Какие вопросы экономики являются главными в чем их важность 8 класс
Главные вопросы экономики (продолжение)
Экономическая система и её функции
Ранее мы уже затрагивали вопрос о том, как люди совершают выбор в условиях ограниченности ресурсов. Для того чтобы экономика любой страны нормально работала, необходимо найти способ координировать этот выбор миллионов людей.
Разнообразие способов координации хозяйственной жизни и принятия решений по главным экономическим вопросам зависит от господствующей в обществе формы собственности (кто имеет доступ к экономическим ресурсам), методов принятия экономических решений об организации производства и распределении благ (стихийно или с помощью приказов, команд), а также методов привлечения людей к экономической деятельности (стимулы и мотивы участия в деятельности).
В самом общем виде можно назвать три пути решения обществом главных вопросов экономики: согласно заведённым издавна обычаям (по традиции); путём отдачи распоряжений и приказов «сверху вниз» (командными методами); с помощью рынка.
Развитие общества показало возможность существования нескольких вариантов организации экономической жизни. Они получили название экономических систем. Экономическая система — совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить?
Экономисты выделяют следующие основные типы экономических систем: традиционную, централизованную (командную), рыночную. Каждая из них ищет свои подходы к решению главных экономических вопросов и пути распределения ограниченных ресурсов. Однако подобное выделение экономических систем достаточно условно. В реальной жизни трудно найти государство с чисто выраженным типом экономической системы.
Действующие в мире экономические системы используют различные сочетания названных выше способов организации экономической жизни.
Типы экономических систем
Хозяйственная деятельность людей, осуществляемая в той или иной экономической системе, имеет свои особенности. Рассмотрим их на примере основных типов экономики.
Традиционная экономика — экономическая система, в которой обычаи и традиции определяют практику использования ограниченных ресурсов. Она основана на широком использовании ручного труда, отсталой технологии, общинном ведении хозяйства, натуральном обмене. Основные экономические вопросы решаются в соответствии с обычаями и традициями (всё делать так, как раньше).
Обитатели африканских джунглей или островов южных морей, канадские эскимосы ведут хозяйственные дела на основе вековых традиций, передаваемых из поколения в поколение. Экономические ресурсы в традиционной экономике чаще всего находятся в коллективной собственности племени или общины. Решения об использовании общинных ресурсов принимаются коллективно.
Набор производимых экономических благ не отличается разнообразием. То же характерно и для отдельных видов деятельности (преимущественно труд в сельском хозяйстве, ремёсла). Технологии и способы производства в традиционной экономике не меняются веками, что тормозит развитие экономики и рост эффективности производства. Такая экономическая система, несмотря на стабильный, предсказуемый характер, способна удовлетворять лишь минимальные, жизненно необходимые потребности людей.
В настоящее время традиционная экономическая система сохранилась в чистом виде у некоторых племён Центральной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии. Отдельные элементы такой экономики можно найти в ряде слаборазвитых и развивающихся стран. Например, в некоторых штатах Индии сохраняется полунатуральное хозяйство.
Рыночная экономика — способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. В условиях рынка предприятия соперничают за лучшие условия и результаты своей деятельности. В этом проявляется конкуренция, подробнее о которой вы узнаете в следующих параграфах.
В рыночной экономической системе решение вопросов, что, как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке. В экономическом смысле рынок — это совокупность экономических отношений, проявляющихся в сферах производства, распределения, обмена и потребления.
В рыночной экономике основные факторы производства и его результаты находятся в руках преимущественно частных лиц. В нашей и других странах собственниками также могут быть государство, муниципалитеты, общественные организации. Действующие в этой экономике люди свободны от власти обычаев и распоряжений «сверху». Каждый самостоятельно принимает экономические решения в соответствии с собственными интересами и потребностями. Потребитель принимает решение о покупке, руководствуясь желанием получить большую пользу от потребления товара. Производитель, решая производить тот или иной товар, рассчитывает получить прибыль. Поэтому на вопрос «что производить?» в рыночной экономике есть один ответ: производиться будут лишь те товары, которые могут принести прибыль, а те товары, производство которых влечёт за собой убытки, выпускаться не будут. При этом производитель стремится выбрать такую технологию производства, которая обеспечит ему наибольшую прибыль.
В рыночной экономике производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять новую технологию производства. Применение новых технологий обеспечивает рост экономической эффективности в результате снижения издержек производства. Тем самым рыночная экономическая система благоприятствует техническому прогрессу.
Если каждый участник экономики действует в своих интересах, то как же решается проблема справедливого распределения благ? Приобретение потребителями произведённого продукта зависит от величины их денежных доходов и цен на товары и услуги. Чем больше доход потребителя, тем большую часть продукта он сможет приобрести. Чем ниже цена продукта, тем в большем количестве он потребляется, и наоборот. Именно цены, свободно формирующиеся в процессе купли-продажи, дают ответ на вопросы: что, как и для кого производить? О том, как действует рынок, каким образом цены способствуют эффективному распределению и использованию экономических ресурсов, вы подробно узнаете на последующих уроках.
1. Прочитай текст и выполни задания.
Телеграф, как известно, появился задолго до телефона и быстро стал популярным средством передачи информации. Но мало кто знает, что в XIX в. была попытка сделать бизнес на торговле телеграфными аппаратами, продвигая их на рынок как устройства для личного бытового использования. Подобный бизнес не состоялся, поскольку каждому покупателю аппарата приходилось изучать азбуку Морзе и приобретать навыки общения на этом «нечеловеческом языке». Инженер А. Белл, увидев, что общество нуждается в средствах коммуникации, вскоре изобрёл телефон, обеспечив простой и естественный для людей способ общения. С использованием телефона коммуникационный бизнес стал быстро расширяться.
(По материалам «Энциклопедии для школьников»)
Как в этой конкретной ситуации решались основные вопросы экономики:
1) Что и в каком количестве производить?
2) Как производить?
Экономично, с выгодой для себя и покупателей.
3) Для кого производить?
2. Объясни значение понятий.
Экономическая эффективность – это соотношение между полученными результатами производителя и затратами труда.
Экономическая система- совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики.
3. Назови несколько способов повышения эффективности производства.
4. Заполни таблицу используя текст учебника.
5. Проанализируй ситуации и определи тип экономической системы.
1) В стране W основным богатством считается земля, которая находится в собственности общины. Процесс производства осуществляется в соответствии с обычаями предков. Всё необходимое для жизни семьи производят в своих собственных хозяйствах. Товарно-денежные отношения не развиты.
Традиционная экономика.
2) В стране N все природные и экономические ресурсы находятся в собственности государства. Вопросы планирования и ценообразования решаются централизованно.
6. Сравни рыночную и командную экономику. Выбери и запиши в первую колонку таблицы порядковые номера черт их сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия рыночной экономики от командной.
1) господство государственной формы собственности
2) разрешение проблемы ограниченности ресурсов
3) производство товаров и услуг
4) конкуренция товаропроизводителей
7. В разделе «Говорят мудрые» приведено высказывание американского экономиста В. Леонтьева (см. с. 160 учебника). Проанализируй слова автора.
1) Как ты понимаешь смысл этого высказывания?
Человек по своей инициативе делает и сам решает куда его занесет. Частная инициатива определяющая.
2) Запиши два-три обществоведческих термина, с помощью которых можно объяснить смысл этого высказывания.
3) Приведи несколько примеров, иллюстрирующих это высказывание.
Человек открыл магазин и сам им управляет.
Презентация по обществознанию на тему «Главные вопросы экономики» ( 8 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» «Главные вопросы экономики» § 12 8 класс. Обществознание по учебнику под ред. Боголюбова Л.Н. Груберг Олеся Владимировна– учитель истории и обществознания
Цель урока: Познакомиться с основными вопросами, стоящими перед экономикой любого общества и особенностями функционирования основных экономических систем.
План урока: 1. Нужно ли регулировать производство? 2. Экономическая система и ее функции. 3. Типы экономических систем.
Повторим ограничены безграничны
Повторим Пошив одежды в ателье Вода из родника Энергия ветра Мороженное Ремонт квартиры Дождь Проезд в автобусе Освещение улиц Свободные блага Экономические блага
Английский писатель Джордж Бернар Шоу (1856- 1950) – утверждал: « Экономика- это умение пользоваться жизнью наилучшим образом»
1. Нужно ли регулировать производство? 1. Прочитайте раздел учебника стр. 92-94., рассмотрите иллюстрации, определите главные вопросы экономики 2. Поясните на примерах следующие положения: Экономика не может обеспечивать неограниченный выпуск товаров и услуг; 2) Участники экономики вынуждены осуществлять рациональный выбор производства и потребления предоставляемых обществу благ; 3) Производители вынуждены учитывать при организации производства запросы определенных потребителей благ.
2. КАК ПРОИЗВОДИТЬ? 1. Происходит выбор : Экономические ресурсы Технологии Место размещения предприятия Использование финансовых, технических затрат Трудовые ресурсы
3. ДЛЯ КОГО ПРОИВЗОДИТЬ ПРОДУКТ? Производитель учитывает потребности в товарах и услугах различных групп населения с разными доходами и решает для кого производить: для богатых (предметы роскоши), для массового потребителя (товары повседневного спроса), для бедных (дешевые товары). Посредством выбора решается проблема распределения экономических благ.
2. Экономическая система и ее функции. Различаются по 1) способу принятия решений 2) типу собственности на экономические ресурсы 3) Мотивации людей к труду
Существует несколько вариантов организации экономической жизни, т.е. это ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить.
1. ТРАДИЦИОННАЯ Основана на использовании ручного труда, общинном ведении хозяйства, натуральном обмене. Основные экономические вопросы решаются в соответствии с традициями и обычаями (все делать так как раньше). Ведущая отрасль принадлежит сельскому хозяйству. В настоящее время традиционная экономика сохранилась в Центральной Африке, в Южно и Юго-Восточной Азии
2. КОМАНДНАЯ (ПЛАНОВАЯ) Государство является собственником всех экономических и природных ресурсов. Государство контролирует и регулирует производство и распределение основных благ. Основные экономические решение принимает государство. Что как и для кого производить государство планирует из единого центра на основе приказов, законов, плановых заданий. Производители превращались в исполнителей чужих распоряжений. Такая экономическая система была в СССР и других социалистических странах. Ведущая роль принадлежит производственной индустрии (промышленность) В настоящее время такая экономика присутствует в Северной Корее, на Кубе
3. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА Рынок – совокупность экономических отношений, проявляющиеся в сфере обмена и совершения сделок Рыночная экономика основана на частной собственности, предпринимательство, конкуренция, свободное ценообразование. Каждый производитель самостоятельно принимает экономические решения в соответствии с собственными интересами и потребностями: что производить, как производить, для кого производить. В условиях свободной рыночной экономики действует правило – спрос рождает предложение.
4. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА Современное хозяйство – активную роль играет и рынок и государство. Используются различные формы государственного регулирования. Частная собственность и государственная взаимодействуют. Например в хорошо развитых странах США, Япония. ВЫВОД: экономическая система способствует решению задачи эффективного использования ограниченных ресурсов. Основная задача – привести в соответствие безграничные потребности и ограниченные возможности членов общества через решение вопросов: что, как и для кого производить?
Д.З. § 12, стр. 99 вопросы, задание 1, повторить § 11.
Использованный материал: 1. «Обществознание» 8 кл. учебник под ред. Боголюбова Л.Н. Изд. Просвещение, 2011 г. 2. Интернет-ресурс narod.ru
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-493724
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по обществознанию на тему: «Главные вопросы экономики» (8 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по обществознанию в 8 классе
Тема: «Главные вопросы экономики».
Цели и задачи : познакомить с основными вопросами, стоящими перед экономикой любого общества и особенностями функционирования основных экономических систем.
Планируемые результаты : предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий экономическая эффективность, экономическая система, традиционная, централизованная, рыночная и смешанная экономика, рынок; описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики; различать и сопоставлять основные типы экономических систем; характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах;
1) коммуникативные : точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
2) регулятивные : определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий;
3) познавательные : осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; извлекать информацию из мнений других людей; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; давать определения понятий, устанавливать аналогии, классифицировать явления; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы;
личностные УУД : формирование познавательного интереса к экономическим вопросам современности; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование : учебник, тетрадь, доска.
Тип урока : урок получения новых знаний.
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.
1. Нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом:
2. Одна из главных экономических проблем, определяющая во многом жизнь общества:
1) ограниченность свободных благ
2) ограниченность ресурсов
4) альтернативная стоимость
3. Из двух суждений: а) все жизненные блага человек производит сам; б) жизненные блага бывают предметами потребления:
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Проблему ограниченности ресурсов можно решить:
1) если люди будут экономить ресурсы
2) если все добровольно ограничат свои потребности
3) лишь в будущем, когда уровень развития науки и техники позволит существенно увеличить производство товаров
4) нет верного ответа
6) проезд в автобусе
6. Приведите 2-3 примера, доказывающих ограниченность ресурсов в мире.
(Проверка выполнения заданий.)
III. Введение в новый материал.
На прошлом уроке мы говорили о том, что ресурсы весьма ограничены и что экономика, по сути, призвана решать вопрос, каким образом использовать данные ресурсы с максимальной пользой для человечества. Все участники экономических процессов так или иначе находятся в состоянии выбора: они выбирают, какой из ресурсов использовать сейчас, а какой потом, какие блага производить и т. д. Как это происходит? Какие проблемы возникают? Как они решаются? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
Тема урока: «Главные вопросы экономики».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
1. Нужно ли регулировать производство?
4. Для кого производится продукт?
5. Экономическая система и ее функции.
6. Типы экономических систем.
— Что и для кого выгодно производить?
— Кого можно назвать рациональным производителем?
— Где границы экономической свободы?
IV. Работа по теме урока
1. Нужно ли регулировать производство?
Мы выяснили, что потребности человека безграничны, а ресурсы планеты ограничены. Следовательно, перед человечеством встает проблема рационального использования и распределения ресурсов. Это значит, что каждому человеку, семье, компании, предприятию и государству в целом приходится делать экономический выбор и отвечать на три главных вопроса экономики.
— Разделитесь натри группы. Изучите схему нас. 151 учебника. Каждая группа с помощью соответствующего параграфа учебника и справочного материала (интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии и т. д.) попытается ответить на эти вопросы.
Первая группа работает с п. 2 § 18 учебника.
Вторая группа работает с п. 3 § 18 учебника.
Третья группа работает с п. 4 § 18 учебника.
(Презентация результатов работы первой группы.)
(Презентация результатов работы второй группы.)
4. Для кого производится продукт?
(Презентация результатов работы третей группы.)
Вывод . Вопрос о том, для кого производить, самый сложный, поскольку он отражает отношение общества к справедливости и экономическому равенству. Все общество должно каким-то образом решить, что оно считает справедливым распределением, и затем выбрать способ достижения такого распределения.
(Обсуждение итогов работы групп, заполнение сводной таблицы.)
Главные вопросы экономики
Для кого производить?
5. Экономическая система и ее функции.
— Работая с п. 5 § 18 учебника, охарактеризуйте факторы, определяющие способы координации хозяйственной жизни и принятия решений по главным экономическим вопросам.
(Проверка выполнения задания.)
— Изучите и прокомментируйте схему.
6. Типы экономических систем.
— Разделитесь на четыре группы. Работая с п. 6 § 18 учебника охарактеризуйте типы экономических систем и заполните сравнительную таблицу.
Первая группа — традиционная экономика.
Вторая группа — командная экономика.
Третья группа — рыночная экономика.
Четвертая группа — смешанная экономика.
Типы экономических систем
1. Какие товары, как и для кого производить — определяют традиции, передающиеся из поколения в поколение.
2. Коллективная собственность (земля и капитал — основные факторы производства, которые принадлежат общине, племени или находятся в общем пользовании)
3. Отсталая технология производства.
4. Преобладание ручного труда.
6. Консерватизм и неприятие нововведений
В настоящее время встречается в некоторых государствах Африки, Южной Америки, у народов Полинезии, северных народов (канадские эскимосы)
1. Экономические решения принимают представители государственной власти.
2. Государственная собственность на все материальные ресурсы и предприятия.
3. Централизованное планирование, всеобщий контроль государства.
4. Отсутствие у производителя свободы выбора.
5. Отсутствие у производителя заинтересованности в повышении эффективности производства.
6. Отсутствие конкуренции.
7. Уравнительный принцип распределения ресурсов и материальных благ.
8. Строго фиксированные и унифицированные цены и заработная плата
Ранее СССР и социалистические страны Восточной Европы.
В настоящее время Южная Корея, Куба, некоторые страны Юго-Восточной и Средней Азии
1. Частная собственность.
2. Главный мотив к производству — получение прибыли.
3. Решение экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования.
4. Принцип индивидуализма в общественных отношениях.
5. Свобода предпринимательства, власть государства ограничена.
6. Предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения, производства и сбыта.
7. Личный интерес — главный мотив экономического поведения.
8. Цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции
Не встречается в чистом виде, поскольку государство и общество регулируют экономику в различных странах в разной степени
1. Сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования.
2. Участие государства в экономике ограничено (заключается в распределении централизованных экономических ресурсов для компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов).
3. Непосредственное участие государства в предоставлении материальных благ.
4. Достигается наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов.
5. Ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку.
6. Экономический порядок — главные экономические вопросы решаются рынками.
7. Главный мотив к производству — личный интерес и получение прибыли
Большинство развитых (США, Англия, Германия, Франция и т. д.) и развивающихся стран мира
Вопросы для дискуссии
— Какие плюсы и минусы имеет каждая из экономических систем?
— Какая из них наиболее жизнеспособная. Почему?
Традиционные экономики по-прежнему существуют. Самое интересное, что некоторые из них весьма успешны и, самое главное, вписались в экономические модели иного типа. В качестве примера рассмотрим экономику африканского племени масаи.
Масаи — охотники и скотоводы, носят национальную одежду, как правило, используют исключительно свои орудия труда, технологии изготовления которых перешли им по наследству, и по-прежнему ведут свое хозяйство на том уровне, который был достигнут очень давно. Но масаи научились продавать свой стиль жизни представителям современного общества. Европейские туристы специально едут в Африку, чтобы посмотреть, как живут люди в традиционных обществах. Масаи за определенную плату демонстрируют иностранцам различные обряды, ритуалы, танцы. За вырученные деньги масаи приобретают те вещи, которые сами они произвести не в состоянии. Подобный тип экономических отношений достаточно характерен для традиционных экономик.
Командно-административная система — это попытка человека создать справедливое общество. Почему эта попытка была неудачной? На практике оказалось, что, когда люди с помощью команд и распоряжений пытаются регулировать экономические отношения, возникает дефицит товаров, многие из которых не отличаются высоким качеством. Проблема здесь в мотивации. Если человек не заинтересован в результате своего труда, то он работает не слишком эффективно.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
1. Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 159 учебника.
2. Выполните задания 1 —3 рубрики «В классе и дома» на с. 159, 160 учебника.
(Проверка выполнения заданий.)
Прием «Повторяем с расширением». Учащиеся составляют список вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по изученной теме. На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем не обязательно на все.
1. Прочитать § 18 учебника.
2. Написать эссе на тему: «Частная инициатива, как ветер в парусах, сообщает экономике свой импульс, планирование же, наподобие руля, направляет экономику в нужную сторону» (В. Леонтьев).