Какие направления в литературе были распространены в чем суть этих направлений
Литературные направления в таблицах
Содержание:
Прежде чем говорить о конкретных литературных тенденциях и жанрах, сначала необходимо узнать о литературных направлениях. Они представляют собой исторические воплощения художественного познания и воспроизведения мира, проявляющееся в идеологическом и эстетическом сообществе группы писателей.
В истории литературы выделяют: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм.
Литературное направление – особый синтез способа познания реальности посредством искусства и индивидуального стиля творца. Любое литературное направление включает в себя совокупность произведений, имеющих единые черты. В рамках литературного периода может появиться несколько литературных направлений, например, в эпоху Просвещения – классицизм и сентиментализм, а также рококо. Название доминирующего направления часто становится названием целого периода в литературе, а его временные рамки могут выходить за четкие пределы. Литературные направления могут образовывать течения или школы.
Литературные направления
Основные признаки и представители литературного направления
Классицизм
Сентиментализм
Романтизм
Реализм
Критический Реализм
Модернизм
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Постмодернизм
Помимо этих основных направлений часто выделяют:
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения
Определения
В русской культурной жизни идея приоритета чувств утвердилась в 1792 г. — с появлением «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина. И до сих пор она продолжает преломляться в литературных и кинематографических произведениях (особенной популярностью пользовались в своё время такие сериалы, как «Не родись красивой», «Бедная Настя» и пр., освещающие карамзинскую тему превосходства чувства над разумом и социальным статусом).
Объяснение и примеры
Понять, как сменялись направления в русской литературе, вам поможет таблица.
Направление
Период
Смысловое наполнение
Представители
Акцент на разуме (просвещение, государственность)
Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин
Конец XVIII — начало XIX в.
Акцент на чувствах (любовь, природа)
Н. М. Карамзин, раннее творчество В. А. Жуковского
Первая половина XIX в.
Страдания и одиночество главного героя
Позднее творчество В. А. Жуковского, К. Н. Батюшков, раннее творчество А. С. Пушкина, раннее творчество М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчев
Вторая половина XIX — настоящее время
Правдивое отображение типичных явлений действительности
Позднее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, М. А. Шолохов, В. М. Шукшин, А. И. Солженицын
Нереалистическое изображение переживаний и ощущений чело века: его памяти, восприятия событий
А. А. Ахматова, А. А. Блок, В. В. Маяковский
Игровое повествование, обращающееся к уже известным читателю литературным и культурным фактам
Т. Н. Толстая, В. О. Пеле вин
Основные черты классицизма
Пример
«Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина — произведение «низкого» комедийного жанра, а потому речь персонажей простая, разговорная. Нет никакого сомнения, что Простаковы и Скотинин — отрицательные персонажи, а Правдин, Стародум и Софья — положительные. Единство времени и места соблюдается (всё действие комедии происходит в доме Простаковых и занимает 24 часа); а вот единство действия нарушено (в «Недоросле» не только любовный, но и социальный конфликт). Финал развенчивает невежество и оставляет Простаковых посрамлёнными.
Основные черты сентиментализма
Пример
В «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина нет говорящих фамилий и однозначных персонажей (этот хороший, а этот плохой). В произведении представлена история чувства. Простой, но естественной Лизе принадлежат симпатии автора. Несмотря на бедность, она тонко чувствующая натура.
Основные черты реализма
Пример
В «Отцах и детях» И. С. Тургенева вполне реалистично описана действительность того времени. И Базаров, и Кирсанов, и прочие персонажи имеют свой взгляд на устройство мира, и в их столкновениях эти взгляды проверяются жизнью.
Основные черты модернизма
Наиболее выдающимися направлениями русского модернизма стали символизм, акмеизм и футуризм.
Символизм: творчество предполагало создание сложной, не постигаемой рациональным путём структуры образа-символа и ответное творчество читателя, заключающееся в постижении этого символа.
Пример
В поэме А. А. Блока «Двенадцать» символика числа «двенадцать» почти безгранична: двенадцать гражданских персонажей, отряд из двенадцати красноармейцев, двенадцать (полночь) — время, когда заканчивается старый день и начинается новый, двенадцать апостолов из нового Завета (Библия) и т. д.
Акмеизм: образы должны быть предельно ясными, «земными» и точно описанными, доведёнными до максимально доступного совершенства, связанными с природой.
Пример
Поэзия Н. С. Гумилёва, написанная ясным и понятным слогом, культивирующая земную жизнь во всём её многообразии, служит хорошим примером русского акмеизма.
Футуризм: творчество бунтует против всех норм и традиций, устремляется в будущее, эпатирует резкостью или абсурдностью.
Пример
В поэме В. В. Маяковского «Облако в штанах» отрицание заложено уже в названиях её частей «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!». Эпатажная грубая лексика в данной поэме привлекает внимание читателей.
Основные черты постмодернизма
Пример
Ярким примером постмодернизма в русской литературе является творчество В. О. Пелевина («Чапаев и Пустота», «Поколение «П»»).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Какие литературные течения доминировали в русской литературе XIX в.?
Ответ. Сентиментализм, романтизм, реализм.
Ответ. Классицизм. Соблюдена чистота языка (для «низкого» жанра комедии — «низкая» разговорная лексика). Герои строго делятся на положительных (Стародум, Софья, Милон) и отрицательных (Скотинин, Простаковы). Единство времени и места соблюдается. Нарушение единства действия является единственной погрешностью в соблюдении правил классицизма.
Литературные направления
Всего получено оценок: 849.
Всего получено оценок: 849.
Большинство писателей и поэтов творили в рамках одного течения, характерного для определенной эпохи. Литературные направления требовали от авторов придерживаться определенных черт и свойств литературы.
Классицизм
Классицизм предполагает четкое деление на высокие и низкие жанры. Герои в художественных произведениях делятся только на положительных и отрицательных. В произведениях затрагивает нравственная проблематика, пороки оказываются осмеянными и наказанными.
Еще одной характерной чертой является то, что соблюдается принцип трех единств: времени (одни сутки), места (одно место) и действия (одна сюжетная линия).
Яркими представителями классицизма в русской литературе являются А. П. Сумароков, Г. Р. Державин.
Сентиментализм
Для этого литературного направления характерно обращение к человеческим чувствам, внутренним качествам человека. Особую роль играет природа, которая становится выразителем чувств персонажей.
Среди отечественных писателей выделяется Н. М. Карамзин.
Романтизм
Для романтизма характерно описание исключительных личностей в рамках исключительных условий. В центре повествования лежат судьбы людей, которые находятся в своеобразном конфликте с остальными людьми. Реальный мир противопоставлен миру идеальному, к которому стремится центральный персонаж.
Идея двоемирия является ключевой для романтизма.
В направлении романтизма работали В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов и др.
Реализм
Для этого направления характерно описание типичных характеров в типичных условиях жизни. Жизнь демонстрируется такой, какая она есть на самом деле. Герои произведений имеют как положительные, так и отрицательные черты характера.
Реализм пользовался и сатирическими приемами с целью изображения реальной действительности.
Писателей и поэтов, творивших в рамках реализм, довольно много: Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский и др.
Модернизм
К модернизму относятся направления Серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.
Рис. 1. Литературные направления Серебряного века.
Поговорим кратко о литературных направлениях модернизма.
Для символизма характерно обращение к символу, который способен передать основную мысль произведения. Ярким представителем данного направления является А. А. Блок.
Имажинизм предполагал широкое обращение к метафоре и метафорическим выражениям. К данному направлению относится творчество А. Б. Мариенгофа, раннее творчество С. А. Есенина.
Для акмеизма ведущей чертой является внимание к детали. Выделяется творчество Н. С. Гумилева и раннее творчество А. А. Ахматовой.
Футуризм предполагал создание неологизмов, оригинальное построение лирических произведений, отрицание литературной культуры прошлых лет. Самым ярким представителем футуризма является В. В. Маяковский.
Что мы узнали?
В русской литературе принято говорить о следующих литературных направлениях: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, имажинизм, акмеизм, футуризм). Каждое направление имеет ряд своих особенностей.
Литературные направления — виды и основные представители
Классицизм
Классицизм предполагает четкое деление на высокие и низкие жанры. Герои в художественных произведениях делятся только на положительных и отрицательных. В произведениях затрагивает нравственная проблематика, пороки оказываются осмеянными и наказанными.
Еще одной характерной чертой является то, что соблюдается принцип трех единств: времени (одни сутки), места (одно место) и действия (одна сюжетная линия).
Яркими представителями классицизма в русской литературе являются А. П. Сумароков, Г. Р. Державин.
Сентиментализм
Сентиментализм (в переводе с английского sentimental означает «чувствительный») — течение в литературе и искусстве Европы 18 века. Просветительский рационализм подготовил при помощи кризиса, в Просвещении является завершающим этапом. В основном хронологически предшествовал романтизму, успел передать ему некоторые свои черты.
Литературные течения, поэзия этого периода имеет свои особенности: 1. Сентиментализм остается верен идеалам нормативной личности. 2. Если сравнивать с классицизмом и его просветительским пафосом, сердцевиной «человеческой природы» объявлялся не разум, а чувство. 3. Условием формирования идеального человека считалось не «грамотное мировое переустройство», а совершенствование и высвобождение «природных чувств».
4. Литературные герои сентиментализма больше индивидуализированы: по происхождению (или убеждению) они демократичны, обогащенный духовный мир простолюдинов является одним из завоеваний сентиментализма. 5. Сентиментализм не знает об «иррациональном»: противоречивое настроение, импульсивные душевные порывы воспринимаются как доступные рационалистическим истолкованиям.
Модернизм
К модернизму относятся направления Серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.
Рис. 1. Литературные направления Серебряного века.
Поговорим кратко о литературных направлениях модернизма.
Для символизма характерно обращение к символу, который способен передать основную мысль произведения. Ярким представителем данного направления является А. А. Блок.
Имажинизм предполагал широкое обращение к метафоре и метафорическим выражениям. К данному направлению относится творчество А. Б. Мариенгофа, раннее творчество С. А. Есенина.
Для акмеизма ведущей чертой является внимание к детали. Выделяется творчество Н. С. Гумилева и раннее творчество А. А. Ахматовой.
Футуризм предполагал создание неологизмов, оригинальное построение лирических произведений, отрицание литературной культуры прошлых лет. Самым ярким представителем футуризма является В. В. Маяковский.
Литературные направления в таблицах
Прежде чем говорить о конкретных литературных тенденциях и жанрах, сначала необходимо узнать о литературных направлениях. Они представляют собой исторические воплощения художественного познания и воспроизведения мира, проявляющееся в идеологическом и эстетическом сообществе группы писателей.
В истории литературы выделяют: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм.
Литературное направление – особый синтез способа познания реальности посредством искусства и индивидуального стиля творца. Любое литературное направление включает в себя совокупность произведений, имеющих единые черты. В рамках литературного периода может появиться несколько литературных направлений, например, в эпоху Просвещения – классицизм и сентиментализм, а также рококо. Название доминирующего направления часто становится названием целого периода в литературе, а его временные рамки могут выходить за четкие пределы. Литературные направления могут образовывать течения или школы.
Помимо этих основных направлений часто выделяют:
Смотри также:
Реализм
Реализм – направление в искусстве, которое появилось в 30-е года 19 века. Главная отличительная черта реализма заключается в том, что писатели изображали действительность такой, какой она есть на самом деле, без приукрашиваний и преувеличений.
В произведениях реализма исключено использование мистических элементов, идеальных персонажей. Писатели стремились отразить настающую жизнь с помощью образов, которые известны обывателям.
Еще одна характерная черта реализма — это жизнеутверждающая идея, которая пронизывает произведение. Писателей интересовало развитие жизни. Они стремились рассказать в своих произведениях о новых социальных явлениях. Одна из главных особенностей реализма – желание писателей изменить жизнь людей к лучшему. Представителями реализма в Европе были Бальзак, Стендаль, Диккенс, Твен, Лондон. В России в этом направлении творили Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Гончаров, Герцен, Достоевский, Толстой, Тургенев и многие другие известные русские писатели.
Ахматовское течение
Литературное течение Ахматовой внешне приукрашивает язык, подводя одновременно к логически обоснованной, совершенно простой мысли (так как сам по себе акмеизм стремится избавиться от перегруженности, которая царила в литературе тех лет).
Лирические героини Ахматовой более приземленные, устремленные в настоящую жизнь. Они и мыслят иными категориями. Они – женщины, разочаровавшиеся в любви, которым кажется, что они открыли тайну: любви как таковой не существует. Но ведь совсем недавно и героини жили с розовыми очками на глазах, как все в счастливом неведении. Они так же ждали свиданий, опасались разлук с любимым, пели ему «любовные песни». Но все закончилось в один момент. Собственное прозрение вовсе не радует их. В стихах проскальзывают строки «с тех самых пор все как будто больна». Даже сложные зашифрованные послания становятся предельно ясными. Каждая женщина, которая столкнулась с потерей любви, будет ощущать себя подобным образом.
Постмодернизм
На смену модернизму приходит постмодернизм. Это направление появлялось во второй половину 20 века. Постмодернизм достаточно сложно поддается описанию. Но есть некоторые характерные черты постмодернизма в литературе, к ним относятся: ирония, черный юмор, интерсексуальность, пастишь, метапроза, магический реализм, технокультура, максимализм, минимализм, фрагментация.
Главными представителями этого направления в литературе были Джек Керуак, Владимир Набоков, Джон Эшбери, Джозеф Хеллер и др.
Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Методы XVIII—XIX вв
Эти направления в литературе можно назвать классическими. Они складывались исторически, и им нужно уделить особое внимание. От них произошли уже новые другие направления.
Классицизм и сентиментализм
Для начала нужно дать определения этим направлениям. Классицизм — это метод и направление в литературе, который обращается к античному времени, его наследию как к норме и идеальному образцу. В произведениях такого типа всегда есть положительные и отрицательные герои, в центре конфликта находится конфликт разума и чувства, соблюдаются «триединства» в драматических произведениях: места, времени, действия. В этом направлении авторы используют возвышенную речь и речь без изобразительно-выразительных средств.
Зародился классицизм во Франции ещё в XVII веке, но потом сошёл на нет. Позже возродился в эпоху Просвещения. Яркими представителями классицизма являются Жан-Батист Мольер и Вольтер.
Русский классицизм возник в XVIII веке. Михаил Ломоносов, Гавриил Державин придерживались этого направления. Классицизм породил ряд литературных жанров. Например:
Далее по порядку идёт сентиментализм. Это «чувственное» направление в литературе. Здесь особое внимание уделяется человеческим чувствам и переживаниям. Произведения в этом направлении часто пишутся от первого лица, в них много лиризма и поэтичности. Этому направлению принадлежат следующие жанры:
Сентиментализм получил распространение в Англии. Яркими представителями этого направления были Жан-Жак Руссо, Лоренс Стерн.
В России сентиментализм появился на 20 лет позже, чем в Англии и не получил особого развития. Однако произведения в духе сентиментализма смогли представить Николай Карамзин и Александр Радищев.
Романтизм и реализм
Плавно после Великой французской революции романтизм занял место классицизма. Наиболее популярным романтизм был в Англии, Франции и Германии.
Это литературное направление отличается тем, что в произведениях применяется психологизм, автор глубоко анализирует внутреннее состояние героя. Для романтизма характерно одиночество героя, его трагичная судьба. Отрицание художественных авторитетов, порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. К романтизму относятся следующие жанры литературы:
Яркими представителями романтизма являлись Виктор Гюго, Проспер Мериме, Вальтер Скотт. В России это были Василий Жуковский, Константин Рылеев, Фёдор Тютчев. К романтизму относятся ранние пушкинские произведения и ранние произведения Михаила Лермонтова.
Реализм до сих пор остаётся влиятельным литературным направлением. Он зародился в европейских странах в XIX веке. Его отличает то, что в произведениях отражаются реальные события, появляются новые типы героев. Например, «маленький человек», «лишний человек», «новый герой». В произведениях реализма писатель не даёт конкретной оценке действиям и характерам героев. Персонажи не делятся на положительных и отрицательных. Жанры, присущие реализму:
В духе реализма творили Чарльз Диккенс, Стендаль, Бальзак, Марк Твен, Гюстав Флобер. В России представителями реализма были Иван Тургенев, Лев Толстой, Александр Пушкин, Фёдор Достоевский, Антон Чехов. Они же принадлежали и к критическому реализму, когда автор описывает жизнь человека и его психическое состояние.
Другие литературные методы
Ряд литературных течений появился благодаря модернизму. Сам модернизм зародился в конце XIX — начале XX вв. Произведения в этом направлении претерпевают изменения, а классические стандарты отходят на дальний план.
Символизм и экспрессионизм
Символизм — это знак, опознавательная примета. Это течение характеризуется тем, что в произведениях автор сам не понимает смысла сущности мироздания или космоса. Сознание автора находится в тумане. Из-за этого стихотворения кажутся бессмысленными. Писатели пессимистично воспринимают мир, показывают обострённую чувствительность, непонятные обычному человеку переживания.
Огромное значение символизм играл в период Серебряного века. Символистами в России были Валерий Брюсов, Александр Блок, Фёдор Сологуб, Андрей Белый и другие. Брюсова, Бальмонта и Белого называли декадентами, то есть «упадочниками».
В экспрессионизме главная цель состоит в том, чтобы указать на единственную реальность — субъективный духовный человеческий мир, а выражение этого мира — главнейшая цель искусства. В России в духе экспрессионизма писали Леонид Андреев, Евгений Замятин.
Акмеизм и авангардизм
Эти направления вызывают не меньший интерес, чем вышеперечисленные. В России акмеизм стал популярен 1910-х годах и он противостоял символизму. Акмеизму присущи точность поэтического языка, склонность к изображению прекрасного, ясные образы. Произведения, написанные в течение периода акмеизма, предназначены для узкого круга читателей. Представителями акмеизма являлись Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Георгий Нарбут и другие.
Авангардизм — движение в художественной культуре, стремящееся к коренному обновлению искусства как по содержанию, так и по форме. Он зародился в 1950—1960-х годах и отразил стихийный бунт поэтов против современного и буржуазного уклада. Авангардизм включает в себя несколько стилевых течений: футуризм и сюрреализм.
Футуризм — это бунтарство, отрицание культурных традиций, это множественные эксперименты, выражение народного настроения. Футуристами в России были Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Велимир Хлебников.
Сюрреализм развивался на протяжении XX века. Для него характерен алогизм, хаотичное отображение действительности. Представителями этого направления были Сальвадор Дали, Раймон Кено, Жак Превер.
Конечно же, это не все направления в литературе, бывают ещё и другие, но это самые основные, самые изученные и привычные. Литературный мир полон загадок, и вызывает интерес у многих поколений.