Какие стадии правоприменительной деятельности вам известны чем они различаются

Какие стадии правоприменительной деятельности вам известны чем они различаются

Применение это способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них функции.

1.это властно-императивная форма реализации права

2.осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами.

3.носит процессуальный характер

4.состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью

5.имеет под собой соответствующие юридических основания

6.связано с вынесением правоприменительных актов.

7.является разовым и индивидуально определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов

8.направлено на урегулирование конкретных ситуаций.

Стадии правоприменительного процесса:

1. Установление фактических обстоятельств дела. Главной целью является выяснение объективной истины по делу, проведение осмотра места происшествия ( исследование вещдоков, экспертизы и т.д.), установления мотивов, выяснение причин, поиск истины.

2.Выбор нормы права и юридическая квалификация дела. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Необходимо, к примеру, решить какое преступление совершено умышлено или неосторожно, установить прямой или косвенный умысел, неосторожность (самонадеянность или небрежность)

3.Проверка и толкование нормы права. Данная стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение противоречий, коллизий, пробелов.

4.Решение дела. В результате проведенных вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (приговор по уголовному делу, решение по гр.делу)

5.Контрольно-исполнительная стадия. Заключительная стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения.

Источник

Реализация права

Формы реализации права

В правовом обществе его члены, с одной стороны, и государство, с другой, принимают на себя обязательство следовать праву. Отсюда следование праву должно рассматриваться как процесс его реализации со стороны различных органов государства и его должностных лиц и одновременно как процесс реализации права отдельными членами общества и их объединениями (в том числе хозяйственными).

Различают следующие формы реализации правовых норм: использование, соблюдение, исполнение и применение права.

Использование права выражается в реализации правомочий лица, и соответственно, по его усмотрению, здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение. Особенность этой формы реализации заключается в возможности совершения действий, указанных в норме права (право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, право участия в выборах и т. д.).

Соблюдение права заключается в пассивном воздержании от совершения действий, запрещенных юридическими (правовыми) нормами. Субъекты правоотношения реализуют требования этих норм, не совершая действий, запрещенных подобными нормами.

Исполнение права требует обязательного совершения активных действий, связанных с указаниями обязывающих предписаний (обязанность свидетеля дать правдивые показания, обязанность исполнить обязательства по договору и т. д.). Особенность этой формы реализации права выражается в том, что субъекты должны независимо от их собственного желания совершать активные действия, предусмотренные нормами права.

Указанные выше нормы реализации считаются непосредственными, так как правовые предписания реализуются самими субъектами правоотношений.

Особое место занимает применение права как комплексная властная деятельность по реализации правовых норм.

Правоприменение, основные стадии

Применение норм права (правоприменение) необходимо тогда, когда другие вышерассмотренные формы реализации оказываются недостаточными для полноты использования предписаний правовых норм и требуется вмешательство в этот процесс специальных компетентных органов.

Рассмотрим характерные признаки правоприменения.

Во-первых, правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы и их должностные лица, либо иные лица, уполномоченные законом. Отдельные граждане, не являющиеся должностными лицами, таких полномочий не имеют и не могут выполнять подобную деятельность.

Во-вторых, в дополнение к первому признаку деятельность по применению норм права имеет властный характер.

В-третьих, содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (правоприменительных актов). Эти акты относятся к определенным жизненным ситуациям и адресуются конкретным лицам (приговор суда, приказ о зачислении в вуз и т. п.).

В-четвертых, применение норм права осуществляется в строго установленном законом порядке. Особо важное значение этот порядок имеет в случае применения норм уголовного и гражданского права.

В каких случаях возникает необходимость в применении норм права?

1. Компетентные органы осуществляют применение норм права тогда, когда предусмотренные ими права и обязанности и их реализация не могут возникнуть у конкретных лиц сами по себе. Для возникновения и реализации этих прав и обязанностей в каждом отдельном случае необходимо издание компетентным органом властного решения в отношении конкретного лица.

2. Правоприменительная деятельность компетентных органов необходима в случаях, когда имеются определенные препятствия в использовании субъективных юридических прав (например, обращение в суд для защиты нарушенного права собственности на жилище или земельный участок).

3. Необходимость во властном применении норм права возникает тогда, когда юридические обязанности не исполняются добровольно (например, решение арбитражного суда по принудительному исполнению обязательств).

4. Правоприменительная деятельность всегда необходима, если совершено правонарушение и необходимо определить соответствующую меру юридического взыскания правонарушителю.

Правоприменительная деятельность состоит из ряда последовательных действий-стадий:

Поскольку единственным исходным основанием начала процесса правоприменения является наступление предусмотренных ими фактических обстоятельств, то первая стадия правоприменения состоит в установлении юридических фактов и юридических составов (совокупность фактов) с целью достижения фактической объективной истины.

На второй стадии происходит установление юридической основы дела, или, иными словами, выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к конкретным обстоятельствам дела.

Затем правоприменитель должен уяснить содержание применяемой нормы (толкование).

При выборе и анализе нормы права иногда имеет место коллизия правовых норм, когда обнаруживается, что данный случай регулируется несколькими нормами, которые либо не совпадают, либо противоречат друг другу.

В этом случае коллизия решается в пользу: нормы вышестоящего нормативно-правового акта; нормы одного и того же органа, но принятой позднее; специальной нормы, а не общей.

Особо следует сказать о ситуации, когда правоприменитель не находит нормы, регулирующей установленные факты. Если исключить некомпетентность правоприменителя, то в этом случае:

На третьей стадии правоприменительного процесса компетентный орган выносит властное решение, которое доводится до заинтересованных лиц и организаций. При этом правоприменитель должен удостовериться, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что они достоверны и им дана правильная юридическая оценка, что применяемая норма права относится именно к этому конкретному случаю.

На этом процесс применения нормы права заканчивается и начинается реализация акта применения нормы права (правоприменительного акта), т. е. реализация конкретных прав и обязанностей, определенных этим актом.

Правоприменительные акты

Из этого определения легко выявить основные признаки правоприменительного акта.

Во-первых, он имеет властный характер и, следовательно, охраняется принудительной силой государства.

Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем.

Во-вторых, это индивидуальный правовой акт, который относится к строго определенным лицам и имеет силу только для данного случая (на сходные случаи не распространяется).

В-третьих, он выносится в строгом соответствии с законом, опираясь на определенные нормы права.

И в-четвертых, правоприменительный акт издается в установленной законом форме и имеет точное наименование (приговор, приказ, постановление, распоряжение).

Форма акта, к примеру, для приговора суда: вводная часть, описательная, мотивировочная, резолютивная.

Правоприменительные акты классифицируют на следующие виды:

В соответствии с функциями права правоприменительные акты подразделяют на регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением, и охранительные, издаваемые в связи с совершением правонарушений конкретными людьми.

Пробелы в праве

При выборе и юридическом анализе правовых норм, которые должны быть применены к конкретному случаю, иногда обнаруживают, как было отмечено выше, пробел в праве.

В правонарушениях, не связанных с признанием деяния преступлением или административным проступком, действует правило применения права по аналогии в силу общих начал и смысла законодательства.

В юриспруденции различают два основных вида аналогии: аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона означает решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, регулирующей отношения, сходные с рассматриваемыми.

Аналогия как способ разрешения пробелов в праве разрешена в тех отраслях, где нет специального запрещения и где законодатель не связывает юридические последствия только с конкретным законом (гражданское право). Основным способом устранения пробелов в праве является правотворческая деятельность по созданию недостающей правовой нормы, необходимость которой обусловлена жизнью. Определенную роль в решении этой проблемы ВЫПОЛНЯЮТ руководящие указания (решения пленумов) Верховного суда либо Высшего арбитражного суда, обращенные ко всем судебным инстанциям и к неопределенному кругу лиц по поводу обстоятельств, неотрегулированных нормами права (либо не полностью отрегулированных).

Толкование норм права

Выбор правовых норм в ходе правоприменения неизбежно связан с уяснением их содержания. При этом подразумевается, что Уяснение требований норм как внутренний интеллектуальный процесс должно сопровождаться разъяснением нормативно-правовых актов различными органами и уполномоченными лицами.

Проблема толкования права должна рассматриваться значительно шире, чем сфера правоприменения и реализация права, так как она имеет самостоятельное научное и практическое значение в правоведении.

Объектом толкования являются законы и подзаконные нормативно-правовые акты, а также содержащиеся в них правовые положения и нормы. Поскольку предметом толкования является выраженная в нормативном акте воля законодателя, праворазъяснительный процесс не может заменять или подменять правотворческий.

Толкование подразделяют на виды прежде всего в зависимости1 от того, идет ли речь об уяснении нормативных актов (для себя) или разъяснении (для других).

Уяснение актов достигается рядом способов или приемов их анализа. В праве используют грамматическое, логическое, систематическое, историко-политическое и специально-юридическое толкование.

Результаты использования всех этих способов обусловливают объем толкования, которое подразделяется на три вида: адекватное,, ограничительное и расширительное, т. е. сопоставление смысла* нормы с буквальным ее изложением. Чаще всего имеет место адекватное толкование. Однако, если в результате действительный смысл нормы не совпадает с ее текстуальным выражением, то норма истолковывается шире ее буквального изложения (расширительное толкование) или уже (ограничительное).

В зависимости от вида субъекта, разъясняющего правовуюч норму (дающего толкования), различают официальное толкование, исходящее от уполномоченного на это органа государства и юридически обязательное для всех лиц, и неофициальное, не являющееся юридически обязательным. В неофициальном толковании выделяют обыденное, исходящее от обычных граждан (не профессионалов), и доктринальное (компетентное), которое дает-; ся специалистами и учеными правоведами.

Официальное толкование в свою очередь подразделяют на нормативное (изначально предназначенное для распространения его; результатов на неопределенный круг лиц и случаев), имеющее абстрактный характер, и каузальное, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела. Нормативное и каузальное разъяснения по своему содержанию подразделяют на судебное и административное.

Источник

Стадии правоприменительной деятельности

Взаимосвязь формы реализации права

И вида правовой нормы

Вид правовой нормыФорма реализации права
Запрещающие нормыСоблюдение
Обязывающие нормыИсполнение
Управомочивающие нормыИспользование

2. Особой формой реализации права является его применение. Оно осуществляется в тех случаях, когда соблюдения, исполнения и использования права оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных государственных органов.

Применением права называется деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм в конкретных жизненных ситуациях путем вынесения индивидуальных конкретных правовых предписаний — актов применения права.

Необходимость применения права возникает в тех случаях, когда:

1) субъективное право гражданина не может быть реализовано без государственно-властного веления (приказ о назначении пенсии по случаю потери кормильца);

2) существует необходимость в установлении юридически значимых обстоятельств;

3) между субъектами права существует спор об их правах и обязанностях (решение суда по гражданскому делу);

4) требуется привлечь правонарушителя к ответственности, т.е. реализовать санкцию правовой нормы (приговор суда по уголовному делу);

5) существует необходимость принять решение о награждении отличившихся граждан (приказ о награждении сотрудника ценным подарком).

Субъектами правоприменительной деятельности является специально уполномоченный государственный орган либо должностное лицо. Осуществляется применение права в специальной процессуальной форме, установленной законом. Итого правоприменительной деятельности является оформление индивидуальных юридических актов — актов применения права, имеющих обязательную силу.

3. Применение права представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких стадий. Стадией называется отрезок какого-либо процесса, имеющий определенную промежуточ­ную задачу.

Стадии правоприменительной деятельности

Какие стадии правоприменительной деятельности вам известны чем они различаются. Смотреть фото Какие стадии правоприменительной деятельности вам известны чем они различаются. Смотреть картинку Какие стадии правоприменительной деятельности вам известны чем они различаются. Картинка про Какие стадии правоприменительной деятельности вам известны чем они различаются. Фото Какие стадии правоприменительной деятельности вам известны чем они различаются

В процессе применения права можно выделить три стадии:

I стадия — установление фактических обстоятельств дела (предварительная);

II стадия — формирование юридической основы дела (юридическое квалифицирование);

III стадия — вынесение решения по делу

IV стадия – исполнение решения и контроль за его исполнением.

На первойстадии применения права идет сбор фактов, имеющих значение для вынесения решения по делу. Круг фактических обстоятельств, которые необходимо установить, как правило, обозначен в законе.

Например, при производстве дознания, предварительного следствия и разбирательстве уголовного дела в суде подлежат доказыванию:

1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);

2) виновность обвиняемого в совершении преступления и
мотивы преступления;

3) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, указанные в ст. 61 и 63 УК РФ, также иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

4) характер и размер ущерба, причиненного преступлением. Подлежат доказыванию также причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

Устанавливаемые на этой стадии факты должны отвечать требованиям:

P- относимости, т. е. непосредственно относиться к рассматриваемому делу;

P- достоверности, т. е. они должны быть подтверждены необходимыми доказательствами, иначе говоря, быть доказанными;

P- полноты, т. е. должны быть установлены все факты, необходимые для принятия решения.

При установлении фактических обстоятельств дела существенное значение имеет еще одна юридическая категория. Это преюдиция, т. е. юридическое предрешение наличия и истинности определенных фактов. Если суд, другой юрисдикционный орган уже установил определенные факты, т. е. проворил и оценил их в установленном законом порядке и зафиксировал это в необходимой процессуальной форме, то они признаются преюдициальными — такими, которые при новом рассмотрении дела считаются установленными, истинными, не требующими новой проверки и оценки.

Обстоятельства, подлежащие установлению, в своей совокупности образуют фактическую основу применения норм права. По сути стадия установления фактических обстоятельств дела в процессе применения права является предварительной.

Втораястадия представляет собой оценку собранных фактов на основе норм права и заключается в выборе и анализе юридических норм, подлежащих применению. На данной стадии происходит уяснение содержания применяемой нормы путем толкования и установление ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц.

4. После того, как фактические обстоятельства дела установлены, наступает стадия юридического квалифицирования, где выявляется та правовая норма, которая подлежит применению в данном конкретном случае. Прежде чем при­менить выбранную норму, правоприменительный орган должен установить ее действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативно-правового акта (а соответственно и содержащихся в них норм права) во времени определяется моментом его вступления в силу и моментом утраты им юридической силы. Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте. Если в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определен, то он вступает в силу по истечении определенного срока после опубликования.

В качестве раздаточного материала студентам можно пред­ложить следующую таблицу.

Источник

Общая характеристика стадий правоприменительной деятельности

3 стадия. Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы. Предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений. Необходимо убедиться, не отменена ли данная норма или не отпали ли те условия, на которые она была рассчитана. Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.).

4 стадия. Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия). В результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).

5 стадия. Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов). Реальное исполнение принятого акта, доведение его до логического завершения. Это очень важно, ибо невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс. Например, из всех судебных решений по имущественным взысканиям исполняется лишь половина. И только сейчас, когда введен институт судебных приставов, положение несколько улучшилось.

В целом применение правовых норм должно быть справедливым, законным, обоснованным, своевременным и гласным. Только в таком единстве оно может быть эффективным, достигать своих целей, приносить пользу. Важно, чтобы закон и суд не расходились, а дополняли друг друга. Недопустимо также в данном процессе противопоставление законности и целесообразности (политической, идеологической, прагматической и т.д.).

Акты применения права: понятие, признаки, виды и структура

Признаки правоприменительных актов:1) они имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении, указ о награждении гражданина орденом). Этим они отличаются от нормативных актов, имеющих безличную (неперсонифицированную) природу;

2) являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;

4) выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;

5) исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;

6) обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

Акты применения права классифицируются:

по отраслевому признаку на оперативно-розыскные, арбитражно-правовые, таможенные, налоговые, административно-правовые и др.;

По способу принятия на принятые единоначально и коллегиально.

В зависимости от действия во времени однократного и длящегося действия;

В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм на регулятивные и охранительные;

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 854 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Какие стадии правоприменительной деятельности вам известны чем они различаются

Какие стадии правоприменительной деятельности вам известны чем они различаются. Смотреть фото Какие стадии правоприменительной деятельности вам известны чем они различаются. Смотреть картинку Какие стадии правоприменительной деятельности вам известны чем они различаются. Картинка про Какие стадии правоприменительной деятельности вам известны чем они различаются. Фото Какие стадии правоприменительной деятельности вам известны чем они различаются

Глава III.
ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ПРАВОРЕАЛИЗАЦИЯ

§ 13. Реализация и толкование права

Каким образом происходит процесс превращения «книжного» права в реальное, по правилам которого живут и действуют люди? Каков конечный результат процесса правового регулирования? Какими средствами он достигается?

Как бы ни была хороша и нужна записанная в законе правовая норма, сама по себе она не будет работать, т. е. регулировать (порождать, изменять, прекращать) правовые отношения. Для полного и детального представления о том, как право действует, разработано понятие «реализация права».

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА

Реализация правовой нормы означает фактическое осуществление её предписаний, претворение в жизнь общих правовых правил поведения. Иными словами, реализацией права называется воплощение в действиях и поступках людей требований норм права, «переведение» абстрактных правовых предписаний, сформулированных для всех, в конкретные действия субъектов права, оказавшихся в предусмотренной правовой нормой ситуации.

Право считается реализованным, когда фактические действия лиц (совершение определённых поступков или запрет на их совершение) соответствуют требованиям правовых норм.

В зависимости от характера действий субъектов права выделяют четыре формы реализации права:

Соблюдение, с помощью которого осуществляются запреты, от нарушения которых лицо должно воздерживаться. В этом случае реализации подлежат запрещающие нормы права. Примером может быть статья 25 Конституции РФ, в которой сказано, что «никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нём лиц». Эта форма реализации права заключается в пассивном воздержании от совершения неправомерных действий.

Исполнение связано с выполнением активных обязанностей, строго определённых нормой права действий. Это реализация обязывающих норм права, выполнение субъектом права возложенных на него обязанностей. Примером исполнения может служить выполнение конституционных обязанностей граждан: своевременно и в полном объёме уплачивать налоги, нести воинскую службу, сохранять природу и окружающую среду.

Использование (осуществление) выражается в осуществлении прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и достигает определённого блага. Использование имеет место в случае осуществления гражданами РФ своих конституционных прав, например, на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Если использование своих прав гражданами является добровольным делом и никто не может принудить частное лицо к осуществлению своих прав, то права государственных органов и других организаций одновременно являются их обязанностями, от осуществления которых они отказаться не могут. Так, Высший Арбитражный Суд РФ не только вправе, но и обязан выступать в качестве высшего судебного органа по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Применение является особой формой реализации права, поскольку так реализуют право только уполномоченные на то органы (государственные, муниципальные органы, их должностные лица). Например, применяет право Президент, принимая указ о назначении конкретного лица на какую-нибудь должность, или следователь, вынося постановление о возбуждении уголовного дела. Эта деятельность имеет специфический, официальновластный характер и ряд других особенностей, на которых нужно остановиться более подробно.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА КАК ОСОБАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА

Правоприменительная деятельность государственных органов является важной формой реализации права, которая необходима для исполнения соответствующих предписаний правовой нормы.

Правоприменительная деятельность имеет процессуальный характер, порядок и процедура её осуществления предусмотрены в нормативно-правовых актах. Государственные органы или должностные лица, применяющие норму права, действуют строго в пределах своей компетенции. В процессе применения нормы права выносится соответствующее решение – индивидуальный, властный, правоприменительный акт, которым устанавливаются конкретные правовые последствия (в виде возникновения, изменения или прекращения у субъектов права их прав и обязанностей).

Правоприменительная деятельность входит в компетенцию всех органов государственной власти и должностных лиц. Более того, любое осуществление государственных функций возможно лишь на основе применения норм права. Применение права может быть направлено, во-первых, на пресечение противоправных действий и привлечение правонарушителя к ответственности (выговор директора, приговор суда, наложение штрафа). Во-вторых, эта деятельность может быть направлена на обеспечение правомерных действий субъектов права по реализации их прав и обязанностей (выдача разрешения или справки, осуществление регистрации, удовлетворение судом правомерного иска).

Правоприменительная деятельность имеет несколько стадий.

На первой стадии происходит юридическое исследование фактических обстоятельств дела. Оно должно быть всесторонним, полным и объективным, носить достоверный характер. На этой стадии собираются и накапливаются юридически значимые факты, которые можно оценить и классифицировать с юридической точки зрения.

На второй стадии осуществляется юридическая квалификация факта. Факты оцениваются в соответствии с определённой нормой права, устанавливающей их юридическое значение. На этой стадии выбирается нужная для юридической квалификации норма, анализируется её значение в данных обстоятельствах, проверяются возможности её применения в рассматриваемом случае. И на этой основе квалифицируется весь состав деяния.

Третья стадия, завершающая процесс применения права, – стадия вынесения решения, связанная с принятием правоприменительного акта, в котором определяются конкретные права и обязанности субъектов рассматриваемого правоотношения.

Решение компетентного государственного органа, выраженное в акте применения права, должно быть исполнено. Исполнение обеспечивается в случае необходимости мерами государственного принуждения.

АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА

Остановимся на юридической характеристике акта применения права. Этот акт содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом по конкретному юридическому делу (например, указ Президента о помиловании такого-то гражданина, приказ Министерства финансов об образовании нового департамента в структуре министерства, решение Арбитражного суда Московской области и т. д.).

Важной особенностью правоприменительных актов и их отличием от нормативных правовых документов является их индивидуальный, персонифицированный характер. Если нормы права рассчитаны на многократное применение и адресованы неопределённому числу лиц, то в отличие от них правоприменительные акты всегда адресованы конкретным субъектам и прямо указывают на то, кто в данной ситуации обладает соответствующими правами и обязанностями. Поэтому они не являются источниками права и рассчитаны только на однократное применение.

Все правоприменительные акты имеют определённую, установленную законом форму. В своём документальном выражении они должны иметь чёткую структуру и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Особенно строгие требования предъявляются к оформлению решений суда, документов предварительного следствия, актов расследования административных правонарушений.

В некоторых случаях актом применения права можно считать правоприменительные действия (деятельность) уполномоченных на их совершение лиц. Действия по задержанию правонарушителя, оформлению штрафа на месте, снятию с рейса за безбилетный проезд и даже жесты регулировщика дорожного движения можно расценить как акты применения права.

Правоприменительные акты различных государственных органов и должностных лиц имеют официальные, установленные законом типовые наименования. Президент и Правительство РФ издают распоряжения, министры и руководители предприятий – приказы, следователи и прокуроры по вопросам предварительного следствия выносят постановления, их же принимает суд по вопросам судебного разбирательства дела. Суд по гражданским делам выносит решение, а по уголовным делам – приговор.

ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Реализация правовых норм во многом зависит от того, как право понимают, интерпретируют, трактуют, т. е. от толкования права. Толкованием права называют деятельность по установлению действительного смысла норм права. Эта деятельность включает в себя: 1) уяснение содержания правовой нормы самим субъектом права (для себя) и 2) разъяснение официальными органами и другими уполномоченными лицами значения входящих в норму понятий (для других). Предполагается, что каждый «пользователь» права уясняет его требования самостоятельно. Часто в этом помогают специальные разъяснения нормативно-правовых актов, которые даются в официальном и неофициальном порядке.

Толкование очень важная часть процесса реализации права. Сам выбор той или иной правовой нормы предполагает понимание её содержания. Как мы уже видели, в норме права сформулированы общие, типичные правила поведения. Для того чтобы адаптировать общую норму права к конкретному случаю, понять, как она будет работать в данной ситуации, и нужно толкование права. Кроме того, подчас неясны смысл и значение отдельных понятий, включённых в правовую норму, вызывает вопросы их согласованность друг с другом. Трудности с применением права возникают не только у обычных людей, но и у профессиональных юристов, поэтому без деятельности по толкованию норм юридическая практика была бы чрезвычайно затруднена.

Толкование права далеко не простая, профессиональная, интеллектуальная деятельность. Есть специалисты и специально уполномоченные на то органы, от которых ожидают обстоятельного разъяснения права. Они должны облечь результаты своей деятельности по толкованию норм права в форму специальных актов разъяснения права.

Правовые последствия толкования зависят от того, каким субъектом оно осуществляется. Уже говорилось, что толковать право может практически любое лицо, однако юридическое значение имеет только официальное толкование.

Официальное толкование даётся уполномоченным на то органом, формулируется в специальном акте и является обязательным. Иными словами, это официальная директива о том, как правильно понимать конкретную норму. Такое толкование вызывает правовые последствия для всех адресатов толкуемой правовой нормы.

Официальное толкование может исходить от органа, издавшего данный нормативный акт, тогда оно называется аутентичным толкованием. Так, в Российской Федерации подобные разъяснения могут издаваться Государственной Думой и другими законотворческими органами, а также Президентом и другими государственными органами, имеющими право издавать нормативно-правовые акты. Юридическая сила таких разъяснений аналогична юридической силе самого толкуемого правового документа.

Когда толкование осуществляют государственные органы, которые не издают, а применяют право, оно называется легальным. Это могут быть судебные, финансовые, налоговые и иные органы. Особое значение имеет легальное толкование Конституционного Суда РФ по вопросам разъяснения положений Конституции РФ. Только Конституционному Суду предоставлено право интерпретировать положения акта высшей юридической силы. Никакие другие органы не могут давать официального и обязательного толкования Конституции РФ. Акты толкования, которые даёт Конституционный Суд, являются официальным разъяснением текста Конституции, они окончательны и обжалованию не подлежат.

Кроме того, официальное толкование может быть нормативным и казуальным. Нормативным толкованием называется официальное разъяснение, которое распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой. Оно обязательно для всех физических и юридических лиц, подчинённых органу, производящему толкование. Нормативное разъяснение не может содержать новые правовые нормы, а лишь разъясняет какие-то вопросы, недостаточно чётко выраженные в толкуемом акте. Это может быть сфера его действия, условия его применения, конкретные права и обязанности субъектов и др. Акт нормативного толкования имеет ту же юридическую силу.

Казуальным толкованием называется официальное разъяснение смысла нормы применительно к конкретному казусу (случаю). Цель такого толкования – правильное решение дела. Оно обязательно только для решения дела, по которому дано.

Все органы, применяющие нормы права, могут давать казуальное толкование. Наиболее типичным примером является приговор или решение суда, в котором обязательно но содержится мотивировка применения определённой нормы закона. Формально судебное толкование касается лишь того случая, который был рассмотрен в судебном заседании, и не распространяется на аналогичные дела.

Неофициальное толкование осуществляется общественными организациями, научными и учебными учреждениями, практическими работниками и другими лицами в форме рекомендаций и советов и не носит обязательного характера. Такие рекомендации не влекут за собой формально-юридических последствий, но они тоже являются весьма полезными, помогают избежать ошибок в практике применения законов. Например, большое практическое значение имеют постатейные комментарии к кодексам и законам, издаваемые различными судебными, научными и образовательными учреждениями и организациями.

Неофициальным толкованием является также обыденное толкование, даваемое гражданами в быту, повседневной жизни; профессиональное толкование, например разъяснение закона адвокатом, юрисконсультом и др. Очень важным является доктринальное толкование, осуществляемое учёными-юристами в теоретических статьях, научно-исследовательских монографиях, практических комментариях по результатам их научных исследований. Его сила не в обязательности, а в убедительности, в авторитете тех лиц и организаций, которые осуществляют это толкование. Такое толкование призвано улучшать качество применения закона, способствовать разъяснению его содержания. Оно выступает как научное объяснение смысла и целей правовых норм.

Для того чтобы осуществить толкование норм права, пользуются разными способами и приёмами толкования. Для примера рассмотрим самые распространённые способы толкования: грамматический, систематический, логический, исторический. Каждый из них отличается от других своими специфическими особенностями и средствами уяснения правовой нормы.

Грамматический способ толкования основывается на знании языка, на использовании правил синтаксиса, морфологии, словоупотребления. Этот способ толкования представляет собой уяснение смысла правовой нормы на основе грамматического, лексического и синтаксического анализа текста нормативного акта. Такое толкование предполагает выяснение смыслового значения отдельных терминов и слов в данном тексте.

При этом толковании используются все правила языка, устанавливаются грамматические связи слов, определяется семантическая структура предложения. Важную роль играют знаки препинания, союзы, вводные слова и т. д. Хрестоматийный пример грамматического толкования: «Казнить нельзя помиловать» – наглядно показывает, как от положения запятой меняется смысл решения.

Систематический способ толкования предполагает установление смысла норм права на основе анализа их связей с другими нормами, сопоставление их друг с другом, определение их места и значения в системе права в целом. Такой способ толкования необходим при раскрытии содержания так называемых отсылочных норм, в тексте которых есть отсылка к содержанию другой нормы, или статьи, или норм, близких друг другу по содержанию. Например, при толковании статьи 129 Уголовного кодекса (УК) РФ (клевета) её нормы обычно сравнивают со статьёй 130 (оскорбление). Такое же сравнение необходимо при толковании статьи 330 УК РФ об уголовно наказуемом самоуправстве и статьи 166 Кодекса об административных правонарушениях, которая устанавливает административную ответственность за самоуправство.

Логический способ толкования – толкование с точки зрения законов логики, установление логических связей отдельных положений. Анализу подвергаются не сами по себе слова, как. при грамматическом толковании, а обозначаемые ими понятия, явления и их соотношения между собой. В частности, этот приём используют при толковании правовых норм с незаконченным перечнем. В этом случае законодатель, перечисляя какие-то обстоятельства, даёт незаконченный, неполный список, о чём говорит употребление оборотов «и другие», «ив других случаях», «и тому подобное». Лицо, применяющее и толкующее норму права, имеет право расширить этот перечень за счёт других обстоятельств, аналогичных перечисленным. Например, в статье 1079 ГК РФ сказано: «Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильно действующих ядов и т. д.; осуществление строительной и иной связанной с ней деятельности и др.), обязаны возместить вред, причинённый источником повышенной опасности. » В данном случае перечень источников повышенной опасности или опасной деятельности может быть продолжен, в него могут быть включены новые виды техногенных рисков, возникающие по мере развития современных технологий.

Исторический способ толкования имеет цель установить смысл нормы права, исходя из условий, обстоятельств её возникновения. При этом толкователь опирается на знания о конкретно-исторических условиях, причинах и поводах, вызвавших принятие толкуемого акта; определяет цели и задачи, которые преследовал законодатель при его издании.

При этом способе толкования можно установить, что рассматриваемая норма права или её отдельное положение уже не действуют, так как исчезли отношения, на которые они были рассчитаны; или данная норма, как изданная в иных условиях, не отвечает потребностям правового регулирования в новых обстоятельствах, а потому требует определённого изменения.

В зависимости от целей и задач толкования нормы права в процессе толкования можно использовать одновременно несколько приёмов или ограничиться каким-либо одним способом.

Вопросы для самопроверки

1) Что входит в понятие «реализация правовой нормы»? 2) В чём особенности правоприменительной деятельности? 3) Какие стадии правоприменительной деятельности вам известны, чем они различаются? 4) Чем нормы права отличаются от правоприменительных актов? 5) В чём смысл понятия «толкование права»? 6) Какие виды толкования права вы знаете? 7) Какие способы толкования права вам известны?

1. Назовите и охарактеризуйте формы реализации права.

2. Раскройте на примерах особенности актов правоприменения.

3. Сравните различные виды толкования права: что между ними общего, в чём различия?

4. Объясните, какова цель различных способов толкования права.

5. Определите, какой вид толкования осуществляет школьник, пытаясь объяснить текст Конституции; адвокат, разъясняющий клиенту его права и обязанности; судья Конституционного Суда РФ.

6. Раскройте причины, согласно которым использование прав гражданами является делом добровольным, тогда как использование прав государственными органами является их обязанностью.

«Исследование закона заключается в установлении полного содержания слов или предположительного толкования их смысла».

«Согласовывать один закон с другим есть лучший метод их толкования».

«Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *