Какие слова жалуются что у них не хватает до ста
Какое слово жалуется, что у него не хватает до сотни?
Бедное-бедное словечко оно обречено на хроническую нехватку. И жаловаться оно будет столько, сколько существует. Это слово «ДОСТАНЕТ«.
Вот только очень интересно сколько же у него до ста нет, то есть не хватает до сотни.
Ну может быть это слово, например, «Достанет»
Забавная загадка, правильным ответом на которую будет слово ДОСТАНЕТ. То есть это слово каждый раз, когда мы его произносим, сообщает (можно сказать жалуется), что у него до 100 нет, то есть не хватает.
Зачем или за чем. это вроде бы два одинаковых слова имеют разный смысл. Всего лишь маленький пробел, а такое разное значение.
Так далЁко за добычей отправляться не желают.
Но пингвинов не относят к обитателям России:
Самолётов, вертолётов к ним никто не присылает,
АнтарктиЦких экспедиций тоже не организует.
И сидят пингвины тщетно в ожидании эвенков,
В Википедии и книжках лишь про Арктику читая.
Там Сахара и экватор и огромные пространства,
Сплошь покрытые песками и лесами, и людЯми.
Это всё преодолевши, могут смелые эвенки
Их в Антарктике бояться потому и нет причины.
Знают умные пингвины с телом жирным или тощим.
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Пасхалов Анатолий
Книга «Русский язык: Занятия школьного кружка: 5 класс»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
11. Какие слова жалуются, что у них не хватает до ста?
12. Какой алфавит состоит всего из шести букв?
13. Как превратить: а) хвойное дерево в приспособление для накачивания и откачивания воды или газов; б) растение, растущее по берегам рек, в маленькую мышь; в) каменную глыбу (утес) в проявление нежности; г) палку в глагол; д) нитку в материю?
Слово/словосочетание, образованное перестановкой букв в другом слове, – это анаграмма.
11. Ста-нет, до-ста-нет.
Задание на дом. Составьте предложения со словами кануть – капнуть, подвинуть – подвигнуть.
Целесообразно так организовать работу, чтобы ученики конспектировали материал, записывали примеры. Внимание к словам с полногласием и неполногласием не только будет способствовать успешному проведению словарно-сти-листической работы, но и повысит орфографическую грамотность учеников. Именно поэтому ниже даны довольно полные списки слов с полногласием и неполногласием.
Поняв, что слова ворона, воробей, корова, поросёнок, соловей, хворостина, укоротить, проволока, наволочка (и др.) содержат полногласные сочетания, ученики легче усвоят их написание. То же относится и к словам с неполногласием типа отвлекать, увлекать, привлекать, сокращать, сокращение, отвращение и т. п., орфографическая трудность которых – в написании безударных гласных.
Характерной звуковой особенностью русского языка является полногласие, которое проявляется в том, что в исконно русских, по происхождению общеславянских словах (в древности и по настоящее время) выступают сочетания оло (ело), оро, ере между согласными в корнях слов (и в некоторых приставках). Например: голова, город, борода, дерево, береза, передел и т. д.
Вместе с тем почти каждому русскому слову с полногласием можно найти соответствующее однокоренное слово со старославянским неполногласным сочетанием ла, ра, ре (сравните: глава, град, бразды, древо, предел); словам со звукосочетанием оло (ело) соответствуют слова с неполногласным сочетанием ле (сравните: волочить – увлекать, молоко – млечный (путь); шелом – шлем).
Следовательно, по происхождению в современном русском языке слова с неполногласными сочетаниями являются старославянскими, однако многие из них прочно вошли в русский язык, главным образом, через церковные книги. Обычно заимствованные из старославянского языка слова с неполногласием носят более отвлеченный, книжный характер, чем соответствующие им слова с полногласием. Сравните: гражданин (страны) и горожанин; верный страж (отчизны) и сторож; влачить (жалкое существование) и волочить (ноги).
В поэтической речи XIX века были распространены неполногласные формы, носившие отпечаток высокоторжественного стиля и в обычной речи не встречавшиеся. Например, в известных строках поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» старославянские неполногласные формы придают стиху торжественность и патетическую интонацию.
Некоторые неполногласные формы сохранились во фразеологизмах, например: глас вопиющего в пустыне (напрасный призыв к чему-либо); начать за здравие, а кончить за упокой; от младых ногтей (с детства, с юных лет); кипеть млеком и мёдом (иметь изобилие, богатство).
