Какие существуют способы управления трансакционными издержками и в чем их сущность
Управление издержками
Что такое издержки
Издержки — это потраченные в бизнесе ресурсы в денежном выражении: сырье, зарплата, оборудование и так далее. Из издержек складывается себестоимость продукции или услуги.
Издержки отличаются друг от друга, их классифицируют по различным признакам:
Подробнее про издержки мы рассказывали в статье «Виды издержек».
Что такое управление издержками
Управление издержками — это сложный процесс, который состоит из нескольких ключевых моментов:
Что происходит при неэффективном управлении
Если управление неэффективно или его вообще нет, наступает хаос. Ресурсы, а значит и деньги, расходуются как попало. Компания начинает нести неявные издержки, так как ресурсы используются неэффективно. Возникает упущенная выгода.
Так как издержки никто не считает, в компании нет понятия себестоимости. Не зная, во сколько компании обходится конечный продукт, установить цену на него нельзя. Товар либо продают по заниженной цене и компания теряет деньги, либо цена завышена, и продукт перестает пользоваться спросом.
Как следствие, компания принимает неправильное решение по поводу ассортимента. Выпуск продукции происходит на основе личных предпочтений руководства, которые не всегда соответствуют рынку. В результате компания производит продукцию, от которой давно нужно было отказаться.
Без контроля затрат вопрос об их сокращении даже не встает. Компания видит лишь один путь для увеличения прибыли — рост продаж. Но по итогам оказывается, что увеличение продаж требует еще больше ресурсов на продвижение, найм новых работников, покупку оборудования и так далее.
Какова цель управления издержками
Цель управления издержками — увеличить прибыль за счет экономии на затратах. При этом управление затратами не требует дополнительного вливания денег, как это происходит при росте объемов производства. Главное, чтобы компания понимала причины возникновения расходов и принимала меры для улучшения ситуации.
Например, для производства продукции нужно сырье. Компания может покупать его в малых объемах, например, на одну неделю, а можно купить это же сырье на 2 месяца. В первом варианте стоимость килограмма сырья будет существенно выше, чем во втором, так как за покупку большого объема поставщики дают скидку. Компании нужно анализировать оба варианта и выбрать более эффективный. Например, если покупка двухмесячного объема не приведет к затовариванию склада и кассовому разрыву, то лучше купить сырье с запасом.
На какие вопросы отвечает управление издержками
Система управления издержками внутри предприятия дает ответы на следующие вопросы:
Какие этапы выделяют в управлении издержками
Управление издержками — это поэтапный процесс. Разберем каждый из этапов подробнее.
Анализ структуры затрат
Рассчитываем меру каждой статьи затрат в совокупных расходах. Можно построить диаграмму или сделать это в виде таблицы. Важно оценить динамику роста каждой статьи затрат, чтобы прогнозировать их размер в будущем.
После этого нужно ответить на два вопроса: контролируема ли статья затрат, и насколько она существенна. Тратить свое время на затраты, которые составляют менее 1% от общей суммы, не имеет смысла.
Даже если вес статьи существенен, она может быть неконтролируемой. Тогда сократить ее не выйдет.
Классификация затрат
Для успешного управления не стоит скидывать все издержки «в один котел». Для начала их стоит распределить на группы. Чаще всего затраты делят на переменные и постоянные или прямые и косвенные, или объединяют эти две группировки.
Постоянные | Переменные | |||||||||||||||||||||||
Прямые |
Заказ комплектующих | 700*4 = 2 800 (за месяц) |
Получение комплектующих | 700*4 = 2 800 (за месяц) |
Складские трансакции | 700*4*2 (прием и отпуск на склад) = 5 600 |
Всего: | 11 200 |
После внимательного исследования сборочной технологии руководство предприятия приняло следующие решения: отказаться от практики еженедельных закупок комплектующих и перейти к системе нулевых производственных запасов. Для этого необходимо договориться о месячном объеме и графике поставок, при котором потребность в очередной «порции» деталей удовлетворяется по первому требованию предприятия;
Расчет числа трансакций после внедрения новой методики
Заказ комплектующих | 2800*1=2800 |
Получение комплектующих | 2800*2 = 5600 |
Складские трансакции | |
Всего: |
В результате внедрения новых процедур количество трансакций снизилось почти в полтора раза (табл. 6), что позволило значительно сократить накладные расходы предприятия.
Понятие информации как экономического ресурса. Неопределенность.
Информация, как экономический ресурс имеет ряд важных особенностей, которые принципиально отличают ее от других факторов производства:
1) основная часть информации, которой располагает человечество, общедоступна и не может рассматриваться как ограниченный ресурс;
2) использование информации одним субъектом, как правило, не исключает возможности ее одновременного применения другими (неконкурентность потребления);
3) потребление информации тождественно формированию новых знаний;
4) информация является легко тиражируемым благом, ее копирование требует минимальных затрат.
Таким образом, информация – это экономический ресурс особого рода. Традиционные понятия редкости и ограниченности неприменимы к ней в полной мере. Эта категория сочетает в себе противоречивые свойства невоспроизводимости и тиражируемости, безграничности и редкости.
С точки зрения субъекта экономики можно выделить два принципиальных варианта появления неполноты информации:
1) подбор информации возможен, но не выгоден;
2) полную информацию получить невозможно.
При заключении сделки стороны могут быть информированы в разной степени – это и есть асимметрия информации. Различаются два типа информационной асимметрии.
Итак, практика хозяйственной деятельности не всегда оставляет реальную возможность для устранения неосведомленности и асимметрии информации. Иногда информация слишком дорога, и субъекты сознательно предпочитают незнание. Бывают и такие случаи, когда полную информацию невозможно получить и в принципе независимо от готовности субъекта нести любые издержки. В обоих случаях итогом становится необходимости рисковать — предпринимать действия, о которых заранее известно, что они могут привести как к положительному, так и к отрицательному результату.
Впервые проблема неопределенности была систематически исследована Фрэнком Найтом в 20-е годы XX века. Одно из главных нововведений, предложенных этим американским экономистом,— разграничение понятий «неопределенность» и «риск».
Риск. Методы оценки.
Как мы видим, в экономике неопределенности и риска ключевое значение имеет вероятность, под которой принято понимать выраженную в количественной форме возможность определенного исхода.
В зависимости от прогнозируемого события экономисты различают несколько видов вероятности:
1) априорная (вероятность, подсчитанная на основе научного закона или логического принципа);
2) статистическая (для определения вероятности прибегают к эмпирическому методу – к статистическим наблюдениям);
3) ожидаемая (для определения вероятности не существует никакого рационального алгоритма).
Один из способов оценки риска – это средне взвешенная оценка риска с учетом соответствующих вероятностей. Она находится с помощью математического ожидания:
, где
— математическое ожидание
хi – возможный результат
pi – вероятность наступления результата.
Количественно степень риска можно оценить с помощью следующих двух показателей, характеризующих отклонение фактических результатов от среднего уровня:
1) дисперсия – средневзвешенная величина квадратов отклонений действительных результатов от средних.
, где
xi – фактический результат при каждом конкретном исходе,
Х – математическое ожидание,
pi – вероятность исхода.
Дерево решений.
Результаты нейтрального анализа риска часто обобщают в виде так называемого дерева решений (decision tree), графически показывающего все возможные исходы и их вероятности.
Для иллюстрации рассмотрим пример производственной компании, которая анализирует возможность выхода на рынок с новым продуктом. В этом случае менеджменту предстоит совершить ряд действий:
■ потратить 100 000 руб. на маркетинговое исследование с целью определить возможный уровень спроса и конкуренции;
■ в зависимости от результатов исследования построить, производственный цех большой производительности (стоимостью 5 млн. руб.), либо малой производительности (2 млн. руб.), либо прекратить проект.
Схема на рис 30 отображает возможное дерево решений для данного производства. Предположим, что маркетинговое исследование уже завершилось и руководство компании располагает следующей информацией о рынке сбыта:
■ вероятность того, что спрос на новый продукт будет большим, составляет 50%;
■ средний уровень спроса и продаж может быть достигнут с вероятностью 30%;
■ низкий уровень спроса ожидается с вероятностью 20%.
■ при высоком спросе, большой цех принесет 8,8 млн. руб. в год, малый — 2,6 млн. руб.;
■ при среднем спросе — 3,5 и 2,4 млн. руб. соответственно;
Зная соответствующие вероятности, можно подсчитать среднюю ожидаемую дисконтированную стоимость (PDVX) для каждого возможного случая (графа 5 рис. 30). Как видим, для большого цеха она составит 5 млн. 3 70 тыс. руб., для малого — 2 млн. 300 тыс. руб. После вычитания суммы инвестиций, необходимых для строительства заводов (5 и 2 млн. руб. соответственно), получим значение чистой дисконтированной стоимости ( ).
Сравнив полученные результаты (370 тыс. руб. > 300 тыс. руб.), «рисково нейтральный» менеджер предпочтет вложить 5 млн. руб. в большой производственный цех. Вместе с тем следует отметить, что оба варианта приемлемы (NPV > О) и выбор может склониться в сторону малого производства в случае нехватки денег у компании.
Рис. 30. Дерево решений
Приведенный образец дерева решений сознательно упрошен. В реальности такие модели могут оказаться на порядок сложнее и насчитывать целое множество точек принятия решений.
Роль дерева решений в управлении фирмой многообразна.
Во-первых, оно позволяет наглядно представить всю совокупность последствий принимаемых решений при разных возможных вариантах развития событий.
Во-вторых, оно позволяет выбрать объективно или нейтрально лучший вариант решения.
Управление трансакционными издержками фирмы
Сущность понятия «трансакционные издержки», их классификация. Рыночные издержки и способы их экономии. Упразднение излишних трансакций как один из основных способов оптимизации затрат предприятия. Практический пример «трансакционного планирования».
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 09.06.2013 |
Размер файла | 1,4 M |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Калининградский государственный технический университет
по дисциплине: Микроэкономика
на тему: Управление трансакционными издержками фирмы
В исследованиях учёных предлагаемый перечень издержек, относимых к трансакционным, свидетельствует о том, что эти издержки являются вездесущими, связанными со всеми типами поведения, предполагающего взаимодействие между экономическими агентами. Определённость трансакционных издержек представлена через анализ четырёх типов отношений и соответствующих им видов деятельности:
отношения между отдельными покупателями и продавцами;
отношения, связанные с защитой прав собственности.
В исследованиях феномена трансакционных издержек на национальном уровне к так называемым трансакционным отраслям относятся следующие:
Финансы и операции с недвижимостью. Фирмы, относящиеся к данной группе, обеспечивают передачу прав собственности, включая поиск альтернатив, подготовку и осуществление сделок.
Правовые (юридические) услуги. Основная функция соответствующих организаций состоит в обеспечении координации, направления и контроля выполнения условий контрактов.
Оптовая и розничная торговля. Предприятия, принадлежащие данной отрасли, оказывают как трансакционные, так и трансформационные услуги. К последним можно было бы отнести, например, хранение благ, которое аналогично транспортировке, только не в пространстве, а во времени.
Важнейшим фактором, определяющим способность и стремление фирм поставлять продукт на рынок, является издержки производства. Производство любого товара требует затрат, которые в силу своей относительной редкости имеют определённые цены.
Количество какого-либо продукта, которого фирма стремиться предложить на рынке, зависит от издержек и эффективности использования ресурсов, необходимых для его производства.
В традиционной экономической теории предполагалось, что взаимоотношения между экономическими агентами проходят без потерь и затрат. Но чтобы сделка могла состояться, необходимо собрать информацию о ценах и качестве товаров и услуг, договориться об ее условиях, проконтролировать добросовестность ее выполнения партнером.
Поэтому совершение сделок может сопровождаться серьёзными потерями.
Такие издержки называются трансакционными.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время для мировой экономики особенно важна проблема снижения трансакционных издержек.
Они влияют на уровень социально-экономического развития общества, эффективность производства и уровня жизни населения.
Целью курсовой работы является выявление экономических основ формирования трансакционных издержек фирмы, обоснование необходимости их регулирования, а также вопросы, связанные с регулированием трансакционных издержек фирмы.
Определение понятия «трансакционные издержки»
Что такое трансакционные издержки? Чтобы понять это, рассмотрим, прежде всего, понятие трансакции.
Оливер Уильямсон дал следующее определение трансакции: «Трансакция имеет место тогда, когда товар или услуга переходит от заключительной точки одного технологического процесса к исходной точке другого, смежного с первым. Заканчивается одна стадия деятельности и начинается другая» [Уильямсон, 1996, с. 27. В соответствии с этим подходом понятие трансакции применяется, когда ресурсы перемещаются физически, т.е. осуществляются «поставки» благ или услуг. Это могут быть «поставки» как внутри фирмы, так и на рынке, и мы можем говорить как о внутренних, так и о внешних трансакциях, или о внутрифирменных или рыночных трансакциях. Трансакция, таким образом, возникает, когда имеет место разделение труда [Фуруботн, Рихтер, 2005, с. 55].
Идея внутрифирменной трансакции была описана у Адама Смита на примере разделения труда при производстве булавок. «Один [рабочий] тянет проволоку, другой выпрямляет ее, третий обрезает, четвертый заостряет конец, пятый обтачивает один конец для насаживания головки; изготовление самой головки требует двух или трех самостоятельных операций» [Смит, 1993]. Производство булавок разделено приблизительно на 18 операций, и каждый раз, когда булавка внутри фабрики переходит из рук одного рабочего в руки другого, имеет место «трансакция».
Экономические трансакции являются лишь частью всей совокупности социальных трансакций, и экономический анализ интересуется не только экономическими трансакциями. Социальные трансакции можно определить как социальные действия, которые необходимы для создания и поддержания институциональных рамок, в которых осуществляется экономическая деятельность. Эти рамки включают, как было показано выше, формальные правила, неформальные правила и механизмы принуждения к их соблюдению. И здесь особую роль играют политические трансакции [Фуруботн, Рихтер, 2005, с.56].
Одно из наиболее известных определений трансакционных издержек принадлежит Кеннету Эрроу, который назвал трансакционные издержки издержками эксплуатации экономических систем. Он сравнил это понятие с понятием трения в физике: «Подобно тому, как трение мешает движению физических объектов, распыляя энергию в форме тепла, так и трансакционные издержки мешают перемещению ресурсов к тем пользователям, для которых они представляют наибольшую ценность, «распыляя» полезность этих ресурсов по ходу экономического процесса. Подобно тому, как каждому известному физическому объекту придается такая форма, которая способствует либо минимизации трения, либо получению за счет него какого-либо полезного эффекта (колесо, например, служит и тому, и другому), так фактически и любой институт возникает как реакция на присутствие трансакционных издержек для того, по-видимому, чтобы минимизировать их воздействие, увеличив, тем самым выгоды от обмена. Наконец, следует заметить, что экономист, игнорирующий существование трансакционных издержек, будет сталкиваться с такими же трудностями при объяснении экономического поведения, с какими сталкивался бы физик, игнорирующий факт трения при описании движения физических объектов» [Цит. по: Капелюшников, 1990, с. 28-29].
Впервые идея трансакционных издержек появляется в статье Р. Коуза «Природа фирмы» в 1937 году, где он говорит об издержках использования ценового механизма, объясняя их наличием существование фирмы, как альтернативного механизма координации деятельности.
Научное сообщество не обратило внимания на понятие трансакционных издержек в конце 1930-х годов. Коуз рассуждал об издержках, возникающих в процессе обмена в контексте выбо ра между различными институциональными устройствами: фирмой и рынком, а научное сообщество не проявляло в тот период интереса к подобным вопросам. Кроме того, Коуз не дал точного определения понятия трансакционных издержек и использовал вместо этого выражение «издержки использования ценового механизма». Свою идею трансакционных издержек и ее связь с обменом правами собственности он развил в статье «Проблема социальных издержек», опубликованной в 1960, в которой он уже использует термин «трансакционные издержки» и доказывает необходимость их учета в экономической теории.
После опубликования статьи ни сам Коуз, ни другие авторы не занимались вопросом о связи между трансакционными издержками и правами собственности. И только в 1958 году в статье «Федеральная Комиссия Связи» Коуз возвращается к теме влияния трансакционных издержек на права собственности. А статья 1958 года в свою очередь побудила Коуза написать статью «Проблема социальных издержек». Первоначально даже сам Коуз не смог оценить значение этой статьи для всей экономической теории: «Я думал, что я раскрываю слабости анализа Пигу по вопросу о расхождении между частным и социальным продуктом, анализа, который обычно принимался экономистами, и не более того. Лишь позже, отчасти в результате бесед со Стивеном Чангом в 60-х годах, я пришел к пониманию основного значения того, что я написал, для экономической теории …».
Коуз выделил следующие механизмы координации деятельности людей:
— фирма (организация, иерархия);
Использование любого из этих механизмов координации связано как с выгодами, так и с издержками, ни один из них не является бесплатным и не обладает бесспорным преимуществом по сравнению с другими механизмами. Мы можем сказать, выражаясь языком современной экономической теории, что все механизмы координации деятельности представляют собой следующее после оптимального решение (second best).
Классификация трансакционных издержек
Теперь мы можем перейти к задаче классификации трансакционных издержек. Разумнее всего привязать классификацию трансакционных издержек к этапам заключения сделки. О. Уильямсон говорит о трансакционных издержках ex ante и ex post, т. е. возникающих до и после заключения сделки. Если в качестве этапов заключения сделки выделить следующие: поиск партнера, согласование интересов, оформление сделки, контроль за ее выполнением, то классификацию трансакционных издержек можно представить в виде Таблицы 1.
Построение классификации трансакционных издержек на основе этапов заключения контракта позволяет внести ясность в вопрос об их количественной оценке как на микро-, так и на макроэкономическом уровне. Например, при заключении сделки по найму квартиры, предполагающей передачу собственником квартиры арендатору права пользования ею, трансакционные издержки для арендатора примут следующие формы.
Таким образом, количественную оценку возникающих при аренде жилья трансакционных издержек можно получить либо с помощью анализа доходов посреднических фирм, либо с помощью суммирования прямых денежных затрат и затрат времени, помноженных на среднюю почасовую заработную плату. Например, в Москве в середине 90-х годов трансакционные издержки примерно равнялись месячной арендной плате, т. е. составляли эквивалент 200-500 дол.
Издержки поиска информации включают затраты на поиск информации о потенциальном партнере и о ситуации на рынке, а также потери, связанные с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации
Издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма касаются затрат на контроль за соблюдением условий сделки и предотвращение оппортунизма, т. е. уклонения от этих условий
Издержки ведения переговоров включают затраты на ведение переговоров об условиях обмена, о выборе формы сделки
Издержки спецификации и защиты прав собственности включают расходы на содержание судов, арбитража, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных в ходе выполнения контракта прав, а также потери от плохой спецификации прав собственности и ненадежной защиты
Издержки измерения касаются затрат, необходимых для измерения качества товаров и услуг, по поводу которых совершается сделка
Издержки защиты от третьих лиц включают затраты на защиту от претензий третьих лиц (государства, мафии и т. д.) на часть полезного эффекта, получаемого в результате сделки
Издержки заключения контракта отражают затраты на юридическое или внелегальное оформление сделки
Рыночные трансакционные издержки и способы их экономии
Процесс подготовки и реализации рыночной сделки требует определенных видов деятельности: поиска информации о партнере и товаре, проведения переговоров, заключения контракта, его защиты и т.д. Стороны «должны найти друг друга, они должны связаться друг с другом и обменяться информацией… товары должны быть описаны, проверены, взвешены и измерены. Заключаются договоры, необходимо проконсультироваться с адвокатами, осуществляется передача титула собственности и ведется учет. В некоторых случаях возникает необходимость в принуждении к соблюдению договоров посредством подачи судебного иска, и нарушение договора может привести к тяжбе» [Niehans, 1987, p. 676]. Все эти виды деятельности связаны с определенными издержками. Мы можем выделить следующие виды рыночных трансакционных издержек [Dahlman, 1979, p. 147-148]:
— издержки поиска информации об альтернативах сделки (поиск информации о цене и партнере);
— издержки измерения количественных и качественных характеристик блага;
— издержки ведения переговоров и заключения контракта;
— издержки контроля за соблюдением контракта со стороны партнеров по сделке и предупреждения оппортунистического поведения партнеров;
— издержки защиты контракта от посягательств третьей стороны.
Управление трансакционными издержками фирмы
логистика. Перемещение материалов и комплектующих: заказ, его исполнение и подтверждение. Данный вид трансакций осуществляется силами «непроизводственного персонала» с различной специализацией: прием и отправка материалов и продукции, экспедиция, ввод и обработка информации, учет;
снабжение. Обеспечение предприятия достаточным для бесперебойной работы количеством ресурсов: рабочей силы, материалов, комплектующих, а также производственных мощностей. В снабжении задействованы структурные единицы, ответственные за планирование, закупки, контроль и отбор кадров (human research). Частично здесь же задействован менеджмент предприятия, а именно лица, ответственные за прогнозирование и производственные графики;
качество. Контроль качества, проверка и подтверждение успешного выполнения запланированных трансакций. Разработка соответствующих методик и форм отчетности, передача и анализ данных;
модернизация. Изменения в информационной системе предприятия, которые следуют за совершенствованием технологии, либо пересмотром внутренних процедур. Эти трансакции в основном «ложатся на плечи» информационных подразделений. Часть работы по модернизации также связана с закупками, контролем качества, вводом и обработкой информации. Известно, что модернизация на современном предприятии происходит постоянно. В частности, с изменением «модели» выпускаемого продукта, каждый раз необходимо вносить поправки в спецификацию материалов и комплектующих, в графики поставок и т.д. Это приводит к дополнительному росту числа трансакций.
Уменьшение числа трансакций
Сбор информации и контроль
Выгоды от автоматизации фирмы на базе вычислительной техники очевидны. Нам лишь остается ответить на вопрос о том, по каким принципам должна проходить рациональная автоматизация трансакций. Самый главный из них состоит в исключении повторного совершения одних и тех же операций. Такое может происходить, когда различные «блоки» в информационной структуре фирмы не интегрированы между собой. Возникает необходимость ручного «переноса» информации из программы в программу: часть сотрудников будет задействована в работе по вводу информации, которая уже находится на электронном носителе. Помимо дополнительных трансакций и расходов по оплате труда это приносит ошибки и неточности. Таким образом, грамотно построенная информационная структура фирмы требует однократного ввода информации.
Существует три основных метода рациональной оптимизации трансакционных издержек фирмы. Во-первых, анализ трансакций с точки зрения их необходимости и альтернативных методов осуществления. Во-вторых, стабилизация работы предприятия и исключение «излишних» нововведений. В-третьих, автоматизация и интеграция программных ресурсов компании. К сказанному необходимо добавить, что подход к анализу трансакций должен быть взвешенным и комплексным. В частности, необходимо учитывать обратный эффект, который могут принести некоторые попытки минимизации затрат.
Общий вывод состоит в следующем: менеджер, который хочет оптимизировать трансакционные расходы своей компании, должен подходить к ним так же, как и к производственным издержкам. Необходимо принимать взвешенные решения о том, где и как автоматизировать внутрифирменныетрансакции, как оптимальным образом интегрировать различные блоки информационной системы фирмы, а где имеет смысл стабилизировать работу подразделения для достижения оптимального уровня издержек в долгосрочном плане. И, наконец, необходимо научиться подходить к проблеме издержек компании не с бухгалтерской, а с экономической точки зрения. То есть в системе управленческого учета фирмы необходима функциональная классификация затрат, в которой за каждой группой издержек будет виден их подлинный источник. Ниже приводится конкретный пример успешной оптимизации трансакционных затрат на промышленном предприятии.
Пример из практики
В качестве примера «трансакционного планирования» нам послужит сборочное производство высокотехнологичного изделия А. Предположим, что данный продукт состоит более чем из 700 комплектующих, которые необходимо еженедельно заказывать у поставщиков, приходовать на склад, а затем своевременно извлекать и доставлять в сборочный цех. Число ежемесячно совершаемых по данной схеме трансакций можно подсчитать следующим образом. После внимательного исследования сборочной технологии руководство компании приняло следующие решения:
1) изменив конструкцию изделия и спецификацию поставляемых комплектующих, можно уменьшить число деталей с 700 до 200;
2) можно отказаться от практики еженедельных закупок комплектующих и перейти к системе «нулевых производственных запасов». Для этого необходимо договориться о месячном объеме и графике поставок, при котором потребность в очередной «порции» деталей удовлетворяется по первому требованию фирмы. В качестве очередной «заявки» поставщику отсылаются пустые контейнеры стандартной формы;
3) сложная процедура приема и учета полученных материалов может быть упразднена. Для этого в учетное подразделение фирмы отправляется «слип» с упаковки полученного товара, после чего производится калькуляция и ежемесячно осуществляется оплата фактически закупленных полуфабрикатов;
4) отправка комплектующих непосредственно в сборочный цех дает возможность сэкономить на складских операциях: приемка-передача, погрузка-разгрузка, составление накладных, требований и т.д.;
сборка готовых изделий «с колес» незамедлительно выявляет все проблемы с качеством комплектующих. Это исключает лишние операции по ведению соответствующих «регистров» и позволяет сосредоточиться на устранении последствий выявленного брака.
В результате внедрения новых процедур количество трансакций снизилось почти вдвое, что позволило значительно сократить накладные расходы фирмы.
трансакционный издержка планирование предприятие
Измерение и минимизация трансакционных издержек
В экономике России трансакционный сектор достиг своего максимума в 40,8% в 1992 г. и до 1996 г. отмечалось его падение до 24,9%.
Данное явление объясняется происходившим в этот период процессом формирования в экономике России рыночных институтов, который в основном завершился к 1997 г. Именно начиная с 1997 г., вновь наметился стабильный рост трансакционного сектора, который продолжается на данный момент.
В рамках ведения финансово-хозяйственной деятельности конкретным субъектом рынка интересно измерение и практическое применение вышеупомянутого вида издержек.
Рассмотрим трансакционные издержки, которые возникают при покупке и продаже, например, финансового продукта или услуги. Сначала выясним, как данная проблема выглядит со стороны покупателя.
Трансакционные издержки включают:
Затраты на получение информации о предлагаемых на рынке финансовых продуктах или услугах;
Затраты, в том числе времени, на выбор финансового продукта (услуги);
Затраты на оформление сделки купли-продажи такового.
Следует отметить, что здесь возникает проблема в связи с появлением вторичных трансакций, когда, например, покупатель нанимает юриста, который в свою очередь использует услуги охранника, секретаря, ассистента. Вот почему определение издержек как трансакционных является относительным. В данном случае расходы на услуги юриста являются элементом трансакционных издержек покупки продукта.
При продаже к трансакционным относят те издержки, которые не надо было бы нести, если бы продавец продал данный продукт сам себе. Именно ценность прав пользования, владения продуктом является вмененными издержками его продаж. В трансакционные издержки продажи финансового продукта входят: расходы на рекламу; издержки, связанные с доказательством надёжности для контрагента (репутация); время и средства, затрачиваемые на демонстрацию возможностей продукта потенциальным покупателям; оформление сделки.
В связи с рассмотренной ситуацией следует выделить четыре важных аспекта:
Трансакционные издержки аналогичны любому другому виду издержек. Вот почему они могут рассматриваться в рамках отношений заменяемости-дополняемости с трансформационными издержками.
Трансакционные издержки, порождаемые покупателем или продавцом, не переходят к контрагенту так, как это происходит в случае с установлением косвенного налога на продажу того или иного товара. Трансакционные издержки двусторонни, и их распределение определяется не относительной эластичностью спроса по цене, а существующими правилами и выбранными стратегиями экономических агентов. Вместе с тем по результатам трансакционные издержки аналогичны налогам: они уменьшают размеры рынка (объём рыночных сделок). В той мере, в какой налоги интерпретируется как элемент трансакционных издержек для участников обмена, их влияние вполне не может быть объяснено на основе общепринятой в микроэкономике технологии анализа.
Несмотря на то, что трансакционные издержки в обмене порождаются покупателем и продавцом, только часть из них связана с рыночными трансакциями, например с наймом юриста или агента по продаже недвижимости. Значительная часть трансакционных издержек непосредственно не связана с рыночными операциями.
Существующие правила обусловливают распределение трансакционных издержек между экономическими агентами. Соответствует ли принцип распределения сравнительным преимуществам агентов в плане экономии на этих издержках? Если правила поддаются сознательному изменению, то они будут установлены в соответствии не со сравнительным преимуществом, а с переговорной силой одной из сторон, позволяющей ей извлекать максимальные выгоды.
При анализе сделки по покупке финансового продукта или услуги мы сталкиваемся с ситуацией, когда трансакционные издержки делятся с точки зрения возможностей и количественной оценки. Данной оценке относительно легко поддаются трансакционные издержки по непосредственному оформлению сделки, поиску информации, рекламе. Оценка же затрат на выбор финансового продукта или услуги покупателем и соответствующие затраты продавцами, отчасти затраты на создание своей репутации, могут быть осуществлены с большим трудом через определение величины вменных издержек.
Наряду с моментами, когда фирма выступает как один из субъектов рынка, возникают и специфические, если рассматриваются трансакционные издержки в рамках внутрифирменных отношений, осуществления внутрифирменных трансакций. Для оценки уровня трансакционных издержек во внутрифирменных отношениях следует использовать определение фирмы как системы контрактов.
В связи с таким определением фирмы предлагается два варианта оценки трансакционных издержек внутри фирмы в зависимости от способа рассмотрения системы контрактов.
Первый вариант заключается в рассмотрении сети контрактов как некоторой последовательности в рамках определений иерархической структуры: между владельцами фирмы и менеджерами, менеджерами и контролерами, контролерами и рабочими. В этом случае структура трансакционных издержек изменяется в зависимости от уровня, на котором рассматриваются контракты. На высших уровнях более значительна доля издержек получения, обработки и предоставления информации, на низших выше доля издержек, связанных с контролем выполнения по найму.
Второй вариант предполагает более простую схему: акционеры как бы заключают контракты напрямую с непосредственными производителями, т.е. с теми, кто сам участвует в процессе трансформации ресурсов в продукт. Тогда все расходы, связанные с содержанием людей на промежуточных должностях в иерархии (мастера, инспекторы, контролеры, клерки, менеджеры), составляют ту часть издержек производства, которая не может быть перенесена на непосредственных производителей, а это как раз и является существенной характеристикой трансакционных издержек.
Среди методов минимизации трансакционных издержек можно выделить такие как:
вертикальная интеграция (построение корпораций). Вертикальная интеграция позволяет избежать противоречия между эффективными инвестициями и эффективной последовательной адаптацией. Последовательность приспособительных изменений становится поводом для совместного действия, а не для оппортунистического захвата преимуществ; механизмы внутреннего управления сглаживают переход между последовательными этапами. Теория трансакционных издержек предсказывает, что в случае высокой степени специфичности активов вертикальная интеграция более эффективна, чем рыночный контракт;
развитие инструментария бенчмаркинга. Разработаны методические рекомендации по использованию инструментария бенчмаркинга на различных этапах хозяйственной связи в целях уменьшения совокупной величины трансакционных и логических затрат;
нейро-лингвистическое программирование: нейро-лингвистическое программирование занимается неинституциональными методами минимизации трансакционных издержек, т.е. когда минимизируются издержки без создания каких-либо социальных институтов; речь идёт об альтернативном подходе к минимизации трансакционных издержек;
распределение контроля внутри организации. Исследования факторов развития организации как способ минимизации трансакционных издержек;
трансакционный анализ: применение методики «институционального» анализа баланса. Идея институционального анализа баланса состоит в переносе акцента на трансакционную составляющую финансовой информации;
применение процессной модели управления: уровень внутренних трансакционных издержек определяется в декомпозиции процессом выработки согласованных условий деятельности, результатом, которого является система управления и уровень автоматизации бизнес-процессов. Решения в области автоматизации позволяет сократить время на подготовку управленческого решения и снизить удельные затраты на трансакцию. Решения в области ре-инжиниринга позволяют изменить форму зависимости между объёмом товарной продукции и количеством трансакций;
моделирование регулятивных структур: создание регулирующих институтов для возможности отслеживания поведения и деятельности крупных организаций, например, недавно приватизированных инфраструктурных монополий. Когда трансакционные издержки принимаются во внимание, структуры и процессы будут влиять на результаты регулирования и, следовательно, должны быть явно учтены в разработке регулирования, основанного на мотивации.
В последнее десятилетие построение корпораций в российском экономическом пространстве происходит путём слияний, поглощений, присоединений и т.д. Среди прочих мотивов таких процессов выделяют мотив «экономии на трансакционных издержках». Особенно активно в последние годы происходят такие процессы в финансовом секторе экономики России.
В настоящее время в связи с все возрастающей ролью процессов слияний и поглощений во всех областях экономики российским компаниям понадобились профессиональные консультанты в этой области (табл.3).
Услуги таковых же являются составной частью объёма частного трансакционного сектора.
О необходимости и возможности слияний и присоединений коммерческих банков невозможно рассуждать в отрыве от состояния, действительных тенденций, потребностей и возможностей реального сектора экономики, т.е. банковский сектор на должен рассматриваться как автономный и самодостаточный. Процессы объединения также затрагивают банковский и промышленный капитал. Банковско-промышленная интеграция необходима по следующим причинам, таким как:
возможность получения более надежных источников капитала для оперативного пополнения оборотных средств и инвестиций для промышленных предприятий группы;
повышенная информированность о деятельности партнёров по интеграции;
снижение трансакционных и других издержек, возникающих при обеспечении различных банковско-промышленных взаимодействий;
повышение устойчивости и прибыльности интеграционной формы, расширение общего поля деятельности и совместное использование ресурсов.
- Какие существуют способы государственной поддержки семьи для чего государство осуществляет поддержку
- Какие существуют средства пожаротушения для чего они предназначены