Какие оттенки приобретает у коменского понятие природы в чем их педагогический смысл
Глава I. Зарубежная педагогика об использовании природы в воспитании ребенка
1.1. Я.А.КОМЕНСКИЙ О НЕОБХОДИМОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ С РАННЕГО ВОЗРАСТА
Я.А. Коменский (1592-1670 гг.) — выдающийся словацкий философ – гуманист, общественный деятель, ученый, педагог. Его деятельность протекала в эпоху общественных столкновений, в ходе которых в Европе возникла буржуазная формация, происходили революционные изменения в духовной культуре, пересматривалась концепция человека в мире. Он был современником Т. Кампанеллы, Галилея, Ф. Бэкона, Д. Бруно. Я.А. Коменский жил в период становления опытных наук и искренне приветствовал проникновение человека в тайны природы.
Я.А. Коменский занял видное место в борьбе прогрессивных сил против отживших норм средневековья в науке и культуре, в воспитании и образовании.
Коменский глубоко изучал природу, предпринял попытки создать «Пансофию» — энциклопедию знаний о природе и обществе. Природа, по его взглядам, являет собой отражение самого бога. Из этого представления о природе у него вытекает ряд глубоких выводов, важных для педагогики. Само понятие природы приобретает несколько своеобразных оттенков:
1. Проявления природы заслуживают исключительного внимания как проявления самого бога, а потому изучение природы необходимо. Коменский заявляет, что природа наряду с библией составляет своеобразную книгу и источник изучения не только мира природы, но проявлений бога.
Уже одного такого заявления достаточно, чтобы преодолеть средневековое невнимание к природе и взгляд на материальную сторону мира как на нечто низменное и греховное. В этом взгляде Коменского на природу заключается, несомненно, прогрессивное начало, созвучное со всеми открытиями и изобретениями эпохи;
2. Понятие природы у Коменского включает признак одушевленности. Он одухотворяет природу, приписывая ей следующие свойства: целесообразность, самопроизвольное движение каждой вещи к заложенному в ней богом.
Поскольку Коменский был педагогом, его занимал вопрос о природе человека. Пристальное внимание он уделял проблеме умственного развития и обучения дошкольников. Исходя из этого, он утверждал: знание должно быть доступно всем. Настаивая на посильности для детей знаний и умений, Коменский осуществлял один и важнейших принципов обучения: доступности этого процесса.
Педагогические идеи и взгляды Яна Амоса Коменского на роль природы в воспитании детей
Великий чешский (славянский) педагог Я. А. Коменский (1592–1670) на первое место в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста ставил предметы естественного цикла. Он предлагал с ранних лет знакомить детей с разнообразной природой, чтобы подготовить их к пониманию и усвоению основ наук на уровне следующей ступени обучения.
Образовательную программу для детей Я. А. Коменский называл условно средневековым термином «семь свободных искусств» – для того времени характерно пренебрежение знаниями о явлениях природы. Он же считал, что проявления природы заслуживают исключительного внимания как проявления самого Бога, а потому ее изучение необходимо. Природа наряду с Библией составляет своеобразный источник для изучения не только окружающего мира, но и проявлений Бога. Уже одного такого заявления достаточно, чтобы преодолеть средневековое невнимание к природе и взгляда на материальную сторону мира как на нечто неизменное и греховное.
В этом взгляде Я. А. Коменского на природу заключается, несомненно, прогрессивное начало созвучное со всеми открытиями и изобретениями эпохи. Понятие природы, по его мнению, включает признак одушевленности. В связи с этим, педагог приписывает ей следующие свойства: целесообразность, самопроизвольное движение каждой вещи к заложенному в ней богом.
Исходя из демократических воззрений, Я. А. Коменский утверждал: знание должно быть доступно всем, педагогам надо «учить всех всему», дети нуждаются в воспитании и правильном обучении, природные особенности ребенка можно развить только путем воспитания. «Никто не должен думать, – писал Я. А. Коменский, – что юношество само по себе и без усиленного труда может быть воспитано (в благочестивых добродетелях и науках)» (перевод книги «Школа детского возраста или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет») [22].
