаева
Марина Ивановна Цветаева — еще один бриллиант Серебряного века.
Родившись в 1892 году, она уже в 1910 году за собственные деньги публикует первый сборник стихов «Вечерний альбом». А уже в феврале 1912 года — второй сборник «Волшебный фонарь».
Во время Гражданской войны Цветаева пишет пьесы, поэмы и цикл стихов «Лебединый стан». В эмиграции, с 1922 по 1939 годы, она участвовала в издании парижского журнала «Версты», где были опубликованы ее известные поэмы: «Поэма Горы» и «С моря».
Стихи Цветаевой не получают должного признания за границей, зато успехом пользуется ее проза, которая и становится основой ее творчества в 1930-х годах: «Мой Пушкин», «Мать и музыка», «Дом у Старого Пимена», «Повесть о Сонечке», «Живое о живом», «Нездешний вечер», «Пленный дух» и др.
Те произведения, которые Марина Цветаева написала в эмиграции, не были опубликованы ни при ее жизни, ни в течение многих лет после ее смерти.
Маяковский
Владимир Владимирович Маяковский волей случая оказался поэтом. Он всерьез увлекался живописью и даже учился в профильном училище, где и состоялась знаковая для него встреча с организаторами кружка футуристов московской школы «Гилея». Маяковскому пришлись по вкусу идеи кубофутуристов, а те по достоинству оценили его литературный талант.
Основные этапы творчества В. Маяковского:
Кризис в творческой деятельности наложился на трудности в личной жизни и 14 апреля 1930 года поэт выстрелил себе в грудь, сведя счеты с жизнью.
После смерти Маяковского не печатали до тех пор, пока близкая подруга поэта Лиля Брик не написала личное письмо И. Сталину с просьбой не дать забыть произведения поэта. Сталин официально признал заслуги Маяковского в литературе пролетариата, после чего произведения поэта стали активно публиковать.
Мережковский
Дмитрий Сергеевич Мережковский — русский писатель, литературный критик, поэт, религиозный философ, историк, переводчик и общественный деятель. Считается одним из самых ярких представителей Серебряного века и одним из основателей символизма в России. Благодаря ему появился жанр историософского романа, он как критик предложил религиозно-философский подход к анализу литературы. Дмитрий Мережковский 10 раз был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
Его произведения — проза, литературно-критические и философские работы, биографии, поэзия вошли в золотой фонд европейской классики ХХ века. Каждое произведение Мережковского вызывало жаркие дебаты и массу противоположных друг другу откликов. Все дело в радикальных политических взглядах автора и его философских идеях. Но все — и сторонники, и оппоненты — признавали в нем величайшего мыслителя, новатора и отличного писателя.
До революции произведения Мережковского широко издавались в России. В Советском Союзе писателя не издавали совсем. Вспомнили о нем только в начале 90-х годов XX века.
Александр Александрович Блок, наверное, самый известный поэт Серебряного века. Талантливый с раннего детства, он уже в 14 лет издавал свой рукописный журнал «Вестник». Когда ему было 22 года, его стихотворения были опубликованы в альманахе Валерия Брюсова «Северные цветы».
Произведения Блока публиковали в символистских изданиях: «Весы», «Перевал», «Вопросы жизни». Поэт входил в «Общество ревнителей художественного слова» при журнале «Аполлон» Вячеслава Иванова.
Наиболее значимыми его произведениями за весь период творчества стали:
Умер поэт 7 августа 1921 года, не получив вовремя визу на лечение за границей. Прожив совсем недолго, он оставил огромное творческое наследие и немеркнущий с годами след в русской литературе.
Есенин
Простому голубоглазому пареньку из деревни под Рязанью суждено было стать сначала известным крестьянским поэтом, а затем самым ярким представителем имажинизма.
Первые стихотворения Сергея Александровича Есенина были опубликованы в 1914 году, преимущественно в детских журналах. Его известные произведения для детей — это стихотворения «Сиротка», «Побирушка», повесть «Яр», «Сказка о пастушонке Пете…»
В 1918-1920-е годы Есенин увлекается идеями имажинизма, выпускает сборники своих стихов: «Исповедь хулигана», «Трерядница», «Стихи скандалиста», «Москва кабацкая».
Через все свое творчество поэт пронес любовь к деревенской Руси и своей малой родине.
В последние годы в творчестве Есенина ощущались критические нотки по отношению к политической системе страны. В 1925 году он написал стихотворение «Страна негодяев» и издал сборник стихотворений «Русь Советская».
Бальмонт
Константин Дмитриевич Бальмонт — необыкновенно талантливый человек, который одновременно был известным поэтом-символистом, переводчиком и эссеистом. Он знал большое количество языков и переводил таких известных авторов, как Уильям Блейк, Оскар Уайльд, Эдгар Аллан По, Шарль Бодлер, Перси Биш Шелли, и др.
Также он занимался переводом испанских песен, словацкого и грузинского эпоса, болгарской, литовской и японской поэзии. Бальмонт был автором мемуаров, историко-литературных исследований, филологических трактатов и критических эссе. В 1923 году был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
Основные вехи в творчестве Константина Бальмонта:
Эмигрировав из России после революции, Бальмонт на чужбине занимался, в основном, переводческой деятельностью. В 1923 году он опубликовал две автобиографии — «Воздушный путь» и «Под новым серпом».
За свою жизнь этот удивительный человек опубликовал 35 поэтических сборников и 20 прозаических книг.
Значение модернизма
Модернизм имел огромное значение для русской литературы: