Какова композиция слова о полку игореве чем она объясняется
Жанр, сюжет и композиция «Слова о полку Игореве». Образ князя Игоря
Разделы: Литература
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Под впечатлением от “Слова о полку Игореве” Александром Порфирьевичем Бородиным была написана опера “Князь Игорь”.
А.П.Бородин – профессор химии, академик военно-медицинской академии, доктор медицины и композитор – работал над оперой 18 лет (1869 – 1886), но так и не закончил ее. После смерти композитора опера была закончена Н.Римским-Корсаковым и А.Глазуновым и впервые поставлена в Петербурге в 1890 году.
2. Доклад учащегося. Дополнительные сведения о князе Игоре (индивидуальное домашнее задание).
ИГОРЬ (в крещении Георгий) СВЯТОСЛАВИЧ (03.04.1151-29.12.1202), великий черниговский князь. Сын великого черниговского князя Святослава Ольговича. Главный герой “Слова о полку Игореве”.
В 1180-98 княжил в Новгороде-Северском, в 1198-1202 владел Черниговским княжеством. Игорь был участником многих усобиц, воевал с половцами. В 1185 он вместе с тремя другими князьями совершил поход в глубь степей, намереваясь разгромить половецкие орды, обитавшие в Северном Причерноморье и Подонье, и вернуть утраченный город Тмутаракань на Таманском полуострове. Но войско Игоря потерпело поражение, а сам он попал в плен к половцам. Вернувшись на Русь, он с помощью великого киевского князя Святослава Всеволодовича пытался организовать отпор кочевникам.
Игорь сознавал гибельность для Руси феодальных усобиц. Находясь в плену, он с болью вспоминал, как сам разорял русские земли: “. много убийств и кровопролития совершил я в земле христианской. взял на щит город Глебов у Переяславля. Тогда немало зла приняли безвинные христиане, разлучаемые отец с детьми своими, брат с братом, друг с другом своим, жены с мужьями своими и дочери с матерями своими, а подруга с подругой своей. И все было сметено пленом и бывшей тогда скорбью. Живые мертвым завидовали, а мертвые радовались, ибо, как мученики, святым огнем от жизни этой приняли испытание. Старцы умерщвлялись, юноши же лютые и тяжелые раны принимали, мужей же отделяли одного от другого и рассекали на части. И то все сотворил я”.
Некоторые исследователи высказывали предположение, что Игорь является автором “Слова о полку Игореве”.
3. План событий “Слова. ”.
1.Вступление (зачин). Боян.
2.Сборы Игоря в поход. Затмение солнца.
3.Диалог на расстоянии между Игорем и Всеволодом Буй Туром.
4.Выезд Игоря. Зловещие знамения.
5.Отрывочные сведения о походе и битве, перемежающиеся с воспоминаниями об Олеге Гориславовиче и судьбе его гнезда.
6.Поражение князя Игоря. Сон Святослава.
7.Обращение к князям. Золотое слово Святослава.
9.Побег Игоря из плена.
10.Возвращение на Русь. Боян. Слава князьям!
4. Композиция “Слова о полку Игореве”. Беседа по вопросам.
— В чем особенности композиции “Слова. ”? Хронологически ли расположены события? Почему автор не придает значения хронологии? Что для него важнее: хронологическая, документальная точность или чувства, эмоции?
— Найдите композиционные части. Какое событие является кульминацией “Слова”? Катарсисом? (плач Ярославны) Какие этапы отсутствуют? Какие фрагменты “Слова. ” нельзя отнести ни к какому этапу?
Вывод: композиция “Слова. ” подчинена эмоционально-лирическим требованиям и не имеет отношения к исторической или иной повествовательности, в которой соблюдалась именно хронологическая последовательность описываемых событий.
5. Жанр произведения.
Слово учителя.
— Какие жанры древнерусской литературы вы знаете? Какие жанры устного народного творчества?
Еще до опубликования и особенно после опубликования памятника его жанровую природу определяли по-разному, а именно как песню, поэму, героическую поэму, “трудную”, т. е. воинскую, повесть, былину, ораторскую речь (“слово”) и т. д. Уже первые издатели памятника параллельно с названием оригинала “Слово о плъку Игорев?, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова” напечатали: “П?снь о поход? Игоря, сына Святославова, внука Ольгова”. В 1797 Н. М. Карамзин, сообщая миру об открытии в России нового литратурного памятника, говорил о нем как об “отрывке поэмы”. Позже В. Г. Белинский отрицал возможность отнесения “Слова” к жанру героической поэмы, Ф. И. Буслаев, наоборот, считал “Слово” исторической поэмой с элементами древней мифологии. М. А. Максимович везде называл “Слово. ” песней, а С. П. Шевырев подчеркивал, что это произведение представляет собой повествование, “переход от песни к повести”. В новейшее время А. И. Никифоров рассматривал “Слово. ” как былину, И. П. Еремин — как “произведение ораторского искусства”, как “памятник светского красноречия Киевской Руси”.
— Каким жанрам близко “Слово. ”?
Вывод: “Слово. ” сочетает разные жанры древнерусской литературы и УНТ, это эпические и лирические жанры, преобладает лирическое начало.
6. Обратимся к тексту.
Не пристало ли нам, братья,
начать старыми словами
печальные повести о походе Игоревом,
Игоря Святославича?
Пусть начнется же песнь эта
по былинам нашего времени,
а не по замышлению Бояна.
Боян же вещий,
если хотел кому песнь воспеть,
то растекался мыслию по древу,
серым волком по земле,
сизым орлом под облаками.
Начнем же, братья, повесть эту
от старого Владимира до нынешнего Игоря,
который скрепил ум силою своею
и поострил сердце свое мужеством;
исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки
на землю Половецкую
за землю Русскую.
Как автор характеризует манеру повествования Бояна?
— Какая из предложенных репродукций соответствует вступлению?
— Какова цель похода князя Игоря?
— Как природа откликается на поход Игоря? Какие зловещие предзнаменования, предостережения дает она Игорю? (чтение отрывков).
— Как отображено на картинах Рериха и Глазунова действие сил природы?
— Какая репродукция точнее передает впечатление от затмения?
— Как ведет себя Игорь во время затмения? Как характеризует его такое поведение (не забывайте, что он человек языческой эпохи)?
— Какие еще зловещие предзнаменования посылает природа?
— Какую роль играет размышление об Олеге Гориславовиче и судьбе “Олегова гнезда”?
О походе князя Игоря современники и исследователи “Слова. ” отзывались по-разному:
“Высокое чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике, преданность новой — общерусской, ненависть к своим бывшим союзникам — свидетелям его позора, муки страдающего самолюбия — все это двигало им в походе” (Д.С.Лихачев).
“Образ солнечного затмения — поэтический прием автора “Слова”, с помощью которого он стремится оправдать Игоря и его поход. Игорь идет навстречу гибели, чтобы отвести беду от родной земли. Как считает автор “Слова”, поход Игоря был предпринят в целях обороны, “за землю Русскую” (Б.И.Яценко. Солнечное затмение в “Слове о полку Игореве”).
“Когда русские воины увидели себя со всех сторон окруженными половцами, князь Игорь, посоветовавшись с князьями, сказал: “Если поскачем, спасемся сами, а простых людей оставим, а это будет нам перед Богом грех: предав их, уйдем. Но либо умрем, либо вместе живы останемся” (Ипатьевская летопись).
— Какое из высказываний, на ваш взгляд, точнее передает образ князя Игоря?
— Соответствует ли ваше представление о князе Игоре художественному образу Игоря И.Глазунова? Репродукции, казалось бы, похожи, но какая из них ближе вам? Чем отличаются?
7. Итоги урока.
Анализ произведения «Слово о полку Игореве»
На сегодняшний день у нас есть крайне мало образчиков древнерусской литературы. Единицы литературных творений наших далёких предков смогли дожить наших дней. Большинство из них были навсегда утрачены, они исчезли в исторических катаклизмах, потрясших нашу древнюю родину. В этом плане «Слово о полку Игореве» представляет собой поистине бесценный памятник древнерусской литературы, который проливает свет на особенности культурной жизни той эпохи. Многомудрый Литрекон представляет разбор «Слова».
История создания
История написания «Слова о полку Игореве» весьма туманна. До сих пор доподлинно неизвестно, кто же является автором «Слова». Рукопись слова была обнаружена в конце 18 века обер-прокурором Синода Мусиным-Пушкиным в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря. Хоть рукопись и сгорела в московском пожаре 1812 года, копии были сохранены. Именно поэтому к обер-прокурору впоследствии появился вопрос об авторстве произведения: зачем он оставил ценнейшую рукопись в занятом французами городе, если дворяне выехали накануне оккупации со всеми наиболее дорогими вещами? Не он ли сам, обладая знаниями церковно-славянского языка, взялся за сочинение этого труда? Есть две версии, по-разному объясняющие создание поэмы «Слово о полку Игореве»:
«Слово о полку Игореве» многократно переводилось с древнерусского языка на русский. На данный момент наиболее актуальным считается перевод советского учёного Дмитрия Лихачёва.
В основе сюжета лежит поход сына Святослава – князя Игоря с группой верных ему князей против половцев. Эти события русской истории получили свое отражение в «Слове».
Направление, жанр, размер
Поскольку «Слово» является образчиком древнерусской литературы двенадцатого века, оно не может быть отнесено ни к какому общепринятому литературному направлению. Самое первое из них – классицизм, появилось лишь в начале семнадцатого века. Именно этим обусловлено жанровое своеобразие «Слова о полку Игореве».
Жанр произведения – эпическая поэма. Повествование охватывает длительный промежуток времени, который включает в себя множество важных событий, в которых участвует великое множество людей. Также «Слово» представляет собой стихотворное произведение большого объёма. Кроме того, к нему применимы средневековые представления о жанре, более того, он даже указан в названии поэмы. Это «Слово» — эпическое произведение среднего объема.
Неоднократно предпринимались попытки точно определить стихотворный размер произведения. Однако все эти попытки были неудачными. Ритм «Слова» постоянно меняется в зависимости от описываемых в тексте событий.
Композиция
В первую очередь стоит отметить обращение автора к своей аудитории в самом начале произведения, в котором он рассказывает о своём намерении отобразить описываемые события максимально правдиво и достоверно.
В остальном же композиция «Слова о полку» достаточно проста. Она делится на вступление, в котором князь Игорь собирает своих соратников в поход, на основную часть, в которой происходят все главные события, и эпилог, в котором создатель подводит итоги произошедшего.
Если делить композицию «Слова о полку Игореве» на части по содержанию, то получится следующая структура:
Сюжетно-композиционные особенности «Слова о полку Игореве» выражаются в том, что внутри произведения расположены части, являющиеся самостоятельными произведениями. В средневековье Плач и Слово были жанрами литературного творчества. Они на правах автономных, но все же взаимосвязанных частей располагаются в тексте «Слова».
Важную роль произведении играет славянский фольклор, выражающийся в одушевлении окружающей природы.
Князь Игорь Святославович, движимый жаждой славы и почёта, собирает авантюрный поход в половецкие степи, несмотря на мир, заключенный с кочевниками. Его сопровождает брат Всеволод со своей дружиной. Несмотря на все предостережения окружающих и даже солнечное затмение (знак беды), молодой князь остаётся непоколебимым.
Близкие Игоря очень тяжело переживает эти события. Старый князь Святослав досадует на горячность молодых князей и разобщённое состояние Руси. Жена Игоря – Ярославна — мучается, не зная судьбы своего возлюбленного.
Тем временем пленённый Игорь признаёт все свои ошибки и раскаивается. Он не поддаётся на соблазны половецкого хана и всеми силами стремится вернуться на родину. В конце концов, ему это удаётся. Вся природа после просьб Ярославны помогает князю: реки, ветер и земля — все способствует побегу.
Произведение заканчивается торжественной встречей молодого князя в Киеве. Люди искренне радуются чудесному спасению Игоря.
Главные герои и их характеристика
Система образов в «Слове о полку Игореве» отражена в таблице:
герои «слова о полку игореве» | статус | характеристика |
игорь | молодой новгород-северский князь | отважный, но неразумный воин. проходит путь от самоуверенного, тщеславного наглеца до человека, который осознаёт ответственность перед своей страной и народом. этот образ органично вплетается в мифологический контекст. игорь обнаруживает связь с историческими корнями и пользуется поддержкой сил природы. «внук даждьбога» находит тропу домой и радует подданных своим возвращением. |
святослав | киевский князь | мудрый старик. уязвлён раздробленным состоянием руси. его «златое слово» — призыв к древнерусским феодалам отложить свои междоусобные склоки и объединиться против внешнего врага. |
ярославна | молодая княжна. жена игоря | главный женский образ всего произведения. её плач по судьбе игоря символизирует плач всей руси по погибшим дружинникам. она же является основным носителем фольклорных традиций, ведь обращается к языческим силам природы, и они ее слушаются. |
боян | певец и сказитель | мимоходом упоминается во вступлении. воспринимается автором негативно, как любитель приукрасить и исказить реальные исторические события. |
рассказчик | автор | образ настоящего патриота, который, тем не менее, не настолько знатен, чтобы повлиять на исторические события. но это человек, наделенный мудростью, эрудицией и знанием традиций, поэтому он может предугадывать будущее и обозначать мрачные предзнаменования. он явно осуждает игоря и соглашается со святославом, ведь русь, по его мнению, должна объединиться, иначе погибнет. |
Тематика «Слова о полку Игореве» весьма богата и насыщенна.
Проблемы
Проблематика «Слова о полку Игореве» не менее интересна.
Основная идея
«Слово о полку Игореве» позволяет нам понять контекст времени, в которое была написана эта поэма. Раздробленная Русь с трудом противостояла натиску степных народов с Востока.
Автор предостерегает князей, предсказывает, что, если военная аристократия не попытается найти компромисс и не создаст надёжного военного союза, она будет неизбежно сметена натиском кочевников. Характерно, что спустя век именно так и случилось.
Таким образом, главная мысль произведения заключается в призыве к единению, а идейный смысл текста — в подробном историческом доказательстве этой необходимости.
Идейно-тематический комплекс «Слова о полку Игореве» дублирует многие средневековые эпосы, где в центре повествования был сильный и смелый герой, который учится на своих ошибках и спасает родину. Однако памятник древнерусской литературы отличается от них колоритом, фольклорными нововведениями и главной идеей.
Чему учит?
Это произведение учит нас во время принятия решений руководствоваться не собственной выгодой, а потребностями большинства. «Слово» показывает нам, что такое настоящий патриотизм. Оно осуждает эгоизм, глупость и подлость, и превозносит сострадательность, ум и честность.
Нравственные ценности, заложенные в произведении, направлены на все слои общества, ведь и князь, и его дружинник должны одинаково сильно любить отечество и одинаково смело защищать его интересы.
Мораль «Слова о полку Игореве» может быть выражена в «Золотом слове Святослава»:
Не с честию вы победили,
С нечестием пролили кровь неверную!
Ваше храброе сердце в жестоком булате заковано
И в буйстве закалено!
Таким образом, смелость не должна выражаться в жестокости. Бесчестно проливать кровь ради славы. Отвагу нужно беречь для защиты, а не для нападения. Таковы выводы Святослава и рассказчика из этой истории.
Критика
С самого своего обнаружения «Слово о полку Игореве» вызывало бурный интерес, как со стороны историков, так и со стороны литераторов.
Великий поэт А. С. Пушкин, всегда симпатизирующий образам Древней Руси, настолько проникся эти произведением, что даже намеревался сделать свой собственный перевод этой поэмы.
Виссарион Белинский видел в «Слове» образец русской культуры, ещё не осквернённой монголо-татарским игом. Он подчеркнул особую значимость книги для культуры. Наиболее высоко критик оценил Плач Ярославны, отметив поэтичность и искренность этой главы.
Критики не раз комментировали роль автора в «Слове о полку Игореве»:
«Автор поэмы, – писал П. Павленко, – воин, политик и поэт, образ живой и близкий нам». Политический, гражданский пафос в «Слове о полку Игореве» органически слит с его художественным пафосом, что и делает это произведение бессмертным, позволяет ему постоянно «сохранять характер современности», как отмечал знаменитый польский поэт Адам Мицкевич.
Особенности жанра и композиции Слова о полку Игореве
Обсуждение вопроса:
«Слово о полку Игореве» — произведение, выстроенное, созданное автором по законам ритма особого, своего порядка. Он заключается в определённом чередовании безударных и ударных слогов. Поэтому повествование плавное, «складное», как сказали бы современники автора.
Жанр произведения — воинская повесть. При очень высоких поэтических достоинствах текста произведение можно было бы назвать поэмой.
Но автор создал «Слово» «по былинам», т.е. по творческим и историческим канонам своего времени. Это Средневековье, XII в., эпоха феодальной раздробленности Киевской Руси.
В плане художественном следует отметить близость произведения к фольклору, к основам устного народного творчества.
Черты, которые делают «Слово» похожим на былину, следующие. Это широкий размах событий, героические характеры главных действующих лиц, красота поэтического языка (например, постоянные эпитеты), глубокая и мудрая идея единения русских князей ввиду угрозы извне.
А каковы же особенности композиции «Слова о полку Игореве»?
Первая часть — экспозиция; в ней автор обращается к читателю и заявляет о том, каков его творческий замысел. Он намерен создать своё творение «по былинам», т.е. исходя из исторически достоверных источников. Он не следует замыслам Бояна, легендарного певца, который в своих песнопениях прежде всего стремился прославить русских князей.
Вступление (оно представляет собой завязку произведения) повествует о том, как князь Игорь со своим воинством идёт в поход против половцев из Новгорода Северского. Затмение солнца, печальное предзнаменование, не останавливает храбрецов. Дружинники слышат призыв любимого князя: «лучше быть убиту, чем полонёну!» — и готовы к боевым подвигам.
Нарастание действия. Пешие и конные полки дружины вступают в южные земли, всё более отдаляясь от родных пределов, оставляя всё, что было для каждого из них дорогим и заветным: свои дома, родных и близких.
«О русская земля! Ты уже за холмом!» — рефреном звучит это исполненное тоски восклицание.
Первая победоносная встреча с половцами также является элементом нарастания действия.
Кульминация произведения — написанная автором в трагических тонах картина главной, разгромной для русских битвы с половцами: «Там всем достало кровавого вина. Русские напоили сватов допьяна, а сами полегли мёртвыми на землю».
Трагична судьба соратников Игоря в плену у половцев и последующий его побег из плена.
Развязка, венчающая произведение, подана автором читателю в ярких тонах, наподобие торжественного гимна. Игорь возвращается в родные края, и Киевская Русь, это люди и природа, прощает ему ошибочный шаг; она принимает его в близкую, привычную для него стихию.
Русские люди по-прежнему оценивают князя Игоря как героя.
«Слово о полку Игореве» написано в 1187 году и имеет особенности жанра и композиции, которые были свойственны тому времени. Произведение написано не по законам современного стихосложения. Тем не менее, автор смог донести информацию до читателя в доступной форме.
Ритмичность – это основа композиции «Слова». Она заключается в том, что автор плавно переходит от одной темы к другой. Равномерно распределяются лирические восклицания. Определенный ритм присутствует в обращениях Ярославны к ветру, к Днепру, к солнцу и в призывах к русским князьям. Таким образом, ритмичность содержания «Слова о полку Игореве» является неотъемлемой частью композиции.
Произведение имеет характерную народность. Мы видим это по художественным средствам, используемых автором.
Автор «Слова о полку Игореве» описывал действия, которые только что произошли, он хотел рассказать об этом доступным языком. Рассказчик называет своё произведение неоднозначно – то «словом», то «песнью», то «повестью». Для него не важно, будет ли оно звучать как речь или использоваться для пения, автор стремится передать суть произошедших действий.
Итак, «Слово о полку Игореве» имеет множество особенностей жанра и композиции. Это и характерный ритм, и народные образы, и авторское впечатление. Всё это помогает донести до читателя информацию содержания «Слова». Именно поэтому, произведение актуально и в наши дни.
Композиционные особенности “Слова о полку Игореве”
«Слово о полку Игореве» было написано более 800 лет назад и посвящено проигрышному походу князя Игоря на половцев. Автор не ставил перед собой цель подробно изложить события похода. Для него это повод для размышления о судьбах Руси, об объединении княжеских земель. Так как произведение было написано более 8 веков назад, оно имеет ряд особенностей. Каковы же композиционные и художественные особенности «Слово о полку Игореве».
Композиционные особенности «Слово о полку Игореве»
Произведение начинается с вступления, в котором автор думает, каким образом ему начать повествование, и как освятить исторические события. Он вспоминает певца-поэта Бояна, у которого «вздрагивали струны, трепетали, сами князям славу рокотали». Наш же автор не хочет указывать только на положительные черты русских князей, в своем литературном памятнике он излагает произошедшие в реальности события.
Вся поэма состоит из трех глав. В первой описывается поход князя Игоря и проигрыш русского войска. Затмение солнца, гроза, поведение лесных зверей и птиц – все предупреждало князя об опасности. Но он остается непоколебим и рвется в бой, в результате которого терпит поражение.
Во второй главе князь Святослав, находящийся в Киеве, видит вещий сон, который предвещает неблагоприятный исход его сыновей Игоря и Всеволода. Узнав о том, что сон действительно был вещим, князь произносит свое Золотое слово, в котором просит всех русских правителей объединиться духом и мечом.
Заканчивается поэтическое произведение на счастливой ноте – побегом из плена Игоря и Всеволода. Автор уверен в могуществе русских войск, верит в славное будущее Руси.
Композиционные особенности Слова о полку Игореве
Композиция произведения начинается со вступления, где автор говорит читателю, что не хочет, как певец Бояна хвалить великих богатырей, описывать подвиги, которые не каждый сможет повторить, а скорее наоборот донести все события до сегодняшнего дня. Всё должно быть по правде.
Князь Игорь собирается в поход, чтобы победить грозных половцев и по пути ему встречаются предзнаменования, которые поначалу говорят об успехе. Так и происходит, ведь первый бой дружинники с лёгкостью выигрывают, однако дальше всё становится только хуже. Бой один из главных сражений на Каяле проиграно.
Во второй (центральной) части произведения описывает вещий сон князя Святослава, который рассказывает о поражении сыновей князя Игоря и Всеволода. Но основная мысль здесь иная-это объединение русских князей перед одним общим врагом. Это сплочение даст новую силу княжествам.
Третья часть рассказывает о побеге князя Игоря из плена полоцкого и плачь Ярославны, который описывает скорбь по всем погибшим сынам Матушки-Руси.
Эпилог-это подведение этого во всех произошедших событий. Князь Игорь возвращается и обещает, что будет лучше, ибо понял все свои предыдущие ошибки. Самой главной ошибкой князя была гордость, ведь после первого боя с половцами Игорь возомнил себя непобедимым, а теперь должен держать ответ перед родными погибших, да и перед собственной совестью. Однако, народ русский встретил их, как победителей, героев спасших землю русскую от врага.
Таким образом, «Слово о полку Игореве.» это уже необычное произведение, которое рассказывает об исторических событиях произошедших много столетий тому назад. Это поучительная история для людей любого возраста. Композиция выстроена чётко: вступление, первая глава, центральная часть, третья глава и эпилог. Много символических значений присутствует в рассказе. Эта история несёт не просто исторический смысл, но и глубоко-моральный, нравственный.
2 вариант
Данное произведение было написано автором более восьми веков назад, по этой причине оно имеет целый ряд важных особенностей. В произведении повествуется о походе с северных земель, тогда еще раздробленных земель Руси, похода на половцев. Поход завершился поражением сил собранных князем Игорем. Но в данном произведении это историческое событие не имеет столь важного значения, так как автор на примере этого похода рассуждает о будущем всей объединенной Руси и ее могуществе.
Какие же в произведении есть авторские особенности
В вступлении автор размышляет как же ему лучше вести свое повествования. Он не хочет говорить, как и многие в то время летописцы лишь о положительных качествах князей и всей Руси в целом. Он хочет доносить правду, как очевидец, о Руси того времени.
Само произведение делиться на три большие части. Первая рассказывает нам о походе князя Игоря на половцев, его сражении с ними и полное поражение. Вокруг князя до сражения постоянно летает напряжение. Природа подкидывает ему знамения, что битву эту ему не выиграть, но князь упрям и не слушает никого, он хочет одолеть половцев любой ценой.
Вторая глаза повествует о князе Святославе, который в ночь перед сражением его сыновей увидел сон, который показал их поражение. Через несколько дней, узнав, что сон полностью сбылся, Святослав собирает у себя всех русских князей и говорит свою знаменитую речь, после которой Русь объединяется вовек.
Окончанием произведения служит предвкушения счастливого будущего бежавшего князя и его брата и хорошего будущего для всей Руси. Автор делает особый акцент на позитивной ноте, но мы видим, что он достаточно объективно показал нам всю картину происходящего тогда. Описав, как положительные, так и отрицательные стороны происходящих тогда процессов, а так же их участие в них князей.
Также читают:
Картинка к сочинению Композиционные особенности Слова о полку Игореве
Популярные сегодня темы
Я живу в большом светлом шестнадцатиэтажном доме на десятом этаже. Из окна я вижу полосу горизонта с лесом, а когда нет облаков, то открывается вид на красивый закат.
Безусловно, у каждого из нас есть любимая певица, которая вдохновляет и заставляет становиться лучше с каждым днем. У меня тоже есть такая исполнительница.
Ограниченность взглядов является довольно распространенным пороком общества и отдельных людей. Как правило, даже современные люди, которые обладают образованием и, казалось бы
9 мая – это особенный день для каждого и для всей нашей страны. Вечно будут находиться в наших сердцах те мучительные слезы и ужасы, которые видела наша земля.