Каким рисует толстой наполеона в чем особенность такого описания

Характеристика Наполеона в романе «Война и мир», образ, описание внешности и характера, портрет

Каким рисует толстой наполеона в чем особенность такого описания. Смотреть фото Каким рисует толстой наполеона в чем особенность такого описания. Смотреть картинку Каким рисует толстой наполеона в чем особенность такого описания. Картинка про Каким рисует толстой наполеона в чем особенность такого описания. Фото Каким рисует толстой наполеона в чем особенность такого описания
Наполеон в Кремле.
Художник А. Николаев

Наполеон Бонапарт является одним из ярких персонажей романа «Война и мир» Льва Толстого.

Характеристика Наполеона в романе «Война и мир», образ, описание внешности и характера, портрет

О внешности Наполеона Бонапарта в романе сообщается следующее:

«Наполеон стоял несколько впереди своих маршалов на маленькой серой арабской лошади, в синей шинели. » (том 1 часть 3 глава XIV)

«В то время еще худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом. » (в 1805 г., том 1 часть 3 глава XIV)

«. в маленькой шляпе, с андреевской лентой через плечо, в раскрытом над белым камзолом синем мундире, на необыкновенно породистой арабской серой лошади, на малиновом, золотом шитом чепраке. » (том 2 часть 2 глава XXI)

«Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах. Короткие волоса его, очевидно, только что были причесаны, но одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба. Белая пухлая шея его резко выступала из-за черного воротника мундира; от него пахло одеколоном. На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного императорского приветствия. » (том 3 часть 1 глава VI)

«Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди. » (Наполеону в 1812 г. около 40 лет, том 3 часть 1 глава VI)

«Он взглянул в лицо Балашева своими большими глазами. » (том 3 часть 1 глава VI)

«. глядя на движущиеся толстые ноги Наполеона. « (том 3 часть 1 глава VI)

«. вздрагивая своими толстыми плечами. « (том 3 часть 1 глава VI)

«. Наполеон, с своим сорокалетним брюшком, не чувствуя в себе уже прежней поворотливости и смелости. » (том 4 часть 2 глава XVIII)

«. маленький человек в сером сюртуке встал. « (том 3 часть 1 глава II)

«. взглянул на маленького человека с белыми руками. « (том 2 часть 2 глава XXI)

«Это говорил малый ростом Бонапарте, снизу прямо глядя в глаза Александру. « (том 2 часть 2 глава XXI)

«. Бонапарте стал между тем снимать перчатку с белой, маленькой руки. « (том 2 часть 2 глава XXI)

«. он снял перчатку с красивой белой руки. « (том 1 часть 3 глава XIV)

«. вопросительный жест своей маленькой белой и пухлой рукой. « (том 3 часть 1 глава VI)

«. сказал резкий, точный голос, договаривающий каждую букву.» (том 2 часть 2 глава XXI)

«. зазвучали другие твердые, решительные шаги: это был Наполеон. « (том 3 часть 1 глава VI)

«. он, в гвардейском синем мундире, твердыми, быстрыми шагами вышел в приемную. « (том 3 часть 2 глава XXVI)

По происхождению Наполеон Бонапарт является итальянцем:

«С свойственною итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. « (том 3 часть 2 глава XXVI)

«На лице его было сиянье самодовольства и счастия. « (том 1 часть 3 глава XIX)

«. на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья. « (том 1 часть 3 глава XIV)

«. этот самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой. « (том 2 часть 2 глава XXI)

«. с своим безумием самообожания, с своею дерзостью преступлений, с своею искренностью лжи. « (эпилог часть 1 глава III)

«. и любовь и привычка французского императора к войне. « (том 3 часть 1 глава I)

«Война мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками. » (Наполеон о себе и императоре Александре I, том 3 часть 1 глава VII)

Наполеон кивнул головой и отошел от него. « (том 3 часть 2 глава XXIX)

«. но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, – и он достиг ее. « (том 1 часть 1 глава VI)

«Всё Бонапарте всем голову вскружил; все думают, как это он из поручиков попал в императоры. « (том 1 часть 1 глава IX)

«Несмотря на привычку Балашева к придворной торжественности, роскошь и пышность двора императора Наполеона поразили его. « (том 3 часть 1 глава VI)

«. он продолжал говорить с тем красноречием и невоздержанием раздраженности, к которому так склонны балованные люди. « (том 3 часть 1 глава VI)

«. тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди. « (том 3 часть 1 глава VI)

«Для него было не ново убеждение в том, что присутствие его на всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения. « (том 3 часть 1 глава II)

«. непрестанно оглушаемый восторженными криками, которые он, очевидно, переносил только потому, что нельзя было запретить им криками этими выражать свою любовь к нему. « (том 3 часть 1 глава II)

«Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли. « (том 3 часть 1 глава VI)

«Видно было, что уже давно для Наполеона в его убеждении не существовало возможности ошибок и что в его понятии все то, что он делал, было хорошо не потому, что оно сходилось с представлением того, что хорошо и дурно, но потому, что он делал это. « (том 3 часть 1 глава VII)

«. Наполеон с своей уверенностью в том, что не то хорошо, что хорошо, а то хорошо, что ему пришло в голову, написал Кутузову слова, первые пришедшие ему в голову и не имеющие никакого смысла. « (том 4 часть 2 глава II)

«Он не сделал ничего вредного для хода сражения; он склонялся на мнения более благоразумные; он не путал, не противоречил сам себе, не испугался и не убежал с поля сражения, а с своим большим тактом и опытом войны спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствованья. « (том 3 часть 2 глава XXVIII)

«. Наполеон же после своего долгого опыта войны знал хорошо, что значило в продолжение восьми часов, после всех употребленных усилий, невыигранное атакующим сражение. Он знал, что это было почти проигранное сражение и что малейшая случайность могла теперь – на той натянутой точке колебания, на которой стояло сражение, – погубить его и его войска. « (том 3 часть 2 глава XXXIV)

«Я не желаю и не желал войны, – сказал он, – но меня вынудили к ней. « (том 3 часть 1 глава VI)

«Вы говорите, я начал эту войну? А кто прежде приехал к армии? – император Александр, а не я. « (том 3 часть 1 глава VI)

Отношение Толстого к Наполеону в романе «Война и мир»

Так, Толстой считает Наполеона ограниченным человеком. Это заявляет как сам Толстой от первого лица, так и его главный герой Андрей Болконский:

«А сам Бонапарте! Я помню самодовольное и ограниченное его лицо на Аустерлицком поле. « (мысли Андрея Болконского о Наполеоне, том 3 часть 1 глава XI)

«. искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность этого человека выдвигают его во главу армии. « (автор о Наполеоне, эпилог часть 1 глава III)

«. ребяческая дерзость и самоуверенность приобретают ему военную славу. « (эпилог часть 1 глава III)

«. той особенной высшей способности, называемой гениальностью, которую так любят приписывать Наполеону. « (том 3 часть 2 глава XXVII)

«. Наполеон же, гениальный полководец, как его называют, дал сражение, теряя четверть армии и еще более растягивая свою линию. « (том 3 часть 2 глава XIX)

«Нельзя не сознаться, – продолжал князь Андрей, – Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… но есть другие поступки, которые трудно оправдать. « (том 1 часть 1 глава IV)

«Это шулерство, вовсе не похожее на образ действий великого человека. » (виконт Мортемар) (том 1 часть 1 глава IV)

«Случайность, миллионы случайностей дают ему власть, и все люди, как бы сговорившись, содействуют утверждению этой власти. « (автор о Наполеоне, эпилог часть 1 глава III)

«Человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями продвигается между всеми волнующими Францию партиями и, не приставая ни к одной из них, выносится на заметное место. « (эпилог часть 1 глава III)

«. ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы. – глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. « (том 4 часть 2 глава VIII)

«. последний отъезд великого императора от геройской армии представляется нам историками как что‑то великое и гениальное. Даже этот последний поступок бегства, на языке человеческом называемый последней степенью подлости, которой учится стыдиться каждый ребенок. « (том 4 часть 3 глава XVIII)

«. и, вместо гениальности, являются глупость и подлость, не имеющие примеров. « (эпилог часть 1 глава III)

Источник

Образ и характеристика Наполеона в романе Война и мир Толстого

Одним из второстепенных персонажей произведения является историческая фигура императора Франции Наполеона Бонапарта, представленного автором в образе, с одной стороны, великого полководца, властелина, с другой стороны, ничтожного французишки, холопского императора.

Наполеон изображается в романе в качестве сильного, эрудированного человека, имеющего жизненный опыт и управленческий талант, проявляющийся в военных действиях, а также в разработке стратегических решений. Однако в характеристике героя писатель отмечает проявление Наполеоном отрицательных черт в виде деспотизма, тирании и жестокости.

Внешне Наполеон изображается автором в виде невысокого, некрасивого, толстого и неприятного мужчины, отличающегося крупной плечистостью, выставленным вперед животом, жирными бедрами, толстой шеей и полным лицом с блестящими глазами. Автор обращается к описанию внешности Наполеона неоднократно в разных частях романа, представляя, тем самым, читательской аудитории возможность определить собственное отношение к персонажу.

Характерными чертами персонажа писатель представляет самоуверенность, эгоистичность, самовлюбленность напыщенность и надменность, проявляющиеся Наполеоном в его отношении к окружающим людям, судьбы которых ему неинтересны, поскольку любой человек воспринимается им как пешка на шахматной доске.

Речь Наполеона изобилует негативной окраской в виде снисходительных, насмешливых, злобных, гневных и сухих фраз и выражений.

В собственных поступках Наполеон проявляет ущербность и нравственную нищету, поскольку ему незнакомы такие чувства, как любовь, нежность, радость жизни. Единственное, на что способен рассматриваемый исторический персонаж, так на примитивную имитацию человеческих чувств.

Одновременно писатель представляет Наполеона как человека, безмерно гордящегося собой, восхваляющего собственное величие над всем мировым пространством. Тем самым, описание внешности и поведения персонажа подчеркивает его влюбленность в собственную персону, демонстрируя человеческую ничтожность, жестокость и бесправие его подданных.

Смысловая нагрузка повествовательного содержания романа на всем своем протяжении позволяет писателю осуществить развенчание легендарного образа великого императора, изобразив его подвиги не в качестве величественных, а как безобразную личность, щедро приправленную тщеславием.

Отличительная особенность образа Наполеона в романе «Война и мир» представляется в качестве авторского изображения героя без художественных прикрас и преувеличений.

2 вариант

Наполеон Бонапарт был маленького роста, но крепкого телосложения, имел небольшой живот, Одевался в белые лосины, ходил в высоких сапогах, так как основное время проводил верхом на коне. Автор описывает его как самовлюбленного человека, он просто себя обожал, его эгоизм порой доходил до безумства. Война не была любимым делом, и ему было наплевать, что тысячи людей там проливают свою кровь. Войну Наполеон прозвал своим ремеслом, это массовое кровопролитие уже вошло в его привычку. Военным делом он был увлечен ещё с юных лет. Для него это стало целью его жизни, к которой он упорно шел. Добравшись до власти, он любит роскошь и требует к себя почета и уважения.

Бонапарт всегда был уверен в своей правоте и безошибочности. По словам Толстого у императора были все навыки ведения войны, но он был не очень образованным и ограниченным в других вопросах.

И в произведении Толстого Наполеон Бонапарт естественно был отрицательным персонажем. Он принес страшное горе в Россию.

В начале произведения описывается, как Балконский и Безухов обсуждают личность императора и восхищаются им, они даже посчитали его своим кумиром. Но чуть позже, на одном из сражений, Бонапарт показал свое истинное лицо. Надменным видом он любовался на залитое кровью поле, где происходило сражение и был рад своей победе, и ему было абсолютно все равно на убитых и раненных людей.

Наполеон Бонапарт был умным полководцем, но своим безразличием и эгоизмом к другим людям, он потерял к себе все уважение.

Толстой акцентирует внимание читателей на актерских способностях императора, тот везде играет свою роль-

роль великого полководца. Автор произведения с некой иронией и даже с сарказмом описывает то, как он позирует для своей истории. Полководец все время играл, в словах, в поступках, он был не естественным. Это было видно по сцене из произведения, когда тот любовался на портрет своего сына. Он уже знал, что то, что он скажет и какие эмоции подаст, всё это будет в истории. Он хотел сыграть нежность отца, лицемерил.

Толстой уже с самого начала в своем романе начал описывать Наполеона, как отрицательного героя, описывая его внешность. Он писал, про округлившийся живот, толстые ноги, волосатую спину. Написал портрет как человека, высокого мнения о себе, беспощадного, думающего только о своих победах, о тщеславии. И также описывал его, как умного и мужественного полководца.

Характеристика 2

Чисто внешне Наполеон не красавец. Невысокого роста, короткие ноги, полное тело. Маленькие, белые женские ручки, которые никогда не знали тяжёлой работы. Толстой характеризует его емким эпитетом «жирный». Но при своей полноте он ходит быстро. Но он не всегда был таким. Когда начинал свои войны выглядел вполне прилично.

И одевается он не презентабельно. Шинель синего цвета, белого цвета лосины, жилет, камзол, высокие ботфорты. Ясно, что при таких цветах он не собирается осматривать передовую или спускаться в траншеи. Наряд испачкается. Любит породистых арабских скакунов.

Наполеон ставит себя выше остальных людей. А, в принципе, он поднялся на вершину Олимпа из народа. Как говорят в России «из грязи да в князи». Теперь он пренебрегает своим народом. Он типичный эгоист. Вообще, Наполеон – человек, полный противоречий. Он считает, что это главы других государств спровоцировали его начать войну, значит, они и виноваты. Мания величия у него зашкаливает.

С одной стороны он любит комфорт, а с другой стороны он ведь не сразу стал полководцем. Когда-то и он был солдатом. Но со временем он отдалился от них, увяз в роскоши. Такое ощущение, что он любит воевать, он получает от этого удовольствия. Умеет воевать, но его солдаты для него не более, чем обычные оловянные солдатики, которые можно переставлять по своему усмотрению.

Он не переживает за них. Для него они не больше, чем пушечное мясо, средство для достижения своих целей. Забота Наполеона о солдатах показушна, он делает это от скуки. Поэтому, солдаты не верят ему. Даже князь Андрей, который по первости восхищался им, хотел быть похожим на него, с сожалением понял, что глубоко заблуждался.

Сам Толстой негативно относится к Наполеону. Он считает, что он случайно получил такой высокий чин. Возможно, кого-то обманул, возможно, кого-то обманули его высокие слова о судьбе Франции. Говорить высокопарные речи он умеет.

Надо отличать реального Наполеона, и образ Наполеона в романе. Реальный Наполеон создал во Франции государственную систему, некоторые моменты которой используются и в наши дни. Планировка Парижа по кварталам от круглой центральной площади, где улицы отходят от неё, как лучи – это тоже проект Наполеона.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Наполеона в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

В живописи нельзя обойти стороной великого художника Ореста Кипренского, который является мастером портрета, ибо его изображения людей поражают до глубины души. Они выглядят как живые

Обыкновенный бездомный пес Шарик вдруг превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. К сожалению этот эксперимент оказался не таким удачным, как его себе представляли Преображенский и Борменталь.

Детство у всех проходит по-разному. У всех разный достаток в семье, есть полные и неполные семьи, а кто-то живёт в интернатах и не имеет родителей вовсе.

Роман Мастер и Маргарита произвёл на меня очень сильное впечатление. Вечная тема добра и зла, раскрыта Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в произведении совершенно неожиданно. Это не стандартное изложение

Старый солдат в отставке, по прозвищу Кукушка, приехал зимой в караулку сторожить лес от вырубания. Он был бедный, а прозвище у него такое потому, что в молодости он сторожил скот.

Источник

Образ и характеристика Наполеона — героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Образ Наполеона, созданный Львом Николаевичем Толстым в романе «Война и мир», показывает портрет этого исторического лица. Но не стоит воспринимать его как документальное изображение. Произведение великого писателя является художественным, и, значит, при изображении образов исторических личностей могла использоваться художественная выдумка либо субъективное мнение. Толстой постарался разносторонне раскрыть образ Наполеона и как человека, и как полководца. О нём говорится с первых строк романа и почти до последних.

Портрет: описание внешности, речь, поведение

В романе Наполеон Бонапарт предстаёт как человек невысокого роста с моложавым, полным лицом с выступающим подбородком. Описывая, каков он был в 1812 году, Толстой отмечает, что лицо его было «опухшее и жёлтое», а потолстевшая «фигура с широкими, толстыми плечами и невольно выставленным вперёд животом и грудью» была осанистой и представительной. Глаза у Наполеона были большие, улыбался он неприятно-приторно или насмешливо. Когда был раздражён, делал быстрые, энергичные жесты своими маленькими пухлыми руками. Голос был резкий, все слова Бонапарт произносил точно и чётко.

Походка была решительная, ходил он «быстро, подрагивая на каждом шагу и откинув несколько назад голову».

Характер, поступки

Наполеон в романе «Война и мир» представлен как жестокий завоеватель и эгоистичный человек. Отличительной чертой его характера являлся эгоцентризм. Толстой отмечает, что «только то, что происходило в его душе, имело интерес для него», «всё в мире, как ему казалось, зависело только от его воли» (том 3, часть 1, глава 6).

Он нисколько не сомневался, стоя в 1812 году на Поклонной горе, что сейчас придут к нему русские «бояре» и с низким поклоном вручат ему ключи от Москвы. Толстой показал в этом эпизоде мнимое величие Наполеона.

Бонапарту неинтересны окружающие, он равнодушен к их судьбам, его заботит только, чтобы он выглядел в их глазах как великий человек, он любит внимание к своей персоне и власть.

Позёрство и фальшь Наполеона проявились в сцене, когда он накануне Бородинского сражения любовался портретом своего сына. «Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, — есть история» (том 3, часть 2, глава 26). Он «сделал вид задумчивой нежности», так как считал, что лучше всего сейчас выказать отеческую нежность.

Наполеону были свойственны такие черты характера как самовлюблённость, тщеславие, высокомерие, он всегда уверен в своей правоте и привык, что его слова и поведение вызывают у окружающих восхищение.

Наполеон как полководец. Отношение к солдатам

Бонапарт был целеустремлённым человеком и храбрым полководцем. Он считал своим ремеслом войну, но его распоряжения часто были неэффективными. Он был уверен, что знает, как правильно вести войну. Интересно, что в 1812 году Бонапарт жаловался императору Александру I и Кутузову на то, что русские ведут войну не по правилам («как будто существуют какие-то правила для того, чтоб убивать людей», — замечает Толстой). Но, несмотря на эти его жалобы, «дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой», не учитывая никаких правил.

К своим солдатам Наполеон относился равнодушно, ему были безразличны не только судьбы простых солдат, но и армии в целом. Главным желанием Бонапарта было, чтобы он всегда выглядел величественно. Но из России ему пришлось бежать, забыв о своём величии и предав армию. Он уехал, закутавшись в прекрасную тёплую шубу, от своего гибнущего, замерзающего войска, а за ним поспешали короли и герцоги.

Отношение Толстого к Наполеону

Для Л. Н. Толстого Бонапарт — «палач народов», жестокий завоеватель. Он зациклен на своей военной славе, поэтому является ограниченным человеком, лишённым простоты, интереса и сочувствия к людям. Толстой своё отношение к Наполеону подробно изложил в 3 главе 1 части эпилога. Он подчёркивает, что Бонапарту дали власть «миллионы случайностей», случайности сопутствовали его успеху как военачальника.

По мнению Толстого, «Бородинское сражение было первое, которого не выиграл Наполеон» (том 3, часть 2, глава 28). Писатель считал, что Бородинское сражение было дано не потому, что этого хотел Наполеон, а потому что солдаты его армии, измученные походом, хотели «найти пищу и отдых победителей в Москве».

Толстой уверен, что ходом этого сражения Наполеон не распоряжался, так как ничего из его диспозиции не было исполнено, и он не знал, что происходило в сражении впереди него. «Наполеону казалось только, что всё дело происходило по воле его». Он просто «спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствования» (том 3, часть 2, глава 28).

Заключение

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» образ Наполеона показан с разных сторон: как полководца-стратега и как человека. Характеристика Наполеона неоднозначна: с одной стороны, это выдающийся полководец, который за несколько лет перекроил карту Европы, с другой — это человек, совершающий поступки, которые нельзя назвать великими. По мнению Толстого, Бонапарт — ограниченный человек, который обрёл успех благодаря случайностям. Андрей Болконский и Пьер Безухов в начале романа восхищались Наполеоном как великим человеком, но впоследствии поняли всю его ничтожность. В романе Наполеону противопоставлен М. И. Кутузов с его простотой и отсутствием кичливости прошлыми успехами.

Характеристика образа Наполеона, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *