Какое гносеологическое течение считает что истины достичь невозможно
Проблема истины в гносеологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие истины
Современными исследователями слово «истина» отнесено к древнерусскому и даже старославянскому корню «истъ-», у которого было несколько значений, таких как настоящий, подлинный, точный.
Термин «истина» в гносеологии употребляют, чтобы охарактеризовать не какие-либо вещи, предметы, явления, а знания об этих предметах.
В общефилософском понимании проблема истины значительно шире, чем вопрос истинности научного знания, о чем можно судить по многообразию форм познавательной деятельности. Это значит, что у истины множество аспектов и ее можно рассматривать с самых разных позиций: гносеологии, науки, художественного творчества, логики и богословия, при этом будет обнаружено, что известно несколько различных трактовок истины, несовместимых друг с другом.
Некоторые трактовки истины:
Вышеуказанные трактовки воплотились в соответствующих концепциях.
Концепции истины в гносеологии
Готовые работы на аналогичную тему
Классическая концепция истины, или теория соответствия, или корреспондентская теория истины, является одним из наиболее значимых достижений философской мысли. В ней аккумулируется многовековой опыт человеческого познания в разных сферах, в первую очередь в научной.
Основные положения классической концепции истины в Античном периоде были изложены в работах Аристотеля и Платона. Платоном впервые было связано понятие истины и понятие соответствия. В диалоге «Кратил» Сократ По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Сократ подробнее говорил, что истина должна быть установлена степенью соответствия знания бытию. В трудах Аристотеля по логике оформляются основные положения теории соответствия.
Аристотель утверждал, что истина не существует в вещах, а является продуктом человеческой мыли, возникающим, когда субъект и предикат связаны в высказывании, которое может быть истинным или ложным. При дальнейшем развитии положения аристотелевской концепции истины, Фомой Аквинским По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Фомы Аквинского подробнее было сформулировано определение истины, которое начало ассоциироваться со всей теорией корреспонденции в целом, глася, что истина – это соответствие вещи и интеллекта.
Важная особенность понимания истины в классической теории – это ее объективность, то есть независимость от воли и желания людей, от ее признания или непризнания. Соответствие мысли объекту может быть определено объектом, его особенностями, а не желанием человека. Стандартным вариантом толкования критерия истины предполагается, что высказывания будут соответствовать фактам, положению дел, событиям и определенным ситуациям.
Преемник классической концепции истины – диалектико-материалистическое учение об истине, которое было разработано в марксистско-ленинской философии.
Преемственность выражается обоснованием объективности истины. Ленин в своем труде «Материализм и эмпириокритицизм» По данной теме мы уже выполнили реферат «Эмпиризм и рационализм» подробнее писал, что понятие объективной истины характеризуется таким содержанием человеческих представлений, которое не зависит ни от человека, ни от всего человечества.
Кроме объективности истину характеризует абсолютность и относительность:
С материалистической позиции истина может быть определена в качестве адекватного отражения объективной реальности познающим субъектом, в процессе чего, познаваемый предмет будет воспроизведен так, как он существует независимо от сознания и вне его.
Изначально сторонниками классической концепции истины было выдвинуто предположение, что определяемую цель – соответствие мыслей действительности – можно достичь достаточно просто. При этом они явно или неявно базировались на следующих предположениях:
Со временем стало понятно, что такие положения, на которых основана вся классическая концепция истины, не являются абсолютно бесспорными, а сама классическая концепция истины вынуждена была решать целый ряд проблем, послуживших причиной для ее пересмотра и ограничения областей применения.
К перечню этих проблем, в первую очередь, относится проблема уточнения характера соответствия мыслей реальности. В философии она была сформулирована следующим образом: «Как можно сравнить знание, которое является по природе своей идеальным, с вещами, которые материальны?».
Гносеология в философии: понятие и основные идеи
Одним из важнейших приоритетов для человечества всегда было познание окружающего мира, объяснение происходящих явлений, обнаружение законов природы и поиск способов использовать их себе во благо. С античных времён философы и мыслители хотели понять, как работает познание, как человек отличает истину от заблуждения и как можно отделить одно от другого. Так возникла гносеология – наука, изучающая познание. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, что изучает, какова её структура и какие принципы она использует.
Что такое гносеология?
Данный термин имеет греческое происхождение. Он образован от слов γνω̃σις (гносис – знание) и λόγος (логос – учение). Таким образом, гносеология – это учение о знании. Если быть более точным, это раздел философии, в рамках которого изучается познавательная деятельность человека, характерные для неё процессы и определяющие её механизмы.
Ключевая задача гносеологии заключается в изучении того, как устроена и как работает познавательная деятельность, какими возможностями она обладает и какими пределами ограничена, какие критерии истинности и достоверности использует. Основным предметом её изучения является научное знание. Гносеология изучает специфику научного знания, его отличия от обыденного знания, многообразие его видов и взаимосвязь между ними.
Существует смежное понятие – эпистемология. Иногда её отождествляют с гносеологией, но это не совсем правильно. Основное различие между ними состоит в том, что гносеология изучает познание, а эпистемология – знание.
Гносеология изучает и сравнивает различные способы познания, стараясь найти оптимальные варианты, обеспечивающие высокий уровень точности и достоверности. Познание в рамках гносеологии рассматривается не как цель, а как инструмент, направленный на получение знания. Поэтому возможности и средства познания для данного учения более важны, чем его виды.
Что изучает гносеология?
Гносеология – это философская дисциплина, изучающая сущность познания человеком окружающего мира. Эта функция обеспечила ей одну из главных ролей в развитии философии. Именно она занималась оценкой и обоснованием различных критериев познания. А поскольку познание на всех этапах развития человеческой цивилизации было важнейшим компонентом человеческой деятельности, именно гносеология определяла направление развития философии и других наук, постепенно обретавших самостоятельность.
Интересно, что до недавнего времени гносеология была преимущественно теоретической наукой, поскольку люди мало что знали о том, как устроен и как работает наш мозг. Но в 20 веке понимание того, что такое гносеология поменялось, поскольку она получила мощный фундамент, обеспеченный новыми знаниями о когнитивной деятельности. Кроме того, она активно пользуется знаниями из психологии, позволяющими лучше понять, как и почему возникают заблуждения. Сегодня гносеология активно взаимодействует с современными науками, но несмотря на это, сохраняет свою специфику философской дисциплины.
История зарождения и развития гносеологии
Данное учение создали и начали развивать античные философы, которых заинтересовали процессы познания. В частности, они изучали соотношение между истиной и заблуждением, а также способы, позволяющие отличать одно от другого. Одним из первых исследователей, затронувших данную тему, считается Парменид Элейский (540-470 до н. э.), который разграничил понятия «истина» и «мнение».
Сократ (469-399 до н. э.) считается создателем майевтики – одного из первых методов познания, заключающегося в раскрытии заведомо существующей истины через последовательные вопросы и испытания. Аристотель (384-322 до н. э.) считается создателем аналитики – метода познания, основанного на последовательном рассуждении с использованием законов логики.
В средневековой философии знание рассматривалось как благодать, исходящая от Бога. Поскольку основное внимание гносеологии того времени было направлено на поиск истины в религиозных писаниях, на её основе возникла герменевтика – учение о толковании текстов (в современной философии герменевтика рассматривается как инструмент интерпретации не только текстов, но и других произведений и символов).
Очередной виток развития гносеологии пришелся на 17-18 века – период философии Нового времени. Существенный вклад внесли такие ученые как Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Рене Декарт (1596-1650), Готфрид Лейбниц (1646-1716) и Дэвид Юнг (1711-1776). По мнению Рене Декарта, человеческий разум ничем не ограничен на пути достижения полной достоверности в любой области знаний.
Существенный вклад в развитие теории познания внесли также классики немецкой философии, в частности, Иммануил Кант (1724-1804), которому принадлежит авторство термина «гносеология». Он утверждал, что ответ на основной вопрос учения может быть получен исследованием трёх элементов познания: чувств, рассудка и разума. Значительный вклад в развитие гносеологии внесли также Георг Гегель (1770-1831) и Людвиг Фейербах (1804-1872).
Разделы гносеологии
В рамках данного учения существует 2 раздела с противоположными подходами: гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Гносеологический оптимизм
Сторонники данного подхода считают, что все процессы окружающего мира можно изучить и познать. Даже если какие-то явления недоступны для полного понимания на сегодняшнем уровне развития наук, они обязательно станут доступными в будущем. Материалисты являются принципиальными сторонниками данного подхода. Идеалисты придерживаются его лишь частично, полагая, что возможности нашего сознания по познанию мира имеют определенные ограничения.
Идея данного подхода основывается на принципе непрерывности, гласящем, что с ростом количества знаний возможности нашего сознания тоже растут, а значит, открываются возможности для понимания более сложных процессов. В рамках гносеологического оптимизма границы между предметами и явлениями считаются несущественными, в то же время изученные и неизученные сущности считаются разными. Главная задача оптимистического подхода состоит в том, чтобы создавать новые инструменты познания, позволяющие выходить за существующие границы познаваемого.
Гносеологический пессимизм
Ключевое отличие пессимистического подхода состоит в том, что возможность познания считается ограниченной. Пессимисты исходят из того, что всегда будут существовать вопросы, ответы на которые получить невозможно. В рамках пессимистического подхода действует два философских направления:
В русском языке термин «скепсис» является синонимом слова «сомнение». Но греческое слово σκεπτικός, от которого он происходит, переводится как «исследующий» или «размышляющий».
В начале 20 века на основе агностицизма была создана новая концепция, получившая название «конвенционализм». В рамках данной концепции полагается, что научные понятия и утверждения являются продуктом соглашения ученых. То есть, научные теории должны быть общепризнанными и взаимно непротиворечивыми, но при этом нельзя требовать, чтобы они объективно отражали истинное устройство мира.
Направления гносеологии
Чтобы лучше понять, что такое гносеология, необходимо разобраться с основными её направлениями. Эти направления определяются механизмами познавательной деятельности, которые изначально заложены в нашем сознании:
На основе этих механизмов были выделены соответствующие направления гносеологии. Рассмотрим подробно каждое из них.
Иррационализм
Данное направление стремится объединить разные философские системы, используя в процессе познания интуицию. Это приводит к формированию мистической картины мира. Данная форма познания обычно используется в различных религиозных течениях. Также её могут использовать творческие люди, исследователи и ученые, ищущие озарения. В качестве способа поиска истины используется только один метод – созерцание.
Рационализм
В рамках данного направления источником истины считается разум, способный строить точные и однозначные умозаключения, отличая истину от заблуждения с помощью законов логики. Любые умозаключения должны быть логичными и определенными.
Эмпиризм
Данное направление возникло и развилось в 17-18 веках. В качестве источника знания в нём принимаются чувственное познание и опыт. Предполагается, что все знания являются либо следствием каких-либо ощущений, либо могут быть описаны через ощущения. В рамках эмпиризма выделяют два подхода:
Сенсуализм
В рамках данного направления основным источником знаний считаются телесные ощущения и прочие чувства. Получение информации об окружающем мире происходит через наблюдение посредством органов чувств. При этом выделяется три основных формы познания:
Среди наиболее известных представителей данного направления можно отметить Аристотеля и Эпикура, а также Дидро и Ламетри.
Принципы познания в гносеологии
В современной гносеологии основополагающими являются следующие принципы:
Заключение
Гносеология – это философская дисциплина, изучающая познание, его структуру и особенности его функционирования. Когда-то она была лишь разделом философии, но сегодня является самостоятельным учением, тесно связанным с многими другими научными дисциплинами, такими как методология, психология, логика и другие. Задача гносеологии в современном научном мире состоит в том, чтобы контролировать целостность и объективность всех наук.
Теория познания
Никто из нас не способен существовать в мире, не умея ориентироваться в нем. Эта ориентация может происходить успешно только в том случае, если человек обладает способностью к адекватному отражению, воспроизведению и постижению окружающей действительности. Именно по этой причине проблема познания человеком мира и реальности волнует людей с древних времен. Изучает же эту проблему (и множество связанных с ней) теория познания.
Суть и основные проблемы теории познания
Теория познания, называемая также эпистемологией и гносеологией, – это раздел философской науки, изучающий особенности природы познания и его возможности, вопросы отношения знания к действительности; исследующий общие предпосылки познания и выявляющий условия его истинности и достоверности. Стоит заметить, что, например, в отличие от психологии и физиологии, анализирующих индивидуальные психические механизмы, приводящие человека к познавательному результату, теория познания делает упор на общие основания, предлагающие рассматривать данный результат в качестве знания, которое выражает истинную картину мира.
Гносеология стала сферой философского знания задолго до того как сформировалась современная наука, а в состав философии вошла еще в античные времена. Произошло это благодаря появлению подхода, изменившего взгляд на процесс познания вообще. Он стал рассматриваться не как нечто естественное, что заложено в человеческой природе, а как то, что поддается контролю. Чтобы упростить понимание, приведем главные этапы развития эпистемологии, обусловленные расширением исследуемых факторов познания:
В результате основной идеей теории научного познания стало то, что познание имеет две формы, которые рассматриваются как стороны познавательной деятельности, – это чувственное и рациональное познание.
Чувственное познание зависит от получения информации из внешнего мира через нервную систему и органы чувств. Здесь все знания обрабатываются и сохраняются в виде наглядных образов. Главные формы чувственного познания – это ощущение, восприятие и представление. А основу рационального познания составляет абстрактно-логическое мышление. Реальность осмысляется через обобщенные символические знаковые средства. Главные формы рационального познания – это понятие, суждение и умозаключение.
Познавательный потенциал человека опирается главным образом на способность познавать рационально. Чувственное же познание чаще сравнивается (относительно, конечно) с познанием, свойственным высшим животным. А операции наподобие сопоставления, различения и объединения информации одинаковы для обоих видов познания.
Таким образом, в гносеологии есть два основных направления – это идеализм и материализм. И обобщая научные приемы и методы, о которых мы еще скажем, теория научного познания служит философско-методологической основой науки. Ее задачи состоят в проведении исследований, анализе существующих направлений и критике.
Будучи учением о познании, эпистемология рассматривает субъект, имеющий сознание и волю, и противостоящей этому субъекту объект, который не зависит от сознания и воли субъекта и связан с ним только познавательными отношениями.
Окончив предыдущий блок на том, что гносеология рассматривает взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания, будет логичным продолжить беседу рассмотрением методов и проблем теории познания. Для начала скажем о проблемах.
Проблемы теории познания
Первая проблема состоит в выяснении природы познания, определении условий и основ познавательного процесса. Говоря проще, основной ее вопрос таков: «Почему человеческий ум пытается понять происходящее?». А вместе с поиском ответов на него изучаются такие условия как мир во всем его многообразии, человек, являющийся продуктом этого мира, и формы отражения мира в познавательной деятельности (чувства и мысли). Лишь при наличии этих трех составляющих есть смысл говорить о познании.
Вторая проблема заключается в определении конечного источника знаний и характеристике объектов познания. Вопросы этой проблемы: «Откуда познание берет исходные данные?», «Что является объектом познания?» и «Какие существуют объекты познания?». В качестве источника исходной информации рассматривается весь окружающий мир, а в качестве объекта познания – мир социальный и природный.
Третья проблема фокусируется на субъекте познания. Ее вопросы: «Что является субъектом познания?» и «Какова роль субъекта в процессе взаимодействия с объектом?». За субъект, как правило, берется человек, социальная группа или социум вообще, действия которого направлены на получение знаний, воспроизводящих действительность и выражаемых языком. Познавательный процесс может корректироваться субъектом либо по индивидуальной (исходя из личных потребностей и интересов), либо по коллективной (исходя из групповых потребностей и интересов) линии.
Четвертая проблема подразумевает исследование содержания, форм и закономерностей процесса познания, отслеживание развития знания через чувственное и рациональное познание, а также выявление закономерностей процесса этого развития, его противоречий и их разрешение.
Пятая проблема связана с оценкой результатов познания. Ставятся вопросы: «Что есть истина?», «Каковы соотношения между истиной и заблуждением?» и «Как можно найти истину и по каким критериям она оценивается?»
Процессы познания, происходящие в психике и служащие моделью познавательных процессов в психологической науке, не являются исчерпывающими. Познавательный процесс (вместе с проблемами появления и функционирования знания) касается и множества других наук, так или иначе, его исследующих. Практическая деятельность в этой области сопровождала человечество и общество на протяжении всей истории их развития.
Методы теории познания
Все методы теории познания основаны на нескольких базовых предпосылках:
Любой из гносеологических методов берет во внимание эти предпосылки, и выстраивается с их учетом. Самих же методов существует несколько больших групп. Кратко расскажем о них, стараясь не упустить суть.
Все методы научного познания делятся на две больших группы:
Кроме того, в научном познании есть еще и два уровня познания – эмпирический и теоретический.
Эмпирическим является уровень накопления информации и фактов на тему исследуемых объектов. Здесь объект отражается с позиции отношений и связей, доступных для созерцания. Этот уровень тесно связан с чувственным восприятием, а основными методами эмпирического познания являются:
Однако высшим уровнем научного познания является уровень теоретический. Если на эмпирическом уровне материал об объекте или явлении накапливается и изучается, то на теоретическом появляется возможность познать его суть и понять законы и закономерности, по которым он существует.
Главные методы теоретического познания:
Анализ и синтез – это два противоположных метода, но они тесно связаны, т.к. представляют собой разные аспекты целостного познавательного процесса. Интересно то, что эти два метода используются всеми науками.
Как и первые два, эти методы отличаются, но также взаимосвязаны, являясь разными сторонами познавательного процесса. Основаны оба метода на наличии связей между общим, единичным и особенным.
Помимо названных, на теоретическом уровне есть еще несколько дополнительных методов:
Кроме этих методов (их все можно назвать общенаучными), есть и более специфические, такие как метод материалистической диалектики, интуитивизм, прагматизм и аксиологический подход, относящиеся к философским методам, а также сравнительный, социологический, логический, формально-юридический, статистический и кибернетический методы, относящиеся к категории частнонаучных. Именно такую многоуровневую концепцию методологического знания можно наблюдать сегодня.
Направления теории познания
Как уже стало понятно, единого мнения насчет того, что играет в процессе познания решающую роль – чувства или разум – до сих пор нет. В связи с этим можно выделить несколько основных направлений теории познания.
Таковы на сегодняшний день основные направления эпистемологии. Но наш рассказ будет не полным, если мы не упомянем вместе с ними и о нескольких концепциях истины, ведь к теории познания они имеют самое прямое отношение.
Немного о концепциях истины
В философии истина соответствует комплексу концепций, при помощи которых можно отличить достоверное знание от недостоверного, исходя из того, как оно согласовывается с действительностью, а также из того, насколько оно является противоречивым или непротиворечивым логически. Собственно, истинность и есть краеугольный камень познания вообще.
Ученые выделяют следующие концепции истины:
Достичь истины в процессе познания, каким бы путем это не происходило, невозможно, если отсутствует конкретная цель, которой зачастую является сама истина. Исходя из этого, важно понимать, что в случаях, когда достигнуть истины еще не удалось, человек должен иметь убежденность, в том, что это непременно случится. И здесь разговор уже начинается о вере, что в очередной раз указывает нам на то, насколько объемна и безгранична теория познания, и как трудно описать ее при помощи обывательского языка.
Но цель статьи и не состояла в том, чтобы дать исчерпывающие объяснения теории познания. Нашей задачей было познакомить вас с общими и основными понятиями в гносеологии и коротко передать ее суть. Теория познания играет серьезную роль в познании человеком окружающего мира и себя самого. Она исследует познание и все, что только может быть с ним связано, а таких вопросов, как мы видим, очень много.
Гносеология уже успела пройти немалый путь, но все еще продолжает развиваться, вследствие чего появляются новые концепции, подходы и идеи. И предела этому развитию, вероятнее всего, не будет никогда. Если же вас интересуют более частные вопросы на тему теории познания, вам неизбежно придется обратиться к сторонним источникам, которых сегодня можно найти немало. И уже первые ответы на свои вопросы вы можете получить из этого небольшое видео от кандидата исторических наук Зарапина Романа Валерьевича.
16. Гносеология.
Гносеология (от греч. gno-sis — знание, logos — слово, понятие), Эпистемолог и я (от греч. episteme — знание) — раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия достоверности и истинности знания.
Познание – это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, т.е. самого себя.
В отличие от сознания, которое является единством ощущений, желаний, переживаний, результатом отражения материального мира и сопряжено с материей; познание означает процесс приобретения знаний и соотносится с практикой. Познание осуществляется на основе практической деятельности человека и выступает способом духовного освоения действительности.
В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: 1. Гностицизм (как правило, материалисты) оптимистично смотрит на настоящее и будущее познание; мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.
2. Агностицизм (часто – идеалисты) не верит либо в возможности человека познать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.
Вся история развития человечества показывает, что мир познаваем и это условием создания материальной и духовной культуры, развития наук и техники.
Современная гносеология в своем большинстве строится на позициях гностицизма.
По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали две прямо противоположные точки зрения:
Сенсуализм (от латинского sensus — чувство, ощущение) считает, что решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств, а ощущения и другие формы живого созерцания признавались единственным источником и средством достижения истины. Так, французский философ Гельвеций полагал, что “все, что недоступно чувствам, недостижимо для ума”. Сенсуалистами были представители как материализма ( Гоббс, Локк, Фейербах и др.), так и идеализма ( Беркли, Юм и др.).
Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что в действительности любое знание есть единство двух противоположных сторон — чувственного и рационального. Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные выводы. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены, теоретически нагружены, регулируются разумом.
Понятие и суждение являются “кирпичиками” для построения умозаключений.
1. Все люди смертны (посылка).
3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием.)
Категория практики, активной чувственно-предметной деятельности людей, направленной на изменение реальной действительности, стала центральной категорией диалектико-материалистической философии в целом и ее гносеологии, в частности (о чем также было сказано). С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно, целенаправленно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее. Это специфически человеческая форма деятельности, осуществляющаяся всегда в определенном социально-культурном контексте.
Основные функции практики в процессе познания:
1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время и т.д. Астрономия была вызвана к жизни потребностями торговли и мореплавания и т.д. Однако, не всегда, конечно, открытия в науки (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно “по заказу” практики.
3. Практика является опосредованной целью познания , ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направить и соответствующим образом, в той или иной мере, регулировать деятельность людей. Все наши знания возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знания в качестве “руководства для действия” по его преобразованию, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни.
Открытие практической, социальной обусловленности человеческого познания позволило выявить диалектику познавательного процесса и объяснить его важнейшие закономерности. Оказалось, что нельзя рассматривать познание как нечто готовое, застывшее, неизменное, а разбирать, как из незнания появляется знание, как в ходе практики происходит движение, восхождение от неполного, неточного, знания к более полному, более точному и глубокому.
Классификация (типология) форм знания и по сей день остается сложной и во многом дискуссионной проблемой для разных философских направлений. И сегодня справедливы слова Л. Витгенштейна о том, что не существует строгого употребления слова “знание”. Попытаемся все же выделить хотя бы некоторые формы последнего и рассмотреть их основные особенности.
Мифологическому мышлению свойственно его слитность с эмоциональной сферой, неотчетливое разделение объекта и субъекта познания, предмета и знака, вещи и слова, происхождение (генезиса) и сущности явлений и т.д. Объяснение природных и социальных явлений, а также мира в целом сводилось к рассказам об их происхождении и творении (генетизм).
Типологизация знания может быть проведена по самым различным основаниям (критериям). В этой связи выделяют, например, знания рациональные и эмоциональные, феноменалистские (качественные концепции) и эссенцианалистские (вооруженные в основном количественными средствами анализа), эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественнонаучные и гуманитарные и т. п.
Заблуждения, конечно, затрудняют постижение истины, но они неизбежны, есть необходимый момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса. Например, в форме такого “грандиозного заблуждения” как алхимия, происходило формирование химии как науки о веществе.
Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своему внутреннему, идеальному проявлению и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т.п.). Например, всемирное тяготение изначально присуще материальному миру, но в качестве истины, закона науки оно было открыто Ньютоном.
Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубления, уточнения по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, “истина” о существовании эфира, понятие о теплороде, флогистоне и т.п.). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе творческого развития познания на основе практики.
Проверка знания “на истину” практикой не есть какой-то одноразовый акт, нечто неизменное или зеркальное сличение, а она есть процесс, т. е. носит исторический, диалектический характер. А это значит, что критерий практики одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен . Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется, наполняется новым содержанием и потому она не может в каждый данный момент, тотчас или полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.
Диалектичность практики, как критерия истины является объективной основой возникновения и существования иных критериев для проверки истинности знания в различных его формах. В качестве таковых выступают так называемые внеэмпирические, внутринаучные критерии обоснования знания (простота, красота, внутреннее совершенство и т. п.). Важное значение среди них имеют теоретические формы доказательства, логический критерий истины , опосредованно выведенный из практики, производный от нее и потому могущий быть вспомогательным критерием истины. Он дополняет критерий практики как решающий, а не отменяет или заменяет его полностью. В конечном итоге практика и только она, может окончательно доказать истинность тех или иных знаний.