Какие особенности промышленности россии вы могли бы отметить чем их можно объяснить

ГДЗ история 9 класс часть 1, 2 Арсентьев, Данилов Просвещение 2019-2020 Задание: § 11 (11) Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в.

Стр. 69. Вопрос в начале параграфа

Почему в первой половине XIX в. по уровню развития промышленности Россия стала быстро отставать от передовых стран Запада?

Процессы, связанные с промышленным переворотом, в России происходили в условиях сохранения крепостного права и сословных различий. В условиях крепостничества наблюдалась нехватка свободной рабочей силы и медленное техническое переоснащение промышленности, а особенно сельского хозяйства. Не все отрасли промышленности в одинаковой степени были захвачены промышленным переворотом. Одной из проблем, тормозивших капиталистическое развитие России, было недостаточное развитие транспорта и путей сообщения.

Стр. 74. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Объясните, почему на протяжении первой половины XIX в. кризис феодально-крепостнической системы проявлялся всё более явно.

Во второй четверти XIX в. в Российской империи продолжались процессы, связанные с промышленным переворотом. Однако они происходили в условиях сохранения крепостного права и сословных различий. В результате, несмотря на определенные успехи в промышленном развитии, к середине XIX в. все более заметным становилось отставание России от индустриально развитых стран. Крымская война 1853-1856 гг. показало серьезное отставание России, в частности, недостаточное развитие транспорта и путей сообщения. Главным предметом экспорта России являлся хлеб, а главным предметом импорта были машины.

2. Перечислите особенности промышленного переворота в России.

1) Происходит заимствование многих технических устройств из развитых стран Европы.

2) Промышленный переворот начался в условиях сохранения крепостного права и феодальных пережитков, при которых существовала нехватка свободной рабочей силы и шло медленное переоснащение промышленности, а особенно сельского хозяйства.

3) Не все отрасли промышленности в одинаковой степени были захвачены промышленным переворотом. Активно развивались хлопчатобумажная промышленность, свеклосахарная, писчебумажная отрасли, текстильная, металлообрабатывающая и горнозаводская промышленность. Мебельная, кожевенная отрасли оставались преимущественно на ручном труде, а слабым место промышленности оставалось машиностроение.

3. В чём состояла главная идея финансовой реформы Е. Ф. Канкрина?

Главная идея финансовой реформы Е. Ф. Канкрина заключалась в укреплении позиций российской денежной системы путем замены обесценившихся ассигнаций кредитными билетами, которые правительство обменивало на серебро по строго установленному курсу.

4. Какие принципиально новые черти появились в отечественной торговле во второй четверги XIX в.?

Во внутренней торговле во второй половине XIX в. стало возрастать значение постоянной магазинной торговли. Развитие промышленности, речного и железнодорожного транспорта способствовало развитию внутренней торговли.

Стр. 74. Думаем, сравниваем, размышляем

Государственные крестьяне принадлежали именно государству, поэтому изменение их положения не повлияло бы на основу самодержавия – дворянство. Однако даже реформы в отношении государственных крестьян вызывали недовольство среди помещиков, поскольку усилились различия в положении государственных и крепостных крестьян.

Меры, предпринятые правительством в отношении государственных крестьян в 1830-1840-е гг., были недостаточными. Была начата программа массового крестьянского образования. Увеличилось число крестьянских школ в стране, количество учеников с 1838 по 1856 гг. выросло с 1,5 тыс. до 100 тыс. учеников. Однако это все равно было незначительным количеством. Реформа управления государственными крестьянами приводила к восстаниям, в частности, в начале 1840-х гг. произошли «картофельные бунты». Таким образом, реформы государственных крестьян в 1830-1840-е гг. не привели к серьезным изменениям, практически не улучшило их положение и не решило крестьянского вопроса.

3. Поясните, почему наличие транспортных путей важно для активного развития экономики страны.

Наличие хорошо развитой транспортной системы позволяло объединить внутренний рынок, установить экономические связи разных регионов империи. Постройка вагонов и оборудования стала стимулом к развитию машиностроения. Доставка сырья из региона в регион, оборудования и продуктов производства позволяла ускорять развитие экономики.

4. Привлекая дополнительную информацию, соберите материал о развитии промышленности в вашем регионе в XIX в. Напишите эссе (в тетради).

В течение первой половины XIX в. в хозяйственной жизни Санкт-Петербурга происходил процесс накопления элементов новой, капиталистической экономики и разложения старого крепостнического хозяйства. В Петербурге быстро увеличивалось количество наемных рабочих, внедрялись в производство машины, росло число предприятий. На первом месте стояло текстильное производство, значительное развитие которого относится к 30-50-м гг. XIX в.

В этот период появилось много хлопчатобумажных предприятий (Александро-Невская мануфактура на Шлиссельбургском шоссе в 1837 г.; ситценабивная фабрика на Васильевском острове в 1834 г.; Российская бумагопрядильня в Нарвской части в 1835 г.; Новая бумагопрядильня в 1844 г.; Спасская бумагопрядильня и ткацкая мануфактура в 1852 г. и др.). Возникли новые суконные фабрики.

К 60-м гг. XIX в. в Петербурге имелось более 50 текстильных предприятий, на которых работало около 7,5 тыс. человек. Однако это было намного меньше, чем в Москве. Предприятия металлообрабатывающей промышленности в начале XIX в. были в основном казенные (имелся лишь один крупный частный завод Берда).

В первой половине XIX в. в Петербурге появились новые металлообрабатывающие предприятия: в 1801 г. из Кронштадта был переведен чугунолитейный и металлический завод (будущий Путиловский), в 1825 г. на Шлиссельбургском шоссе был основан Александровский механический завод. В середине века появилось несколько частных заводов: Лесснера на Выборгской стороне, металлический завод Макферсона на Васильевском острове.

5. Узнайте, привлекая Интернет и дополнительную литературу, о строительстве первой железной дороги в России. Подготовьте краткое сообщение.

11 ноября 1837 года (30 октября по старому стилю) состоялось торжественное открытие первой в России железной дороги от Санкт-Петербурга до Павловска, положившей начало строительству в России сети железных дорог.

Это была первая железная дорога общественная пользования в России, единственная в стране и шестая в мире. Она была построена для обеспечения железнодорожного сообщения между Царскосельским вокзалом Санкт-Петербурга, Царским Селом и Павловском. Строительством дороги руководил чешский инженер, профессор Венского политехнического института Франц фон Герстнер. Ему летом 1835 года удалось убедить императора в пользе железных дорог, позволяющих быстро перебрасывать войска.

Указ императора Николая I Сенату об утверждении «Положения об учреждении Общества акционеров для сооружения железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска» был опубликован 16 апреля 1836 года. 1 мая 1836 года началось строительство железной дороги до Павловска. К 30 сентября рельсы уложили на расстоянии 22 верст от Павловска. 3 ноября 1836 года состоялась первая обкатка паровоза. Его доставили из Англии. Первый поезд состоял из 8 вагонов и трехосного паровоза, построенного на заводе Стефенсона в Англии. Чтобы повысить провозную способность дороги, Герстнер реши использовать подвижной состав шириной колеи 1829 мм, а не 1435 мм, которая была принята на железных дорогах в Англии.

Источник

ГДЗ по истории 9 класс учебник Соловьев, Шевырев параграф 2

1. В каких отраслях производства начался промышленный переворот в России. Почему они были первыми?

Промышленный переворот в России начался в 1-й половине 19 в. Переход от мануфактуры к фабрике, прежде всего, происходил в хлопчато-бумажной промышленности, а затем и в др. отраслях. Замена ручного труда машинным резко повысила производительность труда и вызвала огромный скачок в развитии производительных сил. Однако для развития П. п. требовались значительное число свободных наёмных рабочих, широкий рынок для сбыта промышленной продукции и приток в производство крупных капиталов. Создание этих условий тормозилось существованием в России крепостного права. Поэтому в дореформенный период переход от мануфактуры к фабрике вёл к дальнейшему обострению кризиса феодально-крепостнической системы, приближая падение крепостничества.

2. Охарактеризуйте особенности промышленного переворота в России по сравнению с западноевропейскими странами.

Особенности промышленного переворота в России:

2) осуществлен на основе государственных источников накопления за счет использования крепостнического труда. Частные предприниматели получали ресурсы также за счет крепостного труда.

3. Кто выступал основателями новых промышленных предприятий в XIX в.? Имелись ли здесь отличия от предшествовавшего столетия? Приведите примеры.

В первой половине XIX в. быстрее всего развивалась текстильная промышленность. Мануфактуры производили разные ткани, прежде всего ситец — хлопчатобумажную ткань, которая благодаря дешевизне пользо­валась большим спросом на рынке. Основателями таких предприятий выступали не только купцы и мещане — жители городов, но и крепостные крестьяне, отпущенные помещиками на оброк. Да и работали на этих мануфактурах тоже крепостные. Только одни делились со своими помещиками огромными прибылями, а другие — скромными заработками.

Многие предприятия возникали не в городах, а в сёлах. Примером такого промышленного села является Иваново, принадлежавшее графам Шереметевым, из которого потом вырос город Иваново. Крепост­ные Шереметевых Гаре́лины основали здесь ещё в середине XVIII в. полотняную мануфактуру, потом перешли на производство ситца. В 1828 г. они выкупились на волю и вскоре установили на своей мануфактуре паровую машину. Благодаря Гарелиным и другим предпринимателям этого села Иваново стало «русским Манчестером» — одним из самых крупных в России центров текстильного производства.

4. Используя карту (с. 16), расскажите о хозяйственной специализации отдельных территорий Российской империи в первой половине XIX в. В каких районах возникло значительное число новых промышленных предприятий? Чем это было обусловлено?

Значительное число новых промышленных предприятий возникло ближе к Уралу. Обусловлено климатом, спросом, потребностями, наличием полезных ископаемых и другими факторами.

5. Систематизируйте основные факты, относящиеся к развитию транспорта в России в первой половине XIX в. (в виде хронологической таблицы, тезисов — по выбору). Какие новые явления вы отметите? В чём состояло их значение?

6*. Какие экономические и социальные предпосылки были необходимы для успешного осуществления промышленного переворота в России? Выскажите суждение, насколько они сложились в первой половине XIX в.

1) Улучшение качества образования и отмена образовательного ценза для низших сословий

2) Отмена крепостного права. Так как промышленная революция возможна только при создании и концентрации капитала в стране, необходимо, чтобы образовался рабочий класс и наёмный труд.

3) Формирование буржуазного слоя

4) Научные и технологические инновации для увеличения темпов производства.

| В первой половине XIX века, предпосылки для начала промышленной революции в России имелись, однако если в Англии и странах Западной Европы буржуазия в XIX веке являлась господствующим классам, в следствие этот класс был заинтересован в создании фабрик и накопления капитала. В Российской Империи господствовала аграрная экономика, а самым многочисленным классом являлись крестьяне, которые занимались сельскохозяйственной деятельностью и служили на землях помещиков. Не хватало свободных людей (наёмного труда) чтобы они работали на заводах, фабриках, а также буржуазию или капиталистов, которые платили бы за труд и копили капитал как в других индустриальных государствах. В первой половине XIX века ещё существовало крепостное право, а значит, промышленная революция в этот период была практически невозможной. Лишь во второй половине XIX века, после отмены крепостного права в 1861 году, хоть и медленно, но начался процесс формирования класса буржуазии. Выкупные платежи замедлили этот процесс, даже после отмены крепостного права, огромная часть крестьян не сумело обрести свободу. И все же, некоторый процент освободившихся крестьян, перешли в класс буржуазии или рабочих.

7*. Составьте план исторической части вашего города или крупного города в вашем крае в первой половине XIX в. Дайте описание его основных районов (расположение района, характер застройки, преобладающее население, сохранившиеся до наших дней памятники). Используйте историко-краеведческую литературу, соберите фотоматериалы.

Если в XVIII веке сельские поселения находились в пределах городских застав и не вливались в кварталы города, а представляли собой отдельные друг от друга улицы, разделенные рощами, полями и огородами, то в XIX веке существующие слободы (Хамовники, Дорогомилово, Пресня, Тверские-Ямские улицы, Красное село, Покровское, Лефортово, Семеновская, Кожевники, Лужники, Калужская и другие) стали формироваться в улицы и переулки старой Москвы.

В самом начале 1800-х годов открылся Мытищинский городской водопровод, который стал самым первой водопроводной сетью в городе. Позже было принято решение заключить речку Неглинка (река Неглинная) в подземную трубу, так как в период дождей и весеннего снеготаяния Неглинка растекалась, образуя озеро посреди улиц. Оттуда и пошло название Трубной площади по отверстию трубы в Башне Белого города из которого вытекала река, место в народе, так и прозвали «трубой». Был засыпан ненужный более ров вокруг стен Земляного города.

Во второй половине XIX века на улицах города появляется конка, первый вид общественно-городского транспорта. В 1883 году на Большом каменном мосту заработали первые электрические фонари, что вызывало огромное удивление у всех горожан. К концу девятнадцатого столетия на Тверской улицы были установлены фонари, работающие от электричества. Линию фонарей провели от Охотного ряда до теперешней площади Пушкина.

Источник

История России

§ 74. Промышленность и транспорт в пореформенной России

Полвека русских железных дорог. Реформы 60—70-х гг. значительно улучшили политические и правовые условия для развития производительных сил страны и формирования капиталистических отношений. Другим непременным условием перестройки народного хозяйства на основе рыночных отношений было создание соответствующей инфраструктуры. Так называется комплекс вспомогательных отраслей хозяйства (шоссейные и железные дороги, каналы, порты, средства связи), от состояния которых сильно зависит его развитие. В такой огромной стране, как Россия, особо остро стоял вопрос о сухопутных путях сообщения.

Вопрос о строительстве железных дорог обсуждался еще в 30-е гг. XIX в. Многие тогда были против, даже Сперанский и Канкрин. Не было единства мнений и среди инженеров. Некоторые из них утверждали, что использование железных дорог в России невозможно из-за сурового климата: в сильный мороз паровозные колеса будто бы будут крутиться на месте. Опытная дорога от Петербурга до Царского Села не подтвердила этих опасений, и Николай I на этот раз оказался на высоте понимания государственных задач. Вскоре началось строительство железной дороги Петербург — Москва. Движение на ней было открыто 1 ноября 1851 г.

В 60-е гг. железнодорожное строительство ускорилось. Если первая дорога строилась на казенные средства, то теперь широко привлекался частный капитал, в том числе иностранный. Центром железнодорожной сети стала Москва. Особое значение имело строительство дороги от Москвы до Нижнего Новгорода. 1 августа 1862 г. из Нижнего Новгорода в Москву торжественно ушел первый поезд. Правда, под Ковровом он потерпел крушение, но затем движение наладилось. Эта дорога связала обе столицы и заграничный рынок с Нижегородской ярмаркой и Волгой.

В 1869 г. вошла в строй дорога, соединившая Москву с южными хлебородными губерниями (Москва — Рязань — Козлов — Воронеж). От Рязани линия была продолжена до Самары, а затем до Урала. Железная дорога вышла к воротам Сибири.

В 1891 г. началось осуществление грандиозного проекта Транссибирской магистрали. Строительство велось одновременно из Челябинска и Владивостока. Оно потребовало огромного напряжения государственных финансов. Магистраль строили тысячи рабочих из Европейской России и Сибири, а также ссыльные, каторжные, солдаты, иностранные рабочие (китайцы, корейцы, японцы). К 1904 г. строительство в основном было закончено. Но бесперебойному движению по дороге препятствовал Байкал. Зимой рельсы прокладывали по льду, а летом приходилось пользоваться паромом. Дорога вокруг Байкала строилась с 1900 по 1905 г. Потребовалось соорудить 33 тоннеля.

Восточный участок Транссибирской магистрали первоначально проходил по территории Маньчжурии. Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) соединяла Сибирь с Владивостоком по кратчайшему расстоянию. После Русско-японской войны 1904—1905 гг. встал вопрос о прокладке линии по русской территории. Дело это требовало больших затрат, и многие государственные деятели, в том числе С. Ю. Витте, были настроены против. Но председатель Совета министров П. А. Столыпин настоял на строительстве Амурской дороги. Он говорил, что она «имеет главной задачей накрепко приковать к России ее Дальний Восток». Строительство Амурской дороги завершилось в 1916 г., накануне революции и Гражданской войны. Без этой дороги Дальний Восток с немногочисленным тогда русским населением действительно мог быть потерян и колонизован другими странами.

Строительство великой магистрали от Петербурга до Владивостока продолжалось без малого 80 лет. В нем участвовало несколько поколений русских государственных деятелей, предпринимателей, изыскателей, инженеров, рабочих. Огромные средства были вложены в это дело. Но неисчислима и та польза, которую оно принесло. С прокладкой магистрали в истории Сибири наступил новый период. Сибирские товары получили широкий доступ на российский и мировой рынок. В Сибирь устремились тысячи переселенцев из России, приложивших все свое умение и старание к освоению этого края. Культурные достижения Европейской России стали быстрее распространяться в Сибири. В то же время дух сибирской жизни, более свободный, не отягощенный наследием крепостничества, благотворно воздействовал на коренную Россию.

Промышленное развитие в 60—70-е гг. XIX в. Отмена крепостного права вызвала короткую заминку в промышленном развитии страны. Многие отрасли, прежде всего металлургическая, должны были перейти с принудительного труда на вольнонаемный. Но вскоре промышленное развитие пошло по восходящей. В середине 60-х гг. в России наблюдался подъем предпринимательства. Даже офицеры, бывало, подавали в отставку и открывали книжную или бельевую лавку. Уступая дорогу частному капиталу, правительство закрыло некоторые убыточные казенные предприятия, другие передало в частные руки. Жизнь пореформенной России, гораздо более свободная и динамичная, представляла резкий контраст с застоем николаевского царствования.

Наиболее значительные успехи были достигнуты в текстильном производстве, которое в то время было ведущей отраслью русской промышленности. За 20 пореформенных лет потребление хлопчатобумажных тканей на душу населения в России удвоилось. Это было достигнуто за счет вытеснения домотканых льняных тканей.

Очень трудно к новым условиям приспосабливалась металлургическая промышленность, где требовалось не только перейти к вольнонаемному труду, но и произвести техническое перевооружение. Уральские горнозаводчики привыкли проживать свои доходы в столицах или за границей. Их капиталовложения в предприятия были недостаточны. Производство железа в первые годы после отмены крепостного права снизилось. Лишь в 1870 г. выплавка чугуна достигла уровня 1860 г. Медленные темпы роста производства в черной металлургии сохранялись до конца 70-х гг. Однако в это же время (с середины 70-х гг.) стала набирать силу горная и металлургическая промышленность в Донецком бассейне.

Русское машиностроение в первые пореформенные десятилетия еще не могло обеспечить нужды железных дорог в подвижном составе. Паровозы и вагоны в то время ввозились из-за границы. Правительство поощряло развитие отечественного машиностроения, и со второй половины 70-х гг. железные дороги стали снабжаться подвижным составом в основном отечественного производства.

Народное хозяйство России, постепенно смыкавшееся с мировой экономикой, начинало испытывать колебания ее конъюнктуры. В 1873 г. Россию впервые затронул мировой промышленный кризис.

Промышленный переворот. В первое пореформенное 20-летие окончательно сформировались основные промышленные районы России — Московский, Петербургский, Уральский и Южный. В Московском районе преобладала текстильная промышленность, Петербургский приобрел уклон в сторону металлообработки и машиностроения, Уральский и Южный были базой металлургической промышленности.

Самым мощным из них был Московский, опиравшийся на развитую кустарную промышленность центральных губерний (Московской, Владимирской, Костромской, Ярославской, Тверской). Кустарь-одиночка — основа и начало промышленного развития в любой стране. Выходя на рынок товаров, кустарь попадает под власть скупщика. Скупщик постепенно стягивает кустарей в свою мастерскую. С течением времени мастерская превращается в фабрику, где ручной труд заменяется машинным. Переход от ремесленной мастерской (мануфактуры) к фабрике называется промышленным переворотом.

Промышленный переворот не завершается в один или два года. Это долговременный процесс. Показателем его завершения в той или иной стране является наступление такого момента, когда в главных отраслях промышленности основная масса продукции изготавливается предприятиями, оборудованными машинами, работающими на паровой или электрической тяге.

В России промышленный переворот начался в середине XIX в. В разных регионах страны и отраслях промышленности он протекал неодинаково. В хлопчатобумажной промышленности он раньше начался и быстрее завершился. А в целом по стране машинное производство победило к концу XIX в.

Внедрение машин резко повысило производительность труда. Это был огромный скачок в развитии производительных сил общества. Но кустарное производство не было полностью вытеснено фабричным. Мелкое производство ближе к потребителю. Нередко оно более отзывчиво на требования рынка и моды. А в некоторых случаях оно граничит с искусством. Дымковские глиняные игрушки (Вятская губерния), федоскинская лаковая миниатюра и жостовская роспись по металлу (Московская губерния) расходились по всей России.

Города в пореформенной России. Ускоренное развитие промышленности и торговли в пореформенный период вызвало к жизни новые города, преобразило некоторые старые, а другие лишило их прежнего значения. В 1871 г. из села Иванова и Вознесенского посада Шуйского уезда Владимирской губернии был образован город Иваново-Вознесенск — крупный центр текстильной промышленности. Сам же Владимир в это время почти остановился в своем развитии, как и два других древних города — Новгород и Псков.

Какие особенности промышленности россии вы могли бы отметить чем их можно объяснить. Смотреть фото Какие особенности промышленности россии вы могли бы отметить чем их можно объяснить. Смотреть картинку Какие особенности промышленности россии вы могли бы отметить чем их можно объяснить. Картинка про Какие особенности промышленности россии вы могли бы отметить чем их можно объяснить. Фото Какие особенности промышленности россии вы могли бы отметить чем их можно объяснить

Русский город XIX в.

На юге стремительно возвысился Ростов-на-Дону, ставший большим портовым городом и затмивший не только соседний Таганрог, но и Новочеркасск, столицу донского казачества.

Промышленные районы тесным кольцом сомкнулись вокруг Петербурга и отрезали его от моря. В Петербурге в это время насчитывалось 667 тыс. жителей. Он превратился в промышленно-капиталистический город с резкими социальными контрастами.

Москва быстро догоняла Петербург по численности населения (601 тыс. жителей) и тоже превращалась в промышленно-капиталистический город. Рабочий класс, скапливавшийся в Петербурге, Москве и других городах, в огромной своей массе состоял из пришедших на заработки крестьян. На время сева, покоса и жатвы они возвращались в свои деревни. В это время останавливались многие фабрики. С течением времени некоторые рабочие оседали в городе и порывали связь с деревней. Но этот процесс шел медленно, гораздо медленнее, чем росли ряды промышленного пролетариата. В 60—70-е гг. потомственные рабочие, не связанные с землей, составляли лишь небольшое ядро рабочего класса. В основном это были самые квалифицированные рабочие.

Третьим по величине городом стала Одесса, население которой превысило 100 тыс. человек. В Сибири в пореформенный период самым большим городом был Томск (33 тыс. жителей). Большой Сибирский тракт, проложенный в середине XIX в., сделал его основным центром сибирской торговли. Всего на тысячу человек меньше было население Иркутска. Тобольск, оказавшийся в стороне от тракта, почти не рос и терял прежнее значение.

В целом же промышленное развитие России в первое пореформенное 20-летие шло успешно. Торговля выявляла потребности рынка, потребности человека. На их основе формировалась легкая промышленность. На базе ее потребностей в машинах, а торговли — в средствах доставки товаров развивались транспорт и тяжелая промышленность.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Что говорит об успешном развитии промышленности России в первые пореформенные годы? 2. Какие особенности промышленности России вы могли бы отметить? Чем их можно объяснить? 3. Назовите основные ступени в развитии промышленности. Сравните их. Чем отличалось прохождение этих ступеней в России от подобных процессов в Западной Европе, США? 4. Что такое промышленный переворот? Когда он начался в России? Каковы особенности промышленного переворота в нашей стране? 5. Какое влияние промышленное развитие оказало на жизнь городов? 6. Охарактеризуйте железнодорожное строительство в России, его особое значение для развития нашей страны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *