Какое краткое определение истории дали древние римляне для чего необходимо знать историю
Раздел 1. Перестройка и распад СССР
Понятие истории
Геродот (484-425 гг. до н. э.), живший в Древней Греции в V в. до н.э. большинством историков считается «отцом» этой науки: Геродот из Галикарнасса собрал и записал сведения в свою «Историю», чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния, как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом.
Однако начало использования научных методов в истории связывают с другим его современником, Фукидидом, и его книгой «История Пелопоннесской войны». В отличие от Геродота и его религиозных коллег, Фукидид рассматривал историю как продукт выбора и поступков не богов, а людей, в которых искал все причины и следствия.
Наука, изучающая саму науку историю называется историографией.
1. Предмет, содержание и особенности изучения курса «История»
Предметом изучения истории России являются закономерности политического и социально-экономического развития России как части мирового процесса истории человечества.
История опирается на факты, получаемая из различных источников. Различают материальные источники, или памятники деятельности человека: орудия труда, здания, предметы быта и др. Высоко ценятся письменные источники: летописи, законодательные акты, воспоминания и т.д. В XIX – XX вв. историки стали использовать фото-, кино-, аудио- и видеоматериалы.
Существует 3 подхода к изучению истории:
Религиозный подход – долгое время в истории главное внимание обращалось на правление монархов, крупные войны, события религиозной жизни.
Формационный подход (К. Маркс) – человеческое сообщество на любой территории должно пройти через пять эпох, общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Переход от стадии к стадии происходит через социальную революцию.
Цивилизационный подход (Д. Белл «Теория трех стадий») – каждое общество последовательно и постепенно проходит 3 стадии развития: доиндустриальную (аграрную), индустриальную и постиндустриальную.
Цивилизацию можно определить как способ жизнедеятельности человека в специфических условиях (климатических, географических, геополитических, историко-культурных и т.д.), облик цивилизации определяется творческой продуктивностью людей, инновационным потенциалом данного человеческого сообщества.
Историки выделяют 3 типа цивилизаций: непрогрессивный; циклический (восточный); прогрессивный (западный).
С позиции цивилизационного подхода Россия не относится ни к одному из трех типов цивилизаций в чистом виде. Россия, расположенная между Востоком и Западом, включает народы, развивающиеся и по восточному, и по западному вариантам. Это место России в системе мировых цивилизаций определило самобытность отечественной истории, которая проявилась в таких факторах, как: географический, колонизация, гипертрофированная роль государства, особенности российских реформ («путь догоняющего развития»), важная роль и место сословного строя и др. особенности развития России необходимо учитывать, чтобы извлечь исторический опыт для рациональной деятельности в современных условиях.
Ставя перед собой задачу всестороннего освоения истории необходимо опираться на основные принципы научного исследования истории: объективность; историзм; социальный подход; всесторонность изучения проблемы.
Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта.
Принцип историзма гласит, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему это явление возникло, каким оно было в начале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах.
Под принципом социального подхода понимают проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений.
Принцип всесторонности изучения истории подразумевает необходимость не только полноты и достоверности информации, но и учета всех сторон и взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества.
Методы изучения истории: хронологический; хронологически-проблемный; проблемно-хронологический; метод периодизации; сравнительно-исторический; ретроспективный; статистический; метод социологических исследований.
Хронологический метод состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке.
Хронологически-проблемный метод предусматривает изучение истории по периодам, а внутри них – по проблемам.
Проблемно-хронологический метод применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии.
Метол периодизации основан на том, что общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами.
Сравнительно-исторический метод основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории.
Ретроспективный метод основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой, что дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников.
Статистический метод состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные.
Метод социологических исследований применяется при изучении современности, он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.
Функции исторического знания: познавательная; практико-политическая; мировоззренческая; воспитательная.
Познавательная функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания; выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог – теоретического обобщения исторических фактов.
Практико-политическая функция, выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс.
Мировоззренческая функция при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения.
Воспитательная функция состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.
Классики отечественной исторической науки: Николай Михайлович Карамзин (1766-1826, «История государства Российского» в 12 т.), Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879, «История России с древнейших времен» в 29 т.), Василий Осипович Ключевский (1841-1911, «Курс русской истории» в 5 т.).
Вопросы и задания:
1. Что означает понятие «история»? Кого считают «отцом истории»? Какое краткое определение истории дали древние римляне? Для чего необходимо знать историю?
2. Какими основными источниками пользуются в познании истории? Каких русских историков вы знаете?
3. Что такое цивилизация? Какие типы цивилизаций вы знаете? К какому типу цивилизаций относится Россия и почему?
4. Работа с документами: Прочитайте документы и ответьте на вопросы.
1) В чем видел Николай Михайлович Карамзин значение исторического опыта для правителей и для рядовых граждан?
История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил, завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего в пример будущего.
Правители, законодатели действуют по указаниям истории и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей…
Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества.
(История Отечества в литературе, XIX век: Хрестоматия для учителей / Сост. А.В. Шестаков. М., 1991. С. 125-126)
2) Какой подход к изучению истории С.М. Соловьев считает определяющим и какова в этом роль историка?
Не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление из внутренних причин, прежде чем выделить его из общей связи событий и подчинить внешнему влиянию, вот обязанность историка в настоящее время…
(Соловьев С.М. Соч. в 18 кн. Кн. 1-я. М., 1988. С. 51)
3) Сохраняет ли в настоящее время свое значение характеристика своеобразия России данная Ф.И. Тютчевым?
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
(Тютчев Ф.И. Полн. собр. соч. и писем в 6 т. Т. 2. М., 2003. С. 165)
4) Каковы причины исторического развития по В.О. Ключевскому? Как, по-вашему, влияют указанные историком факторы на общество и повседневную жизнь людей?
Человеческая личность, людское общество и природа страны – вот те три основные исторические силы, которые строят людское общежитие… Бесконечное разнообразие союзов, из которых слагается человеческое общество, происходит от того, что основные элементы общежития в разных местах и в разные времена являются не в одинаковом подборе, приходят в различные сочетания, а разнообразие этих сочетаний создается в свою очередь не только количеством и подбором составных частей, большей или меньшей сложностью людских союзов, но и различным соотношением одних и тех же элементов, например, преобладанием одного из них над другим.
(В.О. Ключевский. О русской истории (Сб.) / Сост. В.В. Артемов. М., 1993. С. 6)
Раздел 1. Перестройка и распад СССР
Предмет, содержание и особенности изучения курса «История»
Тема. Введение в дисциплину «История»
2. Предмет, содержание и особенности изучения курса «История»
Понятие истории
Геродот (484-425 гг. до н. э.), живший в Древней Греции в V в. до н.э. большинством историков считается «отцом» этой науки: Геродот из Галикарнасса собрал и записал сведения в свою «Историю», чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния, как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом.
Однако начало использования научных методов в истории связывают с другим его современником, Фукидидом, и его книгой «История Пелопоннесской войны». В отличие от Геродота и его религиозных коллег, Фукидид рассматривал историю как продукт выбора и поступков не богов, а людей, в которых искал все причины и следствия.
Наука, изучающая саму науку историю называется историографией.
Предмет, содержание и особенности изучения курса «История»
Предметом изучения истории России являются закономерности политического и социально-экономического развития России как части мирового процесса истории человечества.
История опирается на факты, получаемые из различных источников. Различают материальные источники, или памятники деятельности человека: орудия труда, здания, предметы быта и др. Высоко ценятся письменные источники: летописи, законодательные акты, воспоминания и т.д. В XIX – XX вв. историки стали использовать фото-, кино-, аудио- и видеоматериалы.
Существует 3 подхода к изучению истории:
Религиозный подход – долгое время в истории главное внимание обращалось на правление монархов, крупные войны, события религиозной жизни.
Формационный подход (К. Маркс) – человеческое сообщество на любой территории должно пройти через пять эпох, общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Переход от стадии к стадии происходит через социальную революцию.
Цивилизационный подход (Д. Белл «Теория трех стадий») – каждое общество последовательно и постепенно проходит 3 стадии развития: доиндустриальную (аграрную), индустриальную и постиндустриальную.
Цивилизацию можно определить как способ жизнедеятельности человека в специфических условиях (климатических, географических, геополитических, историко-культурных и т.д.), облик цивилизации определяется творческой продуктивностью людей, инновационным потенциалом данного человеческого сообщества.
Историки выделяют 3 типа цивилизаций: непрогрессивный; циклический (восточный); прогрессивный (западный).
С позиции цивилизационного подхода Россия не относится ни к одному из трех типов цивилизаций в чистом виде. Россия, расположенная между Востоком и Западом, включает народы, развивающиеся и по восточному, и по западному вариантам. Это место России в системе мировых цивилизаций определило самобытность отечественной истории, которая проявилась в таких факторах, как: географический, колонизация, гипертрофированная роль государства, особенности российских реформ («путь догоняющего развития»), важная роль и место сословного строя и др. особенности развития России необходимо учитывать, чтобы извлечь исторический опыт для рациональной деятельности в современных условиях.
Ставя перед собой задачу всестороннего освоения истории необходимо опираться на основные принципы научного исследования истории: объективность; историзм; социальный подход; всесторонность изучения проблемы.
Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта.
Принцип историзма гласит, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему это явление возникло, каким оно было в начале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах.
Под принципом социального подхода понимают проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений.
Принцип всесторонности изучения истории подразумевает необходимость не только полноты и достоверности информации, но и учета всех сторон и взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества.
Методы изучения истории: хронологический; хронологически-проблемный; проблемно-хронологический; метод периодизации; сравнительно-исторический; ретроспективный; статистический; метод социологических исследований.
Хронологический метод состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке.
Хронологически-проблемный метод предусматривает изучение истории по периодам, а внутри них – по проблемам.
Проблемно-хронологический метод применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии.
Метол периодизации основан на том, что общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами.
Сравнительно-исторический метод основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории.
Ретроспективный метод основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой, что дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников.
Статистический метод состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные.
Метод социологических исследований применяется при изучении современности, он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.
Функции исторического знания: познавательная; практико-политическая; мировоззренческая; воспитательная.
Познавательная функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания; выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог – теоретического обобщения исторических фактов.
Практико-политическая функция, выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс.
Мировоззренческая функция при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения.
Воспитательная функция состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.
Классики отечественной исторической науки: Николай Михайлович Карамзин (1766-1826, «История государства Российского» в 12 т.), Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879, «История России с древнейших времен» в 29 т.), Василий Осипович Ключевский (1841-1911, «Курс русской истории» в 5 т.).
1. Что означает понятие «история»? Кого считают «отцом истории»? Какое краткое определение истории дали древние римляне? Для чего необходимо знать историю?
2. Какими основными источниками пользуются в познании истории? Каких русских историков вы знаете?
3. Что такое цивилизация? Какие типы цивилизаций вы знаете? К какому типу цивилизаций относится Россия и почему?
4. Работа с документами:
Прочитайте документы и ответьте на вопросы.
История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил, завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего в пример будущего.
Правители, законодатели действуют по указаниям истории и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей…
Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества.
(История Отечества в литературе, XIXвек: Хрестоматия для учителей / Сост. А.В. Шестаков. М., 1991. С. 125-126)
Вопрос: В чем видел Николай Михайлович Карамзин значение исторического опыта для правителей и для рядовых граждан?
Не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление из внутренних причин, прежде чем выделить его из общей связи событий и подчинить внешнему влиянию, вот обязанность историка в настоящее время…
(Соловьев С.М. Соч. в 18 кн. Кн. 1-я. М., 1988. С. 51)
Вопрос: Какой подход к изучению истории автор считает определяющим и какова в этом роль историка?
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
(Тютчев Ф.И. Полн. собр. соч. и писем в 6 т. Т. 2. М., 2003. С. 165)
Вопрос: Сохраняет ли в настоящее время свое значение данная характеристика своеобразия России?
Человеческая личность, людское общество и природа страны – вот те три основные исторические силы, которые строят людское общежитие… Бесконечное разнообразие союзов, из которых слагается человеческое общество, происходит от того, что основные элементы общежития в разных местах и в разные времена являются не в одинаковом подборе, приходят в различные сочетания, а разнообразие этих сочетаний создается в свою очередь не только количеством и подбором составных частей, большей или меньшей сложностью людских союзов, но и различным соотношением одних и тех же элементов, например, преобладанием одного из них над другим.
(В.О. Ключевский. О русской истории (Сб.) / Сост. В.В. Артемов. М., 1993. с. 6)
Вопросы: Каковы причины исторического развития по Ключевскому? Как, по-вашему, влияют указанные историком факторы на общество и повседневную жизнь людей?
Далее раскройте суть, формы и функции исторического сознания. Какая функция исторического сознания важна для Вас (познавательная, воспитательная, дидактическая и т.д.)? Почему?
Раскрывая значение изучения России, расскажите, что об этом писали Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, Л.Н. Гумилев, другие отечественные и зарубежные историки. Что означают понятия «цивилизационный подход», «формационный подход»? Какой из них находится на вооружении отечественных историков? Какому подходу отдают предпочтение зарубежные ученые? Чем Вы объясните возрастание интереса к истории в нашей стране? Каково Ваше отношение к изучению отечественной истории?
Обратите особое внимание на характерные черты циклического (восточного) типа цивилизации. Какую роль играет государство в обществах восточного типа? Каково положение человека в таких обществах? Назовите страны, где широко распространен восточный тип цивилизации.
Далее проанализируйте суть прогрессивного типа цивилизации (западной цивилизации). Где она возникла? Какие этапы в своем развитии прошла западная (европейская) цивилизация? Что характерно для современной Европы? Определите основные черты современной западной цивилизации.
Покажите, каково место России в системе мировых цивилизаций? К какому типу цивилизаций относится Россия и почему? Как сегодня решаются проблемы: взаимодействия цивилизаций? сохранения их самобытности? Поразмышляйте над проблемой: исторический опыт взаимодействия России и других стран СНГ. В каком направлении идет поиск новой модели взаимоотношений?
В заключение подчеркните, что мировая цивилизация едина, но разные типы цивилизаций и каждое государство развиваются по-своему.
Уясните, что мировой исторический процесс развивается по всеобщим законам. Назовите основные группы факторов мирового исторического процесса. Подчеркните, что общие закономерности исторического развития проявляются в разных странах по-разному и история любого государства имеет свои особенности. В этом и проявляется многообразие исторического процесса.
В чем Вы видите особенности российского исторического процесса? Раскройте суть и значение основных из них: роль географического фактора, гипертрофированная роль государства, особенности российских реформ, роль и место сословного строя, роль церкви и др. Покажите, что современная Россия, несмотря на свою самобытность, неразрывно связана со всей мировой цивилизацией. Проверьте свои знания по данному вопросу, заполнив таблицу «Особенности проявления в России факторов всемирного исторического процесса».
Характеризуя исторические этапы развития Российского государства в IХ – нач. ХХI вв., определите хронологические рамки каждого из них. Сравните периодизацию истории, которую дали Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Дайте краткую характеристику основных этапов истории России.
Вопросы для самоконтроля
1. Для чего необходимо знать историю?
2. Что означает понятие «история»? Какое краткое определение истории дали древние римляне?
3. Какими основными источниками пользуются в познании истории?
4. Каких русских историков Вы знаете? Как они трактуют значение истории?
5. Что такое цивилизация? Какие типы цивилизаций Вы знаете?
6. К какому типу цивилизаций относится Россия и почему?
7. Какова периодизация истории России?
8. Какие этапы всемирной истории совпадают с хронологическими рамками курса «Отечественная История»?
Работа с источником:
Прочитайте документы и ответьте на вопросы
Русские историки о роли истории:
1. Н.М. Карамзин. История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков к потомству, дополнение, изъяснение настоящего в пример будущего.
Правители, законодатели действуют по указаниям истории и смотрят на ея листы как мореплаватели на чертежи морей.
Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственные чувства, и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества.
2. В.О. Ключевский.Идеал исторического воспитания народа состоит в полном и стройном развитии всех элементов общежития и в таком их соотношении, при котором каждый элемент развивается и действует в меру своего нормального значения в общественном составе, не принижая себя и не угнетая других.
Об особенностях русского исторического процесса: