Каков разум таковы и речи в чудо прописи что нужно сделать
Каков разум таковы и речи в чудо прописи что нужно сделать
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА БУДУЩЕГО, ПРОВЕРЕННАЯ ПРОШЛЫМ
Этот сайт посвящен возрожденным классическим традициям образования.
С глубокой благодарностью к великим педагогам прошлого, оставившим нам это бесценное наследие.
АЛТУШКИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
Руководитель проекта
Как перед многими мамами, передо мной когда-то встала проблема школьного обучения своих подросших детишек. Отдавать их в школу было безумно жалко. Я точно знала, что им там будет плохо, хотя и не могла тогда ясно сформулировать, почему…
ГОРЯЧЕВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА
Разработчик филологического блока
Бывают ли в жизни чудеса.
В самом начале 2008 года мне позвонили из Екатеринбурга. За полторы тысячи километров от Москвы состоятельная многодетная мама, озадаченная образованием своих детишек, нашла мои публикации, посвящённые К. Д. Ушинскому, его учебным книгам, и обратилась ко мне за советами. Это был подарок свыше!
КОСТЕНКО ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ
Разработчик математического блока, канд. физико-математич. наук, доцент
Более 140 опубликованных работ — научно-математических, научно-методических, историко-педагогических, в том числе учебник по теории вероятностей (изд. 2004 г. и 2012 г.) и монография «Проблема качества математического образования в свете исторической ретроспективы» (2013 г.).
НИФОНТОВА ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА
Разработчик математического блока,
тренер-методист
Я работаю в Русской классической школе учителем математики и методистом уже более восьми лет. В эту школу я попала чудом, иначе не скажешь. Вспоминаю своё собеседование с учредителем школы — Татьяной Анатольевной.
БАЛАКАЕВ МИХАИЛ ГЕННАДЬЕВИЧ
Разработчик программ по истории
По образованию я юрист. Окончил Свердловский юридический институт по специальности «правоведение». После получения диплома работал в Институте философии и права УрО РАН. Потом судьба привела меня в школу, и я стал учителем истории.
МАЛЮГА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
Преподаватель начальной школы,
тренер-методист
Учителем начальных классов я работаю более 20 лет.
Начинала преподавать по программе традиционного обучения (математика М. И. Моро, Г. В. Бельтюкова; русский язык Т. Г. Рамзаевой, чтение М. И. Горецкого). Немного поработала и по программе «Школа 2100».
ШИПОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА
Преподаватель филологии,
тренер-методист
Выбрать профессию учителя — это взять на себя огромную ответственность за юные души твоих учеников, а учитель-словесник вдвойне в ответе за то, какими людьми станут его ученики, с каким отношением к жизни, к людям, к Родине они выйдут из школы.
КОЧЕВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА
Педагог дошкольного и начального образования,
тренер-методист
Я начала работать по этой программе десять лет назад. За спиной у меня к этому времени был многолетний опыт работы в общеобразовательной школе. И я думаю, что именно он помешал мне сразу принять и оценить новую программу.
КОСТЕНКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Преподаватель
церковнославянского языка
По образованию я тренер-преподаватель. До работы в Русской классической школе был детским тренером по карате. Многого достиг как сам, будучи спортсменом, так и на тренерском поприще, и считал, что спорт — это призвание на всю мою жизнь…
ПЕТРОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА
Преподаватель филологии
По специальности я учитель английского и немецкого языков. В Русской классической школе работаю с 2011 года. Моё знакомство с РКШ началось с расписания уроков, которое я случайно увидела, будучи в гостях.
ВОЛКОВА ВЕРА БОРИСОВНА
Секретарь
Русской классической школы
Русская Классическая Школа стала частью моей жизни очень стремительно, буквально в течение одного дня.
Август 2012 года. Я уже полгода работаю секретарём в школе — приказы, документы, справки. А школа не обычная, средняя, а Русская классическая.
Урок обучения грамоте (письмо) по теме: «Письмо строчной буквы «а»
Уроки письма начинаются с введения учеников в мир прекрасного, что совпадает с принципами методики М.С. Соловейчик. Осознают, что прекрасное можно создать и руками человека. Письмо – это тоже труд, труд умственный и физический. Все предъявляемые учащимся требования представляют для них большие трудности: вызывают сильное мышечное напряжение и быстро их утомляют. Поэтому наипервейшая задача учителя заключается в том, чтобы помочь ученику освободиться от этой напряжённости. А освободить ребёнка от напряжения можно только через игровую деятельность (эта деятельность является ведущей в работе с детьми данного возраста).
Как уже говорилось выше, работаю я с “Чудо прописями” и “Моими первыми тетрадками”. Стиль письма и задания в тетрадях различны. А мне нужно подчинить их одной – научить действовать по алгоритму. Алгоритму письма и алгоритму звукового анализа слов. Каждый из алгоритмов учит ребёнка распределять внимание, а также учит самоконтролю.
Первые уроки в прописях отводятся на развитие двигательных навыков кисти руки, развитию глазомера, нахождению рабочей и дополнительных строчек. Дети узнают, что такое половина (1/2) и третья часть (1/3) линии, учатся писать наклонные линии и линии с закруглением внизу (“качалочкой”), пишут крючковую линию, учатся соединять элементы букв между собой, знакомятся с ролью “секретика”. На данном этапе работы дети запоминают большое количество различных терминов – последовательностью письма, т.е. алгоритмом.
Для знакомства с алгоритмом письма я использую “Чудо-прописи”, а для работы по формированию основных понятий периода обучения грамоте – “Пропись” (Мои первые тетрадки) и “Чудо-пропись”.
Цели урока: научить писать строчную букву а, “набирать” её из изученных элементов букв; развивать фонетико-фонематическое восприятие, артикуляционное понимание звука, навыки самоконтроля и самоанализа, понятийное мышление, зрительное восприятие, память, образное мышление, аналитико-синтетические умения и навыки; учить умению точно воспроизводить образец, чёткой последовательности звукобуквенного анализа дальнейшей отработкой понимания предложения и его признаков; формировать произвольное внимание; воспитывать культуру речи, усидчивость, аккуратность и трудолюбие, любовь к родной природе, бережное к ней отношение, культуру поведения и общения друг с другом; поощрять взаимопомощь, умение радоваться не только за свой успех, но и за успех одноклассников.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. Все готовы мы трудиться, нам никак нельзя лениться.
Пропись дружно открываем и о лени забываем.
2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжаем учиться писать буквы.
а) Знакомство с графическим образом буквы а.
Учитель. На доске мы видим знакомые элементы букв. Назовите их, пожалуйста. ( Дети называют: наклонная короткая линия, длинная наклонная линия, “крючок”, “качалочка”, “секретик”, короткая наклонная линия с “ качалочкой”, линия с “качалочкой” и “крючком” и “секретом”).
Посмотрите на письменную строчную букву “а”. Хватит ли этих элементов для написания буква “а”? (Нет)
А какую букву можно “набрать” из данных элементов? (И)
Предлагаю одному из учеников написать строчную букву “и” на доске.
Учитель. А можно ли букву и превратить в букву “а”? Покажите, как это можно сделать. (На доске учащиеся показывают, используя цветные мелки.)
К доске приглашается один из учеников. Буква “и” превращается в букву “а”.
Учитель. Благодаря какому элементу буква “и” превратилась в букву “а”?
Дети называют этот элемент – “шапочка”.
б) Письмо элементов буквы “а” коллективно с объяснением учителя.
Учитель. С какого места рабочей строки нужно начинать писать букву “а”? (С 1/3 сверху в узкой рабочей строке) Приготовиться к письму. Какие правила письма необходимо вспомнить? (Повторяем правила письма: положение тетради, ручки, посадка при письме).
Знакомлю с алгоритмом написания буквы а:
Ставлю ручку на 1/3 сверху в узкой рабочей строке, ухожу влево вверх, задерживаюсь на верхней линеечке рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, пишу “качалочку”, поднимаюсь по крючковой линии до середины рабочей строки, пишу “секретик” (соединяю с началом буквы), по секрету опускаюсь вниз по наклонной линии, “качалочка”, крючок до середины рабочей строки.
Сначала показываю на образце, а потом вместе с детьми пишу мелом на доске. (Дети пишут в воздухе.)
в) Письмо буквы “а” под объяснения учащихся. (Первая рабочая строка в прописи.)
Физкультминутка. (На этом этапе урока использую Су-Джок-здоровьесберегающие технологии.)
г) Анализ соединений буквы “а” в словах. Закрепление изученного о звуках и буквах.
На данном этапе урока использую барабан (игрушечный). Несколько раз отбиваю ритм на барабане.
Учитель. Что вы сейчас услышали? (Звуки барабана). К каким звукам мы отнесём эти звуки? (Музыкальные). Назовите предмет, издаваемый эти звуки. А что теперь вы услышали? (Звуки речи). Что вам известно о звуках нашей речи? (Звуки бывают гласные и согласные.) Что вам известно о звуках согласных? Что вам известно о звуках гласных?
Звук [а] – он какой? (Гласный). Как вы это определили? Сколько раз этот звук встречается в слове барабан?
Найдите слово барабан в прописи. Разместите звуки слова барабан, каждый в свою квартиру. (Дети рисуют в звуковой схеме слова условные обозначения звуков, а один из учеников набирает схему слова на доске магнитными карточками, на данном этапе дети используют обозначения звуков по Соловейчик М.С.)
Проверка. Сравните свои схемы с тем, что вы видите на доске. Что вы можете сказать?
Посмотрите, какое соединение использовано для соединения буквы “а” с другими буквами слова. Какой элемент для этого используется? (Крючковая линия и “секретик”.)
По доске все вместе под комментарий учителя соединяют букву а с другими буквами в слове. (Барабан)
Физкультминутка. Упражнение “Сова”.
3. Закрепление изученного.
а) Дальнейшая работа над графическим изображением буквы “а” продолжается в “Прописи” Мои первые тетрадки – стр.22.
Посмотрите на доску. Какая птичка принесла нам букву “а” во второй прописи? (На доске рисунок с аистом.)
А почему, именно эта птичка её принесла? (Слово начинается со звука [а].)
Учитель. Посмотрите на написание буквы “а”. Что вы заметили?
(Есть отличия в написании.)
Учитель. Какие известные элементы буквы “а” вы нашли?
Выделите их зелёным цветом.
На свободной строке напишем по образцу с доски под объяснение (алгоритм) букву а. (Можно предложить детям написать букву “а” чередуя с букой “и”.)
б) Самоанализ написанного.
Учитель. Найдите самую красивую букву, написанную вами в прописи, отметьте её восклицательным знаком. Почему мы отмечаем эту букву именно восклицательным знаком? (Мы радуемся)
Какая буква вам не очень понравилась и почему?
Ученики отмечают недостатки в написании букв.
Учитель. А сейчас мы немного поиграем.
в) Игра. Я буду называть слова со звуком [а] в начале слова, середине, конце. Если вы услышите звук в начале – вы хлопаете, если в середине – вы топаете, а если в конце – поднимаете руки вверх.
(Астра – в данном слове звук [а] и в начале слова и в конце.)
Учитель. Какое слово вас пыталось запутать? (Астра)
Показываю букет из астр.
На что похожи лепестки этих цветов?
Астра – в переводе с греческого означает “звезда”. Её лепестки похожи на лучики звезды. По старинной легенде, астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. Согласно народному поверью, если ночью притаиться в цветнике из астр и прислушаться, то можно услышать едва уловимое перешептывание – это астры разговаривают со своими сёстрами – звёздами.
Учитель. Найдите это слово в прописи, обведите букву “а” в слове и разместите звуки в схеме слова. Сколько слогов в этом слове? Как вы это определили? Что вспомнили? Какой слог ударный? Что можно сказать о согласных звуках этого слова? Что известно о звуке [р]?
4. Работа с предложением.
Учитель. Что изображено на доске? (На доске схема предложения.)
Что такое предложение? Как при письме отделить одно предложение от другого? Прочитайте предложение из прописи.
Каков разум, таковы и речи.
Как вы понимаете смысл высказывания? Какая буква пропущена в словах этого предложения? Впишите букву “а” в слова.
Подчеркните зелёным цветом правила, которые необходимо помнить при записи предложения. (Дети подчёркивают: заглавную букву, пробелы (раздельное написание слов в предложении), точку в конце предложения.)
Подведение итогов урока.
Учитель. Какую букву мы учились писать на уроке?
Чему ещё мы учились на уроке?
На образце этого урока я попыталась показать, как можно использовать, подчиняя единым требованиям работу с совершенно разными стилями письма и оформлением фонетической работы в уже готовых схемах, некоторые приёмы работы над формированием орфографической зоркости, развитием фонематического слуха, обогащение словаря учащихся.
Конспект урока по чтению «Буква А а» (1 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а ], буквы А, а. (20-23)
1. Познакомить учащихся со звуком [а]; формировать умение выделять звук [а] из речи; познакомить детей с буквами А, а; формировать навык чтения;
2. Развивать фонематический слух, внимание, логическое и ассоциативное мышление, речь детей; развивать мелкие мышцы пальцев.
3. Прививать интерес к чтению; воспитывать любовь и бережное отношение к цветам.
Оборудование: учебник «Азбука»; демонстрационные карточки с печатными буквами А, а; элементы букв А а; схемы звуков, слов, предложений; рисунки с изображением астры, арбуза; алфавит; лента букв; компьютер; мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска; CD с электронным приложением к «Азбуке» Горецкого В.Г.; медальки для активных детей (изображено улыбающееся солнышко и надпись «Молодец!»); медальки для каждого ребёнка (изображены буквы А а).
Рассматривание материалов «Азбуки» на с. 20-23 и формулирование учебной задачи уроков.
1. Обсуждение темы «Азбука – к мудрости ступенька». Работа с пословицами.
— Пословица – это логически законченное изречение (предложение) с поучительным смыслом, содержит мораль.
Каков разум, таковы и речи.
Аккуратность красит человека.
Век живи – век учись.
— Прочитаем новую пословицу об учебе.
Азбука – к мудрости ступенька.
— Почему же, на взгляд русских людей, именно азбука развивает ум человека? ( Не изучив грамоту, человек не сможет читать и писать. )
3. Повторение изученного.
— Какую тему изучили на прошлом уроке? ( Изучили тему «Звуки» ).
— Что можете сказать о звуках? ( Звуки слышим и произносим ).
— На какие две группы можно разделить все звуки? ( На гласные и согласные ).
— Что узнали про гласные звуки? ( При произношении гласных звуков не встречаются преграды; их можно пропеть; они бывают ударными и безударными; гласные звуки обозначают красным цветом ).
— Что узнали про согласные звуки? ( При произношении согласных звуков встречаются преграды; их нельзя пропеть; они бывают мягкими и твёрдыми; глухими и звонкими; парными и непарными; твёрдые согласные обозначают синим цветом, а мягкие согласные – зелёным цветом ).
4. Подготовка к новой теме.
— С праздником, ребята!
— Что я произнесла? ( Предложение ).
— Как догадались, что это предложение? ( Предложение содержит законченную мысль ).
— Сколько слов в этом предложении? ( Три слова ). Какое первое слово? Второе? Третье?
— Запишем схему этого предложения в тетрадь.(1 ребенок у доски)
— С какой интонацией произнесла это предложение? ( С восклицательной ).
— Какой знак препинания поставим в конце предложения? ( Восклицательный знак ).
— На уроке вы познакомитесь со звуком [а], узнаете, какими буквами обозначается этот звук. Научитесь выделять в речи звук [а].
1. Работа над звуком [а].
1) нахождение опорных слов и их слого-звуковой анализ.
Я похожа на звезду,
Ближе к осени цвету.
Тот, кому уже семь лет,
Скажет: «Школа, здравствуй!
— Астра с греческого языка означает «звезда». По старинной легенде астра выросла из пылинки, упавшей звезды. Астры бывают различной окраски. Цветут астры с конца мая до морозов. Нельзя рвать цветы! Цветы нужны для того, чтобы мы любовались ими.
— Составим схему этого слова.
На схеме этого слова обозначено, что в нем два слога. Рассматривая рисунок на с. 21, дети произносят слово и убеждаются, что в нем действительно два слога: первый аст и второй ра. Первый слог является ударным.
Первый слог состоит из трех звуков: гласного и следующих за ним согласных. (Внимание детей обращается на то, что это не слияние, так как гласный предшествует согласному.)
Произносим первый слог, подтверждая тем самым правильность схематического его обозначения тремя квадратами. То же самое делаем по отношению ко второму слогу. Он состоит из двух звуков: слияния согласного с гласным.
Вновь произносится хором исходное слово, затем первый его слог.
— Сколько звуков в слове «астра»? ( 5 ).
— Сколько согласных звуков? ( 3 ).
— Сколько гласных звуков? ( 2 ).
— Какой звук слышится в начале и в конце слова «астра»? ( Звук [а] ).
Поспевает жарким летом,
И становится при этом
Он таким, как круглый мяч,
Но его не пустишь вскачь,
Он тяжелый и большой,
Спелый, крепкий, наливной,
Сладкий, сочный и упругий,
Замечательный на вкус,
2) выделение, артикулирование и характеристика звука
— Звук [а] – гласный, ударный или безударный; обозначает твердость предшествующего согласного.
3) фонетическая зарядка
— Какой звук издаёт человек, когда врач просит открыть рот, чтобы осмотреть горло? ([ а ]).
— Какой звук издаёт мама, когда укачивает ребёнка? ([ а ]).
4) нахождение звука [а] в словах
— Звук [а] можно услышать в начале слова, в середине слова, в конце слова.
Август. Алые астры. Аромат акаций.
Арба абрикосов! Амбары астраханских арбузов!
— Антоновка! Анисовка! Апорт!
Аппетитный август! (Л. Яхнин)
— Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в начале слова.
— Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в середине слова.
— Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в конце слова.
2. Знакомство с буквами А а.
— Звук [а] обозначается буквой А а ( показ карточки с буквами Аа ).
Вот два столба наискосок,
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
Тем она и знаменита.
Ноги ставит широко.
— На что похожа буква А? (На ракету, на столбы, …).
Печатание букв А а в тетради.
— Какой звук изучили? (Звук [а]).
— Какими буквами обозначается звук [а]? (Буквами А а).
+ слайд из приложения
4. Закрепление изученного материала.
1) беседа по картинке в учебнике (с. 22).
Айболит, Сестрица Аленушка и братец Иванушка.
2) соотнесение рисунков и схем слов (с. 22 внизу)
3) развитие речи (с. 23) Сказка «Лиса и волк».
— Какой звук изучили? (Звук [а]).
— Какими буквами обозначается звук [а]? (Буквами Аа).
1. Заучивание стихотворения в учебнике. (с. 21)
2. Игра на внимание «Найди букву Аа».
— Сколько букв А а нашли в квадрате? ( 3 ).
— Какой звук изучили? (Звук [а]).
— Какими буквами обозначается звук [а]? (Буквами Аа).
На с. 23 дети рассматривают букву а (вверху). Учитель говорит, что в пустых клеточках будут располагаться буквы, которые они узнают на последующих уроках. Чтобы овладеть письменной речью, надо будет узнать много букв.
— Что нового узнали на уроке?
— Какие задания были самыми интересными и лёгкими? Почему?
— Что вызывало затруднение? Почему?
— Какие новые слова узнали?
— Что общего у этих слов? (Звук [ a ], буквы А а).
— На память об этом уроке – празднике «Первой буквы», я дарю вам всем медальки ( каждому ребёнку медальки с изображением буквы А а ).
— Хочу отметить детей, которые хорошо работали на уроке. ( медальки с изображением улыбающегося солнышка и надписью «Молодец!» ).
— На следующих уроках мы с вами продолжим путешествие в страну Звуков и Букв, потому что, зная ЗВУКИ и БУКВЫ, которыми они обозначаются, вы сможете научиться читать и писать.
— Спасибо за урок! Молодцы!
Тема урока: Строчная и заглавная буквы А, а. (с. 3-4) + Тренажер с. 20
2. Развивать фонематический слух, внимание, логическое и ассоциативное мышление, речь детей; развивать мелкие мышцы пальцев.
Оборудование: учебник «Азбука»; демонстрационные карточки с прописными буквами А, а ; элементы букв А, а ; схемы звуков, слов, предложений; рисунок с изображением цветка – астры; алфавит; лента букв; компьютер; мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска; CD с электронным приложением к «Азбуке» Горецкого В. Г.
Учитель на доске пишет строчную а. Дети конструируют букву из ниток или проволоки.
— Шарик свернутый лежал,
чтоб в окно не убежал.
А теперь его надую,
с ним по улице пойду я». ( Г. Сапгир. )
— Найдите овалы и обведите их по контуру.
5. Знакомство с написанием прописной буквы А.
Дети рассматривают страницу сверху. Находят прописную букву А и ее элементы. Учитель на доске показывает написание прописной А. Дети обводят ее элементы по контуру.
Ученики обводят по контуру узор. Находят на нем один из элементов прописной А. Пишут элементы буквы в модульной сетке рабочей строки и рабочих и саму букву.
Дети находят букву А в написанных словах, ставят под ней точку и обводят ее. Пишут свои слова: Анна — A..a.
VI . Итог. Рефлексия. Домашнее задание.