Какие реформы доказывают что монарх просвещенный
Просвещённый абсолютизм: политика монархов Европы
Просвещённый абсолютизм — это политика, проводимая европейскими правителями во второй половине XVIII века. Она была направлена на разрушение феодальных отношений и освобождала дорогу зарождающемуся капиталистическому строю. Мысль о «просвещённом монархе» принадлежала французским просветителям Вольтеру, Монтескье, Дидро, Руссо, которые сформулировали теорию просвещенного абсолютизма, основанную на новых разумных началах.
Основы эпохи просвещённого абсолютизма
Просвещённый абсолютизм преобразовывал общественную жизнь государств.
Монархи с помощью советников, опираясь на учения французских философов, модернизировали системы управления страной, что сопровождалось формированием основ буржуазного общества.
Основные признаки этой политики:
Цели реформ
Основоположником теории разумного управления государством называют английского философа-материалиста Томаса Гоббса. Просвещённая монархия должна была учитывать, что, кроме абсолютной власти, у неё есть обязанности перед гражданами страны. Реформы предполагали:
Фридрих II Прусский (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790) воплотили в себе два направления, характерные для эпохи реформирования.
Фридрих был консерватором и лишь освещал новыми философскими идеями и понятиями прежнюю политику своей династии. Иосиф II относился к революционерам и попытался реформировать государственный строй Австрии, сообразуясь с философией Просветителей.
Правление Екатерины II
В России эпоха просвещённого абсолютизма связана с годами царствования Екатерины II Великой. Екатерина состояла в переписке с Вольтером и взяла лучшее из идей просветителей. Она инициировала созыв Уложенной комиссии по систематизации законов.
Созданный Екатериной II «Наказ» заимствовал идеи просветителей, приспосабливал их к российским условиям и способствовал укреплению абсолютистского государства путём создания социальной поддержки со стороны дворянского класса.
Крестьянство, составлявшее 90% населения России, не получило облегчения своего положения. Реформы частично были популистскими и служили укреплению образа императрицы как просвещённой царственной особы, заботящейся о благе своего народа. Преобразования в период царствования Екатерины II:
Нужно заметить, что кардинальное изменение устоев общества не могло пройти легко.
Эпоха просвещённого абсолютизма в России во время царствования Екатерины II не произвела полного реформирования государства, а только заложила основы будущих изменений.
Просвещенный абсолютизм
Всего получено оценок: 493.
Всего получено оценок: 493.
К концу XVI века в Европе складываются три государства с ярко выраженной централизованной властью: Англия, Франция и Испания. Форма правления власти в этих странах получила название абсолютизма.
Общая характеристика просвещённого абсолютизма
Абсолютизм характеризуется неограниченной властью монарха, который опирается на регулярную армию и разветвлённый аппарат чиновников. Все мероприятия церкви полностью зависели от воли короля. Церковь проповедовала мысль о “власти государя от Бога”.
Непрерывные войны, эпидемии чумы и оспы, социальные противоречия в обществе предопределили изменение политической системы Европы во второй половине XVIII века. Первыми признаками возникновения просвещённого абсолютизма были:
Все кратко перечисленные причины стали в дальнейшем основой политики просвещённого абсолютизма.
Просвещённый абсолютизм в Европе
Основы просвещённого абсолютизма заложил Томас Гоббс. Продолжателями этой идеологии стали философы-писатели Монтескье, Вольтер и Жан-Жак Руссо.
которые читают вместе с этой
Философами проводилась мысль о том, что государь вступивший на трон, должен обладать не только правами, но и обязанностями перед своим народом. Просвещённый абсолютизм был принят “на ура” не только монархами, но и передовой частью дворянства. Просвещёнными монархами принято считать Иосифа II-императора австрийского, Фридриха II- прусского короля, Густава III-шведского короля и тд. В России основы просвещённого абсолютизма заложила Екатерина II.
Несмотря на то что многие самодержцы считали себя просветителями и заигрывали с философами, как только речь заходила об ограничении в чём-либо верховной власти, игра в “доброго короля” подходила к концу. На самом деле монархи воспринимали политику просвещённого абсолютизма лишь как доктрину централизованной власти с небольшими уступками низшим сословиям, фабрикантам и части дворянства.
Реформы просвещённого абсолютизма
В 50-60-е годы XVIII века просвещённый абсолютизм достиг своего расцвета. Философы в этот период эпохи Просвещения, дали определение реформам, проводимым в Европе. По их мнению, преобразования начатые монархами, делались не в корыстных целях, а ради государства. Однако, не стоит забывать, что преобразования во многом зависели от личности правителя. У истоков реформ просвещённого абсолютизма стояли император Иосиф II и король Фридрих II. Хотя в Португалии и Испании реформы проводились не королями, а просвещённым дворянством и министрами.
Политика просвещённого абсолютизма, при всех своих либеральных начинаниях не могла принести желаемого эффекта в силу взаимообусловленности пережитков феодального строя. При попытке преобразовывать одну из сфер политики государства, рушилась другая, подобно карточному домику. Парадокс состоял и в том, что сами монархи боялись уже начавшихся реформ и стремились задавить их сверху.
Просвещённый абсолютизм в Пруссии, Австрии и Швеции
В следующей таблице можно увидеть примеры проводимых реформ в европейских странах, их сходства и различия:
В Польше, Англии и Франции политика просвещённого абсолютизма не нашла своего применения. В Польше главенствовала шляхта (дворянство) и король там имел второстепенное значение. Англия опережала по социальному и экономическому развитию страны Европы и просвещённый абсолютизм её миновал. Во Франции из-за близорукой политики нерешительных и слабовольных монархов Людовика XV и Людовика XVI, дело шло к кровавой бойне революции 1789 года.
Что мы узнали?
Из статьи мы узнали, о главной идее просвещенного абсолютизма. Реформы просвещенного абсолютизма были неполными и не находили удовлетворения среди различных слоёв населения. Проявлением недовольства масс и общественного кризиса стала Великая Французская революция, отзвуки которой волной прокатились по всей Европе.
Реформы просвещённого абсолютизма
Политика реформ, проводимая в 50 — 80-х гг. XVIII столетия абсолютными монархами Европы, впоследствии получила название просвещенного абсолютизма. Для усиления своих держав монархи и министры модернизировали государственный аппарат, судопроизводство, налоговую систему, образование и экономику. Зачастую реформы ущемляли привилегии высших сословий. Политика просвещенного абсолютизма не была чужда правителям германских и итальянских государств, Швеции, Дании, Испании, Португалии, России (Екатерина II).
Вольтер и другие властители дум того времени связывали надежды на лучшее будущее с деятельностью просвещенного монарха, «философа на троне», который своей властью сумеет преобразовать общество на началах разума. К таким идеальным мудрым государям, по мнению Вольтера, относились Генрих IV, Людовик XIV, Петр I, Екатерина II. Исходя из теорий народного суверенитета и общественного договора, просветители развивали мысль, что государь — носитель коллективной воли, первый слуга государства действует в интересах общего блага. Новые концепции монаршей власти идеологически обосновывали политику просвещенного абсолютизма. В сочинениях просветителей государи и министры легко находили аргументы, доказывавшие необходимость укреплять неограниченную власть монарха.
Идеи Просвещения вошли в моду и распространились в самых разных слоях общества, в том числе в правительственной и придворной среде. На призывы к реформам откликались высшие сановники и коронованные особы. Просветителей с почестями принимали при европейских дворах, давали им высокие государственные посты.
Реформаторы, исходя из постулата, что перед монархом и законом все равны, не останавливались перед ограничением сословных привилегий. Они проявляли заботу о положении крестьянства, поскольку с зажиточных крестьян государство могло взять больше налогов.
Важная составная часть политики просвещенного абсолютизма — принцип веротерпимости и стремление подчинить церковь светскому государству. Представители разных религиозных конфессий уравнивались в правах, упразднялись суды инквизиции, духовенство заставляли платить налоги, монархи могли своей властью сократить число монастырей и конфисковать церковную собственность. В конце 50 — 60-х гг. XVIII в. из Португалии, Франции, Испании и других католических стран были изгнаны иезуиты, а в 1773 г. Папе Римскому вообще пришлось упразднить этот монашеский орден (восстановлен в 1814 г.).
Церковь традиционно держала в своих руках все народное образование. Пытаясь ослабить ее и подчинить себе, монархи начали создавать светскую систему народного просвещения, выводя учебные заведения из ведения церкви. Начальные и средние светские школы организовывались на средства от продажи конфискованного имущества иезуитов и упраздненных монастырей.
Австрийский император Иосиф II, сын Марии Терезии, умный и образованный человек, воспитанный на идеях Просвещения, заявлял: «Я в своей империи сделал философию законодательницей». Став императором в 1765 г., Иосиф II первые 15 лет правил совместно с матерью, которая умело сдерживала реформаторский пыл сына. После смерти Марии Терезии в 1780 г. Иосиф II в полную силу занялся преобразованиями. Политика, направленная на усиление государства, стала гораздо более радикальной, авторитарной и отчасти утопичной.
Иосиф II замыслил широкую программу преобразований, желая усовершенствовать государственное устройство и улучшить жизнь подданных. Австрийский император стремился сделать свое государство единым и централизованным, разделил страну на новые округа, не считаясь с исторически сложившимися границами земель, отменил местные законы, обычаи и самоуправление. Полагая, что объединению страны мешает многоязычие, Иосиф II объявил единственным государственным языком немецкий. Он считал, что немецкий язык должен вытеснить как латынь (прежний государственный язык), так и все местные
языки и говоры.
Были отменены некоторые сословные привилегии дворян (все подданные уравнивались перед судом и получали право занимать любые государственные должности независимо от происхождения), крепостная зависимость крестьян, судебная и полицейская власть дворян над крестьянами. Крестьяне получили право жаловаться на дворян в суд.
Император — католик, масон и поборник религиозной терпимости — дал право всем подданным (лютеранам, кальвинистам, православным и иудеям) свободно исповедовать свою веру наравне с католиками. По приказу императора были упрощены некоторые церковные обряды, закрыто больше половины монастырей, а их имущество использовано на нужды просвещения и благотворительности. Заботясь о развитии народного просвещения, он ввел бесплатное всеобщее начальное образование и открыл семинарии для учителей.
Реформы просвещенного императора не встретили поддержки у большинства его подданных. Дворяне возмущались крестьянской реформой, уничтожением сословных привилегий и намерением государя заставить их платить налоги. Разные слои общества выражали недовольство ущемлением прав католической церкви и нарушением местных обычаев и традиций. Это привело к открытым восстаниям в Венгрии и Бельгии, где люди не желали мириться с насильственным насаждением немецкого языка. Император-реформатор умер в 1790 г., с горечью сознавая, что его попытка перестроить государство на началах разума и сделать подданных счастливыми не увенчалась успехом.
Просвещенным монархом-реформатором был и младший брат Иосифа II великий герцог Тосканский Петр Леопольд. Тоскана в XVIII в. представляла собой австрийское владение, управлявшееся герцогами из дома Габсбургов. В годы правления Петра Леопольда герцогство Тосканское обрело большую независимость от Австрии. В некоторых направлениях герцог — незаурядный человек, воспитанный на сочинениях французских просветителей, — сумел продвинуться дальше, чем его брат-император.
Когда он пришел к власти, его королевство насчитывало около 2 млн подданных, а в 1786 г., в год его смерти, — примерно 6 млн. Из второстепенной страны Пруссия превратилась в великую европейскую державу, а ее короля стали называть Фридрихом Великим. Широкомасштабная реформаторская деятельность Фридриха II, впечатлявшая многих современников, была продиктована в первую очередь заботой об усилении прусского государства и армии. Он хотел сделать страну богатой и процветающей, преодолеть ее отставание от экономически более развитых европейских держав.
Содержание большой, хорошо оснащенной армии и многочисленных чиновников требовало средств, которые поступали из карманов налогоплательщиков. Король заботился о том, чтобы в государстве не уменьшалось число налогоплательщиков, поэтому он неоднократно, хотя и безуспешно, издавал законы, запрещавшие дворянам сгонять крестьян с земли и захватывать их наделы. Государственные крестьяне получили право владеть землей и передавать ее по наследству.
Теория и сущность
Родоначальником теории считается философ Томас Гоббс. Ее суть заключается в идее построения сильного светского государства и установлении центральной власти. С одной стороны, абсолютизм впитал в себя многовековые традиции государственного устройства. Однако при этом он нес в себе и новые черты. Помимо прав, абсолютизм накладывал на монархов и обязанности.
В результате во многих европейских странах были проведены реформы, направленные на общее благосостояние и соблюдение государственных интересов.
Писатели и философы того времени с энтузиазмом приняли новые идеи. Один из наиболее известных пропагандистов абсолютизма — Вольтер. Причины реформ просвещенного абсолютизма заключались в попытке объединить философов и правителей и подчинить государство власти «чистого разума».
Изначально определение понятия просвещенной монархии включало в себя:
Проведенные реформы
Изменения, которые постигли общество в результате реформ, были направлены не только на государственный строй, но и на развитие отдельной личности. Они охватывали область экономики, административные и судейские вопросы, образование, церковь, сословные отношения и быт низших слоев. Однако законы по-прежнему принимались монархом и его министрами. Основные мероприятия политики просвещенного абсолютизма состояли в следующем:
Абсолютизм и духовенство
Распространение идей просвещенной монархии ограничило феодальные права не только светского дворянства, но и церкви. Это привело к обострению конфликтов между королевской властью и духовенством.
Абсолютизм выступал за всеобщее просвещение и одновременно осуждал религиозные католические традиции. Светские власти видели сильного противника в лице папской курии и стремились вывести государство из-под религиозного влияния. В католических странах эта борьба велась с особой жестокостью. Признаки наиболее сильного влияния духовенства отмечены в Испании и Португалии.
В итоге были проведены следующие реформы в этой сфере:
В Австрии император Иосиф не только ослабил влияние церковных властей и подчинил их светским. Он вмешался даже в религиозные обряды. Это вызвало возмущение среди народных масс.
Особенности в России
В России идеи просвещенного абсолютизма были восторженно приняты императрицей Екатериной II. Однако правительница не всегда полностью придерживалась духа и буквы западной философии.
Основной концепцией было равенство перед законом всех сословий. Однако императрица выстроила законодательство так, что дворяне имели особый статус при решении многих юридических вопросов. Примером может служить оформление особой «грамоты», которая запрещала конфисковать земли у дворянства, даже если те были осуждены за уголовные преступления. Все имущество передавалось наследникам. Кроме того, представители благородного сословия были избавлены от телесных наказаний.
Формально в российских городах и губерниях было введено местное самоуправление. На деле же основные должности были розданы наиболее влиятельным дворянским фамилиям. Бюрократия и взяточничество только еще более возросли.
Проведена была также полицейская реформа. Основной задачей ее было не допустить крестьянских восстаний, подобных тому, что произошло в 1773—1775 годах.
Для стимуляции развития экономики введены были соответствующие изменения:
Однако процесс развития сильно затормаживали особенности русского самосознания. В стране еще имели большое влияние феодальные устои. Крестьянство было пропитано духом рабства и не принимало новых технологий. В итоге во времена правления Екатерины Россия главным образом экспортировала за рубеж ресурсы — зерно, дерево, парусину и пр.
Просветительские идеи Екатерины тоже были несли в себе немало противоречий. Официально провозглашались идеи общественного образования. И одновременно подверглись жестоким репрессиям видные культурные деятели — Радищев, Новиков и другие. Реформы, касающиеся просвещения, никак не затронули низшие слои российского населения.
Таким образом, эпоха просвещенного абсолютизма Екатерины Великов заложила основы будущих перемен в истории страны, но не привела к быстрым грандиозным преобразованиям.
Отличительные черты в Европе
Изначально характеристики просвещенного абсолютизма предполагали, что монарх имеет не только безраздельные права, но и обязанности перед народом, которым он правит. Эту философию с восторгом приняли наиболее просвещенные и передовые дворяне и государи.
Однако на деле, как только дело доходило до обязанностей и ограничений для монарших особ, все заигрывания с философами сразу прекращались. Роль «доброго короля» не устраивала правителей. Для них это было прежде всего стремление к абсолютной централизованной власти. Допускались некоторые уступки дворянству, купцам и низшим классам.
Примеры проведения реформ в европейских странах приведены в таблице
Государство | Проведенные в это период реформы | Что осталось без изменений |
Австрия | · введено среднее образование; · отмена крепостного права; · крестьяне получили небольшие земельные наделы; · ограничена смертная казнь; · введена пошлина на ввоз товаров и сырья из других стран; · ограничены права католической церкви. | · запрет на выезд за пределы страны; · захват власти в Галиции и Венгрии; · цензура печати; · продление срока военной службы. |
Пруссия | · стало доступно начальное образование; · упорядочение работы финансовых и юридических органов; · защита интересов внутреннего производителя, введение пошлин на импортные товары; · помещики не вправе лишать наделов крестьян. | · запрещено покидать территорию стран; · цензура печати; · запрет свободы слова; · сохранялось крепостное право. |
Швеция | · введен закон о свободе слова и печати; · отменено ограничение для занятия высоких должностей; · свобода веры и религии; · повышение пошлин на ввезенные товары. | · полная зависимость парламента от воли монарха; · прекращение работы совещательных органов. |
Не во всех европейских государствах просвещенный абсолютизм нашел применение. В Польше решающая политическая роль принадлежала шляхте, а король имел скорее номинальное значение. Для Англии эта философия была неинтересна в принципе, поскольку страна значительно опережала своих соседей по экономическому развитию.
Французский трон в XVIII веке принадлежал слабым и нерешительным монархам. В результате дело закончилось кровавой революцией в 1789 году. Она стала последствием недовольства масс, поскольку проводимые реформы были неполными и не отражали интересов всех слоев населения.
Петровские преобразования. Реформы Петра I. Абсолютизм
Содержание:
В конце XVII века было ясно, что Россия отстаёт от европейских держав. Отставание в развитии обусловливалось неразвитостью экономики, военной сферы, культуры. Российский правитель Пётр I понимал, что страна нуждается в реформах.
Петровские преобразования
Первым действием Петра I стало укрепление южных границ России. С этой целью в 1695 году царь решил взять турецкую крепость Азов. Попытка была неудачной. Правитель понял, что для ведения победных военных действий, а также для защиты государства нужен флот. Пётр I немедленно приступил к его построению. В качестве места построения был выбран Воронеж. Строительство шло в ускоренном темпе. Всего за год удалось построить 2 больших судна, около 20 галер, около 1000 барок. За это время возросла и численность сухопутной армии. Уже в 1696 году Петр I предпринял вторую попытку взятия Азова. На этот раз крепость перешла в руки русской армии.
Следующим действием царя стала поездка в Европу в составе Великого посольства 1697-1698 годов. Целью посольства был поиск союзников для войны с Турцией. Во время поездки царь посетил:
В Европе русский царь вызывал недоумение. Он всё хотел попробовать сам, своими руками. В Голландии и Англии он под видом урядника Петра Михайлова нанялся плотником на судостроительную верфь. Он хотел самостоятельно пройти все стадии строения корабля. Также его интересовали многие другие области: артиллерия, медицина, изготовление бумаги. Удивление вызвало то, что ему нужно было всё попробовать самостоятельно, всему научиться и научить своих людей.
Различных мастеров Пётр и уговаривал ехать в Россию. Многих уговорить получилось. Но главной цели достигнуть не удалось. Этому помешал бунт стрельцов, организованный царевной Софьей.
Вернувшись домой, Петр I немедленно занялся этим вопросом. Однако он не оставил идею модернизации России по европейскому образцу.
Реформы Петра I
Реформы, проводимые Петром I, имели масштабный характер. Преобразования коснулись многих областей. Еще одной отличительной чертой было то, что правитель не имел конкретного плана действий. Все преобразования проводились бессистемно.
Военная реформа
Была сформирована регулярная армия, созданы рекрутские наборы. Офицеры стали проходить специальную подготовку. Старое снаряжение и экипировка заменялись на новые, по европейскому образцу. В военных преобразованиях Петр I отличился тем, что построил военно-морской флот. Общая численность армии на фоне изменений достигла 200000 человек.
Реформа государственного управления
В 1711 году Боярская дума была заменена на Сенат. В него входили 9 самых приближенных к царю чиновников.
В 1722 году у Сената появился руководитель – генерал-прокурор.
Что касается местного управления, были созданы 8 губерний, которые делились на провинции и уезды.
Приказы заменились коллегиями. Первые коллегии:
Каждая коллегия имела право заниматься только вверенными ей делами. Позднее по мере необходимости создавались и другие коллегии.
Церковная реформа
В церковном управлении царь тоже провел изменения. В 1721 году для этой цели он создал Святейший синод. Это было нужно, чтобы подчинить церковную власть. Отныне за работой церкви следил обер-прокурор.
Социальная реформа
В 1714 году был издан «Указ о единонаследии», согласно которому дворянское поместье с Боярской вотчиной объединялись в один класс. Вотчины отныне передавались к одному из сыновей, а остальные сыновья отправлялись либо в армию, либо на флот, либо на государственную службу.
В 1722 году введён «Табель о рангах», согласно которому разделялись придворная, гражданская и военная службы. Был определён порядок прохождения государственной службы.
Культурные реформы
Происходило создание школ различных направлений, появилась Академия наук. Выезд за границу для получения образования поощрялся.
При Петре I стала издаваться первая регулярная газета – «Ведомости». Появился музей – Кунсткамера.
Интересный момент! 1699 год стал самым коротким для русских людей. Он длился всего 4 месяца. В это время Петром I было перенесено празднование Нового года с 1 сентября на 1 января. Также был принят Юлианский календарь. До этого страна жила по Византийскому летоисчислению. По этой системе 1699 год приходился на 7208 год. А 7209 год так и не наступил из-за перехода на Европейское летоисчисление. Вместо него наступил 1700 год.
Экономические реформы
Происходило развитие промышленности. В этом вопросе выделились Урал и Петербург. Успехи были достигнуты в следующих областях:
Появилось много новых отраслей, например, судостроение. Со временем из промышленников стал образовываться костяк буржуазии.
Итогом реформ стало то, что Россия приблизилась в развитии к европейским государствам. Военная мощь страны заметно возросла.
Однако были и отрицательные стороны. Противостояние между верхними и нижними слоями общества усилилось. Обострился вопрос крепостничества.
Абсолютизм
Итогом проведенных реформ стал абсолютизм. Это явление означает сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека – монарха.
Позднее абсолютизм существовал еще при нескольких поколениях Романовых, пока развитие общественной мысли не положило ему конец.