Проникнув в русский язык из старославянского, слова с неполногласными сочетаниями вступили в контакт с соответствующими русскими словами с полногласием. Результаты взаимодействия русских и старославянских слов оказались различными, причем в одних случаях сохранились оба слова, в других же – одно слово осталось в языке, а другое было утрачено.
Некоторые неполногласные формы оказались настолько активными, что полностью вытеснили старые русские формы с полногласием. Например, вместо исконно русских веремя, веред, ворог, хоробрый, солодкий, норов, сором в современном языке употребляются старославянские по происхождению время, вред, враг, сладкий, нрав, срам (сравните: сохранившиеся в диалектах веред в значении «болячка» и производное ворожба; пословица «Что ни город, то норов»; термин солод).
Когда язык сохранял оба слова, происходило их лексическое или стилистическое размежевание: старославянское слово и соответствующее ему русское слово закреплялись в разных значениях или с разными стилистическими оттенками. Так произошло, например, со словами прах и порох, страна и сторона, власть и волость, глас и голос, страж и сторож и др.
В современном русском языке можно выделить три основные группы наиболее употребительных слов с полногласными и неполногласными сочетаниями.
1 группа. Исторически однокоренные полногласные и неполногласные формы, существующие в современном русском языке параллельно. Для этой группы слов характерны:
а) семантический распад одинаковых по происхождению корней;
б) разнородное стилистическое употребление.
2 группа. Слова, выступающие в русском литературном языке только с полногласными сочетаниями (неполногласные варианты полностью утрачены).
береза, березняк, береста, берестяной, подберёзовик
болото, болотистый, болотный
борода, бородавка, бородатый, бородач, подбородок (сравните: устар. брадобрей в значении «парикмахер»)
борозда, бороздить, бороздчатый (сравните: бразды правления)
борона, боронить, бороновать
вереск (кустарник), вересковый
волос, волосатый, волосок, волосяной (сравните: устар. власяница – «грубая одежда из волос»)
воробей, воробьиный, воробушек (воробышек)
ворон, ворона, вороньё, вороний, воронёный, воронить, вороной
голод, голодать, голодный, голодовка
горох, гороховый, горошек, горошина
дорога, дорожка, бездорожье, дорожный, подорожник
жёлоб, желобок, желобчатый
жеребец, жеребёнок, жеребячий
колода, колодка, колодочный
колокол, колокольный, колокольня, колокольчик
колос, колосистый, колоситься, колосья
короб, коробейник, коробить, коробка, коробок
корова, коровий, коровник
коростéль (м. р.) (птица)
мерёжа (рыболовная снасть), мерёжка (к мерёжа), мерéжка (род вышивки)
молот, молоток, молотобоец
молотить, молотый, молотьба
мороз, морозить, морозный, изморозь, мороженое
перепел, перепелиный, перепёлка
переполох, всполошиться, чертополох
полоса, полосатый, полоска, полосовать, полосовой
«Игры на уроках русского языка (5 класс)»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Игры на уроках русского языка в 5 классе.
В русском языке редкой считается буква э. Ведущий (учитель) зачитывает краткие толкования значений различных слов, которые начинаются с э. Всякий раз называет слово тот из учеников, кто первым поднимет руку. За каждый правильный ответ – одно очко (или одну карточку с написанной фломастером буквой, или просто цветную карточку).
1) Ярлык, табличка с надписью на каком-либо предмете.
2) Вид соревнования в беге.
3) Крупное соединение судов военно-морского или воздушного флота.
4) Широко распространившаяся заразная болезнь.
5) Команда корабля, самолета, танка.
6) Организованный вывоз людей, имущества в безопасное место.
7) Себялюбивый человек.
8) Посещение, поездка, путешествие группы лиц со специальной целью.
9) Очень срочный, спешный, неотложный.
11) Изысканный, изящный.
12) Изображение, условно обозначающее какое-нибудь понятие (например, голубь обозначает мир).
13) Научное справочное пособие по всем отраслям знаний.
14) Сокращенное название эскадренного миноносца.
15) Железнодорожный состав для массовых дальних перевозок.
16) Помост для казни.
17) Мировое пространство, в котором распространяются радио-волны.
18) Отражение звука от предметов.
19) Белая поверхность, на которой демонстрируются фильмы.
20) Вывоз товаров за границу.
21) Отдельный предмет (в коллекции, на выставке).
23) Проверочное испытание по учебному предмету.
24) Предварительный набросок рисунка, картины.
25) Короткое сатирическое стихотворение.
26) Мороженое, глазированное шоколадом.
Напишите как можно больше слов с повторяемым гласным. Например, слова с гласным [о]. Можно пользоваться словарем.
Ученики пишут слова (водоросль, долото, золото, молоко и др.). Через определенное время каждый читает свой список. Выигрывает тот, у кого слов окажется больше, чем у других.
На каждую букву предложенного слова напишите как можно больше существительных (время на работу с одним словом – 10 минут). Например:
О озеро, облако, очки, оса, омлет, обруч.
Ж жар, жара, жаба, жюри, жребий, жила…
А арбуз, азбука, аист, алиби, ангина, анкета.
Р рост, рука, рама, рота, ртуть, ребус, радио, ракета, ремень.
Ведущий (учитель) предлагает каждому участнику игры написать в столбик все буквы алфавита. Задание: слева и справа от каждой буквы дописать еще по одной букве, чтобы получились слова (желательно имена существительные) – со всеми буквами алфавита в середине. Будет интереснее, если провести эту игру на время и определить победителя (победителей). Зачитать слова. Предпочтение – тем, у кого существительные.
5. Забавные превращения
К. Г. Паустовский говорил, что «с русским языком можно творить чудеса». Составляя цепочку слов и изменяя в каждом последующем слове только одну букву, превратите «волка» в «козу», «реку» в «море», «ночь» в «день», «тесто» в «булку».
волк – полк – пола – поза – коза
река – рука – мука – муза – луза – лоза – коза – пора – гора – горе – море
ночь – ноль – соль – соло – село – сено – сень – день
тесто – место – месть – масть – пасть – паста – каста – каска – качка – пачка – палка – балка – булка
К каждому из приведенных ниже слов подберите другое – от которого образовано данное или однокоренное, где за корнем следует гласный (то есть поставьте непроизносимый согласный в сильную позицию).
Лучше выполнять это задание не в форме соревнования, чтобы все ученики справились с ним. Количество слов в зависимости от времени можно сократить.
Ерофеева Людмила Михайловна, Заслуженный учитель Чувашской Республики Стаж работы : 35 лет Категория: высшая Проблема : Нравственное воспитание на урок
учитель высшей квалификационной категории
В русском языке редкой считается буква Э. Каждой команде нужно угадать, какое слово на букву Э прячется за толкованием данных слов. Команда получит столько баллов, сколько слов угадает.
1) Ярлык, табличка с надписью на каком-либо предмете.
2) Вид соревнования в беге.
3) Крупное соединение судов военно-морского флота или воздушного флота.
4) Широко распространившаяся заразная болезнь.
5) Команда корабля, самолёта, танка
6) Организованный вывоз людей, имущества в безопасное место
7) Себялюбивый человек.
8) Посещение, поездка, путешествие группы лиц со специальной целью
9) Очень спешный, срочный, неотложный.
12) Изображение, условно обозначающее какое-нибудь понятие (например, голубь изображает мир)
13) Научное, справочное пособие по всем отраслям знаний.
14) Сокращённое название эскадренного миноносца.
15) Железнодорожный состав для массовых дальних перевозок.
16) Помост для казни.
17) Мировое пространство, в котором распространяются радио-волны
18) Отражение звука от предметов
19) Белая поверхность, на которой демонстрируется фильм
20) Вывоз товаров за границу
21) Отдельный предмет (в коллекции, на выставке).
23) Проверочное испытание по учебному предмету.
24)Предварительный набросок рисунка, картины.
25)Короткое сатирическое стихотворение.
26) Мороженое, глазированное шоколадом.
экстренный
10) эластичный
1 1) элегантный
К. Г. Паустовский говорил, что «с русским языком можно творить чудеса». Составляя цепочку слов и изменяя в каждом последующем слове только одну букву, превратите «волка» в «козу», «реку» в «море», «ночь» в «день», «тесто» в «булку».
Ответьте на следующие вопросы.
Что находится в середине земли?
Что находится в середине капусты?
Что у зайца сзади, а у цапли спереди?
Что мы произносим в начале урока?
Что мы слышим в начале концерта?
В каком слове сорок гласных?
В каком слове семь йотированных гласных?
За какой согласный надо спрятать другой согласный, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий?
9. За каким звуком спрятано большое, просторное помещение?
10. Ради какого звука выдающийся русский физик А. С. Попов нашел способ передавать на большие расстояния человеческую речь и музыку без помощи провода?
1 1. Какие слова жалуются, что у них не хватает до ста?
Какой алфавит состоит всего из шести букв?
Как превратить: а) хвойное дерево в приспособление для накачивания и откачивания воды или газов; б) растение, растущее по берегам рек, в маленькую мышь; в) каменную глыбу (утес) в проявление нежности; г) палку в глагол; д) нитку в материю?
Какие слова жалуются что у них не хватает до ста
Слова в древнерусском языке, как и в современном русском, делились на слоги. Однако, в отличие от современного, в древнерусском языке действовал закон открытого слога, согласно которому каждый слог в слове должен был оканчиваться на слогообразующий звук, то есть в подавляющем большинстве случаев на гласный, например: до/мъ, бра/тъ, съ/нъ, ла/въ/ка, се/стра, не/сти, мо/згъ, дь/нь. Следует обратить внимание на то, что ъ и ь в древнерусском языке обозначали гласные звуки: ъ обозначал краткий, ослабленный звук, близкий к [о], а ь – такой же краткий, ослабленный звук, близкий к [е].
Если учесть, что гласные звуки являются наиболее звучными, то можно считать, что закон открытого слога требовал расположения звуков в слоге п о в озрастающей звучности, то есть слог начинался с наименее звучного и оканчивался наиболее звучным звуком. Следовательно, в соответствии с законом открытого слога, в древнерусском языке слова не могли оканчиваться на согласные звуки, так как в этом случае конечный слог оказался бы закрытым.
В современном языке этот закон утратил свою силу: как известно, слоги могут быть и открытыми, и закрытыми, то есть оканчиваться и гласным, и согласным звуком. Вместе с тем определенная тенденция к открытости слога, к построению его по восходящей звучности сохранилась. Если просмотреть даже самый полный словарь русского языка, то можно убедиться, что там нет слов, начинающихся, например, такими сочетаниями звуков, как [нс], [лс], [рш] и др. (то есть сонорный + глухой), тогда как слова с обратными звукосочетаниями [сн], [сл], [шр] (то есть глухой + сонорный) вполне возможны. Эта закономерность появилась очень давно, еще в дописьмен-ный период истории русского языка. В эпоху возникновения письменности она продолжала действовать.
В праславянскую эпоху закон открытого слога привел к упрощению сочетания [бв], что выразилось прежде всего в выпадении после приставки об– звука [в] в начале корня. В результате выпадения [в] образовались новые корни слов, произошло обогащение словарного состава языка. Например, при помощи приставки об– от существительного воротъ было образовано слово об-воротъ; в результате выпадения [в] появилось оборот, ставшее новым корневым словом. Точно так же от глагола видьти при помощи приставки об-образовался глагол об-видьти > обидеть (первоначально в значении «не желать видеть кого-либо»).
Древний корень вьт– > вет– выступает в ряде однокоренных слов: завет (завещание), ответ (ответить, отвечать), привет (приветствие), совет (совещание). И от этого же корня при помощи приставки об– было образовано слово об-вьтъ, из которого после выпадения [в] возникло уже нечленимое корневое слово обет (обещание).
От глагола с конкретным значением вязати при помощи приставки об– было образовано слово об-вязати, которое изменилось в обязать, развившее отвлеченное значение. От этого глагола, в свою очередь, образовалось гнездо слов: обязывать(ся), обязанность, обязательный, обязательство, обязательно.
Древний корень – вык– участвовал в образовании таких слов, как навык, привыкнуть, привычка, свыкнуться, отвыкнуть, а также слов обыкновенный, обычай, обычный (где произошло упрощение группы согласных [бв]).
Итак, теперь, получив историческую справку, можно легко предупредить типичную ошибку в написании таких слов, как обязать, обязательность, обязательство, обязательный и т. д. Ведь ясно, что имеющиеся в учебнике правила о написании разделительного твердого знака в словах с приставкой на согласную перед корневыми е, ё, ю, я в данном случае не применимы.
Таким же древним процессом, как упрощение группы [бв], является выпадение согласных [б], [п], [д], [т], [г], [к] перед глагольным суффиксом – ну-, в результате чего в современном языке обнаруживается чередование этих согласных с нулем звука, например: гибелъ – сгинутъ, загибатъ – загнутъ, капатъ – канутъ и т. п.
Выпадение взрывных перед суффиксом – ну– в современном русском языке необязательно; сравните: воздвигатъ – воздвигнутъ, дос-тигатъ – достигнутъ, ослабетъ – ослабнутъ, погибатъ – погибнутъ, стукатъ – стукнутъ, топатъ – топнутъ и др. Слова с сохранившимися сочетаниями согласных и с упрощением этих сочетаний разошлись или семантически (например, канутъ и капнутъ), или стилистически (подвинутъ что-либо и подвигнутъ на подвиг).
Задания для любознательных
Образуйте пары слов, отыскав в памяти соответствующие глаголы с суффиксом – ну-.