Какие основные подходы существуют к определению государства чем объясняется отсутствие единства
Подходы к определению государства (классический, социологический, марксистский, юридический, органический и другие).
Сложность и многогранность государства как явления и понятия, с одной стороны, и субъективность его восприятия различными авторами – с другой, объективно обусловливают возможность и неизбежность его многовариантного понимания и не менее разнообразного его толкования.
Другой разновидностью теологического подхода является мусульманское учение, согласно которому глава государства халиф – наследник пророка Мухаммеда. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона, данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране. Суверен (халиф, имам, правительство) – не господин, а слуга мусульманского права, которое он изменить не может.
Юридический подход к государству состоит в том, что государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации. Г.Кельзен (1881 – 1973) рассматривает государство как воплощение права, персонифицированного права народа. Власть есть само право.
При классическом подходе к государству последнее понимается как совокупность трех элементов: власть, территория, население. Такой подход, в общем, никем не отрицается, ибо государство действует на определенной территории, оно – орудие политической власти, власть его распространяется на все население.
Кибернетический подход к изучению государства состоит в том, что оно рассматривается как определенная система, в рамках которой движется информация с прямыми и обратными связями. Такой подход, безусловно, отражает определенные реальности, связанные с государством, ибо осуществление власти в определенной мере есть движение информации в виде прямой связи государства с обществом – издание законов и иных обязательных правовых актов, обращенных к членам общества, и в виде обратной связи – информация о состоянии управляемых государством систем, процессов.
Социологический подход заключается в том, что государство – явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено и т. д. Однако здесь наблюдается два течения. Согласно первому государство отождествляется с обществом, государство есть само общество, особым образом организованное. По Аристотелю, государство – «сообщество равных, имеющих цель совершенствования жизни». Государство образуют только граждане, несущие воинскую службу, обладающие избирательным правом. Таким образом, большинство населения (часть свободных и рабы тем более) исключается из государства. Государство выступает как власть меньшинства.
Второй вариант социологического подхода состоит в том, что государство – относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный институт. Это по сути дела современный подход, основывающийся на четком разграничении гражданского общества и государства. Государство – это организация особого рода, отвечающая на вопросы: кому и чему оно служит, каковы его цели и задачи?
Либеральная концепция государства – это концепция «государства – ночного сторожа». Государство не вмешивается в экономические и социальные отношения, не управляет экономикой, культурой и т. п., а только устанавливает «правила игры» – нормы права, охраняет в обществе порядок и т. п.
Согласно концепции «государство – менеджер» государство – нейтральный управитель общественными делами.
Концепция «государство – социальный арбитр» состоит в следующем. Общество социально неоднородно, индивиды и социальные группы имеют разные интересы, интересы могут не совпадать и даже противоречить друг другу. На этой основе могут возникать различного рода конфликты. В таких случаях государство выступает как арбитр, разрешает конфликты, сглаживает противоречия. Немецкий социолог, историк и экономист М. Вебер (1864 – 1920) определяет государство как организованное принуждение. Государство есть союз, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное принуждение.
Каждое из этих определений отражает какую-то одну сторону государства и имеет, следовательно, под собой определенные основания.
Признаки государства.
Государство- это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.
Государству присущи следующие признаки:
Основные: территория, население, публичная власть, право, правоохранительные органы, армия, налоги, госуд. суверенитет.
Дополнительные: един. Гос. язык, Ед. транспортная система, един. Денежная единица, един. Информац. Система.
Сущность государства
В свете характеристики главного в содержании деятельности государств прошлого и современности, сущность государства как социального института проявляется в устойчивой общей направленности его деятельности, связанной с обеспечением им как общесоциальных, так и узкогрупповых (в том числе классовых) интересов.
Основные признаки государства
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие государства
Для начала разберемся, что такое государство и откуда пришло это слово. Слово «государство» тесно связано с древнерусским словом «государь», которое восходит к еще более древнему слову «господарство». Последнее происходит от «господь», история возникновения которого до конца не ясна.
Есть множество определений государства. Например, Аристотель считал, что государство — это общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни. Википедия же говорит, что государство — это политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также сама страна с такой политической организацией.
Мы будем придерживаться определения, который дает школьный курс по обществознанию:
Государство — это центральная организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.
Названия государств
У большинства государств есть два названия:
Примеры полных названий государств: Чешская Республика, Великое Герцогство Люксембург, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.
Примеры кратких названий государств: Чехия, Люксембург, Соединенное Королевство.
Иногда полное и краткое название государства может совпадать. Например: Объединенные Арабские Эмираты, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия.
Признаки государства
Есть основные признаки, по которым легко определить, государство перед нами или нет. Признаки, на которые можно ориентироваться:
Есть еще дополнительные признаки. В них входят:
Государственные символы
Государственные символы — это знаки отличия государства. Например, бело-сине-красный российский флаг, гимн, который начинается со слов «Россия — священная наша держава» и красный герб с двуглавым орлом — это государственные символы Российской Федерации. Как правило, эти символы зафиксированы в конституции или особых законах.
Государственный гимн — это музыкальное произведение, музыкальный опознавательный знак.
Государственный флаг и герб — это визуальные или зрительные опознавательные знаки. Гербы принято размещать на документах. Если нужно, чтобы государственную принадлежность было видно издалека — используют флаг.
Встречаются и государственные символы другого вида: национальные цвета, девизы, эмблемы в форме цветков и животных.
Функции государства
У государства есть внутренние и внешние функции:
Какие функции у государства внутри страны:
К внешним функциям государства относятся:
Типы государств
Государства бывают разные, и это отражено в понятии формы государства.
Форма государства — это модель, по которой государство устроено внутри. Она состоит из:
Разберем все эти формы по порядку.
Форма правления
Форма правления — способ организации высших органов государства, порядок их образования и взаимоотношений.
Простыми словами, форма правления — это то, кто руководит государством и каким образом этот руководитель или руководители взаимодействуют с другими органами и членами общества, а еще способ, по которому эта власть передается.
Есть две основные формы правления — монархия и республика.
Монархия — форма правления, при которой глава государства это один человек (монарх, король, царь, император) и власть передается по наследству.
Монархия может быть абсолютной и ограниченной (парламентской или дуалистической). Приведем примеры для каждого вида монархии.
Республика — форма правления, при которой избирается верховная власть. Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.
Форма государственно-территориального устройства
Государственно-территориальное устройство — это способ взаимосвязи территориальных образований. Государства по территориальному устройству можно разделить на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Политический режим
Политический режим — это совокупность методов и способов для осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.
Теории происхождения государств
Самые старые государства — это государства Древнего Востока, которые располагались в междуречье Тигра и Евфрата, в Египте, Индии и Китае. Существуют различные теории, объясняющие, с чего все началось, но ни одну из них нельзя назвать единственно верной.
Теологическая теория звучит так: государство дано от Бога. Об этом писали богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.
Классовая теория считает, что государство — это продукт классовой борьбы, орудие угнетения в руках господствующих классов. Об этом писали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин.
Патриархальная теория — государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории: древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.
Договорная теория рассматривает государство как продукт общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.
Теория насилия — государство возникло в результате завоевания, когда победители подчинили себе побежденных. Сторонники этой теории: немецкий мыслитель Карл Дюринг, шотландский философ Дэвид Юм, польский социолог Людвиг Гумплович.
Ирригационная теория связывает появление первых государств с обслуживанием сети оросительных каналов и строительством плотин на Древнем Востоке. Эту теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.
Стадии развития государства
Выделяют три основные стадии развития государства: ранее, развитое и зрелое.
Современные государства мира
Международно признанные государства — это:
В ООН в настоящее время входят 193 государства. 193-м государством стал Южный Судан.
Кроме признанных государств есть территории, у которых есть право на самоопределение, при этом они не могут его осуществить из-за оккупации. Речь идет о Палестине (точнее, ее арабской части — Западном береге реки Иордан и секторе Газа) и Западной Сахаре.
Есть и другие образования с ограниченным признанием независимости со стороны других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, ДНР, ЛНР, Сомалиленд.
Статус некоторых образований невозможно однозначно идентифицировать. Так, Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако не рассматриваются как государство или субъект международного права.
Развитие понятия государства
Самую первую классификацию государственных форм создали античные мыслители Аристотель и Платон. На их концепциях государства основывалась политическая и правоведческая мысль Европы достаточно долгое время. Хотя понятия и категории, которые использовали философы, давно изменились, их разработки до сих пор не потеряли значимость.
В ходе буржуазных революций в Европе XVII–XVIII вв., которые разрушили абсолютные монархии и сословные разграничения, появилось понятие о гражданских правах. В эпоху Просвещения появились представления о естественном праве и разделении властей, в результате чего появилась база для формирования правового государства.
При переходе к индустриальному обществу разрушились традиционные отношения между людьми и обострились социальные противоречия, поэтому появилась необходимость активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со второй половины XX века стало широко использоваться понятие социальное государство — то есть государство, которое активно перераспределяет материальные и другие блага в рамках принципов социальной справедливости. Этот термин встречается в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и других.
Из-за процессов глобализации сейчас снова происходит изменение понятия государственной идентичности. В основе новой геополитической картины мира лежат три реалии:
Трансформация государства
В эпоху продолжающейся глобализации и становления постиндустриального общества институт государства значительно меняется. Среди ученых нет одного мнения, во что трансформируется государство и будет ли оно эффективным в его привычном понимании. Можно даже сказать, что современный институт государства проходит через кризис в условиях ускоренной модернизации общества.
Раньше государство воспринималось как что-то, что превосходит и подчиняет людей. Сейчас эта парадигма активно меняется. Теперь государство понимают как набор институтов, которые позволяют обществу функционировать, а политическая власть перестала устрашать.
Внутри самих государств активно зарождаются центры международной торговли, которые похожи на города-государства — мегаполисы. Такие крупные города, как Нью-Йорк, Токио и другие становятся с каждым годом более экономически независимыми. Эта тенденция отражает теорию о государстве-регионе или городе-государстве.
Активно разрабатывается теория о государстве-корпорации. Возрастающая роль средств массовой информации и неправительственных организаций порождает много гибридных образований, которые объединяют государственные и негосударственные структуры с целью более эффективного взаимодействия.
Также существуют теории о государстве-цивилизации или геоцивилизации. Исходя из анализа процесса глобализации, ученые сделали вывод, что в будущем есть шанс создать единую планетарную цивилизацию, а государство в привычном смысле просто исчезнет.
Основные подходы к понятию государства
Государство издревле являлось предметом научных теорий, исследований. Например, Платон рассматривал его как высшую форму выражения мира идей, т. е. идеального, в реальной жизни. Аристотель считал государство высшей формой человеческого общения, охватывающей собой все другие формы. Цицерон определял государство как «дело народа».
В средние века получили распространение теологические концепции государства, которые трактовали последнее как божественное установление, продукт божественной воли.
Основоположником термина «государство» считается Н. Макиавелли. Он указывал, что государство — это политическое состояние общества, состояние властвующих и подвластных. Макиавелли отошел от представления о государстве как вечном и неизменном институте и рассматривал его с позиций соотношения социальных сил. В науке государство определялось как «правовое управление семействами» (Ж. Боден), «общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы» (Д. Локк), «организация совместной народной ЖИЗНИ на определенной территории и под одной высшей властью» (Р. фон Моль).
Многочисленные подходы к понятию государства можно объединить в несколько направлений.
1. Классический подход (иногда его называют арифметическим). Государство в данном случае понимается как совокупность трех элементов — власти, территории и населения. При этом решающее значение придается государственной власти (Н. Аретин).
2. Юридический подход. Представители данного подхода указывали, что государство — это особое юридическое лицо, особая корпорация, выражающая общую волю граждан (Г. Еллинек, Ж.-П. Эсмен, В. Орландо).
3. Нормативистский подход. Его наиболее известный представитель Г. Кельзен считал, что государство — это определенный правовой порядок. Правопорядок государства в отличие от других правопорядков Кельзен называл централизованным.
4. Институциональный подход. Государство понимается как одна из институций наряду с семьей, церковью и т.д. Своеобразие государства состоит в том, что оно — инструмент достижения равновесия частных и публичных интересов (М. Орну, А. Геленц).
5. Кибернетический подход. Государство рассматривается как институт, имеющий целью устанавливать порядок в беспрерывно меняющемся обществе, как структура, связанная с информацией, с прямыми и обратными связями в обществе (Е. Ланг, К. Дойч).
6. Социологический подход. Сторонники этого подхода считают, что государство — это прежде всего орудие в руках определенных социальных групп. Условно данный подход можно разделить на марксистское и немарксистское направления. Если для марксистов государство — это орудие в руках экономически господствующего класса, то сторонники немарксистского направления определяют государство как инструмент в руках элиты (В.Парето, Р. Михельс) либо как представителя общества, социального арбитра.
В отечественной науке государство понимается как форма правовой организации и деятельности политической власти. Иногда в широком смысле государством считается политически организованное общество, а в узком — государственный аппарат, т. е. совокупность государственных органов.
13. Государственная власть, её понятие и свойства
Категория «власть» являлась и является дискуссионной. Еще Конфуций уподоблял власть императора власти отца, а отношения властвующих и подвластных — семейным отношениям. Аристотель считал, что отношения власти присущи всем предметам, в том числе и неодушевленным. Средневековые авторы выдвигали на первый план божественную власть и считали ее человеческий вариант лишь производным.
Современные западные политологи не проводят существенных различий между властью и влиянием. При этом указывается, что власть — это способность воздействовать на поведение индивидов. Власть рассматривается как реализация интересов, выражение политической активности, участие в принятии решений. Содержание отношений власти (властеотношений) составляют навязывание воли властвующего подвластным и подчинение подвластных.
Власть есть явление социальное, она является необходимой принадлежностью любого общества. Власть возможна лишь в отношениях между людьми и их группами, а не по отношению к животным или неодушевленным предметам. Социальная власть основана на силе (это может быть физическая сила, сила убеждения, сила красоты и др.).
В подходах к сущности власти в литературе выделяется ряд направлений:
1. Бихевиористское (поведенческое). Власть рассматривается как определенный тип поведения.
2. Телеологическое (целевое). Власть понимается как возможность осуществления определенных целей.
3. Инструментальное. Власть, по данному подходу, есть возможность применения средств принуждения.
4. Структурное. Власть — это прежде всего отношение между управляющим и управляемым.
5. Конфликтное. Власть — это возможность принятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях.
6. В советской науке власть понималась как способность подчинять своей воле, как волевое отношение либо как функция коллектива по руководству совокупной деятельностью. Имелись в науке дискуссии и по отношению к субъектам (носителям) государственной власти. Например, марксисты считали таким субъектом экономически господствующий класс, сторонники элитаристских концепций — элиту, представители теории плюралистической демократии отстаивали точку зрения, что власть распылена между классово неоднородными носителями.» Во многих современных ^конституциях закреплена теория народного суверенитета, согласно которой источником и верховным носителем государственной власти признается народ.
Государственная власть опирается на определенные основы. В частности, можно выделить экономическую, социальную, нравственно-идеологическую основы.
Важнейшим требованием к государственной власти в демократическом обществе является ее легитимность. В узком смысле легитимной признается законная власть, т. е. власть, образованная в соответствии с процедурами, предусмотренными правовыми нормами. В широком смысле легитимность — это признание власти народом, признание ее права управлять общественной жизнью, готовность населения подчиняться такой власти.
М. Вебер выделил три типа легитимной власти: харизматическую, традиционную и рациональную.
Нелегитимная власть признается узурпаторской. Узурпация — это насильственный, противозаконный захват власти либо присвоение чужих властных полномочий.
Традиционными методами осуществления государственной власти являются убеждение и принуждение. При этом государственное принуждение должно быть законным, обоснованным и справедливым и может осуществляться лишь специально уполномоченными органами в пределах своей компетенции. В современных условиях среди методов осуществления государственной власти возрастает роль морального и особенно материального стимулирования.
Разнообразие подходов к определению «государство»
Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство. К нему постоянно обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства – с Древней Греции и Древнего Рима вплоть до наших дней.
Древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) считал государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага. Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли (1469 – 1527) определял государство через общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов. Предельно лаконичное определение государства дал король Франции и Наварры Людовик XIV (1638 – 1715), которому приписывают многозначительную фразу: «Государство – это я». Крупный французский мыслитель XVI столетия Ж. Боден (1530 – 1596) рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства». Известный английский философ XVI в. Т. Гоббс (1588 – 1697), сторонник абсолютистской власти государства – гаранта мира и реализации естественных прав, определял его как «единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты». Создатель идейно-политической доктрины либерализма английский философ-материалист Дж. Локк (1632 – 1704) представлял государство как «общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы», т. е. большинства граждан, «входящих в государство». Он рассматривал государство в виде совокупности людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона.
Сложность и многогранность государства как явления и понятия, с одной стороны, и субъективность его восприятия различными авторами – с другой, объективно обусловливают возможность и неизбежность его многовариантного понимания и не менее разнообразного его толкования.
Другой разновидностью теологического подхода является мусульманское учение, согласно которому глава государства халиф – наследник пророка Мухаммеда. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона, данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране. Суверен (халиф, имам, правительство) – не господин, а слуга мусульманского права, которое он изменить не может.
Юридический подход к государству состоит в том, что государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации. Г.Кельзен (1881 – 1973) рассматривает государство как воплощение права, персонифицированного права народа. Власть есть само право.
При классическом подходе к государству последнее понимается как совокупность трех элементов: власть, территория, население. Такой подход, в общем, никем не отрицается, ибо государство действует на определенной территории, оно – орудие политической власти, власть его распространяется на все население.
Кибернетический подход к изучению государства состоит в том, что оно рассматривается как определенная система, в рамках которой движется информация с прямыми и обратными связями. Такой подход, безусловно, отражает определенные реальности, связанные с государством, ибо осуществление власти в определенной мере есть движение информации в виде прямой связи государства с обществом – издание законов и иных обязательных правовых актов, обращенных к членам общества, и в виде обратной связи – информация о состоянии управляемых государством систем, процессов.
Социологический подход заключается в том, что государство – явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено и т. д. Однако здесь наблюдается два течения. Согласно первому государство отождествляется с обществом, государство есть само общество, особым образом организованное. По Аристотелю, государство – «сообщество равных, имеющих цель совершенствования жизни». Государство образуют только граждане, несущие воинскую службу, обладающие избирательным правом. Таким образом, большинство населения (часть свободных и рабы тем более) исключается из государства. Государство выступает как власть меньшинства. Отождествление общества и государства мы видим у немецкого философа И. Канта (1724 – 1804): государство – объединение людей под эгидой права. Русский правовед Н.М. Коркунов (1853 – 1904) определял государство как союз свободных людей с принудительным правопорядком.
Второй вариант социологического подхода состоит в том, что государство – относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный институт. Это по сути дела современный подход, основывающийся на четком разграничении гражданского общества и государства. Государство – это организация особого рода, отвечающая на вопросы: кому и чему оно служит, каковы его цели и задачи?
Либеральная концепция государства – это концепция «государства – ночного сторожа». Государство не вмешивается в экономические и социальные отношения, не управляет экономикой, культурой и т. п., а только устанавливает «правила игры» – нормы права, охраняет в обществе порядок и т. п.
Согласно концепции «государство – менеджер» государство – нейтральный управитель общественными делами.
Концепция «государство – социальный арбитр» состоит в следующем. Общество социально неоднородно, индивиды и социальные группы имеют разные интересы, интересы могут не совпадать и даже противоречить друг другу. На этой основе могут возникать различного рода конфликты. В таких случаях государство выступает как арбитр, разрешает конфликты, сглаживает противоречия. Немецкий социолог, историк и экономист М. Вебер (1864 – 1920) определяет государство как организованное принуждение. Государство есть союз, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное принуждение.
Каждое из этих определений отражает какую-то одну сторону государства и имеет, следовательно, под собой определенные основания.
Первые государственные образования появляются на нашей планете около 5 тыс. лет назад. Это были государства Древнего Востока: Древний Египет, Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай. Однако само понятие «государство» в современном значении возникло лишь в начале XVI в. В науку это понятие ввел итальянский мыслитель Н.Макиавелли (1469 —1527). Он использовал для обозначения государства термин «stato» (от лат. status – положение, статус). До этого все государственные образования обозначались различными терминами: полис (государство-город), ciwitas (государство-город), res publica (дело народа), княжество, королевство, герцогство, царство, империя и т. д. Впоследствии этими терминами стали обозначать преимущественно формы государства, а все эти государственные образования обозначались одним термином.
Прежде всего, плюрализм в понимании государства обусловлен многомерностью самого феномена государства. В зависимости от контекста анализа исследователи акцентировали внимание на те или иные стороны государства. Эти обстоятельства позволили австрийскому правоведу Л. Гумпловичу (1838 – 1909) заметить, что «сколько существовало государствоведов и философов, столько существовало и определений государства». Все многообразие определений государства условно можно объединить в несколько групп.
Первая группа определений акцентирует внимание на публично-властной природе государства, рассматривая его, по определению Аристотеля, как «естественную форму общения», как универсальную организацию общества, созданную для достижения общего блага. Население, проживающее на территории государства, представляет собой ассоциацию граждан, подчиненных власти, связанных общей целью и обязанностью соблюдать законы государства.
Вторая группа представлений рассматривает государство как особую организацию политической власти. В этом случае обращается внимание не на естественное сходство интересов и потребностей индивидов, а на их различия, которые необходимо согласовывать, примирять, на их основе формулировать общезначимые интересы и реализовывать их посредством специальных органов власти.
Общество представляет собой общность, в которой взаимодействуют индивиды с разнородными, несовпадающими интересами. Для реализации корпоративных интересов они объединяются в классы, слои, группы, партии, движения. Однако наряду с групповыми интересами у них существуют общие интересы, которые они не в состоянии самостоятельно осуществлять. Согласование групповых, индивидуальных потребностей и на их основе определение общих интересов с последующей реализацией осуществляет государство.
Третья группа определений связывает понимание государства с социальным институтом, наделенным набором признаков, которые отличают его от других социальных институтов. Основное внимание уделяется внешнему облику государства, структуре органов государственной власти. Число этих признаков варьирует от трех до полутора десятков.
Четвертая группа представлений акцентирует внимание на функциональной характеристике государства, его роли в жизни общества, назначении государства.
Пятая группа определений характеризует государство в юридическом смысле, по выражению Г. Кельзена, как «нормативный порядок». В этом случае государство рассматривается в качестве правовой организации власти в противовес антиправовой организации населения. Этот ряд определений развивает концепцию правового демократического государства.
Наконец, шестая группа представлений выводит определение государства из процесса его возникновения, связывая его генезис либо с божественным промыслом, либо с природными или социальными свойствами человека, либо природно-климатическими условиями.
Каждая из выделенных групп представлений о государстве формировалась на основе определенной парадигмы (научного подхода), положившей начало той или иной концепции (от лат. conceptio – понимание, система), то есть определенного способа понимания, объяснения государства.
Первая группа определений сложилась в рамках коммуникативного подхода, обусловившего понимание государства в широком смысле.
Данный подход связан с именем древнегреческого философа Аристотеля. Государство воспринималось им как «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее». Как форма политического общения, как ассоциация граждан, государство возникло для того, чтобы служить «общему благу». «Цель человеческого общежития, – замечал Аристотель, – состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастливо». Фактором, который объединяет людей свободных и равных в союз граждан, является власть.
В дальнейшем понимание государства как единого политического сообщества активно развивается в европейской политико-правовой мысли. Так, римский оратор и мыслитель Цицерон (106 – 43 г.г. до н. э.) рассматривал государство как соединение в единое целое – в гражданскую общину – всех составляющих ее граждан.
Данная традиция тянется через средневековье до Нового времени, и в частности до немецкого философа И. Канта. Он замечал, что «государство – это общество людей, которое само распоряжается и управляет собой», это «объединение людей под эгидой правовых законов». Следовательно, государство в данном подходе понимается широко – как объединение людей, подчиненных праву, интересы которых выражает власть. Государство в этом случае тождественно обществу и не связывалось с властными институтами и должностными лицами, пребывающими вне этого сообщества.
Понимание государства в широком смысле было свойственно и русской политико-правовой мысли. Так, известный русский юрист Н.М. Коркунов рассматривал государство «как общественный союз людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства». Другой русский правовед Л.А.Тихомиров (1852 – 1923) определял государство как «союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью».
Однако с формированием гражданского общества, то есть сферы реализации повседневных интересов индивидов, осуществляемых без вмешательства государства, возникает иное восприятие государства: оно ассоциируется с институтами публичной власти, должностными лицами, аппаратом насилия. Следовательно, в противоположность широкому пониманию складывается интерпретация государства в узком смысле, которая сформировалась на основе организационно-структурного подхода. Он выделяет государство из общества и связывает его с централизованной группой, монополизирующей властные функции и опирающейся в их осуществлении на иерархический административный аппарат, а также нормы права.
Основоположником данного подхода в понимании сущности государства был французский юрист Ж. Бодэн (1529/1530—1596). Он трактовал государство как особую организацию верховной политической власти, обладающую суверенитетом. Суверенитет государства выражается в его исключительной возможности творить право и проводить в жизнь законы.
В этой связи Ж. Бодэн рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть, верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства». Государство выступает механизмом реализации интересов политического сообщества, опираясь на специальные органы: армию, суд, полицию, правительство. Именно верховные органы государства во главе с правителем (монархом) являются носителем суверенитета. Таким образом, органы государственной власти выделяются из общества и противопоставляются ему. В этом случае государство понимается как система институтов публичной власти, как аппарат управления, обособленный от общества и выражающий его интересы или интересы каких-либо групп.
Длительное время понимание государства в широком и узком смысле было доминирующим в науке. Однако по мере становления и развития гражданского общества два этих подхода стали использоваться в различных комбинациях, порождая новые представления о государстве.
Так, разновидностью организационно-структурного восприятия государства стал институциональный подход. Его распространение в юриспруденции стало проявлением влияния социологии и политологии. Согласно мнению сторонников данного подхода для выражения и представительства частных и общезначимых интересов общества социальные группы, индивиды создают политические институты.
Один из создателей теории институтов французский правовед М. Ориу (1856 – 1929) полагал, что «институт – это определенная идея, осуществляемая в конкретной социальной среде». Политический институт состоит из: 1. структуры (организации) и 2. коллективных представлений, верований или общей идеи, которые обслуживают организации. Среди политических институтов можно выделить государство и его структуры, избирательную систему, политические партии, общественное мнение, средства массовой информации, группы давления и т. д.
Возникновение политических институтов означало появление таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены за счет индивидуальных ресурсов. В этой связи государство является наиболее важным институтом политической системы, то есть механизмом организации и функционирования политической власти. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках политической власти и ресурсов, позволяющей ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения. Государство олицетворяет собой идею единства общества, удерживает различные группы интересов, от столкновения, обеспечивает приоритет общезначимых интересов, не подавляя их различий. Понимание государства как инструмента достижения равновесия индивидуальных и общих интересов свойственно современным институционалистам.
Однако институциональный подход не выявляет содержания и характера интересов, которые стоят за социальными институтами, в том числе и за государством. Преодоление этого недостатка осуществлялось с помощью социологического подхода, сформировавшего несколько концепций. Государство всегда является отражением социального неравенства, асимметрии групповых и общезначимых интересов, на что обращал внимание еще Аристотель.
Достижение гармонии, равновесия частных и публичных интересов может осуществляться как путем достижения компромисса между интересами социальных групп, их согласования и формирования на их основе общих целей, так и путем подавления интересов одной группы другой. В первом случае государство выступает воплощением социальной солидарности, механизмом примирения разнородных интересов. Этот тезис лежит в основе теории солидаризма, пришедшей в государствоведение из политологии. Ее автором является французский политолог Л. Дюги (1859 – 1929). Данная теория нашла свое подтверждение в современных промышленно развитых странах, в которых удельный вес «среднего класса» достигает 70%. Это обстоятельство позволяет говорить о приверженности большинства общества ценностям солидарности, общего блага, социальной справедливости и защищенности, которые олицетворяют собой государство и право. Следовательно, государство является выразителем интересов всего общества или его большинства, а не какой-то привилегированной группы.
Однако примирение разнородных интересов может осуществляться и путем подчинения одной части общества другой. Как политическую организацию экономически господствующего класса рассматривал государство марксизм (классовый подход). Так, основоположник научного социализма К. Маркс отмечал, что «государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы». Правящим классом, по определению соратника К. Маркса немецкого философа Ф. Энгельса (1820 – 1895), является экономически господствующий класс, «который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает, таким образом, новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса».
Непримиримость классовых противоречий, вызванных неравномерным распределением собственности, ресурсов, сосредоточением их в руках одной части общества и их отсутствием у другой, является предпосылкой непрекращающихся конфликтов, гражданских войн, социальных революций. Данный подход достаточно глубоко раскрывал сущность государства в антагонистических обществах. Однако по мере интеграции в экономическую и политическую систему неимущих классов, распространения на них личных, политических, экономических, социальных и культурных прав классовое понимание государства становится односторонним и препятствует углубленному анализу природы современного государства, поскольку оно все больше становится социальным.
Преодоление существенных разрывов в уровне жизни различных групп населения западных стран вследствие развития рыночных отношений, технологий, институтов политической демократии, механизмов саморазвития привело к необходимости применения новых подходов в исследовании государства. В значительной мере акцент был сделан на его внешние, формальные признаки, чему в немалой степени способствовало проникновение позитивизма в юриспруденцию. Позитивизм как подход ввел в науку французский социолог О. Конт (1798 – 1857). Его распространение было связано с критическим отношением к социологическому подходу и успехам естественных наук. Позитивизм ограничил анализ государства фиксацией только непосредственно наблюдаемых фактов, связей государства, его функций, взаимодействия его институтов. Поиск причин изменений государства, которые лежат за пределами эмпирически наблюдаемых фактов, О. Конт отвергал. Вопрос о сущности государства, который был одним из главных прежде, рассматривался как пережиток донаучных представлений и был объявлен принципиально неразрешимым.
В рамках позитивизма сложился арифметический подход, который интерпретировал государство как совокупность внешних признаков, отличающих его от других организаций в обществе. Проявлением позитивизма в юриспруденции является «теория трех элементов», согласно которой государство рассматривается как совокупность трех основных элементов: территории, населения и власти. Естественно, что невозможно представить государство вне конкретной территории, на которой происходит политическое самоопределение населения: этносов, народностей, наций. Это население должно быть организовано с помощью институтов публичной власти. Обобщенным инвариантом «теории трех элементов» является современное представление о государстве как политической, структурной и территориальной организации, сформированное российским правоведом А.Б. Венгеровым.
На смену «теории трех элементов» приходят многоэлементные характеристики государства. Так, одна из наиболее объемных характеристик современного понимания государства дана французскими политологами Р. Пэнто и М. Гравитц. Они выделяют следующие признаки государства: новый : тип коллективной общности; территория в рамках национальных границ; форма правления и государственная служба; глобальность (идея суверенитета); институционализированная форма власти.
На внешних, формальных признаках государства акцентирует внимание и правовой подход, автором которого, как уже обращалось внимание, являлся X. Кельзен. В рамках данного подхода государство рассматривалось как установленный в масштабах нации или страны правовой порядок. «С юридической точки зрения, – отмечал X. Кельзен, – проблемы государства в значительной мере проявляются как проблемы национального правового порядка». По X. Кельзену, государство предстает как правовая организация политической власти, наиболее эффективная на данной территории.
Однако вследствие отождествления права и ; закона, которое допускает основатель теории правового нормативизма, эффективность государства, по X. Кельзену, обусловлена эффективностью его организации, а не ограниченностью правом. Государство рассматривалось сквозь призму законодательства, определяющего организацию власти, принципы ее функционирования. Но поскольку государство само создает законы, то оно само и определяет пределы властного вмешательства в жизнь общества.
Современные представления о государстве как правовом порядке исходят из иного тезиса, они связывают государственную власть с правами человека, то есть с теми стандартами свободы, которые первичны по отношению к власти. Именно эти требования зафиксированы в нормах и принципах международного права и ограничивают государственный суверенитет.
Функциональные определения государства исходят из выделения в деятельности государства тех функций, посредством которых оно осуществляет решение «общих дел». Если согласование интересов осуществляется посредством подавления и насилия, жесткого контроля различных сфер жизнедеятельности индивида и общества, реализуемых разветвленным карательным аппаратом, то можно предположить, что речь идет о полицейском государстве.
Если управляющая и организационная функции государства опираются на принцип верховенства прав и свобод человека, которые определяют границы вмешательства государства в дела гражданского общества, то можно предположить, что речь идет о правовом государстве.
Группа представлений о государстве, связанных с генезисом государства. В этих определениях возникновение государства обусловлено действием различных факторов, как природных, так и социальных, как реальных, так и потусторонних. Так, появились теологические определения государства, патриархальные, психологические, договорные и т. д.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что теория государства и права, как общетеоретическая наука, вбирает в себя все эти группы представлений о государстве, стремясь преодолеть их односторонность и создать комплексное понимание.