Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра

Где хранится эталон длины или как мериться длинами

Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Смотреть фото Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Смотреть картинку Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Картинка про Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Фото Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра

Идея разобраться в этом вопросе и в итоге написать данный текст родилась здесь же на сайте — под одной из публикаций увидел утверждение, что продаваемые в магазинах линейки калибруют по вторичным эталонам, те — по первичным, а первичные — по международным. Это лишь в малой части соответствует действительности, так что, если заинтересовались, давайте разбираться.

Disclaimer: я не метролог, так что текст является не очень нудной (я надеюсь) попыткой научно-популярного рассказа, так что в нём возможны некоторые неточности, о которых можно сообщать как в личку, так и в комментариях — как вам угодно.

Многие, наверное, помнят со школьной скамьи, что эталон метра хранится в Парижской палате мер и весов в стеклянной банке под вакуумом там же, где и эталон лошадиной силы — лошадь весом один килограмм. Обратимся к энциклопедии и почитаем подробности.

Одной из первых попыток создать универсальную, т.е. воспроизводящуюся, меру длины, стала в 1668 году длина (математического) маятника, полупериод колебаний которого равен одной секунде. Идея хорошая, но во время путешествия в Южную Америку астроному Жану Рише пришлось укорачивать длину эталона, т.к. период его колебаний увеличился. Связано это было со сплющеностью геоида и, соответственно, уменьшением силы тяжести на экваторе. 1790 году было предложено уточнение, что эталон длины должен быть измерен на широте 45°N (примерно между Бордо и Греноблем), эта длина составляет 0.994 современного метра. Предложение, несмотря на изящность, тем не менее, не было принято. В 1791 году метр был определён Французской Академией как одна сорокамиллионная часть Парижского меридиана (то есть одна десятимиллионная часть расстояния от северного полюса до экватора по поверхности земного эллипсоида на долготе Парижа). Простота калибровки вызывает некоторые сомнения, но аналогичная привязка есть и у морской мили (перемещение на одну морскую милю вдоль меридиана соответствует изменению географических координат на одну минуту широты). Можно подумать, что влияние неровности рельефа будет катастрофически влиять на точность эталона, но это не так — изменение высоты на 1000 метров приведёт к удлинению меридиана всего на 6283 метра, что даёт относительную ошибку в полторы десятитысячных (известная задачка про удлинение экватора на метр и муху). В реальности измерения проводились гораздо точнее, преимущественно на высоте уровня моря. Заинтересовавшиеся найдут тут много интересного. Я ограничусь впечатляющей картинкой:

Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Смотреть фото Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Смотреть картинку Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Картинка про Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Фото Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра

Теперь разберёмся с иерархией эталонов. Ниже по вертикали находятся вторичные эталоны, за ними следуют рабочие эталоны последовательно с первого по четвёртый разряд, ниже — рабочие средства измерений с классами точности от 0 до 5 (точные измерительные приборы, которые проходят иерархическую калибровку, прослеживаемую вплоть до международного эталона). Последние используются непосредственно для измерений и (по крайней мере должны) для изготовления приспособлений, наносящих риски (чёрточки) на массово изготавливаемую продукцию — те самые линейки, рулетки и прочие бытовые средства измерения. Итого я насчитал по вертикали 13 ступеней, которые проходятся перед изготовлением конечной продукции. На самом деле их будет чуть меньше, т.к. рабочие средства измерений отщепляются от иерархии на разной высоте в зависимости от класса точности.

У системы эталонов есть также и горизонтальное разделение на четыре независимых ответвления по типу проводимых измерений. Эти ветвления называются частями (с первой по четвёртую) и предназначены для следующего:

Часть 1. Источники излучений и средства измерений длин волн;
Часть 2. Меры длины штриховые и измерители перемещений;
Часть 3. Меры длины концевые плоскопараллельные;
Часть 4. Измерители перемещений, меры рельефные и микроскопы в области нанодиапазона;

Итак, пройдёмся по интересующей нас части 2. Первичный эталон сличают с помощью компаратора со вторичными — интерференционными установками для поверки штриховых мер длины в диапазоне от 0,001 до 1000 мм. С ними сличают рабочие эталоны 1-го разряда — штриховые меры длины, дифракционные голографические меры длины; далее поочерёдно с помощью компараторов сличают. Рабочие эталоны 2-го разряда — штриховые меры длины, голографические измерительные системы линейных перемещений. Рабочие эталоны 3-го разряда — штриховые меры длины, растровые измерительные преобразователи. Рабочие эталоны 4-го разряда — штриховые меры длины.

Рабочие средства измерений нулевого и первого класса точности сличают с рабочим эталоном первого разряда, второго и третьего — с рабочим эталоном второго разряда, четвёртого и пятого класса — с рабочим эталоном третьего разряда. Рабочие эталоны 4-го разряда используются для измерений с помощью непосредственного сличения. Рабочие средства измерения пятого класса точности, по идее, должны использоваться при производстве штампов для изготовления линеек и рулеток или, по крайней мере, для поверки станков, использующихся на производстве.

Иллюстрация из ГОСТа (мелко, но кликабельно):

Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Смотреть фото Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Смотреть картинку Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Картинка про Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Фото Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра

Про принцип работы оптических интерференционных компараторов писать не буду, так как это описано много где, кроме того, для широкой аудитории будет, пожалуй, скучновато. Желающие могут ознакомиться тут.

В завершение статьи подсуну пару своих картинок. В своё время было необходимо проверить стабильность нескольких генераторов, для чего была собрана простейшая схема компаратора — сигналы от двух генераторов очень известной фирмы подаются на два вентиля (аналог диода), за ними стоят два аттенюатора, далее Т-образный мост, в котором происходит смешение сигналов, на выходе моста — детектор. Генераторы выставляются на близко расположенные частоты, с помощью аттенюаторов добиваемся равенства амплитуд колебаний двух сигналов, после чего получаем с детектора разностный сигнал, частота которого и будет индикатором стабильности двух генераторов. Два очень хороших генератора в тесте длительностью в трое суток:

Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Смотреть фото Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Смотреть картинку Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Картинка про Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Фото Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра

Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Смотреть фото Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Смотреть картинку Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Картинка про Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Фото Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра

Долговременная стабильность у отечественного примерно такая же, а вот кратковременная — гораздо хуже. Цена, правда, у них тоже отличается не слабо.

На этом, пожалуй всё, спасибо за внимание и хороших выходных! Надеюсь, что было познавательно и не очень нудно.

Источник

Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра

Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Смотреть фото Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Смотреть картинку Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Картинка про Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Фото Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра

У этого термина существуют и другие значения, см. Метр (значения).

Метр (русское обозначение: м; международное: m; от др.-греч. μέτρον «мера, измеритель») — единица измерения длины в Международной системе единиц (СИ), одна из семи основных единиц СИ. Также является единицей длины и относится к числу основных единиц в системах МКС, МКСА, МКСК, МКСГ, МСК, МКСЛ, МСС, МКГСС и МТС. Кроме того, во всех упомянутых системах метр — единица коэффициента трения качения, длины волны излучения, длины свободного пробега, оптической длины пути, фокусного расстояния, комптоновской длины волны, длины волны де Бройля и других физических величин, имеющих размерность длины[1].

Согласно действующему определению, метр есть длина пути, проходимого светом в вакууме за интервал времени 1/299 792 458 секунды[2][3].

Определение метра[править | править код]

Современное определение метра в терминах времени и скорости света было принято XVII Генеральной конференцией по мерам и весам (ГКМВ) в 1983 году[2][3].

Метр — длина пути, проходимого светом в вакууме за интервал времени 1/299 792 458 секунды.

Из этого определения следует, что в СИ скорость света в вакууме принята равной в точности 299 792 458 м/с. Таким образом, определение метра, как и два столетия назад, вновь привязано к секунде, но на этот раз с помощью универсальной мировой константы.

Изменения определений основных единиц СИ 2018—2019 годов не затронуло метр с содержательной точки зрения, однако из стилистических соображений было принято формально новое определение, полностью эквивалентное предыдущему[4]:

Кратные и дольные единицы[править | править код]

В соответствии с полным официальным описанием СИ, содержащемся в действующей редакции Брошюры СИ (фр. Brochure SI, англ. The SI Brochure), опубликованной Международным бюро мер и весов (МБМВ), десятичные кратные и дольные единицы метра образуются с помощью стандартных приставок СИ[5]. «Положение о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации», принятое Правительством Российской Федерации, предусматривает использование в РФ тех же приставок[6].

КратныеДольные
величинаназваниеобозначениевеличинаназваниеобозначение
101 мдекаметрдамdam10−1 мдециметрдмdm
102 мгектометргмhm10−2 мсантиметрсмcm
103 мкилометркмkm10−3 ммиллиметрммmm
106 ммегаметрМмMm10−6 ммикрометрмкмµm
109 мгигаметрГмGm10−9 мнанометрнмnm
1012 мтераметрТмTm10−12 мпикометрпмpm
1015 мпетаметрПмPm10−15 мфемтометрфмfm
1018 мэксаметрЭмEm10−18 маттометрамam
1021 мзеттаметрЗмZm10−21 мзептометрзмzm
1024 миоттаметрИмYm10−24 миоктометримym
применять не рекомендуется не применяются или редко применяются на практике

Соотношение с другими единицами длины[править | править код]

Метрическая единица, выраженная через единицу, не входящую в СИЕдиница, не входящая в СИ, выраженная через метрическую единицу
1 метр39,37дюйма1 дюйм0,0254метра
1 сантиметр0,3937дюйма1 дюйм2,54сантиметра
1 миллиметр0,03937дюйма1 дюйм25,4миллиметра
1 метр1⋅1010ангстрем1 ангстрем1⋅10−10метра
1 нанометр10ангстрем1 ангстрем100пикометров

История[править | править код]

Один из публичных эталонов метра, установленных на улицах Парижа в 1795—1796 гг.

В Европе со времён распада империи Карла Великого не существовало общих стандартных мер длины: они могли быть стандартизированы в пределах одной юрисдикции (которая зачастую имела размеры одного торгового городка), но единых мер не было, и каждый регион мог иметь свои собственные. Причиной этого служило в какой-то мере то, что меры длины использовались в налогообложении (налог, например, мог измеряться в определённой длине полотна), а поскольку каждый местный правитель вводил свои налоги, то для соответствующей местности законами устанавливались свои единицы измерений[8].

С развитием науки в XVII веке стали раздаваться призывы к введению «универсальной меры» (universal measure, как назвал её английский философ и лингвист Джон Уилкинс в своём эссе 1668 года[9]) или «католического метра» (metro cattolico) итальянского учёного и изобретателя Тито Ливио Бураттини из его работы Misura Universale 1675 года[Комм. 1][10]), меры, которая бы основывалась на каком-либо естественном явлении, а не на постановлении властьдержащей персоны, и которая была бы десятичной, что заменило бы множество разнообразных систем счисления, например, распространённую двенадцатеричную, одновременно существовавших в то время.

Метр — длина маятника[править | править код]

Идея Уилкинса заключалась в том, чтобы выбрать для единицы длины длину маятника с полупериодом колебаний равным 1 с. Подобные маятники были незадолго до этого продемонстрированы Христианом Гюйгенсом, и их длина была весьма близка к длине современного метра (так же, как к единицам длины, использовавшимся в те времена, например, ярду). Однако, вскоре было обнаружено, что длина, измеренная таким способом, различается в зависимости от места измерений. Французский астроном Жан Рише во время экспедиции в Южную Америку (1671—1673) обнаружил увеличение периода колебаний секундного маятника по сравнению с тем, который наблюдался в Париже. Выверенный в Париже маятник в процессе наблюдений им был сокращён на 1,25 французской линии (

2,81 мм), дабы избежать отставания во времени на 2 минуты в день. Это было первое прямое доказательство уменьшения силы тяжести по мере приближения к экватору, и это дало разницу в 0,3 % длины между Кайенной (во французской Гвиане) и Парижем[11].

Вплоть до французской революции 1789 года в вопросе установления «универсальной меры» не было никакого прогресса. Франция была озабочена вопросом распространения единиц измерений длины, необходимость реформы в этой области поддерживали самые различные политические силы. Талейран возродил идею о секундном маятнике и предложил её Учредительному собранию в 1790 году, с тем уточнением, что эталон длины будет измерен на широте 45° N (примерно между Бордо и Греноблем). Таким образом, метр получал следующее определение: метр — это длина маятника с полупериодом колебаний на широте 45°, равным 1 с (в единицах СИ эта длина равна g/π² · (1 с)2 ≈ 0,994 м).

Первоначально за основу было принято это определение (8 мая 1790, Французское Национальное собрание). Но несмотря на поддержку собрания, а также поддержку Великобритании и новообразованных Соединённых Штатов, предложение Талейрана так и не было осуществлено[12][Комм. 2].

Метр — часть Парижского меридиана[править | править код]

Крепость Монжуик — южный конец дуги меридиана

Вопрос реформы единиц измерения был отдан на рассмотрение Французской академии наук, которая создала специальную комиссию, возглавляемую инженером и математиком Жаном-Шарлем де Борда. Борда был ярым приверженцем перехода на десятичную систему исчисления: он усовершенствовал лимб повторительного теодолита, который позволял намного улучшить точность измерения углов на местности, и настаивал, чтобы инструмент калибровался в градах (1⁄100 четверти круга), а не в градусах, чтобы град делился на 100 минут, а минута — на 100 секунд[13]. Для Борда метод секундного маятника был неудовлетворительным решением, поскольку он основывался на существовавшей в то время секунде — недесятичной единице, которая не подходила для предлагавшейся к внедрению системы десятичного времени — системе, когда в одних сутках 10 часов, в часе 100 минут, а в минуте 100 секунд.

Вместо метода секундного маятника комиссия — среди членов которой были Жозеф Луи Лагранж, Пьер-Симон Лаплас, Гаспар Монж и Кондорсе — решила, что новая единица измерения должна быть равна одной десятимиллионной расстояния от Северного полюса до экватора (четверть земной окружности), измеренного вдоль меридиана, проходящего через Париж[12]. Помимо той выгоды, что это решение давало лёгкий доступ для французских геодезистов, существовало такое важное достоинство, что часть расстояния от Дюнкерка до Барселоны (около 1000 км, то есть одна десятая от общего расстояния) могла быть проложена от начальных и конечных точек, расположенных на уровне моря, а как раз эта часть находилась в середине четверти окружности, где влияние формы Земли, которая не является правильным шаром, а сплюснута, было бы наибольшим[12].

30 марта 1791 предложение определить метр через длину меридиана было принято следующим: одна сорокамиллионная часть Парижского меридиана (то есть одна десятимиллионная часть расстояния от северного полюса до экватора по поверхности земного эллипсоида на долготе Парижа). Интересно, что в современных единицах это метра. Идея привязать единицу измерения длины к меридиану Земли была не нова: аналогичным образом ранее были определены морская миля и лье.

Вновь определённая единица получила наименование «метр подлинный и окончательный» (фр. metre vrai et définitif)[1].

7 апреля 1795 Национальный Конвент принял закон о введении метрической системы во Франции и поручил комиссарам, в число которых входили Ш. О. Кулон, Ж. Л. Лагранж, П.-С. Лаплас и другие учёные, выполнить работы по экспериментальному определению единиц длины и массы. В 1792—1797 годах по решению революционного Конвента французские учёные Деламбр (1749—1822) и Мешен (1744—1804) за 6 лет измерили дугу парижского меридиана длиной в 9°40′ от Дюнкерка до Барселоны, проложив цепь из 115 треугольников через всю Францию и часть Испании. Впоследствии, однако, выяснилось, что из-за неправильного учёта полюсного сжатия Земли эталон оказался короче на 0,2 мм; таким образом, длина меридиана лишь приблизительно равна 40 000 км.

Первый прототип эталона метра был изготовлен из латуни в 1795 году.

Следует отметить, что единица массы (килограмм, определение которого было основано на массе 1 дм³ воды), тоже была привязана к определению метра.

В 1799 году был изготовлен из платины эталон метра, длина которого соответствовала одной сорокамиллионной части Парижского меридиана[14].

Во время правления Наполеона метрическая система распространилась по многим странам Европы. Выгода от её применения была столь очевидна, что и после отстранения Наполеона от власти принятие метрических единиц продолжалось[15]:

К концу XIX века из крупных стран только в Великобритании (и её колониях), США, России, Китае и Османской империи остались традиционные меры длины.

На метре как единице длины и килограмме как единице массы была основана метрическая система, которая была введена «Метрической конвенцией», принятой на Международной дипломатической конференции 17 государств (Россия, Франция, Великобритания, США, Германия, Италия и др.) 20 мая 1875 года[16].

В 1889 году был изготовлен более точный международный эталон метра. Этот эталон изготовлен из сплава 90 % платины и 10 % иридия[17] и имеет поперечное сечение в виде буквы «X». Его копии были переданы на хранение в страны, в которых метр был признан в качестве стандартной единицы длины.

Дальнейшее развитие[править | править код]

В 1960 было решено отказаться от использования изготовленного людьми предмета в качестве эталона метра, и с этого времени по 1983 год метр определялся как число 1 650 763,73, умноженное на длину волны оранжевой линии (6 056 Å) спектра, излучаемого изотопом криптона 86Kr в вакууме. После принятия нового определения платино-иридиевый прототип метра продолжают хранить в Международном бюро мер и весов в тех условиях, что были определены в 1889 году. Однако теперь его статус стал иным: длина прототипа перестала считаться в точности равной 1 м и её фактическое значение должно определяться экспериментально. По своему первоначальному назначению прототип больше не используется.

К середине 1970-х годов был достигнут значительный прогресс в определении скорости света. Достаточно сказать, что если в 1926 году погрешность наиболее точных на то время измерений, выполненных А. Майкельсоном, составляла 4000 м/с[18], то в 1972 году сообщалось о снижении погрешности вплоть до 1,1 м/с[19]. После многократной проверки полученного результата в различных лабораториях XV Генеральная конференция по мерам и весам в 1975 году рекомендовала использовать в качестве значения скорости света в вакууме величину, равную 299 792 458 м/с с относительной погрешностью 4·10−9, что соответствует абсолютной погрешности 1,2 м/с[20]. Впоследствии в 1983 году именно это значение XVII Генеральная конференция по мерам и весам положила в основу нового определения метра[2].

ОсноваДатаАбсолютная погрешностьОтносительная погрешность1⁄10 000 000 часть четверти Парижского меридиана, определённая по результатам измерений, проведённых Деламбром и Мешеном17950,5—0,1 мм10−4Первый эталон Metre des Archives из платины17990,05—0,01 мм10−5Платино-иридиевый профиль при температуре таяния льда (1-я ГКМВ)18890,2—0,1 мкм10−7Платино-иридиевый профиль при температуре таяния льда и атмосферном давлении, поддерживаемый двумя роликами (VII ГКМВ)1927неизв.неизв.1 650 763,73 длины волны оранжевой линии (6056 Å) спектра, излучаемого изотопом криптона 86Kr в вакууме (XI ГКМВ)19604 нм4·10−9[2]Длина пути, проходимого светом в вакууме за (1/299 792 458) секунды (XVII ГКМВ)19830,1 нм10−10

Погонный метр[править | править код]

Погонный метр — единица измерения количества длинномерных объектов (так называемых погонажных изделий, материалов и т. п.), соответствующая куску или участку длиной 1 метр. Погонный метр ничем не отличается от обычного метра, это единица, которой измеряют длину материала независимо от ширины. Погонным метром могут, например, измерять кабельные каналы, доски, листы металла, трубы, плинтусы, оконные уплотнители, ткани. Хотя для тканей правильнее было бы измерять их площадь, но если ширина ткани подразумевается известной и постоянной — используется понятие «погонный метр» (как правило, ширина ткани составляет 1,4 м, и, таким образом, погонный метр ткани является куском 1,0×1,4 м). Говоря строго, в быту чаще используется понятие именно погонного метра, информация о ширине или высоте предметов подразумевается известной или не важной. Наименование погонного метра выделяется в специальной литературе либо для создания различной экспрессивной окраски речи.

Метрологическая литература не рекомендует использовать термин «погонный метр». Общее правило заключается в том, что в случае необходимости поясняющие слова должны входить в наименование физической величины, а не в наименование единицы измерения. Поэтому, например, следует писать «погонная длина равна 10 м», а не «длина равна 10 пог. м»[22].

Источник

Консультация «Содержание понятия представлений о величине»

Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Смотреть фото Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Смотреть картинку Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Картинка про Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Фото Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра Галина Мяги
Консультация «Содержание понятия представлений о величине»

В математике под величиной понимают такие свойства предметов, которые поддаются количественной оценке. Количественная оценка величины называется измерением. Процесс измерения предполагает сравнение данной величины с некоторой мерой, принятой за единицу, при измерении величины этого рода.

К признакам величины относят: длину, ширину, высоту и другие. Все эти признаки величины и единицы их измерения изучаются в дошкольном возрасте.

Свойства величины,изучаемые в дошкольном возрасте: сравнение с другим предметом или эталоном; относительность; изменчивость.

Отражение величины как признака предметов связано с восприятием, которое понимается как важный сенсорный процесс отражения действительности. В процессе восприятия величины участвуют зрительный и осязательно-двигательный анализаторы, которые играют важную роль в взаимной работе, обеспечивающей адекватное восприятие размера предметов. Восприятие величины, как и других характеристики и свойств предметов осуществляется посредством установления сложных систем внутри анализаторных, а также межанализаторных связей.

Ребенок в процессе развития смотреть и видеть обучается воспринимать предметы, вместе с тем, они воспринимать предметы они учатся постепенно. Для образования самых базовых представлений о величине нужны частные, конкретные представления о явлениях и предметах окружающей действительности. Такого рода чувственный опыт восприятия и оценки размера начинает возникать в результате впечатлений от разного рода предметов и игрушек, с которыми ребенок взаимодействует. Многократное восприятие объектов на разном расстоянии и в различном положении способствует развитию с возрастом такого свойства, как константность восприятия.

Приведем краткие характеристики величины, данные Белошистой А. В.

Величина – одно из основных математических понятий возникшее в древности, и в процессе длительного развития подвергшееся ряду обобщений. Длина, площадь, объем, масса, скорость и многое другое – все это величины. Величина – это особое свойство реальных объектов или явлений.

Длина – это характеристика линейных размеров предмета. В дошкольной методике формирование элементарных математических представлений принято рассматривать «длину» и «ширину» как два разных качества предмета. Длины любых предметов можно сравнивать на глаз, приложением и наложением (совмещением). При этом всегда можно определить, насколько больше или меньше данный предмет.

Масса – это физическое свойство предмета, поддающееся измерению. Процесс измерения массы – взвешивание. Кроме взвешивания, массу можно определить прикидкой на руке масса –сложная с методической точки зрения категория для организации занятий с дошкольниками: ее нельзя сравнить на глаз, приложением или измерить промежуточной меркой. Однако «барическое чувство» есть у любого человека, и на его использовании можно построить некоторое количество полезных для ребенка заданий, подводящих его к пониманию смысла понятия масса.

Емкость – это объем мер жидкости, знакомство с емкостью идет в начальной школе в большинстве случаев.

Площадь – это свойство фигуры занимать определенное место на плоскости. Площадь принято определять в плоских замкнутых фигур. Для измерения площади и качестве промежуточной мерки можно использовать любую плоскую форму, плотно укладывающуюся в данную фигуру. В дошкольном возрасте дети сравнивают площади предметов, не называя это термином «палетка», визуально, путем наложения предметов, путем сопоставления предметов по занимаемому месту на столе, земле.

Познание величины осуществляется на сенсорной основе, а также опосредуется речью и мышлением. Адекватное восприятие величины существенным образом зависит от опыта практической деятельности с предметами, уровнем развития глазомера, включения в процесс деятельности восприятия речи и словесной деятельности, участия мыслительных процессов, в частности – операций анализа, синтеза, обобщения и конкретизации. Умение выделить величину предмета как свойство и дать ей соответствующее название нужно не только для познания отдельного предмета, но также для понимания отношений между предметами. Все это оказывает непосредственное влияние на формирование у детей системы знаний об окружающей действительности.

Формирование у детей младшего дошкольного возраста о величине создает чувственную основу для овладения величиной как математическим понятием. Этой цели также служит усвоение элементарных способов измерительной деятельности, влияние которой на общее математическое и умственное развитие многоаспектно.

Л. А. Венгер отмечает, что с восприятием предметом и явлений окружающей действительности начинается познавательная деятельность. Все формы познания, такие, как мышление, запоминание, воображение основываются на образах восприятия, а также выступают как результаты их переработки. В связи с данным обстоятельством нормальное умственное развитие не возможно без опоры на полноценное восприятие. Аналитическое восприятие связывается не с выделением и объединением отдельных частей целого, а с выделение отдельных измерений величины предмета, таких, как ширины, длины, массы, величины и объема. При этом следует отметить, что измерение величины предмета носит относительный характер и определение размера предмета зависит от положения предмета в пространстве.

Психолого-педагогические исследования А. В. Запорожца показали, что восприятие величины способствует формированию сравнительно сложных форм анализа и синтеза свойств воспринимаемых предметом, сопоставления объектов и явлений, а также понимания простых связей и их взаимосвязей.

Для корректной и наиболее полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка иных признаков. Умения выделять величину как характеристику предмета и давать ей название нужно не только для познания конкретного предмета, но также для понимания отношения между объектами и предметами [4].

Для образования самых базовых знаний относительно величины предметом следует формировать наиболее конкретные представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Чувственный опыт восприятия и оценки величины начинает формироваться уже в период раннего детства в результате установления связей между осязательными, зрительными, а также двигательно-тактильными ощущения от тех предметов и игрушек разных размеров, которыми оперирует ребенок.

Дети младшего дошкольного возраста достаточно прочно закрепляют признак величины по тем конкретным предметам, которые он достаточно хорошо знает. Вместе с тем, дети в данном возрасте с трудом овладевают относительностью оценки величины предметов. Дети довольно часто в своей игровой деятельности игнорируют признаки величины, например, они пытаются уложить большую куклу в маленькую кровать и т. п., то есть они ориентируются на общий объем предмета, не выделяя такие характеристики, как ширина, высота и длина.

Зачастую дети характеризуют предметы по одной протяженности, которая наиболее ярко выраженная, чаще всего – это длина, так как она является приобщающая у большинства предметов. Детям сложнее выделять ширину предметов. Наиболее успешно детьми определяются в предметах конкретные измерения в процессе непосредственного сравнения двух или более предметов.

Таким образом, цель изучения формирования представлений о величине предметов в младшем дошкольном возрасте – познакомить детей со свойствами предметов, научить дифференцировать их, выделяя те свойства, которые принято называть величинами, познакомить с самой идеей измерения посредством промежуточных мер и с принципом измерения величин.

Конспект занятия по развитию речи «Формирование понятия материалы» (средняя группа) Мотивация занятия. Воспитатель: Мишка, что ты несешь? Мишка: Дали мне сумку и сказали, чтобы я отнес МАТЕРИАЛ. А здесь…такое разное… Воспитатель:.

Использование дидактической игры для формирования представлений о величине в младшем дошкольном возрасте Величина – одно из основных математических понятий, возникшее в древности и подвергшееся в процессе длительного развития ряду обобщений.

Конспект НОД по формированию обобщающего понятия в средней группе 1. Тип: ознакомление с новым материалам. 2. Возрастная группа: средняя. 3. Тема: формирование обобщающего понятия- инструменты. Программное.

Конспект НОД по формированию у детей средней группы нравственного понятия «Дружба» Конспект занятия по формированию у детей нравственного понятия «дружба» Цель: Формирование у детей представления о нравственном понятии.

Конспект урока обучения грамоте «Введение понятия «предложение» Обучение грамоте. Тема урока. «Здравствуй, букварь! Введение понятия «предложение»». Цель урока: 1) познакомить детей с первой учебной.

Консультация для педагогов на тему: «Сущность понятия «трудолюбия» и проблема воспитания у дошкольников». Труд всегда был и остается одним из главных факторов жизнедеятельности людей, источником материальных и духовных богатств общества. Результат.

Психология понятия и виды (внимания, ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения) Внимание Это направленность сосредоточенность сознание на объектах, имеющих для личности устойчивую или ситуативную значимость Виды внимания.

Содержание коррекционно-образовательной программы по формированию представлений об окружающем мире у детей с ЗПР (занятия) Содержание программы сгруппированы в два раздела: «Мир растений», «Мир животных». Содержание программы предусматривает систематизацию.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Смотреть фото Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Смотреть картинку Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Картинка про Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метра. Фото Какое свойство пространства характеризует длина что является эталоном метраУсвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР При развитии фонематического восприятия дети с речевыми нарушениями, вслушиваясь в звуки речи,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *