Какие существуют подходы к определению информации в чем их суть
Подходы к определению понятия «информация»
Понятие информации является одним из самых важных и в то же время одним из самых «трудноуловимых» понятий современной науки. Отражая самые общие представления об окружающем мире, это понятие приобретает отличительные характеристики в конкретных информационных процессах, в условиях конкретной информационной среды. Именно этим объясняется отсутствие однозначного понимания, что же такое информация.
Попутно заметим, что в науке до сих пор нет однозначного понимания и определения понятий «время», «энергия», «масса» и т.д.
В настоящее время сформировалось три подхода к осмыслению понятия информации:
1. Атрибутисты полагают, что информация как семантическое (смысловое) свойство материи является неотъемлемым атрибутом всех элементов и систем объективной реальности. Наиболее ярко и образно эта концепция информации выражена академиком В. М. Глушковым. Он писал, что «информацию несут не только испещренные буквами листы книги или человеческая речь, но и солнечный свет, складки горного хребта, шум водопада, шелест травы». Иными словами, информация как смысловое свойство материи создает представление о ее упорядоченности, разнообразии. Информация в этом понимании не может существовать вне материи, а значит, она существовала и будет существовать вечно.
2. Функционалисты отрицают существование информации в неживой природе. По их мнению, информация через информационные процессы реализует функцию управления (самоуправления) в биологических, социальных и социотехнических системах, т. е. информация – это одна из функций жизни, основное отличие живого от неживого.
3. Антропоцентристы ограничивают сферу информации главным образом социальными системами. В этом подходе информация трактуется как активная, «полезная» часть человеческих знаний, т.е. тех знаний, которые используются для ориентировки, управления и пр. Такую информацию можно понимать как содержание (смысл) сигнала, полученного системой из внешнего мира.
Все перечисленные точки зрения существуют и используются в соответствующих областях науки: информация как семантическое свойство материи изучается в философии, физике; информация как функция управления изучается в кибернетике, физиологии, биологии; информация как содержание сигнала изучается в лингвистике, социологии, психологии.
Информатика – «многомерная» наука. Для нее важны все аспекты понятия информации. Однако при этом она акцентирует внимание на том аспекте понятия информации, который в данный момент наиболее востребован. Например, в период стремительного развития вычислительной техники информация понималась прежде всего как смысл сигнала или просто как сообщение. С развитием биологических наук востребован функциональный подход к пониманию информации. В эпоху возрастания понимания всеобщей взаимосвязи явлений, фактов в окружающем мире, осознания глобальных угроз существенную роль приобрело понимание информации как семантического свойства материи.
Все эти подходы не противоречат друг другу. Наоборот, они естественно дополняют друг друга, позволяют исследовать проблемы с разных точек зрения, многогранно, что является проявлением фундаментального общенаучного принципа дополнительности.
Рассмотрим, как «работают» сформулированные подходы в различных областях человеческих знаний и деятельности.
Подходы к определению понятия Информация
Условно, подходы к определению понятия «Информация» можно поделить на три группы:
Указываются или постулируются некоторые свойства, присущие процессам и устройствам, используемых в том, что принято связывать с хранением и обработкой информации. Из анализа известных образцов, выводятся их общие признаки, классификация и законы функционирования.
Это обычный метод исследования, но, к сожалению, обилие противоречивых теорий и отсутствие практических результатов свидетельствует о том, что большая их часть, по-видимому, неверны.
Впервые сформулирован Р. Хартли (1927). Сосредоточен на проблеме транспорта информации в процессе коммуникации, безотносительно к сущности самого перемещаемого агента. Оценивается только количество агента и производится расчет потребной тары.
Оценка Хартли была значительно улучшена К. Шенноном (1948), сформулировавшим и доказавшим два фундаментальных свойства предложенной им информационной энтропии: аддитивность и инвариантность (энтропийный предел). Эти качества выдвинули шенноновскую энтропию на роль универсальной «валюты» во всех расчетах поставок и тары в процессах коммуникации.
К сожалению, из этой оценки нельзя извлечь никакой пользы для выяснения характеристик самого перемещаемого агента.
Последнее обстоятельство привело к многочисленным (и, вероятно, ошибочным) попыткам ввести поправки «за семантику» («ценность» информации для получателя итп).
Разумеется, предложенная классификация дает самый грубый набросок, не отражающий многих деталей полной картины. Например, совершенно изолированно от прочих, находится колмогоровская теория сложности, вовсе не рассматривающая ни сам процесс коммуникации, ни семантику сообщения, и целиком сосредоточенная на его структурных особенностях. (Грубо говоря, сообщение сводится к минимальному генератору фрактала).
Основные подходы к определению понятия «информация».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Основные подходы к определению понятия «информация». Шатрова Елена Михайловна 10 класс
Субъективный подход к определению информации Информация – это сведения об окружающем мире и протекающих процессах, воспринимаемые и интерпретируемые человеком или специальными устройствами. Информация – это понятие, обозначающее одну из точек зрения на окружающую действительность. В ХХ веке возникла теория информации
Понятие информации в философии Концепции Атрибутивная Антропоцентрическая (коммуникативная) Функциональная
Антропоцентрическая (коммуникативная) концепция Информация существует лишь в человеческом сознании, в человеческом восприятии. Информация – это сфера общения человека. строитель заказчик
Функциональная концепция Информация – это атрибут свойственный только живой природе. Информация появилась лишь с возникновением жизни, т.к. связана с функционированием сложных самоорганизующихся систем, к которым относятся живые организмы и человеческое общество
Атрибутивная концепция Информация – это мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени. Информация является свойством всего сущего. Информация в мире возникла вместе со Вселенной
Понятие информации в философии Концепции Атрибутивная Антропоцентрическая (коммуникативная) Функциональная Информация – это мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени. Информация является свойством всего сущего. Информация в мире возникла вместе со Вселенной Информация – это атрибут свойственный только живой природе. Информация появилась лишь с возникновением жизни, т.к. связана с функционированием сложных самооргани-зующихся систем Информация существует лишь в человеческом сознании, в человеческом восприятии. Информация – это сфера общения человека.
Домашнее задание Заполните таблицу: Информация Вид информации По способу восприятия По форме представления Задача по алгебре Письмо Картина Опера Радиопередача Телепередача Аромат сирени Вкус лимона Жёлтый цвет
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-433286
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Подходы к определению понятия Информация
Условно, подходы к определению понятия «Информация» можно поделить на три группы:
Указываются или постулируются некоторые свойства, присущие процессам и устройствам, используемых в том, что принято связывать с хранением и обработкой информации. Из анализа известных образцов, выводятся их общие признаки, классификация и законы функционирования.
Это обычный метод исследования, но, к сожалению, обилие противоречивых теорий и отсутствие практических результатов свидетельствует о том, что большая их часть, по-видимому, неверны.
3. Инструментальный
Впервые сформулирован Р. Хартли (1927). Сосредоточен на проблеме транспорта информации в процессе коммуникации, безотносительно к сущности самого перемещаемого агента. Оценивается только количество агента и производится расчет потребной тары.
Оценка Хартли была значительно улучшена К. Шенноном (1948), сформулировавшим и доказавшим два фундаментальных свойства предложенной им информационной энтропии: аддитивность и инвариантность (энтропийный предел). Эти качества выдвинули шенноновскую энтропию на роль универсальной «валюты» во всех расчетах поставок и тары в процессах коммуникации.
К сожалению, из этой оценки нельзя извлечь никакой пользы для выяснения характеристик самого перемещаемого агента.
Последнее обстоятельство привело к многочисленным (и, вероятно, ошибочным) попыткам ввести поправки «за семантику» («ценность» информации для получателя итп).
Разумеется, предложенная классификация дает самый грубый набросок, не отражающий многих деталей полной картины. Например, совершенно изолированно от прочих, находится колмогоровская теория сложности, вовсе не рассматривающая ни сам процесс коммуникации, ни семантику сообщения, и целиком сосредоточенная на его структурных особенностях. (Грубо говоря, сообщение сводится к минимальному генератору фрактала).
Лекция на тему «Информация и информационные процессы»
Оглавление
1. Информация и информационные процессы: определение понятий, сущность, роль и значение
Слово «информация» происходит от латинского слова informatio,что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление.
Понятие «информация» используется в различных науках, при этом в каждой науке понятие «информация»связано с различными системами понятий.
Информация в биологии: Биология изучает живую природу и понятие «информация» связывается с целесообразным поведением живых организмов. В живых организмах информация передается и храниться с помощью объектов различной физической природы (состояние ДНК), которые рассматриваются как знаки биологических алфавитов. Генетическая информация передается по наследству и хранится во всех клетках живых организмов.
Философский подход: Информация – это взаимодействие, отражение, познание.
Кибернетический подход: Информация – это характеристики управляющего сигнала, передаваемого по линии связи
Можно выделить следующие подходы к определению информации:
Информация – это сведения, знания, сообщения о положении дел, которые человек воспринимает из окружающего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).
Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости и неполноты знаний.
Информация обладает следующими свойствами:
1) Атрибутивные свойства (атрибут – неотъемлемая часть чего-либо). Важнейшими среди них являются:- дискретность (информация состоит из отдельных частей, знаков) и непрерывность (возможность накапливать информацию)
2) Динамические свойства связаны с изменением информации во времени:
— передача от источника к получателю,
— перевод с одного языка на другой,
— перенос на другой носитель,
— старение (физическое старение – носителя, моральное старение – ценностное).
Деятельность любой организации и ее успех на рынке зависит от множества факторов окружающей среды. Именно поэтому каждая организация в рамках менеджмента реализует функцию планирования, собирая и анализируя информацию об условиях ведения деятельности. Планирование помогает организации принимать решения, предупреждающие возникновение и развитие проблемных ситуаций, без ущерба для достижения организационных целей. В процессе принятия любого решения, в том числе управленческого, используется информация. Точность и полнота информации гарантирует, что принятие решения будет обоснованным, учитывающим наибольшее возможное количество факторов.
Обеспечение доступа к информации, необходимой для эффективного принятия управленческих решений, называется информационно-аналитическим обеспечением. Информационно-аналитическое обеспечение управленческих решений может осуществляться силами специализированных подразделений организации или отдельно нанятых сторонних компаний (или экспертов), оказывающих консультационные услуги.
Сбор, обработка и подготовка информации может быть также функцией каких-либо отделов компании. Отдел может заниматься сбором и анализом информации, связанной с его деятельностью.
2. Виды информации
Существует множество критериев классификации информации. Кроме исследователей, работающих в сфере кибернетики, экономики и информатики, попытки рассмотреть структуру информации предпринимают специалисты по массовым коммуникациям и социальному управлению.
В зависимости от направления ее делят на вертикальную (циркулирующую между органами управления разного уровня) и горизонтальную (циркулирующую между структурами одного уровня).
В.Афанасьев предлагает различать управленческую информацию в зависимости от того, какие функции управленческого процесса она обслуживает. Информацию, которая кладется в основу принятия решения, называют исходной. Информация, которую используют при реализации решения, выполнении конкретных организационных действий, называют организационной информацией. Любое управленческое решение сопровождается определенными нормами, правилами, рекомендациями. Информация такого рода называется регулирующей. На завершающем этапе управленческого цикла фигурирует учетно-контрольная информация.
Классификация информации по Б. Евладову
Б. Евладов выделяет четыре основных вида информации: контрольно-измерительную, учетно-статистическую, научно-техническую и общественно-политическую.
Учетно-статистическая информация включает в себя данные, которые поступают главным образом в цифровом виде и отражают развитие экономики, культуры, здравоохранения, образования и т.д. Так, например, при решении комплексных задач государственного и хозяйственного управления в сфере природопользования находят широкое применение разного рода кадастры, реестры и регистры в области водного, лесного и рыбного хозяйства, геодезии и картографии, геологии и экологии, гидрометеорологии, землеустройства и землепользования, стройиндустрии, а также данные государственного учета ресурсов животного и растительного мира. Наиболее полное отражение статистическая информация находит в специфических отчетах, используемых в сфере управления.
Научно-техническая информация включает в себя разнообразные данные, характеризующие состояние тех или иных наук, технические достижения. Эта информация отражается обычно в массе специальной литературы по разным отраслям науки, промышленного и сельскохозяйственного производства и используется в основном узким кругом специалистов этих отраслей.
Документированная и недокументированная информация
По степени организованности (упорядоченности) информацию можно разделить на документированную и недокументированную.
В трех федеральных законах дается понятие документированной информации.
Информационные ресурсы составляют определенные документы или массивы документов, имеющие реквизиты.
Недокументированная информация остается за пределами правового регулирования.
Классификация информации по категориям доступа
По категориям доступа информация делится на:
1) информацию с ограниченным доступом, которая, в свою очередь, делится на:
— информацию, существующую в виде государственной тайны;
— информацию, существующую в виде конфиденциальной информации;
2) открытую (общедоступную) информацию.
Следует подчеркнуть, что исходя из подхода, предполагающего обязательное наличие субъекта, воспринимающего информацию, закрытой информации не бывает; так, это означало бы, что существует информация не известная никому, т.е. информация без субъекта, ее воспринимающего.
К открытой информации относится: вся неправовая информация, а также информация о выборах и референдуме; официальные документы, обязательно представляемая информация.
Статья 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» определяет перечень сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, конкретизируется в утвержденном Указом Президента РФ Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне.
К сведениям конфиденциального характера в соответствии с Указом Президента от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» отнесены: персональные данные, коммерческая тайна, служебная тайна, профессиональная тайна.
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается и запрещается.
Классификация информации по ее роли в системе права
Информация делится по роли в системе права на правовую и неправовую.
Определение сущностной характеристики и содержание термина «правовая информация» даны как в широком, так и в узком смысле.
Иногда под правовой информацией понимается только информация, которая содержится в нормах права. Более широкое понимание предполагает понимание правовой информации как совокупности сведений о праве, всех процессах и явлениях, с ним связанных. Наблюдается тенденция использовать этот термин в еще более широком значении. Им наряду с имеющимся информационным фондом обозначается также и совокупность норм, знаний и информации, определяющих поведение личности и различных социальных групп в правовой сфере. Здесь уже правовая информация рассматривается под углом социального механизма действия права, который зависит от многих факторов.
Понятие доступности правовой информации может быть охарактеризовано и в широком смысле. В этом случае в его содержании следует различать два аспекта: предпосылки знания личностью содержания юридических норм и результат реализации этих предпосылок, определенный уровень знания права, достигнутый в обществе.
Представляется возможным выделить следующие факторы доступности правовой информации с использованием Интернета.
Это, прежде всего, качественный уровень правовой информации. К числу факторов, влияющих на качество информации, В.М. Боер относит следующие:
— научность и объективность. Научность предполагает ее соответствие требованиям объективных закономерностей развития общества, обобщенности, систематичности, скоординированности ее потоков и каналов. Научность, объективность правовой информации должна быть неразрывно связана с жизнью, практикой создания гражданского общества, реализацией современных задач;
-достоверность. Данное качество воспитывает чувство ответственности. Условиями достоверности являются плюрализм мнений, критика правовой реальности устаревших законов.
— конкретность (информация должна иметь конкретного адресата);
— полнота (сведения должны отличаться разнообразием);
— актуальность и новизна. Своевременное поступление к гражданам информации позволяет быстро и эффективно решать необходимые задачи, формировать общественное мнение. Ее отсутствие влечет невозможность в полной мере реализовать права граждан.
Эффективному управлению правовыми процессами может служить только систематизированная, комплексная правовая информация, которая сочетает в себе различные сведения, исторически и логически увязанные, поступающие в определенном порядке и последовательности.
Соблюдение этого требования позволит личности видеть явление во всей его сложности и многообразии, в общей системе права, корректировать его функционирование и развитие соответственно каждой конкретной ситуации;
— оптимальность, точность, лаконичность.
Правовая информация создается в результате правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
а) нормативную, т.е. содержащую нормы права (например, закон);
б) ненормативную, т.е. не содержащую норму права (например, приговор суда).
Неправовая информация создается не как результат правотворческой деятельности, обращается в обществе с предписанием правовых норм.
Неправовая информация, в свою очередь, делится на:
а) массовую информацию (содержится в СМИ, например);
б) информацию, являющуюся объектом гражданских прав.
3. Обеспечение информационного взаимодействия человека и информационной среды
Сложные компьютеризированные информационно-управляющие системы обычно проектируются на предприятии собственными силами, но чаще всего для этого привлекаются аутсорсинговые ИТ (IT-outsourcing — вид услуг, подразумевающий передачу заказчиком своих текущих функций по поддержке ИТ-систем в специализированную ИТ-компанию, при котором исполнитель гарантирует выполнение обозначенных в договоре функций в соответствии с утвержденным уровнем сервиса).
Чтобы процесс информационного менеджмента был эффективным, необходимо, чтобы на этапе разработки конкретного процесса будущие пользователи (их часто называют конечными пользователями — end user) четко изложили, что они хотят иметь в плане информационного обеспечения своей деятельности от информационных менеджеров.
В идеальном случае будущие пользователи должны сами (в том или ином качестве) явиться разработчиками процесса информационного менеджмента — процесса разработки информационной системы.
Конечные пользователи лучше других знают, какие решения являются главными и какая информация нужна для их принятия. Кроме того, если те руководители, которые будут пользоваться информацией, не примут определенного участия в процессе разработки, может оказаться, что система не будет давать им необходимой информации или будет перегружать их бесполезной информацией. Не следует забывать и то, что привлечение к проектированию людей, ответственных за внедрение, обычно уменьшает сопротивление изменениям, которые обязательно имеют место при переходе на ИТ-технологии.
В ряде случаев при внедрении ИТ-технологий могут быть столкновения и конфликты, суть которых сводится к нежеланию некоторых категорий должностных лиц переходить на новые методы работы с информацией. При этом нежелание переходить на новые методы работы обосновывается накопленным опытом, риском ошибок, за которые должен отвечать не кто-то конкретно, а компьютер или какая-то программа.
С одной стороны, этих людей можно понять, но с другой — это противостояние ни в коем случае не должно быть определяющим при выборе дальнейшего пути развития предприятия с использованием ИТ-технологий и информационного менеджмента.
Существенным фактором взаимодействия пользователей с информационной средой является процесс обучения пользователей. Если этот процесс заключается в изучении многостраничных руководств пользователя, то, понятно, что никакой пользователь этого делать не захочет. Понятно, что и разработчика некоторого автоматизированного процесса, предложившего конечному пользователю изучить 100-страничное руководство пользователя, вряд ли можно считать хорошим разработчиком.
Уменьшить сопротивление переменам можно, если обучение пользователя происходит в форме подсказки, рекомендаций и других «мягких» способов обучения. Такое обучение должно уменьшить страх перед неизвестностью, который внушает сложная информационная система. Обучение должно быть предварительным, что позволит пользователям глубоко узнать возможности системы и поможет им избежать тех «ловушек», которые являются следствием имеющихся ограничений. Без такого обучения пользователи могут оказаться во власти обслуживающего технического персонала и чувствовать себя так, будто информационная система управляет ими, а не наоборот. В результате могут возникнуть чувство досады и нежелание пользоваться системой.
В плане повышения эффективности информационного менеджмента особенно важен информационный потенциал команды менеджеров. Совокупная способность всех членов команды информационных менеджеров преобразовывать поступающее на предприятие множество информации в процессе принятия управленческих решений называется информационным потенциалом команды менеджеров.
4. Информационное общество
Информационное общество – это такая стадия развития общества, когда использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает существенное влияние на основные социальные институты и сферы жизни:
Посмотрим, каким образом информационное общество может проявляться в различных сферах нашей жизни.
Экономическая: информация используется в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости, получает развитие электронный бизнес. Не нужно командировать представителя к деловому партнеру из другого региона, документы заверяются электронной цифровой подписью. Не нужно тратить время на выбор товара, достаточно просмотреть каталог электронного магазина. Не нужно посещать налоговую инспекцию, чтобы сдать налоговую отчетность. Не нужно тратить время на дорогу, чтобы выполнить свою работу (для некоторых видов профессиональной деятельности). Не нужно ехать в кассу, чтобы купить билет на поезд, его достаточно заказать и оплатить дистанционно.
Политическая: свобода информации, ведущая к развитию электронной демократии, электронного государства, электронного правительства. Чтобы выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно зайти на соответствующий сайт в сети Интернет. Для получения государственной услуги достаточно дистанционно заполнить форму запроса, а через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик.
Электронное государство — это способ повышения эффективности деятельности государства, основанный на использовании информационных систем. При этом подразумевается, что с использованием ИКТ функционируют исполнительная (электронное правительство), и законодательная власти (электронный парламент, электронная демократия), а также судебные органы (электронное правосудие).
Можно сказать, что в настоящий момент идет процесс становления электронного государства, о чем свидетельствует появление Единого портала электронной демократии Российской Федерации
(http://e-democratia.ru/). Система «Электронной демократии» дает возможность участвовать в принятии управленческих решений, публичных обсуждениях официальных документов и контроле деятельности органов власти.
Социальная: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни. Чтобы получить консультацию специалиста, пациенту не нужно ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом (телемедицина). Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно воспользоваться единым номером экстренных служб (например, система «Забота»). Чтобы собрать ученика в школу, достаточно скачать комплект учебников с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге.
Культурная: признание культурной ценности информации (например, проект ЮНЕСКО «Цифровое наследие»). Чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны. Чтобы посетить зарубежный музей, достаточно побывать на соответствующем сайте. Чтобы получить образование в любом университете мира, нужно обратиться к его ресурсам дистанционного обучения.
Можно сказать, что информационное общество в наибольшей степени проявляется в странах, которые характеризуются как «развитое постиндустриальное общество», (Япония, США, Западная Европа).
Одним из проектов, стимулирующих интенсивное экономическое развитие и укрепление позиций ЕС на международном рынке, стал крупнейший политический проект «Электронная Европа» (eEurope), в рамках которого может осуществляться множество программ как внутри стран – членов ЕС, так и на уровне Европейской Комиссии.
В 2000 году лидеры «Большой Восьмерки» приняли Окинавскую хартию глобального информационного общества. Хартия указывает на важность развития информационного общества для повышения благосостояния граждан и развития экономики в целом. В ней объясняется, как новые технологии и их распространение являются на сегодняшний день ключевым движущим элементом социально-экономического развития стран. Хартия также указывает на необходимость внедрения национальных и интернациональных стратегий реализации поставленных задач.
Развитием идей информационного общества можно считать поддержанную ЮНЕСКО концепцию «общества знания», в которой делается акцент на гуманистические принципы. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, и ядром социальной организации становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Особо подчеркивается то, что в «обществе знания» приоритетами должны являться качество образования, свобода выражения мнений, универсальный доступ к информации для всех, уважение культурного и языкового разнообразия.
Развитие информационного общества неизбежно приводит к тому, что множество специалистов работают в сфере производства и распространения информации. Это требует не только новых навыков и новых знаний, но и нового мышления, желания и возможности учиться на протяжении всей жизни.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, носят комплексный характер. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.
В результате выполнения федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», был создан определенный задел в области внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг.