Какие рынки выделяются в модели денежного оборота и в чем их суть
Денежный рынок
Денежный рынок — составная часть финансового рынка, структура, в которую входит предоставление и получение краткосрочных (как правило, до года) кредитов. Такие кредиты берутся для поддержания ликвидности, то есть возможности организаций отвечать по своим текущим обязательствам, а предоставляются с целью размещения временно свободных денежных средств.
К инструментам денежного рынка относятся:
— государственные краткосрочные ценные бумаги.
Одним из самых известных примеров данного сегмента в мире на сегодня является межбанковский рынок в Лондоне, индикаторы которого — ставки LIBOR и LIBID. Аналогичный рынок есть и в России. По некоторым оценкам, до мирового финансового кризиса его объем доходил до 25 млрд рублей в день, причем до 90% сделок заключались в Московском регионе. Более точно оценить размер российского сегмента не представляется возможным, так как большинство соглашений между банками заключаются непосредственно между дилерами по телефону, а публично выставляются лишь индикативные, то есть ориентировочные, котировки.
Денежный рынок позволяет организациям-заемщикам инвестировать средства в более долгосрочные проекты, при этом с привлечением их на меньшие сроки. Такой возможностью пользуются банки, что дает им возможность держать счета до востребования и предоставлять кредиты организациям. Подобные операции контролируются центральными банками, которые устанавливают нормативы ликвидности, для того чтобы избежать ситуаций, когда деньги должны поступить позже, чем их надо выплатить, то есть так называемых кассовых разрывов. Кроме того, ЦБ сами являются активными участниками денежного рынка, предоставляя кредиты коммерческим банкам для поддержания ликвидности.
В рамках кредитно-денежной политики центробанки, включая Банк России, выступают не только кредиторами, но и заемщиками. Операция, когда ЦБ занимает деньги на рынке, приводит к сокращению денежной массы в обращении. Этот процесс принято называть стерилизацией денежной массы, и он является одной из эффективных мер противодействия инфляции.
Частные лица тоже принимают участие в денежном рынке — размещая срочные вклады в банках, покупая краткосрочные ценные бумаги. Кроме того, оставляя деньги на расчетном счете, клиент также в той или иной степени финансирует банковские операции.
Так как в России на сегодняшний день большинство заимствований предоставляется на срок не более года, то все они относятся к денежному рынку.
Что такое денежно-кредитная политика простыми словами
С конца XVI века идея свободного рынка бередит умы экономистов и философов. Но пока она остается утопией. На современном этапе вмешательство государства в экономические процессы неизбежно. Осуществляется оно посредством денежно-кредитной политики (ДКП).
Суть денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика – это комплекс государственных мер по управлению финансовыми потоками в стране. Она позволяет регулировать состояние кредитного рынка, контролировать деятельность коммерческих банков, воздействовать на деловую активность и совокупный спрос. По-другому ее еще называют монетарной политикой.
Основная цель ДКП – обеспечение стабильности цен и низкой инфляции. Чем ниже уровень инфляции, тем более благоприятны условия для жизни и ведения бизнеса. Поддержание ценовой стабильности помогает решить сразу несколько актуальных для государства проблем:
Кто определяет и на что влияет
За реализацию денежно-кредитной политики государства отвечают специальные финансовые организации – их называют регуляторами. В России это Центральный банк, в США – Федеральная резервная система, в Евросоюзе – Европейский центральный банк. Они обладают определенной автономностью, поэтому защищены от давления госструктур и политических институтов.
Монетарная политика проводится в русле экономической стратегии государства и не должна противоречить ей. Ежегодно регуляторы совместно с правительством утверждают ее основные направления и публикуют в свободном доступе.
ДКП затрагивает всех субъектов финансовых отношений: банковский сектор, бизнес-структуры, простых граждан. Не всегда это влияние очевидно и понятно последним. Рассмотрим на примере.
Не так давно Дмитрий узнал, что Центробанк повысил ключевую ставку с 6,75% до 7,5%. Юноша никогда не сталкивался с этим понятием, поэтому решил навести справки.
Он выяснил, что ключевая ставка – это минимальный процент, под который государство кредитует коммерческие банки. Ее рост приведет к удорожанию займов для бизнеса и населения. Но есть и положительный момент – вырастут проценты по вкладам.
Дима в ближайшее время не собирается брать кредит и размещать деньги на депозите. Поэтому делает вывод, что повышение ключевой ставки никак его не коснется.
Но это не так. Текущая ситуация приведет к тому, что люди и компании менее охотно будут брать кредиты. Соответственно – меньше тратить.
Денежный оборот сократится, спрос на товары и услуги снизится, цены перестанут так быстро расти. Дмитрий сможет позволить себе купить больше товаров на свою зарплату.
Инструменты
В арсенале финансовых регуляторов есть несколько инструментов воздействия на экономические процессы. Как правило, они применяются комплексно и дополняют друг друга. В РФ они закреплены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» № 86-ФЗ.
Про нее мы уже сказали. Это главное «оружие» Центробанка в борьбе за ценовую стабильность. С помощью ключевой ставки регулятор поддерживает оптимальный объем денежной массы в обращении.
Резервные требования – метод контроля за соблюдением коммерческими банками своих обязательств. ЦБ определяет минимальный размер активов, который банки должны направить в резерв. Чем ниже норма резервирования, тем больше у банков возможностей для кредитования населения и бизнеса.
К ним относят куплю и продажу ценных бумаг, в основном облигаций федерального займа (ОФЗ). Выкуп Центробанком ОФЗ увеличивает объем денежной массы в обращении, а продажа – сокращает.
Помимо трех основных инструментов есть еще несколько дополнительных:
Иногда в качестве инструмента монетарной политики государства выступают публичные заявления и письма руководства центральных банков. В них приводятся рекомендации для кредитных организаций.
Например, в информационном письме от 22.10.2021 № ИН-06-59/83 ЦБ РФ рекомендовал банкам реструктурировать займы физлицам и предпринимателям, испытывающим трудности с выплатами на фоне эпидемии COVID-19.
Методы
Суть ДКП заключается в осуществлении контроля над денежной массой. Регулятор следит за тем, чтобы в свободное обращение не поступало слишком много денег. Если это происходит, спрос на товары начинает обгонять их производство.
В перспективе дисбаланс на рынке может привести к очень неприятным последствиям. Инфляция – лишь одно из них. Чтобы их избежать, государство использует два вида методов – прямые и косвенные.
Это меры административного контроля за деятельностью банков. Они имеют форму инструкций и предписаний, издаваемых ЦБ от лица государства. К ним относятся:
Эти методы активно применяются развивающимися странами. Также они характерны для плановой административно-командной экономики. Развитые государства прибегают к ним только в крайних случаях.
С помощью прямых мер можно добиться быстрого и ощутимого результата. Но достигается он за счет грубого вмешательства в рыночные процессы и подавления естественной конкуренции. Кроме того, жесткий контроль способствует оттоку финансовых средств на неконтролируемые («серые») рынки или за пределы страны.
Государство воздействует на финансовый сектор не напрямую, а с помощью доступных рыночных инструментов – они перечислены в предыдущем пункте. Каждое кредитное учреждение проводит собственную независимую финансовую политику.
Преимущество этой модели перед предыдущей – в более мягком и деликатном воздействии на рынок. Методы можно корректировать по ходу их внедрения, чтобы добиться лучших показателей.
Выделяют два вида монетарной политики: мягкая (стимулирующая) и жесткая (сдерживающая). Выбор осуществляется в зависимости от экономической ситуации. Если экономика переживает спад, государство «смягчает» политику и вводит стимулирующие меры. Это позволяет «оживить» рынок.
Если же наблюдается бурный экономический рост, регулятор вынужден запустить сдерживающие процессы. Иначе происходит скачок цен и рост инфляции.
Ее еще называют политикой «дешевых» денег. Направлена на стимулирование экономики за счет увеличения денежной массы в обращении и скорости ее оборота. Это достигается следующими методами:
Доступность кредитов как для коммерческих банков, так и для населения растет. За счет этого увеличивается количество заемщиков и общие траты людей. Параллельно происходит отток денег с банковских вкладов в сторону фондового рынка. Все это в конечном итоге оживляет экономику.
Но есть и неприятные последствия. Повышение спроса влечет за собой рост цен и разгон инфляции. Тогда регулятор вынужден развернуть монетарную политику на 180 градусов.
Или по-другому – политика «дорогих» денег. Она направлена на сокращение денежной массы в обращении и снижение инфляции. Характеризуется следующими процессами:
Удорожание кредитов приводит к снижению уровня потребления. Падает спрос на товары, а вместе с ним и инфляция. Проценты по вкладам растут, и финансовые потоки населения с фондового рынка перетекают в банки. Развитие экономики замедляется.
Этот процесс сопровождается укреплением национальной валюты. Она становится более привлекательной для иностранных инвесторов.
Государства вынуждены постоянно лавировать между мягкими и жесткими мерами, чтобы сгладить существующие противоречия. В странах с развитой экономической системой рыночные процессы более совершенны, поэтому вмешательство правительства минимально.
Развивающиеся государства вынуждены постоянно держать руку на пульсе, чтобы не допустить резкого снижения уровня жизни населения в результате повышения инфляции.
Сторонников мягкой ДКП называют «голубями», а последователей жесткой – «ястребами». Между ними ведется идеологическая борьба. Первые уверены, что экономический рост в конечном итоге приведет к снижению инфляции за счет повышения конкуренции. Поэтому его не нужно искусственно тормозить. Вторые относятся к этой идее скептически и ратуют за борьбу с инфляцией на государственном уровне.
История показала, что стремительный рост экономики – не всегда благо. Он приводит к истощению ресурсов и загрязнению окружающей среды.
В последнее время все больше стран обращают свой взор в сторону зеленой экономики. Не исключено, что в скором времени появятся новые виды денежно-кредитной политики, направленные на сохранение природных ресурсов.
Денежно-кредитная политика России
Основной целью ЦБ РФ на протяжении последних лет является поддержание инфляции на уровне 4%. Такая политика называется таргетированием инфляции (от англ. target – «цель»). Главным ее «оружием» служит ключевая ставка.
Руководство Центробанка устанавливает размер ключевой ставки восемь раз в год в соответствии с заранее утвержденным графиком. Каждое решение сопровождается разъяснением его причин и предсказанием возможных последствий, чтобы все субъекты финансового рынка могли планировать свою деятельность.
При режиме таргетирования инфляции валютный курс формируется под влиянием спроса и предложения. В 2014 году Центробанк отпустил рубль в «свободное плавание», то есть перестал вмешиваться в процессы на внутреннем валютном рынке.
Теперь курс рубля отражает его реальную стоимость относительно мировых валют. Но регулятор оставляет за собой право корректировать его в случае возникновения серьезных финансовых угроз.
Ежегодно ЦБ публикует документ, который называется «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики». В нем перечислены:
В начале сентября 2021 года Центробанком был опубликован проект основных направлений ДКП на 2022 год. При оптимистичном сценарии уровень инфляции вернется к отметке в 4–4,5% к концу 2022 года. Размер ключевой ставки будет колебаться в пределах 7,5–8,3%. Но существует риск, что пандемия COVID-19 внесет свои коррективы в эти цифры.
Не дожидайтесь, пока ключевая ставка снова повысится. Оформите кредит на развитие бизнеса в Совкомбанке прямо сейчас. Для корпоративных клиентов действуют специальные условия.
Денежный рынок – эффективный регулятор экономических отношений
Краткосрочные депозитно-ссудные операции формируют денежный рынок. Как функционирует рынок? Какие операции регулируют экономические отношения его участников?
Субъекты, инструменты денежного рынка
Развитие кредитных, валютных отношений обусловило формирование как внутреннего, так и международного рынка денег, где его участники используют такие инструменты денежного рынка:
Субъекты денежного рынка:
Роль инструментария – выдача краткосрочных займов, временное размещение свободных денег, при этом за короткий период происходит осуществление крупных финансовых операций.
Финансовая составляющая рынка обеспечивает движение, увеличение оборотного капитала фирм, наращивание вкладов, получение кратковременных кредитов предприятиями, государством, гражданами, формирует краткосрочные банковские ресурсы.
Институционная модель денежного рынка
Взаимосвязь между экономическими субъектами (те, кто накапливает, занимает деньги и финансовые посредники), реализуемая через потоки денег, финансовые инструменты, отражает институционная модель денежного рынка.
Кредиторами могут выступать семейные хозяйства, физические лица, правительственные структуры, предприятия, местное самоуправление, иностранные предприниматели. Они же могут быть и заемщиками, однако основную долю займов занимают организации.
Взаимоотношения участников денежного рынка можно отнести к двум секторам финансирования:
Прямое финансирование подразумевает непосредственную связь продавцов, покупателей. Опосредованное кредитование происходит через финансовых посредников.
Какие формы денежного рынка бывают?
Юридические лица, которые ищут финансы для развития, и фирмы, население, которые предоставляют им средства, образуют формы денежного рынка:
Благодаря эффективной взаимосвязи между формами денежного рынка государственные органы могут получать ссуды для покрытия дефицитного бюджета, решения неотложных финансовых вопросов.
Раздел 3. Роль государства в экономике
Цель данного раздела – понять, почему и как правительство может регулировать экономику.
Тема 1. Кредитно-денежная и финансовая системы
Цель : разобраться в структуре кредитно-денежной и финансовой систем страны.
Оглавление
1.1. Кредитная система. Банковские операции
Кредитная система представляет собой совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных кредитно-финансовых учреждений, создающих и предоставляющих денежные средства.
В разных странах кредитная система имеет разную структуру, однако имеет и общие черты. Так, в любой стране она состоит из Центрального банка (ЦБ), коммерческих банков, специализированных банковских учреждений (инвестиционных, внешнеторговых, ипотечных и др.), а также различных кредитно-финансовых учреждений небанковского типа: страховых, финансовых компаний, пенсионных фондов, сберегательных касс. Функции Центральных банков таковы: они осуществляют руководство всей кредитной системой страны, хранят ее золотовалютные резервы, ведут финансовые операции правительства, хранят временно свободные средства и обязательные резервы коммерческих и других банков, предоставляют им в случае необходимости кредиты, обладают монопольным правом эмиссии банкнот.
Основные функции коммерческих банков – привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов, посредничество в платежах и др.
Государство не только определяет порядок создания коммерческих банков, но и использует систему регулирующих нормативов, контролирует их деятельность. Коммерческие банки могут начать операции только после получения соответствующей лицензии.
Остальные многочисленные специальные финансово-кредитные институты выполняют различные вспомогательные функции. Их деятельность, дополняя операции коммерческих банков, обычно распространяется на такие сферы кредитования, которые являются невыгодными или рискованными для частных банков.
Особое место в кредитной системе занимают фондовые биржи, главной целью которых является обеспечение эффективного рынка для продажи и покупки ценных бумаг, создание капитала для промышленности.
Кроме национальных кредитно-финансовых институтов существуют межгосударственные: Международный валютный фонд (МВФ), международный банк реконструкции и развития (МБРР), Банк международных расчетов и др.
Банковские операции делятся на пассивные (с помощью которых образуются банковские ресурсы) и активные (посредством которых банки размещают эти ресурсы).
Банковские ресурсы включают: собственные капиталы, складывающиеся из акционерного первоначального капитала, резервов и накопленной прибыли, и вклады (депозиты), принимаемые банками у клиентов.
Активные операции банков включают срочные и бессрочные ссуды, которые они выдают своим клиентам. Срочные – погашаются по истечении определенного срока, бессрочные – в любое время.
Банковская прибыль (маржа – margin ) складывается из разницы между полученными процентами по ссудам и выплачиваемыми процентами по вкладам. Кроме того, в банковскую прибыль входят доходы на собственный капитал банка, помещенный в ссуды и инвестиции.
Чистая прибыль равна разнице между валовой прибылью и расходами по ведению банковских операций.
Интерес представляет анализ структуры баланса Центрального банка (табл. 1).
Структура баланса Центрального банка
Валютные резервы (ВР)
Ценные бумаги (ЦБ)
Займы финансовым институтам (ЗФИ)
Займы правительству (ЗП)
Прочие активы (ПА)
Депозиты финансовых институтов (ДФИ)
Депозиты правительства (ДП)
Прочие пассивы (ПП)
1.2. Деньги и денежные агрегаты. Спрос на деньги
Деньги – главная движущая сила рыночной экономики. По состоянию финансового рынка можно судить о «здоровье» экономики, анализировать инфляционные процессы, циклические колебания, механизм достижения равновесия в экономике. Воздействуя на финансовый рынок, можно управлять экономической активностью общества.
По поводу сущности, природы, причин возникновения денег и их роли в экономике ведутся непрекращающиеся споры со времен древнегреческих философов. Для практических целей достаточно такого определения: деньги – это определенная материальная субстанция, принимаемая людьми в качестве оплаты за товары и услуги и для погашения долгов. Они являются декретированными деньгами (fiat money, legal tender), т. е. назначенными правительством в качестве законного средства платежа. Они основаны на доверии. В периоды инфляции доверие к ним падает, начинает развиваться натуральный обмен.
Основные функции денег: мера стоимости, средство обращения и средство платежа (средство обмена), средство сбережения или накопления богатства.
Количество наличных денег в стране контролируется государством (монетарная или денежная политика). На практике эту функцию осуществляет Центральный банк.
Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты – по критерию убывания степени ликвидности:
М1 = наличные деньги + чековые вклады («деньги для сделок»).
М2 = М1 + нечековые сберегательные вклады и небольшие срочные вклады (обычно до 4-х лет).
L = М3 + краткосрочные государственные облигации, коммерческие ценные бумаги высокой степени надежности и ликвидности, межбанковские обязательства.
При анализе текущей экономической активности общества, при определении спроса и предложения денег обычно используется М1.
Спрос на деньги (спрос на ликвидность) – это потребность в определенном запасе денег. Он определяется двумя основными функциями денег – быть средством обращения и средством сохранения богатства.
На этой основе спрос на деньги обычно делят на две части: спрос на деньги для сделок – трансакционный спрос (L d t) и спрос на деньги со стороны активов – спекулятивный спрос (L d a).
Трансакционный (transactio) спрос – здесь деньги выполняют функцию средства обмена: обслуживают куплю-продажу товаров, выплату заработной платы, оплату материалов, электроэнергии и т. д. L d t изменяется пропорционально номинальному ВНП.
Поскольку на трансакционный спрос ставка процента не влияет (это – некоторое упрощение), то на представленном графике (рис. 1) – L d t – вертикальная линия:
Рис. 1. Трансакционный спрос на деньги
Спрос на деньги со стороны активов, или спекулятивный спрос, объясняется следующим. Преимуществом денег является их ликвидность. Однако в таком случае они не приносят дохода. Поэтому люди склонны держать свои активы не только в наличных деньгах, но и в акциях, облигациях. При этом приходится решать, сколько финансовых активов и в какой форме держать. Решение зависит от ставки процента: чем она выше, тем привлекательнее ценные бумаги, тогда количество активов в форме наличных денег будет небольшим. И наоборот.
Исходя из этого, кривая L d a имеет следующий вид:
Рис. 2. Спрос на деньги со стороны активов
Общий спрос на деньги:
Рис. 3. Общий спрос на деньги
Итак, спрос на деньги означает общее количество денег, которое люди хотят иметь для сделок и в качестве активов при каждой возможной величине процентной ставки.
1.3. Предложение денег. Равновесие на денежном рынке
Предложение денег в экономике осуществляет государство через Центральный банк, поэтому предложение денег – это количество денег, предлагаемое ЦБ страны на денежном рынке.
Большинство экономистов считает необходимым управлять денежным предложением, т. е. обеспечивать количество денег в обращении, необходимое для деловой активности, чтобы способствовать полной занятости, стабилизации цен и нормальному темпу экономического роста.
Казалось бы, коммерческий банк только берет деньги у одних (тех, кому они временно не нужны) и передает другим. Но в действительности банки и сами могут производить деньги.
Современная банковская система – это система с частичным резервным покрытием : только часть своих депозитов банки хранят в виде резервов для выдачи наличных денег, а остальные используют для выдачи ссуд. Этот процесс можно рассмотреть на следующем примере.
Предположим, банковские резервы R=10 %.
Банк № 1, получив вклады, отдает кредиты на 90 ден. ед. Теперь вкладчики по-прежнему имеют на счетах 100 ден. ед. Но и заемщики имеют 90 ден. ед. Общее количество денег равно 190 ден. ед. Кредиты используют на покупку товаров, продавец которых размещает полученную выручку, к примеру, в банке № 2. Этот процесс продолжается.
Однако данный процесс является обратимым – деньги уничтожаются, когда ссуды выплачиваются. Но тот факт, что стремящиеся к прибыли банки имеют тенденцию менять денежное предложение, обусловливает необходимость контроля Центрального банка за денежным предложением.
.
В приведенном примере m = 1\10*100 = 10. Первоначальный вклад в 100 ден. ед. поддерживает сумму в 1100 ден. ед.
Равновесие на денежном рынке предполагает равенство количества предлагаемых денежных средств количеству денег, которое желают иметь у себя население и предприятия (см. рис. 5).
Рис. 5. Равновесие на денежном рынке
1.4. Структура финансовой системы
Финансы выражают систему отношений, которая связана с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств. Финансовая система включает в себя следующие звенья: бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные доходы предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур, прочие специальные денежные фонды.
Выделяют финансы хозяйствующих субъектов, населения и государства.
Финансы хозяйствующих субъектов – это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. Основным показателем состояния этих финансовых отношений является счет прибылей и убытков отдельных хозяйствующих субъектов.
Доходную часть финансов населения образуют первичные доходы семей, расходную – все расходы и сбережения.
Государственные финансы формируют центральную часть всей финансовой системы, а их ведущим звеном является государственный (федеральный) бюджет доходов и расходов государства. С его помощью государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение ВНП.
Денежные фонды образуются и используются под воздействием сложных распределительных отношений, требующих финансового контроля. Контроль за выполнением доходной части бюджета обеспечивается финансовыми, налоговыми, таможенными и другими органами. Руководство осуществляют Министерство финансов РФ, Государственная налоговая служба России, таможенные органы.
Развитие акционерных форм собственности привело к созданию института независимого внешнего финансового контроля – аудита.
Бюджетная система представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений государства и местных органов власти.
Структура бюджета зависит от государственного устройства страны. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двухярусное построение – государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством (США, ФРГ, Россия) имеется еще промежуточное звено – бюджеты штатов, земель, республик (см. рис. 6).
Рис. 6. Структура бюджетной системы России
Структурно любой бюджет включает две части: доходы субъекта (государства, территории) и его расходы.
Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для выполнения своих функций. Это – годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны, республики (штата) или муниципальным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.
Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, превышающими темпы роста ВНП.
Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп – носителей различных социально-экономических интересов в стране. Это компромисс между собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения собственности, доходов и заработной платы; по поводу бюджетных расходов на социальные цели. Это также компромисс между государственными и местными интересами, промышленными и сельскохозяйственными районами в распределении налогов и бюджетных дотаций. Каждый такой компромисс сопровождается политической борьбой.
Расходы бюджета показывают направления и цели бюджетных ассигнований. Доходы складываются из налогов, государственных займов, а также поступлений так называемых внебюджетных и целевых фондов.
Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств ( профицита), который переводится в доходы бюджета следующего года или используется на покрытие непредвиденных расходов.
Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается внутренними и внешними государственными займами. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, у пенсионного) и в порядке получения кредитов у банков.
Бюджетный дефицит может быть покрыт путем дополнительной эмиссии денег. Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях – во время войн, длительных кризисов. Однако следует иметь в виду, что результатом этого является неконтролируемая инфляция.
В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный блок-предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной власти. Эмиссионный банк не обязан финансировать правительство – таким образом ставится заслон инфляционному взрыву, который мог бы произойти, если бы деньги печатались по желанию правительства.
1.5. Причины бюджетного дефицита. Государственный долг
В экономической теории выделяют следующие виды бюджетного дефицита:
Особо следует обратить внимание на четвертый вид бюджетного дефицита. Он включает в себя два аспекта. Первый – в качестве своей причины имеет расстройство хозяйства, его низкую доходность и стагнацию. Возможности ликвидации дефицита заключены в тех или иных преобразованиях в самом хозяйстве, в обеспечении его подъема.
Основы второго заложены в плохой работе финансовой системы, неумении найти доходы, изъять их без нанесения ущерба экономике, удержать расходы на уровне доходов. Неблагоприятную роль играют здесь попытки необоснованного увеличения заработной платы, пенсий и других выплат населению. Эти меры обусловлены социальными требованиями, но если это станет стимулом возрастания инфляции, то тогда уже «финансовый» по своему происхождению дефицит станет основным и будет оказывать разрушающее влияние на экономику.
В качестве непосредственных причин бюджетного дефицита выделяются:
Сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время профицитов составляет государственный долг.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Эта связь проявляется в следующем. С одной стороны, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. С другой – определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита, невозможно без анализа величины государственного долга.
Накапливающиеся задолженности правительства должны выплачиваться с процентами. Сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Если из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы, то правительства, постоянно нуждаясь в средствах, прибегают ко все новым займам. Покрывая старые долги, они делают все большие новые.
Различают внешний и внутренний государственный долг, а также краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет) долги. Наиболее тяжелыми считаются краткосрочные долги – по ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заемных средств.
Внутренний долг государства – это долг своему населению, фирмам и учреждениям, которые являются держателями ценных бумаг государства. Он приводит к перераспределению доходов внутри страны.
Предметом особого внимания является внешний долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем – она вынуждена расплачиваться за него национальным богатством, золотым запасом, внешними активами государственного банка.
Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, т. к. это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей:
1.6. Налоговая система
Под налогом, сбором, пошлиной понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образуют налоговую систему.
Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.
Твердые ставки – устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от доходов (например, за тонну нефти или м 3 газа).
Пропорциональные ставки – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога (доходу или имуществу) без учета дифференциации его величины.
Прогрессивные ставки – ставка повышается по мере возрастания дохода.
Регрессивные ставки – ставка снижается по мере роста дохода.
Разделяют прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги – непосредственно платятся субъектом налогообложения, т. е. взимаются с конкретных юридических и физических лиц: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпораций; поимущественные налоги, налоги на социальное страхование, на фонд заработной платы и т. д.
Косвенные налоги – налоги на определенные товары и услуги. Их взимают через надбавку к цене: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на наследство, на сделки с недвижимостью, ценными бумагами и др.
В большинстве развитых стран два ведущих вида налогов – подоходный, в основе которого лежит прогрессивное обложение граждан и юридических лиц по совокупности всех доходов из всех источников как внутри страны, так и за рубежом, и налог на добавленную стоимость (НДС).
Налоговые системы развитых стран широко применяют налоги как средство поддержания и стимулирования предпринимательства. С этой целью используются определенные льготы. Важнейшие из них: инвестиционный налоговый кредит, ускоренная амортизация, скидка на истощение недр.