Какие виды оркестров вы знаете в чем их различие
Виды оркестров, исполняющих инструментальную и симфоническую музыку
Музыка – это, прежде всего, звуки. Они могут быть громкими и тихими, быстрыми и медленными, ритмичными и не очень…
Но каждый из них, каждая звучащая нота каким-то определенным образом влияет на сознание человека, слушающего музыку, на его душевное состояние. А если это оркестровая музыка, то оставить равнодушными кого-либо она уж точно не сможет!
Оркестр. Виды оркестров
Оркестром называют объединенных в коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах произведения, которые предназначены специально для этих инструментов.
И от того, каков этот состав, оркестр имеет различные музыкальные возможности: по тембру, динамике, выразительности.
Еще бывает военный оркестр (исполняющий военные песни), школьный (в составе которого школьники) и так далее.
Симфонический оркестр
Эта разновидность оркестра в своем составе содержит струнные, духовые и ударные инструменты.
Есть малый симфонический оркестр и большой.
Малый – это тот, который играет музыку композиторов конца XVIII – начала XIX столетий. В его репертуаре могут быть и современные вариации. Большой симфонический оркестр отличается от малого добавлением в его состав большего количества инструментов.
В составе малого обязательно присутствуют:
В большой включены следующие инструменты:
Кстати, в его составе может быть аж до 5 инструментов каждого семейства. А также в большом оркестре присутствуют:
И, конечно же, ударные инструменты:
Особенностью малого оркестра есть то, что струнных инструментов в нем около 20, в то время как в большом – около 60.
Руководит симфоническим оркестром дирижер. Он художественно трактует произведение, исполняющееся оркестром при помощи партитуры – полной нотной записи всех партий каждого инструмента оркестра.
Инструментальный оркестр
Этот вид оркестра отличается по своей форме тем, что в нем нет четкого количества музыкальных инструментов определенных групп. А также он может исполнять любую музыку (в отличие от симфонического оркестра, который исполняет исключительно классическую).
Конкретных видов инструментальных оркестров нет, но условно к ним можно отнести эстрадный оркестр, а также оркестр, исполняющий классику в современной обработке.
Согласно исторической справке, инструментальная музыка начала активно развиваться в России только при Петре Первом. Она, конечно, имела на себе западное влияние, но зато она уже не была под таким запретом, как в более ранние времена. А раньше доходило до такого, что запрещали не то что играть, а сжигали музыкальные инструменты. Церковь считала, что в них нет ни души, ни сердца, а потому они не могут прославлять Бога. И потому инструментальная музыка развивалась преимущественно среди простого народа.
Играют в инструментальном оркестре на флейте, лире, кифаре, свирели, трубе, гобое, бубне, тромбоне, дудке, сопелке и других музыкальных инструментах.
Наиболее популярный инструментальный оркестр XX века – это оркестр Поля Мориа.
Он был его дирижером, руководителем, аранжировщиком. Его оркестр сыграл очень много популярных музыкальных произведений XX века, а также собственного сочинения.
Народный оркестр
В таком оркестре основными инструментами являются народные.
Например, для русского народного оркестра наиболее типичными являются: домры, балалайки, гусли, баяны, гармоники, жалейки, свирели, рожки владимирские, бубны. Также дополнительными музыкальными инструментами для такого оркестра есть флейта и гобой.
Впервые появился народный оркестр в конце XIX века, организатором которого стал В.В. Андреев. Этот оркестр очень много гастролировал и получил широкую популярность в России и за ее пределами. А вначале XX века народные оркестры начали появляться повсеместно: в клубах, при дворцах культуры и так далее.
Духовой оркестр
Данный вид оркестра предполагает, что в его состав входят различные духовые и ударные инструменты. Он бывает: малый, средний и большой.
Джазовый оркестр
Еще оркестр такого вида назывался джаз-бэнд.
В его состав входят такие музыкальные инструменты: саксофон, фортепиано, банджо, гитара, ударные, трубы, тромбоны, контрабас, кларнеты.
Вообще, джаз – это направление в музыке, которое сложилось под влиянием африканских ритмов и фольклора, а также европейской гармонии.
Впервые джаз появился на юге США в начале XX столетия. И вскоре распространился во всех странах мира. На родине это музыкальное направление развивалось и дополнялось новыми характерными особенностями, которые появлялись в том или другом регионе.
Одно время в Америке термины «джаз» и «популярная музыка» имели одинаковое смысловое значение.
Джазовые оркестры стали активно формироваться уже в 1920-х годах. И таковыми они оставались аж до 40-х.
В эти музыкальные группы участники поступали, как правило, еще в подростковом возрасте, исполняя свою конкретную партию – заученную или по нотам.
Вершиной славы джазовых оркестров считаются 1930-е годы. Руководителями известнейших на то время джазовых оркестров были: Арти Шоу, Гленн Миллер, и другие. Их музыкальные произведения звучали на то время повсюду: на радио, в танцевальных клубах и так далее.
В настоящее время также очень популярны джазовые оркестры и мелодии, написанные в стиле «джаз».
И хотя видов музыкальных оркестров существует большее количество, в статье рассмотрены основные из них.
Оркестр
Орке́стр (от греч. ορχήστρα ) — большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон.
Содержание
Исторический очерк
Сама идея одновременного музицирования группы исполнителей-инструменталистов уходит в глубокую древность: ещё в Древнем Египте небольшие группы музыкантов вместе играли на различных праздниках и похоронах.
Слово «оркестр» («орхестра») происходит от названия круглой площадки перед сценой в древнегреческом театре, где размещался древнегреческий хор, участник любой трагедии или комедии. В эпоху Возрождения и далее в XVII веке орхестра трансформировалась в оркестровую яму и, соответственно, дала название помещающемуся в ней коллективу музыкантов.
Симфонический оркестр
Симфоническим называется оркестр, составленный из нескольких разнородных групп инструментов — семейства струнных, духовых и ударных. Принцип такого объединения сложился в Европе в XVIII веке. Первоначально в симфонический оркестр входили группы смычковых инструментов, деревянных и медных духовых инструментов, к которым примыкали немногочисленные Ударные музыкальные инструменты. Впоследствии состав каждой из этих групп расширялся и разнообразился. В настоящее время среди ряда разновидностей симфонических оркестров принято различать малый и большой симфонический оркестр. Малый симфонический оркестр — это оркестр преимущественно классического состава (играющий музыку конца 18 — начала XIX века, или современные стилизации). В его составе 2 флейты (редко малая флейта), 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 (редко 4) валторны, иногда 2 трубы и литавры, струнная группа не более 20 инструментов (5 первых и 4 вторых скрипок, 4 альта, 3 виолончели, 2 контрабаса). Большой симфонический оркестр (БСО) включает в медную группу обязательные тромбоны и может иметь любой состав. Часто деревянные инструменты (флейты, гобои, кларнеты и фаготы) доходят до 5 инструментов каждого семейства (кларнетов иногда и больше) и включают разновидности (малая и альтовая флейты, амур-гобой и английский гобой, малый, альтовый и басовый кларнеты, контрафагот). Медная группа может включать до 8 валторн (в том числе и особые тубы Вагнера), 5 труб (включая малую, альтовую, басовую), 3-5 тромбонов (теноровых и тенорбасовых) и тубу. Очень часто используются саксофоны (все 4 вида, см. джазовый оркестр). Струнная группа доходит до 60 и более инструментов. Многочислены ударные инструменты (хотя литавры, колокольчики, малый и большой барабаны, треугольник, тарелки и индийский тамтам составляют их костяк), часто используются арфа, рояль, клавесин.
Духовой оркестр
Струнный оркестр
Струнный оркестр по сути представляет собой группу смычковых струнных инструментов оркестра симфонического. В струнный оркестр входят две группы скрипок (первые скрипки и вторые скрипки), а также альты, виолончели и контрабасы. Такой тип оркестра известен с XVI—XVII века.
Оркестр народных инструментов
В различных странах получили распространение оркестры, составленные из народных инструментов, исполняющие как переложения произведений, написанных для других составов, так и оригинальные сочинения. В качестве примера можно назвать оркестр русских народных инструментов, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки, трещотки, свистульки и другие инструменты. Идея создать такой оркестр была предложена в конце XIX века балалаечником Василием Андреевым. В ряде случаев в такой оркестр дополнительно вводят инструменты, фактически не относящиеся к народным: флейты, гобои, различные колокола и многие ударные инструменты.
Эстрадный оркестр
Эстрадный оркестр — коллектив музыкантов, исполняющих эстрадную и джазовую музыку. Эстрадный оркестр состоит из струнных, духовых (в том числе саксофонов, обычно не представленных в духовых группах симфонических оркестров), клавишных, ударных и электромузыкальных инструментов. [1]
Эстрадно-симфонический оркестр — большой инструментальный состав, способный объединить исполнительские принципы различных видов музыкального искусства. Эстрадная часть представлена в таких составах ритм-группой (ударная установка, перкуссия, фортепиано, синтезатор, гитара, бас-гитара) и полным биг-бэндом (группы труб, тромбонов и саксофонов); симфоническая — большой группой струнных смычковых инструментов, группой деревянных духовых, литаврами, арфой и прочих.
Предшественником эстрадно-симфонического оркестра был симфоджаз, возникший в США в 20-х гг. и создавший концертный стиль популярно-развлекательной и танцевально-джазовой музыки. В русле симфоджаза выступали отечественные оркестры Л. Теплицкого («Концертный джаз-банд», 1927), Государственный джаз-оркестр под руководством В. Кнушевицкого (1937). Термин «Эстрадно-симфонический оркестр» появился в 1954. Так стал называться Эстрадный оркестр всесоюзного радио и телевидения под руководством Ю. Силантьева, созданный в 1945. В 1983, после смерти Силантьева, им руководил А. Петухов, затем М. Кажлаев. К эстрадно-симфоническим оркестрам относились также оркестры Московского театра «Эрмитаж», Московского и Ленинградского театров эстрады, оркестр «Голубой экран» (руководитель Б.Карамышев), Ленинградский концертный оркестр (руководитель А. Бадхен), Государственный эстрадный оркестр Латвийской ССР под управлением Раймонда Паулса, Государственный эстрадно-симфонический оркестр Украины, Президентский оркестр Украины и др.
Чаще всего эстрадно-симфонические оркестры используются во время песенных гала-представлений, телевизионных конкурсов, реже для исполнения инструментальной музыки. Студийная работа (запись музыки в фонд радио и кино, на звуковые носители, создание фонограмм) превалирует над концертной. Эстрадно-симфонические оркестры стали своеобразной лабораторией отечественной, лёгкой и джазовой музыки.
Джазовый оркестр
Джазовый оркестр — один из самых интересных и своеобразных явлений современной музыки. Возникший позже всех других оркестров, он стал воздействовать на другие формы музыки — камерную, симфоническую, музыку духовых оркестров. Джаз использует многие из инструментов симфонического оркестра, но имеет качество радикально его отличающее от всех других форм оркестровой музыки.
Главное качество, отличающее джаз от европейской музыки — это бо́льшая роль ритма (намного бо́льшая, чем в военном марше или вальсе). В связи с этим в либом джазовом оркестре есть особая группа инструментов — ритм-секция. Джазовый оркестр имеет ещё одну особенность — превалирующая роль джазовой импровизации приводит к заметной вариабельности его состава. Однако есть несколько видов джазовых оркестров (примерно 7-8): камерное комбо (хотя это область ансамбля, но его необходимо указать, так как в нём суть действия ритм-секции), камерный ансамбль диксиленд, малый джазовый оркестр — биг-бэнд малого состава, большой джазовый оркестр без струнных — биг-бэнд, большой джазовый оркестр со струнными (не симфонического типа) — расширенный биг-бэнд, симфоджазовый оркестр.
В ритм-секцию всех видов джазового оркестра обычно входят ударные, струнные щипковые и клавишные инструменты. Это джазовая ударная установка (1 исполнитель), состоящая из нескольких тарелок ритма, нескольких акцентных тарелок, нескольких том-томов (либо китайских, либо африканских), педальных тарелок, малого барабана и особого вида большого барабана африканского происхождения — «эфиопской (кенийской) бочки» (ее звук намного мягче турецкого большого барабана). Во многих стилях южного джаза и латиноамериканской музыке (румба, сальса, танго, самба, ча-ча-ча и др.) используются дополнительные ударные: набор барабанов конго-бонго, маракасы (чокало, кабаса), бубенцы, деревянные коробочки, сенегальские колокольцы (агого), клаве и др. Другие инструменты ритм-секции, уже держащие мелодико-гармонический пульс: рояль, гитара или банджо (особый вид северо-африканской гитары), акустическая бас-гитара или контрабас (на котором играют только щипком). В больших оркестрах иногда бывает несколько гитар, гитара вместе с банджо, оба вида басов. Редко используемая туба — духовой басовый инструмент ритм секции. В больших оркестрах (биг-бэндах всех 3 видов и симфоджазе) часто используют вибрафон, маримбу, флексатон, гавайскую гитару, блюзовую гитару (обе последние слегка электрифицированы, вместе с басом), но эти инструменты уже не входят в ритм-секцию.
Другие группы джазового оркестра зависят от его вида. В комбо обычно 1-2 солиста (саксофон, труба или смычковый солист: скрипка или альт). Примеры: ModernJazzQuartet, JazzMessenjers.
В диксиленде 1-2 трубы, 1 тромбон, кларнет или сопрано-саксофон, иногда альт- или тенор-саксофон, 1-2 скрипки. В ритм-секции диксиленда банджо используется чаще гитары. Примеры: ансамбль Армстронга (США), ансамбль Цфасмана (СССР).
В малом биг-бэнде могут быть 3 трубы, 1-2 тромбона, 3-4 саксофона (сопрано=тенору, альт, баритон, все играют ещё и на кларнетах), 3-4 скрипок, иногда виолончель. Примеры: Первый оркестр Эллингтона 29-35 годов (США), Bratislava Hot Serenaders (Словакия).
В большом биг-бэнде обычно 4 трубы (1-2 играют высокие сопрановые партии на уровне малых со специальными мундштуками), 3-4 тромбона (4 тромбон тенор-контрабас или тенор-бас, иногда и 3), 5 саксофонов (2 альта, 2 тенора=сопрано, баритон).
В расширенном биг-бэнде могут быть до 5 труб (с видовыми трубами), до 5 тромбонов, дополнительные саксофоны и кларнеты (5-7 общих саксофонов и кларнетов), струнные смычковые (не более 4 — 6 скрипок, 2 альта, 3 виолончели), иногда валторна, флейта, малая флейта (только в СССР). Подобные эксперименты в джазе проводили в США Дюк Эллингтон, Арти Шоу, Гленн Миллер, Стенли Кентон, Каунт Бейси, на Кубе — Пакито д`Ривера, Артуро Сандоваль, в СССР — Эдди Рознер, Леонид Утёсов.
Симфоджазовый оркестр включает большую струнную группу (40-60 исполнителей), причем возможны смычковые контрабасы (в биг-бэнде могут быть только смычковые виолончели, контрабас участник ритм-секции). Но главное это использование редких для джаза флейт (во всех видах от малой до басовой), гобоев (все 3-4 вида), валторн и совсем не типичных для джаза фаготов (и контрафагота). Кларнеты дополняются басом, альтом, малым кларнетом. Такой оркестр может исполнять специально написанные для него симфонии, концерты, участвовать в операх (Гершвин). Его особенность — выраженный ритмический пульс, которого нет в обычном симфоническом оркестре. От симфоджазового оркестра следует отличать его полную эстетическую противоположность — эстрадный оркестр, основанный не на джазе, а на бит-музыке.
Особые виды джазовых оркестров — духовой джазовый оркестр (духовой оркестр с ритм-секцией джаза, включая гитарную группу и с уменьшением роли флюгельгорнов), церковный джазовый оркестр (существует ныне только в странах Латинской Америки, включает орган, хор, церковные колокола, всю ритм-секцию, ударные без бубенцов и агого, саксофоны, кларнеты, трубы, тромбоны, струнные смычковые), ансамбль стиля джаз-рок (коллектив Майлза Дэвиса, из советских — «Арсенал» и др.).
Военный оркестр
Военный оркестр, духовой оркестр, являющийся штатным подразделением воинской части.
Школьный оркестр
Состоящий из учеников школы коллектив музыкантов, возглавляемый, как правило, педагогом начального музыкального образования. Для музыкантов нередко является отправной точкой их дальнейшей музыкальной карьеры.
Виды оркестров
Содержимое публикации
Цель урока: обобщение и закрепление полученных знаний, знакомство с видами оркестров, закрепление вокально-хоровых навыков.
Тип урока: комбинированный.
•Образовательная: o совершенствование музыкального образования учащихся, приобретение навыков к узнаванию видов оркестров.
• Развивающая: развить слуховой анализ разновидностей оркестра.
•Воспитательная: воспитание эмоционального восприятия содержания музыкального произведения, развитие художественного вкуса.
Музыкальный материал: пять произведений в исполнении симфонического, духового, народного, джазового и эстрадного оркестра.
ТСО: ноутбук, плазма, колонки, синтезатор.
1. Организационная часть урока
Ребята заходят в кабинет под музыку симфонического оркестра.
Учитель аккомпанирует приветствие: «Здравствуйте”.
— Здравствуйте ребята (пропевает учитель),
— Здравствуйте учитель (пропевают ученики).
2. Вспоминаем, повторяем.
Значение слова – КОМПОЗИТОР.
История появления оркестров.
Учащиеся записывают правило в словарь музыкальных терминов.
Оркестр – большой, слаженный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах.
Существуют разные виды оркестров, но особую роль, конечно же, занимает симфонический оркестр.
Симфонический оркестр. Слушание музыки.
Состав симфонического оркестра. (кратко)
Духовой оркестр. Слушание музыки.
Состав духового оркестра.
Разновидности духового оркестра. Концертный и марширующий.
Народный оркестр. Слушание музыки.
Состав народного оркестра.
Эстрадный оркестр, слушание музыки.
Состав эстрадного оркестра.
Джазовый оркестр. Слушание музыки.
Состав джазового оркестра.
Вокально – хоровая работа. 1. Распевание. 2. Повторение песни «Родная песенка».
Возвращение к презентации урока.
Повторение пройденного материала.
ПЕРЕЧИСЛИТЕ ВСЕ ЗНАКОМЫЕ ВАМ ВИДЫ ОРКЕСТРОВ.
( Симфонический. Духовой. Народный. Эстрадный. Джазовый)
КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ВХОДЯТ В СОСТАВ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТА?
(ТРУБА, БАЛАЛАЙКА, СКРИПКА, КЛАРНЕТ, БАЯН)
ВЫБИРИТЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РУССКОГО НАРОДНОГО ОРКЕСТРА.
(ТРУБА, БАЛАЛАЙКА, СКРИПКА, ГУСЛИ, БАЯН)
Домашнее задание – поделится полученными знаниями с родными и знакомыми.
Всероссийская олимпиада по окружающему миру для дошкольников «НАВСТРЕЧУ ШКОЛЕ! Растительный мир »
Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества «ЗДРАВСТВУЙ, НОВЫЙ ГОД! »
Всероссийский педагогический конкурс методических разработок к Дню матери «ВСЕХ ВАЖНЕЙ НА СВЕТЕ МАМА! »
Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂
Конспект урока по музыке «Виды оркестра» (4 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект открытого урока в 4 «А» классе
“ аудиокассета «Музыка на воде» Г.Ф.Генделя
Карточки, рисунки, кроссворды, конспекты для учащихся
Доска, оформленная для урока с темой и заданиями
Познакомить учащихся с различными видами оркестров, историей их возникновения, их отличиями;
Вход под музыку Г.Гендель « Праздник на воде»
Музыкальное приветствие, распевка
Исполнение песни «Здравствуй мир» Л.Квинт
Показ видеоклипа №5 с видеодиска «100 хитов»
Музыка рок-групп или поп-групп. В наши дни любой человек может послушать такую музыку, просто включив телевизор, радио или музыкальный центр. Такая музыка создает радостное настроение, под неё можно танцевать. Но мало кто задумывается, откуда, же ведёт своё начало такая музыка?
Объявление темы урока:
— Ребята, тема урока «Виды оркестра» и сегодня мы совершим путешествие в необыкновенный мир оркестра, мир, где правят музыкальные инструменты. Мы проследим развитие оркестра с самого начала, каким он был вначале, как развивался, и какие виды оркестра существуют в наши дни. Кроме того, мы будем развивать музыкальное восприятие, слушая музыку и исполняя песенный репертуар. Итак, начинаем!
А сейчас Дима сделает сообщение о том, как и когда, появились первые музыкальные инструменты.
Первые орудия труда человека, были как бы «заменой», «продолжением» руки. Такой же заменой собственного тела были и первые музыкальные инструменты. Чтобы не хлопать в ладоши, человек начал постукивать двумя камушками.
Звук получался более громкий, звонкий. Так возникли ударные инструменты. Итак, в жизни человека появились первые музыкальные инструменты, и это были ударные инструменты.
Может быть, случайно во время рыбалки первобытный человек заставил запеть пустой стебель тростника, из которого потом научился делать духовые инструменты. (Например русский народный инструмент свирель) Позже люди научились делать духовые инструменты из костей животных. (рожок)
Как то человек изготовлял лук для охоты, он пробовал, туго ли натянута тетива. Вскоре он заметил, что она издаёт красивый звук. Тысячи раз слышали этот звук люди, не обращая внимания. Но вот кто-то прислушался, стал снова и снова трогать тетиву. Так она превратилась в струну, а охотничий лук – в музыкальный инструмент. Много веков прошло, прежде чем человек догадался, что к этой струне можно добавить ещё несколько. Так получилась арфа – первый струнный инструмент.
На доске вы видите имена знаменитых персонажей. Каждый из них играл на музыкальном инструменте. Вспомните, на каких инструментах играл каждый из них:
Итак, мы узнали, когда появились первые музыкальные инструменты. Скажите, какие группы инструментов вы знаете? Какие группы занимают инструменты скрипка, туба, гусли?
на доске вы видите название групп и изображения музыкальных инструментов. Но они перепутались, и их нужно «отправить» в свою группу. (выбираю 3 учеников и они распределяют инструменты по группам). – CD №1
— Давайте с вами потанцуем руками, головой, плечами.
А теперь вспомним, как появилось понятие оркестра?
(учащиеся путём наводящих вопросов, рассказывают происхождение оркестра)
Звучит фонограмма вступление к Уолт Диснею ( CD №3)
Где? (в Древней Греции)
Когда вновь возникло это понятие? (в XVI веке при дворе у аристократов, и при королевских особах стали образовываться оркестры. Сначала у таких оркестров не было определённого состава ).
В творчестве каких композиторов сложился «классический» состав симфонического оркестра? (в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена – венских музыкальных классиков).
Кто является руководителем оркестра?(дирижёр)
Какую музыку, и где исполняет симфонический оркестр? (симфонии, оперы балеты, т.е. музыку в театрах и концертных залах)
Внимательно послушайте мои утверждения, верны ли они. Если нет – исправьте:
В симфоническом оркестре четыре группы инструментов;
В группу струнных смычковых инструментов входят: скрипка, виолончель, арфа, альт;
К медным духовым относятся: труба, валторна, туба, тромбон;
К деревянным духовым относятся: флейта, гобой, валторна, кларнет.
В группу ударных инструментов входят: большой и малый барабан, литавры, ксилофон, бубен, тарелки, треугольник;
Дополнительно в симфонический оркестр могут включать: фортепиано, оркестровые колокола.
Оркестровые колокола зачастую звучат в симфонической музыке. А я предлагаю исполнить песню Е.Крылатого которая называется «Колокола». (исполняем песню).
Сегодня на уроке, мы говорим об оркестре. И о симфоническом оркестре, первом из существующих видов оркестра, мы поговорили.
А сейчас послушайте стихотворение Бориса Слуцкого. Оно о следующем герое нашего урока, ДУХОВОМ ОРКЕСТРЕ: и прочитает его Лиза.
Ученица рассказывает стихотворение:
« ДУХОВЫЕ ОРКЕСТРЫ НА ДАЧНЫХ КУРЗАЛАХ
И НА ВДАЛЬ ПРОВОЖАЮЩИХ ВОЙСКО ВОКЗАЛАХ,
ГРОМЫХАЙТЕ, ТРУБИТЕ, ТЯНИТЕ СВОЁ!
ВЫДАВАЙТЕ ПО ПУДУ МАЖОРА НА БРАТА,
И ПО ПУДУ МИНОРА, ЕСЛИ БОЛЬ И УТРАТА.
ВЫДАВАЙТЕ, ЧТО НАДО, НЕ ТОЛЬКО СВОЁ.
ВАШИ ТРУБЫ ИЗ ТОЙ ЖЕ, ЧТО КАСКИ ПОЖАРНЫХ,
МЕДИ ВЫЛИТЫ, ТЕМ ЖЕ ПОЖАРОМ ГОРЯТ.
ДУХОВЫЕ ОРКЕСТРЫ! ГРЕМИТЕ В КАЗАРМАХ,
ПРЕДВАРЯЙТЕ И ВОЗГЛАВЛЯЙТЕ ПАРАД!
БЕЙТЕ МАРШИ, ТЯЖЁЛЫЕ СЛОВНО АРБУЗЫ!
СЫПЬТЕ ВАЛЬСЫ ВЕСЁЛОЙ И ЩЕДРОЙ РУКОЙ!
ВДОХНОВЛЯЙТЕ НА ПОДВИГ ГРОМЫХАНЬЕМ ВОЛШЕБНЫМ.
ТОННЫ МУЗЫКИ ПЛАВНО ВЗДЫМАТЬСЯ ДОЛЖНЫ.
КОСМОНАВТАМ ИГРАЙТЕ В МИНУТУ ОТЛЁТА
И ВСТРЕЧАЙТЕ СОЛДАТ, ЧТО ВЕРНУЛИСЬ С ВОЙНЫ.»
Слушаем «Марш славянки»( CD №4)
А сейчас, я расскажу историю. Она про один необычный музыкальный инструмент. Посмотрите на доску:
Перед вами изображение охотничьего рога. В него трубили, подавая сигнал во время охоты, сбора войска, или какого-либо торжественного события. Для того, чтобы звук был слышен на далёком расстоянии, охотничий рог имел огромную длину, иногда 6-8 метров. Трубить в него было крайне неудобно .
Внимание, вопрос : Какой выход нашли музыканты, и как стал называться новый музыкальный инструмент?
Итак, первый вопрос:
1.струнно-смычковый инструмент, со средним регистром. На этом инструменте играют сидя, придерживая коленями. (виолончель)
2. ударный инструмент, про который в шутку говорят, что из него можно есть. (тарелки).
3. немецкий композитор, про которого Бетховен сказал : «Не ручей – море ему имя».
А теперь, выпишите буквы в нужном порядке. Название, какого инструмента у вас получилось. Действительно (открываю изображение) это валторна. Длинный альпийский рог просто скрутили, и получилась валторна.
Неправда ли, необычная история?
( включаю фонограмму CD №5 )
Звучит фонограмма РНО «Светит месяц».
К нам в гости заглянул оркестр русских народных инструментов. А знаете ли вы:
Кто первым организовал оркестр русских музыкальных инструментов?
— Первым, кто организовал русский народный оркестр был любитель музыки и театра В.В.Андреев. Именно он, первым, обратил внимание на балалайку и решил вывести её на большую концертную эстраду. В результате было создано целое семейство балалаек, которые в зависимости от размера получили название пикколо, прима, секунда, альт, бас, и контрабас. В 1887 году он, организовал «Кружок любителей игры на балалайках», который через 10 лет был преобразован в Великорусский оркестр. Кстати, этот оркестр существует и поныне. Теперь он называется «Оркестр народных инструментов имени В.Андреева». в процессе преобразования в балалайкам позже присоединились другие инструменты. Назовите их.
(учащиеся смотрят на предложенные изображения на партах, и из них выбирают только те, которые являются русскими народными, и вспоминают те, которых нет на картинке, а затем заполняют конспект по ОРНИ).
— Оркестры народных инструментов существуют в разных странах мира и республиках. Например в Украине в них входят – бандуры, на Кавказе – зурны, а в России – русские народные инструменты.
Итак, народный оркестр появился в XIX веке, благодаря любителю музыки и театра В.В.Андрееву.
— Но что же дальше? Какой оркестр появился позднее?
— О следующем виде оркестра нам расскажет Андрей. А вы послушайте внимательно – это важно!
(звучит фонограмма CD № 6 )
( CD №7)Звучит фонограмма «Блюз. Луи Армстронг».
Мы почти дошли до финишной черты. И нам осталось поговорить ещё об одном виде оркестра – об ЭСТРАДНОМ ОРКЕСТРЕ. Этот оркестр пользуется большой популярностью в наши дни. Эстрадные оркестры разнообразны по составу и размерам. Одни из них напоминают симфонические оркестры, например оркестры радио и телевидения. Другие – совсем маленькие, и похожи на ансамбли. Помимо основных инструментов из симфонического оркестра, в их состав часто входят саксофоны, гитары, много ударных.
— Сейчас мы послушаем известнейший эстрадный оркестр Поля Мориа, музыка называется «Жаворонок». Слушаем и выполняем последнее задание из вашего конспекта, где обычно можно услышать эстрадный оркестр?
( CD №8) СЛУШАЕМ ПЬЕСУ.
Вам понравилась музыка?
Какой оркестр её исполняет?
-Сейчас мы послушаем музыку, которую исполняет симфонический оркестр а вы посмотрите на картины великих художников и найдите среди них ту, которая созвучна этому произведению.
Итак, сегодня на уроке мы совершили экскурсию по удивительному миру оркестров. Давайте же вспомним, какие виды оркестра существуют? (учащиеся перечисляют все виды оркестров).
Открываю закрытый список оркестров.
— Наше путешествие по миру оркестров подходит к концу. Завершая разговор, мне бы хотелось сказать, что в наши дни существует разнообразная музыка. В большинстве своем – это музыка развлекательная. Хотелось бы пожелать вам, чтобы вы не пренебрегали классической музыкой, той, которую исполняет симфонический оркестр, потому что только классическая музыка может нас научить любить и чувствовать прекрасное.
Раздаю учащимся карточки с кроссвордом и конспектом урока и предлагаю заполнить его дома.(домашнее задание)
Наш урок почти закончен и в конце урока, хотелось бы исполнить песню «Пойте вместе с нами», а исполнять мы её будем в сопровождении эстрадного оркестра.