В наставлении к «Материнской школе» он указывал, что «… природа достаточно ясно показывает нам на многих вещах…насколько важно, чтобы ребенок в самые нежные годы своей жизни был хорошо воспитан и приобрел добрые привычки». И далее: «Как молодое деревце легче, нежели старое, уже окрепшее дерево, может быть направлено в ту или другую сторону, так человек в этом раннем возрасте легче, нежели в позднейшем может быть приучен ко всему, если только будут употреблены подходящие средства» [21].
Я. А. Коменский считал, что до шести лет ребенка надо воспитывать в семье, где первым учителем и воспитателем должна быть мать. В общей системе семейного воспитания педагог детально разработал семейную педагогику детей раннего и дошкольного возраста, уделяя пристальное внимание проблеме умственного развития и обучения дошкольников.
Я. А. Коменский выдвинул идею об обучении детей в процессе наблюдения. Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мы сумеем внушить ребенку, что и для чего он должен наблюдать, и насколько нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения. Природа влияет на развитие органов чувств, обогащает ребенка знаниями, формирует нравственные качества. Поэтому Я. А. Коменский предлагал знакомить детей с предметами природы в натуре. Ребенку нужно показывать животных, объекты природы и называть их. Рекомендовал руководить восприятием природы, упражнять детей в правильном назывании предметов и действий, ставя перед детьми вопросы: Что это такое? Что делает? Как это называется? Расскажи, что ты видишь? Он советовал воздействовать не только на память ребенка, но и главным образом развивать у него осмысленное восприятие и понимание явлений окружающего мира – это будет способствовать детской любознательности, усвоению системы знаний о природе. «Скоро дети станут понимать, что мы называем водою, что огнем, что ветром, что холодом, что жарой, что коровой, что собачкой, а также и некоторые общие различия естественных вещей. Это внушат им няньки, говоря: “Вот лошадь, вот птица, кошка и т. д.” На 4–5 – 6‑м году жизни они могут делать все большие и большие успехи в понимании тех же самых вещей так, что они будут знать, что такое камень, песок, грязь, дерево, сук, лист, цветок и прочее. Могут также узнать некоторые плоды: груши, яблоки, вишню, виноград и прочее. Также они могут назвать по имени внешние члены своего тела и знать вообще их действия. Показывая то или другое, называть, предлагая им это самое высказывать».
Я. А. Коменский определил программу обучения детей дошкольного возраста. Настаивая на посильности для детей знаний и умений, он осуществлял один из важнейших принципов обучения: доступности и занимательности этого процесса. Педагог выдвигает на первый план те же знания, которые можно обозначить термином «естествознание» в самом широком смысле слова. Он выделяет знания по физике; знания, касающиеся стихий (огня, воздуха, воды, земли) и явлений природы (дождь, снег, лед); знания богатств природы и ископаемых (свинец, железо); знания из области астрономии (ребенок должен узнать, что называется небом, солнцем, луной, звездами) и географии (место, где ребенок родился, живет (деревня, город), а также с тем, что такое лес, поле, луг, река, гора; ознакомление с названиями трав, цветов, птиц, животных, деревьев). В конце второго начале третьего года жизни, смотря на небо, малыш может устанавливать различие между солнцем, луной и звездами. На четвертом и пятом году следует знакомить детей с восходом и заходом солнца; на шестом году можно познакомить с тем, что зимой дни самые короткие, а ночи самые длинные, летом день длинный, а ночь короткая.
Ребенку следует дать знания о частях тела человека, их назначении (руки, ноги и т. д.). Важно знать некоторые единицы времени и времена года. Из оптики, он считает, достаточно знать и различать, что такое свет и тьма, тень, различать наиболее употребительные цвета, различия основных цветов: белого, черного, красного и т. д.
Я. А. Коменский призывал соблюдать принцип «концентричности» (концентрического расположения материала). Например, при ознакомлении со сведениями из оптики, он считал, что ее основой будет восприятие, созерцание того, что естественно свет – первое, что можно видеть. Нужно позволять смотреть на умеренный свет и на все, что блещет спокойно, а особенно на зеленый свет. На 2‑3‑м году упражнениями в оптике будет предложение рассматривать что-нибудь раскрашенное и цветное, показывать красоту небесного свода, деревьев, цветков, текущей воды. На 4‑м году жизни и в последующие годы область зрения нужно расширять еще больше: выводить из дома в огород, поле или к реке, чтобы можно было рассматривать животных, деревья, травы, цветы, то есть то, что доставляет удовольствие глазам.
Я. А. Коменский считал, что в течение первых шести лег детям необходимо сообщить систему научных знаний о природе, доступных их пониманию, наиболее простых по содержанию, конкретных, неразрывно связанных с их жизнью, опытом, играми. Знакомить детей с природой надо начинать с самых простых вещей, окружающих ребенка. Он предлагает изучать данные выше изложенных наук («обо всем понемногу»), имея в виду эмпирические знания, которые доступны ребенку посредством органов внешних чувств. И при этом высказывает мысль о том, что в этих элементарных познаниях детей уже кроется материал для будущего научного образования: «Я стремлюсь к тому, чтобы доказать, что корни всех наук и искусств, в каком угодно ребенке, растут уже в нежном возрасте и на этих основаниях строить все вполне возможно и не трудно, лишь бы только с разумным существом мы действовали умно, – писал Я. А. Коменский. – Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, черпали свою мудрость не из книг, но из содержания земли и неба, дуба и бука, то есть знали, изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах».
Если в природе невозможно показать детям те или иные предметы или явления, то следует использовать картины или модели. С этой целью он написал специальную книгу «Мир чувственных вещей в картинках», этот учебник предназначен для первоначальных занятий в семье и школе. Это был первый в истории учебной литературы учебник, снабженный многочисленными иллюстрациями (в нем 150 рисунков, исполненных самим Коменским с большим художественным мастерством). Она является своеобразной энциклопедией, содержит краткий обзор окружающего нас мира, состоит из рисунков с названием и описанием предметов природы (объяснения частей рисунка, выраженные специально для каждого предмета названиями). Неодушевленная природа представлена в 9 картинках, растительный мир – в 6, мир животных – в 16, все остальные картинки посвящены человеку, его происхождению, возрастным ступеням, элементам человеческого организма, деятельности людей.
Материал должен изучаться постепенно, считает Я. А. Коменский. Знания даны в плане усложнения в соответствии с принципами: от конкретного к отвлеченному (абстрактному), от общего к частному и более специальному, от простого к сложному, от близкого к далекому, от фактов к выводам. Наиболее ярко проявляется одна из идей великого педагога – идея реального энциклопедического образования (обо всем понемногу из всех областей наук).
Я. А. Коменский, критикуя современную ему схоластическую школу, считал, что правильное воспитание должно быть природосообразным, то есть отвечать законам природы. Человек для Я. А. Коменского выступает как часть природы. Он механически переносил законы природы на жизнь человека, не признавал социального воспитания, настаивал на том, что человек, руководимый природой, может дойти до всего, особенно если вооружить его методом «проникновения в тайны природы».
Поэтому в своих трудах Я. А. Коменский подчеркивал, что «точный порядок школы надо заимствовать от природы», следует исходить из наблюдений «над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях». В произведении «Великая дидактика» он раскрывает общие закономерности природы, применяя их к построению процесса обучения.
Природа тщательно приспосабливается к удобному времени.
Природа подготавливает себе материал, прежде чем начинает придавать ему форму.
Природа избирает для своего воздействия подходящий предмет.
Природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности в определенном порядке.
Всякое свое действие природа начинает изнутри. Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно.
Природа тщательно избегает всего противоречивого и вредного.
Предложенная Я. А. Коменским педагогическая система позволяет выделить следующее:
– природа влияет на развитие сенсорики ребенка, обогащает его знаниями, формирует нравственные качества;
– дошкольнику в материнской школе дается система научных знаний о природе, доступных его пониманию;
– изучение окружающей природы основывается на принципах наглядности, движения от простого – к сложному, с учетом активности и сознательности;
– ознакомление дошкольников с природой проходит под руководством взрослого.
Следует отметить, то ценное, что есть во взглядах Я. А. Коменского, положено в основу и нашло свое развитие в современной науке – методике ознакомления с природой и экологического образования детей дошкольного возраста.
Я.А.Коменский о необходимости ознакомления детей с природой с раннего возраста
Оглавление
Глава I. Зарубежная педагогика об использовании природы в воспитании ребенка
1.1. Я.А.Коменский о необходимости ознакомления детей с природой с раннего возраста
Вопросы и задания для актуализации знаний
1.2. Ж.Ж.Руссо о естественном воспитании детей в природе
Вопросы и задания для актуализации знаний
1.3. И.Г.Песталоцци о положительном значении восприятия детьми природы.
Вопросы и задания для актуализации знаний
1.4. Использование природы как источника умственного и нравственного воспитания в педагогической теории Ф.Фребеля.
Вопросы и задания для актуализации знаний
1.5. Природа как фактор воспитания в педагогической системе М.Монтессори.
Вопросы и задания для актуализации знаний
Глава II. Историческая ретроспектива взглядов отечественных педагогов на природу в развитии детей
2.1. К.Д.Ушинский о природе в первоначальном обучении детей.
Вопросы и задания для актуализации знаний
2.2. Взгляды Водовозовой Е.Н. на роль природы в воспитании детей до школы.
Вопросы и задания для актуализации знаний
2.3. Природа как среда развития и воспитания ребенка – дошкольника в теории Е.И. Тихеевой
Вопросы и задания для актуализации знаний
2.4. Практика работы по ознакомлению с природой в дореволюционных детских садах по методу Л.К.Шлегер
Вопросы и задания для актуализации знаний
2.5. А.Я. Герд о значении естественных наук в системе образования детей
Вопросы и задания для актуализации знаний
2.6. Задачи, содержание и методы ознакомления детей с природой в советский период
Вопросы и задания для актуализации знаний
Введение
Понимание современного состояния любой науки находится в прямой зависимости от знания истории ее возникновения и развития. Узнавая, как рассматривалась роль природы в воспитании детей классиками зарубежной и отечественной дошкольной педагогики, оценивая педагогические системы видных педагогов прошлого, необходимо учитывать историческую обстановку той эпохи, в которую они жили, их взгляды на законы развития природы и общества.
Частично знания по этим вопросам студенты получают при изучении курсов общей и дошкольной педагогики. Данное пособие призвано углубить и расширить сведения по методическому аспекту проблемы исследования природы как средства воспитания в педагогических системах прошлого.
Цель пособия — помочь студентам дневного и заочного отделений факультетов дошкольного воспитания педагогических колледжей и институтов изучить историю возникновения экологического образования дошкольников.
Необходимость создания пособия вызвана как отсутствием первоисточников, так и критической литературы по рассматриваемым вопросам, не считая изданий 20-30х годов.
Глава I. Зарубежная педагогика об использовании природы в воспитании ребенка
Я.А.Коменский о необходимости ознакомления детей с природой с раннего возраста
Я.А. Коменский (1592-1670 гг.) — выдающийся словацкий философ – гуманист, общественный деятель, ученый, педагог. Его деятельность протекала в эпоху общественных столкновений, в ходе которых в Европе возникла буржуазная формация, происходили революционные изменения в духовной культуре, пересматривалась концепция человека в мире. Он был современником Т. Кампанеллы, Галилея, Ф. Бэкона, Д. Бруно. Я.А. Коменский жил в период становления опытных наук и искренне приветствовал проникновение человека в тайны природы.
Я.А. Коменский занял видное место в борьбе прогрессивных сил против отживших норм средневековья в науке и культуре, в воспитании и образовании.
Коменский глубоко изучал природу, предпринял попытки создать «Пансофию» — энциклопедию знаний о природе и обществе. Природа, по его взглядам, являет собой отражение самого бога. Из этого представления о природе у него вытекает ряд глубоких выводов, важных для педагогики. Само понятие природы приобретает несколько своеобразных оттенков:
1. Проявления природы заслуживают исключительного внимания как проявления самого бога, а потому изучение природы необходимо. Коменский заявляет, что природа наряду с библией составляет своеобразную книгу и источник изучения не только мира природы, но проявлений бога.
Уже одного такого заявления достаточно, чтобы преодолеть средневековое невнимание к природе и взгляд на материальную сторону мира как на нечто низменное и греховное. В этом взгляде Коменского на природу заключается, несомненно, прогрессивное начало, созвучное со всеми открытиями и изобретениями эпохи;
2. Понятие природы у Коменского включает признак одушевленности. Он одухотворяет природу, приписывая ей следующие свойства: целесообразность, самопроизвольное движение каждой вещи к заложенному в ней богом.
Поскольку Коменский был педагогом, его занимал вопрос о природе человека. Пристальное внимание он уделял проблеме умственного развития и обучения дошкольников. Исходя из этого, он утверждал: знание должно быть доступно всем. Настаивая на посильности для детей знаний и умений, Коменский осуществлял один и важнейших принципов обучения: доступности этого процесса.
Системе школ, разработанной Коменским, предшествует материнская школа – дошкольное воспитание в семье, где основным воспитателем и учителем является мать. Главная задача материнской школы в умственном воспитании – научить ребенка правильно обращаться с предметами и распознавать их, т.е. в развитии восприятия, накоплении конкретных представлений о предметах и явлениях, в развитии мышления. Это поможет подготовке ребенка к систематическому обучению в школе.
По мнению Коменского, жажда знаний обнаруживается у ребенка в раннем детстве, с 2-3х лет. Ребенок входит во внешний мир при помощи «разведчиков» – органов чувств и осмысливания воспринятого разумом.
В книге «Материнская школа» Коменский наметил систематизированный круг первых представлений ребенка, его умений и навыков. В этом можно усматривать начало организованной образовательной работы в дошкольном возрасте. Здоровье ребенка, учет возраста и развития – вот два необходимых условия для обучения.
«Нашим детям в младенческом возрасте можно дать понимание природных и других явлений», — писал он. Но каким образом? Насколько позволяет нежный возраст, т.е. сообразно с их развитием. Большинство предлагаемых знаний, изложенных в «Материнской школе» в виде программы, конкретны, связаны с детской жизнью, охватывают предметы и явления, как мира природы, так и жизни людей, носят воспитывающий характер.
Центральной частью работы является IV глава, где Коменский предлагает программу обучения. В средневековых школах совершенно отсутствовало изучение явлений природы. Коменский же выдвигает на первый план те знания, которые можно обозначить термином «естествознание» в самом широком смысле слова. В естествознании он выделяет знания четырех видов: физики, оптики, астрономии и географии. К физике он относит знания, касающиеся стихий: огня, воздуха, воды, земли и явлений природы (дождь, снег, лед); знания богатств природы или ископаемых (свинец, железо). Сюда же он относит ознакомление детей с названиями деревьев, трав, цветов, птиц, животных, наконец, названия частей тела и их назначение: уши, ноги и т.д. Понятно, что во всех этих случаях Коменский предлагает ограничиться в дошкольном возрасте чисто эмпирическими представлениями об этих предметах и явлениях природы, т.е. сделать их доступными внешним органам чувств детей, научить их различать сходные предметы и явления природы и правильно их называть.
Коменский включает в программу занятий с детьми преддошкольного и дошкольного возраста такие разделы, как оптика, астрономия, география. В действительности же он имеет в виду самые элементарные и вполне доступные детям сведения. Из оптики, например, он считает, достаточным знать, что такое тьма и свет, а также различать и показывать самые употребительные цвета; из астрономии – названия небесных светил (солнце, луна, звезды); из географии – знакомство с местностью, где ребенок родился и живет (деревня, город, крепость или замок, поле, луг, лес, река, гора и т.д.).
Коменский совершенно справедливо подсказывает родителям и воспитателям глубокую мысль о том, что в этих элементарных познаниях детей уже кроется материал для будущего научного образования. Педагог писал: «Я стремлюсь к тому, чтобы показать, что корни всех наук и искусств в каком угодно ребенке растут уже в нежном возрасте, и на этих основаниях строить все вполне возможно и не трудно, лишь бы только с разумным существом мы действовали умно!».(СНОСКА: Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж..Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. М., 1987. С.95)
Коменский – сенсуалист. Его заслугой является то, что исходя из утверждения: «ничего нет в интеллекте, чего бы не было прежде в ощущениях», он в основу познания и обучения поставил чувственный опыт, теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности обучения. Великий чешский педагог установил «золотое правило» дидактики, согласно которому следует «все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».(СНОСКА: Там же. С.71)
«Нужно, — писал Коменский, — чтобы люди черпали свою мудрость не из книг, но из созерцания земли и неба, дуба и бука», в том случае если это почему-либо невозможно, следует обращаться к картинкам, изображающим предметы или к их моделям.
В 1658 году издается его книга «Мир чувственных вещей в картинках». Эта работа представляет собой наиболее отчетливый синтез педагогических воззрений Коменского в их практическом применении к системе обучения по его принципам. Главные идеи книги: признание внешних органов чувств главнейшими источниками познания; идея развития органов чувств у детей; наглядность преподавания; дидактические правила о переходе от конкретного к отвлеченному, от общего к частному и более специальному; от простого к сложному. Наиболее ярко сказывается здесь одна из излюбленных Коменским идей – идея реального энциклопедического образования.
Книга содержит краткий обзор окружающего нас мира, состоит из рисунков, наименований и описаний предметов. Рисунки – это изображения всех видимых вещей. Наименования – надписи и заголовки, выставленные над каждым рисунком. Описания – объяснения частей рисунка, выраженные специально для каждого предмета названиями.
Неодушевленная природа представлена в 9 картинках, растительный мир – в 6, мир животных – в 16, все остальные картинки посвящены человеку, его происхождению, возрастным ступеням, элементам человеческого организма, деятельности людей (см. Приложение 1).
Я.А. Коменский был уверен в том, что «человек, руководимый природой, может дойти до всего».
В своих трудах Я.А. Коменский подчеркивал, что «точный порядок школы надо заимствовать от природы», что следует исходить из наблюдений «над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях». В своем знаменитом сочинении «Великая дидактика» он формулирует общие закономерности природы, применяя их к обучению и тем самым показывает как следует строить процесс обучения:
1. Природа тщательно приспособляется к удобному времени.
2. Природа подготавливает себе материал прежде чем начинает придавать ему форму.
3. Природа избирает для своего воздействия подходящий предмет.
4. Природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке.
5. Всякое свое действие природа начинает изнутри.
7. Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно.
8. Начав что-либо природа не останавливается, пока не доведет дело до конца.
9. Природа тщательно избегает всего противоречивого и вредного.
Я.А. Коменский считал человека частью природы, составной пангармонии (идеи, согласно которой все в мире согласовано между собой), все в природе, включая человека, подчинено единым законам. Эта мысль имеет важное значение для современного понимания экологических проблем, которые приобрели в настоящее время всеобщий характер.
Понятие Вселенной у Коменского ассоциировалось с тремя мирами – миром божественных идей, миром видимой природы, миром созданного творческой деятельностью человека. Они взаимосвязаны между собой, в них действуют одни и те же законы и царит строгий порядок. Я.А. Коменский полагал, что человек, познавая мир природы, познает свою деятельность и божественное начало.
Завершая обзор взглядов Коменского, следует отметить:
1. Природа влияет на развитие сенсорики ребенка, обогащает его знаниями, формирует нравственные качества.
2. Дошкольнику дается система научных знаний о природе, доступная его пониманию.
3. Изучение окружающего мира основывается на принципах наглядности, движения от простого к сложному с учетом активности и сознательности.
4. Ознакомление с природой проходит под руководством взрослых.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
1. Какие оттенки приобретает у Коменского понятие природы? В чем их педагогический смысл?
2. Что представляет собой программа по естествознанию?
3. На каких основных принципах предлагает строить обучение Коменский?
4. Какова главная идея книги «Мир чувственных вещей в картинках»?
5. В чем значение принципа природосообразности Коменского для дальнейшей разработки идей экологического воспитания детей?
6. Как Вы понимаете выражение Я.А. Коменского «Все в мире согласовано между собой, и отдельные части целого несут в себе те же черты, что и целое»?
7. Прокомментируйте выражение: «Человек, руководимый природой, может дойти до всего».
8. Как Вы понимаете выражение: «Пансофия – важнейшее средство гуманизации человека»?