Какое полушарие за что отвечает у женщин
Голова – предмет тёмный, но исследованию подлежит. Что за что отвечает в головном мозге?
Способность дышать и двигаться, чувствовать боль и любить, создавать гениальные творения и совершать зло, подчас не поддающееся объяснению. Благодаря чему всё это возможно? Где скрывается наше «я»?
Как устроен головной мозг человека, как соотносятся его строение и функции, и каковы их особенности?
Попробуем разобраться в некоторых из них.
Существует положение, что чем более проста некая функция, тем точнее место ее локализации в головном мозге. С другой стороны, наиболее сложные функции обеспечиваются слаженной работой всего мозга, в связи с чем понятие «коркового центра» (определённой области коры головного мозга) большей частью относительное и условное.
Внезапно залаяла собака во дворе? Ориентировочный рефлекс в ответ на резкий звук возможен благодаря среднему мозгу. Кроме того, через этот отдел проходят пути, обеспечивающие зрение, слух, способность к движению и бдительности, контроль температуры и ряд других, которыми занимаются другие отделы мозга.
КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ИМЕЕТ СЛОЖНОЕ
СТРОЕНИЕ И СОДЕРЖИТ 12-18 МЛРД НЕРВНЫХ
КЛЕТОК И БОРОЗДАМИ ДЕЛИТСЯ НА НЕСКОЛЬКО ДОЛЕЙ
А теперь закройте глаза и коснитесь пальцами кончика носа. Получилось без особого труда, не так ли? Это при том, что в этом плавном действии было задействовано много разных мышц. За координацию, равновесие, нормальные движения спасибо мозжечку.
Сложнее, сложнее
Эмоции, такие эмоции. Без них наша жизнь была бы не такой счастливой (несчастной?). Внутренняя борьба, иногда заставляющая нас сделать то, о чем мы потом пожалеем. Знакомо? Благодарим лимбическую систему. Интересно что это такое? Чуть подробнее о ней (и ее частях).
Беспокоитесь, грустите? А может вам страшно? Это возможно благодаря миндалевидному телу (миндалине). Любопытный факт: с левой миндалиной бывает связано и чувство счастья, а вот у правой «настроение» плохое всегда.
Читайте материал по теме: Билл Гейтс и его синдром Аспергера
И наконец.
Итак, какова ее роль?
Читайте материал по теме: Что происходит с мозгом аутистов?
С лобной долей связана также наша способность к движению (благодаря моторной коре), чёткому и разборчивому письму, артикуляции.
Ассоциативные функции обеспечиваются теменной долей коры. Здесь располагаются области, отвечающие за осязание, чёткие, комбинированные целенаправленные движения, чтение, познавание предметов, явлений, их смысла и символического значения.
Бросается в глаза, что.
Наиболее сложные функции памяти и мышления не имеют чёткого расположения, в их реализации принимают участие различные области мозга.
Почему важно знать, как связаны функция и структура головного мозга?
Диагностика. Представьте: у человека сильно разболелась голова. Спустя несколько минут он уже не смог поднять правую руку, а его речь стала невнятной. У пациента ухудшилось зрение с одной стороны, тогда как офтальмолог патологию со стороны глаз не обнаружил. Или, например, человек перестал понимать обращённую к нему речь.
Читайте материал по теме: Как предотвратить инсульт?
Зная о том, какие отделы в головном мозге отвечают за ту или иную способность, можно предполагать место расположения патологического процесса.
Лечение и реабилитация. Предположим, что в результате повреждения участка головного мозга после инсульта у человека «выпала» какая-то функция. Значит ли это, что теперь она не вернётся? Нет, далеко не всегда.
Благодаря такому свойству мозга, как пластичность, возможно эту функцию восстановить. Говоря простыми словами, под пластичностью можно понимать способность других областей мозга брать на себя функцию повреждённой его части. Однако этим процессом нужно целенаправленно заниматься. Поэтому после инсульта больному бывает необходим курс нейрореабилитации, в процессе которого он заново учится говорить, ходить, обслуживать себя.
Нет. Приведённые выше описания взаимоотношений структуры и функции далеко не исчерпывающие: на деле всё гораздо сложнее и выходит далеко за рамки объёма небольшой статьи.
Мозг мужчин и женщин устроен одинаково, но работает по разным принципам
Единство и борьба противоположностей
К настоящему времени специалисты практически полностью исследовали человеческое тело и точно знают, как функционируют все его части вместе и по отдельности. Единственным белым пятном остается мозг — очень уж сложно он устроен. Даже физиологи шутят по этому поводу: если когда-нибудь будет заявлено, что удалось досконально изучить мозг, “под занавес” он обязательно преподнесет парочку сюрпризов. Просто так, из принципа.
pickup-science.ru
Ровно столько, сколько существует человечество, имеют место претензии мужчин и женщин друг к другу. Чаще всего и те и другие жалуются на непонимание со стороны противоположного пола. Ученые считают, что дело тут вовсе не в отсутствии любви, внимания или воспитания. Просто наши мозги работают настолько по-разному, что сложности возникают автоматически, сами собой и, казалось бы, на пустом месте. Любопытно, что такая уравновешенная точка зрения появилась относительно недавно, сменив теорию о преобладании интеллектуальных способностей у мужчин, которая была широко распространена вплоть до середины XX века. Версия о прямой связи интеллекта с биологическим полом в свое время послужила крепкой основой для развития и укрепления сексизма. Тем не менее она так и не нашла достоверных подтверждений. По мере облегчения доступа женщин к высшему образованию оказалось, что средние показатели уровня интеллекта у обоих полов равны. Однако наши мозги действительно устроены по-особому. В чем это выражается?
Согласно теории известного клинического психолога, профессора Кембриджского университета Саймона Барона-Коэна (не путать с его двоюродным братом комедийным актером Сашей Бароном-Коэном), женские мозги относятся к так называемому E-типу и лучше нацелены на выполнение социальных функций и эмоциональное реагирование на окружающих. Мужские же мозги — S-типа, они лучше справляются с анализом и систематизацией информации. Недавние эксперименты швейцарских ученых из университета Базеля в какой-то мере подтвердили это.
В процессе эксперимента волонтерам — мужчинам и женщинам — показывали изображения позитивного, негативного и нейтрального с эмоциональной точки зрения содержания. И если на нейтральные изображения все реагировали одинаково, то негативные чаще вызывали эмоциональную реакцию у женщин. Тест на память показал, что женщины также гораздо лучше запоминают эмоциональные изображения, особенно позитивные. Это, по мнению ученых, подтверждает существование гендерных различий в том, как именно мозг обрабатывает информацию.
В любых обстоятельствах мужчина обращает внимание на количественную, фактическую сторону вопроса, а женщина — на детали и эмоциональную окраску событий. Например, проезжая в машине по незнакомому городу, мужчина запоминает временные отрезки, потраченные на отдельные части дороги, а женщина — различные объекты, способные служить ориентирами (здания, вывески и так далее). Даже чувство юмора у представителей разных полов отличается: мужчину интересует “соль” анекдота, а женщине больше нравится сам рассказ, постепенно раскрывающий смысл забавной ситуации.
Наконец, в один прекрасный момент физиологи решили выяснить все до конца и построили схему мышления мужчины и женщины при помощи метода диффузионной тензорной визуализации. Проще говоря — это очень подробная магнитно-резонансная томография, позволяющая отследить поведение нейронных сетей. Исследования проводились на базе Принстонского университета, в них участвовали более тысячи человек — выборка более чем солидная. Были составлены карты движения электрических сигналов внутри нейронных сетей испытуемых и между ними. Образно говоря, “схемы электропроводки”.
Выяснилось, что у мужчин и женщин электрические импульсы движутся по разным маршрутам. У женщин идет активный обмен информацией между двумя полушариями сразу — соответственно работают вместе и логика (за нее отвечает правое полушарие), и интуиция (левое). Мыслительный процесс мужчин концентрируется либо в правом, либо в левом полушарии изолированно. То есть два этих понятия они вообще не смешивают. Ученые считают, что именно в этом и кроется причина недопонимания, которое возникает между полами. Как это работает?
Вес не имеет значения
Мужской мозг в среднем на 10% тяжелее женского, но бонусов в плане повышения сообразительности это не дает. Вообще, вес — дело десятое. Например, “соображалка” у знаменитого писателя Анатоля Франса была чуть более килограмма (при средних показателях для Homo sapiens от 1400 до 2000 граммов). При этом никто не назвал бы его дураком. Как и Альберта Эйнштейна с его 1230 граммами. Главное, что создает отличия мозгов между собой (как в плане базовых навыков, так и в плане гениальности), происходит глубоко внутри на уровне нейронных связей. Грубо говоря, все зависит от скорости передачи и быстроты обработки информации, поступающей к “пульту управления” через зрительные и прочие анализаторы. Тот, у кого этот процесс происходит быстрее, отличается острым умом.
Влюбленный парень теряет возможность мыслить критически, в то время как женщина все же частично сохраняет эту способность. Тот же принцип (разделение мыслительных и чувственных процессов) позволяет мужчинам четко анализировать какое-то событие, а вот женщинам сложно судить беспристрастно и не вмешивать эмоции.
Какое полушарие за что отвечает у женщин
Рассылка
Инсульт: симптомы и последствия
1. Левое полушарие головного мозга
Левое полушарие головного мозга отвечает за двигательные функции правой стороны тела и языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Пациент с повреждением левого полушария будет иметь мышечную слабость или паралич в правой части тела. В более серьезных случаях не сможет говорить и потеряет слух.
2. Правое полушарие головного мозга
Правое полушарие головного мозга отвечает за двигательные функции левой стороны тела и, возможность оценивать расстояние и формы и величины предметов. Пациенты в этом случае будет иметь слабость мышц или паралич на левой стороне тела.
3. Мозжечок
Мозжечок регулирует баланс системы тела и мышечной координации. Последствия инсульта в этой области мозга вызовут у пациента головокружение, нарушение равновесия и рвоту.
От инсульта никто не застрахован, но приступ можно избежать и он поддается лечению. Научитесь прислушиваться к своему телу и распознавать начальные симптомы: онемение и мышечная слабость в конечностях, потеря равновесия. Если вы заметите эти симптомы, обратитесь к врачу как можно скорее. Если пациента доставляют в больницу в течение трех часов после инсульта, у него больше шансов для успешного лечения и полного выздоровления. Врачи и физиотерапевты подбирают специальные программы процедур и упражнений для восстановления после инсульта.
Если вы оказались свидетелем чьего-то падения, обморока или дурноты, или кто-то жалуется на внезапную сильную головную боль, потемнение в глазах, то попросите пострадавшего сделать 4 простые вещи:
Кривая улыбка, невнятная речь, скошенный в одну сторону язык, неспособность поднять или удержать в горизонтальном положении вытянутую руку – все это признаки инсульта. При их обнаружении обеспечьте пострадавшему покой и немедленно вызывайте скорую помощь. Ни в коем случае не следует давать никаких лекарств, особенно опасны нитроглицерин и другие сосудорасширяющие препараты.
Научная электронная библиотека
1.3. Психологические исследования в области межполушарных дихотомий
Согласно одному из центральных положений нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган: в осуществлении любой психической функции всегда задействованы оба полушария, каждое из которых выполняет свою роль. (Лурия А.Р., 1969, 1973; Мосидзе В.М., 1986; Хомская Е.Д., 1987, 1996).
Мозг представляет собой сложную, иерархически организованную систему, состоящую из отдельных компонентов (мозговых структур), объединенных жесткими и гибкими звеньями. Удельный вес последних существенно нарастает в ходе индивидуального развития (Бехтерева Н.П., 1971).
Развитие мозга идет в направлении дифференциации и специализации его элементов с их последующей пластичной функциональной интеграцией (Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., 1996). «Согласно современным представлениям, сложившимся в науках о мозге, закономерности межполушарного взаимодействия (и межполушарной асимметрии как его частного случая) относятся к важнейшим, фундаментальным основам работы мозга как парного органа. Они характеризуют системные интегративные свойства работы мозга как единой системы, единого мозгового субстрата психических процессов» (Выготский Л.С., 1983).
Значительная доля в исследованиях функциональной межполушарной асимметрии головного мозга отводится выявлению межполушарных дихотомий.
Способности к формально-логическим операциям традиционно связываются с функционированием левого полушария (Симерницкая Э.Г., 1978; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Хомская Е.Д., 1988).
При пространственно-зрительном анализе стимула преобладающим оказывается правое полушарие, а при анализе семантических черт доминирует левое полушарие, особенно его затылочная область (Будохоска В. и др., 1990).
Исследования нейрофизиологов, проведенные в последнее время, показали, что к анализу вербальной информации левое и правое полушария подходят по-разному. В левом полушарии анализ проходит по фонологическому принципу: через звуковой анализ и синтез, а правое полушарие воспринимает слово целиком, через гештальт. При этом лексикон правого полушария формируется не сразу и имеет свои особенности: вероятно, он меньше, в нем имеются не только целостные образы слов, но и отдельных выражений, фраз. Это относится как к устной, так и к письменной речи.
В последние 5-10 лет появились данные о том, что преобладание одного из полушарий по ряду функций не абсолютно, что в каждом полушарии заложены как лингвистические, так и пространственные способности, однако весьма различается степень их выраженности. Таким образом, способности к восприятию речи у правого полушария ненамного меньше, чем у левого, но способности к устной речи весьма ограничены. «Немое» правое полушарие обладает и некоторыми способностями к письменной речи. В литературе описан случай, когда больной с расщепленным мозгом по просьбе нейропсихолога мог левой рукой собрать из букв разрезной азбуки некоторые слова, но не мог назвать их. Можно предположить, что у левшей эта способность правого полушария более выражена, чем у праворуких. С этим, видимо, связан феномен «зеркального письма», наблюдающийся у 85% леворуких детей.
Сторонники теории о связи сознания с языком считали, что оно расположено в левом полушарии, а правому полушарию оставляли только бессознательное мышление, сходное с работой компьютера. Однако, вероятно, оба полушария равноценны по уровню мышления, но одно из них «говорящее», а второе «немое».
Детальный анализ, проведенный в одной из работ Сперри, показал, что отдельное правое полушарие воспринимает, думает, обучается, принимает решения, только делает это бессловесно. Правое полушарие хорошо понимает устные инструкции, читает графически представленные слова. Оно способно накапливать опыт, вспоминать те задания текста, которые оно «видело» или «ощущало» при тестировании несколько дней или недель тому назад.
Наличие такого множества концепций в отношении право-левых дихотомий, порой противоречивых, свидетельствует, очевидно, о весьма тонкой специфической морфофункциональной организации левого и правого полушарий головного мозга человека. Проявление той или иной функции в нормальных условиях отражает не только специфику участия каждого из полушарий, но связано с их интегративной деятельностью. Оно является результатом взаимодополняющего сотрудничества правого и левого полушарий, выполняющих неравнозначную роль на определенных стадиях обработки информации.
Межполушарная организация психических процессов носит динамический характер: роль каждого полушария может изменяться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе. При этом у человека направление и степень выраженности функциональной асимметрии мозга во многом зависит от вида и качества обучения (Кураев Г.А., 1982; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1994; Ермаков П.Н., 1988).
Таким образом, каждое полушарие вносит свой вклад, играет свою собственную роль в реализации высших психических функций. Анализ практически любого психического процесса позволяет выделить компоненты, обеспечиваемые структурами, как левого, так и правого полушария.
В психофизиологической и психологической литературе проблема функциональной межполушарной асимметрии головного мозга человека в последние годы все больше обсуждается в связи с ее непосредственным отношением к проблеме «мозг и сознание» (Спрингер С., Дейч Г., 1983; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Симонов П.В., 1990, 1994).
Вопрос о совместной работе левого и правого полушарий в осуществлении сложных форм психической деятельности человека имеет в настоящее время большое теоретическое и практическое значение. В теоретическом плане выявление закономерности работы интактного мозга расширили не только естественнонаучное понимание кортикальных процессов, но и философское осмысление принципа симметрии-асимметрии (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1986).
В практическом направлении проблема функциональной межполушарной асимметрии мозга в настоящее время все более привлекает внимание психологов и психофизиологов с точки зрения взаимосвязи функциональной межполушарной асимметрии головного мозга с особенностями психического склада человека, его адаптивных возможностей, особенностей обучения и общения, развития творческих способностей личности (Ермаков П.Н., 1988; Москвин В.А., 1990, 1999; Ахутина Т.В. и другие, 1996).
Какое полушарие за что отвечает у женщин
От того, какая рука у человека является ведущей, очень часто зависит, какое полушарие отвечает за двигательный контроль. У правшей доминирует левое полушарие. Благодаря совершенствованию ультразвуковых технологий удалось установить, что доминирование той или иной руки (и полушарная асимметрия) у ребенка имеется еще до его рождения. Судить об этом можно по тому, большой палец какой кисти ребенок предпочитает сосать во время внутриутробной жизни.
У 96% правшей за язык отвечает левое полушарие. В то же время у левшей языковые функции распределены в головном мозге асимметрично, причем выраженность асимметрии зависит от «выраженности» леворукости. У явных левшей вероятность того, что за языковые функции отвечает правое полушарие, оказывается выше (27%), у обоеруких лиц правое полушарие доминирует в 15% случаев.
Преобладание той или иной руки, межполушарная языковая асимметрия и другие асимметрии между правой и левой половинами тела могут представлять собой полигенный признак, который, впрочем, встречают не только у людей, но также у гоминидов и других позвоночных.
Модульная организация языка и высших когнитивных функций. В процессе изучении функций и взаимосвязей различных структур мозга мы зашли дальше простого наблюдения за больными, перенесшими локальные повреждения головного мозга. Появление новых технологий, например методов нейровизуализации с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) и нейрофизиологических методик (транскраниальная магнитная стимуляция), позволило исследовать работу головного мозга в норме и при различных заболеваниях. В результате этих исследований некоторые из ранних теорий удалось подтвердить, другие же были пересмотрены или поставлены под сомнение.
Эти «новообретенные» познания привели к тому, что в настоящее время головной мозг рассматривают в качестве сети («коннектома»), имеющей свои центры, или «хабы», которые отвечают за целостную обработку информации и адаптивное поведение. Поскольку эти центры играют важную интегративную роль, их повреждение сопровождается нарушениями значительно более серьезными, чем можно было бы предположить по одному лишь размеру поврежденного участка коры. (Ранее для обозначения нейрофизиологических изменений, возникающих вдали от места непосредственного повреждения, использовали термин диашиз.
В настоящее время с появлением коннектомики под этим термином понимают изменения на структурном и соединительном уровнях, которые возникли на удалении от места повреждения.) Развитие некоторых заболеваний, например болезни Альцгеймера или шизофрении, связано с нарушением работы определенных центров. Иногда подобный центр имеет отличительные морфологические особенности, в других же случаях их обнаружить не удается. Учитывая этот «новый взгляд» на кору больших полушарий, для объяснения различных клинических «несостыковок» следует пересмотреть наше понимание языка.
На практике мы часто отмечаем, что дети гораздо легче, чем взрослые, усваивают второй язык. Благодаря фМРТ и другим методикам удалось установить, что до семилетнего возраста участок мозга, отвечающий за изучение второго языка, сильно пересекается с участком, отвечающим за родной язык. В более позднем возрасте такую особенность уже не встречают. Возможно, у детей синтаксический аппарат, отвечающий за понимание существительных, глаголов и других частей речи, способен справляться с двумя языками одновременно.
Интересно, что после небольшого сосудистого поражения взрослые перестают владеть либо вторым, либо родным языком, однако один из них остается сохранным.
Вычитание изображений и усреднение изображений при позитронной эмиссионной томографии (ПЭТ).
Верхний. Контрольное среднее изображение получено у пациента в покое. Захват 15 O происходит во всех отделах коры и подкоркового серого вещества.
Левое изображение получено у того же пациента, следящего за движущимися по экрану точками.
Высокий уровень фоновой активности скрывает результат исследования. Правое изображение получено вычитанием контрольного изображения и позволяет увидеть повышенную активность зрительной коры при выполнении зрительной задачи.
Средний. Аналогичную задачу выполняли другие четыре пациента. Вычитание фонового «шума» позволило выявить значительные различия между пациентами.
Поскольку размеры мозга у людей варьируют, активность мозга у этих пятерых пациентов была наложена на общий, «средний» мозг (хотя мозг на всех рисунках изображен одинаково). Нижний. Усредненное значение пяти исследований указывает на среднюю разницу в этой группе.
Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 23.11.2018