Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются

Откуда мы, русские? Часть 1. Вятичи и словене

Казалось бы, что за вопрос? Разумеется, мы часть восточных славян (вместе с украинцами и белорусами), которые пришли на территорию нынешней России с юга и юго-запада, постепенно расселяясь из прародины славян в Прикарпатье. Именно так говорит нам школьный учебник истории. Но не стоит спешить с выводами. Учебники ведь тоже не всегда поспевают за новыми открытиями в науке и отражают лишь давно устоявшиеся взгляды на историю, порой сильно расходящиеся с мнением современных учёных.

Для начала определимся, какие из известных летописи славянских племён следует считать предками собственно русского народа, то есть великорусов (а не украинцев или белорусов). Наверное те, чьи племенные территории полностью находились в границах современной России. Таких племён насчитываем всего два: вятичи и ильменские (новгородские) словене. Земли ещё двух племён – кривичей и радимичей – сегодня разделены примерно поровну между Россией и Белоруссией, а бывшая земля северян (сиверцев) – между Россией и Украиной.

Итак, бесспорно русские (в современном смысле этого слова) славянские племена – это ильменские словене и вятичи. Их территории примерно соответствуют в дальнейшем самым западным районам распространения северного (окающего) и южного (акающего) диалектов русского (великорусского) языка. Поскольку потомки и словен и вятичей расселялись в основном в восточном направлении, то нетрудно заключить, что именно они и являлись основными носителями этих двух главных диалектов русского языка: вятичи – южного, а словене – северного. Внедрение в их среду представителей других славянских племён и местного неславянского населения создало сложную мозаику народных говоров в рамках каждого из этих диалектов.

Акающий говор вятичей был близок языкам более западных восточнославянских племён (кривичей, радимичей, дреговичей) ставших предками современных белорусов. В то же время, по заключению историков и археологов, племенная культура вятичей существенно отличалась от культур живших южнее славян-антов. Севернее и восточнее, в те времена, жили племена балтов (родственных современным литовцам и латышам) и финнов. Таким образом, вятичи могли прийти сюда только с запада.

Вопрос же появления известных летописи ильменских словен значительно более сложен. К моменту образовании русского государства (9 век) они жили в основном в речном бассейне озера Ильмень и вытекающей из него реки Волхов. Главная проблема тут даже не в том, как они попали на эту территорию, а в том, зачем они сюда пришли? Как известно, все славяне были земледельцами. Данная же территория (особенно с северу от озера Ильмень) представляла собой в основном тайгу, то есть сосновые и еловые леса с редкими вкраплениями лиственных древесных пород. Почвы под такими лесами значительно беднее перегноем, чем под располагавшимися западнее и южнее смешанными и широколиственными лесами (главным занятием немногочисленного местного финского населения испокон веков были охота и рыболовство, скотоводство и крайне примитивное земледелие носили у них вспомогательный характер).

Даже жившие к югу от словен кривичи культивировали тогда только подсечное земледелие. Между тем, словене, по данным археологии, с самого своего появления здесь (конец 7 – начало 8 века) занимались переложно-пашенным земледелием, выбирая свободные от леса участки в речных долинах и каменистых пустошах (на дерново-карбонатных почвах), для чего требовались более совершенные орудия обработки земли типа рала или сохи с железными наконечниками, которых не было тогда у соседних племён. Зародиться самостоятельно в этих малоплодородных местах переложно-пашенное земледелие не могло, а значит оно было принесено сюда именно словенами. Но как, откуда и зачем они сюда пришли?

Долгое время считалось, что они переселились с юга, по днепровскому пути. Однако уже в 60-е годы прошлого века советскими историками-археологами было доказано, что это слишком маловероятно. Весь бассейн верхнего и части среднего Днепра, а также бассейн Западной Двины занимали в 7 – первой половине 8 века племена балтов, а археологическая культура ильменских словен там в это время не прослеживается. Да и зачем славянам, привыкшим к чернозёмам юга, забираться так далеко на север, в почти бесплодную тайгу? От набегов кочевников им проще было укрыться в широколиственных лесах соседей-балтов, попутно колонизируя их территорию, что и произошло около века спустя.

Ряд советских историков, наиболее известным из которых являлся В.Седов, предположили западный вариант первоначальной родины словен. Ими было замечено, что археологические находки с территории ильменских словен значительно больше похожи на подобные изделия северной группы западных славян того времени, чем южной части восточных. То же касается и найденных здесь черепов первых славян. Большее родство говоров этих мест с языками западных славян подтвердили и исследователи истории языка – лингвисты. Отсюда логически следовало, что словене пришли откуда-то с территории современной Польши или германской Померании (занятой тогда славянами).

Оставался однако вопрос: как они добрались до Ильменя? Ведь долгий путь туда пролегал через территории нескольких достаточно многочисленных и воинственных балтских племён. Такой сумасшедший прорыв неизбежно отразился бы в исторической памяти и тех, и других. Однако древние предания о нём умалчивают. Отсутствуют и археологические свидетельства столь грандиозного передвижения. Эти факты заставили Седова предположить постепенную инфильтрацию предков словен через территорию балтов в течение 5-6 веков. Однако в этом случае опять возникает вопрос: зачем они потащились туда, в области менее плодородные и более климатически суровые, чем ближайшие к ним Подвинье и Поднепровье? И как мелким группам предков словен удалось сохранить свою особую культурную идентичность за 200 лет постепенного продвижения на огромное расстояние через земли родственных балтов и близкородственных кривичей?

Учитывая все перечисленные нестыковки, приходится признать, что идея переселения предков словен через занятую балтами территорию выглядит слишком неубедительно. В последнее время её начинает вытеснять новая, более правдоподобная гипотеза о местном формировании ильменских словен путём смешения аборигенов-финнов со славянскими пришельцами с юго-западных берегов Балтийского моря (наличие финских черт в облике и культуре словен – давно доказанный учёными факт), прибывшими сюда водным путём. Эта мысль, словно последний недостающий пазл делает понятной всю картину заселения славянами приладожского региона, гармонично соединяя в одно целое ранее плохо стыкующиеся между собой исторические факты.

Неизбежно возникающий при этом вопрос, а зачем балтийские славяне пришли туда, снимается выгодным географическим положением Приладожья на самом конце существовавшего тогда водного торгового пути (по Рейну, Северному и Балтийскому морям), связывавшего более богатый уже в те времена запад и юг Европы с местами добычи ценной пушнины на северо-востоке этого континента. Создание там торговой фактории замыкало с востока весь балтийский маршрут, обеспечивая тем самым дальнейшую торговую экспансию в восточном и южном направлении, к несметным богатствам Византии, Хазарии и Арабского халифата.

Конечно, в конце 7-го века у балтийских славян ещё не было собственных торговых городов с мощной прослойкой живущих дальней морской торговлей купцов. Однако именно в этот момент в их племенных центрах (Велеград (Мекленбург) – столица ободритов, Старгард (Ольденбург) – столица вагров) и на нейтральной территории между ними и данами (Хайтабу) появляются торговые фактории купцов германского племени фризов, живших в устье Рейна (их страна называлась Фрисландией) и сделавших посредническую торговлю мехами одним из главных источников своего благосостояния.

Можно вполне обоснованно предположить, что среди основателей этих факторий были не только сами фризы, но и жившие во Фрисландии с 6-го века представители славянского племени велетов (вильцев), имевшие там даже свои города (этот факт впервые обнаружил в германских архивах и обнародовал ещё в середине 19 века знаменитый русский историк-славист А.Ф.Гильфердинг). Только торговцам-велетам могла прийти в голову мысль не просто создать торговую факторию в устье реки Волхов, но и заселить её выходцами из балтославянского поморья, чтобы обеспечить свой контроль над этим важнейшим узлом торговых путей, не допустив тем самым захвата его ближайшими конкурентами-скандинавами.

Сегодня уже можно считать научно доказанным фактом, что найденное археологами в устье реки Волхов укреплённое городище было основано именно в конце 7-го – начале 8-го веков, и именно балтийскими славянами (об этом говорит характерная для них особая деревянная конструкция валов). По названию протекающей под ним речки Любша, учёные назвали его Любшанским городищем. Настоящее название его не известно. Вполне возможно, что это и есть известный из Иоакимовой летописи легендарный первый град словен – Словенск. С самого своего возникновения он был ремесленно-торговым поселением, о чём свидетельствуют найденные археологами многочисленные заготовки и предметы из железа, разнообразного назначения.

Первые поселенцы были здесь в основном мужчинами (торговцы, матросы, гребцы, воины). Женщин им приходилось брать у местных финских племён, поэтому население вновь образованных торговых городков довольно быстро приобрело смешанный славяно-финский облик, с сильным преобладанием, конечно, славянских культурных черт и, в первую очередь, языка. Именно отсюда, с южного берега Ладоги, началось расселение формирующихся на такой основе новых словенских родов, в поисках более плодородных земель, сначала вверх по течению Волхова к Ильмень-озеру, а затем и по долинам впадающих в него рек и ручьёв.

(В основу данной главы положена научная статья автора (Тарасов Ю.А.) «Происхождение новгородских словен», опубликованная в альманахе Историческое обозрение. Вып. 16. М.: НП «Историко-просветительское общество «Радетель»»; Изд-во НИБ, 2015. С. 26)

Источник

Ильменские словене

Ильменские словене жили во второй половине I тысячелетия н. э. в бассейне озера Ильмень и составили основную массу населения Новгородской земли.

История словен до IX в. известна плохо и только по преданиям, а потому – недостоверна. Первопредками словен и их князей предание (записанное в период с конца XV по XVII в.) называет Словена и Руса, которым приписывается основание городов Словенска и Русы задолго до нашей эры.

Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Смотреть фото Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Смотреть картинку Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Картинка про Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Фото Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются

Славянское заселение Волго-Клязьминского междуречья. I–IX в.; II–X в.; III–XI–XII в.

Значительные изменения в жизни словен происходят в VII–VIII вв. Возникновение на Волхове крепостей Любшанской и Городища в VIII веке, увеличение численности населения (распространение селищ), распространение могильников с сопками, захоронения знати, развитие торговли свидетельствуют о процессе социально-экономического развития у словен.

Большие курганы, достигающие 10 и более метров высоты, с бедным инвентарем, глиняными сосудами и пережженными костями – вот что представляют собой новгородские сопки. В IX–X вв. они сменяются небольшими курганами, а еще позднее – могилами в ямах, обложенными камня ми, известными под названием «жальников» (XI–XIV вв.). Древнее трупосожжение сменяется трупоположением.

В погребениях словен XI в. встречаются как типичные проволочные височные кольца, сменяющиеся в XII в. височными кольцами с ромбическими щитками и сомкнутыми концами, ажурные подвески и бубенчики.

В 860–870-е гг. словене вступили в период междоусобных войн, что обычно связывают с летописными преданиями о «призвании князей». По преданию, Рюрик, основатель династии Рюриковичей, также стал княжить в земле словен (по разным версиям или в Ладоге, или в Новгороде).

После постройки Новгорода в X в. словене в источниках называются преимущественно «новгородцами», а их земля становится основой Новгородской Земли.

Ильменские словене были многочисленны и сильны. Этим объясняются их расселение на север и восток и создание мощного политического центра на русском северо-западе.

Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Смотреть фото Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Смотреть картинку Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Картинка про Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Фото Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются

Новгородские словене: 1, 4 – нагрудные привески (лунницы); 2, 3 – ромбощитковые височные кольца; 5, 6 – бусы; 7, 8 – круглые привески; 9 – витой браслет; 10, 14, 16 – перстни; 11–13 – пластинчатые браслеты; 15, 17–19 – подково образные застежки (1–5, 7–19 – цветной металл; 6 – горный хрусталь)

Дреговичи, кривичи с их полоцкой ветвью и ильменские словене составляли мощный массив северных русских племен.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Ильменские словене

Особая историческая роль в освоении северного края принадлежала ильменским словенам. Это летописное племя не было племенем в собственном смысле слова, то есть этнической общностью, основанной на кровнородственных связях. Именем ильменских словен летописец назвал территориальный союз нескольких племен, — по археологическим данным, преимущественно выходцев из западнославянских земель — междуречья Вислы и Эльбы и отчасти из Верхнего Подвинья и Псковского обозерья.

Славянскими первопроходцами на территории Ильменского бассейна были кривичи (из полоцкой и псковской группировок), представленные культурой длинных курганов VI—VIII вв. Но этот переселенческий поток, относительно немногочисленный, довольно быстро иссяк. Этническим ядром словенского союза стало население, которому принадлежит культура новгородских сопок VIII—IX вв. Поскольку в сопочных захоронениях присутствуют элементы погребальных традиций западных финнов и балтов, то распространение этих памятников в Приильменье и Приладожье логичнее всего увязать с миграцией ближайших соседей этих этносов — славян Польского Поморья и вислян. Археологи высказывают предположение, что предки ильменских словен пересекли балтские земли, может быть, где-то в бассейне Немана. Действительно, в Понеманье имеется местный Ильмень («Илмунас») — гидроним, явно «оставленный» балтам словенами в ходе их переселенческого движения на восток.

Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Смотреть фото Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Смотреть картинку Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Картинка про Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Фото Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются

Курганы X—XI вв. Словенской (Новгородской) земли:

а — курганы ильменских словен; б — курганы псковских кривичей; в — курганы веси; г — курганы со скандинавским инвентарем; д — могильники води; е — могильники эстов

Попутно замечу, что расселение ильменских словен не определялось «торговым интересом», как то полагали многие ученые. Наблюдения над географией распространения новгородских сопок свидетельствуют, что абсолютное большинство из них находится на мелких речках, не пригодных для судоходства.

К середине IX столетия четко обозначилась территория компактного проживания ильменских словен — Словенская земля, охватившая прибрежные полосы Ильменя, Волхова, Ловати, Меты, а также верховья Луги, Оредежи и Мологи. Туземное финно-угорское население — водь, ижора и вепсы (летописная весь) — не покинуло места своего проживания и, будучи вовлечено в активный ассимиляционный процесс, оказало заметное влияние на культуру и религиозные представления пришельцев. Заселение словенами смежных со Словенской землей областей продолжилось по трем основным направлениям: в сторону Ижорского плато, Белозерья и Волго-Клязьминского междуречья.

Формирование союза ильменских словен происходило в границах Словенской земли, в течение VIII — первой половины X в. Политическая организация словенского союза строилась на основе традиционных родоплеменных отношений, в рамках которых «малым племенам», осевшим в той или иной части Словенской земли, была предоставлена достаточно широкая автономия. Так, в Волховском устье образовалась Ладожская земля, охватившая 50-километровую прибрежную кайму вдоль нижней, порожистой части реки. Неблагоприятные внешние обстоятельства: удаленность от основного ареала Словенской земли, этнически чуждое (финноугорское) окружение, открытость для нападений извне — довольно скоро объединили ладожских славян в крепкий племенной союз. Сплоченность ладожской общины перед лицом внешних вызовов и угроз стала залогом высоких темпов ее социально-экономического и политического развития.

Центром Ладожской земли была Ладога, которая едва ли не с момента своего основания (середина VIII в.) уверенно заняла видное место в ряду крупнейших городов Северной Европы. В первой половине X в. Ладога переживала период расцвета. Появление посада увеличило ее площадь до 12 гектаров. На смену стихийному росту городской территории пришла регулярная уличная застройка, в результате которой обособился целый ремесленный квартал. Земляные укрепления детинца преобразились в грозную каменную крепость. Прочные торговые связи установились как с близлежащей финской округой, так и с отдаленными областями и странами. Ладожская чудь везла в город пушнину, поморские славяне, балты и скандинавы — «франкские» мечи, стеклянные бусы, бронзовые фибулы, янтарь, костяные гребни, другие украшения и предметы туалета, а также рабов; по Волге и Дону из Закавказья, Прикаспия и Средней Азии поступали дирхемы, наборные пояса, бусы из горного хрусталя и сердолика, ткани, пряности и т. д. Впрочем, торговля не была основным занятием ладожан: доля импортных изделий, инструментов и товаров в ее культурных слоях невелика. Горожане жили за счет земледелия, охоты, ремесла.

Хотя Ладожская земля и располагалась географически несколько особняком от Словенской земли, это обстоятельство не должно вводить нас в заблуждение: обе они составляли единое целое. В словенском союзе Ладоге было отведено свое, чрезвычайно ответственное назначение. Город и его ближняя округа, где размещалось еще несколько укрепленных поселений, играли роль «словенской перемычки» на одном из самых важных и сложных участков балтийско-волжской торговой магистрали, обеспечивая (а если нужно, то и запирая) волховское судоходство в районе Гостиннопольских и Пчевских порогов, общей протяженностью 36 километров.

Политическое первенство в словенском союзе изначально принадлежало славянам Ильменского Поозерья, но принадлежало исключительно по праву племенного старшинства, ибо побережье Ильменя было историческим центром Словенской земли, местом скопления древнейших славянских селищ (здесь открыто 28 поселений VIII в.). Преобладающим типом приильменских городских поселений были родоплеменные городища, среди которых выделялось Городище у истоков Волхова, вероятно выполнявшее одновременно функции убежища и погоста (торгового места). Однако ни один из подобных пунктов не являлся общеземским центром.

Ситуация изменилась в начале X в., когда до Ильменского Поозерья докатилась еще одна переселенческая волна — «варяго»-вендская, зародившаяся в землях ободритов и лютичей. Отток славянского населения из вендского Поморья был вызван германской агрессией. Как раз в это время западноевропейские хроники отмечают серию опустошительных походов саксов против славян-вендов. Германский хронист XI в. Видукинд сообщает, что к 939 г. под властью саксонских королей оказались все славянские племена, жившие между Эльбой и Одером. Завоевание сопровождалось почти поголовным истреблением местной славянской знати, введением непосильных поборов в пользу саксонской знати и католической церкви и жесточайшим этническим угнетением. Свободолюбивые венды толпами устремились «за море», благо восточный торговый маршрут, ведущий в Словенскую землю, был издавна известен западнославянским мореходам.

Наплыв вендских беженцев значительно повысил плотность населения в районе истока Волхова. Влившись в местные общины, переселенцы способствовали скорейшему их переустройству на территориально-соседских основаниях, что, в свою очередь, привело к образованию кончанских общин (концов), возглавляемых влиятельными знатными родами. Концентрация людских и политических ресурсов на северном берегу Ильменя завершилась появлением Новгорода. В настоящее время можно считать твердо установленным, что его древнейшие мостовые были проложены по территории трех родовых поселков-концов, по крайней мере один из которых населяли выходцы из славянского Поморья.

Около середины X в. Новгород обрел городские черты. Основу его застройки составили «боярские» усадьбы — дворы знатных людей, расположившиеся вдоль мощеных улиц. «Аристократическое» происхождение Новгорода предопределило его историческую судьбу: в дальнейшем политическое устройство города облеклось в форму «боярской республики». Совет старейшин трех концов-сотен послужил прообразом будущего уникального института городского управления, известного под названием «трехсот золотых поясов». Полиэтнический состав новгородской родовой знати, по-видимому, мешал выдвижению из ее среды лидирующего «княжеского» рода, который, сосредоточив в своих руках надплеменные функции управления, мог бы превратить Новгород в политический центр словенского союза. Решение этой проблемы было найдено в самом ближайшем будущем.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

История России

§ 2. Восточные славяне в VIII — IX вв.

Восточнославянские племена в VIII — IX вв. В начале XII в. в одной из келий Киево-Печерского монастыря трудился замечательный русский летописец, монах Нестор. Там он создал свой знаменитый труд «Повесть временных лет», в котором рассказал об истории восточных славян, о возникновении Древнерусского государства. Его, как и нас сегодня, в первую очередь интересовало, откуда же взялись славяне, как они жили и развивались среди других народов Земли. Поэтому первыми словами летописи Нестора было: Откуду есть пошла Русская земля.

Нестор достаточно точно определил прародину славян, посчитав, что она располагалась на Дунае. Отсюда, пишет Нестор, славянские племена разидошася по земле и прозвашася имени своим.

Летописец упоминает и соседей славян. Это чудь (эсты), литва, летгола, земигола — балтийские народы; мурома, весь, мордва, меря, пермь, печора, емь, корела, югра — финно-угорские народы.

Особенно подробно Нестор описал историю восточнославянских племён накануне их объединения в единое государство Русь. Эти сведения в дальнейшем были подтверждены данными археологии, лингвистики, антропологии, а также иностранными письменными источниками.

В течение VIII в. на территориях, где жило славянское население, шло формирование из родственных племён крупных племенных союзов наподобие антского. К тому времени их насчитывалось около 15. В Среднем Поднепровье, этой южной колыбели восточного славянства, сложился мощный племенной союз полян (жителей полей). Их центром стал город Киев. На севере от полян жили ильменские словене. Главными центрами этого племени впоследствии стали Ладога и Новгород. На северо-западе располагались древляне (жители лесов), главным городом которых был Искоростень. На территории современной Белоруссии разместились дряговичи (жители болот, от слова «дрягва» — «болото», «трясина»). На северо-востоке, в лесных чащах Верхней Волги и на опольях (свободных от леса больших полевых участках), расселились вятичи. Главными центрами этого племени стали Ростов и Суздаль. Между вятичами и полянами обитали кривичи. Их главный город — Смоленск. Полочане получили своё имя от реки Полоты, впадающей в Западную Двину. Их главным городом стал Полоцк. Племена, расселившиеся по рекам Десна, Сейм и Сула, прозвали северянами. Центром северской земли со временем стал Чернигов. По рекам Сож и Сейм жили радимичи. К западу от полян, в бассейне реки Южный Буг, рассели лись волыняне и бужане, а между Днестром и Дунаем — уличи и тиверцы, граничившие с землями Болгарии. В летописи говорится также о племенах хорватов и дулебов, обитавших в Подунавье и Прикарпатье.

Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Смотреть фото Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Смотреть картинку Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Картинка про Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Фото Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются

Нестор-летописец. Скульптор М.М. Антокольский

Нестор упоминает, что радимичи и вятичи пришли от ляхов, т.е. с территории будущей Польши. Вспомним, что земли по реке Висле были центром расселения славян.

Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Смотреть фото Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Смотреть картинку Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Картинка про Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Фото Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются

Вятичка. Реконструкция М.М. Герасимова

Утверждаясь на новых землях, славянские племена теснили местное население. Так, Ростов был поначалу главным поселением мери, Белоозеро — веси, Муром — муромы. Между славянами и окрестными племенами случались столкновения, но в основном отношения были мирными и добрососедскими. Против внешних врагов они зачастую выступали заодно.

На рубеже VIII — IX вв. поляне освободились от власти хазар, перестав выплачивать им дань. Однако племена радимичей, северян и вятичей ещё оставались в зависимости от Хазарии.

Экономическое развитие и появление городов. В хозяйственном отношении наиболее быстрыми темпами развивались земли Среднего Поднепровья. Этому способствовали плодородные чернозёмы, благоприятный климат и постоянные контакты, особенно торговые, с более развитыми южными соседями — греческими городами в Причерноморье и Византией. В результате у полян развилось пашенное земледелие, совершенствовались животноводство и коневодство, зарождалось огородничество. Здесь раньше, чем в других славянских землях, научились добывать руду и выплавлять железо. Развивались кузнечное, гончарное, ткацкое, деревообделочное и другие ремёсла.

Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Смотреть фото Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Смотреть картинку Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Картинка про Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Фото Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются

Женщина из племени меря. Реконструкция Е.В. Веселовской

В VIII—IX вв. зародился знаменитый путь «из варяг в греки». Он шёл из «варяг», т. е. от берегов Балтики, вдоль европейского побережья к Средиземному морю до Рима, а оттуда — в Константинополь. Из Константинополя путь вёл на север — по Чёрному морю и Днепру, откуда волоком суда перетаскивали в реку Ловать, впадающую в озеро Ильмень. Далее путь продолжался по реке Волхов, соединяющей озёра Ильмень и Ладожское. Оттуда через реку Неву, соединяющую Ладожское озеро с Финским заливом, можно было попасть в Балтийское море. Там, где путь пролегал по русским землям, возникли крупные восточнославянские города. На Днепре — Киев, Смоленск, Любеч, на берегу Волхова, рядом с озером Ильмень, — Новгород. Впоследствии им было суждено сыграть важную роль в истории государства Русь.

Осью восточного пути стали реки Волга и Дон. Торговые караваны шли из Полянских земель либо сушей до Дона, либо спускались вниз по Днепру. Затем по Чёрному морю суда плыли мимо Крыма на восток и далее по Азовскому морю в Дон. В том месте, где Волга и Дон сближаются (ныне там располагается Волго-Донской канал), суда волоком перетаскивали в Волгу. И направлялись вниз по Волге, через хазарские владения, в Каспийское море, на Кавказ и в страны Востока —Хорезм и Бухару.

Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Смотреть фото Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Смотреть картинку Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Картинка про Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Фото Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются

Византийская серебряная чашка

Эти и другие торговые пути связывали восточных славян с зарождавшимися государствами Восточной, Центральной и Западной Европы, с Балканским полуостровом, Северным Причерноморьем, Поволжьем, Кавказом, арабским миром, Византией.

Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Смотреть фото Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Смотреть картинку Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Картинка про Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Фото Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются

Торг у восточных славян. Художник С.В. Иванов

В земледелии стали применять рало с полозом — деревянный плуг с железным лемехом и железные серпы. Для перемалывания зерна вместо каменных зернотёрок использовались большие жернова. Получили распространение двухпольные и трёхпольные севообороты, при которых часть земли периодически «отдыхала», а другая часть засевалась озимыми и яровыми культурами. В практику вошло унавоживание почвы. Всё это повышало урожайность и делало жизнь людей более обеспеченной.

Рядом с селениями поднепровских славян лежали прекрасные заливные луга, на которых паслись крупный рогатый скот, овцы, козы. Жители разводили свиней, гусей и кур. Тягловой силой были волы, но всё шире в хозяйстве применялись лошади. Коневодство превратилось в одно из важных хозяйственных занятий. Вследствие обилия рек и озёр, богатых рыбой, рыболовство являлось для славян существенным подсобным промыслом.

Славяне были не только прилежными земледельцами и животноводами, но и опытными охотника ми. Они охотились на лосей, кабанов, оленей, серн, лесную и озёрную птицу, добывали пушного зверя. Леса изобиловали медведями, волками, лисами, куницами, бобрами, соболями, белками. Ценный мех шёл на обмен и на продажу в близлежащие страны, в том числе в Византию, до появления металлических денег был платёжным средством. Не случайно в государстве Русь монеты назывались кунами (куницами).

С ранней весны и до глубокой осени восточные славяне занимались бортничеством. Оно давало предприимчивым промысловикам много мёда и воска, который высоко ценился при обмене.

Разные восточнославянские племена имели свои особенности хозяйственного развития. Ильменские словене в своём лесном, речном и озёрном крае не знали такого развития земледелия, как поляне. Зато расположение их земель на крупнейших торговых путях способствовало развитию мореходства, торговли и ремёсел.

Древляне, вятичи и дряговичи жили среди лесных чащ, вдоль берегов рек, на лесных опушках. Ритм хозяйственной жизни здесь был замедленным. Для пашни и лугов у природы приходилось отвоёвывать каждую пядь земли. Здесь не было вражеских нашествий, но не было и постоянных контактов с более развитыми народами.

Общественный строй восточных славян. Наряду с хозяйственным подъёмом у полян и ильменских словен происходили значительные сдвиги в общественном устройстве. Распадалась родовая община. Ей на смену шла семья во главе с мужчиной, которая благодаря прогрессу хозяйства могла теперь обеспечить себя самостоятельно — накормить, обуть, одеть, построить жилище. Родовая собственность (общая пахотная земля) разделялась на отдельные семейные владения. Зарождалось право частного владения, частной собственности. Однако наряду с личными владениями продолжали существовать общие владения — озёра, лесные угодья, выгоны для скота. В общине стали жить не кровные родичи, а соседи. Для отдельных семей, где было больше мужчин, появилась возможность освоить большие участки земли, получить больше про дуктов в ходе промысловой деятельности, создать определённые излишки и часть их обменять на нужные предметы, продать.

В этих условиях резко возрастали власть и хозяйственные возможности племенных вождей и старейшин, племенной знати, воинов из окружения вождей. Вожди и дружины предпринимали дальние и ближние походы, захватывали добычу и пленников, облагали завоёванные племена данью, богатели и усиливали свою власть.

В результате этих процессов к концу IX в. сложилась довольно чёткая иерархия (многоступенчатость) восточнославянского общества. На его вершине находился князь, управлявший племенем или союзом племён. Он опирался на преданных ему воинов-дружинников. Эти люди не связаны ни с земледелием, ни со скотоводством. Их профессия — война. В случае удачных походов их добыча намного превышала результаты труда хлебопашцев, охотников и ремесленников. Но за добычу нередко приходилось платить увечьем, а то и жизнью. Дружинники стали привилегированной частью общества.

Обособилась и племенная знать — главы родов, больших и сильных патриархальных семей, собиравшие в своих руках значительные богатства. Они оказались помощниками и советниками князя, выполняли его поручения. Из их числа формировались будущие бояре.

Вече — собрание свободных членов племени всё более теряло своё значение, а выборы вождя (князя) постепенно превращались в формальность. Князья стремились сделать власть наследственной, передать её от отца к сыну.

Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Смотреть фото Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Смотреть картинку Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Картинка про Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Фото Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются

Византийская серьга. Х в.

Предпосылки к образованию государства. Хозяйственное и тесно с ним связанное общественное развитие восточных славян способствовали формированию предпосылок к образованию у них государства. Русское слово «государство» происходит от слова «господарь», «государь» («хозяин», «владыка»). Это понятие изначально было связано с властью вождя. Таким властителем у восточнославянских племён стал племенной князь. Государство же означало появление центральной власти, объединяющей уже всю территорию, на которой живёт тот или иной народ, все родственные племена.

Государство — это власть князя и его соратников, это войско, охраняющее власть, это и законы, регулирующие деятельность жителей, и налоги. Частью государственной системы являлась религия, которая духовно объединяла людей, цементировала общество.

Религия восточных славян. Природа, великая и непознаваемая, ласковая и непредсказуемая, была главным божеством славян. Всё в ней было священным для них — молнии, гром, дождь, затмение солнца, землетрясения и засухи. Религия с множеством божеств, главных и второстепенных, называется многобожием, или политеизмом (от греческих слов «поли» — «много» и «теос» — «бог»). Позже на Руси её назвали язычеством (от старославянского слова «языци» — «народы, ещё не принявшие христианство»). В отличие от язычества более поздние религии — христианство и мусульманство — основывались на вере в единого Бога. Они называются монотеистическими (от греческого слова «монос» — «один»).

Во главе славянских божеств стоял великий Сварог — бог Вселенной. Сын Сварога Даждьбог (бог солнца) весьма почитался славянами, которые называли себя даждьбожьими внуками. Культ Рода и рожаниц, бога и богинь плодородия, связанный с земледельческими занятиями, был особенно популярен. Скотий бог Велес почитался в качестве покровителя скотоводства. Стрибог, по понятиям славян, повелевал ветрами.

Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Смотреть фото Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Смотреть картинку Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Картинка про Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Фото Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются

Бронзовая статуэтка Перуна. Новгород. XII в.

Единственное женское божество — Макошь — было заимствовано славянами у финно-угорских народов и олицетворяло собой рождение всего живого. Макошь была покровительницей женской части хозяйства.

С появлением у славян князей, воевод и дружин, в условиях военных походов на первый план вышел бог молнии и грома непобедимый Перун. Со временем он стал главным божеством нарождавшегося государства.

Славянский мир был наполнен целым сонмом сверхъестественных существ — упырей (злых духов) и берегинь (добрых духов). Славяне «населили» лес лешими, а воду —русалками.

Каждый дом, по представлению славян, находился под покровительством домового — духа-прародителя (пращура, или щура, чура). Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал чура (домового) защитить его: «Чур меня!»

В славянском обществе имелась категория людей, которые, как полагали славяне, умели напрямую общаться с богами. Это были волхвы, кудесники — «любимцы богов», как назвал их А. С. Пушкин в «Песни о вещем Олеге». Они исполняли различные обряды, проводили религиозные церемонии в так называемых капищах, где стояли идолы, или кумиры, — скульптурные изображения славянских богов. Прежде чем выступить в поход, князь и дружина приходили к волхвам, и те пророчествовали, толковали знамения, приносили жертвы богам, чтобы они даровали успех. Постоянное общение с природой, наблюдение за её явлениями привели к тому, что волхвы оказались весьма сведущими и проницательными людьми. Они объясняли соплеменникам природные явления, лечили людей травами и кореньями.

Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Смотреть фото Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Смотреть картинку Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Картинка про Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Фото Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются

Языческий идол славян

Обряды и предания. Языческая религия наполняла жизнь славян красочными обрядами и праздниками, которые символизировали различные явления приро ды и были тесно связаны с циклом сельскохозяйственных работ. После дня зимнего солнцестояния (22 декабря), когда солнечный день начинал увеличиваться, славяне отмечали праздник Коляды. В домах гасили огни, и люди добывали трением новый огонь. Они зажигали светильники и очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали, приносили в жертву быков и других животных, чтобы умилостивить богов.

Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Смотреть фото Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Смотреть картинку Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Картинка про Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Фото Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются

Языческий идол — домовой

В марте славяне праздновали день весеннего равноденствия. Они сжигали чучело зимы, славили солнце и наступление весны. Начиналась Масленица с её блинами, напоминавшими солнечный круг, и гуляньями.

Всенародный праздник Купали приходился на 23 июня, день летнего солнцеворота. Наливались колосья, и люди молились о дожде. Девушки водили хороводы, бросали в реку венки. А ночью вспыхивали купальские костры, через которые, как бы очищаясь, прыгали юноши и девушки.

Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Смотреть фото Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Смотреть картинку Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Картинка про Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются. Фото Какие особенности хозяйства были у ильменских словен чем они объясняются

Похороны знатного русса в Булгаре в X в. Художник Г.И. Семирадский

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Докажите, что в описании Нестора славяне представлены как древнейшая и неотъемлемая часть европейского сообщества народов.

2. Какой была картина расселения восточнославянских племён на территории Восточной Европы в VIII в.?

3. Почему в Поднепровье, в отличие от других земель, было сравнительно более развитое хозяйство? Какие особенности хозяйства были у ильменских словен? Чем они объясняются? Какой вывод из этого следует?

4. Проследите по карте торговые маршруты наших предков «из варяг в греки», из Поднепровья в Булгарию и в страны Востока через Дон, Волгу, Каспийское море.

5. Какие признаки государственности появились у полян и словен в VIII—IX вв.?

6. Почему бог грома и молнии Перун стал главным у славян? О чём это свидетельствовало?

7. Какими обрядами славяне обставляли свадьбы, рождение детей, похороны?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *