Какие устаревшие слова использует автор с чем связано их употребление
Читальный зал
Наука и жизнь
Русский язык в школе
Русский язык за рубежом
Русская речь
Мир русского слова
Журнал «Грамоты.ру»
Исследования и монографии
Конкурсные публикации
|
Русский язык в школе
Устаревшие слова в лексике современного русского литературного языка
Предисловие «Грамоты.ру»
Николай Максимович Шанский (1922–2005) – один из крупнейших специалистов по истории русского языка и методике преподавания русского языка.
Николай Максимович учился в знаменитом ИФЛИ – Институте философии, литературы и истории, преподавательскую деятельность начал в Рязанском педагогическом институте, а затем в течение 35 лет преподавал на кафедре русского языка МГУ. В 1961–1987 Шанский руководил Этимологическим кабинетом Московского университета. За это время было составлено и опубликовано 9 выпусков (А – Л) «Этимологического словаря русского языка» и восемь выпусков сборника «Этимологические исследования по русскому языку».
Н. М. Шанский – научный редактор серии учебников по русскому языку для средней школы, один из авторов «Школьного этимологического словаря русского языка», один из инициаторов проведения в 1996 году первой Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.
С 1963 до 2005 года – на протяжении 42 лет – Николай Максимович Шанский был бессменным главным редактором журнала «Русский язык в школе».
Предлагаем вниманию читателей портала статью Н. М. Шанского «Устаревшие слова в лексике современного русского литературного языка», опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 3, 1954). Чем отличаются друг от друга историзмы и архаизмы, в чем разница между лексическими и семантическими архаизмами? С какой целью их используют писатели? На эти вопросы отвечает Николай Максимович Шанский.
Процесс исчезновения из языка слов и отдельных их значений представляет собой сложное явление, совершающееся медленно и не сразу, да и не всегда, приводящее к выпадению слова из лексики языка вообще. Утрата слова или того или иного его значения – результат длительного процесса архаизации соответствующего языкового факта, когда он из явления активного словарного запаса первоначально делается достоянием пассивного словаря и лишь потом постепенно забывается и совершенно исчезает из языка. Этот процесс касается главным образом слов, не входящих в основной словарный фонд, хотя исчезают из языка в ряде случаев и слова, принадлежавшие искони к ядру словарного состава. Процесс архаизации отдельных слов в лексике современного русского литературного языка нельзя представлять как прямолинейный: в ряде случаев устаревшие слова впоследствии вновь возвращаются в активный запас лексики нашего языка, начинают повседневно употребляться в обиходе. Естественно, что при этом происходит, как правило, и резкое изменение их значений (ср. судьбу, например, таких слов, как указ, офицер, министерство и др.).
Устаревшие слова современного русского литературного языка, в совокупности образующие его устаревшую лексику, представляют сложную и многослойную систему. Причиной этого является их неоднородность и многообразие с точки зрения степени их устарелости, причин их архаизации и возможности и характера их использования. Разберем отдельно эти три основных вопроса.
Как только что указано, устаревшие слова отличаются между собой прежде всего степенью своей устарелости. Среди них выделяются в первую очередь такие, которые являются в настоящее время совершенно неизвестными рядовому носителю современного русского литературного языка и потому совершенно непонятны без соответствующих справок. В число этих слов входят и слова, исчезнувшие из русского языка (рамо — плечо, тыти — жиреть, локы — лужа, говядо — скот и т. п.), и слова, хотя и забытые в настоящее время, но все же известные нам по древнерусским памятникам письменности и могущие изредка употребляться (мыто — вид торговой пошлины в Древней Руси, ср. Мытищи, Мытная площадь; тать — вор; весь — деревня, камо — куда, стогна — площадь и др.).
Этой группе устаревших слов до известной степени противостоит другая группа, включающая в себя слова, которые знакомы рядовому носителю современного русского литературного языка, но находятся в составе его пассивного словаря и употребляются лишь в определенных, в общем редких случаях. К такого рода устаревшим словам можно отнести слова: конка, боярин, аршин, камер-юнкер, городовой, трактирщик, брадобрей, токмо (только), глаголать (говорить), зело (очень), живот (жизнь), вран (ворон) и др.
Естественно, что большое значение в степени устарелости того или иного слова и отдельного значения имеет время выхода его из активного употребления. Однако она не определяется целиком только этим. В большой мере степень архаичности слов определяется также и другими факторами, среди которых наиболее важными являются: 1) место данного слова с соответствующим значением в номинативной системе общенародного языка, 2) первоначальная распространенность слова и длительность употребления в качестве факта активного словаря, 3) наличие или отсутствие ясной и непосредственной связи с родственными словами и т. д.
Помимо того, что устаревшие слова различны по степени своей архаичности в современном языке, они отличаются друг от друга еще и тем, что привело их в состав устаревшей лексики. Это отличие является наиболее серьезным и принципиальным.
Рассмотрение устаревших слов с точки зрения тех причин, в силу которых они превратились в устаревшие, заставляет выделить среди них две основные, резко противоположные категории слов: 1) историзмы и 2) архаизмы.
Слова могут выйти из активного употребления и перейти в пассивный словарь и в силу того, что исчезают называемые ими явления, предметы, вещи и т. д., и в силу того, что они как обозначения каких-либо явлений, предметов, вещей и т. п. в процессе употребления в языке могут вытесняться другими словами. В одном случае слова становятся ненужными в активном словаре говорящего потому, что они являются обозначениями исчезнувших явлений действительности, в другом случае слова уходят из активного употребления по той причине, что их вытесняют другие слова (с теми же значениями), которые оказываются более приемлемыми для выражения соответствующих понятий. В первом случае мы имеем дело с историзмами, во втором — с архаизмами.
Историзмы представляют собой слова пассивного словарного запаса, служащие единственным выражением соответствующих понятий. При необходимости назвать какое-либо уже исчезнувшее явление, предмет, вещь и т. д. мы волей-неволей прибегаем к историзмам, ибо в современном русском литературном языке они синонимов не имеют. К историзмам относятся такие, например, слова, встречающиеся в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: граф, премьер-майор; дворянин, стремянный, дядька, дворовые мальчишки, погребец, ротмистр, гусарский, рекрут, ямщик, постоялый двор, целовальник, урядник, камер-лакей, государыня, кафтан, дуэль, император, драгун, капрал, челобитье, прапорщик, коллежский советник, приказная изба, вахмистр, роброн и др.
Что же касается архаизмов, то в словарном составе современного русского литературного языка рядом с ними обязательно должны существовать и существуют синонимы, являющиеся словами активного употребления. К архаизмам относятся такие, например, слова в той же повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»:
1.9. Устаревшие слова
1.9.1. Процесс архаизации лексики
1.9.2. Состав устаревших слов
Особый интерес в стилистическом отношении вызывают слова старославянского происхождения, или славянизмы. Значительная часть славянизмов ассимилировалась на русской почве и стилистически слилась с нейтральной русской лексикой (сладкий, плен, здравствуй), но есть и такие старославянские слова, которые в современном языке воспринимаются как отзвук высокого стиля и сохраняют свойственную ему торжественную, риторическую окраску.
1.9.3. Стилистические функции устаревших слов в художественной речи
Устаревшие слова выполняют в художественной речи разнообразные стилистические функции. Архаизмы и историзмы используются для воссоздания колорита отдаленных времен. В этой функции их употреблял, например, А.Н. Толстой:
Архаизмы, в особенности славянизмы, придают речи возвышенное, торжественное звучание. Старославянская лексика выступала в этой функции еще в древнерусской литературе. В поэтической речи XIX в. с высокой старославянской лексикой стилистически уравнялись древнерусизмы, которые тоже стали привлекаться для создания патетики художественной речи. Высокое, торжественное звучание устаревших слов оценивают и писатели XX века. В годы Великой Отечественной войны И.Г. Эренбург писал: « Отразив удары хищной Германии, она (Красная армия) спасла не только свободу нашей Родины, она спасла свободу мира. В этом залог торжества идей братства и гуманности, и мне видится вдалеке мир, просветленный горем, в котором воссияет добро. Наш народ показал свои воинские добродетели …»
Устаревшая лексика может приобретать ироническую окраску. Например: Кто из родителей не мечтает о понятливом, уравновешенном ребенке, который все схватывает буквально на лету. Но попытки превратить свое чадо в «чудо» катастрофически часто заканчиваются неудачей (из газ.). Ироническому переосмыслению устаревших слов нередко способствует пародийное использование элементов высокого стиля. В пародийно-иронической функции устаревшие слова часто выступают в фельетонах, памфлетах, юмористических заметках. Сошлемся на пример из газетной публикации в период подготовки ко дню вступления президента в должность (август 1996 г.):
Вся страна сил полна, выбор сделала она!
Существует мнение, что устаревшая лексика распространена в официально-деловом стиле. Действительно, в деловых бумагах употребляются отдельные слова и обороты речи, которые в иных условиях мы вправе рассматривать как архаизмы [например, юридические термины деяние, дееспособный, содеянное, кара, возмездие в словарях сопровождаются пометой (арх.)]. В некоторых документах пишут:сего года, к сему прилагается, нижеподписавшийся, вышепоименованный и т.д. Эти специальные официально-деловые слова в пределах «своего» функционального стиля экспрессивной окраски не имеют. Никакой стилистической нагрузки такая устаревшая лексика в официально-деловом стиле не несет.
Анализ стилистических функций архаизмов в том или ином произведении требует знания общеязыковых норм, действующих в описываемую эпоху. Например, в произведениях писателей XIX в. встречаются слова, которые архаизовались в более позднее время. Так, в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» наряду с архаизмами и историзмами встречаются слова, которые перешли в состав пассивной лексики лишь в советское время (царь, царствую и т.п.); естественно, их не следует причислять к устаревшей лексике, несущей в произведении определенную стилистическую нагрузку.
1.9.4. Ошибки, вызванные употреблением устаревших слов
Устаревшие слова могут придавать тексту канцелярскую окраску. (Подобные здания, не потребные на одной строительной площадке, являются потребными на другой; Проводить занятия нужно в надлежащем помещении). В деловых бумагах, где многие архаизмы закрепились как термины, использование такой специальной лексики должно быть целесообразным. Нельзя, например, считать стилистически оправданным обращение к устаревшим оборотам речи на ваше благоусмотрение, прилагаю при сем, вышепоименованный нарушитель, по получении таковых и т.п.
Анализ оды Г. Р. Державина Властителям и судиям (9 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Вопросы к оде Г. Р. Державина «Властителям и судиям»
№ 1. Объясните название оды Г. Р. Державина «Властителям и судиям».
№ 2. Сколько частей можно выделить в оде «Властителям и судиям»? О чем говорится в каждой части?
— В оде «Властителям и судиям» можно выделить 4 части:
1) (строфа № 1): введение, обрисовка темы – появление Бога, упрекающего правителей в отсутствии правосудия («Доколе, рек, доколь вам будет / Щадить неправедных и злых?»).
2) (строфы №№ 2 – 3): напоминание Бога «властителям и судиям» о том, что они должны делать, занимая свой высокий пост.
3) (строфы №№ 4 – 6): разочарование лирического героя в «сильных мира сего», лишение их божественного ореола (они так же, как и обычные люди, «страстны», «смертны»).
4) (строфа № 7): призыв лирического героя к Богу карать нечестных и быть единым царем земли.
№ 3. Как изменяется настроение оды от первых строк к последним?
— В первых строках мы видим обращение Бога к правителям, которое звучит как отеческое наставление, напоминание о том, что нужно делать, чтобы быть истинным народным заступником.
— С4-й строфы, когда начинает звучать гневный голос лирического героя, в предложениях появляется обилие восклицательных знаков: автор грозно предрекает гибель нечестивых властителей («И вы подобно так падете, / Как с древ увядший лист падет! / И вы подобно так умрете, / Как ваш последний раб умрет!»).
№ 4. Рассмотрите систему художественных образов: сколько групп в ней можно выделить? Охарактеризуйте каждую.
— В системе художественных образов оды «Властителям и судиям» можно выделить 4 группы:
1) Бог;
2) земные правители; принцип антитезы
3) лирический герой – автор (посредник между Богом и земными правителями);
4) простой народ – люди, которые ждут помощи от властителей и судей, но не получают ее.
№ 5. Охарактеризуйте художественное время оды.
— Художественное время оды двупланово: оно представлено настоящим временем (бездействие властителей) и будущим (время, когда неправедные правители будут наказаны).
№ 6. Рассмотрите изобразительно-выразительные средства языка оды (найдите эпитеты, метафоры, сравнения).
— Изобразительно-выразительные средства языка оды «Властителям и судиям»:
— эпитеты: всевышний Бог, земной бог (метафорический эпитет, так как властители образно названы земными богами), боги властны, вы страстны, вы смертны, увядший лист.
— сравнения: «Но вы, как я подобно, страстны, / И так же смертны, как и я». «И вы подобно так падете, / Как с древ увядший лист падет! / И вы подобно так умрете, / Как ваш последний раб умрет!»
№ 7. Охарактеризуйте особенности синтаксического построения оды.
— Синтаксический строй оды Г. Р. Державина «Властителям и судиям» характеризуется следующими особенностями:
— анафора (единоначатие строк): «Ваш долг…» (строки №№ 5 и 9), «Но вы…», «И вы…», «И вы…» (строки №№ 19, 21, 23), союз «И» (строки №№ 20, 21, 23, 26, 28);
— однородные сказуемые в форме инфинитива («щадить», «сохранить», «не взирать», «не оставлять», «спасать», «подать», «защищать», «исторгнуть»),
— сказуемые в форме глаголов настоящего времени («не внемлют», «видят», «не знают», «потрясают», «зыблет»),
— сказуемые в форме кратких прилагательных («властны», «страстны», «смертны»).
Таким образом, основную сюжетно-событийную нагрузку в оде несут сказуемые.
— синтаксический параллелизм (одинаковая расстановка членов предложения в соседних строках («Злодействы землю потрясают, / Неправда зыблет небеса», «И вы подобно так падете, / Как с древ увядший лист падет! / И вы подобно так умрете, / Как ваш последний раб умрет!»
№ 8. Какие устаревшие слова использует автор? С чем связано их употребление?
— Автор использует устаревшие слова: «восстал», «сонм», «доколе», «не взирать», «исторгнуть», «не внемлют», «мзда», «очеса», «злодействы», «зыблет», «мнил», «с древ» (с деревьев), «раб».
— Автор использует много устаревших высоких поэтических слов, что связано с гражданско-патриотической направленностью оды.
№ 9. Определите размер оды и способ рифмовки.
— Размер оды – ямб: Восстал всевышний Бог, да судит.
— Способ рифмовки – перекрестная.
№ 10. Раскройте идею оды: что хотел сказать ею автор?
— По мнению автора, никто не останется безнаказанным: возмездие придет, и неправедные правители будут наказаны.
Вопросы к оде Г. Р. Державина «Властителям и судиям»
№ 1. Объясните название оды Г. Р. Державина «Властителям и судиям». № 2. Сколько частей можно выделить в оде «Властителям и судиям»? О чем говорится в каждой части? № 3. Как изменяется настроение оды от первых строк к последним? № 4. Рассмотрите систему художественных образов: сколько групп в ней можно выделить? Охарактеризуйте каждую. № 5. Охарактеризуйте художественное время оды. № 6. Рассмотрите изобразительно-выразительные средства языка оды (найдите эпитеты, метафоры, сравнения). № 7. Охарактеризуйте особенности синтаксического построения оды. № 8. Какие устаревшие слова использует автор? С чем связано их употребление? № 9. Определите размер оды и способ рифмовки. № 10. Раскройте идею оды: что хотел сказать ею автор?
Вопросы к оде Г. Р. Державина «Властителям и судиям»
№ 1. Объясните название оды Г. Р. Державина «Властителям и судиям». № 2. Сколько частей можно выделить в оде «Властителям и судиям»? О чем говорится в каждой части? № 3. Как изменяется настроение оды от первых строк к последним? № 4. Рассмотрите систему художественных образов: сколько групп в ней можно выделить? Охарактеризуйте каждую. № 5. Охарактеризуйте художественное время оды. № 6. Рассмотрите изобразительно-выразительные средства языка оды (найдите эпитеты, метафоры, сравнения). № 7. Охарактеризуйте особенности синтаксического построения оды. № 8. Какие устаревшие слова использует автор? С чем связано их употребление? № 9. Определите размер оды и способ рифмовки. № 10. Раскройте идею оды: что хотел сказать ею автор?
Вопросы к оде Г. Р. Державина «Властителям и судиям»
№ 1. Объясните название оды Г. Р. Державина «Властителям и судиям». № 2. Сколько частей можно выделить в оде «Властителям и судиям»? О чем говорится в каждой части? № 3. Как изменяется настроение оды от первых строк к последним? № 4. Рассмотрите систему художественных образов: сколько групп в ней можно выделить? Охарактеризуйте каждую. № 5. Охарактеризуйте художественное время оды. № 6. Рассмотрите изобразительно-выразительные средства языка оды (найдите эпитеты, метафоры, сравнения). № 7. Охарактеризуйте особенности синтаксического построения оды. № 8. Какие устаревшие слова использует автор? С чем связано их употребление? № 9. Определите размер оды и способ рифмовки. № 10. Раскройте идею оды: что хотел сказать ею автор?
Вопросы к оде Г. Р. Державина «Властителям и судиям»
№ 1. Объясните название оды Г. Р. Державина «Властителям и судиям». № 2. Сколько частей можно выделить в оде «Властителям и судиям»? О чем говорится в каждой части? № 3. Как изменяется настроение оды от первых строк к последним? № 4. Рассмотрите систему художественных образов: сколько групп в ней можно выделить? Охарактеризуйте каждую. № 5. Охарактеризуйте художественное время оды. № 6. Рассмотрите изобразительно-выразительные средства языка оды (найдите эпитеты, метафоры, сравнения). № 7. Охарактеризуйте особенности синтаксического построения оды. № 8. Какие устаревшие слова использует автор? С чем связано их употребление? № 9. Определите размер оды и способ рифмовки. № 10. Раскройте идею оды: что хотел сказать ею автор?
Вопросы к оде Г. Р. Державина «Властителям и судиям»
№ 1. Объясните название оды Г. Р. Державина «Властителям и судиям». № 2. Сколько частей можно выделить в оде «Властителям и судиям»? О чем говорится в каждой части? № 3. Как изменяется настроение оды от первых строк к последним? № 4. Рассмотрите систему художественных образов: сколько групп в ней можно выделить? Охарактеризуйте каждую. № 5. Охарактеризуйте художественное время оды. № 6. Рассмотрите изобразительно-выразительные средства языка оды (найдите эпитеты, метафоры, сравнения). № 7. Охарактеризуйте особенности синтаксического построения оды. № 8. Какие устаревшие слова использует автор? С чем связано их употребление? № 9. Определите размер оды и способ рифмовки. № 10. Раскройте идею оды: что хотел сказать ею автор?
Вопросы к оде Г. Р. Державина «Властителям и судиям»
№ 1. Объясните название оды Г. Р. Державина «Властителям и судиям». № 2. Сколько частей можно выделить в оде «Властителям и судиям»? О чем говорится в каждой части? № 3. Как изменяется настроение оды от первых строк к последним? № 4. Рассмотрите систему художественных образов: сколько групп в ней можно выделить? Охарактеризуйте каждую. № 5. Охарактеризуйте художественное время оды. № 6. Рассмотрите изобразительно-выразительные средства языка оды (найдите эпитеты, метафоры, сравнения). № 7. Охарактеризуйте особенности синтаксического построения оды. № 8. Какие устаревшие слова использует автор? С чем связано их употребление? № 9. Определите размер оды и способ рифмовки. № 10. Раскройте идею оды: что хотел сказать ею автор?
Вопросы к оде Г. Р. Державина «Властителям и судиям»
№ 1. Объясните название оды Г. Р. Державина «Властителям и судиям». № 2. Сколько частей можно выделить в оде «Властителям и судиям»? О чем говорится в каждой части? № 3. Как изменяется настроение оды от первых строк к последним? № 4. Рассмотрите систему художественных образов: сколько групп в ней можно выделить? Охарактеризуйте каждую. № 5. Охарактеризуйте художественное время оды. № 6. Рассмотрите изобразительно-выразительные средства языка оды (найдите эпитеты, метафоры, сравнения). № 7. Охарактеризуйте особенности синтаксического построения оды. № 8. Какие устаревшие слова использует автор? С чем связано их употребление? № 9. Определите размер оды и способ рифмовки. № 10. Раскройте идею оды: что хотел сказать ею автор?
Вопросы к оде Г. Р. Державина «Властителям и судиям»
№ 1. Объясните название оды Г. Р. Державина «Властителям и судиям». № 2. Сколько частей можно выделить в оде «Властителям и судиям»? О чем говорится в каждой части? № 3. Как изменяется настроение оды от первых строк к последним? № 4. Рассмотрите систему художественных образов: сколько групп в ней можно выделить? Охарактеризуйте каждую. № 5. Охарактеризуйте художественное время оды. № 6. Рассмотрите изобразительно-выразительные средства языка оды (найдите эпитеты, метафоры, сравнения). № 7. Охарактеризуйте особенности синтаксического построения оды. № 8. Какие устаревшие слова использует автор? С чем связано их употребление? № 9. Определите размер оды и способ рифмовки. № 10. Раскройте идею оды: что хотел сказать ею автор?
Вопросы к оде Г. Р. Державина «Властителям и судиям»
№ 1. Объясните название оды Г. Р. Державина «Властителям и судиям». № 2. Сколько частей можно выделить в оде «Властителям и судиям»? О чем говорится в каждой части? № 3. Как изменяется настроение оды от первых строк к последним? № 4. Рассмотрите систему художественных образов: сколько групп в ней можно выделить? Охарактеризуйте каждую. № 5. Охарактеризуйте художественное время оды. № 6. Рассмотрите изобразительно-выразительные средства языка оды (найдите эпитеты, метафоры, сравнения). № 7. Охарактеризуйте особенности синтаксического построения оды. № 8. Какие устаревшие слова использует автор? С чем связано их употребление? № 9. Определите размер оды и способ рифмовки. № 10. Раскройте идею оды: что хотел сказать ею автор?
Вопросы к оде Г. Р. Державина «Властителям и судиям»
№ 1. Объясните название оды Г. Р. Державина «Властителям и судиям». № 2. Сколько частей можно выделить в оде «Властителям и судиям»? О чем говорится в каждой части? № 3. Как изменяется настроение оды от первых строк к последним? № 4. Рассмотрите систему художественных образов: сколько групп в ней можно выделить? Охарактеризуйте каждую. № 5. Охарактеризуйте художественное время оды. № 6. Рассмотрите изобразительно-выразительные средства языка оды (найдите эпитеты, метафоры, сравнения). № 7. Охарактеризуйте особенности синтаксического построения оды. № 8. Какие устаревшие слова использует автор? С чем связано их употребление? № 9. Определите размер оды и способ рифмовки. № 10. Раскройте идею оды: что хотел сказать ею автор?
Вопросы к оде Г. Р. Державина «Властителям и судиям»
№ 1. Объясните название оды Г. Р. Державина «Властителям и судиям». № 2. Сколько частей можно выделить в оде «Властителям и судиям»? О чем говорится в каждой части? № 3. Как изменяется настроение оды от первых строк к последним? № 4. Рассмотрите систему художественных образов: сколько групп в ней можно выделить? Охарактеризуйте каждую. № 5. Охарактеризуйте художественное время оды. № 6. Рассмотрите изобразительно-выразительные средства языка оды (найдите эпитеты, метафоры, сравнения). № 7. Охарактеризуйте особенности синтаксического построения оды. № 8. Какие устаревшие слова использует автор? С чем связано их употребление? № 9. Определите размер оды и способ рифмовки. № 10. Раскройте идею оды: что хотел сказать ею автор?
Вопросы к оде Г. Р. Державина «Властителям и судиям»
№ 1. Объясните название оды Г. Р. Державина «Властителям и судиям». № 2. Сколько частей можно выделить в оде «Властителям и судиям»? О чем говорится в каждой части? № 3. Как изменяется настроение оды от первых строк к последним? № 4. Рассмотрите систему художественных образов: сколько групп в ней можно выделить? Охарактеризуйте каждую. № 5. Охарактеризуйте художественное время оды. № 6. Рассмотрите изобразительно-выразительные средства языка оды (найдите эпитеты, метафоры, сравнения). № 7. Охарактеризуйте особенности синтаксического построения оды. № 8. Какие устаревшие слова использует автор? С чем связано их употребление? № 9. Определите размер оды и способ рифмовки. № 10. Раскройте идею оды: что хотел сказать ею автор?
Вопросы к оде Г. Р. Державина «Властителям и судиям»
№ 1. Объясните название оды Г. Р. Державина «Властителям и судиям». № 2. Сколько частей можно выделить в оде «Властителям и судиям»? О чем говорится в каждой части? № 3. Как изменяется настроение оды от первых строк к последним? № 4. Рассмотрите систему художественных образов: сколько групп в ней можно выделить? Охарактеризуйте каждую. № 5. Охарактеризуйте художественное время оды. № 6. Рассмотрите изобразительно-выразительные средства языка оды (найдите эпитеты, метафоры, сравнения). № 7. Охарактеризуйте особенности синтаксического построения оды. № 8. Какие устаревшие слова использует автор? С чем связано их употребление? № 9. Определите размер оды и способ рифмовки. № 10. Раскройте идею оды: что хотел сказать ею автор?
Вопросы к оде Г. Р. Державина «Властителям и судиям»
№ 1. Объясните название оды Г. Р. Державина «Властителям и судиям». № 2. Сколько частей можно выделить в оде «Властителям и судиям»? О чем говорится в каждой части? № 3. Как изменяется настроение оды от первых строк к последним? № 4. Рассмотрите систему художественных образов: сколько групп в ней можно выделить? Охарактеризуйте каждую. № 5. Охарактеризуйте художественное время оды. № 6. Рассмотрите изобразительно-выразительные средства языка оды (найдите эпитеты, метафоры, сравнения). № 7. Охарактеризуйте особенности синтаксического построения оды. № 8. Какие устаревшие слова использует автор? С чем связано их употребление? № 9. Определите размер оды и способ рифмовки. № 10. Раскройте идею оды: что хотел сказать ею автор?
Вопросы к оде Г. Р. Державина «Властителям и судиям»
№ 1. Объясните название оды Г. Р. Державина «Властителям и судиям». № 2. Сколько частей можно выделить в оде «Властителям и судиям»? О чем говорится в каждой части? № 3. Как изменяется настроение оды от первых строк к последним? № 4. Рассмотрите систему художественных образов: сколько групп в ней можно выделить? Охарактеризуйте каждую. № 5. Охарактеризуйте художественное время оды. № 6. Рассмотрите изобразительно-выразительные средства языка оды (найдите эпитеты, метафоры, сравнения). № 7. Охарактеризуйте особенности синтаксического построения оды. № 8. Какие устаревшие слова использует автор? С чем связано их употребление? № 9. Определите размер оды и способ рифмовки. № 10. Раскройте идею оды: что хотел сказать ею автор?
Вопросы к оде Г. Р. Державина «Властителям и судиям»
№ 1. Объясните название оды Г. Р. Державина «Властителям и судиям». № 2. Сколько частей можно выделить в оде «Властителям и судиям»? О чем говорится в каждой части? № 3. Как изменяется настроение оды от первых строк к последним? № 4. Рассмотрите систему художественных образов: сколько групп в ней можно выделить? Охарактеризуйте каждую. № 5. Охарактеризуйте художественное время оды. № 6. Рассмотрите изобразительно-выразительные средства языка оды (найдите эпитеты, метафоры, сравнения). № 7. Охарактеризуйте особенности синтаксического построения оды. № 8. Какие устаревшие слова использует автор? С чем связано их употребление? № 9. Определите размер оды и способ рифмовки. № 10. Раскройте идею оды: что хотел сказать ею автор?
Вопросы к оде Г. Р. Державина «Властителям и судиям»
№ 1. Объясните название оды Г. Р. Державина «Властителям и судиям». № 2. Сколько частей можно выделить в оде «Властителям и судиям»? О чем говорится в каждой части? № 3. Как изменяется настроение оды от первых строк к последним? № 4. Рассмотрите систему художественных образов: сколько групп в ней можно выделить? Охарактеризуйте каждую. № 5. Охарактеризуйте художественное время оды. № 6. Рассмотрите изобразительно-выразительные средства языка оды (найдите эпитеты, метафоры, сравнения). № 7. Охарактеризуйте особенности синтаксического построения оды. № 8. Какие устаревшие слова использует автор? С чем связано их употребление? № 9. Определите размер оды и способ рифмовки. № 10. Раскройте идею оды: что хотел сказать ею автор?
Вопросы к оде Г. Р. Державина «Властителям и судиям»
№ 1. Объясните название оды Г. Р. Державина «Властителям и судиям». № 2. Сколько частей можно выделить в оде «Властителям и судиям»? О чем говорится в каждой части? № 3. Как изменяется настроение оды от первых строк к последним? № 4. Рассмотрите систему художественных образов: сколько групп в ней можно выделить? Охарактеризуйте каждую. № 5. Охарактеризуйте художественное время оды. № 6. Рассмотрите изобразительно-выразительные средства языка оды (найдите эпитеты, метафоры, сравнения). № 7. Охарактеризуйте особенности синтаксического построения оды. № 8. Какие устаревшие слова использует автор? С чем связано их употребление? № 9. Определите размер оды и способ рифмовки. № 10. Раскройте идею оды: что хотел сказать ею автор?
Вопросы к оде Г. Р. Державина «Властителям и судиям»
№ 1. Объясните название оды Г. Р. Державина «Властителям и судиям». № 2. Сколько частей можно выделить в оде «Властителям и судиям»? О чем говорится в каждой части? № 3. Как изменяется настроение оды от первых строк к последним? № 4. Рассмотрите систему художественных образов: сколько групп в ней можно выделить? Охарактеризуйте каждую. № 5. Охарактеризуйте художественное время оды. № 6. Рассмотрите изобразительно-выразительные средства языка оды (найдите эпитеты, метафоры, сравнения). № 7. Охарактеризуйте особенности синтаксического построения оды. № 8. Какие устаревшие слова использует автор? С чем связано их употребление? № 9. Определите размер оды и способ рифмовки. № 10. Раскройте идею оды: что хотел сказать ею автор?
Вопросы к оде Г. Р. Державина «Властителям и судиям»
№ 1. Объясните название оды Г. Р. Державина «Властителям и судиям». № 2. Сколько частей можно выделить в оде «Властителям и судиям»? О чем говорится в каждой части? № 3. Как изменяется настроение оды от первых строк к последним? № 4. Рассмотрите систему художественных образов: сколько групп в ней можно выделить? Охарактеризуйте каждую. № 5. Охарактеризуйте художественное время оды. № 6. Рассмотрите изобразительно-выразительные средства языка оды (найдите эпитеты, метафоры, сравнения). № 7. Охарактеризуйте особенности синтаксического построения оды. № 8. Какие устаревшие слова использует автор? С чем связано их употребление? № 9. Определите размер оды и способ рифмовки. № 10. Раскройте идею оды: что хотел сказать ею автор?
Вопросы к оде Г. Р. Державина «Властителям и судиям»
№ 1. Объясните название оды Г. Р. Державина «Властителям и судиям». № 2. Сколько частей можно выделить в оде «Властителям и судиям»? О чем говорится в каждой части? № 3. Как изменяется настроение оды от первых строк к последним? № 4. Рассмотрите систему художественных образов: сколько групп в ней можно выделить? Охарактеризуйте каждую. № 5. Охарактеризуйте художественное время оды. № 6. Рассмотрите изобразительно-выразительные средства языка оды (найдите эпитеты, метафоры, сравнения). № 7. Охарактеризуйте особенности синтаксического построения оды. № 8. Какие устаревшие слова использует автор? С чем связано их употребление? № 9. Определите размер оды и способ рифмовки. № 10. Раскройте идею оды: что хотел сказать ею автор?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.