Какие сферы общества выделяет автор чем предложенная им классификация
Какие сферы общества выделяет автор чем предложенная им классификация
Какие сферы жизнедеятельности людей в обществе называет автор? Укажите пять сфер.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Сфера материального производства является важнейшей (первой) всеобщей сферой жизнедеятельности общества как системы. Но как воплощение чувственно-практической деятельности людей она тесно связана со сферой теоретической деятельности (вторая всеобщая сфера), которая поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию. Это знание, разумеется, может приобретать самую разную форму — существовать в виде науки, магии, традиции, астрологии. В любом случае общество постоянно собирает информацию о внешней по отношению к нему среде, делая это профессией для определенного круга лиц — жрецов, деятелей церкви, ученых.
Третью всеобщую сферу жизни общества составляет деятельность людей по ценностному освоению действительности. Этим занимается, прежде всего, философия, искусство, религия. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности. Любая осознанная, целенаправленная человеческая деятельность может достичь положительного результата для жизни общества, индивидуальной жизни, если человек имеет ценностные представления, которые будут вовлечены в его целенаправленную деятельность.
Помимо трех выделенных всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе, которые соответствуют трем сферам освоения ими внешней действительности, необходимо указать на существование еще одной всеобщей сферы — управления общественными процессами, то есть управления обществом как целостной саморазвивающейся системой. С момента появления классов и государства как аппарата власти сфера управления принимает характер политического управления обществом. (. ) И наконец, последняя всеобщая сфера жизнедеятельности людей — это собственно социальная сфера. Она в известной мере противостоит первым трем сферам и сфере управления обществом. В социальной сфере происходит потребление общественным человеком того, что создается в производственной сфере — в материальном производстве, в науке, в ценностной сфере. Это потребление вместе с тем является и производством, воспроизводством человека как природного, социально¬го и духовного существа.
Если бы все люди занимали абсолютно одинаковое положение с точки зрения их доступа к общественному богатству, то воспроизводство человека представляло бы собой в значительной мере управленческую, технологическую, но не политическую проблему. В реальной же жизни положение людей в обществе по способам присвоения (или освоения) накопленных обществом богатств сильно разнится между собой. Существование богатых и бедных, стариков и детей, одаренных природой и обойденных ею делает картину социального положения людей и социальных отношений чрезвычайно запутанной. Но в правильном и своевременном решении социальных проблем — ключ к нормальному функционированию и развитию общества как системы.
. Понимание специфики всеобщих сфер, и тем более их количества, может быть различным. Но главное здесь в другом. Обмен деятельностью между людьми есть сущность общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельностью, зависит и оценка общества как справедливо или не¬справедливо устроенного и понимание того, что необходимо сделать для устранения существующей несправедливости,
Часть 1
ПЛАН-КОНСПЕКТ
План занятия | Примерное время | Упражнения и тесты |
Оргмомент. Знакомство с группой. Постановка целей занятия | 15-20 мин | Любое упражнение на знакомство, продумайте его заранее. Возможно, вам поможет подборка игр, которую я поместила на стр. 8 этой методички |
Цели полугодия. Знакомство с учебными пособиями, запись правил работы в группе и нужного оборудования для занятий. | 5-10 мин | Учебные пособия – необходимо очень четко ориентироваться в содержании (не забудьте про приложение. ), чтобы быстро объяснить детям, чем же мы будем заниматься в течение семестра и года |
Рассмотрение целикового варианта ЕГЭ, обсуждение | 10-15 мин | Стр. 255 – целиковый вариант ЕГЭ приведен в качестве образца в занятии 15. Обратите внимание – там есть ответы. |
Часть 1. Общество, его признаки. | 25-30 мин | |
Упражнение 1. Упражнение 2. | 5 мин 5 мин | По командам Голосование |
Задания формата ЕГЭ стр. 18-20 | 10 мин | Наиболее эффективную форму работы с заданиями данного блока вы, как преподаватель, выбираете конкретно под свою группу, однако для первого раза рекомендуем коллективное выполнение данных заданий (если успеваете не все, остальное можно дать на дом). |
Перерыв (15 мин) | ||
Часть 2. Понятие власти Политическая vs государственная власть | 20 мин | Обсуждение, заполнение таблиц Командная игра |
Политическая система | 10-15 мин | |
Задания формата ЕГЭ стр. 30-31 | 5-10 мин | Самостоятельно, потом проверка |
Ознакомление с частью С на примере заданий С1 – С4 (политика) | 20-25 мин | Разбирается вместе с преподавателем, сформулированные детьми ответы записываются ими в отдельную тетрадь для работ части С. Обсуждение критериев оценивания. |
Подведение итогов занятия. | 5 мин | Заранее продумайте, как именно. |
Домашнее задание | 5 мин | Упр. 3, материалы в конце файла + любые материалы на ваш выбор. |
Рекомендации по проведению занятия
При рассмотрении понятия «общество» необходимо изначально спросить детей, как они понимают, что это такое. Если группа небольшая и позволяет время, можно раздать каждому листочек и попросить написать свое понимание общества, каким бы простым и «неправильным», по словам ребенка, оно ни было; затем листочки собрать, зачитать каждый вариант и обсудить его правильность.
При рассмотрении общества в узком смысле этого слова, необходимо попросить детей привести примеры каждого из рассмотренных пониманий общества:
Вопросы для обсуждения: Может ли понятие общества применяться к животному миру? Нет, не может, т.к. животные не наделены сознанием и речью, а без этого невозможно существование общества. Да и в самом понятии уже заключено ограничение: общество – это совокупность людей.
Можно ли назвать пассажиров автобуса/поезда обществом? Нет, т.к. между ними нет тесной связи, общих целей и, главное, взаимодействия. Кроме того, данные объединения людей неустойчивы и кратковременны.
Признаки общества как системы:
Можем ли мы точно предсказать, каким будет общество через тысячу лет? Завтра? Непредсказуемость развития
Сколько существует вариантов того, каким будет общество, например, через сто лет? Альтернативность развития
1) Динамичность – постоянное развитие, изменчивость и движение в различных направлениях;
2) Сложная структура – большое разнообразие различных социальных структур, систем и подсистем, а также связей и отношений между ними
3) Саморазвитие – способность, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность
4) Самодостаточность – способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования
5) Незавершенность, непредсказуемость и альтернативность развития – невозможность точного прогноза и расчета дальнейшего развития общества
При выполнении данного задания вы можете предложить детям иные выделяемые в литературе признаки общества, пояснив, что единого четкого перечня нет. Вообще данную концепцию (об отсутствии единых определений, перечней и о возможности различных формулировок того или иного явления) следует внушать ученикам как можно чаще, т.к. обществознание – предмет социально-гуманитарный, а значит, множественность точек зрения, трактовок и формулировок в нем естественна и нормальна.
Таблица, которая поможет вам при заполнении схемы на стр. 13
Сфера общественной жизни | Деятельность людей и отношения между ними | Учреждения, организации, представляющие данную сферу |
Экономическая | Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения | Заводы, фирмы, биржи, банки |
Социальная | Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами | |
Политическая | Властные отношения, отношения государства и общества | Государственные органы, политические партии, общественные организации |
Духовная | Отношения, возникающие в процессе создания, сохранения, распространения и потребления духовных ценностей | Школы, вузы, церкви, учреждения культуры |
Упражнение 1.
Необходимо акцентировать внимание детей на том, что общество и природа влияют друг на друга взаимно, что это влияние не может быть односторонним.
Затем разделить детей на 2 команды и предложить найти плюсы и минусы во влиянии природы на общество и общества на природу.
Упражнение 2.
Имеется существенное различие между понятиями «социальное изменение» и «социальное развитие»: понятие «социальное изменение» фиксирует факт перемены безотносительно к ее направленности. Понятие «социальное развитие применяется для обозначения процессов совершенствования, улучшения, усложнения, движения вперед. Оно не только фиксирует сам факт социального изменения, но и содержит некоторую оценку этого изменения, характеризует его направленность.
Дать детям несколько минут на самостоятельное осмысление этого вопроса, а потом провести голосование: кто считает, что данные понятия тождественны; кто считает, что это различные понятия. Выслушать точки зрения и аргументы, обсудить.
Упражнение 3.
1) Какие сферы жизни общества выделяет автор? Чем предложенная им классификация отличается от общепринятой? В чем их сходство?
1 – сфера материального производства (т.е. экономическая по общепринятой классификации);
2 – сфера теоретической деятельности;
3 – сфера деятельности людей по ценностному освоению действительности; (сферы 2 и3 составляют духовную сферу по общепринятой классификации)
4 – сфера управления общественными процессами (т.е. политическая по общепринятой классификации);
5 – собственно социальная сфера.
2) С какими особенностями социально-гуманитарного знания связано существование различных подходов к классификации сфер жизни общества?
Возможность различного толкования; множественность подходов и точек зрения; отсутствие количественных показателей, формул и расчетов.
3) Автор утверждает, что «сфера управления несет ответственность за эффективность функционирования всего общественного организма». Опираясь на знания обществоведческого курса, обоснуйте справедливость данного утверждения.
Только четкое грамотное управление обеспечивает нормальное функционирование, т.е. выполнение социальных норм, закономерного развития всех сфер общественной жизни. Проблемы в управлении неизбежно повлекут за собой проблемы во всех сферах жизни общества.
Выполняем задания формата ЕГЭ стр. 18-20
Какие сферы общества выделяет автор чем предложенная им классификация
Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «общество» в самом широком смысле (как часть материального мира). В чем автор видит роль ценностных представлений людей? Приведите два положения текста, содержащих ответы на данный вопрос.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Сфера материального производства является важнейшей (первой) всеобщей сферой жизнедеятельности общества как системы. Но как воплощение чувственно-практической деятельности людей она тесно связана со сферой теоретической деятельности (вторая всеобщая сфера), которая поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию. Это знание, разумеется, может приобретать самую разную форму — существовать в виде науки, магии, традиции, астрологии. В любом случае общество постоянно собирает информацию о внешней по отношению к нему среде, делая это профессией для определенного круга лиц — жрецов, деятелей церкви, ученых.
Третью всеобщую сферу жизни общества составляет деятельность людей по ценностному освоению действительности. Этим занимается, прежде всего, философия, искусство, религия. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности. Любая осознанная, целенаправленная человеческая деятельность может достичь положительного результата для жизни общества, индивидуальной жизни, если человек имеет ценностные представления, которые будут вовлечены в его целенаправленную деятельность.
Помимо трех выделенных всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе, которые соответствуют трем сферам освоения ими внешней действительности, необходимо указать на существование еще одной всеобщей сферы — управления общественными процессами, то есть управления обществом как целостной саморазвивающейся системой. С момента появления классов и государства как аппарата власти сфера управления принимает характер политического управления обществом. (. ) И наконец, последняя всеобщая сфера жизнедеятельности людей — это собственно социальная сфера. Она в известной мере противостоит первым трем сферам и сфере управления обществом. В социальной сфере происходит потребление общественным человеком того, что создается в производственной сфере — в материальном производстве, в науке, в ценностной сфере. Это потребление вместе с тем является и производством, воспроизводством человека как природного, социально¬го и духовного существа.
Если бы все люди занимали абсолютно одинаковое положение с точки зрения их доступа к общественному богатству, то воспроизводство человека представляло бы собой в значительной мере управленческую, технологическую, но не политическую проблему. В реальной же жизни положение людей в обществе по способам присвоения (или освоения) накопленных обществом богатств сильно разнится между собой. Существование богатых и бедных, стариков и детей, одаренных природой и обойденных ею делает картину социального положения людей и социальных отношений чрезвычайно запутанной. Но в правильном и своевременном решении социальных проблем — ключ к нормальному функционированию и развитию общества как системы.
. Понимание специфики всеобщих сфер, и тем более их количества, может быть различным. Но главное здесь в другом. Обмен деятельностью между людьми есть сущность общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельностью, зависит и оценка общества как справедливо или не¬справедливо устроенного и понимание того, что необходимо сделать для устранения существующей несправедливости,
Всеобщие сферы жизнедеятельности общества
Общество в единстве сфер: взаимосвязь и развитие
Краткие выводы по теме
Современные представления о человеческом обществе во многом основаны на системном подходе к его анализу. Под системой обычно понимают совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом. С системной точки зрения общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей.
Общество можно представить также как целостную систему социальных институтов, выполняющих функции регулирования экономических, политических, правовых, нравственных и иных отношений.
Стабильность, единство и целостность общества как системы обеспечиваются полноценным функционированием его сфер (подсистем).
Общество, как и любая живая система, представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой.
Чтобы сохранить себя как целостность, общество должно постоянно удовлетворять свои потребности и, в первую очередь, потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер. Степень удовлетворения этих потребностей — материальных, социальных, духовных — выступает самым наглядным доказательством эффективного функционирования общества как системы.
Выполняем задания для углубления и систематизации изученного материала
1- Уточните по учебному словарю значения понятий «общество» и «сферы жизни общества». Что понимается под «обществом» в узком и широком смысле? Какие принято выделять основные сферы (подсистемы) общества?
2. Покажите, в чем может проявляться воздействие природной среды на человеческое общество и каковы проявления воздействия общества на природу.
3. При рассмотрении исторического процесса употребляют термины «изменение» и «развитие». Являются ли они синонимами? Обоснуйте свое мнение.
4. Можно ли достичь одновременного прогресса в различных сферах жизни общества? Обоснуйте свое мнение.
5. Проанализируйте приведенные ниже характеристики. О каком типе общества может идти речь в каждом отдельном случае?
А. Основой жизнедеятельности человека является сельскохозяйственный труд с использованием ручных орудий. Значительную роль играет внеэкономическое принуждение.
Б. На основе внедрения научных идей в общественное производство стремительно развивается техника. Расширяются условия для социальной мобильности. Существует личная свобода.
В. Развиваются информационные технологии. Обществом осознается высочайшая ценность природы. Уделяется внимание ресурсо- и энергосберегающим технологиям.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Всеобщие сферы жизнедеятельности общества
Сфера материального производства является важнейшей (первой) всеобщей сферой жизнедеятельности общества как системы. Но как воплощение чувственно-практической деятельности людей она тесно связана со сферой теоретической деятельности (вторая всеобщая сфера), которая поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию.
Третью всеобщую сферу жизни общества составляет деятельность людей по ценностному освоению действительности. Этим занимаются прежде всего философия, искусство, религия. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности. Любая осознанная, целенаправленная человеческая деятельность может достичь положительного результата для жизни общества, индивидуальной жизни, если человек имеет ценностные представления, которые будут вовлечены в его целенаправленную деятельность.
Помимо трех выделенных всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе, которые соответствуют трем сферам освоения ими внешней действительности, необходимо
указать на существование еще одной всеобщей сферы — управления общественными процессами, то есть управления обществом как целостной саморазвивающейся системой. С момента появления классов и государства как аппарата власти сфера управления принимает характер политического управления обществом. Субъектом управления начинает выступать определенная группа лиц, которая вырабатывает общие для всего государства цели, с которыми так или иначе согласовываются все остальные более частные цели отдельных сфер и деятельности индивидов в обществе. Сфера управления несет ответственность за эффективность функционирования всего общественного организма.
И наконец, последняя всеобщая сфера жизнедеятельности людей — это собственно социальная сфера. Она в известной мере противостоит первым трем сферам и сфере управления обществом. В социальной сфере происходит потребление общественным человеком того, что создается в производственной сфере — в материальном производстве, в науке, в ценностной сфере. Это потребление вместе с тем является и производством, воспроизводством человека как природного, социального и духовного существа.
Если бы все люди занимали абсолютно одинаковое положение с точки зрения их доступа к общественному богатству, то воспроизводство человека представляло бы собой в значительной мере управленческую, технологическую, но не политическую проблему. В реальной же жизни положение людей в обществе по способам присвоения (или освоения) накопленных обществом богатств сильно разнится между собой. Существование богатых и бедных,-стариков и детей, одаренных природой и обойденных ею делает картину социального положения людей и социальных отношений чрезвычайно запутанной. Но в правильном и своевременном решении социальных проблем — ключ к нормальному функционированию и развитию общества как системы.
Понимание специфики всеобщих сфер, и тем более их количества, может быть различным. Но главное здесь в другом. Обмен деятельностью между людьми есть сущность общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельностью, зависит и оценка общества как справедливо или несправедливо устроенного и понимание того, что необходимо сделать для устранения существующей несправедливости.
(Фролов И.Т. «Введение в философию». 2003)
1) Какие сферы жизни общества выделяет автор? Чем предложенная им классификация отличается от известной вам по школьному курсу? В чем их сходство?
2) С какими особенностями социально-гуманитарного знания связано существование различных подходов к классификации сфер жизни общества?
3) Автор утверждает, что «сфера управления несет ответственность за эффективность функционирования всего общественного организма». Опираясь на знания обществоведческого курса, обоснуйте справедливость данного утверждения.
Сферы общественной жизни
6 класс, 8 класс, 10 класс
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Подсистемы общества
Человеческое общество — это сложная система, в которой происходит огромное количество разнообразных процессов.
Для анализа сложноорганизованных систем есть специальное понятие «подсистема».
Подсистемы — это промежуточные комплексы, которые сложнее элементов, при этом менее сложные, чем сама система. Они образуют определенные группы общественных отношений.
По сути термины «сферы общественной жизни» и «подсистемы общества» равнозначны, их можно использовать для обозначения одного и того же.
Сферы жизни общества — это независимые, но в то же время взаимосвязанные области человеческой деятельности.
Выделяют четыре основные подсистемы или сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная. Рассмотрим каждую из них.
Экономическая сфера общественной жизни
Экономическая сфера — это хозяйственная деятельность страны, общества, семьи и т. д.
Основные элементы экономической сферы:
Эта сфера дает возможность получить средства для организации всех остальных сфер общественной жизни, так как производство материальных благ — это один из основных факторов жизнедеятельности человека.
В экономическую сферу жизни общества входят: сельское хозяйство, промышленность, производство, рыночная и банковская системы и т. п.
Политическая сфера общественной жизни
Политическая сфера — это сфера деятельности людей, которая связана с проблемами реализации властных полномочий, безопасности общества, государственного устройства, судебной системы.
Основные части этой сферы: государство, политические партии и организации, законодательство.
Политическая сфера жизни общества обеспечивает мирную жизнь людей, регулирует их совместную деятельность, определяет направление развития.
Социальная сфера общественной жизни
Социальная сфера — это люди, социальные общности и группы, народы, классы и сословия.
У социальной сферы есть две формы:
Духовная сфера общественной жизни
Духовная сфера — это сфера, которая отражает духовно-нравственную жизнь общества. Ее элементы: культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.
Основная функция духовной сферы — производство и передача новых знаний и ценностей. Благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.
При этом общественное сознание — это совокупность действующих факторов и процессов, которые определяют мировоззрение определенной части населения страны, города, социальной группы.
Поэтому общественное сознание — это основной элемент духовной сферы жизни общества. Общественное сознание можно назвать продуктом культуры. Оно включает в себя философскую, политическую, экономическую, нравственную, эстетическую, правовую, религиозную формы сознания, в каждой из которых есть элементы как идеологии, так и психологии.
Таблица с примерами сфер общественной жизни
Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы
Отношения в процессе производства, обмена и потребления.
Отношения по поводу права собственности.
Отношения в процессе предпринимательской деятельности.
Взаимосвязь государства и экономики.
Заводы, фирмы, банки, биржи и др.
Отношения по поводу власти и управления обществом.
Отношения человека и государства.
Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.
формы государственной власти;
Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.
Взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей). Порядок и принципы этих взаимоотношений.
социальная мобильность и социальные лифты;
национальные отношения; семья.
Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.
Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.).
Отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей.