Какое философское направление считает что знания можно приобрести только с помощью разума
Философское учение о познании
Познанием называют деятельность, направленную на получение знаний. Вы уже знаете, что часть философского знания, посвящённая проблемам познания мира, получила название теории познания или гносеологии. Гносеология занимается поиском ответов на следующие вопросы: насколько познаваем мир, как человек познаёт мир, каково соотношение истинны и заблуждений, что может являться критерием истинности знания, как подтвердить верность наших представлений. Комплекс этих проблем занимает второе по важности место в структуре философского знания после проблем онтологии.
В круг важнейших проблем общей теории познания входят проблемы изучения видов, ступеней, форм познания, отношений между объектом и субъектом познания, проблема истины, проблемы соотношения познания и практики. Основной проблемой гносеологии является проблема границ познания: насколько познаваем мир, т.е. что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно. Многие философы высказывали мнение о том, что возможности познания ограничиваются особенностями человека и его восприятия. То, что мир совсем не таков, каким он воспринимается человеком, было понято уже философами древности. Ещё одна трудность была связана с объяснением причины того или иного ощущения.
В зависимости от ответа на вопрос о познаваемости мира все философские течения можно агностицизм разделить на два основных направления: гностицизм и агностицизм.
Гностики (от греч. gnosis- знание) — это философы, утверждающие, что мир познаваем исчерпывающе и безусловно. В современной литературе это направление часто называется гносеологическим оптимизмом.
Позиция гностицизма свойственна как объективному идеализму, так и материализму. Сторонники материалистической позиции считают, что нет непреодолимого различия между “явлением” и “вещью в себе”. В процессе развития познания и практической деятельности человек способен всё шире и точнее познавать окружающий мир.
Спор между гностицизмом и агностицизмом неразрешим чисто теоретически. Так же как материализм и идеализм, гностицизм и агностицизм являются сквозными направлениями, проходящими через всю историю развития философской мысли.
Познание как процесс, направленный на получение знаний, включает в себя ряд компонентов: субъект и объект познания; уровни и ступени познания; истину как цель познания.
Объектом познания называется то, на что направлено познание, то, что познаётся. О сложностях, связанных с объектом познания уже говорилось, но существуют расхождения философов и в понимании субъекта познания.
Субъектом познания (т.е. тем, кто познаёт) называют конкретного носителя познавательной деятельности. Субъектами познания выступают отдельные люди, группы людей, общество в целом.
Долгое время в истории философии познание рассматривалось как отношение противостоящих друг другу субъекта и объекта познания, причём под субъектом долгое время понимался просто отдельный познающий человек – учёный. Такая позиция порождала целый ряд сложностей. Так, например, в философии Нового времени разгорелся спор об источниках нашего знания. Ф.Бэкон, английский философ и естествоиспытатель, считал, что главным источником наших знаний являются чувства, данные которых разум лишь обрабатывает. Французский философ и математик Р.Декарт утверждал, что важнее сама врождённая способность нашего разума к познанию, в том числе и к систематизации данных чувств. Спор между двумя позициями в истории философии, которые выражали Бэкон и Декарт, получил название спора между эмпиризмом и рационализмом.
Рационализм утверждал, что истинное знание достижимо посредством разума, который выступает его источником и критерием истинности.
Данные чувств рассматриваются в эмпиризме как главная форма достоверного знания. Спор рационализма и эмпиризма объясняется тем, что каждое из этих направлений совершенно верно отмечает наличие двух форм познания: чувственного и рационального, но при этом абсолютизирует, т.е. преувеличивает роль одного из них.
В философии Маркса социальная природа познания была представлена в материалистической интерпретации: “бытие определяет мышление”, следовательно, способ осознания мира человеком зависит от форм его социальной и экономической жизни. В XX веке в философии структурализма и постструктурализма дальнейшее изучение объективных форм мышления привело к пониманию их опосредованности языком.
С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения общих закономерностей их существования чувственного опыта недостаточно. Задачу обобщения информации, полученной чувственным путем, выполняет рациональное (рассудочное) познание.
Рациональное (от лат. ratio — разум) познание представляет собой процесс абстрактного (отвлеченного от частных, несущественных свойств предмета), обобщающего мышления. Основными ступенями рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения. Элементарной единицей рационального мышления является понятие. Из понятий строятся все логические рассуждения. Понятия отражают общие, существенные признаки предметов. Понятие выражается с помощью слова или словосочетания (так например, слово студент-это понятие, обозначающее любого человека, обучающегося в среднем или высшем учебном заведении, независимо от индивидуальных различий: возраст, пол, специальность и т. п.). Следующая ступень рационального познания — суждение.
Суждением называют совокупность понятий, отражающую связи и отношения между предметами и их свойствами. Суждение утверждает или отрицает что-либо. Выражаются суждения в форме предложений.
Третьей ступенью рационального познания является умозаключение.
Умозаключение представляет собой процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов логики. Умозаключения не зависят непосредственно от чувственного опыта, они являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления.
Умозаключением будет, например, такое рассуждение:
Я учусь в университете.
Следовательно, я – студент.
Истина бывает относительной и абсолютной. Относительной истиной называют неполное, приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания. Относительные истины, сменяя и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине. Абсолютной истиной называют такое знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания. К абсолютным истинам относятся, например, так называемые истины факта, “вечные истины”, физические константы и т.п.
Понятия относительной и абсолютной истины связаны с пониманием познания как процесса, происходящего во времени и в определённых исторических условиях. В теории познания обсуждается также соотношение истины и заблуждения. Те представления, которые опровергаются в ходе развития науки, называют заблуждениями.
Истина всегда конкретна, абстрактной истины не существует. Это означает, что истина всегда связана с конкретными условиями и всегда относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятельствам.
Для деятельности человека нужно знание объективно-истинное и доказанное. Достоверность предполагает наличие критерия, позволяющего выявить объективную истинность знания. В истории философии предлагались различные варианты решения проблемы критериев истинности наших знаний, т.е. вопроса о том, чем же определяется соответствие знания действительности?
В современной философии выделяются три концепции истины:
— концепция соответствия, согласно которой истинными являются высказывания, соответствующие действительности;
— когерентная концепция истины, в соответствии с которой высказывания должны быть непротиворечивыми и доказательными;
— прагматическая концепция истины, в которой истинность и ложность суждений проверяются на практике.
Все эти концепции истины не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими.
Практика — это целенаправленная предметная деятельность по преобразованию действительности. |
В философской категории “практика”, понимаемой как “критерий истины”, выражается представление о творческой деятельности человека по преобразованию мира как конечной цели процесса познания. Именно практическая деятельность человека даёт главные аргументы для опровержения агностицизма.
Вопросы для самопроверки. (первый уровень понимания материала).
1.Что такое гносеология и какие именно вопросы обсуждаются в этой части философии?
2. В чём суть спора между гностицизмом и агностицизмом?
3. Как менялось представление о субъекте познания в истории философии?
Диалектика
С начала XIX в., после создания Гегелем универсальной теории познания и учения о бытии, диалектикой стали называть всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе.
Метафизика и диалектика являются всеобщими (универсальными) методами познания.
Диалектика — это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и в развитии. |
Метафизика — это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития. |
Термин “метафизика” имеет два основных значения. Метафизикой называют тип философии, изучающий сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бытия, а также метод познания, рассматривающий предметы и явления как статичные (внутренне неизменные) и изолированные друг от друга.
Другими словами, метафизика создает статичную, неподвижную картину мироздания, составные части которого не зависят друг от друга и могут рассматриваться изолированно. Диалектика же создает динамическую, развивающуюся картину мира, все составные части которого взаимообусловлены, взаимосвязаны.
Существуют два основных принципа диалектики: принцип всеобщей связи и принцип развития. Принцип всеобщей связи является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором всё связано со всем. Под связью понимается зависимость между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Но связи не существует без взаимодействия. Именно в силу универсальности взаимодействия осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира.
Взаимодействие раскрывает процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер. Без изучения взаимодействия нельзя понять ни свойств, ни структуры, ни законов действительности. Без выяснения форм и содержания различных видов связи и взаимодействия в природе и обществе невозможно было бы разрешить адекватно проблему развития, являющуюся вторым фундаментальным принципом диалектики.
Принцип развития является результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия. Ведь в мире нет ничего окончательно завершенного, все находится в процессе становления и изменения. Принцип движения материи в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам принцип развития мира. Развитие есть не что иное, как необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества.
Но закономерно встает вопрос о том, что является источником развития. Все многообразие точек зрения по проблеме источника развития можно свести к двум основным: метафизической и диалектической. Первая считает источником развития толчок извне, тогда как вторая под источником движения, развития понимает самодвижение, саморазвитие за счет борьбы противоположных сил и тенденций.
Законы диалектики — это отражение в диалектическом учении существенных, необходимых связей между явлениями и предметами объективно существующего мира. Основными законами диалектики являются закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания, закон единства и борьбы противоположностей. Эти законы раскрывают механизм, направленность и источник всех изменений, происходящих в мире.
Законы диалектики
1. Закон перехода количественных изменении в качественные раскрывает механизм развития. Согласно этому закону развитие представляет собой не просто непрерывное количественное изменение в содержании и свойствах предметов, но и изменение их качества, происходящее в виде скачка при переходе количества через установленную меру. Мерой называют период изменения количества, в границах которого не происходит изменения качества.
2. Закон отрицания показывает направленность развития как процесса перехода отрицания старых форм существования к новым. В соответствии с этим законом каждая последующая фаза развития отрицает предыдущую, но не полностью, а сохраняя присущие ей положительные черты и снимая отрицательные. Каждая третья фаза развития, отрицая вторую, возвращается к форме первой, но на более высоком уровне содержания.
3. Закон единства и борьбы противоположностей выявляет источник, причину развития. Согласно этому закону причина развития всех предметов кроется в самих предметах. Этой причиной является обязательное наличие противоречий внутри предметов.
Противоречие – взаимодействие противоположных сторон предметов и явлений. |
Противоречие является философской проблемой. Одни философы считают, что диалектические противоречия свойственны как природе, обществу, так и нашему мышлению. Уже древнекитайские мыслители понимали мир как борьбу двух первоначал “инь” и “ян”. Другие же считают, что существует только противоречия в мышлении человека, т.е. о логические противоречия. Логические противоречия были отмечены уже в античной философии (знаменитые апории Зенона).
Законы диалектики представляют источник развития не привносимым извне, а внутренне присущим свойством всех предметов. Развитие же представляет собой не что иное, как саморазвитие.
Категории — это всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями |
Основными категориями современной диалектики являются: сущность и явление; содержание и форма; система, элемент, структура; целое и часть; единичное, особенное и всеобщее; причина и следствие; возможность и действительность; необходимость и случайность; свобода и необходимость; прерывность и непрерывность; количество и качество и др.
Сущность — это внутреннее, не доступное чувствам содержание предмета, его смысл.
Явление— это обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам. Другими словами, явление- это внешние свойства предмета, которые человек познает опытным путем через органы чувств- зрение, слух и др. Сущность предмета человек может постичь только с помощью разума.
Содержание — это то, из чего состоит предмет или явление.
Форма — это порядок, в котором сосуществуют эти составные части, способ внешнего выражения содержания.
Содержание изменчиво, подвижно. Форма удерживает его в устойчивом равновесии. В предмете постоянно происходит борьба между содержанием и формой. На определенном этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тормозила его развитие и приобретает новую. В современной науке категория “форма” близка к категории “структура”.
Вначале объект предстает перед познающим его субъектом как нечто единичное.
Диалектика считает, что изолированных явлений существует. Каждое явление было обусловлено какими-то другими, предшествующими явлениями и само определяет, обусловливает какие-либо последующие явления. Причина — это явление, обусловливающее, порождающее другое явление. Следствие — явление, порожденное другим явлением. В диалектике есть положение о существовании причинности как такой связи явлений, где одно явление (причина) производит другое явление (следствие).
Необходимость — это тип связи между явлениями, определяемый основными, существенными причинами.
Случайность — это тип связи между явлениями, определяемый побочными, несущественными факторами.
Как методологический принцип познания и практической деятельности диалектическая концепция помогает решать проблемы за счет внутренних ресурсов, а не внешних заимствований. Применительно к человеку это означает, что источником собственного развития является он сам, а значит, он ответственен за все, что с ним происходит. Что же касается значения диалектики в целом для познавательной и практической деятельности, то оно состоит в том, что человек должен не избегать противоречий, а, напротив, выявлять их и стараться разрешить по мере сил и возможностей. Кроме того, знание диалектики делает человека оптимистом, поскольку помогает выстоять в трудную минуту: ведь в мире ничто не стоит на месте и не удовлетворяющая нас действительность с помощью наших усилий может измениться к лучшему. А значит, и жизнь человека имеет смысл.
Вопросы для самопроверки (первый уровень понимания материала):
1. Что такое объективная и субъективная диалектика?
2. Почему противоречие является философской проблемой?
Основные направления и течения философии, их представители. Основные философские школы
Потребность в теоретическом определении системы отношения «универсум — человек» появилась с той самой минуты, как возникло осознание себя цивилизованным человечеством. Поэтому история философии представляет базовые направления: материализм, идеализм, их школы и течения
Материализм
Представителями материализма были Гераклит, Демокрит, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Дидро, Л. Фейербах, Ф. Энгельс. В основу универсума положено материальное начало. Под материальным началом понимается воздух, огонь, вода, атом, материал, алейрон и природа в целом.
Человек является порождением закономерно развивающейся материи. Он характеризуется субстанциальностью и атрибутивностью, наличием сознания. Основу сущего представляют материальные, а не духовные явления. Сознание человека определяет его бытие, а его мышление развивается под влиянием образа жизни.
Идеализм
Школа идеализма представлена такими философами и мыслителями как Платон, Д. Юм, Дж. Беркли, И. Фихте, И. Кант, Г. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Вл. Соловьёв, Н. Бердяев, П. Флоренский.
Дуализм
К представителям дуализма относятся Р. Декарт, Т. Рибо, В. Вундт, X. Липпс.
Дуализм является устойчивым философским течением. Основу универсума составляют два самостоятельных начала: духовное и материальное, сознание и материя.
Их существование характеризуется одновременностью, параллельностью и независимостью друг от друга. Тело независимо от духа, а дух, соответственно, от тела. Нервные процессы мозга и психика существуют параллельно, как мозг и субстрат сознания.
Диалектизм
В ряд тех, кто придерживался диалектизма входили такие философы как Платон, Гераклит, Г. Гегель, К. Маркс.
Основным принципом диалектики являлось утверждение того, что в универсуме и в человеке все проходит развитие по законам, где взаимодействуют противоположности, а количественные изменения переходят в качественные, с поступательным движением от низшего к высшему.
Диалектика также делится на два философских подхода: материалистический (Гераклит, К. Маркс и др.) и идеалистический (Платон, Г. Гегель и др.).
Метафизика
К представителям течения метафизики относятся П. Гольбах, Л. Фейербах, Т. Гоббс.
Сторонники данного подхода утверждали, что универсум и человек статичны, устойчивы и постоянны (догматизм), в тоже время, они изменчивы, и нет ничего постоянного (релятивизм).
Эклектизм
Течение эклектизма представлено такими мыслителями как Потамон, У. Джеймс.
Согласно эклектизму, универсум и человек постоянны и изменчивы, в них есть относительное и абсолютное, поэтому ничего конкретного о состоянии объекта, системы сказать нельзя.
Гностицизм
Гностиками являлись те философы, которые признавали возможность познания объективного мира, способность человеческого сознания адекватно отражать реальный мир.
Этими представителями были Платон, Демокрит, Ф. Бэкон, Д. Дидро, Г. Гегель, К. Маркс.
Агностицизм
Агностиками являлись Д. Юм, И. Кант, Э. Мах.
Ими отрицалась возможность человека познать мир. Они сомневались в том, что человеческое сознание может адекватно отразить мир. Мир, по их мнению, в целом непознаваем, или он непознаваем в его причинах, или мир непознаваем в его сущности.
Скептицизм
Скептиками Секстом Эмпириком и Д. Юмом утверждалось то, что нет однозначного ответа на вопрос «о познаваемости мира». Существование ответа на данный вопрос отрицалось потому, что есть явления, которые были уже познаны, и существуют те, которые еще не познали, есть явления загадочные, таинственные, есть «мировые загадки».
Поэтому мир может быть познаваем и непознаваем одновременно. Эта группа философов постоянно сомневаются и в том и другом.
Монизм
Монистами являлись такие знаменитые философы как Платон, Г. Гегель, К. Маркс, Л. Фейербах.
По их мнению, единый принцип мог объяснить мир, универсум и человека. Этот принцип составлял основу из материального или идеального. Вся система философии должна иметь структуру из общего основания.
Позитивизм
К течению позитивистов относились О. Конт, Э. Мах, Р. Авенариус, М. Шлик, Г. Рейхенбах, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Дж. Мур, Б. Рассел.
Позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм составляют целую сциентистскую эпоху. Она отражала идеи, которые означали, что все подлинное, позитивное знание можно получить в процессе синтетического объединения результатов частных наук.
Философия в данном случае выступает как особая наука, которая претендует на самостоятельное исследование действительности. Она может существовать только как некая положительная философия, без собственного научного выражения.
Феноменологизм
К течению феноменологизм относятся такие ее сторонники как Э. Гуссерль, Л. Ландгребе, Э. Финк, М. Шеллер, М. Мерло-Понти.
Они придерживались субъективно-идеалистической позиции в системе «универсум — человек»: «нет объекта без субъекта». Основой философской системы являет интенциональность» сознания. Важное значение имеет направленность сознания на объект. В противопоставление философии, как науке о «чистых сущностях» (эйдетика), выступает познание реальных фактов.
Экзистенциализм
Философами-экзистенциалистами являлись К. Ясперс, Г. Марсель, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев.
В экзистенциализме существует двойственная оценка системы «универсум — человек»: религиозная и атеистическая. Их сходство заключается в постижении бытия. Для этих систем бытие является нерасчлененная целостность субъекта и объекта.
Герменевтика
Представителями этого течения были В. Дильтей, Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер, М. Хайдеггер, Г. Гадамер.
Сторонники герменевтики видели особое отношение между универсумом и человеком. Немецкий историк культуры, В. Дильтей считал герменевтику основой всех наук о духе, философский аспект природы, исторического познания и историчности самого человека.
Те, кто посвятил себя изучению герменевтики, могут описать ситуацию, если он избегает произвола и ограниченности, вытекающих из неосознанных ментальных привычек. Тот, кто ищет понимания другого, а не самоутверждения, готов к признанию собственных ошибок, вытекающих из неподтвержденных ожиданий и предположений.
Персонализм
Среди представителей персоналистов были русские, немецкие, французские, американские мыслители и философы.
Через приоритет человека в философском осмыслении действительности ведущее место занимала система «универсум — человек». Главное место занимала личность в ее определенных проявлениях — суждениях и действиях.
Базовой онтологической категорией являлась личность, персона. Она выступала как основное проявление бытия, где волевая активность, деятельность соединялись вместе с непрерывностью существования. Истоки личности зачинались не в ней самой, а в бесконечно едином Божественном начале.
Идеи персонализма развивали Л. Шестов, Н. Бердяев, А. Козлов, Д. де Ружмон, М. Шелер, Э. Мунье, Ф. Якоби, П. Лендсберг.
Структурализм
В группу структуралистов входили такие ученые как К. Леви-Стросс, М. Фуко, Л. Альтюссер, Ж. Лакан, Ф. де Соссюр, Р. Барт, Л. Гольдман.
Универсум и человека воспринимаются ими по-своему. Выявление структуры предполагает особенности их мировосприятия. В этом случае структура выступает как совокупность отношений между элементами целого. При любых изменениях целое сохраняет свою устойчивость.
По их мнению, структуралистов, науку о человеке невозможно представить без абстрагирования от сознания. Не субъект и его способности к творчеству, стремление к свободе, а безличные структуры, глубоко подсознательные и всеопределяющие, находятся в центре внимания представителей этого философского направления.